Конспект урока музыки 2 класс раздел 2 урок 4 Музыкальные инструменты (фортепиано) Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Богословская Ольга Викторовна

Конспект урока музыки

2 класс

 раздел 2 урок 4

Музыкальные инструменты (фортепиано)

Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки

2 класс

 раздел 2 урок 4

Музыкальные инструменты (фортепиано)

Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной

Технологическая карта урока

Тема: Музыкальные инструменты. Фортепиано.

Тип урока: Комбинированный урок.

Урок-беседа

Цель: Показать достоинства инструмента фортепиано, его выразительные возможности.

Задачи: Образовательные: Расширить знания о музыкальных инструментах 

Развивающие: Развивать музыкальное воображение, творческие способности. 

Воспитательные: Воспитывать эмоциональное отношение к музыке, интерес к классической музыке, музыкальным инструментам.

Планируемые результаты

Предметные: 

-  определять характер, настроение, интонационную и жанровую основу музыки;

-  объяснить значение слов: форте, пиано, фортепиано, рояль, пианино;

-  показать строение и механику работы фортепиано;

-  познакомить с творчеством П.И.Чайковского.

Метапредметные:

Регулятивные: распознавать на слух музыкального произведения.

Познавательные: определять и сравнивать характер и настроение музыкального произведения.

Коммуникативные: выражать свои впечатления, выслушивать иную точку зрения, вести диалог.

Личностные: побуждение эмоционального отклика на прослушанное музыкальное произведение.

Музыкальный материал: П.И.Чайковский пьесы из «Детского альбома»:                                        «Баба Яга», «Утренняя молитва», Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла»,                            «Болезнь куклы».

Гимн школы.  

УМК: Музыка. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2012.

 

Ход урока

         Добрый день! Начну урок с музыкальной загадки. В исполнении какого инструмента звучит пьеса? (П.И.Чайковский «Баба Яга»). (Ответы учащихся).

- Да, это фортепиано.

- Какого сказочного персонажа изобразил композитор? Как вы догадались?

- Быстрый темп (полет Бабы Яги в ступе), короткие ворчливые фразы, колючие созвучия.

          Да, фортепиано – уникальный инструмент, звуки его могут изобразить кого угодно. Неслучайно, в переводе с французского он означает королевский. Так высоко ценили французы этот инструмент. Фортепиано - это общее название рояля и пианино. Человека, исполняющего музыкальные произведения на фортепиано, называют пианистом.

-  Давайте заглянем внутрь фортепиано, что мы там видим?  Струны с помощью вирбелей (колков) натянуты на чугунной раме. Для низких звуков используется одна струна, для средних и высоких используются двойные или тройные  струны. Звук в фортепиано извлекается ударом молоточка о струны. Молоточки связаны с клавишами. В современных фортепиано присутствует две или три педали. Правая продлевает звучание инструмента, левая делает звук тише.

          Пьесу «Баба Яга», которую мы прослушали вначале урока написал П.И.Чайковский.

У композитора было два племянника: Володя и Танюша, между ними сложились теплые доверительные отношения. Петр Ильич подолгу гулял со своими племянниками, много играл, рассказывал им о своих путешествиях и невероятные истории о странах, в которых бывал. И всегда с большим интересом он слушал детские рассказы о разных событиях в их жизни. 

             Любовь к своим племянникам послужила поводом для написания «Детского альбома», состоящего из 24 пьес. «Вот, эти пичуги, — он указал Петр Ильич на детей, - непременно хотят, чтобы я написал «всё до капельки» в их альбом. Напишу, не бойтесь. Напишу, и всё сыграем!»                                                                                                                                                   День в семье, во времена П.И.Чайковского, начинался и заканчивался молитвой, вот и «Детский альбом» открывается «Утренней молитвой». Это размышления о Боге, о душе.  Каждое утро, проговаривая тексты молитв, дети настраивались на добрые дела и поступки. Послушайте как бьется ваше сердце, что происходит сейчас в вашей душе, прислушайтесь к себе. (Звучит «Утренняя молитва»).

           - Кто хочет поделиться своими чувствами? (ответы детей).

Светлые интонации молитвы полны возвышенного покоя и созерцания.                                                                     Я вам сыграю первую фразу Молитвы, а вы посчитайте сколько в ней разных по высоте звуков. Всего звуков – 9, а разных по высоте – 4. Такое «опевание, кружение» мелодии вокруг одного звука говорит о внутренней собранности, сосредоточенности человека. В следующих интонациях я слышу сомнения, вопрос, а затем неуверенный робкий скачок вверх – обращение к Богу, к небесам? Затем первая сосредоточенная фраза повторилась, а обращение к Вышнему звучит более уверенно, настойчиво. Вы заметили, как во второй половине пьесы забился «пульс жизни», будто вся природа пробуждается ото сна и в конце пьесы:

 - Куда движется мелодия?

-  Верно, вверх!

-  Что неторопливым последовательным движением вверх рисует композитор?

- Да, рисует картину рассвета, начало нового доброго дня.
         
«Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом»,- писал Чайковский в письме своей подруге. Володя, как и многие мальчишки, любил играть с солдатиками. Петр Ильич, наблюдая за увлеченной игрой Володи написал пьесу «Марш деревянных солдатиков». Вначале бравые солдатики бодро и торжественно проходят маршем по площади, а что же ещё можно услышать в этой зарисовке? Давайте послушаем. (Слушание, ответы учащихся).

- Сколько раз менялся характер музыки?

- Верно, дважды. Значит это произведение можно разделить на три части. Первая и третья -  решительные, яркие, бодрые, средняя часть звучит настороженно, минорно. В какой-то момент музыка приобретает минорный оттенок, более тихую динамику, кажется, что солдатики останавливаются и настороженно прислушиваются не приближается ли враг. Но их тревоги были напрасны и они продолжили движение под бой барабанов гордо подняв головы, чеканя каждый шаг.   Ребята, давайте   встанем около парт и прошагаем как солдатики под музыку марша, а при смене характера музыки замрем, прислушаемся и насторожимся.


        Когда племяннице Танюше исполнялось восемь лет, дядя Петя пришел
в гости с подарком. В руках у него была какая-то коробка.                                          

— Это тебе, Танюша! – сказал он.

— Что же там такое, — сгорая от любопытства, думала Танечка.

Дядя Петя развязал ленточку, открыл крышку и протянул коробку девочке. Там лежала прекрасная кукла. У неё были большие синие глаза. Когда куклу покачивали, глаза открывались и закрывались. Хорошенький маленький ротик улыбался девочке. Светлые кудрявые волосы ложились на плечи. А из-под бархатного платьица были видны белые чулочки и чёрные лаковые туфельки. Настоящая красавица! Танюша смотрела на куклу и не могла наглядеться. Чувство радости и счастья переполняли её. Девочка порывисто прижала куклу к груди и закружилась с ней по комнате, словно в вальсе.                                                                                                        - Какое счастье, получить такой подарок! – думала Таня.
Что стала делать Таня и её новая кукла Петр Ильич описал в музыкальной пьесе. Можете закрыть глаза и представить счастливую Танюшу и ее куклу. (Слушаем пьесу
«Новая кукла»).

- Кто хочет поделиться своими впечатлениями? Какое настроение было у Тани?

- Какой темп? Почему?

- В каком регистре заканчивается пьеса? Почему?

Кажется, что от головокружительного вальса Таня и кукла отрываются от земли и улетают в облака.

- Как назовём эту пьесу? (Повторное прослушивание. Предложить девочкам покружиться в вальсе с куклой).

          Через несколько дней П.И.Чайковский решил навестить сестру и племянников, а заодно, узнать, как дела у Тани и её новой «подружки». Дверь открыла Александра Ильинична, мама Тани и Володи. В доме было подозрительно тихо, не слышно было привычного детского гомона. Петр Ильич зашел в детскую и увидел Таню, сидящую перед кукольной кроваткой. Что происходило дальше звучит в музыке. (Слушаем пьесу «Болезнь куклы»).

- Как вы думаете, что же произошло?  (Ответы детей).

Да, кукла сломалась или заболела.  В музыке слышно, как капельки слёз падают на платье Тани. Слышно, как боль куклы усиливается, как Таня вздыхает, но в конце пьесы музыка затихает, боль отступает и кукла засыпает. Чем закончится эта история про Таню и куклу придумайте сами и на следующем уроке расскажите (домашнее задание).  

          Не хочется расставаться с вами на грустной ноте. Давайте в конце урока вспомним с вами наш школьный Гимн.

- Кто скажет, что такое Гимн?  (Ответ)

(Исполнение гимна школы (стоя).

- Давайте подведем итоги урока.

- Общее название рояля и пианино? (Фортепиано)

- Кто автор «Детского альбома» фрагменты, которого мы сегодня прослушали? (П.И.Чайковский)

- Какие пьесы из «Детского альбома» вам понравились?

- Какими средствами передает композитор сосредоточенное настроение? Какими средствами рисует портрет счастливой Танюши? Как описывает болезнь куклы?

      Вывод: Возможности «королевского» инструмента безграничны. Музыка хорошего композитора в исполнении прекрасного пианиста может заставить плакать, быть смиренными, поддержать в трудный час, может вдохновлять на победы, делать людей счастливыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 1 классе по ФГОС программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой Тема: «Азбука, азбука каждому нужна»

Тема: «Азбука, азбука каждому нужна»Цель урока: установить взаимосвязь уроков в школе с музыкой.Задачи урока:1. Развитие  предметных умений учащихся   воспринимать  музыкальн...

Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки

Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки...

Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки

Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки...

Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки

Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки...

Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки

Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки...

Презентации к урокам Музыки в 5 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки

Презентации к урокам Музыки в 5 классе "Фольклор"для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки...

Технологическая карта урока 2 класс" Русские народные инструменты" по программе Е.Д.Критская,Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Технологическая карта урока -знакомства с русскими народными инструментами с  применением игровых технологий....