"Портрет в музыке"
план-конспект занятия по музыке (2 класс) на тему

Пушкарская Дарья Николаевна

Конспект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portret_v_muzyke.docx25.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Портрет в музыке».

Цель: создать условия для знакомства обучающихся с музыкальным  портретом. 

Планируемые результаты

Предметные:

-познакомятся с понятием «музыкальный портрет»

-будут развивать музыкальные данные: слух, голос, музыкальный ритм.

-разучат новые песни.

Метапредметные:

Познавательные:

-научатся сравнивать, сопоставлять;

-будут формировать мыслительные навыки – обобщение, умение вслушиваться и доказывать.

Регулятивные:

-обучающиеся будут принимать и сохранять учебную задачу на протяжении всего урока.

Коммуникативные:

-смогут формулировать свои мысли, принимать и уважать мнения других.  

Средства обучения: музыкальные записи, видеоролик, презентация, карточки со словами песни. 

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности

II. Постановка проблемной учебной задачи

Разгадывание загадки

Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном или в робе верхолаз,

Лётчик или балерина, или Колька- твой сосед,

обязательно картина называется… портрет.

-Что такое портрет?

-Как вы думаете, портрет можно только на бумаге нарисовать? -А как еще можно?

-А может ли музыка нарисовать портрет? Над этим вопросом мы сегодня будем работать.

-Ребята, как вы думаете, какая тема урока?

III. Открытие новых знаний

  1. Слушание произведения

ейчас вы услышите музыку, названия которой пока не знаете. Я только скажу, что ее написал великий русский композитор П. И. Чайковский.    На экране появляется портрет П.И. Чайковского.

-Вспомним правила слушания.  

-Как вы думаете, кого хотел изобразить композитор реального персонажа или сказочного? (слушание пьесы «Баба-яга»)

  1. Анализ музыкального произведения

-Музыка рисует нам  облик сказочного персонажа. Он добрый или нет? Каких злых сказочных героев вы знаете? (дети перечисляют)

-Итак, загадка:

В облаках, не по земле, летит баба на метле.

Страшная и злая. Кто она такая?

-Пьеса так и называется «Баба-яга».

-Какой вы ее увидели? Каков ее характер?

-А как вы это поняли? Какими средствами Чайковский рисует ее образ?

 Короткими, острыми, злыми, обрывающимися звуками.

-Чем Баба-Яга занимается: она сидит в своей избушке или, может быть, она летит на метле или в ступе?

-Как вы поняли, что она летит? Каков темп музыки?

Темп быстрый, живой, не останавливается.

  1. Повторное слушание

-На каких инструментах исполняют пьесу?

Пьесу исполняют на фортепиано, флейте, металлофоне.

У: Интересная музыка, не правда ли? Она нравится всем, кто ее слушает. А поэт Виктор Лунин специально для этой пьесы сочинил стихи. Послушайте его.

Кто там?

Кто там летит в вышине?

Кто там в тёмной ночной глубине?

Кто там воет, кто там стонет,

Кто метлою тучи гонит?

Кто там кружится над чёрною чащею,

Кто там свистит над деревнею спящею?

Это баба-яга, костяная нога

Над землёю кружит,

Тёмный лес сторожит.

-Удалось ли поэту передать образ Бабы-Яги?

-Послушайте пьесу «Баба-яга» в вокальном исполнении, т.е. со словами. Скажите, в каком, инструментальном или вокальном исполнении легче понять содержание этого произведения?  

Почему? (Есть слова, которые облегчают, помогают представить содержание этого произведения?)

IV. Закрепление нового материала

-А теперь давайте на миг превратимся в танцоров балета. Что такое балет, я думаю, вы прекрасно помните. Кто хочет напомнить?

-Балет – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица танцуют.

-Верно. Какие жесты, движения руками мы могли бы использовать, чтобы полнее раскрыть образ Бабы-Яги?

Какими должны быть движения наших рук: плавными или резкими? И как мы при этом будем держать ладошку: округло, сожмем в кулачок или может быть лучше растопырить пальчики? Как вы думаете? Давайте попробуем смоделировать!

-Всем спасибо! Молодцы! Вам удалось понять и передать характер Бабы-Яги. Присаживайтесь!

Разучивание попевки

-Как вы думаете, ребята, а Баба-Яга может быть смешной? Оказывается, и такое бывает. Помните детскую песенку-дразнилку:

«Бабка Ёжка  – костяная ножка,

С печки упала, ногу сломала,

А потом и говорит:

«У меня нога болит»

Исполнение попевки от разных звуков

VI. Включение нового знания в систему

-Может быть, кто-то из вас встречал в сказках или мультфильмах смешную Бабу-Ягу?

-Есть такой мультфильм «Летучий корабль».

-Да, в этом мультфильме живет не одна, а целая многоэтажная избушка таких веселых лесных старушек. Они даже называются смешно – Бабки - Ёжки. И поют они забавные частушки, в которых вспоминают своих знакомых – лешего, черта.

 (фрагмент мультфильма «Частушки бабок-ёжек)

-Ребята, как вы думаете, почему Бабки-Ёжки так хорошо поют свои частушки? (они дружат)

-Если дружить и вместе выполнять работу, то она и будет хорошо получаться.

-Сейчас я проверю, насколько вы дружные. Предлагаю разучить песню. Она называется «Песенка друзей».

Разучивание песни. Исполнение в разных вариантах.

 -Разучивание 1 куплета и припева.

VII. Итог урока

-О чём мы говорили сегодня на уроке?

-Сегодня мы услышали замечательную музыку, которую композиторы сочинили благодаря сказочному образу Бабы-Яги

-Так может ли музыка нарисовать портрет?

1.Всем советуем дружить,
Ссориться не смейте!
Без друзей нам не прожить
Ни за что на свете!
Припев:
Ни за что, ни за что,
Ни за что на свете!
Ни за что, ни за что,
Ни за что на свете!
2.Не бросай друзей своих,
Будь за них в ответе.
Не давай в обиду их
Никому на свете!
Припев:
Никому, никому,
Никому на свете!
Никому, никому,
Никому на свете!

1.Всем советуем дружить,
Ссориться не смейте!
Без друзей нам не прожить
Ни за что на свете!
Припев:
Ни за что, ни за что,
Ни за что на свете!
Ни за что, ни за что,
Ни за что на свете!
2.Не бросай друзей своих,
Будь за них в ответе.
Не давай в обиду их
Никому на свете!
Припев:
Никому, никому,
Никому на свете!
Никому, никому,
Никому на свете!

1.Всем советуем дружить,
Ссориться не смейте!
Без друзей нам не прожить
Ни за что на свете!
Припев:
Ни за что, ни за что,
Ни за что на свете!
Ни за что, ни за что,
Ни за что на свете!
2.Не бросай друзей своих,
Будь за них в ответе.
Не давай в обиду их
Никому на свете!
Припев:
Никому, никому,
Никому на свете!
Никому, никому,
Никому на свете!

1.Всем советуем дружить,
Ссориться не смейте!
Без друзей нам не прожить
Ни за что на свете!
Припев:
Ни за что, ни за что,
Ни за что на свете!
Ни за что, ни за что,
Ни за что на свете!
2.Не бросай друзей своих,
Будь за них в ответе.
Не давай в обиду их
Никому на свете!
Припев:
Никому, никому,
Никому на свете!
Никому, никому,
Никому на свете

1.Всем советуем дружить,
Ссориться не смейте!
Без друзей нам не прожить
Ни за что на свете!
Припев:
Ни за что, ни за что,
Ни за что на свете!
Ни за что, ни за что,
Ни за что на свете!
2.Не бросай друзей своих,
Будь за них в ответе.
Не давай в обиду их
Никому на свете!
Припев:
Никому, никому,
Никому на свете!
Никому, никому,
Никому на свете!

1.Всем советуем дружить,
Ссориться не смейте!
Без друзей нам не прожить
Ни за что на свете!
Припев:
Ни за что, ни за что,
Ни за что на свете!
Ни за что, ни за что,
Ни за что на свете!
2.Не бросай друзей своих,
Будь за них в ответе.
Не давай в обиду их
Никому на свете!
Припев:
Никому, никому,
Никому на свете!
Никому, никому,
Никому на свете!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки з класс "В каждой интонации спрятан человек. Портрет в музыке"

данный урок предназначен для учеников 3 класса. Цели урока:Образовательная: дать понятие о выразительных и изобразительных возможностях музыки на примере попевки «Разные ребята», С.С. Прокофьева «Болт...

Портрет в музыке, 3 класс

Презентация к уроку музыки "Портрет в вокальной и инструментальной музыке", 3 класс...

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

Познакомиться с  понятием  «музыкальный портрет»,  закрепить  понятие «Музыкальная интонация», «Речевая интонация», «Выразительность и изобразительность  интонации»,...

«Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек»

Конспект урока музыки по теме: «Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек»...

3 класс Методическая разработка Портрет в музыке

Закрепление понятий: интонация,  выразительность и изобразительность в музыке...

Конспект урока по музыке "Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек." (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели: отработать высокую певческую позицию и гибкость при исполнении длинных фраз; работать над продолжительностью дыхания; завершить работу над художественным исполнением песен; повторить поняти...

Конспект урока по музыки "Портрет в музыке"

Конспект предназначен для 3 класса...