Урок музыки В краю великих вдохновений"
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему

урок музыки в 4 классе. Опера " Сказка о царе салтане" Римский- Корсаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx33.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «В край великих вдохновений…»

 Цели:

1.Целенаправленно формировать способность воспринимать музыку как искусство, выразительное по своей природе; расширить представления учащихся о связи музыки с жизнью, изобразительности и выразительности музыки на примере творчества А.С.Пушкина и Н.А.Римского-Корсакова.

2.Развивать у учащихся музыкальную память, тембровый слух, творческое воображение, эмоциональный отклик на музыкальные произведения,  вокально-хоровые навыки.

3.Воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке;

Познакомить учащихся с музыкой  русского композитора – сказочника Н.А.Римского-Корсакова («Сказка о царе Салтане»);

Вызвать эмоциональный отклик на музыку Н.А.Римского-Корсакова;

Развивать творческие способности и творческую активность учащихся.

Формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД:

воспитание интереса к  музыкальному искусству посредством восприятия и исполнения музыкальных произведений, формирование  эмоционального  и осознанного  усвоения  жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы.

2. Регулятивные УУД:

планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание  музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.

3. Познавательные УУД:

формирование интереса к  музыкальным занятиям и  позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности, расширение представлений о средствах музыкальной выразительности.

4. Коммуникативные УУД:

взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности, владение умениями совместной деятельности.

Оборудование:  мультимедийный проектор.

Ход урока.

  1. Организационный момент.   Слайд 1

1.Музыкальное приветствие, распевание.

( Обращаем внимание на четкое вступление, окончание, дикцию, свободное звучание.)

2.Психологический настрой.

Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

2.Изучение нового материала.

3. Сообщение темы, целей урока

Сегодня мы с вами отправимся  в удивительный край, «В край великих вдохновений…» Мы узнаем, что же вдохновляло поэтов и композиторов на сочинение своих великих произведений, они стали любимыми и родными для многих из нас.

«В краю великих вдохновений», так звучит тема нашего урока. Слайд 2

Обычно, отправляясь в путешествие, люди берут с собой багаж. И у нас он тоже есть. Посмотрите - это ларец. Но он не простой, а волшебный. Чтобы его открыть не требуются ключи.

Вы хотите узнать, что там внутри? Тогда  вам нужно ответить на несколько вопросов. Возможно, он откроется.

1.Что такое опера?

2.Что такое вокализ?

3.Что такое концерт?

4. Назовите группы инструментов симфонического оркестра.

5.Что такое кантата?

6. Перечислите средства музыкальной выразительности.

Посмотрите, он открылся! Что нас ждёт, какие сокровища он нам приготовил?

Ответ: - Портрет А.С. Пушкина. – Вы знаете кто это?

            -Книга сказок.

Вас  ждут интересные  встречи с  удивительными, волшебными сказками и великими сказочниками, вы узнаете много нового и интересного. Успехов вам!

К поездке мы подготовились

Итак, вперёд, путешествие начинается….

4. Объяснение нового материала.

Слайд 3  Первая остановка  «Нянины сказки»

Слайд 4

С самого раннего детства А.С. Пушкина воспитывала его няня – Арина Родионовна Яковлева. Это очень добрая и чуткая женщина, большой знаток русского фольклора, сумела зажечь в сердце ещё маленького Саши огонёк любви к родному краю, к народу, к Родине. «Подруга юности моей» так ласково называл Пушкин свою няню.  Она не только нянчилась с маленьким Сашей, пока он подрастал. Арина Родионовна была с Пушкиным во время одного из самых трудных периодов его жизни – когда поэт был сослан в ссылку, в село Михайловское по приказу царя Александра I . За окном огромные снежные сугробы, метель, вьюга, мороз рисует узоры на окнах, а в доме тепло и уютно. В камине потрескивает огонёк

Слайд 5 Давайте послушаем фортепианную пьесу П. Чайковского из его муз альбома «Времена года», которая называется «У камелька». Она поможет нам ощутить тепло и уют пушкинского кабинета в Михайловском, постарайтесь услышать тихий разговор поэта с няней.  Возможно, она рассказывает ему старую сказку…..

Звучит музыка П.Чайковского « У камелька»

Какая музыка? Что вы представили?

Ответ: вначале, спокойная, неторопливая.  Мягко, нежно звучит музыка. Похоже, что ласковый, негромкий голос рассказывает о чем-то.  Но вот рояль зазвучал встревожено и таинственно. Может быть, просто в сказке, которую рассказывает в сумерках Арина Родионовна, говорится о чем-то тревожном и таинственном.  

Так, под завывание вьюги, долгими зимними вечерами няня рассказывала Пушкину сказки «В некотором царстве, в некотором государстве…»

Погрелись у камелька, пора и в путь…

 Следующая остановка– « Что за прелесть эти сказки»

Слайд6

А.С.Пушкин записывал сказки няни в отдельную тетрадь и позже на их основе создал свои сказки. Его сказки удивительные: добрые, веселые, они полны красоты и вдохновения.

 Сказки А.С.Пушкина знают все.   Слайд7 Посмотрите на иллюстрацию, какие строки вы можете вспомнить?

Ответ: У Лукоморья дуб зеленый…

Правильно, так начинается сказка «Руслан и Людмила»

- Сказки Пушкина вдохновили многих композиторов на создание музыкальных сочинений. Так появилась опера – сказка «Руслан и Людмила». Слайд8

Слайд9 А.С.Пушкина в мире литературы называют великим русским поэтом сказочником, а в мире музыке есть композитор, которого знают как музыкального сказочника. Его имя – Никалай Андреевич Римский – Корсаков. Известный русский композитор и дирижер, музыкальный критик; общественный деятель.

Почему, как вы думаете, Н.А.Римский – Корсаков – это музыкальный сказочник?

Ответ: (Композитор написал много музыкальных произведений на тему русских сказок и былин). 

- А на сюжет одной сказки А.С.Пушкина Римский-Корсаков написал оперу. Прислушаемся, о какой сказке идет речь? Слайд 10

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…»

Ответ:  «Сказка о царе Салтане».  Слайд 11

 Верно! Это одна из любимых сказок Н.А.Римского- Корсакова, ее сюжет он и взял за основу своей оперы, которую так и назвал – «Сказка о царе Салтане».

- В опере Римский – Корсаков весь сюжет сохранил точно таким, как его придумал Пушкин. Композитор придумал такие удивительные  музыкальные образы  и живописные темы героев, что слушая музыку, без слов понимаешь, «видишь» что происходит. Римский – Корсаков как бы «нарисовал» сказку, но музыкальными красками. И вы сами сможете в этом убедиться. Сегодня мы с вами познакомимся самыми яркими симфоническими картинами оперы.

Ребята, прежде чем мы погрузимся в чарующий мир звуков, ответьте на вопрос: а чем же отличается сказка от других литературных жанров?

Ответ:  Волшебством.

В сказке мы обязательно столкнемся с чудом.

Для начала всех действий композитор использовал звуки фанфар. Слайд 12

Фанфары - сигнал торжественного действия. (Звучат фанфары)

Какие музыкальные инструменты изображают звучание фанфар?

Ответ: духовые медные инструменты. Слайд 13

Правильно духовые медные инструменты, посмотрите на их изображение.

Фанфары приказывают : «Слушайте! Слушайте! Внимание! Внимание!»

 Может быть, кто-то помнит, а сколько чудес, которыми удивлял царь Гвидон, было в «Сказке о царе Салтане»?

Ответ: Три.

Давайте вспомним первое чудо. Слайд 14

Белка там живёт ручная,

Да затейница такая!

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Вот, что чудом то зовут

Слайд 15. Я предлагаю, вам  на миг превратиться в композиторов и попробовать нарисовать словесно музыкальные картины. Какую  бы вы изобразили тему «Белочки»? На слайде исключите лишнее.

Теперь сравним свои предположения с музыкальным видением композитора Н.А.Римского- Корсакова. Послушаем, как звучит тема, и какие музыкальные инструменты звучат?

Видеофрагмент « Белочка» Слайд 16

Какая музыка звучала по характеру?

Ответ: Легкая, отрывистая, подвижная, напевная, широкая.

В каком регистре звучала  тема белки?

Ответ: Тема белки звучала в высоком регистре.

Какой музыкальный инструмент солировал? 

Ответ: звучала флейта

К какой группе инструментов относиться этот инструмент

В каком жанре?

Ответ: Слушая тему Белочки, хочется, и петь и танцевать. Я думаю, ваш первый опыт композиторский опыт удался.

- А какую народную песню использует композитор, вы узнали ее?

Ответ: " Во саду ли в огороде".

Давайте,  попробуем изобразить танец чудо - белочки.

Физминутка. Слайд 17

Слайд 18

Там ещё другое диво:  

Море вздуется бурливо,

Закипит, поднимет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснётся в скором беге –

И останутся на бреге

В чешуе златой горя,

Тридцать три богатыря. 

Слайд 19 И так вы снова композиторы.  Какая была бы у вас тема «Богатырей»?

- Теперь сравним свои предположения с музыкальным видением композитора Н.А.Римского- Корсакова.

Видеофрагмент «Богатыри» Слайд 20

На что похожа эта музыка?

Конечно же, на марш - торжественный, величественный.

 В каком регистре звучал марш?

Ответ: Марш звучал в низком регистре.

Какими предстают перед нами богатыри?

Ответ: Сильными, мужественными, храбрыми…

Какой группе инструментов доверил изобразить Римский –Корсаков богатырскую поступь?

Ответ: литавры, духовые инструменты передали богатырскую поступь

 Слайд 21  А вот и третье чудо:  

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает;

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

 Это последнее третье чудо сказки.  О каком чуде идет речь?

 Посмотрите, как художник Михаил Врубель  изобразил Царевну - Лебедь при помощи красок.  Слайд 22

 Какая она?

Ответ: Красивая, волшебная, таинственная…

Слайд 23  Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре?

Ответ: А теперь послушайте, как Царевну-Лебедь изобразил Н. А. Римский-Корсаков.

Видеофрагмент «Царевна –Лебедь» Слайд 24

Совпало ли ваше воображение с композиторским?

Как звучала музыка?

Ответ: Спокойной, напевно.

В каком жанре?

Ответ: Песенном.

Какие музыкальные инструменты звучали?

Ответ: скрипка, арфа.

Музыка, изображающая Царевну-Лебедь прихотливая, извилистая, в среднем регистре, в ней слышится привольная русская песня.  Как и душа русского человека, она звучит напевно и широко.

А вспомните в кого превратился князь Гвидон, чтобы побывать на родимой стороне, в родном дворце, увидеть своего батюшку?

Ответ:  в первый раз в комара, во второй раз в муху, в третий раз в шмеля! Слайд 25

Гвидон очень тосковал по своему отцу царю – Салтану, хотел повидать родные края. Когда Лебедь превратила Гвидона в шмеля, шмель полетел за кораблем, забился в щель и поплыл в гости к славному Салтану.

Сейчас прозвучит одна из самых ярких  симфонических картин  оперы.

Вы не раз слышали эту музыку. Музыкальный фрагмент оперы называется «Полет шмеля».

Видеофрагмент « Полет шмеля» Слайд 26

Как звучала музыка, какая она?

Ответ: Гудящая, шмелиная, построена на повторяющихся звуках. Очень быстрая, стремительная. Радостная.

      Как мастерски, точно  композитор изобразил сказочных героев! Можно сделать вывод, что Н.А.Римский – Корсаков не только композитор, но и  «музыкальный художник». Согласны? Чтобы нарисовать яркий неповторимый портрет героя, композитор находит особые характерные средства. Мелодия может быть красивой, певучей или примитивной, неразвитой. Ритм – острым или сглаженным, регистр – высоким или низким. Все вместе рождает характерный, легко узнаваемый образ. (Мы ведь не перепутаем Царевну-Лебедя с богатырями).

Итог урока.

С каким произведением мы сегодня с вами познакомились?

Кто автор оперы  «Сказка о царе Салтане»?

Какой русский поэт написал «Сказку о царе Салтане»?

Как называется торжественный сигнал, который использовал Римский-Корсаков перед каждым действием?

Композитор с помощью музыки может рисовать картины.

 Что он для этого использует?

Ответ: Для этого он использует средства музыкальной выразительности  (ритм, тембр,    динамику, лад, темп).

- Спасибо, молодцы, вы были внимательными слушателями.

- Мне хочется отметить работу на уроке …..

Рефлексия:

Продолжите, пожалуйста, предложения:

Я узнал(а)…

Мне  запомнилось и   понравилось на уроке

Я получил радость

Домашнее задание.

Сказки - это своеобразная дверь в страну чудес. Они дают нам первое представление о таких понятиях, как добро и зло, мудрость и коварство, прощение, сострадание. Ребята, нарисуйте иллюстрации к музыкальным фрагментам оперы

Вокально-хоровая работа.

Я предлагаю вам завершить наше чудесное путешествие песней «Сказочная».

 

Песня «Сказочная»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературное чтение - музыка "Волшебник или великий музыкант..." 3 класс

Интегрированный урок литература - музыка с элементами проектной деятельности....

Презентация к курсу "Наш край". Тема урока "А.В. Суворов - великий полководец". 4 класс.

Презентация содержит иллюстративный материал к тексту учебника и вопросы для проверки изученного материала....

Технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме "Великий колокольный звон"

Технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме " Великий колокольный звон", из раздела " О России - петь что стремиться в храм", по программе " Музыка" авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Ш...

Урок музыки 2 класс "Великий колокол"

Конспект урока, музыкальный материал к уроку по музыке "Великий колокол" (2 класс)...