Урок музыки 2 класс "Великий колокол"
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Уразбахтина Лилия Аскаровна

Конспект урока, музыкальный материал к уроку по музыке "Великий колокол" (2 класс)

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Музыкальный материал:

 «Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон»;

колокольные звоны: благовест, трезвон, набат;

 «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева;

 «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского.

Основные понятия темы: колокольные  звоны,  благовест, трезвон, набат, звонарь, звонница, колокольня, ритм, импровизация, имитация.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Вход в класс.  «Звучит  Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон».

II. Мотивация. (самоопределение) к учебной цели.

- Скажите, пожалуйста, что за звуки открыли наш урок? (Это был колокольный звон).

- А вспомните, где вы могли слышать колокольный звон? (Его можно услышать в церкви, на улице, по телевизору).

- Правильно. Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел нашего предмета «Музыка» - он называется «О России петь, что стремиться в храм», и тема нашего урока - «Великий колокольный звон». Мы с вами познакомимся с колоколами, их звучанием, узнаем, как называются некоторые виды колокольных звонов, в  каких  произведениях русских композиторов мы можем встретиться с ними. Рассмотрим картину Левитана и определим, звучанием какого вида звонов  ее можно озвучить. Итак,  тема нашего урока: «Великий колокольный звон».

III. Актуализация полученных знаний и фиксирование индивидуального затруднения.

В конце 4 века епископу Ноланскому приснился сон, в котором он увидел полевые цветы – колокольчики. От дуновения ветра, которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна, епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении.

С принятием Христианства на Руси пришли колокола. Впервые они появились в 13 веке в Новгороде и сразу стали символом державы и мощи духа русского народа.

Колокольный звон считается одним из символов России. Как нельзя представить Россию без белого кружевного ситца берёз, без русской матрёшки, без самовара, лихой тройки, без валенок и медведя, так нельзя представить её и без музыки колокольного звона.

Колокольный звон – это целая наука, а колокол – это ударный музыкальный инструмент, высота звучания которого зависит от величины, формы, материала, из которого они были изготовлены, поэтому большие колокола издают низкие тяжелые звуки, малые отличаются более высоким светлым звучанием.

- Ребята, а как вы думаете,  всегда ли одинаково звучат колокола? (Нет, по-разному).

- Совершенно верно,  колокола звучат по-разному. Они рассказывают  людям о тревогах, радостях, сообщают о бедствиях и праздниках. У колокольных звонов несколько  названий: набат, трезвон, благовест.

- Как вы думаете, почему праздничный звон называют благовестом?  Что значит благовест? (Благовест – значит благая весть, это значит добро, радость, праздник).

- Благовест - это ровные  удары в один  колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме. Послушайте, как звучит колокол.

Слушание музыкального фрагмента «Благовест».

- Есть ещё звон, называется  - Трезвон - звон в несколько колоколов, в три приёма; обычно он  звучит после благовеста. Перезвон, перебор - колокола как бы перебирают, слушают звучание каждого колокола.  Это перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького или, наоборот,  с различным количеством ударов в каждый колокол.

Внимательно послушайте и скажите, чем  отличается музыка перезвона от звучания благовеста?

Слушание музыкального фрагмента  «Праздничный трезвон».

- Как вы можете охарактеризовать трезвон? (Трезвон звучит быстрее, в нем есть голоса разной высоты. Музыка громкая, торжественная. Звонят много колоколов одновременно,  создаётся ощущение праздника)

- Молодцы, ребята.

- Если случалась вдруг беда, то били в набат. Как вы думаете, как может звучать набат? (Тревожно, грозно, страшно, взволнованно).

- Набат – это тревожный сигнал для сбора народа, по случаю пожара, наводнения или срочной помощи.

- Так известный русский композитор Сергей Прокофьев  использовал колокольный звон в своем произведении. Давайте, ребята, внимательно послушаем и определим, какой вид звона использовал композитор?

Слушание музыкального фрагмента  «Вставайте, люди русские!»  из кантаты  «Александр Невский».

- Какой вид колокольного звона использовал композитор Сергей Прокофьев в своём произведении? (Набат).

- Почему вы решили, что это именно набат? Какие чувства переданы в этой музыке? (Чувство тревоги, призыва, решительности, уверенности, беспокойности).

- А кроме колокола, что ещё вы услышали? (Ещё звучал хор и оркестр).

- В какой динамике звучит весь отрывок? (Форте.)

- В каком темпе? (В быстром.)

- Вы прослушали хор «Вставайте, люди русские!»  из кантаты  «Александр Невский» Сергея Прокофьева. С этим музыкальным произведением мы познакомимся на следующем уроке.

- Ребята, скажите,  как называется человек, который звонит в колокола? (Звонарь).

- Как вы думаете, это дело легкое или трудное? (Трудное.)

- Верно. Искусство колокольного звона требует особого слуха. Управлять колоколом не просто. Этим непростым делом занимаются профессиональные звонари.

- Посмотрите, где находятся колокола в храме. Они  помещаются или на крыше храма, в башнях куполов, или при входах в церковь, в звонницах, устраиваемых в арках крыльца и в самой церкви у западной  стороны, или близ храма в особом здании для них, называемом «колокольнях».

IV. Физминутка.

Слушание музыкального фрагмента  «Великий колокольный звон». Из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргский.

- О каких событиях рассказывает эта музыка? Как звучали колокола? (Грозно, тревожно, мрачно…)

- Молодцы. В опере  Модеста Петровича Мусоргского  «Борис Годунов» мы слышим торжественный перезвон больших и малых колоколов. Гулко разносится звон по Красной площади и заглушает шум многотысячной толпы - это Бориса венчают на престол. Это было очень непростое время  в истории России, неспокойным было и само царствование. Поэтому музыку мы слышим серьезную.

- Ребята, скажите,  вы слышали в произведении  звучание настоящих  колоколов? (Нет.)

- Верно, мы слышали оркестр, который имитировал нам звучание колокола.  Роль колоколов в оркестре выполняют свободно подвешенные металлические пластинки, брусья или трубки – инструмент довольно специфический.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»

Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся.   «Какой дьявол может победить народ, способн...

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...

Урок Мужества: Тема: "Колокол Победы".

Великая Отечественная война... Нам не пришлось увидеть ужасов этой страшной войны. Мы родились в мирное время запуска ракет и освоение космоса. Мы не слышали грома орудий, не испытывали голода, холода...

Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Технологическая карта  включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...

Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель  урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...

Урок музыки "Музыка вокруг нас. Музыка осени."

Разработка содержит технологическую карту урока и презентацию. На уроке подразумевается разучиваение с обучающимися песни "Скворушка прощается"...