Рабочая программа по музыке на 2 класс (УМК "Школа России").
рабочая программа по музыке (2 класс) на тему

Варданян Мариа Араики

 

Рабочая программа по музыке (УМК «Школа России») разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_muzyke.docx43.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рабочая программа  по  музыке разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы начального общего образования образовательного учреждения МБОУ ООШ №12 Кошехабльского района, планируемых результатов начального общего образования, с учетом  авторской программы по музыке -  «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, М., Просвещение

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений

русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

– освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

формирование общего представления о музыкальной картине мира;

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Планируемые результаты

В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Содержание курса

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

Музыка в жизни человека.

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки,

Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее  эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира.

Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские,

женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Содержание разделов по НРК

Ι. Музыка в жизни человека.

Общее представление о многообразии музыкальных жанров и стилей музыки народов, проживающих на территории Республики Адыгея, народных музыкальных традиций региона.

Истоки возникновения национальной музыки. Особенности музыкальной культуры народов Адыгеи. Сохранение национальных музыкальных традиций народов, проживающих в РА. Музыкальный фольклор как отражение жизни адыгского народа, его истории. Отношение к человеку, природе, родному краю (народные традиции, обряды и праздники адыгов и народов, населяющих РА). Основные жанры адыгской народной песни и инструментальной музыки. Народные песни и инструментальные наигрыши.

Роль института джегуако в развитии и сохранении национального музыкального искусства адыгов. Защитники Отечества в адыгском народном эпосе (былина, сказание и др.). Песня как память народа, хранительница традиций, обычаев и обрядов. Музыкальное творчество адыгов в сопоставлении с искусством других народов. Значение музыки, народных обрядов в театрализованных действиях народов Северного Кавказа, в искусстве хореографии. Профессиональное и народное танцевальное творчество. Танцы народов Северного Кавказа. Адыгейский героический эпос «Нарты». Нартские пшинатли.

Духовная музыка как часть музыкальной культуры адыгского народа и других народов, живущих в Адыгее. Религиозная тематика как отражение общечеловеческих проблем. Понимание значения выражения духовной музыки в развитии музыкальной культуры разных времён и народов. Освоение интонационно-образного богатства духовной музыки. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Духовные песнопения адыгов.

ΙΙ. Основные закономерности музыкального искусства.

Интонационные особенности и основные средства выразительности в музыке народов, живущих в Республике Адыгея. Музыка как способ общения между народами, населяющими регион. Взаимодействие и взаимопроникновение музыкального, изобразительного искусства и литературы. Отражение музыки в литературном творчестве: сказки, мифы, рассказы, повести о музыке и музыкантах. Миф о том, как появились камыль и пхачич, о Нарте Ащэмэзе, рассказы Т. Керашева о силе музыки и др.

Литературные образы в музыкальном искусстве, опера А. Нехая «Раскаты далёкого грома» по одноимённому роману И. Машбаша и др. Отличительные особенности музыкально-ритмических рисунков народной музыки региона.

Представление о развитии музыки на основе сопоставления музыкально-художественных образов в музыкальных произведениях композиторов Республики Адыгея: Тхабисимов У., Бесиджев М., Самогова Г., Натхо Дж., Чирг Ю., Сиюхов Р.

ΙΙΙ. Музыкальная картина мира.

Государственные символы Российской Федерации и Республики Адыгея: герб, гимн, флаг. Влияние народной, духовной музыки на профессиональное музыкальное творчество. Музыка композиторов Адыгеи и её жанровое разнообразие (хоровая, вокальная, инструментальная, танцевальная). Жизнь и творческий путь композиторов Адыгеи. Современная музыкальная жизнь народов в регионе. Основные жанры, стили, виды, направления современной музыки адыгов, её исполнители в регионе. Элементы джаза в адыгской современной музыке (Хачак А.А., Готов А., Емиж Н.И.) и др. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных народов, населяющих регион: детский песенно-танцевальный ансамбль «Казачата», фольклорно-этнографический ансамбль «Ащэмэз», ансамбль адыгского танца «Зори Майкопа», Государственный академический ансамбль народного танца «Нальмэс», Государственный ансамбль «Исламей» и т.д.

Музыкальные инструменты адыгов: щичепщын, пхачич, шотырп, камыль, пщынэ. Игра на национальных музыкальных инструментах народов, проживающих в регионе. Оркестр «Русская удаль» Республики Адыгея, Симфонический оркестр Республики Адыгея, Камерный музыкальный театр Республики Адыгея и др.

Региональные музыкально-поэтические традиции, обряды (славянские, греческие, армянские, татарские) и т.д. Например: славянский праздник «Масленица» - армянский «Терендес», адыгский обряд зазывания дождя «Хьанцэгуащэ икъещэкIын» - армянский «Куцкура» и т.д.

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Виды контроля

1.

Россия – Родина моя.

3

Текущий контроль, тематический контроль, итоговый контроль.

Текущий контроль:

фронтальный устный опрос, индивидуальный устный опрос, наблюдение, слушание, пластическое интонирование, хоровое пение, слуховой контроль, графическая работа.

Тематический контроль: тестовая работа.

Итоговый контроль: заключительный концерт.

2.

День, полный событий.

6

3.

О России петь – что стремиться в храм.

7

4.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

5

5.

В музыкальном театре.

4

6.

В концертном зале.

3

7.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье….

6

Итого

34 ч

Тематическое планирование по музыке (34 ч).

№ п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Музыкальный материал

Предметные результаты

УУД

Кол-во ч.

Дата проведения

план.

факт.

Ι четверть (9 ч)

Раздел «Россия – Родина моя» (3 ч)

1.

Мелодия – душа музыки. Музыкальные образы родного края. Композитор М. Мусоргский.

Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций).

Воплощать характер и настроение песен о Родине в своём исполнении на уроках и школьных праздниках.

Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

Научатся размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Л – 1

Р – 2

П – 9

К – 5

1

2.

Здравствуй, Родина моя! Гимн России.

Размышлять об отечественной музыке, о ее характере и средствах выразительности.

Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций).

Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении.

Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др.

Исполнять Гимн России.

Участвовать в хоровом исполнении гимнов своей республики, страны.

Патриотическая песня. М. Глинка, слова А. Машистова.

Здравствуй, Родина моя! Ю. Чичков, слова К. Ибряева.

Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьёвой.

Гимн России. А. Александров, слова С. Михалкова.

Гимн Адыгеи. У. Тхабисимов, слова И. Машбаша.

Научатся определять характер, жанровую основу музыкального произведения, выполнять задания творческого характера, узнавать на слух основную часть музыкальных произведений, распознавать особенности народных песен; осуществлять поиск нужной

информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых; понимать особенности вокальной и инструментальной музыки, выявлять характерные особенности гимна, использовать различные приёмы вокального исполнения; соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.

Л – 6

Р – 1

П – 4

К – 3

1

3.

Особенности музыкальной культуры народов Адыгеи.

Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства.

Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности.

Народные адыгейские песни и танцы.

Учащиеся научатся сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей; осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел – в пении и импровизациях.

Л – 6

Р – 2

К – 6

1

Раздел «День, полный событий» (6 ч)

4.

Музыкальные инструменты. 

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.

Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.

Научатся сравнивать музыку; принимать участие в пластическом интонировании; слышать настроение звучащей музыки.

Л – 4

Р – 3

П – 1

К – 2

1

5.

Природа и музыка. Прогулка.

Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Определять жизненную основу музыкальных произведений.

Утро. Вечер. Пьесы. С. Прокофьев. Прогулка. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

Научатся выявлять различные по смыслу музыкальные интонации; понимать основные термины и понятия музыкального искусства;

ориентироваться в способах

решения исполнительской задачи.

Л – 2

Р – 2

П –11

К – 4

1

6.

Танцы, танцы, танцы… Разные жанры танцев: вальс, полька, тарантелла, русская пляска.

Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности: пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизация, сочинение.

Начинаем перепляс. Из вокального цикла «Пять песен для детей». С. Соснин, слова П. Синявского.

Научатся определять на слух основные жанры музыки, выделять характерные особенности танца, исполнять и инсценировать песни; использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки.

Л – 4

Р – 1

П – 7

К – 2

1

7.

Эти разные марши. Разные жанры маршей: игрушечный, детский и др. Звучащие картины.

Соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора.

Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

Марш деревянных солдатиков. П. Чайковский. Марш. Шествие кузнечиков из «Детской музыки». С. Прокофьев. Похороны куклы. П.  Чайковский.

Научатся выделять характерные особенности марша; понимать термин «регистр» и определять, в каком регистре звучит музыкальный отрывок; определять своеобразие маршевой музыки; отличать маршевую музыку от танцевальной музыки.

Л – 3

Р – 2

П – 9

К – 4

1

8.

Основные жанры адыгской народной песни и инструментальной музыки.

Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

Импровизировать в характере основных жанров музыки.

Народные адыгские песни.

Инструментальные наигрыши.

Научатся разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях; размышлять, рассуждать об отечественной музыке и многообразии музыкального фольклора республики Адыгея.

Л –12

Р – 3

П – 1

К – 3

1

9.

Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. Обобщение тем «Россия – Родина моя» и «День, полный событий».

Понимать основные термины и понятия музыкального искусства.

Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы.

Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов.

Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения.

Инсценировать песни и пьесы программного характера и исполнять их на школьных праздниках.

Сонная песенка. Р. Паулс, слова И. Ласманиса.

Спят усталые игрушки. А. Островский, слова З. Петровой.

Ай-я, жу-жу, латышская народная песня.

Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.

Конкурс на лучшее исполнение песен по командам.

Светит месяц. Русская народная песня – пляска.

Научатся сопоставлять музыку, находить общие черты и различия; сочинять сказки; выбирать характерные движения для музыки; реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности; учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; определять на слух знакомые жанры, узнавать мелодии изученных произведений, аргументировать свою позицию, оценивать результаты своей работы; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания.

 

Л – 5

Р – 3

П – 4

К – 4

1

ΙΙ четверть (7 ч)

Раздел «О России петь – что стремиться в храм» (7 ч)

10.

Великий колокольный звон. Звучащие картины.

Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений.

Передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов.

Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

Научатся     воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека.

Л –11

Р – 1

П – 7

К – 2

1

11.

Святые земли Русской. Князь Александр Невский.

Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений.

Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи.

Песня об Александре Невском; Вставайте, люди русские. Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.

Научатся эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Л – 4

Р – 1

П – 9

К – 3

1

12.

Святые земли Русской. Сергий Радонежский. Народные песнопения.

Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы.

Народные песнопения о Сергии Радонежском.

Научатся общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов.

Л – 4

Р – 2

П – 1

К – 2

1

13.

Молитва. Музыка в православном храме.

Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений.

Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов.

Утренняя молитва; В церкви. П. Чайковский.

Вечерняя песня. А. Тома, слова К. Ушинского.

Научатся называть характерные особенности духовной музыки; определять на слух духовную и композиторскую музыку; следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.

Л –11

Р – 2

П – 4

К – 9

1

14.

Праздник Православной церкви Рождество Христово. Рождественские народные песнопения.

Исполнять рождественские песни на уроке и дома.

Добрый тебе вечер; Рождественское чудо, народные славянские песнопения; Рождественская песенка. Слова и музыка П. Синявского.

Научатся общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов.

Л –12

Р – 3

П – 1

К – 3

1

15.

Духовная музыка как часть музыкальной культуры адыгского народа. Духовные песнопения адыгов.

Эмоционально откликаться на духовную музыку адыгского народа.

Выражать своё эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого.

Духовная музыка, духовные песнопения адыгов.

Научатся участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Л – 2

Р –10

П – 1

К – 5

1

16.

Музыка на новогоднем празднике.

Обобщение по темам первого полугодия.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Инсценировать песни и пьесы программного характера и исполнять их на школьных праздниках.

Детские новогодние песни. Музыкальные произведения Ι полугодия.

Научатся участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; определять на слух знакомые жанры, узнавать мелодии изученных произведений, аргументировать свою позицию, оценивать результаты своей работы; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания.

Л – 5

Р –  9

П – 9

К – 4

1

ΙΙΙ четверть (10 ч)

Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5 ч)

17.

Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши.

Разыгрывать народные игровые песни, песни-диалоги, песни хороводы.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов русского фольклора.

Светит месяц; Камаринская, плясовые наигрыши.

Наигрыш. А. Шнитке.

Научатся совместно исполнять песни; понимать графическое изображение мелодии; придумывать свои движения при исполнении песен; участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Л – 6

Р – 2

П – 1

К – 5

1

18.

Разыграй песню. «Выходили красны девицы». «Бояре, а мы к вам пришли».

Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши.

Подбирать простейший аккомпанемент к песням, танцам своего народа и других народов России.

Выходили красны девицы; Бояре, а мы к вам пришли, русские народные песни.

Научатся ориентироваться в многообразии музыкального фольклора России, ценить отечественные народные музыкальные традиции.

Л – 4

Р – 9

К – 8

1

19.

Музыка в народном стиле. Сочини песенку.

Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек.

Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.

Ходит месяц над лугами. С. Прокофьев.

Камаринская. П. Чайковский.

Прибаутки. В. Комраков, слова народные; Реченька. А. Абрамов, слова Е. Карасёва.

Научатся передавать в песнях настроение и характер; осуществлять опыт сочинения мелодий, пластических импровизаций на тексты народных песенок.

Л –11

Р – 1

П – 4

К – 2

1

20.

Праздники русского народа. Проводы зимы. Масленичные песенки. Встреча весны.

Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках.

Выявлять особенности традиционных народов России.

Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов

Инструментальное исполнение народных наигрышей: Светит месяц, Калинка. Разучивание масленичных песенок: А мы масленицу дожидаем, Едет масленица дорогая. Исполнение песен, игр, чтение стихов о весне, прослушивание музыкальных записей с пением птиц. Горелки, Гуси-лебеди, Ручеек, Ворота, Блины,  а также песенки - веснянки. Народные обряды, связанные с встречей весны.

Научатся узнавать масленичные песенки; понимать связь между речью музыкальной и разговорной; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности; научатся  выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений; предлагать свои весенние игры; осуществлять контроль своего участия в доступных видах

музыкальной деятельности.

Л –11

Р – 2

П – 6

К – 4

1

21.

Музыкальные инструменты адыгов. Симфонический оркестр Республики Адыгея.

Исполнять выразительно, интонационно осмысленно инструментальные наигрыши. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов адыгского фольклора. Проявлять интерес к концертной деятельности адыгских исполнителей и исполнительских коллективов, музыкальным конкурсам и фестивалям.

Музыкальные произведения в звучании музыкальных инструментах адыгов.

Научатся определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая); участвовать в коллективной игре на элементарных музыкальных инструментах.

Л – 2

Р – 3

П –14

К – 6

1

Раздел «В музыкальном театре» (4 ч)

22.

Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр.

Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы и балета.

Песня-спор. Из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Ген. Гладков, слова В. Лугового.

Волк и семеро козлят. Опера-сказка (фрагменты). М. Коваль; Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.

Научатся эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы и балета; выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц опер и балетов.

Л – 3

Р – 2

П – 1

К – 3

1

23.

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижёра.

Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц опер и балетов.

Участвовать в ролевых играх (дирижёр), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.

Марш. Из оперы «Любовь к трём апельсинам». С. Прокофьев; Марш. Из балета «Щелкунчик». П. Чайковский.

Научатся соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний.

Л – 4

Р – 1

П – 9

К – 9

1

24.

Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал.

Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.

Выявлять особенности развития образов.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Научатся характеризовать музыкальные образы; участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

определять героя, опираясь на его музыкальную характеристику; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций.

Л – 4

Р – 3

П –10

К – 6

1

25.

Музыкальные произведения композиторов Республики Адыгея: У. Тхабисимов, М. Бесиджев, Г. Самогова, Дж. Натхо,

Ю. Чирг,

Р. Сиюхов.

Сопоставлять музыкально-художественные образы в музыкальных произведениях композиторов Республики Адыгея.

Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров.

Музыкальные произведения. У. Тхабисимова, М. Бесиджева, Г. Самоговой, Дж. Натхо, Ю. Чирг, Р. Сиюхова. 

Научатся анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений; воплощать музыкальное развитие образа в собственное исполнение.

Л – 3

Р – 6

П – 4

К – 7

1

Раздел «В концертном зале» (3 ч)

26.

Симфоническая сказка «Петя и Волк» С. Прокофьева. Обобщающий урок ΙΙΙ четверти.

Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки.

Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижёра, драматизация) на уроках и школьных праздниках.

Петя и Волк. Симфоническая сказка.

С. Прокофьев.

Научатся определять по характеру музыки героев; узнавать тембры инструментов симфонического оркестра; воспринимать музыку и размышлять о ней; планировать свои действия

в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

 эмоционально откликаться

на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок.

Л – 5

Р – 5

П – 9

К – 4

1

ΙV четверть (8 ч)

27.

Музыкальные сюжеты и образы фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Музыкальное впечатление.

Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита и др.

Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Картинки с выставки. Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.

Песня о картинах. Ген. Гладков, слова А. Кушнера.

Научатся узнавать пьесы, изображать впечатления от музыки в цвете, рисунках; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.

Л –11

Р – 2

П – 7

К – 1

1

28.

Звучит нестареющий Моцарт! Симфония № 40. Увертюра.

Соотносить характер звучащей музыки с её нотной записью.

Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.

Симфония № 40. Экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт; Увертюра. К опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт; Увертюра. К опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.

Научатся воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Л – 3

Р – 1

П – 4

К – 5

1

Раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (6 ч)

29.

Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И всё это – Бах.

Понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя.

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.

Волынка; Менуэт. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; Менуэт. Из Сюиты № 2; За рекою старый дом, русский текст Д. Тонского; Токката ре минор для органа; Хорал; Ария. Из Сюиты № 2. И.-С. Бах.

Научатся называть понравившиеся произведения и объяснять свой выбор; различать мелодию и аккомпанемент; узнавать звучание органа; использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки.

Л – 2

Р – 3

П – 9

К – 5

1

30.

Всё в движении. Тройка. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга.

Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников.

Попутная; М. Глинка, слова Н. Кукольника.

Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Кавалерийская; Клоуны; Карусель (слова И. Рахилло). Д. Кабалевский.

Научатся определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов; исполнять музыкальные

произведения со сверстника

ми, выполняя при этом разные

функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.).

Л – 4

Р – 9

П – 4

К – 4

1

31.

Два лада.  Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла.

Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.

Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства.

Весна; Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. Песня жаворонка. П. Чайковский.

Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.

Научатся наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.

Л –11

Р – 2

П – 1

К – 3

1

32.

Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского.

Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях.

Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, музыкальным конкурсам и фестивалям.

Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Часть 1-я (фрагменты). П. Чайковский.

Научатся исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Л – 4

Р – 3

К – 2

1

33.

Мир композитора: С. Прокофьев и П. Чайковский.

Составлять афишу и программу заключительного урока-концерта совместно с одноклассниками.

Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.

Утро; Прогулка; Вечер. С. Прокофьев. Утренняя молитва; В церкви. П. Чайковский.

Научатся соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний.

Л – 5

Р – 1

П – 9

К – 4

1

34.

Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок ΙV четверти – заключительный урок концерт.

Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.

Музыкант. Е. Зарицкая, слова В. Орлова; Пусть всегда будет солнце. А. Островский, слова Л. Ошанина; Сказки гуляют по свету. Е. Птичкин, слова М. Пляцковского; Это очень интересно; Пони. С. Никитин, слова Ю. Мориц; Большой хоровод. Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.

Научатся общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов; реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности.

Л – 3

Р – 5

П – 7

К – 9

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 4 класс Школа России Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М.

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по музыке 1 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа была проверена в рамках защиты проекта кафедрального инвариантного учебного модуля «Организация деятельности образовательного учреждения по подготовке к работе по ФГОС» и получила по...

Рабочая программа по музыке 3 класс "Школа России"

Рабочая программа по музыке 3 класс "Школа России"...

Рабочая программа по музыке 1 класс Школа России

рабочая программа по музыке для 1 класса разработана на основе авторчкой программы Е. Д. Критской, Г. П. Сергеева...

Рабочая программа по музыке 4 класс Школа России

Программа по музыке 4 класс Школа России...

Рабочая программа по музыке 3 класс "Школа России"

В учебном материале предоставлена рабочая программа по музыке 3 класс "Школа России", в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по музыке 2 класс "Школа России"

Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного о...