Внеклассное занятие для учащихся 1-4 классов "Образ осеннего листа в литературе и музыке".
план-конспект занятия по музыке (1, 2, 3, 4 класс)

Караванова Светлана Альфредовна

На этом занятии ребята работают с художественными текстами ( стихами А. Майкова, Ф. Тютчева, Ю. Каспаровой), музыкой П, И. Чайковского и Н. Лансере. Занятие проводится в технологии критического мышления. Составляют кластер на всех этапах работы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по литературному чтению и музыке по теме «Образ осеннего листа в литературе и музыке».

Технологическая карта

 Учитель начальных классов: Караванова Светлана Альфредовна.

Форма занятия: творческая мастерская.                                                      

Класс: начальные классы                                

Цель: познакомить учащихся с произведениями русских поэтов и композиторов, проанализировать их; развивать умения обучающихся размышлять, сравнивать и оформлять свои мысли в связную речь; способствовать воспитанию у детей внимательного отношения к окружающему миру.

Планируемые результаты:                                                                  

познавательные УУД: читать и слушать, извлекать нужную информацию, сравнивать, понимать образы лирических стихотворений, видеть яркие художественные детали, определять настроение в поэтических и музыкальных произведениях, делать выводы;                                    

личностные УУД: мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы, самооценка событий, происшествий;                

регулятивные УУД: уметь понимать учебную цель, действовать по плану, искать информацию в предложенных источниках;                        

коммуникативные УУД: вступать в диалог с учителем и одноклассниками, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить небольшие монологические высказывания, формировать умение объяснять свой выбор.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- коллективное создание кластера - опорной схемы по теме «Осенний лист»;                                                                                                                - работа с лирическими произведениями: нахождение ключевых слов в тексте и ярких языковых средств;                                                                         - развивать умение анализировать поэтический текст, развивать устную   и письменную речь;                                                                                                   - прививать любовь к лирике, музыке, окружающей природе;                                      - воспитывать уважение к чужому мнению.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:                                                                                                      

- умение работать с информацией;                                                                                          - формирование умения целеполагания; умения планировать пути достижения целей;                                                                                                                                                                   - формирование умения строить логическое рассуждение                                                                                                                                                        - формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество, оценивать свои действия и действия одноклассников;                                                                                                - контролировать и оценивать свою деятельность;                                                                                   - развитие умения грамотно строить речевые высказывания; -развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.                                                                                          

Оборудование занятия:

  • П.И. Чайковский музыкальное произведение из цикла «Времена года» октябрь «Осенняя песнь» с видеорядом.
  • Детская песня Наталии Лансере «Осенний листок» с видеорядом.
  • Доска с кластером (кленовый лист).
  • Фотографии осенних листьев.
  • Отрывок из рассказа К. Г. Паустовского «Горсть Крымской земли». (Об осеннем листочке).

Раздаточный материал:

 Стихотворение А. Майкова «Осенние листья»; стихотворение Ф. Тютчева «Листья»; стихотворение Ю. Каспаровой «Осенние листочки»; текст песни Н. Лансере «Осенний листок».

Содержание взаимодействия учителя и учащихся

N

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент.

Цель - активизация учащихся.

Вступительное слово учителя.

Давайте улыбнемся друг другу и настроимся на приятное общение. Сегодня у нас необычное занятие. Я хочу познакомить вас с рассказом К. Г. Паустовского. Однажды от поэта Луговского  он услышал такую историю. Предупреждаю, что имя героя рассказа я вам не назову. Ваша задача – догадаться, о ком пойдет речь. «Понимаешь, какой странный случай. Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной

увязался … . Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел: там слишком крутая для него гранитная лестница, и к тому же это – учреждение. Должно быть, … вход туда воспрещен. Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберег смешного маленького друга. Правда, глупо?»

-Итак, кто же герой рассказа Паустовского?

Дети выдвигают разные версии. Никто не догадывается, что героем рассказа является осенний кленовый лист.

- Почему вы решили, что речь идет о котенке, щенке? Каким приемом воспользовался писатель?
Автор, используя прием олицетворения, вводит нас в приятное заблуждение и сравнивает листок с маленьким смешным другом.

 -Итак, кто же герой рассказа Паустовского?

 - Почему вы решили, что речь идет о котенке, щенке? Каким приемом воспользовался писатель?
Автор, используя прием олицетворения, вводит нас в приятное заблуждение и сравнивает листок с маленьким смешным другом.

 

Учащиеся слушают чтение учителем  рассказа К. Г. Паустовского.

Дети выдвигают

разные версии. Никто не догадывается, что героем рассказа является осенний кленовый лист.

Регулятивные: уметь понимать учебную цель. Личностные: мотивация к познанию.

2

Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии. Постановка цели.

Организация стимулирования интереса учащихся к изучению конкретной темы.

Предлагаю наше занятие посвятить осенним листочкам.

Мы будем знакомиться с разными осенними листочками, сравнивать и сопоставлять их истории. А помогут нам в этом композиторы, поэты и писатели.

Слушают учителя.

Личностные, регулятивные, коммуникативные.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности.

3

4

5

Основная часть. Знакомство с новым материалом.

Работа над стихотворением А. Майкова.

Работа над стихотворением Ф. Тютчева «Листья».

Работа над стихотворением Ю.Каспаровой «Осенние листочки».

Знакомство с песней Наталии Лонсере «Осенний листок»

 

Выводы

Итог урока. Рефлексия.

 Цель – подвести итог проделанной работы.  

Сейчас вы услышите мелодию П. И. Чайковского «Осенняя песнь». Вслушайтесь в эту композицию. Скажите, какое настроение создает для слушателей великий русский композитор? (грусть, печаль).

 (смотреть приложение).

Учитель продолжает под приглушенную мелодию:

Осень. Это особая пора.  Исчезли теплые, солнечные и беззаботные дни. Все меньше нас греет ласковое солнышко. Небо хмурится, темнеет, все ниже нависает над нами. Дует порывистый и уже холодный ветер. Часто льют дожди. Дороги размыты и грязны. Не всегда мы можем выйти на прогулку. Вам нравится такая пора? Да, многие люди не любят осень. Она навевает на них грусть и тоску. Вот в такую осень нас переносит стихотворение

Аполлона Майкова. Давайте познакомимся с ним

Чтение стихотворения учителем.

-Как воспринимают осень герои стихотворения, осенние листочки? Вы понимаете их состояние? Почему они себя так ведут?

- А может, не все так безнадежно, как кажется листочкам?  

Верно. Лес не поддерживает страхи листочков. И ответ на это прямо звучит у поэта: он, лес, опытен и мудр. Он точно знает, что придет после зимы новая пора рассвета, пора весны и солнца.

Итак, первое наше наблюдение таково: ключевые слова для наших первых листочков, как вы точно заметили, в тревоге вопят.

На схеме – кластере появляется первая запись с ключевыми словами. (см. в приложении).

 Давайте познакомимся еще с одним стихотворением.

- Похожи ли листочки поэта Майкова на осенние листики из этого стихотворения? Подтвердите свой ответ строками из произведения.

Тревога героев нам видна. Обратим внимание на повторяющиеся в стихотворении слова.  Назовите их. Три раза повторяется слово СКОРЕЙ, дважды - ЛЕТИТЕ  и тут же однокоренное слово ЛЕТИМ. Самое важное и главное мы произносим несколько раз, повторяем в своей речи что-то волнующее нас.  Тревогу и взволнованность героем передают и знаки препинания. Точки в конце предложения, свидетели спокойной речи героев, сменяются «!» и «?» знаками. Сосчитайте: сколько восклицательных знаков здесь?

- И все же Осенние листья Ф. Тютчева отличаются от первых наших знакомцев? Чем?

Да. Эти листики ищут выход. Они готовы не только паниковать. Улетим отсюда, - решили они - и спасемся таким образом.

Обращаемся к схеме – кластеру, находим ключевые слова: скорее, скорее, ждать не хотим. (см. приложение).

А вот еще осенние листики. О них нам поведает поэтесса Ю. Каспарова.

-Какие листики здесь? Почему они не грустят? Обращаем внимание на обилие цветовых прилагательных (зелёные, красные, золотые, пурпурные, алые, бордовые - 6 цветов) и 3 глагола, указывающих на активность героев: танцуют, кружатся, ложатся. (выделенные слова отмечаем в кластере).                                    

Этим листикам грустить некогда, они очень деловые. Не правда ли, все как у людей. Занят ты делом - грустить тебе некогда. 

А сейчас еще одно приятное музыкальное знакомство. Это детская песня, слова и музыку для вас написала Наталия Лансере. -Понравилась песня?

-Какое настроение предложил автор?

-Скажите, только грусть присуща этому произведению?

-А чему радуется листок в холодную дождливую погоду? (Своей красоте, яркости, возвращению весны).

Обращаю внимание детей на яркую авторскую метафору: Радостно красным, оранжевым цветом смеётся! (данное языковое средство переносим в кластер).

Обращаемся к схеме - кластеру. Говорим о том, какими разными предстали перед нами осенние листья, как они похожи на нас, людей.  Спрашиваю детей: какие герои им симпатичны, кому бы они хотели подражать?

На кленовых листочках дети продолжают запись предложения по заданному началу.

Сегодня я узнал…

Я понял, что…

Я научился…

 (По желанию ученикам предлагается прочитать то, что они написали).

В заключение нашего разговора хочу предложить вам загадку:

Желтые и красные, все резные разные с веток падают, летят, под ногами шелестят. Что же это?...(листопад).

-Скоро каждый из вас станет автором – издателем своего листочка, а сделаем мы их на уроке технологии. Всех благодарю за проделанную работу.

Ребята слушают музыку и смотрят видео.

Учащиеся следят по тексту.

 Дети замечают два тревожных слова: В ТРЕВОГЕ и ВОПЯТ. Рассуждаем о том, что слова несут усиленную, подчеркнутую поэтом, двойную информацию о настроении листиков. Это сигнал паники и трагедии.  Подбираем синонимы к слову ВОПЯТ (кричат, верещат, визжат, вскрикивают, орут, надрываются ).

Ребята находят ключевые слова для кластера: в тревоге вопят.

Ученики следят по тексту.

Ищут повторяющиеся слова.

Наблюдают над интонацией.

Обращают внимание на повторяющиеся вопросительные и восклицательные знаки.

Находят ключевые слова для схемы –кластера: скорее, скорее, ждать не хотим.

Чтение стихотворения.

Дети находят в тексте прилагательные, глаголы, указывающие на действия героев.

Находят слова для кластера: танцуют, кружатся, ложатся.

Учащиеся слушают музыку на фоне видеоряда.

Затем читаем текст песни и анализируем его.

Учащиеся отмечают два контрастных настроения: грусть осени и радость осеннего листа.

Выделяют метафору для записи в кластере.

Учащиеся принимают участие в диалоге.

Высказывают свое мнение о том, кто из героев им симпатичен

Ребята выбирают предложение, которое они хотели бы продолжить.

-Сегодня я узнал:

- у каждого листка свой характер;

 - они умеют танцевать;

- листочки разные как и люди;

- у них может меняться настроение;

- глядя на них можно радоваться.

- Я понял (а), что

- нужно быть терпимым к людям;

- выслушивать мнение других;

- любить все живое вокруг.

Я научился (ась)

- понимать образы;

- анализировать поведение героев;

- размышлять;

-понимать настроение.

Учащиеся прикрепляют свои листочки на доске.

Познавательные: читать и слушать, извлекать нужную информацию, сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы.

Коммуникативные: читать про себя художественный текст, вступать в диалог с учителем и одноклассниками, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить небольшие монологические высказывания, формировать умение объяснять свой выбор.

Регулятивные: самооценка достигнутого результата, осознание возникших трудностей.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, формировать умение объяснить свой выбор, вступать в диалог, участвовать в общей беседе.

Тема: Образ осеннего листка в литературе и музыке.

Ход занятия.

I.Организационный момент.

Рефлексия.

Давайте улыбнемся друг другу и настроимся на приятное общение.

Сегодня у нас необычное занятие.  Я хочу познакомить вас с рассказом К. Г. Паустовского. Однажды от поэта Луговского он услышал такую историю. Предупреждаю, что имя героя рассказа я вам не назову. Ваша задача - догадаться, о ком пойдет речь.

«Понимаешь, какой странный случай. Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной

увязался … Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел: там слишком крутая для него гранитная лестница, и к тому же это – учреждение. Должно быть, … вход туда воспрещен. Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберег смешного маленького друга. Правда, глупо?»

-Итак, кто же герой рассказа Паустовского?

Дети выдвигают разные версии. Никто не догадывается, что героем рассказа является осенний кленовый лист.

- Почему вы решили, что речь идет о котенке, щенке? Каким приемом воспользовался писатель?
Автор, используя прием олицетворения, вводит нас в приятное заблуждение и сравнивает листок с маленьким смешным другом.

II. Целеполагание.

Предлагаю наше занятие посвятить осенним листочкам.

Мы будем знакомиться с разными осенними листочками, сравнивать и сопоставлять их истории. А помогут нам в этом композиторы, поэты и писатели.

  III. Основная часть.

Сейчас вы услышите мелодию П. И. Чайковского «Осенняя песнь». Вслушайтесь в эту композицию. Скажите, какое настроение создает для слушателей великий русский композитор? (грусть, печаль).

Ребята слушают музыку и смотрят видео. (смотреть приложение).

Учитель продолжает под приглушенную мелодию:

Осень. Это особая пора.  Исчезли теплые, солнечные и беззаботные дни. Все меньше нас греет ласковое солнышко. Небо хмурится, темнеет, все ниже нависает над нами. Дует порывистый и уже холодный ветер. Часто льют дожди. Дороги размыты и грязны. Не всегда мы можем выйти на прогулку. Вам нравится такая пора? Да, многие люди не любят осень. Она навевает на них грусть и тоску. Вот в такую осень нас переносит стихотворение Аполлона Майкова. Давайте познакомимся с ним.

Аполлон Майков.

Осенние листья по ветру кружат,                                                                                                   Осенние листья в тревоге вопят:                                                                                                           «Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,                                                                                                 О лес наш родимый, конец твой пришел!»                                                                                                                                                                                                                            

Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.

-Как воспринимают осень герои стихотворения, осенние листочки? Вы понимаете их состояние? Почему они себя так ведут?

 Дети замечают два тревожных слова: В ТРЕВОГЕ и ВОПЯТ. Рассуждаем о том, что слова несут усиленную, подчеркнутую поэтом, двойную информацию о настроении листиков. Это сигнал паники и трагедии. Подбираем синонимы к слову ВОПЯТ (кричат, верещат, визжат, вскрикивают, орут, надрываются).

  - А может, не все так безнадежно, как кажется листочкам?  

Верно. Лес не поддерживает страхи листочков. И ответ на это прямо звучит у поэта: он, лес, опытен и мудр. Он точно знает, что придет после зимы новая пора рассвета, пора весны и солнца.

Итак, первое наше наблюдение таково: ключевые слова для наших первых листочков, как вы точно заметили, в тревоге вопят.

На схеме – кластере появляется первая запись с ключевыми словами. (см. в приложении).

 Давайте познакомимся еще с одним стихотворением.

Ф. Тютчев «Листья».

Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат,

В снега и метели

Закутавшись, спят.

Их тощая зелень,

Как иглы ежа,

Хоть ввек не желтеет,

Но ввек не свежа.

Мы ж, лёгкое племя,

Цветём и блестим

И краткое время

На сучьях гостим.

Всё красное лето

Мы были в красе,

Играли с лучами,

Купались в росе!..

 

Но птички отпели,

Цветы отцвели,

Лучи побледнели,

Зефиры ушли.

Так что же нам даром

Висеть и желтеть?

Не лучше ль за ними

И нам улететь!

 

О буйные ветры,

Скорее, скорей!

Скорей нас сорвите

С докучных ветвей!

Сорвите, умчите,

Мы ждать не хотим,

Летите, летите!

Мы с вами летим!..

- Похожи ли листочки поэта Майкова на осенние листики из этого стихотворения? Подтвердите свой ответ строками из произведения.

Тревога героев нам видна. Обратим внимание на повторяющиеся в стихотворении слова.  Назовите их. Три раза повторяется слово СКОРЕЙ, дважды - ЛЕТИТЕ  и тут же однокоренное слово ЛЕТИМ. Самое важное и главное мы произносим несколько раз, повторяем в своей речи что-то волнующее нас. Тревогу и взволнованность героем передают и знаки препинания. Точки в конце предложения, свидетели спокойной речи героев, сменяются «!» и «?» знаками. Сосчитайте: сколько восклицательных знаков здесь?

- И все же Осенние листья Ф. Тютчева отличаются от первых наших знакомцев? Чем?

Да. Эти листики ищут выход. Они готовы не только паниковать. Улетим отсюда, - решили они,- и спасемся таким образом.

Обращаемся к схеме – кластеру, находим ключевые слова: скорее, скорее, ждать не хотим. (см. приложение).

А вот еще осенние листики. О них нам поведает поэтесса Ю. Каспарова.

 

Ю.Каспарова «Осенние листочки».

Листочки танцуют, листочки кружатся.
И ярким ковром мне под ноги ложатся.
Как будто ужасно они занятые,
Зелёные, красные и золотые…
Листья кленовые, листья дубовые,
Пурпурные, алые, даже бордовые…
Бросаюсь я листьями вверх наугад —
Я тоже устроить могу листопад! 

-Какие листики здесь? Почему они не грустят?

 Обращаем внимание на обилие цветовых прилагательных (зелёные, красные, золотые, пурпурные, алые, бордовые - 6 цветов) и 3 глагола, указывающих на активность героев: танцуют, кружатся, ложатся. (выделенные слова отмечаем в кластере).                                    

Этим листикам грустить некогда, они очень деловые. Не правда ли, все как у людей. Занят ты делом - грустить тебе некогда.

А сейчас еще одно приятное музыкальное знакомство. Это детская песня, слова и музыку для вас написала Наталия Лансере.

Дети слушают музыку в сопровождении видео. Затем читаем текст песни и анализируем его.

Автор слов и музыки - Наталия Лансере.
«Осенний листок»
1. Осень пришла, холодом дохнула,
Искры тепла летнего задула.
Птицы спешат, к югу улетают
Листья кружат, землю покрывают.

* Самый красивый цветок - 
Это осенний листок.
Радостно красным, оранжевым цветом смеётся!
Милый осенний листок,
Срок его жизни истёк,
Но знает он, что весною обратно вернётся!

2. Осень пришла дождиком унылым,
Землю листва золотом покрыла.
Вся красота осени печальной
В ярких цветах светлых и прощальных.

-Понравилась песня?

-Какое настроение предложил автор?

-Скажите, только грусть присуща этому произведению?

Дети отмечают два контрастных настроения: грусть осени и радость осеннего листа.

-А чему радуется листок в холодную дождливую погоду? (Своей красоте, яркости, возвращению весны).

Обращаю внимание детей на яркую авторскую метафору: Радостно красным, оранжевым цветом смеётся! (данное языковое средство переносим в кластер).

IV. Выводы:

Обращаемся к схеме - кластеру. Говорим о том, какими разными предстали перед нами осенние листья, как они похожи на нас, людей.  Спрашиваю детей: какие герои им симпатичны, кому бы они хотели подражать?

V.  Итог урока. Рефлексия.

На кленовых листочках дети продолжают запись предложения по заданному началу.

Сегодня я узнал…

Я понял, что…

Я научился…

Высказывания, которые получились у ребят:

- Сегодня я узнал (а), что

- листочки похожи на людей;

- у каждого листка свой характер;

 - они умеют танцевать;

- листочки разные как и люди;

- у них может меняться настроение;

- глядя на них можно радоваться.

- Я понял (а), что

- нужно быть терпимым к людям;

- выслушивать мнение других;

- любить все живое вокруг.

Я научился (ась)

- понимать образы;

- анализировать поведение героев;

- размышлять;

-понимать настроение;

-видеть яркие слова.

(По желанию ученикам предлагается прочитать то, что они написали).

В заключение нашего разговора хочу предложить вам загадку:

Желтые и красные, все резные разные с веток падают, летят, под ногами шелестят. Что же это?.. (листопад). Учащиеся прикрепляют свои листочки на доске.

-Скоро каждый из вас станет автором – издателем своего листочка, а сделаем мы их на уроке технологии. Всех благодарю за проделанную работу.

C:\Users\User\Documents\фото работа, дипломы\20190115_131202.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие для учащихся начальной школы "День матери"

Конспект внеклассного занятия, сопровождающийся красочной презентацией. Может быть использован и для подготовки к утреннику, посвященному Международному женскому дню....

Внеклассное занятие для учащихся начальной школы по правилам дорожного движения

Внеклассное занятие для учащихся начальных классов содержит позновательный материал по изучению правил дорожного движения. В материале есть презентация....

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы "День осенних именинников"

Цели: сплотить коллектив начальной школы; поздравить именинников осени. Мероприятие проведено в 1-5 классах....

Внеклассное занятие для учащихся 4 класса общеобразовательной школы по теме «Отечественная война 1812 года»

Внеклассное занятие для учащихся 4 класса общеобразовательной школы по теме «Отечественная война 1812 года»Можно использовать как на уроках Окружающего мира ( УМК "Школа России"),  так и во внеур...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 1 класса "Праздник осени"

Цель: 1) сплочение коллектива детей;            2) наблюдение за осенними изменениями в природе;            3) создание эмоциональной благоп...

Занятие по конструированию "Знакомство с оригами". «Осенний лист» в технике «оригами»

Занятие для педагогов ОДОД. Можно применить материал на уроках технологии....

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...