«Теория и методика обучения музыки в 1 – 4 классах»
статья по музыке (2 класс)

Харламова Наталья Михайловна

Программа Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской под руководством Д.Б.Кабалевского. 2 класс, II четверть, урок №1.

Тема четверти: «О чём говорит музыка»

Тема урока:  «Какое настроение передаёт музыка?»

Цель: Выявление возможности музыки передавать различное настроение человека.

 Задачи:

Образовательные: 

 ознакомить учащихся с начальными навыками вдумчивого слушания музыки;

 ознакомить учащихся со средствами музыкальной выразительности: штрихи, лад.

Развивающие:

 активизировать мыслительную деятельность;

 способствовать развитию самостоятельного определения характера музыки;

 активизировать музыкально-творческую деятельность.

Воспитательные:

 активизировать желание детей к расширению их музыкального кругозора;

 активизировать уровень восприятия музыкальных произведений в качестве слушателя;

Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, фортепиано, музыкальный центр, портрет Л.Бетховена.

Музыкальный материал: Л.Бетховен «Весёлая. Грустная»; песня «Весёлый музыкант» А.Филиппенко.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургская академия

Постдипломного педагогического образования.

Кафедра культурологического образования.

Зачётная модель урока слушателя курсов

Повышения квалификации по программе:

«Теория и методика обучения музыки в 1 – 4 классах»

Харламова Наталья Михайловна

Музыкальный руководитель

ГОУ ДДШ № 27 Колпинского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2014г.

Программа Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской под руководством Д.Б.Кабалевского. 2 класс, II четверть, урок №1.

Тема четверти: «О чём говорит музыка»

Тема урока:  «Какое настроение передаёт музыка?»

Цель: Выявление возможности музыки передавать различное настроение человека.

Задачи: 

Образовательные:  

  • ознакомить учащихся с начальными навыками вдумчивого слушания музыки;
  • ознакомить учащихся со средствами музыкальной выразительности: штрихи, лад.

Развивающие:  

  • активизировать мыслительную деятельность;
  • способствовать развитию самостоятельного определения характера музыки;
  • активизировать музыкально-творческую деятельность.

Воспитательные:

  • активизировать желание детей к расширению их музыкального кругозора;
  • активизировать уровень восприятия музыкальных произведений в качестве слушателя;

Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, фортепиано, музыкальный центр, портрет Л.Бетховена.

Музыкальный материал: Л.Бетховен «Весёлая. Грустная»; песня «Весёлый музыкант»А.Филиппенко.

Мой урок предполагает 3 этапа.

1 этап – предполагает организационный момент, постановка цели и задач урока;

2 этап -  Освоение нового материала по слушанию музыки;

3 этап – Вокально-хоровая работа через распевание и разучивание новой песни.

Ход урока:

I этап: Организационный момент урока, постановка цели и задач урока:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Эта четверть у нас будет посвящена теме: «О чём говорит музыка?».

 А сегодня на уроке мы поговорим о том: «Какое настроение может передавать музыка?».

Учитель: Ребята, давайте с вами представим, что мы на прогулке в лесу. Кругом светит яркое солнышко. Какое у нас при этом будет настроение?

Дети: Весёлое, доброе, хорошее.

Учитель: Конечно весёлое и доброе. Но вдруг неожиданно пошёл дождь. Вокруг всё потемнело, нахмурилось. Как вы думаете, какое сразу возникает  настроение?

Дети: Грустное, печальное, скучающее.

Учитель: Правильно.  У людей бывает различное настроение: и весёлое и грустное.

Предлагаю вам прослушать новое музыкальное произведение.

  • - следующий слайд.

II этап –  Освоение нового материала по слушанию музыки.

 Прослушивание «Весёлая. Грустная» Л.Бетховена.  

  • - следующий слайд.

Учитель: Какое настроение передаёт музыка?

Дети: С начала весёлое, а потом грустное.

Учитель:  Прислушайтесь, как звучит мелодия в первой части пьесы  плавно или отрывисто? (проигрывание фрагмента I части «Весёлая»).

Дети: Отрывисто.

Учитель: В  средствах музыкальной выразительности есть такое понятие – штрих стаккато, т.е «отрывисто».  Поэтому веселая, шутливая мелодия этой части звучит отрывисто, легко и нежно.

Учитель:  Что хочется делать под эту музыку?

Дети: Под эту музыку хочется танцевать.

  • - следующий слайд.

Учитель:  А теперь посмотрим, как меняется музыка? Какое у музыки настроение во II части?  (проигрывание фрагмента II части «Грустная»).

Дети: Настроение музыки грустное, печальное, скучающее.

Учитель:  Что хочется делать под эту музыку?

Дети: Характер песенный. Под эту музыку хочется петь.

Учитель: А мелодия второй части пьесы звучит плавно или отрывисто? (проигрывание фрагмента II части «Грустная»).

Д е т и: Плавно.

Учитель: Правильно. В  средствах музыкальной выразительности есть  – штрих легато, что значит «плавно». Поэтому грустное, печальное настроение этой части создается плавной, «гладкой» мелодией. Сначала было весёлое настроение, но потом что-то случилось, и пришла печаль.  Но, тем не менее, каким характером заканчивается произведение? (проигрывание фрагмента III части – «Весёлая»).

Дети: Весёлым характером.

  • - следующий слайд.

Учитель: Хорошо. Но почему же тогда композитор назвал своё произведение просто «Весёлая. Грустная»?

Выявление главной идеи произведения: «После веселья может наступить грусть, но после грусти обязательно вернётся веселье».

Учитель: Давайте попробуем передать настроение музыки движениями рук - отрывистыми, четкими, или плавными, размашистыми. (Исполняет пьесу, дети «дирижируют»).

Учитель: Вы правильно почувствовали, как меняется настроение музыки. В начале и в конце пьесы оно было веселым, беззаботным, игривым, озорным, а ваши движения - легкими, четкими, отрывистыми, как и мелодия. А в середине, когда музыка звучит грустно и плавно, ваши, руки правильно передали характер музыки - печальный и нежный.

  • - следующий слайд.

Учитель: А хотите узнать фамилию композитора, написавшего эту музыку?

(«Музыкальная память на расстоянии» – прослушивание фрагмента песни «Сурок»). Как называется эта песня?

Дети: Песня «Сурок».

Учитель: Как фамилия композитора, написавшего эту замечательную песню?

Дети: Бетховен

Учитель: Правильно. Немецкий композитор Людвиг ван Бетховен  также написал эту фортепианную пьесу (пьеса для исполнения на фортепиано), которая называется (как мы уже выяснили)?

Дети: «Весёлая. Грустная»  (портрет композитора).

  • -следующий слайд.

3 этап – Вокально-хоровая работа через распевание и разучивание новой песни.

Учитель проигрывает начало попевки «Звонкий звонок».

Учитель: Что из школьной жизни вам напомнила музыка?

Дети: Школьный звонок.

Учитель: Сегодня мы выучим попевку (маленькую песню) «Звонкий звонок».

Исполнение учителем.

Учитель: О чём рассказала нам музыка?

Дети: Об уроках. О весёлом и грустном звонке.

Учитель: У каждого из вас есть свой любимый урок. Поэтому, какой звонок всегда звенит на любимый урок?

Дети: Весёлый.

Учитель: Какое настроение передаёт музыка, когда звенит звонок на перемену?

Дети: Звучит грустно.

Учитель: В средствах музыкальной выразительности есть понятие – лад «Мажор» (когда музыка звучит весело) и лад «Минор» (когда музыка звучит грустно). Значит, в каком ладу у нас звучала первая попевка? (проигрывание «Весёлого звонка»)

Дети: лад Мажор.

Учитель: А второй звонок, в каком ладу? (проигрывание грустного звонка).

Дети: лад Минор.

 Разучивание попевки с детьми. Работа над кантиленой, звуком, формирование  гласной «О», работа над пением под пластическое интонирование – внимание, начало, конец фразы.

  • Следующий слайд.

Распевание: 1). Ма-мэ-ми-мо-му по п/т вверх – работа над кантиленой, звуковедением, формирование гласных;

2). «А я по лугу» р.н.п. по п /т вверх – работа с пластическим интонированием;

3). «Мы перебегали берега»  по п/т вверх с постепенным ускорением темпа – работа над артикуляцией.

Учитель: А теперь послушаем новую музыку.

  • -следующий слайд.

Прослушивание песни «Весёлый музыкант».

Учитель: Какой прозвучал жанр?

Дети: Прозвучала песня.

Учитель: О чём рассказывала нам музыка?

Дети: О музыканте, который играл на разных музыкальных инструментах, развлекая зайчиков.

Учитель: Правильно. Песня так и называется «Весёлый музыкант».  В первом куплете, на каком инструменте играл музыкант?

          «Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны.

Мотив звучит издалека,

Поёт про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив,

Я называюсь… (скрипка)».

  • - следующий слайд.

Дети: Музыкант играл на скрипочке.  (Показ слайда).

  • -следующий слайд.

Учитель: Поэтому, какой жанр нам напомнила музыка? (наигрываю музыку I куплета).

Дети: Жанр песня.

Учитель: Какое настроение передаёт нам музыка I куплета?

Дети: Плавное, мягкое, неторопливое.

Проигрывание музыки II куплета.

Учитель: А во втором куплете, какое настроение музыки?

Дети: Весёлое, плясовое, задорное.

Учитель: На каком инструменте играет наш музыкант?

«Струн дано мне очень мало,

Но пока что мне хватало!

Струны ты мои задень

И услышишь: длень, длень, длень!

Ну-ка, кто я? Отгадай-ка!

Озорная …(балалайка)».

  • -следующий слайд.

Дети: На балалайке  (Показ слайда).  

  • - следующий слайд.

Учитель: Значит, какой это жанр?

Дети: Это жанр – танец.

Проигрывание фрагмента  III куплета.

Учитель: Ну и заканчивает наш музыкант, на каком инструменте?

 «Громче флейты, громче скрипок,

Громче труб наш великан.

Он ритмичен, он отличен, он весёлый…(барабан)».

  • - следующий слайд.

Дети: На барабане. (Показ слайда)

  • - следующий слайд.

Учитель: Поэтому, какой жанр нам напоминает?

Дети: Напоминает жанр – марш.

Учитель: Вот видите, как в одном произведении могут встретиться все три жанра: песня, танец, марш.

  • - следующий слайд.

Итог урока:

Учитель: Итак, сегодня  мы попытались определять настроение музыки, её характер.

С каким композитором мы сегодня познакомились? (проигрывание  «Весёлая. Грустная»)?

Дети: Людвиг Бетховен  «Весёлая.Грустная».

Учитель: Какое здесь было настроение?

Дети: Весёлое и грустное.

Учитель: С какими средствами музыкальной выразительности мы познакомились?

Дети: Штрихи – Стаккато и Легато. Лад – Мажор и Минор.

Учитель: Какое было настроение при разучивании песни «Весёлый музыкант»?

Дети: Нежное, певучее. Весёлое, танцевальное и бодрое, маршевое.

Учитель: Итак, мы узнали, что музыка обладает волшебным свойством - она может передавать любое настроение человека, выражать разные чувства, переживания - нежность, волнение, грусть и радость.

- Что вы считаете для себя главным на уроке?

 – Что было трудным? Что больше всего запомнилось?

Выход из класса под музыку «Весёлый музыкант».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения учащихся начальных классов проектной деятельности.

Данная статья опубликована в сборнике по итогам Международной научно-практической конференции "Система Л.В. Занкова: опережая время"....

Методика обучения учащихся младших классов игре в минибаскетбол на уроках физической культуры.

Нужно обучать игре в минибаскетбол учащихся 3 - 4 классов. В методической разработке дана методика обучения игре в минибаскетбол....

Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях введения ФГОС

Примеры заданий на формирование Универсальных Учебных Действий...

Деятельностный подход в образовании: теория и методика обучения младших школьников предмету «Окружающий мир»

Концепция модернизации российского образования нацеливает общее образование на формирование целостной систе­мы самостоятельной деятельности обучающихся. В Федеральном государственном стандарте начальн...