"Осенние посиделки"
методическая разработка по музыке (2 класс)

Носач Светлана Анатольевна

Фольклорный праздник для учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posidelki.docx26.19 КБ
Файл posidelki.odp2.92 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник для учащихся младших классов

«ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ»

 

Носач Светланы Анатольевны

(учителя музыки высшей категории МБОУ «Школа №2» г. Балашиха)

В празднике предусматривается использование универсальных учебных действий: познавательных,  коммуникативных.

Цель мероприятия: Приобщение к музыкальной культуре, традициям и обычаям русского народа.

Задачи

 -Пробудить интерес к прошлому своего народа.

 - Развитие творческих способностей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности на основе разных жанров фольклора.

-Связать жизненные впечатления детей об осени с художественными образами русского фольклора.

-Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой народ.                                  

Ход праздника:

Зал убран по мотивам русской избы: стол с самоваром, на столе угощения (дары природы и баранки), стены украшают декорации осенней русской природы, расшитые рушники, вдоль стен расставлены лавки. Выставка изделий, выполненных в традициях народных ремесел (кружево, прядение, вязание, роспись досок), народных  поделок из природных элементов. Дети в народных костюмах  сначала девочки, затем мальчики под музыку «Ах вы, сени мои сени» входят в помещение и становятся в круг.

Учитель-«хозяйка» предлагает детям поприветствовать друг  друга поочередно на распев с разными интонациями называя свои имена (распевка на именах и интонационных выкриках)

Хозяйка: Мы сегодня собрались на осенние посиделки.  В давние времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали полевые работы, а хлеб в закрома засыпали - коротали долгие осенние вечера вместе на посиделках. В каждом селе были свои посиделки.  Роднило их одно: собирались, чтобы себя показать и на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать  в  потешках и забавах да умением и мастерством блеснуть.

Крестьяне веселой, дружной песней закликали осень. Давайте и мы позовем осень.

(Исполняется русская народная  песня «Осень» и водится хоровод.)

Хозяйка: А почему мы просим осень погостить восемь недель? Какие приметы мы замечаем с наступлением осени?

Дети: -День становится короче, идут дожди, опадают листья, улетают птицы.

-Теплая осень – к долгой зиме.

 -Поздний листопад – к суровой зиме.

 -Осенняя пора – птицы со двора.

 -Холоден сентябрь, да сыт.

Хозяйка: Так какая к нам приходит осень? Только плачущая, грустная?

Дети: Осень еще золотая, щедрая, богатая.

Хозяйка: А какие богатства приносит осень?

Дети перечисляют овощи фрукты и.т.д

Хозяйка: А сейчас сюрприз…  

Проносит по кругу корзиночку, накрытую салфеткой, дети по запаху должны узнать фрукт (это яблоки). 

Какие запахи у осени?  Это еще не все. Сейчас  на ощупь  угадайте, что лежит в этой корзиночке? (там капуста).

Как вы думаете ребята, а почему капуста такая важная гостья на наших посиделочках?

(Ответы детей.)

Хозяйка:  Капуста – это был очень важный овощ в рационе наших предков. Есть даже такая поговорка «Щи да каша – пища наша». И заготавливали ее осенью.

В русских деревнях и селах был обычай - рубить капусту сообща. Рубка капусты происходила прямо на посиделках и назывались такие посиделки «Капустниками».  Посмотрите на кочан капусты. На что он похож? На голову. По латыни "голова" называется капут. Отсюда и произошло название капусты. С давних пор капуста — народная любимица. В старину русская деревня почти круглый год кормилась капустой, которую можно засолить, заквасить, запасти впрок. Отсюда и поговорки: "Щи да каша— пища наша", "Где щи, там и нас ищи". Из капусты варят щи. А какие вкусные пирожки капустные! А ребята—шалунишки любят кочерыжки.

 Скажите, а из чего состоит капуста? И что в ней главное?

Дети: Кочерыжка.

Хозяйка: Правильно. Вот сейчас мы выберем 2 кочерыжки по одной  из команды мальчиков и девочек, которые будут помогать мне, хозяйничать на наших посиделках.

Каждая команда выбирает свою кочерыжку по считалочке:

1-Паучок, паучок, тоненькие ножки,

Мы тебя кормили, мы тебя поили,

На ноги поставили, танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь, выбирай, кого захочешь.

        

2. Белки зайцев угощали
И морковку подавали.
Все орешки сами съели,
А водить тебе велели

Хозяйка:  Итак, уважаемые кочерыжки,  вы будете главными судьями: кто смекалистее, да веселее гостей развлекает, тому и самые вкусные угощения со стола хозяйского.

Хозяйка: А пословицы об осени вы знаете?

Дети: - Осенью и у воробья пиво.

          - Корми меня весной, а осенью я сам сыт буду.

          - Осень – перемен восемь.

          - Погода такая, что добрый хозяин собаку во двор не выгонит

          - В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит,

         сверху льет и снизу метет.

Хозяйка: Пословицы – это народная мудрость, передаваемая из поколения в поколение. В кратких пословицах содержится смысл более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен Пословица, как затейливый узор, тоже имеет свои образные корни. Давайте вспомним русские пословицы, связанные с праздником и весельем.

-У наших ворот всегда хоровод.

-Из песни слова не выгородишь.

-Делу время – потехе час.

-Шутку любишь над Фомой – так люби и над собой.

А давайте составим музыкальные  пословицы об осени сами. Первая часть пословицы - ОСЕНЬ ПРИШЛА  И……

(Дети готовят и исполняют свои пословицы: осень пришла и дожди принесла, осень пришла  и листопад принесла, осень пришла  и  урожай принесла. и.т.д.)

 Каждая команда должна придумать вторую часть пословицы, сочинить мелодию,  соответствующую интонации пословицы, подобрать инструменты и исполнить свою пословицу. Учитель-хозяйка и кочерыжки – помощники по окончании работы угощают всех яблоками.

Хозяюшка: Хорошо у вас получается, помощники  мои. “Хорошее начало – полдела откачало”. А чтобы нам веселее было, потешьте-ка вы нас, ребятушки, прибауткой да сказочкой!

Дети:

– У нас в Рязани грибы с глазами.
Их едят, а они глядят!

– Ваши вороны кверху пупом летят,
 А наши дураки, задравши голову, глядят!

– Где ты, брат Иван?
– В горнице.
– А что ты делаешь?
– Помогаю Петру.
– А Петр что делает?
– Да на печи лежит!

– Фома, у тебя в избе тепло?
– Тепло! На печи в избе терпеть можно!

– Сынок, пойди потолки пшена на кашу.
– Ох, матушка, живот болит.
– Иди кашу есть.
– Что ж! Раз мать велит, надо идти!

– Ах вы, козы-проказницы!
– Ах вы, козы - негодницы!
– Мы капусту сажали!
– Мы капусту растили!
– Мы ее не ломали!
– Мы ее поливали!
– Идите, козы, на лужок.
– На высокий бережок,
– Там ива растет,
– Под ней и кормитесь.

– Жил-был старик.
– У старика был колодец,
– А в колодце елец.
– Тут и сказке конец.

Хозяюшка: Девицы красные,  может, частушками нас побалуете?

Девочки исполняют частушки:

На осеннем,  на лугу,

Укусил комар блоху.

Сидит заяц на березе

Умирает со смеху.

 

Я сегодня не в порядке,

Завтра лучше наряжусь

Дыни на ноги одену,

Кукурузой подвяжусь.

 

Мой миленочек не плох,

Посадил он мне горох,

Ну а я для Сенечки

Сею в поле семечки.

 

На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой сидит корова,

Надевает сапоги!

 Шила платье из капусты,
Огурцом отделала
Рассердилась, платье съела,
Что же я наделала?!

Ох, довольно, мы напелись,

Дайте смену новую!

Ой, спасибо гармонисту

За игру веселую.

Хозяюшка:
Давайте игры играть да хороводы водить.
“Кончил дело – гуляй смело!”
Заводите-ка, девицы, песню  про капусту нашу белокочанную, чтобы на следующий год она также хорошо уродилась.

Хоровод “Вейся, вейся, капустка  моя!”

(русская народная песня)

Вейся ли, вейся, капустка,
Вейся ли, вейся, белая!
Во саду ли во зеленом
Гуляй, душечка родная,
Как вечор на капусту,
Как вечор на белую
Частый дождик поливал.
В кругу молодец гуляет,
Себе пару выбирает:
Лизавету – по совету,
А Настасью – по согласью.
Я  Аленушку люблю,
Шелковый платок куплю, –
Сто рублей вам нипочем, –
Гуляй, девка, с молодцом!

Хозяйка:  Вот такая богатая осень, столько овощей и фруктов. А куда же их крестьяне девали? Что же с ними делали?

Дети: Заготавливали на зиму. Продавали.

Хозяйка: Правильно.  И продавали все на ярмарке.  Самое веселое время. На ярмарке не только торговля шла, но и потешники народ веселили, и игры всякие игрались, и хороводы водились.  А как же не полюбопытствовать, кто чего продал, да чего купил?

Инсценировка русской народной песни «Где был, Иванушка?»

(распределяются роли; по считалочке из желающих выбирается   Иванушка, кто изображает уточку, курочку, барашка и коровку, остальные задают вопросы)

- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Курочку!
-  Курочка по сеничкам зернышки клюет,
Иванушка в горенке песенки поет.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Уточку!
- Курочка по сеничкам зернышки клюет,
Уточка по лужицам взад-вперед идет,
Иванушка в горенке песенки поет.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Барашка!
- Курочка по семечкам зернышки клюет,
Уточка по лужицам взад-вперед идет,
Барашек на лугу травку жует,
Иванушка в горенке песенки поет.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Коровку!
- Курочка по сеничкам зернышки клюет,
Уточка по лужицам взад-вперед идет,
Барашек на лугу травку жует,
Коровка детям молоко дает,
Иванушка в горенке песенки поет.

Иванушка приглашает к танцу девочку, звучит « Кадриль»

постепенно к первой паре присоединяются все дети.     

Хозяйка:  А сейчас, посидим рядком,

Да поговорим ладком.

У нас для каждого найдется и местечко и словечко.

Для начала распотешимся загадками.

Загадки:

Пусты поля, мокнет земля

Дождь поливает….  Когда это бывает? (Осенью)

 

В избе – изба, на избе – труба,

Зашумело в избе, загудело в трубе,

Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печь)

 

Стоит бычок,   подбоченевши  бочок,

шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар).

 

Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)

 

Я – вода, по воде же и плаваю. (Лед).

 

Хозяйка: Долгими осенними вечерами народ любил всякие небылицы рассказывать. Послушайте какие.

 

     Инсценировка.

 

     Молодец 1. Послушайте историю, которая со мною недавно приключилась. Пошел я лыко драть. Увидал,  на утках озеро плавает. Бросил я еловую палку, да не добросил. Бросил березовую, перебросил. Бросил рябиновую – угодил. Озеро вспорхнуло и улетело, утки остались.

 

 Молодец 2. Эх, это что, вот со мной случай был….  Летит пуля, жужжит. Я в бок – она за мной, я в другой – она за мной. Я упал в кусты, она хвать меня в лоб. Я цап рукой! Ан, это жук.

Хозяйка:  Выходи честной народ,

                   Не пыли дорожка.

                   Выходи скорей сюда

                   Поиграть немножко

Но сначала посчитаемся – кому водящим быть.

 Дети произносят считалку и определяют водящего.

«Раз, два, три, четыре, жили мошки на квартире, К ним повадился сам друг Крестовик — большой паук. Пять, шесть, семь, восемь, паука мы попросим: «Ты,  обжора, не ходи», Ну-ка, Мишенька, води».
На кого пало слово «води», тот и становится водящим

Дети начинают игру.

Игра “Колышки”

Девочки выбирают мальчиков и встают по кругу. Мальчики садятся на пол (это колышки), а девочки встают за ними. Водящий ходит в центре круга, подходит к любой паре и заводит диалог:

– Купи.
– А что стоит?
– Кочан капусты да веник, да рубль денег.
– Ну, по рукам да в баню.

Ударяют по рукам и бегут вокруг колышков в разные стороны. Кто первым прибежит, тот встает у “колышка”. Проигравший игрок становится водящим.

Хозяюшка:  Пока вы играли, у меня и пироги с капустой поспели. Спасибо, гости дорогие, за веселье и шутки. Будем зимой, есть и вас вспоминать. А теперь приглашаем вас на пир, на пироги пышные да вкусные. Все с начинкою капустные. Кушайте, угощайтесь, уму-разуму набирайтесь!

Все,  гости и участники посиделок садятся за столы чаевничать. Звучит русская народная музыка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «МБОУ школа № 2» г.Балашиха Осенние посиделки

Слайд 3

Осень -плакса

Слайд 4

Осень золотая

Слайд 5

Осень -разлучница

Слайд 6

Осень богатая

Слайд 7

Пословицы - Осенью и у воробья пиво. - Корми меня весной, а осенью я сам сыт буду. - Осень – перемен восемь. - Погода такая, что добрый хозяин собаку во двор не выгонит -В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, сверху льет и снизу метет. - Теплая осень – к долгой зиме. -Поздний листопад – к суровой зиме. -Осенняя пора – птицы со двора. -Холоден сентябрь, да сыт

Слайд 8

Я р м а р к а

Слайд 9

Приятного застолья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник осени для 3 класса "Осенние посиделки"

Сценарий праздника осени для 3 класса...

Праздник осени в начальной школе "Осенние посиделки"

Цель: формировать личность учащихся активно и заинтересованно познающих мир.Задачи:1.     Развивать речь, художественный и эстетический вкусы у учащихся.2.     ...

Праздник осени "Осенние посиделки"

Праздник проводится в первом классе , учащиеся заранее готовят свои номера. К празднованию привлекаются родители учащихся и старшеклассники. В празднике используются знания уже имеющиеся у ребят и вно...

Осенний праздник «Осенние посиделки»

Внеклассное мероприятие среди 1 -4 классов «Осенние посиделки»Задачи: 1. Приобщение детей к образам осенней поры, познание красоты окружающего мира, проявленной средствами музыкальной вырази...

Праздник осени в начальной школе "Осенние посиделки"

Праздник предназначен для учащихся 3-4 классов. Данное внеклассное мероприятие развивает  речь, художественный и эстетический вкусы у учащихся;      расширяет кругозор и познавател...

Какая осень? Осенние посиделки

Это внеклассное мероприятие посвящено народным обычаям и традициям осени. Используется образовательная технология "французская мастерская". Праздник организуется с участием родителей....

Осенний праздник в начальной школе "Осенние посиделки"

Цель праздника – создать условия для: расширения представления учащихся об окружающем мире; важными продуктами питания, как овощи и фрукты, урожай которых собирают осенью; формирования любознател...