Урок во 2 классе "Сочини песенку" Раздел: Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Хохлова Татьяна Александровна

Выразительное прочтение текстов народных песенок-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей основано на вокальных и инструментальных импровизациях активизируют творческие способности учащихся. Песенка-призыв "Раным-рано поутру", песенка выразительности и изобразительности "Тили-бом", "Водичка, водичка" - песенка-присказка, колыбельная "Уж, ты, котя-коток", песенка-диалог "Мышка, мышка", песенка-закличка "Радуга-дуга". Лучшие "композиторские" варианты озвучены в классе. Учащимся предложено самостоятельно выбрать аккомпанемент к наигрышам и песням (народные музыкальные инструменты разных тембров), а также к сочинённым ими песенкам. Также предлагается аргументировать свой выбор.

Урок раскрывает творческий потенциал, развивает творческое мышление и формирует гибкие компетенции у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass.docx36.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок  во 2 классе. Раздел: Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Тема урока: Сочини песенку

Деятельностная цель: формирование творческой личности учащихся, способности к новому способу действия

Образовательная цель: выявление теоретических основ для построения содержательно-методических линий

Задачи:

Учебные  – умение применять логические операции (анализ, сравнение, синтез) относительно музыкальных произведений (анализировать и сравнивать их; уметь объединять по признаку вида и жанра, группировать по определенным характеристикам);

- приобретение знаний об основных закономерностях использования графического обозначением музыки нотами и умение работать с ним;

- приобретения навыков общения в диалоге;

Развивающие - духовное развитие личности;

- развитие целостного восприятия картины мира;

- развитие видеть связь музыкальных явлений с жизнью;

- развитие креативности, самостоятельности и оригинальности при решении творческих задач.

- развитие умения прогнозировать и оценивать итоговый результат деятельности (в данном случае – художественной)

Воспитательные – воспитание умения работать в группе, команде (например, входе взаимодействия в пении, музицировании, танце и личностного отношения к искусству;
- воспитание адекватной самооценки относительно творческих (прежде всего музыкальных) способностей и желания самосовершенствоваться и самостоятельно планировать творческие действия.

Тип урока: комбинированный, урок-сочинение

Техническое обеспечение: ноутбук, звукоусиливающая аппаратура.

Материалы: учебник и творческая тетрадь для учащихся 2 класса начальной школы «Музыка» Е.Критская, стихотворение Г.Серебрякова, фото русских народных инструментов и оркестра народных инструментов,

Муз. Инструменты: фортепиано,ложки, бубен

Муз. Репертуар: Распевки «Начинаем перепляс», песня-игра, танец-флешмоб «Русская пляска»

Аудиозаписи: русские народные наигрыши в исполнении оркестров нар.инструментов

Ход урока

  1. Организация класса. Музыкальное приветствие. Проверка присутствующих. Объявление темы урока. 2 минуты
  2. Подготовка к усвоению материала

Учитель:  

Ты откуда, русская,

Зародилась, музыка?

То ли в чистом ноле,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Пролетали утки –

Уронили дудки.

Пролетали гуси –

Уронили гусли.

Их порою вешней

Нашли, не удивились.

Ну а песня? С песней

На Руси родились.

Ребята, откройте учебники на стр.54 и назовите музыкальные инструменты, на которых играют трое мальчиков. А теперь обратите внимание на стр.55, вспомните как называются эти муз.инструменты? Посмотрите на это фото. Как называется большой коллектив исполнителей, которые играют на народных муз.инструментах? А какие ещё рус.нар.инструменты вы знаете?

Ответы учащихся: 3 минуты

Учитель:  Ребята, а какие инструменты у меня в руках?(ложки, бубен), а что можно с ними делать, а что сыграть? На стр.56 есть ответ на этот вопрос. Плясовые наигрыши. Сейчас мы их послушаем. «Светит месяц» и «Камаринская». Что может быть задорнее и радостнее удалой русской пляски!

Как вы думаете, ложки и бубен подчёркивают характер этой музыки?

Предлагаю вам исполнить ритмическое сопровождение к этим плясовым наигрышам. 3 минуты

Как вы заметили мелодия повторяется, а давайте её сделаем интересной – изменим её! Это изменение называется вариация.

  1. Подача нового материала    /в классе появляются Скоморохи/

Скоморохи: Наигрыш во двор зовёт, скоморохи у ворот,

Разрешите веселиться, пошутить да порезвиться!

Громко музыка звенела, дружно взялись вы за дело,

Поют гармони озорные, а с ними ложки расписные!

Скоморохи-зазывалы, затейники удалы,

Всем на удивление всё наше представление!

С музыкальными минутками да шутками-прибаутками!

В песне русской мудрость рода - это счастье для народа,

В песне русской вся краса, музыка и голоса!

А тут у вас гостей со всех волостей,

Игруны и плясуны, музыканты-шалуны!

Выходили красны девицы из ворот гулять на улицу.

Ай-люли, ай, люли, из ворот гулять на улицу!

Учитель: Ребята, а нас приглашают разыграть уже знакомую нам песню «Выходили красны девицы». А давайте возьмём нужные народные инструменты, которые помогут нам разыграть песню. Становимся в хоровод.

Русская народная песня «Выходили красны девицы» (хоровод)

Скоморохи: Да уж песни есть весёлые, и задорный перепляс,

Ну ,а мы с дружком моим, поиграть оставим вас!

Песня-игра «Бояре, а мы к вам пришли»

Скоморохи: Нам «камаринскую», звонко заиграй -
Разудалую, гармонь, выдавай! 

Про камаринского вспомним мужика,
Подзабыли мы о нем уже слегка!
Вспомним разные истории о нем,
Заодно уж и попляшем и споем.

Он в России - всем героям герой;
Не заморский, настоящий, коренной!

И выкамариваем лихо: Весь танец выверты, вприсядку...

Поёт душа без передыха! В нём переход с носка на пятку,

 

"Сбиванье грязи сапогами", Притаптыванье ("руки в боки")

И змейки разными шагами, Бьют "дроби-дроби", и подскоки!

До чего сегодня весело у нас – Под Камаринскую все пустились в пляс.

/танцуют/

С ложками все мы на празднике на нашем

Дружно с ложками попляшем вправо стук, да влево стук

Ты мой друг , и я твой друг.

Перезвоны, переклики, Перестуки, перебряк, Бубенбубен превеликий Ты шутник и весельчак!

Словно радуга живая, в ярких красках расцвела-

Огневая, вихревая, пляска русская пошла!

Учитель: Ребята, украсим «Камаринскую» нашей игрой на ложках и бубнах!

/исполнение/

Дружно пели и плясали, и наверное устали, вам в дорогу уж пора, а нам к отдыху игра!

Скоморохи: Вам спасибо за веселье, за задор и звонкий смех,

Русских песен исполненье, плясок русских и потех!

За ворота мы уходим, вам хозяйка угодим,

Делу время мы находим, в путь-дорожку поспешим! /уходят/

Учитель:

Ребята, выразительно прочитайте тексты русских народных песенок на странице 64-65. Определите настроение. Для каждой пары одна песенка, вам нужно сочинить мелодию к этой песенке, выберите ту, которая понравилась вам больше других. Итак, начали!

1 пара: Раным-рано поутру пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»

А коровки вслед ему затянули «Му-му-му!»

2 пара: Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом! Кошка выскочила, глаза выпучила! Бежит курица с ведром заливать кошкин дом.

3 пара: Водичка, водичка, умой моё личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щёчки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!

4 пара: Уж ты, котя-коток, котя, серенький лобок! Приди котя ночевать, мою деточку качать.

5 пара: - Мышка, мышка, что не спишь? Что соломкою шуршишь?

- Я боюсь уснуть, сестрица, кот усатый мне приснится!

6 пара: Радуга-дуга, не давай дождя! Давай солнышка-колоколнышка!

Ответы учащихся:

  1. Проверка усвоения и закрепления знаний

Учитель: Ребята, скажите, а где ещё в своей жизни вы сможете применить эти знания, где есть место сочинительству, пению, игре? Для кого возможно вы могли бы сочинить ещё другие новые песни, песенки?

Ответы учащихся:

А теперь поиграем в «Да-нетку». Я задаю вам вопрос, а на ваши уточнения я могу ответить только да или нет. Готовы? Начали! (фольклор)

Пословицы, сказки, частушки, былины -
Как все назвать это словом единым?

  1. Выполнение упражнений по образцу и в сходных условиях

Учитель: Продолжим наше сочинительство только в другой форме. Ребята, сейчас я спою вам мелодию со словами названия пьесы «Ходит месяц над лугами». /поёт учитель/

Ребята, вам нужно сочинить слова для этой песни дальше.

Ответы учащихся:

Скажите, а какой напев в этой пьесе, в каком регистре она исполняется?

  1. Анализ и оценка

- я узнал,

- я понял, что

- я попробую,

- я приобрёл,

- у меня получилось,

- мне захотелось,

- было трудно,

- меня удивило…

Ответы учащихся:

  1. Подведение итогов урока

Флеш-моб «Русская пляска-для души сказка»

  1. Домашнее задание. Сочинить песенку для родных, друзей или домашних питомцев.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник масленицы "Солнынко красно, гори, гори ясно"

Общее открытое мероприятие  «СОЛНЫШКО КРАСНО, ГОРИ, ГОРИ ЯСНО»Проведение в начальной школе - детском саду....

Гори, гори мой светофор

Ребята, сегодня я расскажу вам о первом светофоре, история светофора, цветах светофоров.Почему возникла необходимость появления светофоров? (варианты ответов учеников) Светофор – один из самых старых ...

Конспект урока музыки 2 класс по теме "Гори,гори ясно, чтобы не погасло" урок Масленица"

разработка урока  по программе "Музыка" Е.Д.Критской,раздел "Гори,гори ясно,чтобы не погасло" урок "Масленица"...

Гори, гори ясно, чтобы не погасло

урок по музыке в 4 классе...

Тема «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» 3 класс

Тема «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» 3 класс...

Гори, гори - моя свеча.

История возникновения свечей, разновидности. Мастер-класс: "Свеча из вощины"....