Конспекты уроков в начальной школе
план-конспект урока по музыке

Байгузина Мария Владимировна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока музыки: «Музыка в цирке»

Цель: определение роли музыки в цирке

Планируемые результаты:

Предметные: формирование положительного отношения к классической музыке и уроку музыки в целом; исполнение русской народной песни "На горе-то калина"

Личностные: проявление  эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии музыки, умение импровизировать в характере жанра, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Тип занятия: урок «открытия» нового знания

Методы и приемы: метод размышления о музыке, наглядность, метод перспективы и ретроспективы, словесный

Материалы и оборудование: ноутбук, презентация, видео проектор, фортепиано, необходимые предметы: цветные парики, бумажные гантели, маски животных

Музыкальный репертуар: "Выходной марш" Исаак Осипович Дунаевский, "Клоуны" Дмитрий Кабалевский, русская народная песня "На горе-то калина", "Привет!" стихи Н. Пикулевой и Е. Попляновой? , "Что манит птицу" Р. Паулс

Структура занятия:

1) Организационный момент

2) Актуализация знаний

3) Организация слушательской деятельности

4) Физическая минутка

5) Организация исполнительской деятельности

6) Итог урока

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

1.Организационный момент

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости)

Здравствуйте ребята.

Я рада видеть вас на уроке. Поприветствуем друг друга и споем музыкальное приветствие «Привет!»

Присаживайтесь.

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

5 мин

2. Актуализация знаний

П (усвоение знания материала прошлого урока)

Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?

От каких двух слов образовалось новое — фортепиано?

Как называлось произведение, которое мы слушали?

А кто написал это произведение?

 Мы говорили о музыкальном инструменте фортепиано

Форте -громко, пиано - тихо.

«Итальянская песенка»

П.И. Чайковский.

3 мин

3. Организация  исполнительской деятельности

Л (развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен)

Ребята, как называется песня, которую мы с вами разучили на прошлом уроке?

Вспомним мелодию, слушаем меня. А теперь предлагаю проговорить слова всех куплетов, споем все куплеты в медленном темпе

Вокально- хоровые трудности:

Ритм мелодии.

Высокие скачки.

Цепное дыхание.

Замыкание фраз.

Длинные ноты.

Мелодическая трудность.

Приемы:

-графический показ

- показ голосом образное сравнение,

-ассоциации, собственный показ.

- прием «Эхо»

Можно и по-другому исполнить эту песню. В русской народной песни есть запев и припев. Запевает один (солист), и потом подхватывают все поющие, весь хор с сопровождением.

"На горе- то калина"

10 мин

4. Физическая минутка

К (взаимодействие учителя и учеников)

Я смотрю вы засиделись, предлагаю вам немного размяться и выполнить физ. минутку "Что манит птицу"

3 мин

5.Организация слушательской деятельности

П (открытие новых знаний, нового материала)

П (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем в  увлекательном и немного волшебном мире, где каждое представление – праздник. А вы догадались, о каком праздничном представлении я говорю?( на слайде изображение арены цирка)

Как вы догадались? А что помогает создать праздничное настроение в цирке?

Итак, сегодня будем говорить о цирке. А кто из вас бывал в цирке?

А как вы понимаете, что такое «цирк»?

Скажите, ребята, а с чего начинается представление в цирке?

Правильно. Представление всегда начинается с приветствия - выхода артистов.

Я предлагаю вам, ребята, представить себя в роли артистов цирка и разделиться на несколько групп: 1 ряд - клоуны, 2 ряд -  силачи, 3 ряд - дрессированные животные. Каждая группа будет изображать своих артистов, и выходить на приветствие. (Раздаю детям некоторые предметы: цветные парики, бумажные гантели, маски животных).

Цирк зажигает огни!

Сейчас начнется представление.

Всех на арену приглашаем:

Клоуны! Силачи! Дрессированные животные!

Встречайте! (Дети выходят по очереди в группах в центр кабинета и изображают артистов цирка, без музыки)

 Скажите, получился ваш выход на цирковую арену?

Чего не хватало для сопровождения артистов?

Значит, как мы можем назвать тему сегодняшнего урока?

Сегодня мы будем говорить о «музыке в цирке». Скажите, а зачем нужна музыка в цирке?

Музыку цирка сочинил русский композитор ХХ века Исаак Осипович Дунаевский, и называется она «Выходной марш». Под звуки этого марша на сцену выходят все артисты, участвующие в представлении.

Как вы понимаете слово "марш"?

Верно, марш – это музыкальное произведение четкого ритма, мужественного звучания, предназначенное для сопровождения коллективного шествия.

Послушаем «Выходной марш», определите какие звучат инструменты, а также и характер

(Прослушивание)

Итак, когда звучит радостная, праздничная музыка мы говорим о том, что у этой музыки мажорный лад. Мажор – это весёлый лад в музыке. А мы еще раз сделаем приветствие, но уже под марш. Роли у каждого ряда уже распределены.

Послушайте другое произведение и попробуйте догадаться, к каким артистам из цирка оно больше подходит

(Прослушивание)

Действительно, это 2 забавных клоуна, которые смешат публику своими неуклюжими проделками.

Пьеса так и называется – «Клоуны». Композитор Дмитрий Кабалевский написал ее для исполнения детьми, обучающимися в музыкальной школе. Как вы думаете, сложно ли ее исполнять? Почему?

Какие слова из презентации подойдут к этой музыке?

Цирк

Предлагают разные варианты ответов, сомневаются и приходят к выводу, что это и надо узнать на уроке

Это место, где выступают клоуны, дрессированные животные, гимнасты-акробаты, жонглеры.

В начале артисты цирка приветствуют зрителей (выход)

Музыки

Музыка в цирке

Создать праздничное настроение, украсить цирковой номер

Под марш маршируют

Радостное, праздничное, торжественное

Клоуны

Сложно, очень быстрый темп

Задорно, шутливо, озорно

15 мин

6. Итог урока

Р ( оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить)

Вот и подходит к концу время нашей встречи. Мне очень хотелось бы узнать, так зачем нужна музыка в цирке, какую важную роль она играет?

Правильно, какие новые слова вы сегодня узнали?

Какие произведения вы послушали? Кто их композитор?

А теперь мы с вами оценим каждый свою работу на уроке. На ваших партах лежат цветные листочки, если вы внимательно слушали музыку, отвечали на все вопросы и пели песню- поднимите зеленый листочек. Если например, вы не сделали что-то одно, к примеру — плохо пели или не пели вовсе, тогда синий листочек. Если же вы не выполнили два пункта — невнимательно слушали музыку и не отвечали на вопросы — это красный листочек.

Музыка в цирке создает праздничное настроение, украшает любой цирковой номер, без музыки представление было бы скучным

Марш, антракт

"Выходной марш" И.О Дунаевский и "Клоуны" Д. Кабалевский

4 мин



Предварительный просмотр:

Тема урока музыки: «Глинка Хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя»»

Цель: знакомство детей с творчеством М.И. Глинки и на примере хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя»

Планируемые результаты:

Предметные: применение знания основных средств музыкальной выразительности при анализе хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин» и в исполнительской деятельности «Там за рекою» муз. Блантера. Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы

Личностные: формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие музыкально - эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Тип занятия: урок «открытия» нового знания

Методы и приемы: метод размышления о музыке, наглядность, метод перспективы и ретроспективы, словесный.

Материалы и оборудование: ноутбук, презентация, видео проектор, фортепиано

Музыкальный репертуар: «Привет!» стихи Н. Пикулевой и Е. Попляновой, М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин», хор «Славься», «Там за рекою» слова В.Суслова, музыка В. Баснера

Структура занятия:

1)Организационный момент

2)Актуализация знаний

3)Организация слушательской деятельности

4)Физическая минутка

5)Организация исполнительской деятельности

6)Итог урока

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

1.Организационный момент

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости)

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок музыки. Давайте поздороваемся с вами, но не обычно, а  по - музыкальному. (Показываю и разучиваю с учениками музыкальное приветствие)

Начнем наш урок с опроса материала прошлого урока. Самые активные получат в конце урока оценки. Кто будет правильно отвечать в течение всего урока, получит звездочку, а в конце урока подойдете ко мне, кто получил звездочку и в дневники поставлю оценки

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

5 минут

2.  Актуализация знаний

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека)

П (усвоение знания материала прошлого урока)

-И первый мой вопрос будет таким: скажите, кто изображен на портрете?

-Верно, а что вы знаете об этом композиторе?

-Какое произведение М. И Глинки вы слушали на прошлом уроке?

-Отлично, а какое по характеру это произведение?

-Какие вы молодцы, на все вопросы ответили верно. А вы знаете, что М.И Глинка сочинял еще и оперы? Какие оперы вы знаете М.И Глинки? Сегодня я вас хочу познакомить с еще одним его большим произведением, с оперой «Жизнь за царя». Как вы думаете, что такое опера? Опера – это произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») - одна из первых русских опер. В 1830 году Глинка отправился за границу. В Италии, встречаясь с известными музыкантами и певцами, выступая в концертах и домах любителей музыки, Глинка скоро прославился как пианист. Там, в Италии, а потом в Вене и в Берлине, все стройней становились его планы русских симфоний, русских опер, русских романсов. Помните, вы говорили, что Глинке с детства прививали любовь к Родине, которая отразилась в его музыке, а именно во всей полноте в опере «Иван Сусанин». Это была первая героико-патриотическая опера. Вернувшись на Родину, он увлекся темой о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина и написал свою первую оперу.  

-Знаете ли вы что-нибудь об Иване Сусанине? Событие, которому посвящена опера, относится к началу 17 века, это было давно, а точнее 400 лет назад, когда польский король пытался завоевать Россию. Крестьянин, который решается ценой своей жизни спасти Москву, обманув поляков. Простой деревенский человек, когда узнал, что враги не знают дороги - вызвался их проводить, но схитрил и завел их в такое глухое место в лесу, что враги не смогли выбраться- найти дорогу назад. За это они его убили, но вскоре и сами погибли от мороза и голода. Ребята, как вы поняли, о чем эта опера? Верно, про подвиг русского крестьянина Ивана Сусанина в период войны 1612 года с поляками. Благодаря его подвигу русские одержали победу над врагом.

-Михаил Иванович Глинка

-М.И Глинка воспитывала бабушка. Няня рассказывала ему сказки. Батюшка научил его читать. Родители научили его грамоте и французскому языку, Глинка стал заниматься музыкой, играл на фортепиано. Родители отправили его в Санкт-Петербург в пансион при педагогическом институте. Там он встретил А.С Пушкина, начал сочинять романсы, песни. Был знаком с Крыловым (баснописец), Гоголем (писатель), Жуковским (поэт), они очень любили как он поет и играет

-«Жаворонок»

-Нежное, мягкое, доверчивое

-Михаил Иванович Глинка

 (ответы детей)

-«Руслан и Людмила»

-В опере Глинки прославляется героизм и самопожертвование простого русского крестьянина, который не пожалел собственной жизни ради своего народа.

10 минут

3.Организация слушательской деятельности

П (открытие новых знаний, нового материала, новые знания об использовании церковных колоколов в музыке)

Р( Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости)

И сегодня, я бы хотела познакомить вас с фрагментом из оперы «Жизнь за царя», которое исполняет хор в заключение оперы  и называется он «Славься». Сейчас во время слушания, внимательно слушайте текст, а потом вы скажите мне, кому посвящен этот хор. (прослушивание)

- Итак, скажите мне, кому посвящено это произведение?

- Верно. Ведь там так и говорится: «Славься, славься, ты Русь моя», «Слава, слава, Героям Бойцам», Хор славит родную землю и героев, павших за Родину.

Славься, славься, ты Русь моя, 
Славься, ты Русская наша Земля. 
Да будет во веки веков сильна 
Любимая наша Родная страна. 
Славься, славься, из рода в род, 
Славься, Великий наш Русский Народ. 
Врагов, посягнувших на край Родной, 
Рази безпощадной могучей рукой. 
Слава, слава, Героям Бойцам, 
Родины нашей отважным Сынам. 
Кто кровь за Отчизну свою пролиет, 
Того никогда не забудет Народ. 

- А какое настроение у этого произведения? Как вы считаете, почему оперу завершает этот торжественный хор? А сейчас, мы с вами послушаем это произведение еще раз, и вы мне скажите, изменилось ли что-то в его исполнении? (прослушивание)

- Ребята, изменилось ли что-нибудь?

- Верно. То есть, произведение звучит в исполнении оркестра. А что кроме привычных  нам музыкальных инструментов мы слышим?

- Правильно. Звучат еще и колокола, ведь раньше на Руси они были обыкновенным музыкальным инструментом, использовались практически на всех торжествах.

- Из этого всего мы можем сделать вывод, что М.И. Глинка хотел показать нам, насколько было торжественным празднование победы в войне, как народ славил царя. И как в музыке могут быть использованы вроде бы такие простые вещи, как церковный колокол.

- Русскому народу, героям, бойцам, земле.

- Торжественное.

- Да. Теперь хор не поет, звучат только инструменты.

- Звон колоколов.

10 минут

4. Физическая минутка

К (взаимодействие учителя и учеников)

- Что ж, раз мы говорили о героизме, о том какой русский народ сильный, давайте немного подвигаемся (видео- разминка «Капитан краб»)

Дети встают со своих мест и повторяют движения за куратором и учителем

2 минуты

5.Организация  исполнительской деятельности

Л (развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен)

- Молодцы, ребята, садитесь на свои места. Вот мы с вами говорили о подвиге и победе, давайте с вами продолжим разучивать песню, с которой вы познакомились на прошлом уроке. Кто мне скажет, как она называется?

- Правильно. Это песня «Там, за рекою», кто помнит, про что эта песня? Сейчас мы повторим 1 куплет и начнем учить дальше.

ВХР трудности

Методы и приемы

1. Ритмические трудности (восьмая с точкой — шестнадцатая)

2. Пропевание «Р»

3. Мелодия на одном звуке

Проговаривание текста в ритме, прихлопывание текста

Собственный показ, утрированный показать

Собственный показ, гармоническая поддержка

- Песня «Там, за рекою»

- О мальчишках, которые приняли участие в сражениях на Красной армии

10 минут

6)Итог урока

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

Итак, ребята, сегодня мы познакомились еще с одним произведением из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя». А сейчас я вам предлагаю разгадать ребус, а итоге у нас должно получиться какое-то слово… Слушайте внимательно и отвечайте на мой вопросы

- Какой фрагмент из оперы «Жизнь за царя» мы сегодня с вами слушали?

- У Глинки был друг, который помогал ему сочинять романсы, оперы, как его звали?

- Кто главный герой в опере «Жизнь за царя»?

- Кого Иван Сусанин завел в темный лес?

- Какое произведение написал Глинка, когда он тосковал по Родине, по родителям? (Вы его слушали на прошлом уроке)

- Что в опере «Жизнь за царя» прославляется?

Смотрите, и получается у нас слово ГЛИНКА, значит,  вы на все мои вопросы ответили правильно. Вы молодцы, всем спасибо за урок. Сейчас, кто получил звездочки, подойдите ко мне с дневниками за оценками.

- хор «Славься»

- Пушкин

- Сусанин

- Поляки

- «Жаворонок»

- Героизм

3 минуты



Предварительный просмотр:

Тема урока музыки: Образ моря в опере «Садко» Римского - Корсакого

Цель: формирование представления учащихся о выражении в музыке образа морской стихии на примере темы «Океан – море синее» из оперы - былины «Садко». Создание условий для развития умений воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания.

Планируемые результаты:

Предметные: умение размышлять о музыке, как способе выражения духовных переживаний человека, устойчивый интерес к музыкальному искусству, к различным видам музыкально – творческой деятельности.

Личностные:  формирование желания выполнять учебные действия через мотивацию; развитие эстетических чувств, выявление возможностей эмоционального воздействия музыки на человека, развитие духовно – нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости.

Тип занятия: урок «открытия» нового знания

Методы и приемы: метод размышления о музыке, наглядность, метод перспективы и ретроспективы, словесный.

Материалы и оборудование: ноутбук, презентация, видео проектор, фортепиано

Музыкальный репертуар: «Привет!» стихи Н. Пикулевой и Е. Попляновой, опера - былина Римского Корсакова «Садко» «Океан- море синее», С.Никитина на стихи Ю. Мориц, «Приходи, сказка, «Добрый день» Яков Дубравин

Структура занятия:

1)Организационный момент

2)Актуализация знаний

3)Организация слушательской деятельности

4)Физическая минутка

5)Организация исполнительской деятельности

6)Итог урока

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

1.Организационный момент

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости)

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Владимировна, давайте вспомним наше музыкальное приветствие (напоминаю ученикам песню с прошлого урока)

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

2 мин

2.  Актуализация знаний

П (усвоение знания материала прошлого урока)

-Кто мне скажет, творчество какого русского композитора мы изучали на прошлых уроках?

-С какими сказочными балетами П.И Чайковского мы познакомились?

-А какие музыкальные фрагменты мы слушали?

-П.И Чайковский

-«Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»

-Марш, вальс, «Танец маленьких лебедей»

3 мин

3.Организация слушательской деятельности

П (открытие новых знаний, нового материала, новые знания об использовании церковных колоколов в музыке)

П (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

Звучит песня С.Никитина на стихи Ю. Мориц, «Приходи, сказка».

Сказка умница и прелесть… разве можно как-то по-другому о ней сказать? Кто не любит сказку? Чем же привлекает сказка художников, писателей, поэтов, композиторов?

- Ребята, просмотрите художественный ряд. Что изобразил художник на этих картинах?

- Какое море вы увидели?

  • А нарисовал эти картины великий русский художник Айвазовский. У него есть еще несколько картин с изображением моря. Посмотрите, везде море разное. Что же мы должны сегодня узнать?
  • - Сегодня мы познакомимся с «музыкой моря» из оперы-былины «Садко» русского композитора Н.А. Римского – Корсакова

Его настоящая область деятельности – опера, притом сказочная, легендарная, фантастическая. Его называют величайшим среди музыкантов сказочников. Особенно его привлекают сказки А.С.Пушкина. Николай Андреевич был еще и морским офицером, часто бывал в море. Он сочинил оперу- былину «Садко». Вспомните, что такое опера? А былина?

Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины - «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).
Былина связана с песней, а песня играет главную роль в опере.

-Каких вы знаете былинных героев?

-Опера «Садко», написана по былине о новгородском певце-гусляре Садко. Посмотрим, о чем же эта опера, слушайте внимательно, вы должны будете сказать какие персонажи есть в этой опере (Показываю видео о кратком содержании оперы)

Где можно послушать оперу?

Попадая в театр, мы погружаемся в атмосферу фантазии, мир декораций и магию звуков. Давайте представим, что мы с вами находимся в оперном театре. И вот уже меркнет свет, опера начинается. Звучит вступление, о чем же нам расскажет музыка? (Звучит музыкальный фрагмент из оперы «Садко» «Океан – море синее»)

-Правильно. Вступление называется «Океан – море синее». Как композитор передает характер моря?

Какие инструменты симфонического оркестра помогают нам услышать «краски моря»?

- как море изменяется в музыке?

- как мы это слышим в музыке?

-  Ребята, давайте мы ещё раз прослушаем фрагмент из вступления к  опере Римского – Корсакова «Садко». Но перед нами будет стоять задача: показывать изменение динамики и темпа музыки движениями рук. Если море будет спокойное, то как будем показывать рукой? (показываю сама) – Если море будет бурное, то как мы покажем?

Опера открывается вступлением, рисующим образ моря. Этот образ проходит через всё произведение. Под руководством дирижёра сказочные и реальные образы создают музыканты.

- Чудесами, волшебством, приключениями …

-Опера — это один из важнейших музыкальных и театральных жанров.

-Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич

-Он был талантливым гусляром.

- Послушать оперу можно в Оперном театре

-В опере- былине Садко, предстает перед нами как Орфей, его сердечные песни покорили сказочных существ, подводное царство и принесли славу великому Новгороду.

- Что–то волнующее, наверное, вода или море.

- Самые певучие струнные смычковые – скрипки, виолончели показывают, как одна волна набегает на другую, а медные духовые инструменты звучат как фанфары, рассказывая о силе и мощи океана.

- Динамикой. Спокойное море, перекатывающиеся волны, музыка звучит на пиано, бушующее море – на форте.

-Рисуют море, которое они видят в произведении

20 мин

4. Физическая минутка

К (взаимодействие учителя и учеников)

Я вижу, вы засиделись, настало время физической минутки

Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)

Море волнуется - два! (Наклоны туловища влево-вправо.)

Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.)

Морская фигура, замри! (Присели.)

Дети встают со своих мест и повторяют движения

2 мин

5.Организация  исполнительской деятельности

Л (развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен)

Молодцы, присаживайтесь на места

Давайте вспомним, с какой новой песней вы познакомились на прошлом уроке

Правильно, споем 1 и 2 куплет, но сначала вы будете мои «Эхо», то есть повторять мелодию за мной

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Скачки мелодии

«Плещут волны океана»

Допевание гласных

«Эй, ребята, малышата, добрый день»

Удержание мелодии на одном звуке.

«Добрый день»

Вступить на первый звук

«Встало солнце»

Чёткое снятие рукой.

Пение по рядам

Графический показ.

Пения «Эхо»; Пение по цепочке

Собственный показ,

Дирижёрский жест

-«Добрый День»

10 мин

6)Итог урока

Р ( оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить)

- Итак, ребята, сегодня копилка ваших музыкальных знаний пополнилась. Вы познакомились с вступлением к опере – былине Римского–Корсакова «Океан – море синее». Ребята, а каких героев этой былины вы ещё знаете? (мы смотрели видео)

- Что вам запомнилось на уроке?

- теперь поднимите руки те, кому понравился наш урок, но он что-то не понял и обязательно дома повторит?

- теперь поднимите руки те, кому не понравился наш урок, кто ничего не поняли у него плохое настроение?

(почему не понравилось)

- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, особенно понравилось, как работал (имя ребенка) спасибо за урок. До свидания!

Дети отвечают на вопросы

3 мин



Предварительный просмотр:

Тема урока музыки: «Глинка «Арагонская хота»»

Цель: расширение знаний детей о творчестве М.И. Глинки и раскрытие особенностей испанской музыки на примере произведения «Арагонская хота».

Планируемые результаты:

Предметные: умение размышлять о музыке, как способе выражения духовных переживаний человека, устойчивый интерес к музыкальному искусству, к различным видам музыкально – творческой деятельности.

Личностные:  выявление возможностей эмоционального воздействия музыки на человека, развитие духовно – нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости.

Тип занятия: урок «открытия» нового знания

Методы и приемы: метод размышления о музыке, наглядность, метод перспективы и ретроспективы, словесный.

Материалы и оборудование: ноутбук, презентация, видео проектор, фортепиано

Музыкальный репертуар:«Привет!» стихи Н. Пикулевой и Е. Попляновой,М.И Глинка «Арагонская хота»,  А. Ермолов «Все мы просто дети»

Структура занятия:

1)Организационный момент

2)Актуализация знаний

3)Организация слушательской деятельности

4)Физическая минутка

5)Организация исполнительской деятельности

6)Итог урока

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

1.Организационный момент

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости)

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Владимировна, давайте вспомним наше музыкальное приветствие (напоминаю ученикам песню с прошлого урока)

-Я задам вам вопросы, отвечаем по руке, самые активные получат оценки в конце урока. За правильные ответы, будете получать значки, у кого будет несколько значков, те получают 5

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

5 минут

2.  Актуализация знаний

П (усвоение знания материала прошлого урока)

-И так, на прошлом уроке мы изучали творчество и биографию русского композитора. Посмотрите на экран и скажите мне, кто это? (на экране изображен Глинка)

Скажите мне, кто учил Михаила Ивановича читать и писать?

- Как называется хор, который мы прослушали на прошлом уроке?

-Из какой оперы хор «Славься»?

 -А скажите мне, когда именно в опере звучал этот хор? В конце, в начале, а может быть, где-то в середине действий? А почему именно в завершении?

Молодцы, все ответили правильно

- Это Михаил Иванович Глинка

-Хор «Славься»

-«Иван Сусанин»

- Хор звучит в конце оперы.

- Потому что в завершении оперы народ празднует победу и ликует по ее поводу.

8 мин

3.Организация слушательской деятельности

П (открытие новых знаний, нового материала, новые знания об использовании церковных колоколов в музыке)

П (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

- На прошлом уроке мы остановились на том, что Глинка, побывав в Италии, Вене и Берлине, вернулся на Родину и сочинил оперу «Иван Сусанин». М.И Глинку назвали основоположником русской классической музыки, потому что опера «Жизнь за царя» была первой русской оперой. Первоначальное название оперы было «Иван Сусанин», но за несколько дней до премьеры Михаил Иванович переименовал ее. После совещаний, было принято решение, что «за царей» надо только жить. «Жизнь за царя» - такое новое название было дано произведению. Интересно, что был еще один вариант названия - «Смерть за царя».

- На этот раз М.И Глинка предпринял новое длительное заграничное путешествие. На этот раз он поехал во Францию, а затем в Испанию. Он изучал народную музыку. Глинка с упоением изучал культуру, обычаи, традиции и нравы этой солнечной страны. Народное творчество испанцев глубоко поразило композитора. Изобразительное искусство, песни, стихи, музыка — все это наполняло его внутренний мир особенным светом и умиротворением.

Вернувшись, домой в Россию, в память о путешествии по Испании Глинка сочинил “Арагонскую хоту”.

Ребята, вы знаете, что такое хота?

Арагонская хота – оживленный, подвижный, энергичный танец.

Классический тип хоты – Арагонская. Она существует в трех видах: как танец с пением, как самостоятельная песня и как инструментальная пьеса. Танцуют хоту парами.

Услышав ее в исполнении испанских гитаристов, он был восхищен ее своеобразной жизнерадостной грацией. Он постарался запомнить каждый оттенок мелодии, чтобы затем воссоздать его в своем творении.  Именно с хотой были связаны самые первые впечатления Глинки об испанской культуре.

И сегодня мы послушаем Арагонскую  хоту.

- Слушаете внимательно. Вам нужно ответить на вопросы: Какой характер этой пьесы?(ритмичная, танцевальная и т.д.) Какие инструменты исполняют музыку? Какой ритм и тембр в этом произведении? При помощи каких средств музыкальной выразительности Глинке удалось передать характер танца, колорит Испании?

- Симфонический оркестр самый богатый по тембру. Для придания танцевального характера музыке, для чёткого ритма и подчёркивания национального колорита музыке Глинка ввёл для исполнения “Арагонской хоты” в состав симфонического оркестра дополнительный музыкальный инструмент.

-Сейчас мы прослушаем произведение еще раз, а вы мне скажите о каком инструменте я говорю? – кастаньеты - Почему именно кастаньеты? Кастаньеты – это испанский народный музыкальный инструмент. Кастаньеты в оркестре, которые обычно не входят в классический состав, блестяще передают огненную пылкость, стремительность испанского танца. Основная мелодия не просто повторяется несколько раз в вариантном развитии. Она словно передает разные настроения – и танцевальные, и боевые, и таинственные. Глинка проводит нас по тем местам, где он сам побывал, показывает, что видел и слышал, что чувствовал.

- Хота – испанский народный танец

Дети слушают.

- инструменты симфонического оркестра

- танцевальность и песенность

- кастаньеты

10 мин

4. Физическая минутка

К (взаимодействие учителя и учеников)

- Что ж, мы с вами достаточно сидели, а теперь мы встанем и немного подвигаемся под испанскую музыку.  Встаем со своих мест.

Дети встают со своих мест и повторяют движения

3 мин

5.Организация  исполнительской деятельности

Л (развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен)

Молодцы, присаживайтесь на места

Давайте вспомним немного о детстве М.И Глинки

Скажите мне, кто учил Михаила Ивановича читать и писать?

- Молодцы, правильно. А кто ему пел песни? А какие?

- Были ли у него друзья или он был изолирован от мира?

- Все композиторы были когда-то детьми и в своем творчестве они часто обращаются к темам детства. Композитор Александр Ермолов сочинил песню, которая так и называется все мы просто дети. Мы сегодня познакомимся с ней. Послушайте ее.

-Понравилась вам песня? Сейчас мы разучим 1 куплет

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Произношение согласных «Р», «Б», «Ч», «Й»

Ритм мелодии.

Высокие скачки.

Цепное дыхание.

Замыкание фраз.

Длинные ноты.

Мелодическая трудность.

-графический показ

- показ голосом образное сравнение,

- прохлопывание ритма мелодии,

-ассоциации, собственный показ.

- прием «Эхо»

Ручки положили на коленочки. Спинки выпрямили. На парты не облокачиваемся. В этом произведении сложный пунктирный ритм, прохлопаем его проговаривая слова. Споем фразу. Так же вторую фразу

Дети садятся

- Батюшка из церкви.

- Няня, народные.

- У него не было друзей, т. к. бабушка не разрешала ему выходить из дома.

10 мин

6)Итог урока

Р ( оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить)

Итак, ребята, сегодня мы познакомились еще с одним произведением М.И. Глинки, кто запомнил с каким?

 Кто исполняет это произведение?

Какой необычный инструмент входит в состав оркестра?

С какой песней мы познакомились сегодня?

Спасибо за урок, до свидания. Кто получил значки, поднесите свои дневники, и я поставлю оценку

-«Арагонская хота»

-Симфонический оркестр

-Кастаньеты

-«Все мы просто дети»

4 мин



Предварительный просмотр:

Тема урока музыки: "П. И. Чайковский. Детский альбом"

Цель: знакомство учащихся с творчеством великого русского композитора П. И. Чайковского, на примере с историей создания "Детского альбома".

Планируемые результаты:

Предметные: умение размышлять о музыке, как способе выражения духовных переживаний человека, устойчивый интерес к музыкальному искусству, к различным видам музыкально – творческой деятельности.

Личностные:   проявление интереса и любви к классической музыке, к русской музыке. Выявление возможностей эмоционального воздействия музыки на человека, развитие духовно – нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости.

Тип занятия: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: метод размышления о музыке, метод перспективы и ретроспективы, словесный(рассказ, беседа), наглядность(демонстрация).

Материалы и оборудование: ноутбук, презентация, видео проектор, фортепиано.

Музыкальный репертуар: П.И Чайковский из «Детского альбома»: «Зимнее утро», «Вальс», «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Баба- Яга», А. Ермолов «Все мы просто дети».

Структура занятия:

1)Организационный момент

2)Актуализация знаний

3)Организация слушательской деятельности

4)Физическая минутка

5)Организация исполнительской деятельности

6)Итог урока

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

1.Организационный момент

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости)

Здравствуйте, дети!

-Рада сегодня видеть вас.

- Меня зовут Мария Владимировна.

-Сегодня у нас пройдет необычный урок. А почему вы скажите сами.

Взаимоприветствие.

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

5 минут

2.  Актуализация знаний

П (усвоение знания материала прошлого урока)

Давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке.

-Кто изображен на портрете?

-Как называется опера, которую сочинил Глинка? Про что эта опера? В завершении оперы звучал хор, и мы его слушали, как он называется?

-На том уроке мы говорили, что Глинка отправился в Испанию, а в память о путешествии он сочинил увертюру...

-Что такое хота?

-Какой необычный музыкальный  инструмент мы слышали в «Арагонской хоте»?Что такое кастаньеты?

Молодцы, на все вопросы ответили

( звучит «Вальс» 1:26 из сборника П. И. Чайковского «Детский альбом», через проектор показать портрет П. И. Чайковского.)

- Ребята, как вы думаете, кто написал это произведение?

- Я вам подскажу, его написал знаменитый русский композитор Петр Ильич Чайковский.

(показать обложку Детского альбома на проекторе)

-Его Вальс специально написан для этого сборника.

- Ребята, кто уже понял тему нашего урока? Сегодня мы послушаем пьесы из «Детского альбома» Чайковского и узнаем некоторые эпизоды, моменты из жизни П.И Чайковского, ведь многие детские воспоминания стали основой для создания музыкальных пьес альбома.

-М.И Глинка

-«Иван Сусанин». -В опере Глинки прославляется героизм и самопожертвование простого русского крестьянина, который не пожалел собственной жизни ради своего народа. Хор «Славься»

-«Арагонская хота»

-Хота- испанский народный танец

-Кастаньеты

-Испанский народный музыкальный инструмент

Дети внимательно слушают и участвуют в диалоге, определяют тему урока.

8 мин

3.Организация слушательской деятельности

П (открытие новых знаний, нового материала, новые знания об использовании церковных колоколов в музыке)

П (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

- Ребята, что послужило основой для создания Детского альбома? Как вы думаете? Кто знает?

- Не знаете? А я вам расскажу. Слушайте внимательно. Весной 1878 года П. И. Чайковский вернулся на родину из - за границы и приехал на Украину в гости к сестре к Александре Ивановне Давыдовой. Сохранилось много писем о том, в каком он был восторге от подготовленной для него комнатки в доме его сестры. А в свободное время П. И. Чайковский любил возиться со своими маленькими племянниками. У Александры Ильиничны было семеро детей, и Чайковский без устали придумывал для них праздники с кострами, фейерверками и, конечно, танцами и сам аккомпанировал им на рояле.

-Один из его маленьких племянников, которого звали Володя, в отведенные для занятия часы с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде за чаем, Петр Ильич слышал как в соседней комнате терзает гаммы и этюды незадачливый "пианист". Ему стало жалко малыша, и он решил написать целый цикл легких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, с оглядкой на трудности начинающего, пьес легких, запоминающихся, с интересными названиями. Этот сборник Чайковский посвятил именно ему. На титульном листе первого издания альбома так и написано:

" Посвящается Володе Давыдову".

- Взгляните на названия произведений.

(на слайде названия произведений)

-Да, здесь встречаются картины природы и названия детских игр. Сказочные персонажи и танцевальные мелодии. Но мы слишком долго говорим о музыке. Давайте послушаем. После слушания вы должны охарактеризовать пьесу 3-мя словами, буду ставить оценки.

-Начнём с пьесы, которая называется «Зимнее утро», попытайтесь представить какое зимнее утро? Морозное, холодное или композитор его изобразил солнечным, летним.

-Сам Пётр Ильич родился в маленьком городке. Мне кажется, что и в этом произведении «Зимнее утро» он изобразил своё детское впечатление. Будто малыш выглянул в окно и увидел засыпанную снегом улицу и замёрзшие окошки в доме напротив.

-Сейчас прозвучит совершенно иное по характеру произведение. Как вы думаете, почему именно Чайковский назвал пьесу «Деревянные солдатики»? Как из музыка изобразила?

Племянник П.И. Чайковского, которому посвящен этот альбом, любил играть, а любимой была игра в солдатики. И сейчас мы поиграем. Но солдатики у нас будут необычные, пальчиками мы промаршируем по парте. Приготовились.

- Сейчас мы послушаем другую пьесу, и подумайте как может называться эта пьеса? Послушайте какие интонации передает музыка Чайковского?

(Прослушивается "Баба Яга)

- Подходит ли эта музыка Бабе Яге? Давайте придумаем ей образ, какая она? Злая (темные краски, на фоне избушки)? Или е она добрая?

-А сейчас мы послушаем еще одну пьесу из этого альбома, но название я вам пока не скажу. Попробуйте сами назвать это произведение.

(Прослушивается пьеса Сладкая греза)

-Вы правильно услышали характер этого произведения, и называется оно "Сладкая греза".

-Ребята, кто знает, что такое греза?

Дети участвуют в диалоге, внимательно слушают рассказ

Участвуют в диалоге, прослушивают пьесы, высказывают свои впечатления, работают с новыми понятиями, вживаются в роль (солдатиков)

-Греза - это светлая мечта, т.е сладкая греза у Чайковского это сладкая мечта. Очень красивая музыка!

10 мин

4. Физическая минутка

К (взаимодействие учителя и учеников)

Ребята, я смотрю вы не много засиделись. Давайте разомнемся под пьесу «Марш деревянных солдатиков».

Дети встают со своих мест и повторяют движения

3 мин

5.Организация  исполнительской деятельности

Л (развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен)

Молодцы, присаживайтесь на места. Я вам говорила что П. И. Чайковский любил возиться со своими маленькими племянниками и даже своему племяннику Володе он посвятил целый Детский альбом, он очень любил детей. Давайте вспомним, какую песню мы пели на прошлом уроке? Как зовут композитора, который ее сочинил? Молодцы, мы с вами пели 1 куплет, а сейчас споем все 3 куплета.

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Произношение согласных «Р», «Б», «Ч», «Й»

Ритм мелодии.

Высокие скачки.

Цепное дыхание.

Замыкание фраз.

Длинные ноты.

Мелодическая трудность.

-графический показ

- показ голосом образное сравнение,

- прохлопывание ритма мелодии,

-ассоциации, собственный показ.

- прием «Эхо»

Дети садятся

-«Все мы просто дети»

-Александр Ермолов

10 мин

6)Итог урока

Р ( оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить)

Итак, ребята, с каким русским композитором мы сегодня познакомились?

 -Как звали его сестру?

- Что посвятил Чайковский для своего племянника Володи?

-Что мы сегодня прослушали из этого альбома?

-А сколько пьес состоит в «Детском альбоме»?

Спасибо за урок,  до свидания! Кто получил оценки, подойдите ко мне с дневниками

- П.И Чайковский

- Александра Ивановна Давыдова

-Детский альбом

-«Зимнее утро», «Вальс», «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Баба- Яга»

-24

4 мин



Предварительный просмотр:

Тема урока музыки: «Детский альбом» П.И Чайковского

Цель: продолжение знакомства детей с биографией П.И. Чайковского, слушание и анализирование произведений и «Полька», «Вальс» и «Мазурка» из цикла «Детский альбом».

Планируемые результаты:

  1. Предметные: развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха.
  1. Личностные: формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, проявляющего себя в эмоционально ценностном отношении к искусству, воспитывать музыкальный, эстетический вкус; воспитывать интерес и любовь к музыке;

Тип занятия: урок «освоения» новых знаний

Методы и приемы: словесный (рассказ, беседа), метод размышления о музыке, наглядный (демонстрация)

Материалы и оборудование: музыкальный центр, компьютер, проектор, презентация, флеш-накопитель, ноты и слова песни «Все мы просто дети»

Музыкальный репертуар: «Привет!» стихи Н. Пикулевой и Е. Попляново, П.И.Чайковский «Вальс», «Полька», «Мазурка»» из «Детского альбома»; Александр Ермолов «Все мы просто дети»

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Организация слушательской деятельности
  4. Организация исполнительской деятельности
  5. Итог
  6. Рефлексия

Конспект

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t(мин.)

Организационный момент

П (структурирование знаний — общеучебные действия)

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Владимировна, давайте вспомним наше музыкальное приветствие.

-На прошлом уроке вы начали изучать творчество великого русского композитора, кто назовет мне его имя?

- С каким сборником пьес вы начали знакомиться?

- Какие произведения из Детского альбома вы слушали?

-А кто помнит, кому П.И Чайковский написал целый цикл фортепианных пьес?    

Молодцы, все ответили верно. Но мы с вами только начали знакомиться с русским композитором П.И Чайковским и с его «Детским альбомом». Как думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?    

-Да, сегодня мы еще больше узнаем о творчестве П.И Чайковского и послушаем другие пьесы.

Приветствие.
Учащиеся садятся за парты.

-П.И Чайковский

-«Детский альбом»

-«Марш деревянных солдатиков», «Зимнее утро», «Баба-Яга»

-Племяннику Володе

- Мы продолжим изучать его творчество и биографию.

3

Актуализация знаний


К ( планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели функций участников, способов взаимодествия)

П (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

-П.И.Чайковский родился 25 апреля в поселке Воткинске. Способности к музыке проявились у Чайковского рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а в восемь лет читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления. Родители отправляют Чайковского в Императорское училище. Чайковский начал серьезно заниматься музыкой, которую в училище преподавали дополнительно. С 16 лет начал уделять большее внимание музыке. «Детский альбом» был написан Чайковским летом 1878 года, более ста лет тому назад.

 Создание его напрямую связано с семьей сестры композитора. 

-Кто-нибудь помнит, с чем связано создание «Детского альбома»?

-В музыке Чайковского всегда ощущается «сердечное тепло, ласка, приветливость». Композитор всегда дает услышать, о самом значительном в жизни человека, правдиво и просто. Его музыка написана от всего сердца, в ней прочувствована каждая нота. Поэтому Чайковского так любят у нас взрослые и дети. Среди многочисленных сочинений великого композитора есть посвященные непосредственно детям. Это его детские песни и «Детский альбом». П.И. Чайковский жил в те далекие времена. Эти музыкальные пьесы он сочинил для своего племянника, Володи Давыдова,  чтобы обучение игре на фортепиано было  для него и детей его возраста интереснее. И сейчас дети, которые учатся в музыкальных школах, обязательно играют пьесы из «Детского альбома». Эта музыка известна и любима во всех уголках нашей земли, а сегодня она звучит для вас.

Сегодня мы с вами познакомимся с танцевальными пьесами из «Детского альбома»: «Вальс», «Полька» и «Мазурка».

Отвечают

Рассаживаются поудобнее

-Его племянник с трудом осваивал премудрости фортепиано, ему стало жалко Володю и он написал целый цикл фортепианных пьес для него

4

Организация слушательской деятельности

П (структурирование знаний — общеучебные действия)

П (изучение нового музыкального материала)

П (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

Тихо, тихо сядем рядом.

Входит музыка в наш дом,

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном,

Это музыка торопит

И зовет нас за собой.

1.Начнем слушания с танцевальной пьесы «Вальс». Вальс - это парный танец, одна из танцевальных пьес “Детского альбома”, одно из самых популярных произведений цикла. «Вальс» совершенно внезапно врывается в ход повествования, сменяя печаль и грусть на веселье. Этот танец был одним из самых популярных и любимых в 19 веке и звучал он не только на пышных балах, но и на домашних праздниках. «Вальс» из «Детского альбома» передает атмосферу именно домашнего праздника. Сейчас мы его послушаем, а после вы мне какой характер этой пьесы и поменялся ли он.

Сначала музыка вальса более плавная. В средней части вальса характер музыки меняется. Плавность исчезает. Быть может, на бал, где звучит этот вальс, приехал какой – ни будь знатный гость и все переполошились, засуетились… Но вот спокойствие восстановлено и танец продолжается.

Ребята, а кто-нибудь себе представлял картину, во время слушания? Может вы представили, что очутились на полянке или же в  бальном зале? Давайте посмотрим, что нам хотел передать композитор (показываю видео)

2.Сейчас мы послушаем следующую пьесу, но названия я вам не скажу, попробуйте догадаться сами. Послушайте и скажите, какая была музыка, что мы в ней услышали?

(звучит «Полька»)

Полька - это чешский народный танец, весёлый, живой, задорный, озорной. Его танцуют поскоками - маленькими, лёгкими прыжками. Название этого танца происходит от чешского слова pulka - «полшага». Полька была распространена и как бальный танец.

- Молодцы, ребята. А сейчас мы прослушаем еще раз эту пьесу, но не просто так. Первый ряд — скажет нам, в каком темпе она исполнялась. Второй — в какой динамике. Третий расскажет нам, мажор это был или минор. Помогут вам слова, которые написаны на доске.

-А сейчас мы послушаем следующую танцевальную пьесу из «Детского альбома» и называется она «Мазурка». Мазурка – это польский народный танец. Название этого танца произошло от названия одной из областей Польши — Мазовии, жители которой назывались мазуры (по определению смелых польских наездников). Сейчас мы прослушаем фрагмент мазурки, а вы ребята, опираясь на словарь эмоций, определите характер этого танца.

(Звучит «Мазурка»)

В  нашей  мазурке  характер  задумчивый,  элегический.  В  ней  слышится    что-то  личное:  отсюда  и  оттенок  печали  в  первых  интонациях.

Молодцы! А теперь я предлагаю вам прочувствовать мелодию и ритм мазурки в движении.

Замечательно потанцевали! Садитесь на свои места.

Ученики внимательно слушают, отвечают на поставленные учителем вопросы

13

Организация исполнительской деятельности

Л (развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен)

П.И. Чайковский очень любил детей, тонко и чутко понимал их душу, чувствовалих настроение. Он часто говорил: «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни». Давайте вспомним, какую песню мы с вами разучивали? Так как вы хорошо помните мелодию, но плохо знаете слова, давайте проговорим слова 1,2,3 куплетов и прохлопаем ритм,

ВХР

ВОК-ХОР ТРУДНОСТИ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

Произношение согласных «Р», «Б», «Ч», «Й»

Ритм мелодии.

Высокие скачки.

Цепное дыхание.

Замыкание фраз.

 Длинные ноты.
Мелодическая трудность.

-графический показ

- показ голосом

-образное сравнение,

 - прохлопывание ритма мелодии, -ассоциации,

- прием «Эхо»

Ученики вспоминают песню



Поем песню

12

Итог

  1. Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

 - Ребята, сегодня мы с вами продолжили знакомится с великим русским композитором. Кто мне скажет, с каким?

-Какие пьесы мы сегодня послушали из «Детского альбома»?

-Что такое вальс, полька, мазурка?

Ученики вспоминают прослушанный материал

6

Рефлексия

Р ( оценка —того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить)

Чем мы сегодня занимались? Понравился ли вам сегодняшний урок?

Ученики дают ответы

2



Предварительный просмотр:

Тема урока музыки: П.И Чайковский отрывки из балетов

Цель: продолжение знакомства детей с биографией П.И. Чайковского, слушание и анализирование музыкальных отрывков из балетов П.И Чайковского «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и «Щелкунчик»

Планируемые результаты:

  1. Предметные: размышлять о музыке, как способе выражения духовных переживаний человека, устойчивый интерес к музыкальному искусству, к различным видам музыкально – творческой деятельности.
  1. Личностные: формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, проявляющего себя в эмоционально ценностном отношении к искусству, воспитывать музыкальный, эстетический вкус; воспитывать интерес и любовь к музыке;

Тип занятия: урок «открытия» новых знаний

Методы и приемы: словесный (рассказ, беседа), метод размышления о музыке, наглядный (демонстрация)

Материалы и оборудование: музыкальный центр, компьютер, проектор, презентация, флеш-накопитель, ноты и слова песни «Добрый день»

Музыкальный репертуар: «Привет!» стихи Н. Пикулевой и Е. Попляновой, «Вальс» из балета П. И Чайковского «Спящая красавица», «Марш» из балета П.И Чайковского «Щелкунчик», «Танец лебедей» из балета П.И Чайковского «Лебединое озеро»,  Яков Дубравин «Добрый день»

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Организация слушательской деятельности
  4. Организация исполнительской деятельности
  5. Итог

Конспект

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t(мин.)

  1. 11

Организационный момент

П (структурирование знаний общеучебные действия)

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Владимировна, давайте вспомним наше музыкальное приветствие.

-На прошлых уроках мы изучали творчество  известного русского композитора, как его зовут? Какие пьесы из «Детского альбома» мы с вами слушали?

Правильно. И начнем наш урок с музыкальной викторины, я буду включать пьесы, которые мы слушали, а вам нужно сказать название, по руке. За верные ответы будете получать значки, у кого в течение урока будет 3 значка - оценка 5, 2 значка - оценка 4

Ученики приветствуют друг друга

-П.И Чайковский

-«Зимнее утро», «Баба-Яга», «Марш деревянных солдатиков», «Полька, «Мазурка», «Вальс»

5

Актуализация знаний


К (планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -определение цели функций участников, способов взаимодествия)

П (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

-Вы хорошо знаете имя великого русского композитора - Петра Ильича Чайковского, знакомы с некоторыми его произведениями из "Детского альбома". Это произведения, которые композитор написал специально для того, чтобы их слушали дети.

Но есть у Петра Ильича и музыка, которую он сочинил специально для взрослых зрителей и слушателей - его оперы и симфонии. А есть у него и такие произведения, которые любят буквально все - и взрослые, и дети. К таким произведениям относятся его балеты, созданные на сюжеты волшебных сказок.

Петр Ильич Чайковский создал три балета, может кто-нибудь знает, какие?  – «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», которые до сих пор постоянно идут на сценах самых известных театров мира.

-Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? Что мы должны будем узнать на уроке?

-Сегодня мы познакомимся со сказочными балетами на музыку П.И Чайковского «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», послушаем музыку.

Одним из самых красивых музыкально - театральных жанров является балет. Так называют спектакль, в котором объединены музыка, танец, драматическое и изобразительное искусства.   

Как думаете, что такое балет? Балет- это музыкальный спектакль, в котором содержание передается при помощи танца. Балет — искусство довольно молодое, ему немногим более четырехсот лет. Родился балет в Северной Италии в эпоху Возрождения. Но принято считать, что он возник во Франции, поэтому все движения в танце звучат на французском языке.

- Слово «балет» произошло от итальянского слова balletto и от французского слова ballet, что означает танцевать, а на латинском языке ballo – танцую.

- А как танцуют в балете?

- Посмотрите на иллюстрацию, какие необычные на них платья.

- Кто знает, как они называются?

- А что у них на ногах, чешки?

- Ведь в балете танцуют на самых кончиках пальцев, а для этого нужны специальные приспособления, уплотнения в обуви. Для этого и изобрели пуанты.

- Каждое движение в балете – это словно рассказ о том, что бы человек мог сказать словами, но передает это движениями танца, т.е. это театральное представление, в котором действующие лица не говорят, а танцуют.

- Мы узнаем о балетах П.И Чайковского

-Легко, изящно, на носочках

-Они называются пачки.

-На ногах у них не чешки, а специальные пуанты.

5

Организация слушательской деятельности

П (структурирование знаний -общеучебные действия)

П (изучение нового музыкального материала)

П (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

-И первое что мы послушаем, это музыкальный фрагмент «Танец маленьких лебедей» из балета Чайковского «Лебединое озеро». Может быть, вы даже уже слышали это название раньше? «Лебединое озеро» без доли преувеличения можно назвать жемчужиной русской классики, а П.И. Чайковского – великим композитором. В основу балета легла сказка рыцарской эпохи. В основу сюжета положена старинная немецкая легенда, повествующая о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя проклятием злого колдуна — рыцаря Ротбарта. 

-После слушания вы должны определить характер и динамику музыкального фрагмента

Мелодия такая длинная, как будто не имеет конца. Она начинается трепетно, нежно, грустно, потом звучит все напряженнее, беспокойнее, взволнованнее. Мелодия очень красивая и выразительная.

А чтобы прочувствовать музыку, исполним пластическую импровизацию, девочки выходят и изображают прекрасных лебедей под музыку из балета «Лебединое озеро»

- Следующий балет, который создал П.И Чайковский, попробуйте отгадать название. Балет в трех действиях поставлен по сюжету известной всем с детства сказки Шарля Перро о заснувшей на сотню лет принцессе, которую пробудил от ее колдовского сна только поцелуй прекрасного принца. «Спящая красавица», верно. «Спящая красавица» - сказочный спектакль, восхитительная феерия, которая захватывает зрителя. Сейчас прослушаем фрагмент из балета «Спящая красавица»- «Вальс», а вы скажете, какой жанр этого произведения, может это марш, или может быть какой-то танец... А так же какой был темп.

Как думаете, когда в балете мог звучать этот вальс?  Наступил день совершеннолетия Авроры, так зовут главную героиню. Во дворце устраивается праздник. Во время танцев Аврора замечает старушку с веретеном. Взяв из ее рук веретено, Аврора кружится с ним в танце и неожиданно падает от укола. Перед всеми предстает злая волшебница, которую зовут Карабосс. Предсказанье свершилось. Аврора заснула, но вместе с ней погружается в сон и весь королевский замок и дворец превращается в дремучий сказочный лес. Ну а теперь настало время очутиться на королевском балу. Ведь у принцессы Авроры день рождения и там царит праздничное настроение. Звучит прекрасная музыка вальса и мы просим группу танцоров выйти к нам сюда и станцевать вальс.

Все сначала изображают веселящихся на балу гостей. Затем вместе с музыкой участники бала «засыпают», замирают, а потом «просыпаются». Бал продолжается (под музыку «Вальс» из балета «Спящая красавица»)

-Следующий  балет  «Щелкунчик» П.И. Чайковский создал в последние годы своей жизни. К этому времени композитор уже был автором опер, симфоний и двух замечательных балетов – «Лебединое озеро» и «Спящая красавица».

- Кто- то знает сюжет сказки? Петр Ильич Чайковский, как и в других своих балетах, рассказал в нем о борьбе добра и зла. Нежное и преданное чувство героини этого балета – Маши – побеждает злые силы и освобождает от колдовства прекрасного юношу, которого колдун превратил в Щелкунчика.

-Послушаем фрагмент из балета «Щелкунчик»- «Марш», а вы ответьте, какой жанр произведения, характер и динамика.

- Правильно, в нем четкий ритм, размеренность, барабанная дробь. Вместе с тем этот марш имеет отличительные черты: он детский, немного шутливый. Композитор использует в нем высокие звуки, будто звучат звонкие, чистые детские голоса. Но вот музыка меняется. Легкие, быстрые, отрывистые звуки создают впечатление веселых игр резвящейся детворы. Маршируем, «превратившись» в разных персонажей балета, например в Щелкунчика, разные игрушки, мышей (под звуки «Марша» из балета «Щелкунчик»).

Дети внимательно слушают, отвечают на поставленные учителем вопросы

- Сначала нежная и грустная, а потом тревожная

- вальс передает настроение мечтательности, торжественности и восторженности.

-Это произведение похоже на обычную маршевую музыку

15

Организация исполнительской деятельности

Л (развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен)

Ребята, я знаю, что вы очень хорошо разгадываете загадки.

Попробуйте разгадать мои:

Солнце утро растопило,

Света много напустило,

И зверей загнало в тень,

Наступил ребята …( День)

Наш мир от зла устал,

Чтоб он добрее стал,

Нам говорить не лень

При встрече … (Добрый день)

ВХР

ВОК-ХОР ТРУДНОСТИ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

Скачки мелодии

«Плещут волны океана»

Допевание гласных

«Эй, ребята, малышата, добрый день»

Удержание мелодии на одном звуке.

«Добрый день»

Вступить на первый звук

«Встало солнце»

Чёткое снятие рукой.

Пение по рядам

Графический показ.

Пения «Эхо»; Пение по цепочке

Собственный показ,

Дирижёрский жест

Ученики отвечают на загадки



Поем песню

10

Итог

  1. Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

- Ребята, сегодня мы с вами продолжили знакомится с великим русским композитором. Кто мне скажет, с каким?

-Что нового вы узнали?

-Что такое балет?

-С какими балетами П.И Чайковского мы познакомились?

-Какие музыкальные фрагменты из балетов П.И Чайковского мы прослушали?

-Что вам больше всего понравилось?

Спасибо за урок, поднесите свои дневники со значками.

Ученики вспоминают прослушанный материал

5



Предварительный просмотр:

Тема урока музыки: «Сказка ложь, да в ней намек»

Цель урока: формирование представления у учащихся о роли сказок

Планируемые результаты:

Предметные: умение размышлять о музыке, как способе выражения духовных переживаний человека, устойчивый интерес к музыкальному искусству, к различным видам музыкально – творческой деятельности

Личностные: формирование желания выполнять учебные действия через мотивацию; развитие эстетических чувств, выявление возможностей эмоционального воздействия музыки на человека, развитие духовно – нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости

Тип занятия: урок «открытия» нового знания

Материалы и оборудование: проигрыватель, флеш – накопитель, видеопроектор, экран, презентация, компьютер

Музыкальный репертуар:«Привет!» стихи Н. Пикулевой и Е. Попляновой,Ю. Чичков«Детство- это я и ты», Н.А Римский – Корсаков «Полет шмеля», Н.А Римский – Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»

Структура занятия:

1)Организационный момент

2)Организация исполнительской деятельности

3)Актуализация знаний

4)Физическая минутка

5)Организация слушательской деятельности

6)Итог урока

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

1.Организационный момент

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости)

Ребята, с каким настроением вы сегодня пришли на урок?

Давайте подарим себе хорошее настроение, повернитесь к своему соседу по парте и улыбнитесь друг другу

От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе.

Мы с вами выучили одно интересное приветствие, поздороваемся друг с другом по - музыкальному

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

2 мин

2.  Организация  исполнительской деятельности

Л (развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен)

Начнем урок с песни, которую мы разучили на прошлом уроке, как она называется?

Верно. Мы выучили 1 куплет, напомню его вам, послушайте и далее спою еще и припев

Теперь разучим припев, проговорим слова

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Произношение согласных

Ритм мелодии.

Высокие скачки.

Замыкание фраз.

Длинные ноты.

Мелодическая трудность.

-графический показ

- показ голосом образное сравнение,

- прохлопывание ритма мелодии,

-ассоциации, собственный показ.

- прием «Эхо»

«Детство-это я и ты»


Поем песню

15 мин

3.Физическая минутка

К (взаимодействие учителя и учеников)

Я вижу, вы засиделись, настало время физической минутки

(Видео- ролик физической  минутки Маша и медведь)

Дети встают со своих мест и повторяют движения

3 мин

4. Актуализация знаний

На прошлом уроке вы познакомились с вступлением к опере – былине Римского–Корсакова «Океан – море синее». Ребята, а каких героев этой былины вы ещё знаете? (мы смотрели видео)

Что такое опера?

Что такое былина?

Какой музыкальный фрагмент мы слушали?

Какая была музыка, чем вам она запомнилась?

Садко, морской царь, Чернавушка, Микола

Опера - это музыкальный спектакль, где все герои поют

Русские народные песни о подвигах богатырей

«Океан- море синее»

Спокойное море, перекатывающиеся волны, музыка звучит на пиано, бушующее море – на форте.

5 мин

5.Организация слушательской деятельности

Р(осмысление полученной информации)

П (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

Вы заметили, какие герои помогали нам провести физ. минутку?

Правильно. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово сказка?

Как вы думаете, что такое сказка?

Сказка - это произведение устного народного творчества о вымышленных событиях. Запишите в тетради это определение.

Мы много уже знаем с вами о сказках. А вот сегодня мы с вами поговорим, чему нас учат сказки.

Перед вами иллюстрации сказок: «Колобок», «Гадкий утенок», «Дюймовочка». Наверняка, все смотрели или читали эти сказки. Подумайте, чему они нас учат?(Вспоминаем сюжет сказок)

Отлично! Сейчас у меня для вас есть интересное задание. Каждой группе будет дано задание. Нужно вспомнить как можно больше сказок и их героев.

1 группа - У героев,  каких сказок мы научимся доброте?

2 группа - У героев,  каких сказок мы научимся преданности?

3 группа - У героев, каких сказок мы научимся честности?

Мы с вами уже знакомы с русским композитором Н. А Римским – Корсаковым, мы говорили, что особенно его привлекают сказки А.С.Пушкина.

А.С Пушкин при написании некоторых произведений использовал рассказы своей няни Арины Родионовны. Поэт слушал её сказки и народные песни, будучи уже взрослым, во время ссылки в селе Михайловском и записывал. Созданная им через 5 лет «Сказка о царе Салтане».

Послушаем фрагмент из сказки, название я вам пока не скажу, попробуйте догадаться, о ком музыка нам рассказала и кого изобразила?

(Прослушивание)

Какая была музыка? Кого она изобразила?

Посмотрим, правильно ли вы услышали, что это был шмель

(Просмотр видео ролика «Полёт шмеля»)

Эту замечательную музыку написал русский композитор Н.А. Римский – Корсаков, в ней он очень точно и остроумно изобразил полет рассерженного Шмеля. А сейчас мы послушаем музыкальный фрагмент «Три чуда» из этой же оперы. Во время слушания запишите свои впечатления в тетрадь, обратите внимание на ее характер, на экране вам в помощь есть словарь эмоций.

(Прослушивание)

Молодцы. «Сказка о царе Салтане» учит нас победе добра над злом, что подобно большинству народных сказаний.

Это герои из сказки Маша и медведь

Радость, восторг, волшебство

В сказке «Колобок» есть такие понятия как добро и зло, преодоление препятствий, непослушание

В сказке «Гадкий утенок» мы понимаем, что мы не такие, какими кажемся на первый взгляд. Все мы разные, все мы отличаемся друг от друга

В сказке «Дюймовочка» самое главное – это не то, что ожидает тебя в конце твоего пути, а то, что случается с тобой во время путешествия

Музыка изобразила пчелу или шмеля. Беспокойная, жужжащая

Дети рассказывают свои впечатления, высказывают свое мнение

10 мин

6. Итог урока

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

На доске есть цветок, вот только лепестков у него нет. У вас на партах лежат бумажные лепестки, напишите на них, что вам больше всего запомнилось на уроке, что больше всего впечатлило.

Ребята, посмотрите, какой получился замечательный букет для великого музыканта-сказочника Н.А. Римского-Корсакова, в благодарность за его прекрасную музыку, которая сегодня звучала!

Дети пишут свое мнение об уроке, что им запомнилось

5 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока УМК «Начальная школа XXI века» под ред Н.Ф.Виноградовой 4 класс Русский язык (авторы учебника С.И.Иванов, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова) Тема: «Глаголы - исключения» Тип урока: освоение новых знаний

Проведённый урок по теме «Глаголы – исключения», является завершающим этапом изучения темы «Глагол» в 4 классе. Это «Урок усвоения новых знаний», был проведен с использованием проблемно – диалоговой т...

По теме: методические разработки, презентации и конспекты уроков в начальной школе

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Герасимовская средняя общеобразовательная школа»...

Конспект урока УМК "Начальная школа ХХ1 века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой. 3 класс. Окружающий мир (автор учебника Н.Ф.Виноградова) . Тема: "Болото-пресный водоём"

Проведённый урок по теме "Болото - пресный водоём" был направлен на "добывание" новых знаний. Освоение новых знаний построены на решении проблемных ситуаций. Методы и формы работы были ориентированы н...

План-конспект урока для начальной школы "Путешествие в «Страну английского языка»"

План-конспект урока для начальной школы "Путешествие в «Страну английского языка»"...

Конспект урока. (УМК "Начальная школа 21 века")

Конспект урока изобразительного искусства. Тема урока: «Театральная афиша, программа». (аппликация, цв. фломастеры).Цель: продолжить знакомство с искусством театра, про...

Конспекты уроков для начальной школы

Конспекты разработаны по современным стандартам ФГОС новго поколения. Подходят для современного урока. Все этапы соответсвуют ФГОС...

Буква Х,х. Звуки [x], [x\']. Конспект урока в начальной школе.

Урок подходит для коррекционных школ. Изучение нового материала....