«Ритмично бьется твое сердце мудрая царица математики и королева музыка».
методическая разработка по музыке (2 класс)
Тема урока: « Ритмично бьется твое сердце мудрая царица математики и королева музыка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_ritmichno.docx | 14.6 КБ |
soobshchenie_temy_uroka.docx | 17.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Ритмично бьется твое сердце мудрая царица математики и королева музыка».
Цель: Дать детям понятие, что музыка и математика взаимосвязаны с собой. Задачи: Развивать метроритмические чувства. Развивать память, мышления, коррекция слухового и зрительного внимания. Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к родному городу, умение слушать друг друга, работать сообща. Развитие музыкально- творческих способностей.
1.Организационный момент.
Дети входят в класс под музыку М. И. Глинки « Марш Черномора» Под какую музыку мы вошли? (Под марш) Какая это музыка по характеру? ( Веселая, ритмичная)
2. Тема урока. Вступительная беседа. Раньше, когда еще не было компьютеров, магнитофонов, была традиция – по выходным в городских парках играл духовой оркестр. В каком городе мы живем? ( В Пушкине) Сколько парков в нашем городе? (5) Давайте мы их перечислим. ( Екатерининский, Александровский, Баболовский, Нижний, Буферный) Среди густой листвы деревьев Царскосельских парков гуляло много знаменитостей, например, поэтесса Анна Ахматова. А какой еще известный поэт жил в нашем городе? (А.С. Пушкин) На его произведения многие композиторы положили свою музыку. Так , например по сказке « Руслан и Людмила» М.И. Глинка , который тоже был в нашем городе , написал замечательную оперу, марш из которй прозвучал в начале урока и вы под него вошли. Где учился Пушкин? ( В Лицее) (Показ фото памятника Пушкину в Лицейском садике) Нам выпало большое счастье жить в городе Пушкине. А что такое Лицей? Это учебное заведение или школа. Какие предметы изучают в школе? (Дети перечисляют предметы) Итак, я предлагаю спеть песню о школе композитора В.Шаинского » Чему учат в школе»)
Предварительный просмотр:
Сообщение темы урока
Два века разделяют нас и первых лицеистов. И мы сейчас перенесемся в наш « Музыкальный лицей».
На нашем уроке мы проследим как Королева Музыки и Царица Математики дружат между собой. Еще древние ученые- философы считали, что музыка без математики не существует.
Вот, например, марш под который мы вошли в класс, чтобы все дружно и одинаково шагали, мы отсчитывали счет до четырех. Это называется РИТМ. Он присутствует во всех музыкальных произведениях.
Работа с раздаточным материалом.
Мы будем не только доказывать и размышлять, но и петь, слушать, играть. Вспомним прямой счет до 10 и поставим числа на ступеньки лестницы….
А теперь мы посмотрим как расположены ноты на лестнице из 5- ти линеек нотных строчек и где есть счет в музыке.
Упражнение на дыхание.
Мы вспомним одно из упражнений на дыхание со счетом. Это «Семь Егорок», которое вам очень нравится.
Взяли хорошее, опорное дыхание через нос и считаем « Егорок», проговаривая вслух:
« Раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д. пока не закончится вдох.
А для чего мы используем считалки? В этой считалке перечисляется числовой ряд, а ритм, присутствующий в ней, способствует их запоминанию .
Итак, мы можем утверждать, что нашли первую ниточку , связывающую музыку и математику.
Давайте вместе повторим счет:
Хорошо смотреть вперед! Но сначала нужно знать правильный начальный счет: Раз, два, три, четыре, пять… А вот сколько нот на свете , ( СЕМЬ) ты запомни ноты эти, долго в памяти носи ДО,РЕ, МИ, ФА ,СОЛЬ, ЛЯ, СИ, наизусть их заучи! Нотам тоже нужен счет .
У нот, которые мы только, что назвали есть своя лесенка ( Показ таблицы) Сосчитаем сколько линеек в музыкальной грамоте, на которых пишутся ноты?
Пять линеек нотных строчек, назовем мы нотный стан, а на стане вместо точек, ноты встанут по местам.
Итак, количество нот? (7 ) Разложите ноты на линеечки.
Каждая нота заняла свое место на линейках и каждая из них имеет свой звук.
Распевание. Звукоряд до-мажор. Упражнение «ЭХО»
Счет мы можем встретить и в песни В. Шаинского « Дважды два –четыре»
В музыке есть два характера-- МАЖОР И МИНОР ( Весело- Грустно) Это противоположное звучание. Например, песня, «Перепелочка» -исполним ее мелодично, тихо, печально. Вы четко увидели яркие противоположности в песнях « Дважды два- четыре « и «Перепелочка»
Вывод: И в музыке и в математике мы встречаемся с противоположностями.
Физминутка—Музыкально- ритмические упражнения.
Перейдем к следующей музыкально-математической связи.
Скажите, чтобы записать слова, мы используем что? (Буквы).Числа--( Цифры), а музыку ноты..И они имеют свою длину (Длительность нот)
Сейчас мы увидим составление целого числа и целой длительности. (Наглядный сюжет)
Математика | Музыка |
Образ— 1 Яблоко | Длительность нот на счет 1,2,3,4 |
Целое число—яблоко | Целая нота |
Делим пополам—половина яблока | Половина целой ноты—это половинная нота; счет –раз, два. |
Делим на 4 части- одна четвертая яблока | Делим целую ноту на 4 части-четвертная : счет раз |
Мы видим, что ноты записываются с помощью знаков, а их протяжность определяется длительностью, математическим счетом.
Игра на музыкальных инструментах : « ПОЛЬКА « Рахманинова. ( на 2\4).
Какие чувства выражены в этом произведении? (Чувство радости)
В Екатерининском парке и в наше время возродили традицию игры Духового оркестра.
А теперь давайте мы споем один куплет песни « Песня о нашем городе» А. Иванова:
Горд малахитовых просторов, от озер и от берез светло,
И Пушкин говорил, любя наш город: «Отечество нам Царское Село»
Рефлексия:
-Понравился вам урок в «Музыкальном лицее?» И какое впечатление оставил урок в мажоре или миноре?
Мониторинг урока:
Что нового мы узнали на уроке? (Существует тесная связь между математикой и музыкой—все нужно считать—это есть ритм, есть параллейные 5 нотных—линеек , строчек)
Оценка деятельности учащихся. Итог урока.
Мы пели песни, танцевали, решали задачи, знакомились с длительностями, мы были ритмичны, энергичны ,мы делали все под счет. Так что же объединяет музыку и математику?
Конечно счет и ритм, а нас объединяет…. ---Дружба!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по математике "Путешествие к царице Математике"
Внеклассное мероприятие по предмету математика (2 класс) направленное на развитие интереса к математике, развитие логического мышления с использованием сказочных героев....
Внеклассное мероприятие по математике "Путешествие к царице Математике"
Внеклассное мероприятие по предмету математика (2 класс) направленное на развитие интереса к математике, развитие логического мышления с использованием сказочных героев....
Конспект внеклассного занятия "Добро в твоем сердце"
Цель занятия: подготовиться к изучению темы по литературному чтению «О братьях наших меньших», расширить границы темы, активизируя познавательную активность на поиск материалов о собаке, художес...
Устный журнал "Добро в твоем сердце"
Внекласное мероприятие о доброте, отзывчивости, чутком отношении к братьям нашим меньшим - собакам!...
Консультация "Положи твое сердце у чтения"
"Положи твое сердце у чтения"...
Классный час на тему "Твое сердце - в твоих руках"
Конспект классного часа «Твое сердце - в твоих руках» с презентацией. Назначение: материал может быть использован для тематических бесед, а также во внеклассной деятельности. Цел...
Презентация классного часа "Твое сердце - в твоих руках"
Конспект классного часа «Твое сердце - в твоих руках» с презентацией. Назначение: материал может быть использован для тематических бесед, а также во внеклассной деятельности. Цел...