«Ритмично бьется твое сердце мудрая царица математики и королева музыка».
методическая разработка по музыке (2 класс)

Тема урока:  « Ритмично бьется твое сердце мудрая царица     математики и                                                 королева музыка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_ritmichno.docx14.6 КБ
Файл soobshchenie_temy_uroka.docx17.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока:  « Ритмично бьется твое сердце мудрая царица     математики и                                                 королева музыка».

Цель: Дать детям понятие, что музыка и математика взаимосвязаны с собой. Задачи: Развивать метроритмические чувства.                                                 Развивать память, мышления, коррекция слухового и зрительного внимания. Воспитывать  в детях чувство прекрасного, любовь к родному городу, умение слушать друг друга, работать сообща.                                                               Развитие музыкально- творческих способностей.

1.Организационный момент.

Дети входят в класс под музыку М. И. Глинки « Марш Черномора»                       Под какую  музыку мы вошли?   (Под марш)                                                           Какая это музыка по характеру? ( Веселая, ритмичная)  

2. Тема урока.                                                                                                                Вступительная беседа.                                                                                                        Раньше, когда еще не было компьютеров, магнитофонов, была традиция – по выходным в городских парках играл духовой оркестр.                                                         В каком городе мы живем?  ( В Пушкине)                                                                 Сколько парков в нашем городе? (5)                                                                         Давайте мы их перечислим. ( Екатерининский, Александровский, Баболовский, Нижний, Буферный)                                                                                  Среди густой листвы деревьев Царскосельских парков гуляло много знаменитостей, например, поэтесса  Анна Ахматова.                                                       А какой еще известный поэт жил в нашем городе?    (А.С. Пушкин)  На его произведения многие композиторы положили свою музыку. Так , например по сказке « Руслан и Людмила» М.И. Глинка , который тоже был в нашем городе , написал замечательную оперу, марш из которй прозвучал в начале урока и вы под него вошли.                                                                                                  Где учился Пушкин? ( В Лицее)  (Показ фото памятника Пушкину в Лицейском садике)  Нам выпало большое счастье жить в городе Пушкине.                                     А что такое Лицей?    Это учебное заведение или школа.                                         Какие предметы изучают в школе? (Дети перечисляют предметы)                         Итак, я предлагаю спеть песню о школе  композитора В.Шаинского                                » Чему учат в школе»)



Предварительный просмотр:

Сообщение  темы урока

Два века разделяют нас и первых лицеистов. И мы сейчас перенесемся в наш « Музыкальный лицей».

На нашем уроке мы проследим как Королева Музыки  и Царица Математики дружат между собой. Еще древние ученые- философы считали, что музыка без математики не существует.

Вот, например,  марш под который мы вошли в класс, чтобы все дружно и одинаково шагали, мы отсчитывали счет до четырех. Это называется  РИТМ. Он присутствует во всех музыкальных произведениях.

Работа с раздаточным материалом.  

Мы будем не только   доказывать и размышлять, но и петь, слушать, играть.                          Вспомним прямой счет до 10 и поставим числа на ступеньки лестницы….

А теперь мы посмотрим как расположены ноты на лестнице из 5- ти линеек нотных строчек и где есть счет в музыке.

Упражнение на дыхание.

Мы вспомним одно из упражнений на дыхание со счетом. Это «Семь Егорок», которое вам очень нравится.

Взяли хорошее, опорное дыхание через нос и считаем « Егорок», проговаривая вслух:

« Раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д. пока не закончится вдох.

А для чего мы  используем считалки?  В этой считалке перечисляется числовой ряд, а ритм, присутствующий в ней, способствует их запоминанию .

Итак, мы можем утверждать, что нашли первую ниточку , связывающую музыку и математику.

Давайте вместе повторим счет:

Хорошо смотреть вперед! Но сначала нужно знать правильный начальный счет: Раз, два, три, четыре, пять… А вот сколько нот на свете , ( СЕМЬ) ты запомни ноты эти, долго в памяти носи ДО,РЕ, МИ, ФА ,СОЛЬ, ЛЯ, СИ, наизусть их заучи! Нотам тоже нужен счет .

У нот, которые мы только, что назвали есть своя лесенка ( Показ таблицы)  Сосчитаем сколько линеек в музыкальной грамоте, на которых пишутся ноты?

Пять линеек нотных строчек,                                                                                                                                назовем мы нотный стан, а на стане вместо точек, ноты встанут по местам.

Итак, количество нот?  (7 ) Разложите ноты на линеечки.

Каждая нота  заняла свое место на линейках и каждая из них имеет свой звук.

Распевание. Звукоряд до-мажор. Упражнение «ЭХО»

Счет мы можем встретить и в песни В. Шаинского « Дважды два –четыре»

В музыке есть два характера--  МАЖОР И МИНОР ( Весело- Грустно) Это противоположное звучание. Например, песня, «Перепелочка» -исполним ее мелодично, тихо, печально. Вы четко увидели яркие противоположности в песнях « Дважды два- четыре « и «Перепелочка»

Вывод: И в музыке и в математике мы встречаемся с противоположностями.

Физминутка—Музыкально- ритмические упражнения.

Перейдем к следующей музыкально-математической связи.

Скажите, чтобы записать слова, мы используем что? (Буквы).Числа--( Цифры), а музыку ноты..И они имеют свою длину (Длительность нот)

Сейчас мы увидим составление целого числа и целой длительности. (Наглядный сюжет)

Математика

Музыка

Образ— 1 Яблоко

Длительность нот на счет  1,2,3,4

Целое число—яблоко

Целая нота

Делим пополам—половина яблока

Половина целой ноты—это половинная нота; счет –раз, два.

Делим на 4 части- одна четвертая яблока

Делим целую ноту на 4 части-четвертная : счет раз

Мы видим, что ноты записываются с помощью знаков, а их протяжность определяется длительностью, математическим счетом.

Игра на музыкальных инструментах : « ПОЛЬКА « Рахманинова. ( на 2\4).

Какие чувства выражены в этом произведении?  (Чувство радости)

В Екатерининском парке и в наше время возродили традицию игры Духового оркестра.

А теперь давайте мы споем один куплет песни  « Песня о нашем городе» А. Иванова:

 Горд малахитовых просторов,  от озер и от берез светло,

И Пушкин говорил, любя наш город: «Отечество нам Царское Село»

Рефлексия:

-Понравился вам урок в «Музыкальном лицее?»                                                                                              И какое впечатление оставил урок в мажоре или миноре?

Мониторинг урока:

Что нового мы узнали на уроке? (Существует тесная связь между математикой и музыкой—все нужно считать—это есть ритм, есть  параллейные 5 нотных—линеек , строчек)

Оценка деятельности учащихся. Итог урока.

Мы пели песни, танцевали, решали задачи, знакомились с длительностями, мы были ритмичны, энергичны ,мы делали все под счет. Так что же объединяет музыку и математику?

Конечно счет и ритм,  а нас объединяет…. ---Дружба!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике "Путешествие к царице Математике"

Внеклассное мероприятие по предмету математика (2 класс) направленное на развитие интереса к математике, развитие логического мышления с использованием сказочных героев....

Внеклассное мероприятие по математике "Путешествие к царице Математике"

Внеклассное мероприятие по предмету математика (2 класс) направленное на развитие интереса к математике, развитие логического мышления с использованием сказочных героев....

Конспект внеклассного занятия "Добро в твоем сердце"

Цель занятия:  подготовиться к изучению темы по литературному чтению «О братьях наших меньших», расширить границы темы, активизируя познавательную активность на поиск материалов о собаке, художес...

Устный журнал "Добро в твоем сердце"

Внекласное мероприятие о доброте, отзывчивости, чутком отношении к братьям нашим меньшим - собакам!...

Консультация "Положи твое сердце у чтения"

"Положи твое сердце у чтения"...

Классный час на тему "Твое сердце - в твоих руках"

Конспект классного часа «Твое сердце - в твоих руках» с презентацией. Назначение: материал может быть использован для тематических бесед, а также во внеклассной деятельности. Цел...

Презентация классного часа "Твое сердце - в твоих руках"

Конспект классного часа «Твое сердце - в твоих руках» с презентацией. Назначение: материал может быть использован для тематических бесед, а также во внеклассной деятельности. Цел...