Музыкально-ритмические игры на развитие и концентрацию внимания
методическая разработка по музыке

Светлана Васильевна Алексеева

Уровень любознательности, умственной и деятельной активности детей проявляется в игре. Наиболее полезны для детей игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno-ritmicheskie_igry_na.docx57.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №2 VIII вида» г. Улан-Удэ

Методическая разработка по ритмике к разделу

«Музыкально-игровой материал» 

«Музыкально-ритмические игры

на развитие и концентрацию внимания»

Учитель ритмики:

Алексеева Светлана Васильевна

Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.

Игра - оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Это подтверждает Д.Б.Эльконин: «…игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных».

По мнению О.С.Газмана, в игре у детей возникает три цели: первая цель - удовольствие от игры - «Хочу», вторая цель - выполнять правила игры - «Надо», третья цель - творческое выполнение игровой задачи - «Могу». Таким образом, складывается основной механизм игры «Хочу! Надо! Могу!», влияющий на личность ребенка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.

Уровень любознательности, умственной и деятельной активности детей проявляется в игре. Ребёнок под влиянием различных игр хорошо физически развивается: у него увеличиваются масса тела, рост, окружность, дыхательная экскурсия грудной клетки, повышается мышечный тонус, уменьшаются дефекты осанки.

 Игра, по утверждению психолога Г.С.Тарасова, -  эта эмоциональная непосредственность мотивов, устремленность к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового.

Наиболее полезны для детей игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления.

Внимание - это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действий, предмете, явлении).

Выделяют следующие формы проявления внимания:

- сенсорное (перцептивное);

- интеллектуальное (мыслительное);

- моторное (двигательное).

Основными функциями внимания являются:

- активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов;

- целенаправленный организованный отбор поступающей информации (основная селективная функция внимания);

- удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;

- обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте;

- регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят и такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.

Внимание может быть пассивным (непроизвольным) или активным (произвольным). Эти виды внимания отличаются друг от друга только по своей сложности.

Бывают случаи, когда внимание невольно направляется на что-либо, т.е. складывается впечатление, что мы не обращаем внимания на предметы или явления, а они «берут штурмом» наше сознание в силу своей интенсивности.

Внимание имеет и внутренние проявления. К первым относят напряженную позу, сосредоточенный взгляд, ко вторым – изменения в организме, например учащение сердцебиения, дыхания, выделение адреналина в крови и пр.

Музыкально-ритмические игры на развитие и концентрацию внимания

1. «Кто подходил?»

Впереди шеренги, спиной к остальным, становится водящий с закрытыми глазами. По указанию учителя один из играющих подходит к водящему, касается его плеча и быстро становится на место. Учитель считает: «раз, два, три», после чего водящий открывает глаза, поворачивается к играющим и старается подметить. Кто к нему подходил. Если водящий отгадал игрока, они меняются местами.

2. «Фигуры»

Все ученики свободно бегают и прыгают по классу под музыкальное сопровождение. Учитель останавливает музыку - дети останавливаются и принимают какую-либо позу. Учитель отмечает тех, кто стоит неподвижно в красивой, выразительной позе. А кто шевельнётся, выходит из игры.

3. «Отгадай, чей голосок»

Выбирается водящий, который встаёт в центр круга. Дети со словами: «Вот построили мы круг», взявшись за руки, идут по кругу; говоря: «Повернёмся разом вдруг» - поворачиваются вокруг себя и останавливаются. На слова: «А как скажем» водящий закрывает глаза. Один ученик, заранее назначенный учителем, говорит изменённым голосом: «Скок, скок, скок», после чего дети хором заключают: «Отгадай, чей голосок». Водящий открывает глаза и старается отгадать, кто произнёс слова: «Скок, скок, скок». Если ему это удалось, он остаётся водить. В противном случае на его место идёт тот, кого он не угадал.

4. «Будь внимательным!»

Дети идут по кругу друг за другом. При команде «Зайчики», произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки» - как бы ударять «копытом» об пол, «раки» - пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны «аист» - стоять на одной ноге. Не внимательные дети выходят из игры

5. «Зеркальное отображение»

Учитель стает лицом к игрокам и делает разные движения. А дети должны повторять, как в зеркале, все его движения. Кто допустил ошибку, выбывает из игры. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.

6. «Не теряй пару»

Дети идут друг за другом парами, взявшись за руки. По сигналу учителя быстро опускают руки и продолжают идти рядом, не отставая и не перегоняя друг друга. После второго сигнала снова берутся за руки и продолжают ходьбу.

7. «Стоп»

Дети бегают по залу врассыпную. По сигналу ведущего-педагога «Стоп!» останавливаются и делают какую-нибудь фигуру из заданной учителем темы, оговоренной перед началом игры. Например: «лыжник», «пловец», «гимнаст»; «мяч», «скакалка» и т.д.. Педагог  выбирает лучшую фигуру, и игра повторяется вновь. Ведущий может выбираться из детей.

8. «Круговорот»

Дети идут в колонне парами умеренным шагом. По сигналу педагога последняя пара разбивается и дети, ее образующие, бегут в начало колонны. Один ребенок обегает колонну справа, другой - слева. Оказавшись впереди колонны, дети вновь образуют пару, и игра продолжается.

9. «Дружные пары» 

Дети распределяются парами, берутся за руки. По первому сигналу кружатся в одну сторону 5-7 с, а по второму сигналу останавливаются и после короткого перерыва кружатся в другую сторону.

10. «Воротики»

Дети идут по залу в колонне парами, держась за руки. По сигналу учителя ребята останавливаются, поднимают руки вверх, образуя воротики. Последняя пара опускает руки, проходит под воротиками и становится впереди. Все дети опускают руки вниз и продолжают ходьбу до следующего сигнала учителя. Можно использовать другой вариант: дети ходят парами, не держась за руки. По сигналу учителя берутся за руки, образуют воротики, а последняя пара проходит под ними вперед.

11. «Хлопки»

Дети встают в круг в середине класса. Каждый игрок получает порядковый  номер. Все  игроки по сигналу учителя вместе начинают ритмично хлопать: два раза в ладоши, два раза по коленям. При этом один  из  игроков на   хлопки  в  ладоши  говорит  свой   номер,  например - «пять-пять», а на хлопки по коленям - номер любого другого игрока. Игрок, не успевший назвать свой номер или назвавший номер уже выбывшего участника, выходит из игры.   Побеждают  два последних оставшихся игрока.

12. «По алфавиту»

Чтобы имена лучше запомнились, чтобы потренировать внимание и умение быстро переключаться с одного задания на другое, можно провести в классе такую игру. Учитель предлагает ребятам за определенное количество времени (за 10, 15 или 20 секунд) поменяться местами так:

- чтобы все имена расположились по алфавиту;

- чтобы все встали по цвету волос (слева - брюнеты, справа - блондины);

- чтобы все встали по росту (слева - маленькие, справа - большие).

13. «Шишки, желуди, орехи»

Подвижная игра, которая очень сильно нравится детям. Дети встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга. Ведущий произносит слово «орехи» или «шишки», «желуди», и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье-то место.

Если это ему удается, то он стает «орехом», «желудем», «шишкой», а тот, кто остался без места, стает на место ведущего.

 14. «Водяной»

Водящий  сидит  в  кругу с закрытыми глазами. Играющие дети, двигаются по кругу со

словами:

- Дедушка Водяной,
Что сидишь под водой?
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.

Круг останавливается. Водяной встает и с закрытыми глазами подходит к одному из играющих. Его задача - определить кто перед ним. Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если Водяной отгадывает имя игрока, то они меняются ролями и игра продолжается.

15. «Это я»

Участники игры становятся в круг. Ведущий в центре круга и называет два имени из присутствующих. Чьи имена назвали, кричат: «Это - я»,  и меняются местами. Ведущий должен скорее занять освободившееся место. Кто остался без места - становится ведущим.

16. «Краски»

Дети выбирают хозяина и двух покупателей, все остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали цвет, хозяин приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучится: «Тук-тук!»

- «Кто там?» - «Покупатель».

- «Зачем пришел?» - «За краской».

- «За какой?» - «За голубой».

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси». Если же покупатель цвет краски угадал, то краску забирает себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они проходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который угадал больше красок. При повторении игры он выступает в роли хозяина, а покупателей играющие выбирают. Покупатель не должен повторять дважды один и тот же цвет краски, иначе он уступает свою очередь второму покупателю. Игра проводится с детьми как в помещении, так и на прогулке. Хозяин, если покупатель не отгадал цвет краски, может дать и более сложное задание, например: «Скачи на одной ножке по голубой дорожке». Если играет много детей, нужно выбрать четырех покупателей и двух хозяев. Покупатели за красками приходят по очереди.

17. «Дятел»

Дети собираются на площадке, выбирают водящего  дятла. Все встают в пары и образуют круг, дятел встает посередине. Играющие ходят по кругу и все вместе говорят слова:

- Ходит дятел у житницы,

Ищет зернышко пшеницы.

Дятел отвечает:  «Мне не скучно одному,

Кого хочу, того возьму».

С этими словами он быстро берет за руку одного из играющих и встает в круг. Оставшийся без пары встает в середину круга, он дятел. Игра повторяется.

18. «Ястреб»

Дети по считалке выбирают «хозяйку» и «ястреба», остальные - птицы. Хозяйка тайком  от  ястреба даёт название каждой птице: « Ты - кукушка, ты - ласточка….» Прилетает ястреб. Хозяйка спрашивает:

-Зачем  пришёл?

-За птицей.

-За какой?

Ястреб называет, например, кукушку. Если названной ястребом  птицы нет, хозяйка прогоняет ястреба.   Игра продолжается, пока ястреб не поймает всех птиц. Данная игра сопровождается звуками леса

19. «Выполни уговор строго»

Ведущий становится напротив играющих и договаривается с ними о следующем: когда он будет кланяться, дети должны отворачиваться; когда будет простирать к ним руки, они будут скрещивать их на груди; когда будет грозить им пальцем, они ему будут кланяться; когда он топнет ногой, они в ответ тоже топнут. Перед началом игры ведущий проводит с играющими трехминутную «репетицию». После этого тот, кто допустит ошибку, из игры выбывает.

20. «Испорченный телефон» 

Водящий загадывает предложение (желательно, известное - например, скороговорку) и очень тихо сообщает её на ухо ближайшему игроку и т.д. Последний игрок сообщает, что он услышал, и цепочка восстанавливается вслух. Тот, кто последним передал предложение, верно, становится новым водящим.

21. «Земля, вода, воздух»

Водящий ходит  перед игроками и, указывая на  каждого  по  очереди,  произносит:  «Вода,  земля, воздух». В любой момент он может остановиться. Если водящий остановился на слове «Вода», то ребенок,  на  которого он  указал, должен назвать рыбу, пресмыкающееся или животное, живущее в воде.  Если названо «Земля» - нужно назвать  того, кто живёт на  земле. Если названо «Воздух» - того, кто летает. Если ребёнок не назвал слово до счёта «три», то он становится ведущим.

22. «Воробьи и вороны»

Выбирается водящий. Заранее оговариваются условия игры.  Например, при  команде «Воробьи» - дети будут  закрывать  глаза руками. А  при  команде  «Вороны» - поднимать  руки   вверх. Теперь можно начинать игру.  Водящий по слогам медленно произносит «Во - ро -… ны!».  Дети должны быстро  выполнить  движение, которое было задано  для ворон. Кто сбился - выбывает  из игры до смены водящего. Последний оставшийся игрок становится водящим.

23. «Запрещённое движение»

Дети повторяют за ведущим все движения, кроме одного «запрещенного» (прыжка или, например, хлопка).

24. «Хлопки»

Ведущий (взрослый или ребенок) предлагает детям хлопать в ладоши так, как хлопает он: то быстро, то медленно. Дети начинают хлопать вместе с ведущим. Когда все участники увлекутся хлопками, ведущий перестает хлопать, продолжая, однако, делать руками движения для хлопка. Постепенно он увеличивает расстояние между руками.

Наступает момент, когда кто-нибудь из детей громко произносит: «А он не хлопает!» Ведущий объявляет: «В этом сезоне самым внимательным оказался ...»,  и называет                имя наблюдательного ребенка. Если дети долго не замечают, что ведущий перестал хлопать,   он должен привлечь к себе внимание или сказать: «А я уже и не хлопаю!». Потом можно выбрать нового ведущего и начать игру сначала. Веселее будет, если играть в эту игру под музыку.

25. «Узнай меня»

При проведении этой игры нужно выбрать ведущего. Остальные дети должны выстроиться в круг. Ведущему завязывают глаза, и он становится в центр круга. По сигналу (хлопку) ведущего участники должны начать двигаться по кругу. Повторный хлопок ведущего останавливает движение. Теперь ведущий должен указать на кого-то из играющих и попытаться его узнать. При этом он имеет право дотронуться до выбранного вслепую игрока и, если не может угадать, попросить его что-либо произнести, например, изобразить животное - промяукать, пропищать, прогавкать, прокукарекать и т. д. Если ведущий не узнает этого человека, он водит еще раз.

26. «Круги»

Перед началом игры участники должны образовать два круга один в другом: внешний (большой) и внутренний (маленький). Играющие, стоящие во внешнем круге, должны оставаться на своих местах. Дети, находящиеся во внутреннем круге, по сигналу взрослого начинают идти по кругу, напевая: «Мы по кругу все идем, и с собою мы берем… зеленое». После того, как последнее слово прозвучало, игроки, образующие внешний круг, должны быстро назвать любой предмет зеленого цвета. Участник, который успел правильно произнести нужное слово первым, перемещается в маленький круг. Ошибочно названные предметы не учитываются. Затем игра продолжается, но слово «зеленое» заменяется, например, словом «сладкое» и т. п. Игра завершается, когда во внешнем круге остается только один участник. Он считается проигравшим.

27. «Покажи»

Перед началом игры участники должны равномерно рассредоточиться по классу, чтобы не мешать друг другу своими движениями. Затем по просьбе учителя все должны одновременно выполнять предлагаемые задания.

Примерные задания для детей:

1. Показать, как учится ходить маленький ребенок (спотыкается, падает, встает на четвереньки, ползает и т. п.).

2. Изобразить, как охотник ходит по кочкам, держа на поводке собаку.

3. Показать, как ходит человек, который плохо видит.

4. Продемонстрировать, как кошка охотится на мышку (подкрадывается к птичке).

5. Показать, как летает большая птица, маленькая птичка.

6. Пройти по комнате, как старушка, опираясь на палочку.

7. Представить себя цирковым клоуном.

8. Показать, как маленький ребенок радуется встрече с мамой.

9. Пробежать по комнате, как собачка, виляющая хвостом.

10. «Прогулять» игрушечное животное, держа его на поводке.

11. Пройти по комнате, как косолапый мишка.

28. «Изобрази природу»

Перед началом игрового занятия учитель рассказывает своим ученикам о растениях, которые можно найти в лесу (можно заменить рассказ беседой, попросить детей самих рассказать, что растет в лесу). Обязательно должны быть упомянуты кусты, деревья, цветы, трава. Затем каждый ребенок выбирает «свое» растение, которое он в дальнейшем будет изображать. После того, как роли четко распределены, учитель дает задания:

1. Изобразить, как растение будет качаться под легким утренним ветерком (разумеется, «дерево» при этом должно лишь слегка шевелить «ветвями» - пальцами, а травы и цветы могут слегка покачиваться).

2. Продемонстрировать, как лесные растения сгибаются под натиском сильного урагана.

3. Показать, как растения ведут себя под резкими порывами холодного ветра.

4. Изобразить, что происходит с растениями под сильным дождем.

5. Продемонстрировать, как лесные растения переносят летнюю жару.

6. Показать, как растения наслаждаются вечерней прохладой.

Варианты заданий можно придумать самостоятельно. Если кто-то из участников затрудняется с выполнением того или иного пункта, педагог может подсказать ему правильную последовательность действий. Выигравшим считается ребенок, наиболее точно и правильно изобразивший все варианты.

29. «Топни ногой, хлопни в ладоши»

Педагог помогает детям выстроиться в круг или расположиться иначе (таким образом, чтобы они хорошо видели ведущего и друг друга). Затем он начинает произносить простые фразы (например: «Трава зеленая», «Небо красное», «Собака лает», «Кошка кукарекает» и т. п.). Если информация, данная учителем, правильная, дети должны хлопнуть в ладоши, если неправильная - затопать ногами. Когда дети освоили правила игры, ведущий выбирается из учеников.

30. «Поймай и ответь»

Для данной игры понадобится небольшой мяч, который удобно ловить. Перед началом игры педагог объясняет детям задание. Затем участники выстраиваются в свободный круг, ведущий высоко подбрасывает мяч вверх и одновременно задает любой простой вопрос. Ребенок, сумевший поймать мяч, должен правильно ответить на этот вопрос. Если он затрудняется с ответом, остальные дети должны подсказать ему нужное слово. В роли ведущего может выступать ученик.

31. «Послушай и скажи»

Перед началом игры дети выстраиваются полукругом или садятся на расставленные стулья. Затем учитель начинает произносить вслух различные слова (имена существительные в именительном падеже единственного числа). Как только прозвучит название животного, участники игры должны хлопнуть в ладоши. Задание можно варьировать в зависимости от планов ведущего.

32. «Покажи»

Игроки должны образовать свободный круг. Перед началом игры ведущий отворачивается

или отходит на несколько шагов в сторону, чтобы участники смогли быстро договориться, кто из них будет «демонстратором». Обязанности «демонстратора» - показывать остальным игрокам разнообразные движения, которые те должны сразу же повторять. После того, как «демонстратор» выбран, ведущий возвращается и занимает место в центре круга.

Игроки начинают двигаться (для того, чтобы занятие проходило достаточно динамично, можно включить быструю ритмичную музыку или попросить детей декламировать стихи). «Демонстратор», выбрав момент, когда водящий смотрит в другую сторону, показывает новое движение, и все участники сразу же повторяют его.

Задача ведущего - быстро и правильно «вычислить» автора нового жеста. Если «демонстратор» был угадан правильно, он занимает место ведущего. Жесты, которые может выполнить «демонстратор»:

- похлопать в ладоши;

- дотронуться до своих волос;

- подпрыгнуть на одной ноге;

- повернуться вокруг своей оси;

- переступить с ноги на ногу;

- продемонстрировать несложное танцевальное движение;

- покачать головой из стороны в сторону;

- поднять вверх одну или обе руки;

- скорчить смешную гримасу;

- дотронуться обеими руками до ушей;

- высоко подпрыгнуть вверх на обеих ногах;

- присесть на корточки;

- наклониться вперед и т.д.

33. «Речка, земля, небо»

В качестве инвентаря для данной игры потребуется любой мяч не очень большого размера. Ведущий объясняет детям задание и помогает им выстроиться в ряд. Затем он по очереди бросает мяч игрокам, одновременно произнося: «речка», «земля» или «небо». В ответ на слово «речка» участник должен назвать любое животное, обитающее в воде, на слово «небо» - птицу и т. п. Если ребенок ошибается, окружающие должны его поправить.

34. «Десять названий»

Для данной игры понадобится мяч среднего размера, достаточно упругий, чтобы легко отскакивать от пола.

Перед началом занятия ведущий помогает детям выстроиться полукругом. Затем по жребию или с помощью считалки выбирают игрока, который будет начинать игру. Первый участник берет мяч и, равномерно ударяя им об пол, произносит текст: «Я знаю десять названий…» и далее выбирает один из вариантов: цветов, животных, птиц, рыб, деревьев, овощей и т. п. Можно также включить в игровой список названия городов, женские и мужские имена, названия улиц определенного городского района и т. п.

После того, как игрок безошибочно произнесет все десять названий, мяч передается другому. Если участник ошибся (повторил одно из слов дважды или неправильно назвал), он выбывает из игры.

35. «Рыба, птица, зверь»

Перед началом игры следует по считалке выбрать ведущего. Все участники становятся в круг или садятся на скамейки, а ведущий, указывая по очереди на каждого из них, повторяет: «Рыба, птица, зверь». Тот играющий, на котором он остановится, должен быстро назвать какого-нибудь зверя, птицу или рыбу - в зависимости от того, что предложил ему ведущий. Повторять названия не разрешается. Если в течение нескольких секунд участник не даст ответа или ошибается, выбывает из игры.

36. «Один в круге»

Участники игры образуют круг и кидают друг другу мяч. Тот, кто его не смог поймать, встает в центр круга и становится водящим.

Игра продолжается следующим образом: участники продолжают перекидывать друг другу мяч, стремясь попасть в водящего. А он тем временем должен пытаться поймать мяч. Если это у него получится, то он может кинуть мяч в любого игрока. Этот игрок становится на место водящего. Это означает, что следует начать новый тур игры с новым водящим.

37. «Шарик»

Для проведения игры необходимы ровная площадка, детский надувной шарик или мяч. Перед началом игры нужно надуть шарик и выстроиться в круг. Суть игры сводится к тому, что дети должны передавать друг другу надувной шарик.

Сложность игры состоит в том, что при перекидывании шарика нельзя отрывать ноги от пола и вообще двигаться со своего места в какую-либо сторону. Игрок, который последним коснулся шарика (если при этом его никто не поймал) или сдвинулся со своего места, получает штрафной балл. Игрок, получивший три штрафных балла, выходит из игры. Победителями считаются те, кто остались на игровом поле последними.

38. «Жучок»

Перед началом игры следует выбрать водящего, а все участники игры должны построиться в полукруг. Водящий встает на расстоянии одного шага впереди играющих спиной                      к остальным. Дальнейшие действия водящего заключаются в том, что он должен             прижать правую ладонь к правой щеке так, что обзор окружающей его местности был ограничен, левую ладонь при этом следует прижать к правому боку внутренней ее стороной наружу.

Один из игроков должен несильно ударить своей ладонью по руке водящего, прижатой к его правому боку. Затем этот игрок встает на свое место, и вместе со всеми остальными протягивает вперед правую руку. Руку же вытягивают следующим образом: протягивают ее вперед и поднимают вверх большой палец.

После того, как игрок ударил водящего по ладони, встал на свое место и все остальные игроки протянули вперед руки, водящий поворачивается к ним и старается угадать, кто же подходил к нему и дотронулся до его ладони. В случае если он правильно угадал, то к опознанному игроку переходит право вождения игрой. Если же водящий ошибся, то игра продолжается, а водящий при этом остается на своем месте.

39. «Как одет»

Водящему платком завязывают глаза. Он должен сказать, во что одет один из игроков или, например, что на голове у ученицы. Сняв платок, проверяет себя на внимательность.

40. «Воробушки и кот»

Дети изображают воробушков. Один - «кот», он сидит на стуле. «Кот» поочередно называет цвета светофора. На зеленый - «воробушки» разлетаются по деревьям (разбегаются в разные стороны), на желтый - прыгают на месте, на красный - замирают на месте. Невнимательные, не подчинившиеся сигналам светофора, становятся добычей «кота» - выбывают из игры.

41. Слушай хлопки!

Играющие идут по кругу. Когда ведущий-педагог хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки    и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

42. «Канон»

Играющие дети стоят по кругу. Дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и т. д.

43. «Зеваки»

Играющие идут по кругу, держась за руки, по сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Не выполнивший правильно задание выходит из игры.

44. «Четыре стихии»

Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

45. «Повтори за мной»

Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные. Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.

46. «Запомни движения»

Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.

47. «Флажок»

Играющие ходят по залу. Когда ведущий поднимет вверх флажок, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.

48. «Запретный номер»

Играющие стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить, вместо ее произнесения играющий хлопает в ладоши. Например, запретный номер 5. Начинается игра, когда первый ребенок скажет: «Один», следующий продолжает счет и так до пяти. Пятый ребенок молча хлопает в ладоши пять раз. Шестой говорит: «Шесть». И т. д.

49. «Стоп!»

Дети идут по залу. Внезапно музыка обрывается, но дети должны идти дальше в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет: «Стоп!»

50. «Тропинка»

Дети делятся на две команды с одинаковым количеством участвующих. Каждая команда берется за руки, образуя два круга, и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока не прекратится музыка (пауза в музыке через разное количество тактов: 6, 12, 18 и т. д.). После чего ведущий дает задание, которое выполняется обеими командами.

Если ведущий говорит: «Тропинка!», участники каждой команды, становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, наклоняя голову чуть-чуть вниз. Если ведущий говорит: «Копна!», все участники игры направляются к центру своего круга, соединив руки в центре.

Если «Кочки!», все участники игры приседают, положив руки на голову. Эти задания чередуются ведущим. Кто быстрее выполнит задание, тот получит очко. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

51. «Слушай мою команду»

Дети идут под музыку в колонне друг за другом. Когда музыка прекращается, все останавливаются и слушают команду ведущего, произнесенную шепотом, и тотчас же ее выполняют. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа хорошо слушает и точно выполняет задание.

52. «Расставить посты!»

Дети маршируют под музыку (Ф. Шуберт. «Марш») друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Так командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т. д.).

53. «Смотри на руки!»

Дети стоят друг за другом, первый- командир. Во время спокойного марша по кругу, командир показывает различные движения рук, остальные дети повторяют эти движения. Затем выбирается новый командир. Он должен придумать другие движения, остальные участники их повторяют.

54. «Кто за кем?»

По залу расставлены в случайном порядке стулья. Один ребенок, которого вызвал ведущий, ходит между стульями и, услышав остановку в музыке, садится на ближайший стул. Ведущий вызывает следующего, и тот повторяет действия предыдущего ребенка.

Когда все дети сядут на стулья, ведущий предлагает детям по очереди вставать и идти к выходу из зала (или на прежнее место). Идти к выходу они должны в таком порядке, как их вызывал в начале игры ведущий.

55. «Крокодил»

Играющие садятся вкруг. Каждому участнику присваивается название животного и движение, с помощью которого он будет изображать это животное. Игра проводится без слов, только с помощью движений. Прежде чем начать игру, все участники несколько раз по очереди называют животное, которое будут изображать, и показывают соответствующее движение.

Ведущий обычно назначается слоном. Он начинает игру, показывая движения слона и какого-нибудь другого животного из числа выбранных участниками. Тот, кого показали, быстро делает свое движение и движение любого другого игрока и т. д. Нельзя показывать того, кто только что показал тебя или выбывшего игрока. Выбывает из игры тот, кто ошибся. Игра проводится в быстром темпе.

Примеры движений, изображающие животных: слон - левую руку вытянуть вперед от носа, показывая хобот слона, правой рукой обхватить левую и взяться за нос; крокодил - две руки вытянуть вперед ладонями друг к другу и двигать ими, как щелкает пасть крокодила; жираф - одну руку поднять вверх, изображая длинную шею жирафа, ладонь загнуть, как будто это его голова; змея - делать рукой волнообразные движения вперед, как будто ползет змея; бегемот - руки сцепить вкруг перед собой и движением показать большой живот бегемота. В зависимости от количества играющих и их фантазии придумываются и другие способы изображения животных.

Игра «Крокодил» отлично тренирует концентрацию и быстроту переключения внимания.

56. «Путешествие»

Эта игра проводится с группой детей. Взрослый является ведущим. От него требуется подготовить содержательный

рассказ по выбранной для игры теме. Играющие встают вкруг вместе с ведущим, который объявляет тему игры. Например, сегодня это «Путешествие в зоопарк». Каждому участнику присваивается роль по теме игры. В данном случае это названия зверей, которых можно увидеть в зоопарке. По правилам игры участник, услышавший во время рассказа ведущего название своего животного, должен присесть. Ведущий во время рассказа должен несколько раз упомянуть каждого обитателя зоопарка, сравнивая их друг с другом по размеру, особенностям внешнего вида и поведения, условиям содержания и т. д. Также ведущий должен контролировать, все ли участники его внимательно слушают и вовремя приседают. Можно играть на выбывание невнимательных, а можно присуждать штрафные баллы, за которые впоследствии дается задание.

Игра не только развивает внимание, но и носит познавательный характер. Другие возможные темы для игры: «Путешествие в лес», «Путешествие по городам», «Путешествие в ботанический сад», «Путешествие на морское дно», «Путешествие по планетам», «Путешествие по картинной галерее» и т. д.

57. «Снежинки-капельки»

В эту игру можно играть большой группой на выбывание невнимательных или вдвоем с ребенком для разминки и тренировки внимания. Играющие встают напротив ведущего, который всем объясняет правила. Если он дает команду «Снежинки!», то участники должны подпрыгнуть, раскинув руки в стороны и расставив ноги на ширину плеч. Если звучит команда «Капельки!», то участникам нужно стоять, подняв руки над головой, сцепив их вкруг. Ведущий тоже выполняет движения. Но периодически он путает участников, показывая движения, соответствующие другой команде. Задача играющих заключается в том, чтобы четко выполнять движения, соответствующие прозвучавшей команде, а не те, которые показывает ведущий. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Побеждают самые внимательные.

58. «Мячик-воздушный шарик»

Игра проводится по тем же правилам, что и предыдущая, только выполняются другие движения. Если звучит команда «Мячик!», играющие должны присесть, руки на поясе, ноги вместе. Если звучит команда «Воздушный шарик!», то нужно подпрыгнуть, руки вверх, ноги вместе.

По аналогии можно придумать много таких игр, потому что играть много раз в одну и ту же надоедает. Предлагайте новые вариации с другими интересными движениями. Например, гора - равнина, боксер - пловец, лягушка - птица и т. д. Цель играющих - реагировать на слова ведущего, а не на его движения, так как его задача - запутать играющих. Во время таких игр совершенствуется умение концентрировать внимание.

59. «Угадай, кто кричал»

Эту веселую игру можно устроить на детской площадке или на празднике. Дети становятся в круг, они будут «овечками» и «пастухами». В центре круга стоит водящий. Он закрывает глаза и кружится на месте, говоря такую фразу: «Кто овечка, кто пастух - выбираю я на слух!» Все дети кричат наперебой как можно громче. Задача водящего - выбрать одну «овечку»            и одного «пастуха» и повторить то, что они кричали. Если водящий угадал слово или          фразу другого участника, тот становится на его место. Эта игра хорошо развивает слуховое внимание.

60. «Хозяин и тень»

Предложить  детям побыть тенью ведущего. Изображайте различные образы (только не очень сложные) и различные действия (плавать, бегать, прыгать, танцевать), а дети должны максимально точно повторять ваши движения. Затем поменяйтесь ролями и проверьте, насколько легко вам быть «тенью» ребенка-ведущего. Кроме развития внимания, это упражнение дает хорошую «настройку» на другого человека. Мы учимся больше чувствовать и понимать людей, отзеркаливая их позы и движения.

61. «В мире животных»

Водящий становится в круг. Он вращается вокруг своей оси с закрытыми глазами, с вытянутой вперед рукой и говорит фразу: «Рыбы, птицы, звери!» Затем останавливается, указывает рукой на первого попавшегося и говорит любое из трех слов: «рыбы», «птицы» или «звери». Тот, на кого он указал, должен произнести соответствующее название животного. Если нет правильного варианта ответа, участник выходит из игры.

62. «Приветики»

Под спокойную музыку дети медленно бегают врассыпную или выполняют различные танцевальные движения. Музыка обрывается, играющие должны поприветствовать друг друга в парах необычным способом. Например, прижаться щека к щеке, рука к руке. Снова звучит музыка, дети танцуют, музыка обрывается, каждый ребенок выбирает себе пару, чтобы поздороваться.

63. «Найди себе пару»

Участники игры стоят вдоль стены. Каждый из них получает по флажку. Как только педагог подаст знак, дети разбегаются по площадке. После команды «Найди себе пару», участники, имеющие флажки одинакового цвета, объединяются в пары. В игре должно участвовать нечетное количество детей и в конце игры один остается без пары.

64. «Птицы, блохи, пауки»

Группа детей делится на две команды. Каждая команда в тайне от другой решает, кем она будет, - «птицами», «пауками» или «блохами». Две команды встают в линейки в центре зала лицо друг другу жест, обозначающий выбранное животное.

Пауки убегают от птиц, блохи от пауков, птицы от блох. Тот, кто не успел добежать до противоположной стены, переходит в другую команду.

65. «Не зевай!»

Выбирается ведущий. Он садится перед игроками. Ведущий быстро называет по очереди какую-нибудь часть лица и прикасается к ней рукой. Но иногда часть лица он называет одну, а рукой дотрагивается совсем до другой.

Игроки должны делать все так, как они видят и не обращать внимание на слова ведущего. Если игрок делает ошибку, он выбывает из игры. Победителем становится самый внимательный.

66. «Не спешите!»

Играющие становятся полукругом, ведущий показывает им различные физкультурные движения, которые они повторяют, отставая все время от него на одно движение: когда ведущий показывает первое движение, все стоят смирно; при втором движении ведущего, участники игры повторяют его первое движение и т. д.

Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется.

67. «Корова с колокольчиком»

Дети становятся в круг, водящий с завязанными глазами стоит в центре. Дети передают друг другу колокольчик, звоня в него. Затем по команде взрослого: «Колокольчика не слышно!» ребенок, у которого в руках оказался колокольчик, перестает звонить. На вопрос взрослого: «Где корова?» водящий должен рукой указать направление, откуда в последний раз слышал звон.

68. «Слушаем слова»

Нужно заранее договориться с детьми, что водящий (педагог) будет произносить самые разные слова, среди которых будут встречаться, например, названия животных. Дети должны успеть хлопнуть в ладоши, когда услышат эти слова. Можно в процессе игры менять тему заданных слов и движения, которые должны совершать дети, а также усложнять игру, сочетая 2 и более тем и, соответственно, движений.

69. «Нос-пол-потолок»

Ведущий-педагог называет в разном порядке слова: нос, пол, потолок и совершает соответствующие движения: дотрагивается пальцем до носа, показывает в потолок и в пол. Дети повторяют движения. Затем ведущий начинает путать детей: продолжает произносить слова, а движения делать то правильно, то неправильно (например, при слове «нос» показывает в потолок и т.д.). Дети должны не сбиться и показывать правильно.

70. «Ладошки»

Играющие садятся в ряд или в круг и кладут ладони на колени соседей (правую – на левое колено соседа справа, левую – на правое колено соседа слева). Нужно быстро поднимать и опускать ладошки по порядку (чтобы «пробегала волна»). Не вовремя поднятые ладошки выбывают из игры.

71. «Снежный ком»

Первый участник произнести слово на заданную тему или без нее. Второй участник должен сначала произнести слово первого игрока, затем - свое. Третий - слова первого и второго игрока и затем свое, и т.д. Ряд слов вырастает, как снежный ком. Упражнение интересней выполнять в группе детей, но можно и вдвоем, добавляя слова по очереди.

72. «Затейники»

Выбирается водящий - затейник, который встаёт в центр круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу вправо (влево) и произносят:

- «Ровным кругом друг за другом

- Мы идём за шагом шаг.

- Стой на месте! Дружно вместе

- Сделаем вот так…»

Дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое-нибудь движение, и все должны его повторить.

73. «Овощи-фрукты»

Игра развивает избирательность и переключаемость внимания. Ведущий выкрикивает названия овощей и фруктов, дети-участники должны при слове, означающем овощ, присесть, а при слове, означающем фрукт - подпрыгнуть. Темы называемых предметов могут быть разными (звери-птицы, деревья-кустарники), условные движения - тоже (хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх и т.д.).

74. «Один, два, три!»

Дети становятся в круг, каждый из них называет порядковый номер. В центре - водящий с мячом. Он подбрасывает мяч и называет любой из перечисленных  номеров. Вызванный игрок должен успеть поймать мяч и назвать другое число. Если мяч упал на пол, выбирается другой водящий.

75. «Нужно - не нужно»

Ведущий говорит: «Я хочу посадить огород. Капуста нужна?» Дети отвечают: «Нужна». Перечисляя овощные растения, ведущий называет фруктовые. Кто из детей ошибся, выбывает из игры. «Засадив» огород, дети продолжают игру - начинают «засаживать» сад. Ведущий, перечисляя фрукты, употребляет названия овощей. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

76. «Назовись»

Дети стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Начинающий игру бросает мяч через  центр  круга  одному  из участников  и называет  при этом своё имя. После  броска  он

опускает руки.

После того, как мяч обойдёт всех, и все опустят руки, игра начинается по второму кругу. Каждый из участников бросает мяч тому человеку, которому он бросал в первый раз, и снова называет своё имя.

Третий раунд этой игры несколько изменён. Опять же все стоят в кругу с вытянутыми руками, но теперь участник, бросавший мяч должен назвать своё имя, поймавший мяч проделывает то же самое и т.д.

Если игроков небольшое количество, то можно называть любые имена. После проведения этой игры (на её проведение затрачивается 10-15 минут) вполне реально запомнить до 20 имён.

77. «Ура!»

В этой игре может принимать участие достаточно большое количество участников, но есть одно условие: игроки должны уметь считать, как минимум, до 100. Суть этой игры заключается в порядковом счете, начиная с 1. Особенность ее в том, что определенные цифры пропускаются, и вместо них проговаривается другое слово. В нашем случае нужно прокричать слово «ура!».

Цифры могут пропускаться самые разные. Например, они могут быть кратные 10 (или 5), тогда те участники, которым придется произносить числа 10, 20, 30, 40 и другие (или 5, 10, 15, 20 и т. д.), вместо них должны будут прокричать «ура!».

Возможен другой, более простой вариант игры. В этом случае выбирается один участник, который вместо тех же самых цифр всегда будет произносить другое слово.
Усложнять эту игру можно за счет скорости и добавления новых слов. Например, произносить слово «ура!» вместо цифр, кратных 3 или 4.

78. «Ква-ква-ква»

Из детей выбирается ведущий. Ведущему завязываются глаза повязкой, а остальные дети становятся вокруг него. Ведущий начинает кружиться и произносить речёвку:

«Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянула ножки,
Увидала комара,
Закричала...»

На  слове  «закричала»,  ведущий указывает  пальцем  впереди  себя.  Тот игрок,  на  которого указывает ведущий (или ближе к которому) произносит: «Ква-ква-ква». Ведущий  должен назвать имя этого игрока. Если ведущий угадал, то следующим ведущим  становится  опознанный  игрок, иначе ведущий все повторяет.

В результате систематического выполнения предложенных игр у детей будет закрепляться навык концентрации на объекте и на задании, повысится устойчивость внимания, разовьется способность переключать и распределять внимание. Только формируя эти навыки, можно успешно продвигаться по пути овладения знаниями.

Использованная литература:

  1. Валентинов В. 150 веселых игр. Издательский дом «Литера» СПб., 2002 г.
  2. Выготский Л.С. История развития высших психологических функций // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983 г. Т. 3. С. 5-328.
  3. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. М., 2001 г.
  4. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения

 дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, Академия развития, Академия холдинг, 2000 г.

  1. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996 г.
  2. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997 г.
  3. ЦОР – цифровые образовательные ресурсы:

http://www.bestreferat.ru/referat-50604.html

http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/03/24/kartoteka-igr-na-vnimanie

http://ped-kopilka.ru/obuchenie-malyshei/podgotovka-detei-k-shkole/igry-na-razvitie-vnimanija-detei-6-7-let/page-2.html

http://kladraz.ru/igry-dlja-detei/podvizhnye-igry/podvizhnye-igry-dlja-detei-6-let.html

http://superinf.ru/view_article.php?id=265

http://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-podvizhnyh-igr-dlja-detei-6-7-let.html

http://vashechudo.ru/raznoe/igry-i-konkursy-dlja-detei/igry-na-razvitie-pamjati-i-vnimanija-u-detei-6-7-let.html

http://pedsovet.su/dosug/podvizhnye_igry_dlya_detey

http://www.semya-rastet.ru/razd/igry_na_razvitie_vnimanija/

http://childish.fome.ru/main-10.html

http://www.alegri.ru/deti/vospitanie-i-razvitie-rebenka/igry-dlja-detei/igry-na-razvitie-vnimanija-u-doshkolnikov-5-6-let.html

https://multiurok.ru/ivanenko-lyubov/blog/ighry-na-razvitiie-vnimaniia-dietiei-6-7-liet-razvitiie-vnimaniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-s-pomoshch-iu-ighr.html

http://my-sunshine.ru/igry-na-vnimanie-dlya-detei


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие мышления, памяти, внимания

Игры на развитие памяти, внимания, мышления....

Психокоррекционные игры для развития памяти и внимания у младших школьников

Все представленные игры эффективны и направлены на постепенное развитие памяти у ребенка младшего школьного возраста. Но, как и любая тренировка, эти занятия должны быть систематичными. Только так вы ...

Музыкально-ритмические игры на развитие памяти

Развивать память важно в любом возрасте, для этого существует множество способов, но для младших школьников эффективнее развитие памяти через игровую деятельность....

Игры на развитие памяти и внимания с карточками от игры «Мемо»

В данной статье описаны варианты простых  игр с  карточками от популярной игры "Мемо".  Материал рассчитан на воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов, у...

Игры на развитие памяти и внимания с карточками от игры «Мемо»

В данной статье описаны варианты простых  игр с  карточками от популярной игры "Мемо".  Материал рассчитан на воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов, у...

"Игры на развитие и коррекцию внимания"

Конспект урока на коррекцию и развитие слухоречевого и зрительноо внимания для учащихся начальной школы, имеющих интеллектуальные нарушения (программа 8.2)...