Программы
рабочая программа по музыке

Пастухов  Владимир  Анатольевич

Программа "Ансамблевое музицирование " 5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ansamblevoe_muzicirovanie_5_let-konvertirovan.docx99.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

AQ\4f0-IHCTPAIJHB        HOFO OEPA3OBAHHS

,QOHOJIHHTEJIbI—fAH OBH{EPA3BHBAIOI1JAH HPOFPAMMA B O6JfACTH MY36IKAJIbHOFO i'ICKYCCTBA

rio yse6iiovy npeJeiy

Hac        os Bnapmmp AxaTomairi

Hoxa'ni 2017

Hpozp        a        «Aiic        6oeaoe   myouyupooaiiue»        c  ypoaiie        pe        mayuu

  • nonnoeo nypca 5 rem  be  o6yaeiiun bemeu ua ombmenuu uucmpymenm        onoeo

•fHyouqupoaaiitte npo a anympeiiumm aucnepmmy ua zacebanuu ›iapobnoeo ombma 23.05.2017 zoba, npomouon H 5 peuowienboaana HebazoeuaecKomy coaemy uiKonoi be paccfvfompen a Kauecmae pa6oueu  o6p  oaamezouou npoep  bi  npenobaoam   2Tacmyzoaa  Bnabicu iipa A mazon6eewia  2017- 2018 y e6nbl tf sob.

Hpoep a  «Aiicaw6necoe  myzuyupooaiiue»  c  ypoaii  pe  maquu nom+ono   uypca    5    rem    be    o6yueiiun    bemeñ    ua    ombmenuu iuicmpy.  eiim  oiioeo  fuyouqupoaaii  s  paccNompeua  na  sacefiaoxii Hebaeoeu ecKozo coaema uiKoHbl 26 can 2017 sob *p* •• on N-•5, peuoMenboaaiia bupeKmopy uiKonbt be ymcep:ache+u s a Ka ecmae pa6oreñ o6pmoaammbnou npoepawuoi npenobaoam Hacmyxoaa Blah upa

Anamonueauua 2017-2018 yue6noiu sob.

Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка
  • Характеристика        учебного        предмета,        его        место        и        роль        в образовательном процессе
  • Срок реализации учебного предмета
  • Объем        учебного        времени,        предусмотренный        учебным        планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
  • Сведения о затратах учебного времени
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий
  • Цели и задачи учебного предмета
  • Структура программы учебного предмета
  • Методы обучения
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
  1. Содержание учебного предмета

  • Тематический план
  • Годовые требования
  1. Требования к уровню подготовки учащихся

  • Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
  1. Формы и методы контроля, система оценок

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки
  1. Методическое обеспечение учебного процесса

  2. Список литературы
  • Методическая литература
  • Учебные и методические материалы на сайтах Интернет
  • Учебная литература

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в общеобразовательном процессе

Программа учебного предмета «Ансамблевое музицирование» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на духовых музыкальных инструментах в детских школах искусств.

Одним из приоритетных направлений образовательной деятельности МАУДО «ДШИ» г. Покачи является стремление достичь целостного формирования личности музыканта-исполнителя, гармоничного развития всех его качеств. Осознание первостепенности задач общего  музыкального развития учащихся неизбежно влечет за собой коррективы в структуре и формах работы преподавателей. Предмет «Ансамблевое музицирование» представляет собой практическое освоение элементов музыкальной речи в ансамблевой деятельности.

В классе ансамбля реализуются и развиваются базовые навыки, полученные в индивидуальных занятиях по предметам.

За время обучения ансамблю должен быть сформирован комплекс инструментально-исполнительских умений и навыков, необходимых для совместного музицирования.

Знакомство учеников с эстрадной и классической музыкой происходит на базе следующего репертуара: разностильные и разножанровые по содержанию и составу инструментов дуэты, трио, квартеты, квинтеты, секстеты и т.д., аранжировки и переложения для различных составов исполнителей, произведения разнообразных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов.

Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, единого результата, умения слушать друг друга и взаимодействовать в процессе исполнения, совместными творческими усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.

  1. Срок реализации учебного предмета

Срок реализации учебного предмета «Ансамблевое музицирование» составляет пять лет (со 3 по 7 класс) по 7-летней программе, пять лет (с 1 по 5 класс) – по 5-летней программе.

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего общего образования и планирующих поступление в образовательные организации, реализующие

основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.

  1. Объем учебного времени

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию предмета «Ансамблевое музицирование»

Таблица 1

Срок обучения/кол-во часов

3-7 классы

1-5 классы

Максимальная нагрузка (в часах)

170

170

Количество часов на аудиторную

нагрузку

85

85

Количество        часов        на внеаудиторную

(самостоятельную) работу

85

85

  1. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (рекомендуется от двух до шести учеников, в зависимости от состава инструментов), продолжительность урока – 40 минут.

По учебному предмету «Ансамблевое музицирование к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной  программе, так и по другим образовательным программам в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкального произведения (как особо необходимая форма обучения, связанная со спецификой показа исполнения эстрадной и классической музыки, отработки партий музыкальных ансамблевых произведений) учащегося и преподавателя.

  1. Цель и задачи учебного предмета Цель:

  • развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний,  умений  и  навыков эстрадно- джазового ансамблевого исполнительства.

Задачи:

  • решение коммуникативных задач (совместное творчество учащихся одинакового и различного возраста, влияющее на их музыкальное развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга и стремиться выполнять общую коллективную художественно-музыкальную задачу);
  • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения, импровизационной фантазии, метроритмической стабильности и энергетики исполнения, творческого взаимодействия и активности при игре в ансамбле;

  • формирование у учащихся комплекса исполнительских навыков, специфических приемов звукоизвлечения, необходимых для ансамблевого музицирования;
  • развитие чувства ансамблевого партнерства, что особенно важно в импровизационно-ансамблевой игре, артистизма и музыкальности; яркости и убедительности в раскрытии музыкального образа произведения;
  • обучение навыкам самостоятельной домашней работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле; работой над импровизационным соло (вариантности его трактовки) и варьированного импровизационного аккомпанемента;
  • приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
  • расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с классической музыкой, понимания ее выразительных возможностей исполнения в ансамбле, знакомство с репертуаром и творчеством зарубежных и отечественных композиторов, выдающихся мировых классических и эстрадных исполнителей-инструменталистов и ансамблей, с творчеством джазовых и эстрадных вокалистов- импровизаторов, солистов знаменитых ансамблей и биг-бендов;
  • формирование у наиболее одаренных выпускников-ансамблистов профессионального исполнительского комплекса, основанного на универсальных навыках музыкантов эстрадно-джазового коллектива, позволяющего исполнять разную по стилям и жанрам музыку, импровизировать и творчески сотрудничать с разными музыкантами, понимать и выполнять поставленную художественную задачу, в том числе, и эксклюзивно-авторскую.

  1. Обоснование структуры программы учебного предмета

«Ансамблевое музицирование»

Обоснованием структуры программы являются «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»,  отражающие все аспекты работы преподавателя с учениками.

Программа содержит следующие разделы:

  •         сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  •         описание        дидактических        единиц        учебного        предмета; требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

  1. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала с подобным, либо - ранее игранным, прослушанным);
  • наглядный (показ, демонстрация специфики исполнительских приемов и способов звукоизвлечения на примере отдельных фрагментов, отдельных частей и всего эстрадного и джазового произведения; показ исполнения характерных метроритмических приемов, особенностей жанрового и стилистического исполнения, взаимоотношения данной партии с другими);
  • практические творческие упражнения – коллективные и индивидуальные, с делением целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации их в  единое целое;
  • получение наглядного слухового музыкально-игрового опыта на основе прослушивания записей выдающихся классических и эстрадных исполнителей, посещение концертов выдающихся музыкантов- исполнителей, в том числе, эстрадно-джазовых исполнителей для повышения общего уровня музыкально-культурного развития учащихся и восприятия того качества исполнения, к которому нужно стремиться;
  • индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, его работоспособности и уровня его развития.

Предложенные методы работы в классе ансамблевого музицирования в рамках общеразвивающей образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства.

  1. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательной организации должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Ансамблевое музицирование» должны иметь площадь не менее 12 кв.м. (при составе 2 человека), а по возможности и больше, звукоизоляцию, классы должны быть оснащены звуковоспроизводящей аппаратурой, усилителями. Для полноценной работы класса ансамбля необходимы инструменты:

набор различных духовых инструментов, современная звукозаписывающая аппаратура для записи репетиций, акустическое фортепиано/рояль, синтезатор. По возможностям учебного заведения желательно иметь отдельные репетиционные классы для занятий учащихся между общими репетициями.

В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания настройки и ремонта музыкальных инструментов.

П. Содержание учебного предмета

  1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамблевое музицирование», на максимальную, самостоятельную нагрузку учащихся и аудиторные занятия отражены в таблицах.

Распределение по годам обучения

Класс

1год

2 год

3

год

4

год

5 год

Общее

количество часов

Продолжительность

учебных        занятий        (в неделях)

34

34

34

34

34

Количество        часов        на

аудиторные занятия в неделю

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

85

Количество        часов        на

внеаудиторные

занятия в неделю

1

1

1

1

1

85

Общее        максимальное

количество        часов        на весь период обучения

476

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности. Виды внеаудиторной работы:

  • выполнение домашнего задания;
  • подготовка к концертным выступлениям;
  • посещение учреждений культуры (филармоний, джаз-клубов, музыкальных театров, концертных залов, джазовых фестивалей, джазовых и эстрадных конкурсов, концертов и др.);
  • участие учащихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно- просветительской деятельности образовательной организации, джазовых и эстрадных фестивалях, конкурсах, молодежных джем сейшенах и пр. Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
  1. Требования по годам обучения

В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо последовательно сформировать определенные музыкально-технические навыки исполнения, знания разнообразной палитры музыкально- выразительных средств своего инструмента и умения применять данные знания; необходимо знать и понимать специфику особенностей штрихового звукоизвлечения и манеры исполнения того или иного жанра, обладать метроритмической свободой в джазовой игре, владеть приемами импровизационного развития, использовать различные приемы обработки музыкального материала, уметь слышать, анализировать и реагировать на

только что сыгранную участником ансамбля музыкальную мысль, быстро осознать поданную музыкальную идею и дальше развивать ее в творческом процессе исполнения.

Необходимо сформировать на протяжении всего цикла обучения устойчивые навыки совместной творческой коллективной игры,  такие, как:

  • комплекс приемов творческого взаимодействия ритм-группы и солистов,
  • развитие различных форм аккомпанемента, сольных импровизационных и иных оркестровых партий, позволяющих демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и полноту реализации всего художественного замысла развития музыкального образа произведения.

Также необходимо знание:

основ академического и эстрадного ансамблевого репертуара;

особенностей стилистически традиционных и иных аранжировок и переложений музыкального материала, популярных зарубежных и отечественных песенных тем, мелодий известных мюзиклов, инструментальной музыки к кинофильмам, музыкальных тем музыкально- театральных постановок, рок-опер, всевозможных интересных и оригинальных обработок фольклорных национальных тем, отдельных тем произведений российских и зарубежных авторов, включая как специально написанные сочинения, так и эстрадно-джазовые оригинальные обработки тем композиторов-классиков для различного инструментария и многие другие.

Репертуарный список в настоящее время огромен, широк и разнообразен, включает и традиционную джазовую классику и новую современную эстрадную, джазовую, рок и фолк музыку, отражающую современное мировосприятие.

Содержание предмета включает и отработку в ансамблевом репертуаре полученных на специальности инструментальных навыков для последующей реализации их в решении музыкально-исполнительских задач для каждого конкретного ансамбля. Их необходимо связать с художественным содержанием и идеей сочинения, проникнуться особенностями движения формы в процессе исполнения, насыщения ее исполнительскими приемами, связывая при этом в органическом единстве отдельных части и эпизоды для конкретного данного жанра и стиля исполняемого музыкального произведения.

У ученика должно быть сформировано понимание своей роли, своей партии в этом творческом процессе.

Данная программа учитывает преимущество индивидуального, личностного подхода к каждому ученику, позволяет планировать индивидуальную работу с ним по раскрытию его творческого потенциала в контексте коллективного ансамблевого творчества.

Содержание учебного предмета направлено на обеспечение музыкально – художественного, эстетического развития современных детей и

подростков, формирования их личности и приобретения ими музыкально- художественных знаний, умений и навыков исполнения высоко художественной и качественной академической, эстрадной джазовой мировой и отечественной музыки.

На начальном этапе обучения формируется навык слушания партнера, взаимодействия с ним в едином времени исполнения, происходит активный поиск аккомпанирующих ансамблевых ритм-групп, подбор и соединение разных учащихся, партнеров по ансамблю, вырабатывается у них чувство устойчивого взаимодействия  аккомпанирующих инструментов (к примеру: фортепиано, синтезатор и т. д. - комбинации различны, но задача одна – создание хорошей аккомпанирующей метроритмической группы с общим пониманием своей будущей роли в ансамблевых композициях и взаимодействия с солистами, понимания каждым своей роли в правильном стилевом и жанровом контексте исполняемого аккомпанемента, хорошей сыгранности всей группы в целом. Что, безусловно, очень важно на начальном этапе обучения.

Основу начального ансамблевого репертуара составляют несложные произведения, популярные, доступные для детей по музыкальному языку и несложным гармониям, узнаваемые, возможно услышанные ими ранее по радио или телевидению, аудио записям, удобные в исполнении и при подготовке партий. Не следует усложнять начальный этап обучения исполнением профессиональной классики. Основной путь - это путь постепенного накопления и постепенного осмысления музыки, естественного привыкания к ней, получения слухового удовольствия и эстетической адаптации к исполнению хорошей и качественной музыки. Слушая ее, а затем и исполняя, ребенок приходит к пониманию того мира чувств и эмоций, которые она выражает, как правило - музыки позитивной и здоровой, исполняемой с удовольствием. Такая направленность работы дает успешный эмоциональный результат начального этапа обучения, формирует залог будущих успехов и желание заниматься.

На начальном этапе ансамблевого творчества партнеры подбираются по близкому уровню подготовки. Педагог класса ансамбля постоянно консультируется с педагогами класса специальности об уровне продвижения своих учащихся, бывает на зачетах и экзаменах, наблюдая за успехами своих подопечных и их музыкальным ростом. За год ансамблевого обучения ученики начального этапа должны пройти  не менее 2-4 пьес разной сложности и небольших по объему, где главным условием исполнения является качественное освоение тех или иных начальных приемов ансамблевого исполнительства в освоении данного стиля или жанра. Работа с солистами по подготовке партий проводится отдельно, затем происходит их соединение группой.

На последующем этапе, в средних классах, когда уже накоплен определенный игровой опыт в аккомпанементе - и у солистов, и аккомпанирующей группы, - программы ансамблей усложняются, пьесы увеличиваются в размерах, усложняется их форма, стилистическая и жанровая основа, идет серьезная работа по подготовке импровизационных

соло.

В старших классах уже возможно составление больших концертных программ, включающих произведения различных стилей, жанров и направлений для концертных выступлений на конкурсах, джазовых фестивалях, концертах. Внутри ансамблевых программ со временем может происходить некая творческая специализация по предпочтению исполнения той или иной музыки, выбранного жанра или стиля  (участники такого ансамбля подбираются уже по интересу).

В процессе общих занятий ансамблевого класса образуются составы ансамблей, различные по исполнительским возможностям. Создается естественный соревновательный и стимулирующий фактор в учебном ансамблевом процессе, нужный и необходимый для творческого общения детей, подростков, роста их желания заниматься музыкой. Творческим отчетом качества их ансамблевой работы может быть выступление на классном вечере, концерте или академическом вечере эстрадного отдела школы, отчетного концерта всех отделов детской школы искусств, а также других формах выступлений вне школы.

Годовые требования по классам

Срок обучения 7 (5) лет

3 (1) класс

  1. История исполнительства. История возникновения ансамбля, домашнее музицирование.
  2. Техническая работа. Работа над техникой синхронного исполнения и одновременности штриха, над техникой звукоизвлечения. Простые размеры 2/4, 4/4. Длительности целые, половинные, четвертные. Штрихи деташе, легато, стаккато.
  3. Художественная работа над репертуаром. Работа над характером произведения. Художественным образом, формой содержанием.

 В конце первого года обучения учащий должен:

-знать: Историю возникновения ансамблевой игры, формы домашнего музицирования.

-уметь: синхронно исполнять произведение: техника одновременности штриха, совместного исполнения.

-освоить: 2-4 пьесы; исполнение программы наизусть на академическом концерте необязательно.

Примеры программ переводного зачета

Вариант 1

Н.Соколова «Осень» В.А.Моцарт «Менуэт»

Р.н.п. «В низенькой светелке» А.Франкин «Танец»


Вариант 2

4(2) класс

  1. История исполнительства. Виды ансамблей.
  2. Техническсая работа. Работа над темпо-ритмом, динамикой, синхронностью исполнения. Соответствием приемов звукоизвлечения в партиях. Размеры 2/4, ¾, 4/4. Длительности целые, половинные, четвертные, восьмые. Дальнейшая работа над штрихами.
  3. Художественная работа над репертуаром. Работа над характером произведения. Художественным образом, формой интонацией. Работа над выразительностью исполнения мотивов, фраз.
  4. Чтение с листа. Чтение с листа легких пьес в размере 2/4и 4/4, в медленном темпе, целыми, половинными.

 В конце второго года обучения учащий должен:

-знать: историю ансамблевого исполнительства на духовых инструментах, формы домашнего музицирования. Основные понятия ансамбля и принципов ансамблевого исполнения. Понятие художественного образа и выразительных средств (штрихи, интерпретация, форма. Динамический план – как одна из сторон развития художественного образа.

-уметь: синхронно исполнять произведение (техника одновременности штриха, совместного исполнения), иметь основы навыка слушания ансамблевого исполнения, согласованно исполнять свою партию в ансамбле.

-освоить: 2-4 произведения, исполнение программы наизусть на академическом концерте необязательно

Примеры программ переводного зачета

Вариант 1 Р.н.п. «Ты пойди моя коровушка домой» И. Кюффнер «Полька»

Вариант 2

Р.н.п. «Чтой-то звон» А. Гомес «Романс»

5(3) класс

  1. История исполнительства. Современные гитарные ансамбли.
  2. Техническсая работа. Дальнейшая работа над темпо-ритмом, динамикой, синхронностью исполнения, техникой исполнения. Соответствием приемов звукоизвлечения в партиях. Размеры 2/4, ¾, 4/4, 3/8, 6/8. Длительности целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые. Дальнейшая работа над штрихами.
  3. Художественная работа над репертуаром. Дальнейшая работа над характером, художественным образом произведения, формой и динамикой. Работа над выразительностью исполнения мотивов, фраз. Осмысление содержания текста и характера. Кульминация.
  4. Чтение с листа. Чтение с листа легких пьес в размере 2/4, ¾ и 4/4, в медленном темпе, целыми, половинными, четвертными.

 В конце третьего года обучения учащий должен:

-знать: историю ансамблевого исполнительства на народных инструментах, формы домашнего музицирования. Основные понятия ансамбля и принципов ансамблевого исполнения. Понятие художественного образа и выразительных средств (штрихи, интерпретация, форма.

-уметь: синхронно исполнять произведение (техника одновременности штриха, совместного исполнения), иметь основы навыка слушания ансамблевого исполнения, согласованно исполнять свою партию в ансамбле.,

-освоить: 2-4 произведений, исполнение программы наизусть на академическом концерте необязательно.

Примеры программ переводного зачета

Вариант 1

Р. Роджерс «Голубая луна»

А. Вивальди «Концерт D dur I часть»

Вариант 2

М.н.т. «Харабе»

Р.н.п. «За реченькой диво»

6(4) класс

  1. Техническсая работа. Работа над темпо-ритмом, динамикой, синхронностью исполнения. Соответствием приемов звукоизвлечения в партиях.
  2. Художественная работа над репертуаром. Работа над характером произведения. Художественным образом, формой интонацией. Работа над выразительностью исполнения мотивов, фраз. Осмысление содержания текста и характера. Информация о композиторе и произведении. в соответствии с драматургией произведения (кульминации, главная кульминация).
  3. Чтение нот с листа. Чтение с листа легких пьес в размере 2/4, ¾, 4/4, 3/8 и 6/8 в медленном темпе, целыми, половинными, четвертными, восьмыми.

 В конце четвертого года обучения учащий должен:

-знать: историю ансамблевого исполнительства на народных инструментах, формы домашнего музицирования. Основные понятия ансамбля и принципов ансамблевого исполнения. Понятие

художественного образа и выразительных средств (штрихи, интерпретация, форма.

-уметь: синхронно исполнять произведение (техника одновременности штриха, совместного исполнения), иметь основы навыка слушания ансамблевого исполнения, согласованно исполнять свою партию в ансамбле.,

-освоить: 4-6 произведения, исполнение программы наизусть на академическом концерте необязательно.

Примеры программ переводного зачета

Вариант 1

А. Виницкий «В цирке» Р.н.п. «Как под яблонькой»

Т. Карминум «Гальярда» Ф.Куперен «Гавот»


Вариант 2

7(5) класс

  1. Техническсая работа. Работа над темпо-ритмом, динамикой, синхронностью исполнения. Соответствием приемов звукоизвлечения в партиях.
  2. Художественная работа над репертуаром. Работа над характером произведения. Художественным образом, формой интонацией. Работа над выразительностью исполнения мотивов, фраз. Осмысление содержания текста и характера. Информация о композиторе и произведении. в соответствии с драматургией произведения (кульминации, главная кульминация).
  3. Чтение с листа. Чтение с листа легких пьес в размере 2/4, ¾, 4/4, 3/8 и 6/8 в медленном темпе, целыми, половинными, четвертными, восьмыми, шестнадцатыми.

         В конце пятого года обучения учащий должен:

-знать: историю ансамблевого исполнительства на народных инструментах, формы домашнего музицирования. Основные понятия ансамбля и принципов ансамблевого исполнения. Понятие художественного образа и выразительных средств (штрихи, интерпретация, форма.

-уметь: синхронно исполнять произведение (техника одновременности штриха, совместного исполнения), иметь основы навыка слушания ансамблевого исполнения, согласованно исполнять свою партию в ансамбле.,

-освоить: 4-6 произведений, исполнение программы наизусть на академическом концерте необязательно.

Примеры программ переводного зачета

Вариант 1

Р.н.п. «Ой да ты, калинушка» И.С. Бах «Прелюдия»

С. Джоплин «Регтайм» Ф. Сор «Вальс»


Вариант 2

Ко всем вышеперечисленным произведениям можно добавить по выбору педагога произведения российских авторов 20 века (и наступившего 21 века): И.Дунаевского, Т.Хренникова, А.Эшпая, В.Соловьева-Седова, Р.Щедрина, С.Прокофьева, Г.Свиридова, М.Блантера, Н.Богословского, А.Бабаджаняна, М.Таравердиева, Ю.Милютина, И.Шварца, Г.Гладкова, А.Островского, Ю.Саульского, Г.Гараняна, Э.Артемьева, А.Кролла, А.Шаинского, А.Рыбникова, Ю.Маркина, Ю.Чугунова, И.Бриля, А.Сухих, Е.Крылатова, А.Мажукова и других авторов, чье творчество широко известно и популярно в России, чьи произведения звучат по радио, телевидению и в аудио записях. К ним относится и большое количество интересных и оригинальных классических и эстрадных сочинений российских музыкантов-инструменталистов – лидеров и участников джазовых, эстрадных, вокально-инструментальных коллективов. Прекрасные оркестровые аранжировки тем зарубежных композиторов- классиков, русских композиторов 18-19 веков, сделанные талантливыми российскими аранжировщиками для биг бендов, симфо-джазовых оркестров, ансамблей - комбо и других инструментальных коллективов, множество оригинальных обработок фольклорных тем, музыка мюзиклов, оперетт, кинофильмов, музыкально-драматических спектаклей и постановок, включая музыку композиторов бывших советских республик

  • Украины, Белоруссии, Закавказья, - могут быть включены в репертуар ансамбля. Выбор ансамблевого репертуара огромен. На педагоге лежит ответственность за соотношение баланса отечественных и зарубежных авторов в программах ансамблей, как и воспитание хорошего вкуса к качественной музыке. Всегда желательно осваивать и сравнивать разную музыку: и по содержанию, и по музыкальным идеям, и по сложности гармонического, мелодического языка, метроритмического рисунка.

Только творческий подход преподавателя к составлению репертуара и подбору произведений, точное понимание им перспективы развития данного ансамбля может по настоящему сформировать хороший творческий климат и поддержать тонус в работе конкретного ансамбля, заинтересовать детей в классическом, эстрадно-джазовом музыкальном творчестве. Образцы исполнительских программ помогут педагогам класса ансамбля организовать последовательность изучения репертуара по годам обучения, скорректировать учебный материал, исходя из конкретных условий работы класса ансамбля, состава участников и других обстоятельств, разработать свои концепции и опробовать свои методические разработки по конкретным темам занятий.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

Уровень подготовки учащихся является  результатом  освоения  программы учебного предмета «Ансамблевое музицирование», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких, как:

сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

знание ансамблевого репертуара (литературы для различных составов ансамблей) отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к сотворческому исполнительству;

знание основ совместного творчества в составе инструментального джазового ансамбля;

навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

  1. Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации учебного предмета «Ансамблевое музицирование» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию учащегося в конце каждого учебного года. В выпускном классе промежуточная аттестация может проходить в конце 1 полугодия.

В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться академические зачеты, прослушивания, концерты и классные вечера, выступления на конкурсах и фестивалях, отчетных концертах школы.

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Форму и время проведения промежуточной аттестации по предмету

«Ансамбль» образовательная организация устанавливает самостоятельно. Формой аттестации может быть контрольный урок, зачет, а также прослушивание, выступление в концерте или участие в каких-либо других творческих мероприятиях, фестивалях, конкурсах.

Для аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное коллективное исполнение,

отвечающее всем требованиям на данном этапе

обучения.

4 («хорошо»)

оценка        отражает        грамотное        исполнение        с небольшими недочетами (как в техническом

плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы в игре, непонимание выражения

художественной идеи, стиля, жанра

2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков: невыученный текст партий, приблизительная, неточная игра, отсутствие штрихов, неподготовленное соло, плохое взаимодействие аккомпанемента и

солистов, отсутствие системной домашней работы, плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и

исполнения на данном этапе обучения

В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

  1. Методическое обеспечение учебного процесса

  1. Методические рекомендации педагогическим работникам

Одна из главных задач преподавателя по предмету «Ансамблевое музицирование» – правильный и целесообразный подбор участников со схожим уровнем инструментальной подготовки, сформированным в классах специальности.

В работе с учащимися преподаватель ансамбля должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности и заинтересованности в освоении музыкального материала. Особенно это касается начального этапа ансамблевого обучения. Весь процесс обучения должен строиться на основе большой заинтересованности педагога в формировании всей системы становления музыкального мировоззрения детей, а также с учетом подходов и принципов:

от простого - к сложному, постепенного накопления игрового ансамблевого опыта;

без форсирования освоения стилей и жанров классической, эстрадной и джазовой музыки, с постепенным осознанием их специфики через процесс

музыкального творчества детей, при этом - с обязательным учетом особенностей возрастной психологии восприятия детей и подростков и с заинтересованностью в их успехах, помощью учащимся в постепенном освоении ими разных типов и жанров музыки.

Преподаватель изучает ребенка, опирается на индивидуальные особенности становления личности ученика на данном этапе, строит последовательную стратегию и тактику работы по развитию его интеллекта, мировоззрения, его физических, музыкально-природных и психо-эмоциональных данных; развивает музыкальное мышление, организует индивидуальную подготовку к коллективному ансамблевому творчеству; строит психологию взаимоотношений между участниками.

Необходимым условием для успешного обучения по предмету

«Ансамблевое музицирование» является формирование правильно организованного инструментального подбора состава участников ансамбля, их распределение по инструментам, посадки во время репетиций для комфортного инструментального звукового соединения (что важно для уровня детского звукового восприятия и особенностей выражения их эмоций в процессе исполнения, возможностей их слухового звукового контроля в соединении своей партии с другими партиями ансамбля). Формирование музыкальности в групповой игре должно происходить с самого начала. Особое внимание должно уделяться на репетициях звуковому балансу. Гармоничное соединение динамики звучания своего инструмента с другими - один из важнейших критериев воспитания музыкальной звуковой культуры (индивидуальной и коллективной) в ансамблевом исполнении. В эстрадно-джазовой области это имеет особое значение. Внимание к нему поддерживается на протяжении всех лет обучения, независимо в каком стиле и манере исполняется произведение. Звуковая культура ансамбля – один из показателей высокого исполнительского уровня ансамбля.

В этой связи полезно привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших примеров исполнения классической, эстрадной и джазовой музыки мастерами-исполнителями - инструменталистами и вокалистами.

С самого начала предметом постоянного внимания преподавателя должна стать работа над правильной метроритмической организацией  ансамблевой игры, синхронностью взаимодействия всех исполнителей в общем игровом времени. Особая тщательная работа должна производиться над правильным звуковым балансом соединения партий на всех репетициях, одинаковой стилистической фразировкой, агогикой, штрихами, манерой исполнения, передачей музыкальной интонации, умением вместе начинать фразу и вместе заканчивать ее, над выработкой полноценной энергетики исполнения джазовой синкопированной музыки. Начинать работу над произведением нужно с рассказа об авторе, стиле, жанре, времени и условии создания сочинения, рассказать об  особенностях его исполнения. Если есть аудио запись, то ее необходимо всем прослушать, проанализировать, обсудить и каждому высказать свое мнение. Необходимо совместно с учениками проанализировать форму

данного произведения, отметить чередование и взаимодействие крупных и мелких разделов формы (частей), вставные сольные эпизоды, логику движения и развития музыкального образа, представить разные варианты его возможного развития в будущем. Необходимо проанализировать тональность, модуляции и отклонения, особенности гармонического и мелодического языка данного сочинения, его метроритмическую основу, художественную идею и т. д. Затем дать возможность проработать предложенный музыкальный материал ученикам самостоятельно, с домашней работой по выучиванию партии и разработкой сольных эпизодов.

Развитие драматургии при обновлении каждого нового цикла (к примеру, в разных темпах) может составлять определенную трудность в освоении музыкального материала, как в исполнении соло, так и аккомпанементе. Но этому нужно постепенно учить, преодолевая трудности, объясняя доступным для детей и подростков языком всю организацию музыкального процесса и способов занятий. Такая работа является также важной составной частью общего представления о разучивании произведения, понимания его смыслового и художественного образа, способов развития его драматургии и его аранжировки.

Техническая сторона исполнения зависит от многих сторон индивидуальных занятий детей и успехов в классе специальности: исполнения гамм, упражнений, этюдов, пьес, различной штриховой работы, способов звукоизвлечения и многого другого. Ансамблевый класс

  • это предмет, на который приходят дети с определенной технической подготовкой и умениями. Желательно, чтобы они были на одном хорошем уровне, без серьезных провалов во владении инструментом (согласно программным требованиям данного класса). Например, отставание в игровом времени одного из них будет сильно негативно влиять на общую игру всего ансамбля, портить впечатление и настроение участникам. В этом случае требуется серьезная индивидуальная работа с данными участниками ансамбля, а иногда и замена их другими учениками в интересах данного ансамбля.

Важной задачей преподавателя в классе ансамбля является обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные технические стороны исполнения своей партии, сложные сольные фрагменты партий, работать над штрихами, фразировкой и динамикой исполнения произведения. Большую помощь в этом может оказать работа по системе «минус один» по отработке импровизационных фрагментов партии, штрихов, манеры исполнения. При этом самостоятельная работа должна быть регулярной, системной, добросовестной и продуктивной. Вначале ученик разбирает свою партию индивидуально (насколько позволяет ему его опыт), затем дорабатывает ее с педагогом, а уже затем - с партнерами, в совместных классных репетициях. Нужно с самого начала (в воспитательных целях) исключить практику неподготовленности учеником ансамблевых партий. Необходимо с самого начала работы учащегося в ансамблевом классе пресекать безответственность такого

отношения к занятиям, так как это отрицательно влияет на психологию отношений к занятиям других участников ансамбля. Важным условием успешной игры являются организация совместных общих регулярных репетиций учащихся с преподавателем и дополнительно, для учащихся старших классов - без него.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет план работы с учащимися, репертуар того или иного ансамбля с учетом класса. При составлении плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности учащихся, степень подготовки каждого из учеников. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по уровню и степени технической и образной сложности (на данном этапе), высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Практикуется смена партнеров в ансамбле (пределах одного года обучения, разных годов обучения), то есть, смешанные по составу участников - по годам и опыту игры, если в этом есть методическая необходимость, дублирование инструментария в ансамбле. Составы ансамблей могут быть разные, в зависимости от набора учащихся на те или иные инструменты (исходя из возможностей школы). В некоторых случаях практикуется привлечение концертмейстеров- иллюстраторов (либо из числа педагогов, либо приглашенных инструменталистов, которых не хватает для полноценной работы ансамбля). Это предусмотрено учебным планом и является обычной практической формой работы ансамблевого класса. Некоторые учащиеся старших классов (как отмечалось выше) могут быть участниками нескольких ансамблей, это форма «шефской» помощи старших учащихся (наставники) – младшим, очень нужная и полезная форма воспитательной работы, объединяющая ансамблевый класс; через  такую  форму отношений передаются традиции класса, формируется нравственно- психологический климат творческого содружества.

Предполагается следующая последовательность форм работы в ансамблевом классе: работа над ансамблевым репертуаром, разучиванием отдельных партий и репетиций в целом.

Чрезвычайно важной формой работы в классе ансамбля с самого начала является развитие скоростного слухового мышления с быстрой, почти мгновенной правильной ориентацией в гармонии, владение ладовым языком, точное интервальное воспроизведение, понимание функциональных гармонических взаимоотношений, вариантности мелодического обыгрывания гармонических схем, умение быстро принимать творческие решения, постоянно работать над развитием своего слуха в тональностях кварто-квинтового круга с разным количеством знаков, быстро оценивать отклонения и модуляции, а в более старшем возрасте - освоение более сложных альтерированных ладо-гармонических конструкций, включающих полиаккордику и т. д. Данная задача объединяет ансамбль с предметами сольфеджио, элементарной теорией музыки, классом импровизации и сочинения.

В метроритмическом развитии детей работа должна начинаться с ровного и четкого исполнения целых длительностей, половин, четвертных, восьмых, триолей, сначала - в непрерывном движении на короткое время, затем - время увеличивается (темпы разные), следом - в общее движение добавляются паузы. Вариантов комбинаций много. Цель - достигнуть ровного длительного движения с самоконтролем над исполнением, в котором различные ритмические комбинации не будут тормозить игровое время. И если сначала работа проводится в размерах 2/4, 4/4, 3/4, то позднее – 5/4, 6/4, 8/4, 12/4, 7/4. Разучиваются пьесы, включающие элементы полиметрии, полиритмии, пьесы с переменными размерами. Тогда же добавляется работа с фактурой (либо аккомпанемента, либо с солистом - басовые линии, фактура и аранжировка партии ударных инструментов, расклад вариантов гармонического аккомпанемента у фортепиано, гитары, синтезатора). Эта работа должна быть не  абстрактной, но стилистически и жанрово направленной. Изучение фактуры, вариантов ее усложнения происходит от класса к классу и включается в игровое время; объясняется само понятие для ансамблистов – общего игрового времени, его значения и особого влияния  на  весь процесс исполнения.

Особое место в занятиях ансамблевого класса занимает работа над исполнением различных видов синкоп (от простых в начале - до сложных позднее). Работа проводится как коллективно, так и индивидуально. Включение большого количества синкопированных ритмических фигур в фактуру эстрадных и джазовых пьес – естественно для стилистики этого направления. Освоение синкоп нередко для многих учеников проходит с трудностями. Существуют специально разработанные метроритмические методические пособия (зарубежные и отечественные) по  освоению разного вида синкоп, работы с особыми видами деления длительностей. В помощь данному виду работы используется метроном, электронный ритм- бокс с набором всевозможных стилистических и жанровых метроритмических формул аккомпанемента, привлекаются иллюстраторы- музыканты для тренинга. Порядок освоения стилей и жанров музыки в программах ансамбля может происходить так, как они складывались в историческом времени, но может планироваться и по-другому, по усмотрению педагога, однако исключающее агрессивные и разрушающие примитивные стили и направления в музыке (это особенно касается подростков). Всегда необходимо помнить о воспитательном значении музыки, о тех эмоциях, что она рождает в душе ребенка и подростка.

  1. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

  1. Обзор учебной литературы

  1. Агуадо Д. Этюды для шестиструнной гитары / Ред. Х. Ортеги.

- М., 1979

  1. Барриос А. Произведения для шестиструнной гитары / Сост.  В. Максименко.- М., 1989
  2. Бах И.С. Сборник пьес для шестиструнной гитары / Сост. и обр. П. Исаков. - М.- Л., Государственное музыкальное издательство, 1934

  1. Брауэр Л. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В. Максименко. - М., Музыка, 1986
  2. Вила-Лобос Э. Прелюдии для шестиструнной гитары. - М., Музыка, 1984
  3. Вила-Лобос Э. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В.Максименко. - М., Музыка, 1984, 1988
  4. Восемь пьес для шестиструнной гитары / Аранж. А.Иванова- Крамского. - М.- Л., Государственное музыкальное издательство,1946
  5. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка гитариста №3 / Сост. В.Кузнецов. - М., Дека-ВС, 2004
  6. Иванов-Крамской А. Пьесы для шестиструнной гитары. - М.- Л., Государственное музыкальное издательство, 1947
  7. Из        репертуара        А.        Иванова-Крамского:        Произведения        для шестиструнной гитары. / Сост. Н. Иванова-Крамская. - М., Музыка, 1983
  8. Карулли        Ф.        Избранные        произведения        для        шестиструнной гитары / Сост. И. Поликарпов. - М., Музыка, 1972
  9. Классические этюды для шестиструнной гитары. Часть I / Сост. и ред. А. Гитмана. - М., Престо, 1997
  10. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 1/ Сост. А. Гитман. - М., Престо,1998
  11. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 2/ Сост. А. Гитман. - М., Престо, 2002
  12. Морено-Торроба Ф. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. Е. Ларичев. - М., Музыка, 1981, 1984
  13. От Ренессанса до наших дней: Для шестиструнной гитары. Вып.1 / Сост. и ред. И. Пермяков. - Л., Музыка, 1987
  14. От Ренессанса до наших дней: Для шестиструнной гитары. Вып.2 / Сост. и ред. И. Пермяков. - Л., Музыка, 1989
  15. От Ренессанса до наших дней: Для шестиструнной гитары. Вып.3 / Сост. и ред. И. Пермяков. - Л., Музыка, 1992
  16. Педагогический репертуар гитариста. Вып.1. Для 4 класса ДМШ / Сост. А. Иванов-Крамской. - М., Музыка, 1966
  17. Педагогический репертуар гитариста. Вып.2. Для 5 класса ДМШ / Сост. П. Вещицкий. - М., Музыка, 1967
  18. Педагогический репертуар гитариста. Вып.5. / Сост. А. Иванов-Крамской. - М., Музыка, 1969
  19. Педагогический репертуар гитариста. Младшие классы ДМШ: Пьесы, упражнения, ансамбли для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А. Гитман. - М., Престо, 2005.
  20. Педагогический репертуар гитариста. Средние и старшие классы ДМШ: Пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А. Гитман. - М., Престо, 1999, 2004
  21. Педагогический репертуар: Пьесы для шестиструнной гитары. Вып.1 / Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. - Л., Музыка,1970
  22. Педагогический репертуар: Пьесы для шестиструнной гитары. Вып.2 / Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. - Л., Музыка, 1971

  1. Педагогический репертуар: Пьесы для шестиструнной гитары. Вып.3 / Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. - Л., Музыка, 1977
  2. Педагогический репертуар: Сборник этюдов для шестиструнной гитары / Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. - Л., Музыка, 1973
  3. Популярные        пьесы        и        этюды        для        шестиструнной        гитары. Репертуар музыкальных школ. Вып.1/ Сост. А.Гитман. - М., Престо, 2011
  4. Произведения        для        шестиструнной        гитары.        Ступени        к мастерству. Вып. 1/ Сост. В. Кузнецов. - М., Владос, 2005
  5. Произведения        для        шестиструнной        гитары.        Ступени        к мастерству. Вып. 2/ Сост. В. Кузнецов. - М., Владос, 2005
  6. Пьесы для шестиструнной гитары. / Сост. К. Хрусталев. - М.- Л., Государственное музыкальное издательство, 1948
  7. Репертуар гитариста: Избранные пьесы для шестиструнной гитары. / Сост. П. Агафошин. Серия I -II. Альбомы 1 - 7. - М., 1930,1931
  8. Санс Г. Пять сюит / Ред. Х. Ортеги.- М.,1979
  9. Сборник избранных пьес для шестиструнной гитары / Ред. П. Агафошин. - М.- Л., Государственное музыкальное издательство,1939
  10. Сборник избранных пьес для шестиструнной гитары / Под ред. П. Агафошина. - М., Государственное музыкальное издательство, 1932
  11. Сборник классических этюдов для шестиструнной гитары в 3-х частях / Сост. В. Яшнев. - Л., Государственное музыкальное издательство, 1934, 1935
  12. Сборник легких пьес для шестиструнной гитары / Перелож. П. Агафошина. - М.- Л., Государственное музыкальное издательство, 1939
  13. Сборник пьес для шестиструнной гитары / Сост. Е. Рябоконь и И. Клименков. - Л., Музгиз, 1962
  14. Сборник пьес для шестиструнной гитары. Альбом 8 / Под ред. П. Агафошина. - М., Государственное музыкальное издательство, 1933
  15. Сор Ф. 20 этюдов для шестиструнной гитары./ Ред. А. Сеговии.

- М., ГИД, 1997

  1. Сор Ф. 20 этюдов для шестиструнной гитары./ Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. - Л., Музыка, 1975
  2. Старинная музыка: Для шестиструнной гитары / Сост. И. Поликарпов. - М., Советский композитор, 1971
  3. Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары / Сост. Е. Ларичев. - М., Музыка, 1983
  4. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-2 кл. детских музыкальных школ. Вып.1 / Сост. А. Иванов-Крамской. - М., Музыка, 1971, 1976
  5. Хрестоматия        гитариста.        (Шестиструнная        гитара):        1-3        кл. детских музыкальных школ / Сост. Е. Ларичев. - М., Музыка, 1983, 1985
  6. Хрестоматия        гитариста.        (Шестиструнная        гитара):        3-5        кл. детских музыкальных школ. Вып.1 / Сост. Е. Ларичев. — М., Музыка, 1972
  7. Хрестоматия        гитариста.        (Шестиструнная        гитара):        4-5        кл. детских музыкальных школ / Сост. Е. Ларичев. - М., Музыка, 1984, 1986

  1. Хрестоматия для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. П. Вещицкий. - М., Музгиз, 1958
  2. Хрестоматия для шестиструнной гитары. Вып. 2 / Сост. П. Вещицкий. - М., Музгиз, 1959
  3. Хрестоматия для шестиструнной гитары. Вып. 3: Этюды и пьесы / Сост. П. Вещицкий. - М., Музгиз,1960
  4. Хрестоматия для шестиструнной гитары. Вып. 4 / Сост. Ц. Вамба. — М., Музгиз,1961
  5. Шестиструнная гитара: Подготовительный и первый классы детской музыкальной школы. / Сост. Н. Михайленко. - Киев, Музична Украина, 1983
  6. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (2 класс). / Сост. Н. Михайленко. - Киев, Музична Украина, 1984
  7. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (3 класс). / Сост. Н. Михайленко. - Киев, Музична Украина, 1980, 1984
  8. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (4 класс). / Сост. Н. Михайленко. - Киев, Музична Украина, 1981, 1985
  9. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (5 класс). / Сост. Н. Михайленко. - Киев, Музична Украина, 1982, 1986
  10. Этюды для шестиструнной гитары / Сост. Д. Карпович и Е. Рябоконь.- Л., Музгиз, 1961
  11. Этюды для шестиструнной гитары / Сост. И. Пермяков. - Л., Музыка, 1987
  12. Этюды для шестиструнной гитары / Сост. П. Агафошин. - М.- Л., Государственное музыкальное издательство, 1950
  13. Aguado D. Studies for  Guitar / Ed. Z. Tokos - Budapest, 1984
  14. Bach J.S. Lautenwerke / Musica per chitarra - Budapest, 1980
  15. Giuliani M. 24 leichte Etüden für Gitarre, ор. 100 / Herausg. B. Henze. - Leipzig, 1977
  16. Italienische Meister der Gitarre / Herausg. B. Henze. - Leipzig,

1977


  1. Klassiker der Gitarre. Band 1.- Leipzig, 1977
  2. Klassiker der Gitarre. Band 2. - Leipzig, 1978
  3. Klassiker der Gitarre. Band 3. - Leipzig, 1979
  4. Klassiker der Gitarre. Band 4. - Leipzig, 1980
  5. Klassiker der Gitarre. Band 5. - Leipzig, 1981
  6. Sor F. 24 leichte Übungen für Gitarre ор. 35, I – II / Herausg. U.

Peter.- Leipzig, 1977


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...