Музыка 1 класс (программа и КТП по УМК "Школа России")
календарно-тематическое планирование по музыке (1 класс)

Сальникова Юлия Борисовна

Программа и КТП с УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka.doc270 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КУРСА «МУЗЫКА», 1 КЛАСС.

Пояснительная записка.

     Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №373 от 06 октября 2009);
  • Приказ от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4  классы, УМК «Школа России» (Новый стандарт начального образования), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
  • Авторская программа  курса «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной;
  • Учебный план образовательного учреждения на 2017/2018 учебный год.

                Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно – смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.

Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

- воспитание эмоционально – ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;

- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

- обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально – пластическое движение и импровизация).

        Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.

Задачи музыкального образования младших школьников:

  • воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
  • воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
  • развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
  • накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

        

Общая характеристика курса

        Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

        Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

        Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

        Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:

  • хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
  • инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных
  • пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

        Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

        Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в 1 классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

        Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

        Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

        Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

        Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

        Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

        Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

        Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

        Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трёхчастные, вариации, рондо и др.

        Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

        Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

        Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Музыка вокруг нас (15 часов)

И муза вечная со мной, Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки – мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты. «Садко». Народные инструменты. Звучащие картины. «Разыграй песню». «Пришло Рождество – начинается торжество». Добрый праздник среди зимы.

Музыка и ты (18 часов)

Край, в котором ты живешь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. «Разыграй сказку». «Музы не молчали…». Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Звучащие картины. Урок-концерт. Музыка в цирке. Дом, который звучит. «Ничего на свете лучше нету…». Обобщающий урок. Урок-концерт.

        Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Что такое перевивы? Чем они похожи и чем различаются? Перевивы - волна, цепочка, змейка.

Основные виды учебной деятельности школьников.

        Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм.

        Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

        Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

        Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

        Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Создание условий для формирования следующих умений:

  • укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
  • наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
  • формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
  • приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
  • развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
  • развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
  • ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
  • овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
  • применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
  • планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
  • участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
  • умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
  • развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
  • общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
  • представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историкокультурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
  • использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
  • готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
  • участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом:

Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка. 1 класс. Учебник.

Е.Д. Критская. Музыка. 1 класс. Рабочая тетрадь.

Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Уроки музыки: 1-4 классы. Методическое пособие для учителей.

Е.Д. КРИТСКАЯ, Г.П. СЕРГЕЕВА, Т.С. ШМАГИНА 

МУЗЫКА

Календарно-тематическое планирование изучения учебного материала

1 класс, 33 ч (1 ч в неделю)

№ п/п

Дата

Тема урока,

страницы учебника

Тип

урока

Основные

понятия урока

Планируемые предметные результаты

освоения материала

план

факт

предметные

метапредметные

личностные

МУЗЫКА ВОКРУГ НАС   (15 часов)

1

04.09 – 08.09

И муза вечная

со мной!

с. 6 – 7

УИНМ[1]

Композитор, исполнитель, слушатель.

Научатся слушать музыку на примере произведения

П. И. Чайковского «Щелкунчик» (фрагменты); размышлять об истоках возникновения музыкального искусства; правилам поведения и пения на уроке; наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы.

Выполнять учебные действия в качестве слушателя. Использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника. Адекватно воспринимать музыкальное произведение.

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Я – слушатель.

2

11.09 – 15.09

Хоровод

музыкальный.

с. 8

УИНМ

Хор, хоровод. Роль и место пляски в жизни  разных народов. Плясовые песни.

Научиться водить хороводы и исполнять хороводные песни; использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках; сравнивать танцы разных народов между собой.

Преобразовывать познавательную задачу в практическую. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной

деятельности.

Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов.

3

18.09 – 22.09

Повсюду музыка слышна.

с. 9

УИНМ

Композитор.

Сочинять (импровизировать) мелодию на заданный текст. Ролевая игра «Играем в композитора».

Научиться сочинять песенки-попевки; определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок; принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности.

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Осуществлять поиск необходимой информации. Ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе.

Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

4

25.09 – 29.09

Душа музыки –

мелодия.

с. 10 – 13

УИНМ

Песня, настроение стихотворений, музыкальных произведений.

Научиться определять характерные черты жанров музыки (на примере произведений «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» П. И. Чайковского); сравнивать музыкальные произведения различных жанров и стилей

Формировать и удерживать учебную задачу. Использовать общие приемы решения исполнительской задачи. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач.

5

02.10 – 06.10

Музыка осени.

с. 14 – 15

Комбинированный урок

Настроение стихотворений, музыкальных произведений; музыкальные краски: мажор, минор; куплетная форма песни.

Слушать мотивы осенних мелодий (на примере произведений П. И. Чайковского «Осенняя песнь»,

Г. Свиридова «Осень»); объяснять термины мелодия и аккомпанемент, мелодия – главная мысль музыкального произведения.

Формулировать и удерживать учебную задачу. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Формулировать собственное мнение и позицию.

Развитие творческих способностей, воображения, наблюдения, сравнения, классификации, обобщения как средств интеллектуальной адаптации.

6

09.10 – 13.10

Сочини мелодию.

с. 16 – 17

Комбинированный урок

Мелодия, аккомпанемент. Сочинять (импровизировать) мелодию на заданный текст.

Находить (выбирать) различные способы сочинения мелодии, использовать простейшие навыки импровизации в музыкальных играх; выделять отдельные признаки предмета, объединять их по общему признаку.

Выполнять учебные действия в качестве композитора. Использовать общие приемы в решении исполнительских задач. Ставить вопросы, формулировать затруднения, предлагать помощь.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы. Формирование эстетических

потребностей.

7

16.10 – 20.10

Музыкальная азбука.

с. 18 – 19

Комбинированный урок

Ноты, звуки, звукоряд, нотный стан, или нотоносец, скрипичный ключ.

Различать понятия звук, нота, мелодия, ритм; исполнять простейшие ритмы (на примере «Песни о школе» Д. Кабалевского,

Г. Струве «Нотный бал»); импровизировать в пении, игре, пластике.

Формулировать и удерживать учебную задачу; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Выделять необходимую информацию.

Участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках.

Принятие образа «хорошего ученика». Понимание роли музыки в собственной жизни.

Наличие эмоционального отношения к искусству, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности.

8

23.10 – 27.10

Музыкальные

инструменты. Народные

инструменты.

с. 22 – 23

УИНМ

Народная музыка.

Определять на слух звучание свирели, рожка, гуслей.

Различать разные виды инструментов; ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России; находить сходства и различия в инструментах разных народов.

Использовать установленные правила в контроле способов решения задач. Ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи. Обращаться за помощью; формулировать свои затруднения.

Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности..

9

06.11 – 10.11

Из русского

былинного сказа «Садко».

с. 24 – 25

Комбинированный урок.

Былина, былинный сказ.

Определять на слух звучание гуслей, называть характерные особенности музыки (на примере оперы-былины «Садко»).

Составлять план и последовательность действий. Осуществлять поиск необходимой информации. Ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию.

Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности..

10

13.11 – 17.11

Музыкальные

инструменты.

с. 26 – 27

Комбинированный урок.

Музыка авторская (композиторская). Определять на слух звучание флейты, арфы, фортепиано.

Профессиональная музыка, музыкальные инструменты.

Определять тембр, голос музыкальных инструментов (на примере русского народного наигрыша «Полянка», «Былинного наигрыша» Д. Локшина, оркестровой сюиты № 2 «Шутка» И. С. Баха).

Формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Использовать речь для регуляции действия.

Развитие мотивов музыкально-учебной деятель-ности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. Чувство сопричастности

к культуре своего народа.

11

20.11 – 24.11

Звучащие картины.

с. 28 – 29

Комбинированный урок.

Определение «звучания» в картинах народной или профессиональной музыки.

        

Научиться выделять принадлежность музыки к народной или композиторской, сопоставлять и различать части: (начало, кульминация,  концовка); составлять графическое изображение мелодии.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Читать простое схематическое изображение.

Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления.

12

27.11 – 01.12

Разыграй песню.

с. 36 –  37

Комбинированный урок.

Импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера.

Выразительно исполнять песню, составлять исполнительское развитие вокального сочинения исходя из сюжета стихотворного текста (на примере песни «Почему медведь зимой спит» Л. К. Книппер,

А. Коваленковой).

Формулировать и удерживать учебную задачу.

Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Формулировать собственное мнение

И позицию.

Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. Уметь работать в коллективе.

13

04.12 – 08.12

Пришло Рождество, начинается

торжество!

с. 38 – 39

Комбинированный урок.

Народные праздники, рождественские песни.  

Выразительно исполнять рождественские песни; различать понятия народные праздники, рождественские песни (на примере песен «Рождество Христово», «Ночь тиха над Палестиной», «Зимняя сказка» С. Крылова).

Сравнивать, находить сходства и различия, ориентироваться в материале учебника. Понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями.

Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа.

14

11.12 – 15.12

Родной обычай

старины.

с. 32 – 33

Комбинированный урок.

Колядки. Сольное и хоровое выразительное исполнение.

Выразительно исполнять рождественские колядки.

Приобрести опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.

Узнавать, называть и определять явления окружающей действительности. Оценивать результат своей деятельности, осуществлять последовательность действий

на уроке.

Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа.

15

18.12 – 22.12

Добрый праздник среди зимы.

с. 34 – 35

Комбинированный урок.

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека.

.

        

Определять настроение, характер музыки; придумывать ритмическое сопровождение, дирижировать на примере  «Марша», «Вальса снежных хлопьев», «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»

П. И. Чайковского.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера. Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач.

МУЗЫКА И ТЫ   (18 часов)

16

08.01 – 12.01

Край, в котором ты живешь.

с. 40 – 41

Комбинированный урок.

Родина, малая родина.

.

Различать понятия родина, малая родина; исполнять песню с нужным настроением, высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают, когда поешь об Отчизне.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Ставить

И формулировать проблему. Строить монологичное высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки.

Развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;  эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношения к вечным проблемам жизни и искусства: материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг.

17

15.01 – 19.01

Поэт, художник, композитор.

с. 42 – 43

Комбинированный урок.

Поэт, художник, композитор.

Образный анализ картины. Интонационно-образный анализ музыки. Пластический этюд стихотворения.

Находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже; понимать, что виды искусства имеют собственные средства выразительности.

Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Осуществлять поиск необходимой информации. Слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения.

18

22.01 – 26.01

Музыка утра,

музыка вечера.

с. 44 – 45

Комбинированный урок.

Инструментальное произведение (чувства, характер, настроение). Музыкальный пейзаж. Фортепианное и оркестровое исполнение музыки.

Проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение на примере музыки  П. И. Чайковского «Утренняя молитва»,

Э. Грига «Утро»,

Д. Б. Кабалевского «Доброе утро», В. Гаврилина «Вечерняя», С. Прокофьева «Вечер», А. Хачатуряна «Вечерняя сказка».

Использовать речь для регуляции своего действия. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи. Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человека.

19

29.01 – 02.02

Музыкальные

портреты.

с. 48 – 49

Комбинированный урок.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.

Проводить интонационно-образный анализ на примере музыки С. Прокофьева «Болтунья», «Баба

Яга», передавать разговор-диалог героев, настроение пьес.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

преобразовывать практическую задачу в познавательную. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач; узнавать, называть и определять героев музыкального произведения.

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности.

20

05.02 – 09.02

Разыграй сказку. «Баба Яга» – русская народная сказка.

с. 52 – 53

Комбинированный урок.

Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации.

Выразительно исполнять колыбельную песню, песенку-дразнилку, определять инструменты, которыми можно украсить сказку и игру; выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения.

Принимать учебную задачу урока, работать в определенной последовательности. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания.

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.

21

12.02 – 16.02

У каждого свой

музыкальный

инструмент.

с. 46 – 47

Комбинированный урок

Музыкальные  инструменты.

Инструментовка  и  инсценировка    песен.  Игровые  песни,  с  ярко  выраженным  танцевальным   характером. Звучание   народных  музыкальных  инструментов.

.

Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Различать способ и результат действия, адекватно воспринимать предложения учителей и товарищей.

Формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Уважительно относиться к родной культуре.

22

26.02 – 02.03

Музы не молчали.

с. 54 – 55

Комбинированный урок

Солист, хор, оркестр; Отечество, подвиг, память.

Объяснять понятия солист, хор, оркестр, отечество, память, подвиг; выразительно исполнять песни на примере музыки

А. Бородина «Богатырская симфония», солдатской походной песни «Солдатушки, бравы ребятушки…».

Формулировать и удерживать учебную задачу.

Ставить и формулировать проблемы. Ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки.

Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа. Понимание значения музыкального искусства в жизни человека.

23

05.03 – 09.03

Мамин праздник.

с. 50 – 51

Комбинированный урок

Характерные  интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационные движения.

анализировать музыкальные сочинения, импровизировать на музыкальных инструментах, выразительно исполнять песни «Спасибо» И. Арсеева,

«Вот какая бабушка»

Т. Попатенко, «Праздник бабушек и мам»

М. Славкина.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Читать простое схематическое изображение.

Воспитывать понимание роли матери в жизни каждого человека, уважительное отношение девочкам и женщинам.

24

12.03 – 16.03

Музыкальные

инструменты.

с. 56 – 57

Комбинированный урок

Музыкальные  инструменты: арфа и флейта.

Проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;

обобщать, формулировать выводы на примере пьесы

«Сладкая греза»

П. И. Чайковского, «Менуэта» Л. Моцарта, «Волынка» И.-С. Баха.

Составлять план и последовательность действий. Ставить

и формулировать проблемы. Проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника.

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности.

25

19.03 – 23.03

У каждого свой

музыкальный

инструмент.

с. 58 – 59

Комбинированный урок

Музыкальные  инструменты: лютня и гитара, клавесин и фортепиано.

Определять старинные, современные инструменты, определять на слух звучание лютни и гитары, клавесина и фортепиано (на примере пьесы «Кукушка»

К. Дакена).

Анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогии, построение рассуждения. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения. Вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.

26

02.04 – 06.04

«Чудесная лютня»

(по алжирской

сказке).

с. 60 – 61

Комбинированный урок

Музыкальные  инструменты: фортепиано, клавесин, гитара, лютня.

Понимать контраст эмоциональных состояний и контраст средств музыкальной выразительности, определять по звучащему фрагменту и внешнему виду музыкальные инструменты

(фортепиано, клавесин, гитара, лютня), называть их.

Обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. Выделять и формулировать познавательную цель.

Задавать вопросы, формулировать свои затруднения.

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности.

27

09.04 – 13.04

Звучащие картины.

с. 62 – 63

Комбинированный урок

Народная и композиторская музыка; начало, кульминация,  концовка.

Выделять принадлежность музыки к народной или композиторской, сопоставлять и различать части: (начало, кульминация,  концовка); составлять графическое изображение мелодии.

Осваивать умение использовать ранее приобретённые знания и умения в практической работе. Умение ставить и формулировать проблемы, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Адекватно воспринимать предложения по исправлению ошибок. Формулировать собственное мнение.

Осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества. Формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир.

28

16.04 – 20.04

Музыка в цирке.

с. 66 – 67

Комбинированный урок.

Жанровая принадлежность музыкальных произведений, песня - танец – марш.

Проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений,

- изображать цокот копыт, передавать характер звучания пьес и песен «Выходного марша», «Галопа» и «Колыбельной»

И. Дунаевского, «Клоуны»

Д. Кабалевского, «Мы катаемся на пони».

Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Концентрация воли для преодоления затруднений; применять установленные правила.

Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера.

29

23.04 – 27.04

Дом, который звучит.

с. 68 – 69

Комбинированный урок.

Песенность, танцевальность, маршевость; опера, балет. Музыкальные театры.

.

Определять понятия опера, балет, различать в музыке песенность, танцевальность, маршевость

П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик»,

Р. Щедрина «Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок», оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят», М. Красева «Муха-Цокотуха».

Использовать общие приемы решения задач.

Ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. Задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию.

Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач.

30

30.04 – 04.05

Опера-сказка.

с. 70 – 71

Комбинированный урок

Опера. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

Определять понятие опера, выразительно исполнять фрагменты из детских опер («Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Муха-Цокотуха» М. Красева.)

Умение строить рассуждения, обобщения.

Применять установленные правила, использовать речь для регуляции своего действия. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной творческой деятельности.

Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека.

31

07.05 – 11.05

«Ничего на свете лучше нету…»

с. 72 – 73

Комбинированный урок

Музыка для детей.

Выразительно исполнять песни, фрагменты

из музыки к мультфильму «Бременские музыканты» композитора

Г. Гладкова; определять значение музыки в мультфильмах.

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Формулировать познавательную цель, оценивать процесс и результат деятельности.

Эмоциональная отзывчивость на яркое, праздничное представление. Понимание роли музыки в собственной жизни.

32

14.05 – 18.05

Афиша. Программа.

с. 72 – 73

Комбинированный урок.

Композитор – исполнитель – слушатель. Афиша. Программа.

Понимать триединство композитор – исполнитель – слушатель; осознавать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления. Оценка результатов собственной исполнительской деятельности.

33

21.05 – 25.05

Обобщающий урок.

Музыка и ты.

с. 74 – 76

КЗ

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности.

Определять настроение музыки, владеть первонач-ными певческими навыками. Получить представление о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.

Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Использовать речь для регуляции своего действия. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.


[1] УИНМ – урок изучения нового материала; УОиС – урок обобщения и систематизации знаний; КЗ – контроль знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 1 класс (Программа Б.М.Неменского, УМК «Школа России)

В календарно-тематическом планированиипо предмету «Изобразительное искусство» (1 класс по программеБ.М.Неменского,УМК «Школа России)   в соответствии с программой представлены деятельность д...

Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 1 класс (Программа Б.М.Неменского, УМК «Школа России")

В календарно-тематическом планированиипо предмету «Изобразительное искусство» (1 класс по программеБ.М.Неменского,УМК «Школа России)   в соответствии с программой представлены деятельность д...