ЗПР и умственная отсталость: сходство и различия
статья

Данная статья будет полезна специалистам, работающим в области коррекционной педагогики, так как позволяет четко разграничить умственную отсталость и задержку психического развития.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zpr_i_umstvennaya_otstalost.docx17.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЗПР и умственная отсталость: сходство и различия

Сходства ЗПР и УО

Различия ЗПР и УО

И УО и дети с ЗПР на первоначальных этапах обучения не понимают школьных требований, не подчиняются правилам школьной жизни, не интересуются школьными занятиями. И УО и дети с ЗПР не владеют навыками, соответствующими школьной программе. После года обучения в 1 классе массовой школы не выучивают букв, затрудняются в звукобуквенном анализе, не могут писать под диктовку, не справляются с элементарными счетными операциями. В чтении, письме, счете дети с ЗПР и умственно отсталые дети обнаруживают сходные ошибки.

ЗПР

УО

Обратимость симптоматики

В случае правильной коррекционно-воспитательной работы может наступить полная обратимость симптомов. Дети с ЗПР обладают более полноценными возможностями для дальнейшего развития. При правильной педагогической работе отмечается значительный скачок в развитии. В дальнейшем (при благоприятных условиях воспитания и обучения) они оканчивают массовую школу, учатся в техникумах, а в отдельных случаях – в ВУЗах.

При умственной отсталости основным патогенетическим фактором является органическое поражение коры больших полушарий головного мозга, поэтому не возникает обратимости симптоматики в процессе компенсации. Поражение носит тотальный, необратимый характер.

Нарушение познавательной деятельности

Парциальность, мозаичность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка.  

Тотальность и иерархичность нарушений психической деятельности ребенка (диффузное, размытое повреждение коры головного мозга).

Потенциал развития познавательной деятельности

Высокий и зависит от формы ЗПР

Низкий

Динамика интеллектуальной деятельности

Характерна скачкообразность

Данный феномен не выявлен

Структура нарушения интеллектуальной деятельности

Страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: внимание, восприятие, сфера образов – представлений, зрительно – двигательная координация, фонематический слух и др.

Страдают собственно мыслительные операции  -

обобщение, сравнение, анализ, синтез, отвлечение, абстрагирование.

Эмоциональная сфера

Большая яркость эмоций.

Эмоциональная сфера не развита.

Развитие моторики

При ЗПР моторика в большинстве случаев достигает значительного уровня развития. Движения скоординированы, целенаправленны, отличаются ловкостью, четкостью.

У УО моторика недоразвита в целом. Движения плохо скоординированы, замедлены, неловки. Явно выражено недоразвитие сложных форм движений, преимущественно рук. Наблюдается плохая переключаемость с одного движения на другое. Дети не умеют выполнять движения по словесной инструкции или в воображаемой ситуации.

Развитие речи

При ЗПР нет грубых нарушений произношения, лексики, грамматики. Недоразвитие фонематического слуха быстро преодолевается. Дети хорошо понимают сказки и рассказы. В чтении, письме, счете обнаруживают такие же ошибки, как и УО, но всегда пытаются понять прочитанное, прибегая к повторному чтению без указаний учителя. Они имеют больший запас слов, чем УО, могут передать содержание сказки, рассказа, не испытывая трудностей в подборе слов, фраз, быстрее усваивают правильную артикуляцию.

У детей с умственной отсталостью имеются грубые дефекты речи: значительно нарушена артикуляция, они плохо усваивают значения слов, у них не развит фонематический слух, затруднен звуковой анализ слова, имеются значительные дефекты произношения, бедность словаря, трудности формулирования мыслей, овладения грамматическим строем. Дети с умственной отсталостью недостаточно пользуются речью в процессе игры и общения; не имеют желания понять прочитанное, поэтому их пересказ непоследователен, нелогичен.

Особенности игровой деятельности

Дети с ЗПР, в отличие от УО, в игре активны, инициативны, самостоятельны, продуктивны. У детей с ЗПР имеется интерес к предметно - манипулятивной и игровой деятельности. Игровая деятельность детей с ЗПР, в отличие от таковой у УО, носит более эмоциональный характер. Мотивы определяются целями деятельности, правильно выбираются способы достижения цели, но содержание игры не развернуто. В ней отсутствует собственный замысел, воображение, умение представить ситуацию в умственном плане. В отличие от нормально развивающихся дошкольников дети с ЗПР не переходят без специального обучения на уровень сюжетно-ролевой игры, а «застревают» на уровне сюжетной игры.

У УО игры носят элементарный, подражательный характер,  изобилуют стереотипными действиями, в  их играх нет сюжетов, они носят предметно-игровой характер

Способность принимать помощь

Дети с ЗПР способны принимать помощь взрослого, усваивать принцип решения задания и переносить его на аналогичные задачи, они сами замечают свои ошибки.

УО малочувствительны к помощи взрослых: требуются десятки показов и повторений, прежде чем действие будет усвоено. Они не замечают своих ошибок.

Игровое предъявление заданий

Повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР.

Может служить поводом для непроизвольного соскальзывания ребенка с выполнения задания. Особенно часто это происходит, если предлагаемое задание находится на пределе возможностей умственно отсталого ребенка.

Особенности изобразительной деятельности

 Большинство детей с ЗПР дошкольного возраста в различной степени владеют изобразительной деятельностью.

У умственно отсталых дошкольников без специального обучения изобразительная деятельность не возникает. Такой ребенок останавливается на уровне предпосылок предметных изображений, т.е. на уровне черкания. В лучшем случае у отдельных детей отмечаются графические штампы – схематичные изображения домиков, «головоногие» изображения человека, буквы, цифры, хаотично разбросанные по плоскости листа бумаги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Растения пустыни и степи. Сходства и различия"

Выполняя электронный тест,  обучающиеся проведут исследование: выведут сходства и различия пустынных и степных растений. Материал применим к урокам окружающего мира по теме "Степь. Пустыня"...

Исследовательская работа на тему: "Сказка ложь, да в ней намёк..." (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)

«Сказка ложь, да в ней намек…» (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)АннотацияЦель исследования:Исследовать особенности русских народных сказок и сказок наро...

Конспект занятия по развитию речи «Деревья. Сходства и различия».

Урок обобщения и систематизации знаний на тему хвойных и лиственных деревьев....

Урок русского языка по теме "Сходство и различие ь и ъ разделительных знаков"

       На изучение темы «Правописание слов с разделительным ъ» в 3 классе отводится 5 часов .         В конце изучения темы учащиеся ...

СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ЛЮДЕЙ. Психология для детей.

Цель:Обучение восприятию себя одновременно как части человечества и как уникального, неповторимого человека.Задачи:Способствовать привитию навыков толерантной личности.Довести до осознания учащихся мы...

Сходство и различие научных и художественных текстов.

Сходство и различие научных и художественных текстов....

Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».

Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....