Конспект занятия по развитию речи «Деревья. Сходства и различия».
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Щегренёва Виктория Валерьевна

Урок обобщения и систематизации знаний на тему хвойных и лиственных деревьев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи «Деревья. Сходства и  различия».

3 год обучения.

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.

Цели занятия:

Дидактическая: Обобщить знания учащихся о разнообразии  деревьев, их сходствах и различиях. Обогатить и активизировать словарный запас учащихся.

Коррекционная:

Коррекция зрительного восприятия на основе специальных  упражнений в узнавании и различии.

Воспитательная:

Воспитание мотивации к обучению.

План занятия.

I.Организационный момент.

1. Приветствие.

2.Эмоциональный настрой.

II.Вводная беседа.

1.Проблемная ситуация (дети определяют тему урока).

2. Название темы и целей занятия.

3. Работа над названием признаков времён года.

III.Работа над материалом.

1.Сравнение деревьев (сходство)

2.Подвижная игра на внимание.

3.Сравнение деревьев (различие)

4.Дидактическая игра « определи дерево по листьям»

IV.Физкультминутка «Листопад»

V.Закрепление.

1.Сравнение деревьев береза, ель. Отгадывание загадок. Работа со схемами.

2. Работа в группах

3. Игра на формирование навыков  словообразования. «Назови веточку».

VI.Рефлексия.

-учебной деятельности. «Букеты в вазах»

-мотивационная «Разноцветные листочки».

-словесное оценивание учителем каждого ребёнка.

Ход занятия:

I.Организационный момент.

Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся, и больше не будем отвлекаться. Хочу пожелать вам, чтобы вы не волновались, у нас с вами всё получится.

Эмоциональный настрой « Звуки леса»

Слайд№1

Закройте глаза и прислушайтесь к звукам. Представьте где можно услышать эти звуки? Что вы слышали? Что представили?

II.Вводная беседа

Проблемная ситуация.

Слайд№2

« Найди лишнее» (дети определяют тему занятия).

Сообщение темы занятия.

Сегодня мы будем говорить о разных деревьях, выясним сходства и различия между ними.

Где можно увидеть разные деревья?

Лес красив в любое время года. И вы видели эту красоту, когда ходили в лес на экскурсии. Сейчас я покажу вам фотографии, а вы определите какое время года на них изображено. И почему вы так решили?

Слайд№3

III.Работа над материалом.

1.Сравнение деревьев.

а) Общее сходство

Какое бы дерево не было по толщине, высоте, цвету ствола, с листьями или хво́ей, все они похожи. Вспомните, чем похожи деревья, что у них одинаковое?

Работа со схемой «Части дерева»

 Слайд»4

Я буду показывать части дерева, а вы говорите его название, где находится и зачем необходимо дереву.

Корни - находятся в земле, через него дерево получает питание.

Ствол - удерживает ветки и переносит питательные вещества.

Крона - состоит из ветвей, почек, листьев или хвои, цветов и плодов.

2.Подвижная игра на внимание.

Я буду называть части дерева, а вы выполнять определённые действия, когда я скажу:

Корни – топаете ногами;

Ствол – опускаете руки вниз вдоль туловища;

Ветки – Поднимаете руки вверх;

Листья – поднимаете руки вверх и шевелите пальчиками.

3.Различие

Мы знаем, что каждое дерево имеет своё название. Значит, они чем - то отличаются. Вспомните и назовите, чем деревья отличаются друг от друга?

Дидактическая игра «Определи дерево по листьям»

Слайд№5

Определите, с какого дерева упал лист.

Проверка работа со слайдами №6,7,8.

Вспомните, что происходит с листьями осенью?

Слайд№9

IV.Физкультминутка

«Листопад»

Дети надевают головные уборы с изображением листочков и говорят, в какой листик они превратились, выполняют движения согласно тексту.

Мы листики осенние

На ветках мы сидим

Но если дунет ветер

Мы быстро улетим.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Мы немного полетали

Ветер стих и мы устали.

V.Закрепление

1.Я предлагаю вам сравнить два дерева и найти отличительные признаки.

Отгадайте загадку.

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке

В белом сарафане. ( Берёза)

Слайд№10

Слайд№11 (Работа со схемой.)

Какой у берёзы ствол? (прямой, тонкий, стройный, гладкий)

Какая кора? (бела – черная, верхний слой береста)

Какие семена? (серёжки)

Какие листья? (округлой формы, с зубчатым краем, на зиму опадают)

Деревья, которые сбрасывают на зиму листву, называют - лиственные.

Какие вы знаете лиственные деревья?

Слайд№12

Отгадайте загадку.

Зимой и летом одним цветом. (Ель)

Слайд№13

Слайд№14 (Работа со схемой)

Какой у ели ствол? (тонкий, прямой, темно-коричневый, крона - конусовидной формы)

Какая кора? (толстая, шершавая)

Какие ветки?

Чем покрыты ветки? (иголками - густые, жесткие хвои́нки)

Какая шишка? (чешуйчатая, в ней созревают семена)

У ели вместо листьев хвоя, поэтому это хвойное дерево.

Какие вы ещё знаете хво́йные деревья?

Слайд№15

2.Групповое задание.

( Класс делится на две группы - первая группа  из предложенных деревьев выбирает лиственные, а вторая – хво́йные.) Деревья прикрепляются на две доски. Далее дети дают обобщающий ответ, как они определили лиственные и хвойные.

4.Игра «Назови ветку»

Посмотрите, какие разные веточки у меня. Давайте определим с какого они дерева и назовём:

У берёзы - берёзовая ветка

У дуба - дубовая ветка

У ели еловая ветка

У рябины - рябиновая ветка

У сосны - сосновая ветка

У  клёна - кленовая ветка

V.Рефлексия

1.Давайте сделаем из этих красивых веточек два букета. А букеты поставим в вазы. В одну вазу поставим  веточки с лиственных деревьев, а в другую веточки с хво́йных деревьев.

2.Посмотрите на наше красивое осеннее дерево и сорвите с него листик:

Красный - если вы всё делали правильно на занятии;

Жёлтый - если вы допускали ошибки;

Зелёный - если у вас ничего не получилось.

Слайд№16

3.Аргументационная оценка учителем деятельности каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в зимнюю сказку».

Занятие разработано в форме «игры – путешествия». Дети вместе с педагогом, выполняя задания, освобождают Снегурочку из ледяной пещеры. В процессе занятия закрепляются знания о зиме, активизир...

Конспект занятия по развитию речи « Путешествие в зимний лес» Лексическая тема: "Зимующие птицы" для детей с ОНР (подготовительная группа)

•    расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы" •    развитие мышления д...

Конспект занятия по развитию речи «Весну выручаем!»

Конспект занятия по развитию речи "Весну выручаем!"Цель: способствовать обобщению представлений о весне как времени года.Задачи:- расширять и активизировать словарь детей по данной теме;- закреплять н...

Конспект занятия по развитию речи и окружающему миру на тему "В гостях у Мойдодыра".

На занятии  формируются элементарные представления о предметах личной гигиены,закрепляются  представления детей о назначении предметов гигиены. .Дети учатся   называть (показывать) дейс...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Развитие речевой деятельности через пальчиковые игры»

Цель: использование пальчиковых игр, на занятиях по развитию речи детьми 3-4 лет.Задачи:научить применять пальчиковые игры в свободной игровой деятельности;развивать мелкую моторику пальцев рук;в...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки р, рь».

Цель: упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно в чистоговорках, в словах и предложениях.Задачи:Образовательные:-подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через ...