Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи «Деревья. Сходства и различия».
    план-конспект занятия по окружающему миру на тему

    Щегренёва Виктория Валерьевна

    Урок обобщения и систематизации знаний на тему хвойных и лиственных деревьев.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по развитию речи «Деревья. Сходства и  различия».

    3 год обучения.

    Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.

    Цели занятия:

    Дидактическая: Обобщить знания учащихся о разнообразии  деревьев, их сходствах и различиях. Обогатить и активизировать словарный запас учащихся.

    Коррекционная:

    Коррекция зрительного восприятия на основе специальных  упражнений в узнавании и различии.

    Воспитательная:

    Воспитание мотивации к обучению.

    План занятия.

    I.Организационный момент.

    1. Приветствие.

    2.Эмоциональный настрой.

    II.Вводная беседа.

    1.Проблемная ситуация (дети определяют тему урока).

    2. Название темы и целей занятия.

    3. Работа над названием признаков времён года.

    III.Работа над материалом.

    1.Сравнение деревьев (сходство)

    2.Подвижная игра на внимание.

    3.Сравнение деревьев (различие)

    4.Дидактическая игра « определи дерево по листьям»

    IV.Физкультминутка «Листопад»

    V.Закрепление.

    1.Сравнение деревьев береза, ель. Отгадывание загадок. Работа со схемами.

    2. Работа в группах

    3. Игра на формирование навыков  словообразования. «Назови веточку».

    VI.Рефлексия.

    -учебной деятельности. «Букеты в вазах»

    -мотивационная «Разноцветные листочки».

    -словесное оценивание учителем каждого ребёнка.

    Ход занятия:

    I.Организационный момент.

    Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся, и больше не будем отвлекаться. Хочу пожелать вам, чтобы вы не волновались, у нас с вами всё получится.

    Эмоциональный настрой « Звуки леса»

    Слайд№1

    Закройте глаза и прислушайтесь к звукам. Представьте где можно услышать эти звуки? Что вы слышали? Что представили?

    II.Вводная беседа

    Проблемная ситуация.

    Слайд№2

    « Найди лишнее» (дети определяют тему занятия).

    Сообщение темы занятия.

    Сегодня мы будем говорить о разных деревьях, выясним сходства и различия между ними.

    Где можно увидеть разные деревья?

    Лес красив в любое время года. И вы видели эту красоту, когда ходили в лес на экскурсии. Сейчас я покажу вам фотографии, а вы определите какое время года на них изображено. И почему вы так решили?

    Слайд№3

    III.Работа над материалом.

    1.Сравнение деревьев.

    а) Общее сходство

    Какое бы дерево не было по толщине, высоте, цвету ствола, с листьями или хво́ей, все они похожи. Вспомните, чем похожи деревья, что у них одинаковое?

    Работа со схемой «Части дерева»

     Слайд»4

    Я буду показывать части дерева, а вы говорите его название, где находится и зачем необходимо дереву.

    Корни - находятся в земле, через него дерево получает питание.

    Ствол - удерживает ветки и переносит питательные вещества.

    Крона - состоит из ветвей, почек, листьев или хвои, цветов и плодов.

    2.Подвижная игра на внимание.

    Я буду называть части дерева, а вы выполнять определённые действия, когда я скажу:

    Корни – топаете ногами;

    Ствол – опускаете руки вниз вдоль туловища;

    Ветки – Поднимаете руки вверх;

    Листья – поднимаете руки вверх и шевелите пальчиками.

    3.Различие

    Мы знаем, что каждое дерево имеет своё название. Значит, они чем - то отличаются. Вспомните и назовите, чем деревья отличаются друг от друга?

    Дидактическая игра «Определи дерево по листьям»

    Слайд№5

    Определите, с какого дерева упал лист.

    Проверка работа со слайдами №6,7,8.

    Вспомните, что происходит с листьями осенью?

    Слайд№9

    IV.Физкультминутка

    «Листопад»

    Дети надевают головные уборы с изображением листочков и говорят, в какой листик они превратились, выполняют движения согласно тексту.

    Мы листики осенние

    На ветках мы сидим

    Но если дунет ветер

    Мы быстро улетим.

    Мы летели, мы летели

    И на землю тихо сели

    Ветер снова набежал

    И листочки все поднял

    Мы немного полетали

    Ветер стих и мы устали.

    V.Закрепление

    1.Я предлагаю вам сравнить два дерева и найти отличительные признаки.

    Отгадайте загадку.

    Русская красавица

    Стоит на поляне

    В зелёной кофточке

    В белом сарафане. ( Берёза)

    Слайд№10

    Слайд№11 (Работа со схемой.)

    Какой у берёзы ствол? (прямой, тонкий, стройный, гладкий)

    Какая кора? (бела – черная, верхний слой береста)

    Какие семена? (серёжки)

    Какие листья? (округлой формы, с зубчатым краем, на зиму опадают)

    Деревья, которые сбрасывают на зиму листву, называют - лиственные.

    Какие вы знаете лиственные деревья?

    Слайд№12

    Отгадайте загадку.

    Зимой и летом одним цветом. (Ель)

    Слайд№13

    Слайд№14 (Работа со схемой)

    Какой у ели ствол? (тонкий, прямой, темно-коричневый, крона - конусовидной формы)

    Какая кора? (толстая, шершавая)

    Какие ветки?

    Чем покрыты ветки? (иголками - густые, жесткие хвои́нки)

    Какая шишка? (чешуйчатая, в ней созревают семена)

    У ели вместо листьев хвоя, поэтому это хвойное дерево.

    Какие вы ещё знаете хво́йные деревья?

    Слайд№15

    2.Групповое задание.

    ( Класс делится на две группы - первая группа  из предложенных деревьев выбирает лиственные, а вторая – хво́йные.) Деревья прикрепляются на две доски. Далее дети дают обобщающий ответ, как они определили лиственные и хвойные.

    4.Игра «Назови ветку»

    Посмотрите, какие разные веточки у меня. Давайте определим с какого они дерева и назовём:

    У берёзы - берёзовая ветка

    У дуба - дубовая ветка

    У ели еловая ветка

    У рябины - рябиновая ветка

    У сосны - сосновая ветка

    У  клёна - кленовая ветка

    V.Рефлексия

    1.Давайте сделаем из этих красивых веточек два букета. А букеты поставим в вазы. В одну вазу поставим  веточки с лиственных деревьев, а в другую веточки с хво́йных деревьев.

    2.Посмотрите на наше красивое осеннее дерево и сорвите с него листик:

    Красный - если вы всё делали правильно на занятии;

    Жёлтый - если вы допускали ошибки;

    Зелёный - если у вас ничего не получилось.

    Слайд№16

    3.Аргументационная оценка учителем деятельности каждого ученика.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в зимнюю сказку».

    Занятие разработано в форме «игры – путешествия». Дети вместе с педагогом, выполняя задания, освобождают Снегурочку из ледяной пещеры. В процессе занятия закрепляются знания о зиме, активизир...

    Конспект занятия по развитию речи « Путешествие в зимний лес» Лексическая тема: "Зимующие птицы" для детей с ОНР (подготовительная группа)

    •    расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы" •    развитие мышления д...

    Конспект занятия по развитию речи «Весну выручаем!»

    Конспект занятия по развитию речи "Весну выручаем!"Цель: способствовать обобщению представлений о весне как времени года.Задачи:- расширять и активизировать словарь детей по данной теме;- закреплять н...

    Конспект занятия по развитию речи и окружающему миру на тему "В гостях у Мойдодыра".

    На занятии  формируются элементарные представления о предметах личной гигиены,закрепляются  представления детей о назначении предметов гигиены. .Дети учатся   называть (показывать) дейс...

    Конспект занятия по развитию речи «Зимняя путаница» для детей 6-7 лет (подготовка к школе).

    Цели: уточнить знания детей о жизни обитателей зимнего леса; учиться устанавливать причинно-следственные связи; развивать разговорную речь воспитанников; развивать познавательную активность.Оборудован...

    Конспект занятия по развитию речи на тему: «Развитие речевой деятельности через пальчиковые игры»

    Цель: использование пальчиковых игр, на занятиях по развитию речи детьми 3-4 лет.Задачи:научить применять пальчиковые игры в свободной игровой деятельности;развивать мелкую моторику пальцев рук;в...