Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи «Весну выручаем!»
    план-конспект занятия (1 класс) по теме

    Конспект занятия по развитию речи "Весну выручаем!"

    Цель: способствовать обобщению представлений о весне как времени года.

    Задачи:

    - расширять и активизировать словарь детей по данной теме;

    - закреплять навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными;

    - упражнять в звукобуквенном анализе;

    - совершенствовать слуховое восприятие;

    - развивать временные представления, логическое мышление, мелкую моторику;

    - воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Весну выручаем!»

    Цель:

    способствовать обобщению представлений о весне как времени года.

    Задачи:

    - расширять и активизировать словарь детей по данной теме;

    - закреплять навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными;

    - упражнять в звукобуквенном анализе;

    - совершенствовать слуховое восприятие;

    - развивать временные представления, логическое мышление, мелкую моторику;

    - воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

    Ход занятия:

    1. Оргмомент. Эмоциональный настрой на занятие

    - Ребята, отгадайте загадку:

               Есть у радости подруга,
                В виде полукруга.
                На лице она живёт,
                То куда-то вдруг уйдёт,
                То внезапно возвратится.
                 Грусть тоска её боится. 
                 Что это? (улыбка)

    - Подарим, друг другу улыбку и с хорошим настроением начнем наше занятие.

    2. Развитие временных представлений

    - Ребята, скажите, а какие времена года вы знаете?

    - Какое сейчас время года?

     - Назовите весенние месяцы.

     - Какое время года было до весны?

     - Какое время года наступит после весны?

    - Какое время года бывает между зимой и летом?

    - Вот сегодня по дороге сюда меня встретил Лесовичок. Он рассказал мне, что с весной произошла неприятность, ее в лесу задержал сильный порывистый ветер, он не хочет, чтобы к нам приходило весеннее тепло. И вот весна попросила Лесовичка обратится к вам за помощью. Как вы думаете, мы сможем выручить Весну? Давайте попробуем. А чтобы ветер отпустил Весну, нам нужно выполнить все задания, которые передал Лесовичок. Вы готовы помочь? (Да, готовы!)

    3. Развитие связной речи

    - Первое задание такое: нужно вспомнить и назвать приметы весны, а помогут нам в этом картинки. Но есть одно условие - начинать каждое предложение нужно со слова - Весной ... (Дети составляют предложения с опорой на картинки: Весной небо высокое, голубое. Весной солнце светит ярко. Весной птицы прилетают из тёплых стран. Весной закапали сосульки с крыш домов. Весной снег стал таять, и потекли ручьи. Весной появились проталины).

     - Ребята, а все вы понимаете слово «проталины»? Что это такое? (Это место, где стаял снег, и открылась земля.) А как мы проталину назовем ласково? (Проталинка)

    - Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи? (Снег тает потому, что солнце стало сильнее пригревать.)

     - А наше солнце заколдовал ветер, все лучики у него разметал, и оно стало грустным. 

     - Покажите мне, как грустит наше солнце. Вот оно какое грустное… А ведь оно главный помощник у весны. Ребята, что нужно сделать, чтобы солнышко стало веселым?

    4. Развитие атрибутивного словаря, грамматического строя речи

    - Давайте придумаем красивые слова к слову «солнце». Но такое условие – на каждое слово прикрепляем к нашему солнцу лучик-прищепку.

    Дидактическая игра «Подбери слово»

    - Солнце какое? (Доброе, теплое, ласковое, улыбчивое, радостное, весеннее, дружелюбное, веселое, озорное.)

     (В руках у логопеда круг, дети, говоря слово, прицепляют к нему прищепку).

    - Посмотрите, какое красивое солнце у нас получилось, оно улыбается нам. Давайте мы тоже улыбнемся в ответ. Покажем свои счастливые личики друг другу и нашим гостям.

    •    Как можно назвать солнце ласково? (солнышко)

    •    Как можно назвать поляну, залитую солнцем? (солнечная)

    •    А «зайчик» на стене какой? (солнечный)

     Вот мы выполнили и второе задание.

    5. Развитие звукового анализа

    - Скажите, какие изменения происходят весной в жизни животных? (Весной медведи просыпаются после зимней спячки, у них появляется потомство. Заяц меняет белую шубку на серую. Белка вновь становится рыжей.) 

    - Лесовичок приготовил нам веселую задачку про диких животных. Послушайте ее внимательно.

    Как под елкой встали в круг

    Зайка, белка и барсук,

    Встали ежик и енот,

    Лось, кабан, лиса и кот.

    А последним встал медведь,

    Сколько всех зверей? Ответь! (Всего 10 зверей)

    - На доске перепутаны все животные, вам нужно выбрать только тех животных, которые упоминались в задачке.

    Дидактическое упражнение «Звуковой анализ слова»

    3 - 4 детей (по одному) выходят к столу и берут картинки. Затем выполняется звуковой анализ слов (волк(4), белка(5), лось(3), лиса(4)).

     - Сколько звуков в слове ….? Какой звук ты слышишь в начале слова? Какой звук ты слышишь после звука…? Какой звук ты слышишь в конце слова?

    6. Развитие общей моторики

     - А сейчас мы с вами превратимся в веселых зверят и немного отдохнем.

    Зайка скачет по кусточкам,

    По болоту и по кочкам.

    Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней.

    Белка прыгает по веткам,

    Гриб несет бельчатам-деткам.

    Прыгают, согнув руки перед грудью.

    Ходит мишка косолапый,

    У него кривые лапы.

    Идут вперевалку.

    Без тропинок, без дорожек

    Катится колючий ежик.

    Двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки.

    7. Развитие логического мышления

    - Посмотрите, какое чудо-дерево. Оно не простое, а с заданием (на дереве висят конверты). Давайте посчитаем, сколько у нас конвертов.

    Мы должны выделить «лишнее» слово в каждом ряду и объяснить свой выбор. Снимаем первый конверт?

    Игра «Четвертый лишний»

    • март, апрель, август, май;
    • таять, капать, набухать, заготавливать;
    • капель, проталина, урожай, сосулька;
    • подснежник, весна, листопад, жук.

    8. Развитие лексического строя речи

     - В последней цепочке слов назовите самое короткое слово. (Жук) Сколько слогов в слове «жук»? А как можно изменить слово «жук», чтобы получилось два слога? Кто догадался? (Жуки, жучки) К какой группе можно отнести жука? Каких еще насекомых вы знаете? (Муравьи, бабочки, кузнечики, пауки, мухи, гусеницы.)

    - Как вы думаете, кто обрадуется появлению насекомых? (Насекомым обрадуются птицы, потому, что насекомые - корм для птиц.)

    9. Развитие мелкой моторики

    - Поэтому, чтобы выручить Весну, нам нужно вспомнить птиц, которые возвращаются из теплых краев, называть будем по очереди и при этом складывать «гармошкой» вот эти листочки только очень аккуратно они нам еще пригодятся. (Грачи, скворцы, ласточки, дрозды, кукушки, жаворонки, журавли, утки, гуси)

    Дети называют птиц и складывают «гармошку».

    - Молодцы, как много птиц вы знаете, а на что похожа наша «гармошка»?

    Дидактическая игра «На что похоже»

    Дети предлагают свои варианты.

    - А еще она похожа на крылья птиц. Давайте сделаем птиц. Я думаю, что эти птицы порадуют нашу весну.

    10. Развитие слухового восприятия

    - Вот и пали чары злого ветра, весна освободилась и у нас будет тепло. Какое красивое время года – весна. Про весну рисуют художники картины, композиторы пишут красивую музыку, пишут стихи поэты. И сейчас я хочу предложить вам прослушать небольшое стихотворение русского поэта Алексея Николаевича Плещеева, которое так и называется «Весна».

    Включается аудиозапись стихотворения.

    Уж тает снег, бегут ручьи,

    В окно повеяло весною...

    Засвищут скоро соловьи,

    И лес оденется листвою!

    Чиста небесная лазурь,

    Теплей и ярче солнце стало,

    Пора метелей злых и бурь

    Опять надолго миновала...

    И сердце сильно так в груди

    Стучит, как будто ждет чего-то,

    Как будто счастье впереди

    И унесла зима заботы!

    - Ребята, какие приметы весны описывает в своем стихотворении автор? (Тает снег, бегут ручьи, теплей и ярче солнце, лес оденется листвою…)

    11. Итог занятия

    - Вот и подошло наше занятие к концу. Скажите, чем запомнилось вам занятие? А кого мы освобождали? А кто главный помощник у Весны?

    - Скажите, ребята, кто был самым активным на занятии, кто вам понравился и почему?

    12. Домашнее задание

     - А вот к следующему занятию я попрошу вас понаблюдать, какие еще изменения произойдут в природе.

    13. Резерв

     - А сейчас я хочу посмотреть, кто из вас самый внимательный. Наша игра называется «Бывает – не бывает». Если бывает, то вы подпрыгиваете, если не бывает – то приседаете. Договорились?

    капель весной (бывает)

    иней летом  (не бывает)

    мороз летом (не бывает)

    листопад весной (не бывает)

    заморозки весной (бывает)

    гроза весной (весной)

    ледоход осенью (не бывает)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеурочная деятельность. Конспект занятия по развитию творческих способностей (1 класс). Тема: Точка, прямая, отрезок.

    Мною были специально разработаны конспекты занятий по развитию творческих способностей учащихся на уроках математики. Эти занятия повышают интерес к уроку математики и способствуют развитию логическог...

    Конспект занятия по развитию речи на тему: «Развитие речевой деятельности через пальчиковые игры»

    Цель: использование пальчиковых игр, на занятиях по развитию речи детьми 3-4 лет.Задачи:научить применять пальчиковые игры в свободной игровой деятельности;развивать мелкую моторику пальцев рук;в...

    Конспект занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 4 классе для развития зрительного восприятия и памяти «Осень наступила…»

    В конспекте предложены задания на развитие зрительного восприятия и памяти, закрепление признаков осени....

    Внеклассное мероприятие по чтению и развитию речи "Весна идет! Весне дорогу..." для 4 класса коррекционной школы VIII вида

    Внеклассное мероприятие по чтению и развитию речи, которое является обобщением программного материала по разделу "Весна идёт!" в 4 классе коррекционной школы VIII вида...

    Итоговое мероприятие по развитию речи "Весна"

    итоговое мероприятие по развитию речи через сенсорное восприятия...

    Урок по развитию речи "Весна"+ презентация

    Урок по развитию речи в 4 классе школы для слабослышаших...