Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие по чтению и развитию речи "Весна идет! Весне дорогу..." для 4 класса коррекционной школы VIII вида
    план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

    Внеклассное мероприятие по чтению и развитию речи, которое является обобщением программного материала по разделу "Весна идёт!" в 4 классе коррекционной школы VIII вида

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МКОУ Коррекционная школа №8

    в 4 классе

    http://img-fotki.yandex.ru/get/9648/123020930.e0/0_10ec79_1d68426_XL.jpg

                                                                   Подготовила и провела:

    учитель высшей категории

                                                    Федорова Н.И.

    Арзамас, 2016

    Тема: «Весна идет! Весне дорогу…»

    Тип урока: обобщение и закрепление пройденного

    Цель: углубление знаний детей о весенних явлениях природы через чтение художественной литературы

    Задачи:

    -обучающая:

    развивать навыки выразительного чтения стихотворений; умения отвечать на поставленные вопросы; рассуждать; развивать творческие способности учащихся;

    -коррекционно-развивающие:

    развивать зрительное, слуховое восприятие и внимание; мышление (анализ, синтез, сравнение, обобщение); интонационную выразительность голоса; устную связную речь учащихся, пополнять словарный запас; формировать способность понимать смысл  незнакомых  слов;

    коммуникативные навыки поведения на уроке;

    -воспитательная:

    воспитывать любовь к природе, расширять кругозор учащихся; формировать навыки безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

            

    Ход урока

    1. Создание эмоционального настроя

    Учитель:

    - Ребята у нас сегодня много гостей. Поприветствуйте их, пожалуйста, улыбкой. На нашем занятии мы поговорим о прекрасном времени года - весне и все вместе совершим весеннюю прогулку. Тема нашего занятия звучит так: «Весна! Весна! И все ей рады…»

    Ребята, давайте встанем все вместе в круг и позовём весну, исполняя народную песню "Веснянка". (звучит фонограмма )
    Дети встают в круг и поют песню-закличку.
    Ой, бежит ручьем вода –
    Нету снега, нету льда. (Дети, взявшись за руки, идут по кругу)
    Ой, вода! Ой, вода! (Хлопают в ритм мелодии в ладоши)
    Нет ни снега, нет ни льда. (Один раз кружатся вокруг себя)
    Прилетели журавли (Бегут по кругу друг за другом, взмахивая руками, как крыльями)
    И соловушки-малы. (Присаживаются по ходу движения на колено, складывая ладошки рук за спиной)
    Журавли, журавли
    И соловушки-малы. (Хлопают в ритм мелодии в ладоши)
    Мы весняночку поем, (Дети сужают круг)
    Весну красную зовем. (Расширяют круг)
    Ой, поем! Ой, поем! (Хлопают выпрямленными руками над головой)
    Весну красную зовем. (Кружатся вокруг себя)
    С окончанием пения поднимают руки в стороны – вверх, как бы раскрывая их солнышку.
    Учитель: у нас прекрасно получилось позвать Весну

    Звучит музыка Вивальди «Времена года. Весна», входит весна.

    Весна:

    -Здравствуйте, я рада вас всех видеть. Я знаю, как вы меня долго ждали, как торопили.

     Учитель:

    -Весна, мы позвали тебя к нам в гости, потому что сегодня будем вспоминать произведения, в которых авторы  прославляют твой приход, рассказывают нам о  приметах весны. А тебя ,Весна, мы просим помогать нам в этом.

    Весна: Я буду рада вам помочь. Ребята , а какие произведения вы прочитали обо мне?

    Ответы детей:

    Стихотворение Федора Тютчева «Весенние воды» и «Весенняя гроза», «Весна» Лев Толстой, «Яшка» автор Барков, Сказка «Медведь и солнце».

    Учитель:
    -Ребята, а вы знаете что в природе бывает 3 весны – весна света, весна воды и весна зеленой травы. Отгадайте загадку о каком месяце весны пойдет речь:
    Дует тёплый южный ветер,
    Солнышко всё ярче светит,
    Снег худеет, мякнет, тает.
    Что за месяц? Кто узнает(Март)

    Ответы детей Учитель вывешивает на доску название месяца МАРТ,

    -Молодцы, а сейчас давайте послушаем об этом рассказы наших мудрых предков. 

    К доске выходит ученики и рассказывают о марте.
    1 ученик: Март – первый месяц весны.
    Давным-давно, в старину, март называли: Солнечник, Капельник и Протальник.
    В марте еще повсюду лежат большие сугробы снега, по ночам мороз. Но все ярче и теплее пригревает солнце, с каждым днем звонче и веселее капает капель, мы все ощущаем приближение красавицы-весны.
    2 ученик:

    Ещё в полях белеет снег

     А воды уж весной шумят—
           Бегут и будят сонный брег,
           Бегут и блещут и гласят…

    Они гласят во все концы:
          «Весна идет, весна идет!
           Мы молодой Весны гонцы,
           Она нас выслала вперед!»

    Весна идет, весна идет,
           И тихих, теплых майских дней
           Румяный, светлый хоровод
          Толпится весело за ней!..

    Учитель:

    -А теперь давайте обратим внимание на то, как в старину называли этот месяц и попробуем объяснить значения этих слов. Учитель вывешивает на доске слова (Солнечник, Капельник и Протальник).

    -Давайте прочитаем эти слова  хором, объяснение 1 учеником.

    протальник – в этом месяце начинает таять снег, появляются проталины,

    солнечник-солнце греет все ярче и жарче

    капельник- с крыш свисают и плачут сосульки

    Учитель:

    - Молодцы, а сейчас мы с вами узнаем, о каком месяце будет следующий рассказ.
    Яростно река ревёт
    И разламывает лёд.
    В домик свой скворец вернулся,
    А в лесу медведь проснулся,
    В небе жаворонка трель.
    Месяц к нам пришёл… (Апрель)

    Учитель вывешивает на доску название месяца АПРЕЛЬ, к доске выходит ученики и рассказывают об АПРЕЛЕ.
    1ученик: Апрель – второй месяц весны.

     В народе его называли "месяц-водолей", снегогон, месяц вскрытия рек и половодья, наводнений, птичьих песен, лесных подснежников.
    Древнерусское название этого месяца красивое и звучное – цветень; ведь в этом месяце появляется первая зелень, и зацветают некоторые растения.

    2ученик:

    Вылез мишка из берлоги
             Ведь весна то на пороге.
             В небе жаворонка трель
             Постучал в окно апрель.

    Учитель: (вывешивает слова- ЦВЕТЕНЬ, СНЕГОГОН, ПОЛОВОДЬЕ, НАВОДНЕНИЕ). Чтение слов хором, объяснение значения.

     цветень - начинают зацветать первые деревья

    снегогон – ручьи бегут, унося с собой остатки снега
            половодье -разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда
            наводнение -стихийное бедствие, затопление суши водой, выступившей из     берегов
    Весна: Ребята, я вам принесла иллюстрации , где изображены эти явления природы. Прочитайте, пожалуйста, отрывки из произведения Николая Александровича Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

    Чтение отрывка о половодье детьми.

    Учитель:

    -Ребята, а чем опасно наводнение для людей.

    Ответы детей:

    -Во время наводнения может затопить дома, погибнуть люди, животные

    Давайте посмотрим ролик МЧС о правилах поведения при наводнении.

    2. Дидактическая игра: «Весенние слова». 
    Весна: А сейчас мы с вами немного поиграем. Если слово, которое я назову «весеннее», то нужно хлопнуть в ладоши, а если нет – потопать ногами.
    Январь, тепло, снегопад, капель, мороз, грачи, ручьи, вьюга, стужа, март, новый год, проталина, метель, подснежники, сугробы, скворечник.

    Учитель:

     -Молодцы ребята, давайте послушаем загадку  о следующем весеннем месяце.
    Сад примерил белый цвет,
    Соловей поет сонет,
    В зелень наш оделся край
    Вас теплом встречает … май.

    Учитель вывешивает на доску название месяца МАЕ, к доске выходит ученики и рассказывают о МАЕ.
    1ученик: Месяц май – конец весне, лету начало. Это месяц первых гроз, обновления земли, зеленого шума. Древнерусское название месяца – Травень. И действительно всё вокруг покрывается зеленью и цветами. Май радует нас приятными запахами, удивляет своей красотой, дарит первую грозу.
    2 ученик:

    Люблю грозу в начале мая,

    Когда весенний, первый гром,

    Как бы резвяся и играя,

    Грохочет в небе голубом.

    Гремят раскаты молодые,

    Вот дождик брызнул, пыль летит,

    Повисли перлы дождевые,

    И солнце нити золотит.

    С горы бежит поток проворный,

    В лесу не молкнет птичий гам,

    И гам лесной и шум нагорный-

    Всё вторит весело громам.

    Учитель: (вывешивает название месяца, чтение хором)

    -Как вы думаете, почему в древности русские люди называли май так красиво- Цветень.

    Рассуждения детей.

    Учитель: Мы с вами поговорили о всех трех месяцах всены. Давайте вспомним весенние приметы и поиграем в игру    «Думай, отвечай!». Я начну предложение , а вы его закончите
    -Весной снег… (что делает?) чернеет, тает, становится серым.
    -Весной солнце… (что делает?) греет, припекает, Светит ярче
    -Сосульки на крышах (что делают?) тают на солнце..
    -Почки на деревьях (что делают?)… набухают, распускаются
    -Ручьи (что делают) … бегут, журчат, текут.
    -Весной лёд на реке (что делает?) тает, ломается, плывёт.
    -На лесных полянках появляются… (что?) первые проталины, подснежники, молодая травка.
    -Птицы весной… (какие?) звонкие, радостные, голосистые. Они (что делают?) ….строят гнезда, выводят птенцов.

    -У деревьев начинается (что?)… сокодвижение.

    -А о каких приметах мы с вами не сказали (ответы детей)

    Молодцы , ребята!

    Учитель:

    -Ну вот и подошло к концу наше путешествие. Весне пора в дорогу. Ещё не все дела она выполнила. Третье дело весны - одевать деревья в зеленый наряд. Не зря в народе говорят «Май леса наряжает, лето в гости поджидает». Давайте попрощаемся с ней! И скажем до новых встреч.

    Весна: До свидания, дети. Спасибо вам за хорошие знания обо мне!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытое внеклассное мероприятие для 1 класса коррекционной школы VIII вида "С Днем Победы"

    Данное мероприятие формирует у детей представление о празднике 9 мая, формирует понятие о празднике «День Победы», ...

    Внеклассное мероприятие - интеллектуальная игра "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?" по птицам для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида с презентацией

    Внеклассное мероприятие по развитию речи на основе изучения окружающего мира "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?" , проведенное в рамках Декады начальных классов, построено в форме интеллектуальной игры для учащихся 3 ...

    Сценарий воспитательного мероприятия "Весна пришла" в специальной (коррекционной) школе VIII вида

    Сценарий этого мероприятия подходит для начальной школы.В этом сценарии описывается как природа  встречает весну.Как птицы,цветы,ручеек,животные радуются приходу весны....

    Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида «Экологическая тропа»

    Сценарий внеклассного мероприятия  для учащихся 1-4 классов  коррекционной школы VIII вида «Экологическая тропа»...

    Внеклассное мероприятие по математике в 3 классе коррекционной школы VIII вида. Соревнование "Знатоки математики"

    Внеклассное мероприятие по математике в 3 классе коррекционной школы VIII вида. Соревнование "Знатоки математики"...

    Внеклассное мероприятие по письму и развитию речи "Золотое перо" 2 класс коррекционной школы VIII вида

    Презентация интеллектуальной игры-путешествия по письму и развитию речи для обучающихся 2 класса коррекционной школы VIII вида по станциям "Каллиграфическая", "Буква заблудилась", "Алфавитная", "На ле...