Опера "Иван Сусанин"
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Арсеньева Дарья Юрьевна

В работе представлен конспект и технологическая карта урока в 3 классе по теме: Опера "Иван Сусанин". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opera_ivan_susanin.docx30.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО

Арсеньева Дарья Юрьевна

Предмет

Музыка

Класс

3 «В»

Тип урока

Урок освоения новых знаний

Тема урока

«Опера «Иван Сусанин»»

Цель урока

Формирование  музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры.

Дидактическая цель урока

Формировать у  обучающихся умение раскрывать образы Защитников Родины в опере. 

        

Задачи

Воспитательные:   воспитывать  интерес  к музыке М.И.Глинки, к его творчеству, к опере «Иван Сусанин»;

воспитывать чувства патриотизма, гордости, уважения к культуре своего народа

  1. Образовательные:  Познакомить с  оперным театром , с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин»; учить определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам;

 Развивающие:  развивать  мышление ,воображение, речь ,кругозор на примере  оперы М.И.Глинки, , МУЗ  ПАМЯТЬ,ВОСПРИЯТИЕ, ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ НАВЫКИ

Оборудование

Презентация, технологическая карта урока.  Видеофильм «Глинка»;Видеофильм «Опера «Иван Сусанин»;Фонограмма : Хор «Славься», Текст : хор «Славься

Планируемый результат:

  1. Познакомятся с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин», научатся определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам;
  2. Продолжат развивать духовно- нравственные качества такие как (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональную отзывчивость; уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа
  3. Проявят любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма, слушательскую культуру.

Формируемые УУД:

1. Личностные УУД

Формирование: мотивации к обучению и познанию музыки; адекватной самооценке;

готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное

понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

2. Регулятивные УУД

Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее

результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей

деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль

процесса и результатов деятельности.

3. Познавательные УУД

Формирование: умения эмоционально исполнять музыкальные произведения;

музицировать; выполнять танцевальные движения; высказываться о музыке.

Воспринимать на слух музыкальное произведение.

Давать образную характеристику прослушанного произведения.

4. Коммуникативные УУД

Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика.

Этапы урока

Деятельность учителя        

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Здравствуйте дети, меня зовут Гульвинур Куандыковна. Сегодня я буду вести у вас урок музыки.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи!

Приветствие. Дети садятся за парты.

2.Повторение

Какую тему вы изучали на прошлом уроке?

Что такое кантата? Кто ее автор?

Какую песню вы учили?

Кантаты обычно исполняют в концертных залах, но также их можно услышать в оперном театре.

Кантата Александр Невский

Муз. произведение

Вставайте, люди русские. Сергей Сергеевич Прокофьев

3.Актуализация знаний

Вы любите путешествовать? У нас сегодня необычный урок музыки. Мы с вами отправляемся в оперный театр. Кто был в театре?

А в оперном театре?

Почему его так назвали?

Что такое опера?

Рассаживайтесь удобно в зрительном зале.

(На первой парте каждого ряда стоят таблички: 1 ряд -  «Партер», 2 ряд - «Ложа», 3 ряд - «Бельэтаж».( показываю на слайде)

Наш первый ряд – зрители партера, нижнего этажа зрительного зала, второй ряд – гости ложи (небольшого помещения с отдельным входом, отгороженного от соседних, боковыми перегородками), а третий ряд расположился в бельэтаже (первом ярусе зрительного зала в театре).

  Отвечают

Рассаживаются поудобнее

4. Новые знания

СЛУШАНИЕ

ария Сусанина

СЛУШАНИЕ заключительный хор  «Славься»

ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА заключительный хор  «Славься»

- Итак, как вы думаете, с чем познакомимся, раз мы в оперном театре?(тема нашего урока: Опера «Иван Сусанин»)

- Какие учебные задачи вы поставите перед собой на урок, связав с темой урока?

- Посмотрите внимательно на экран (слайд1), здесь вы видите слова ОПЕРА

- Прочитайте на слайде определение слова «ОПЕРА»

(1. опера – это музыкально – драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра

В опере объединяются различные художественные средства:
сольное, ансамблевое и хоровое пение,
симфонический оркестр, костюмы, декорации .

 Сценарий к опере пишет либреттист, а сам литературный текст оперы называется Либретто (показываю на слайде, записываем в тетради)

Перед началом оперы обычно исполняется оркестровая пьеса, которая называется увертюра.(записываем в тетради) Увертюра   основана на музыкальных  темах оперы и воплощает ее главную идею.

.

Как вы думаете опера появилась давно или недавно? Опера в России появилась в XVIII столетии.

- Внимание на экран (слайд 2), кого вы там видите?

- Знаком ли он вам?

ЭТО МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА (1804 – 1857)

– великий русский композитор – жил в первой половине прошлого столетия. Давайте все вместе повторим ФИО композитора.

М.И. Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как и А.С. Пушкин в поэзии. Глинка - основоположник русской классической музыки. Он создал произведения, которые прославили русскую музыку на весь мир. Горячая любовь и интерес к музыке у Глинки проявились очень рано: он подолгу с увлечением слушал пение крестьян, исполнявших народные песни, и это оказало значительное влияние на всё его творчество. Еще в молодые годы, живя в Петербурге, Глинка прославился как композитор и замечательный певец, исполнитель своих романсов. Несколько лет Михаил Глинка провел за границей, в Италии и в Германии. Всюду он изучал музыку народа, среди которого жил, но ближе всего ему была русская народная песня. Вернувшись на родину, он увлекся темой о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина и написал ОДНОИМЕННУЮ  оперу.

- Знаете ли вы что-нибудь об Иване Сусанине?

- крестьянин, который решается ценой своей жизни спасти Москву, обманув поляков: Простой деревенский человек, когда узнал, что враги не знают дороги- он вызвался их проводить, но завел в такое глухое место в лесу, что враги не смогли выбраться- найти дорогу назад. За это его убили, но вскоре сами погибли от мороза, голода и от того, что были в глухом лесу.

- Ребята, готовы ли вы на такой подвиг? Какие чувства у вас вызывает этот подвиг?

Посмотрите на портрет Ивана Сусанина.  Написанным  Скотти Михаилом Ивановичем

- Каким вы видите его на этом полотне? Опишите его, расскажите о его качествах.

-Внимание на экран. Событие, которому посвящена опера, относится к началу 17 века( это было почти 400 лет назад, когда польский король пытался завоевать Россию.

- Сейчас мы просмотрим один из видеофрагментов. Это ария Сусанина в сцене в лесу с поляками.

- А кто знает, что такое ария? (на слайде, записываем слово в тетради) Ария- номер в опере, который исполняется певцом-солистом в сопровождении оркестра. Для нее характерна напевность, широта мелодического дыхания.

- Ваша задача внимательно просмотреть этот фрагмент и рассказать, что вы увидели.

Вспомним правила слушания.

- Звучит видеофрагмент .

 ПОНРАВИЛОСЬ???

Что услышали? Какие чувства раскрыты в этой арии?

КАК ЗВУЧИТ МУЗЫКА?    

- Вот такая интересная история про храбрость русских людей.

- Ребята, а как вы думаете, почему именно это историческое событие вдохновило  композитора к созданию оперы «Иван Сусанин»?

Люди должны знать героев и быть героями.

-А теперь встанем и немного разомнемся.

ФИЗМИНУТКА

Отдохнули?

 А теперь послушаем заключительный хор оперы   «Славься», КОТОРЫЙ ЗВУЧИТ В ЭПИЛОГЕ (ЗАКЛЮЧЕНИИ) ОПЕРЫ. (ЗАПИСЫВАЕМ В ТЕТРАДЬ  -ЭПИЛОГ)  

ИГРА В ДИРИЖЕРОВ 

- РЕБЯТА, ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ВЫ ДИРИЖЕРЫ ОРКЕСТРА, ПОСТАРАЙТЕСЬ ПЛАСТИЧНЫМИ ДВИЖЕНИЯМИ РУК ПЕРЕДАТЬ СВОИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ.

ИТАК, КАК ЗВУЧАЛА МУЗЫКА, КАКОЙ ХАРАКТЕР?(ГРУСТНО,ВЕСЕЛО….)

Какое чувство пробудила музыка М.И.Глинки в вас?

Как вы считаете, почему оперу завершает этот торжественный хор?

Какие черты русского характера воспевает эта музыка?

Можем мы гордиться тем, что живем в стране, где создают такую музыку, где жили такие герои?

Какой же можно сделать вывод : Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» является одной из самых патриотичных в русском музыкальном искусстве, призывает к любви к Родине, Отечеству, России.

СЕЙЧАС МЫ С ВАМИ ПОПРОБУЕМ СПЕТЬ ЭТОТ ХОР

РАЗУЧИВАНИЕ СЛОВ

Проговариваю  в ритме песни с настроением.

ПО ОДНОМУ КУПЛЕТУ(проговариваю я), ПОТОМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ, проверяю, как дружно вместе говорят, если плохо- повторяю ещё раз. 

Славься, славься, ты Русь моя,
Славься, ты русская наша земля.
Да будет во веки веков сильна
Любимая наша родная страна.

Славься, славься, из рода в род,
Славься, великий наш русский народ.
Врагов, посягнувших на край родной,
Рази беспощадно могучей рукой.

Слава, слава, героям-бойцам,
Родины нашей отважным сынам.
Кто кровь за Отчизну свою прольёт,
Того никогда не забудет народ.

КАК МЫ ДОЛЖНЫ ЕЕ СПЕТЬ, С КАКИМ НАСТОРЕНИЕМ???

ПОЕМ СТОЯ, ВСЕ РОВНО

 ВЫ в прошлом году пели песню о России, там есть вставка из арии . Можем вспомнить и спеть.

А теперь попробуем спеть. Текст лежит у вас на столе. Внимательно смотрим на меня. НАЧИНАЕМ ПЕТЬ ПО ВЗМАХУ МОЕЙ РУКИ

Исполнение хора «Славься».

Исполнение песни о России

ИЛИ СЛАВЬСЯ ПО РЯДАМ

предполагают

отвечают

Слушают внимательно

Итог. Рефлексия

- А сейчас подведем итог нашего урока.

С каким композитором познакомились?

Итак, что такое опера? С какой оперой мы познакомились на уроке? Какую песню мы учили?

Что такое Либретто, УВЕРТЮРА,  Ария?

-Скажите, пожалуйста, мы с вами выполнили поставленные задачи?

Дополните предложение:

- Я узнал…

- Самое интересное…

- Я запомнил это произведение, потому что…

- На этом наш урок закончен

ОЦЕНИВАЮТ СВОЮ РАБОТУ

Домашнее задание.

Нарисуйте дома иллюстрации  к хору «СЛАВЬСЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глинка. "Иван Сусанин"

Данная презентация знакомит нас в великим русским композитором и его оперой....

Проект "Опера М. И. Глинки "Жизнь за царя", или "Иван Сусанин"

Поект заьрагивает следующие проблемы:Почему опера «Иван Сусанин» почти 180 лет находится в репертуаре всех театров России и имеет свой неповторимый колорит. Как М И. Глинка показал подвиг русского нар...

Презентация "Опера "Иван Сусанин". М.И. Глинка"

На уроках музыки в 4 классе продолжается знакомство с оперой М.И. Глинки "Иван Сусанин". Образ польских захватчиков предстаёт перед слушателем во втором акте оперы, который носит название "Польский ак...

Презентация "Иван Сусанин"

Данная презентация может быть имспользована на уроках литературного чтения, окружающего мира и музыки при изучении соответствующих тем....

Опера М. Глинки «Иван Сусанин»

Школьная академия наук и искусствОпера М. Глинки «Иван Сусанин»на сцене Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А. С. Пушкина...

урок музыки 3 класс на тему:"Опера Иван Сусанин"

Конспект урока музыки 3 класс на тему "Опера Иван Сусанин"...

К.Ф.Рылеев "Иван Сусанин".

Организация урока патриотической направленности на примере урока по произведению К.Ф.Рылеева "Иван Сусанин"...