«Использование православной музыки в духовно-нравственном воспитании младших школьников»
статья по музыке (1 класс)

УДК 37.034

Ярышева А.Н.,

Студентка-магистрантка 2-го курса ФГБОУ ВО

«Ульяновский государственный педагогический университет

им. И.Н. Ульянова»

г. Ульяновск, Российская Федерация

Научный руководитель: д.п.н., Дормидонтова Л.П.

 

«Использование православной музыки в духовно-нравственном воспитании младших школьников»

Духовно-нравственное воспитание оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие личности: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. «Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает», - говорится в Конвенции о правах ребенка (ст.29).

В общеобразовательных школах уроки музыки основаны на программе Д.Б. Кабалевского. Он внес величайший вклад в развитие методики музыкального воспитания младших школьников, создав систему и концепцию музыкального воспитания, выраженную в программе, которая была актуальной и востребованной в свое время. Но сегодня появилась необходимость немного исправить некоторые методические принципы и подходы к вопросам музыкального воспитания младших школьников.

Программу Д.Б. Кабалевского, с методической точки зрения, можно назвать фундаментальной, основополагающей, ведь она содержит множество положительных принципов: тематизм, последовательность, принцип взаимосвязи жизни и искусства, связь с другими предметами. И ни для кого не секрет, что принципиально нового в методике музыкального воспитания еще никто не придумал [5].

Но, особый интерес сегодня представляют положения ведущих ученых - педагогов в области методики преподавания музыки, прежде всего Алексеевой Л.Н., ее программа обобщает лучшие достижения А. Апраксиной, Ю. Алиева, Н. Терентьевой, Н. Ветлугиной.

В связи с этим Алексеевой Л.Н. предлагаемый курс может служить дополнением к программе Д.Б. Кабалевского, ориентируя нас на проблемы современности, обновляя духовно - нравственными акцентами.

Так же глубокие исследования в области духовно-нравственного воспитания младших школьников средствами различной музыки сделаны такими учеными, как Э.Б. Абдуллн, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова и др.

Большое значение придавал музыкальному искусству в духовно-нравственном воспитании основоположник русской педагогической науки К. Д. Ушинский. Школа определяет лицо будущей России - эта мысль выражена в его известных словах: «Запоет школа - запоет вся страна» [8, 425–488 с].

Большой вклад в решение вопроса духовно-нравственного воспитания внесли ученые - психологи Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов и др.

Одна из задач духовно-нравственного воспитания – это воспитание ребенка средствами искусства, воздействие на процесс становления его духовно-нравственных качеств. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», - писал о музыке В.А. Сухомлинский. » [7, 270 с].

Мы предполагаем, что православная музыка окажет влияние на развитие духовно - нравственных качеств у младших школьников.

Давайте рассмотрим основные понятия.

Воспитание - это деятельность по передаче новым поколениям
общественно - исторического опыта, планомерное и целенаправленное
воздействие, обеспечивающее формирование личности, её подготовку к
общественной жизни. [4].

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. [4].

Духовная (православная) - музыка христианской церкви. [4].

Духовное воспитание - в узком смысле слова - воспитание духа, привитие духовных качеств личности. [4].

В нынешнее время при многих храмах действуют воскресные школы для детей, где их помимо главного предмета - Закона Божия - знакомят с церковным пением, также певческие школы и кружки; во многих возрожденных православных средне-образовательных учебных заведениях (гимназия) есть предмет "Церковное пение". Что даст детям приобщение к православной музыке? Знание истории и истоков культуры своей страны. Во – вторых, православная музыка, служит средством эстетического воспитания. Она поможет обратить младших школьников к совести, добру, красоте, благородству, внутренней дисциплине, философскому осмыслению окружающего мира; будет способствовать развитию чувства любви и сострадания к человеку, внимательному и бережному отношению к природе, милосердию. В – третьих, с введением в урок православной (духовной) музыки слуховой опыт младших школьников пополнится новыми образами, отличными от фольклора и классической светской музыки. [10].

Слушание богослужебной музыки самой напевностью и гармоничностью воздействует на души поющих и слушающих, приводя их в умиротворенное состояние. Детям можно предложить прослушать следующие произведения духовного содержания: П. И. Чайковский «Утренняя молитва» из «Детского  альбома» и «На сон грядущий» М.П. Мусоргского, «Хорошо весьма» муз. Ю. Пастернак, сл. И Языкова, Сборник «Детский музыкальный катехизис».

В архивных материалах сохранились доказательства быстрого выздоровления заикающихся младших школьников с другими патологиями именно благодаря постоянным певческим упражнениям.

Именно православная музыка направляет наши души к высокоморальным ориентирам. Духовность и нравственность часто выступают тождественными понятиями. «Музыка — родная сестра религии». Несмотря на распространение светской музыки, духовная, как и раньше, продолжает господствовать в душе глубоко религиозного народа, оставаясь для всех слоев общества его эстетическим идеалом. Так же  отметим, что музыкальное искусство на Руси достигло наивысшего расцвета в качестве церковных песнопений. Именно после Крещения Киевской Руси было введено хоровое пение, которое привезли православные греки.

Исследуя проблему влияния духовной музыки на развитие личности, следует отметить, что главной задачей церковных школ конца XIX — начала XX столетия было духовно - нравственное, эстетическое и патриотическое воспитание. Проблем с дисциплиной в этих учебных заведениях не было, и родители с удовольствием приводили сюда детей. [7].

Таким образом, можно сделать вывод, что православная музыка играет большую роль в художественном воспитании младших школьников.

Через духовную музыку младшие школьники соприкасаются с вечными духовно - нравственными истинами, раскрывают для себя высочайшую гармонию мироздания.

 

Используемая литература

• Алексеева В. Самое важное, но невидимое. Искусство в школе №2, 1999 - 43с.

• Бере А.А. Что такое понимание музыки? / Психологический очерк. — С.- Петербург, типография Альтшулера, 1903.

• БычковВ.В. Малая история Византийской эстетики. — Киев, Путь к истине, 1991.

• Даль В.И. – Толковый словарь

• ЗеньковскийВ.В., прот. Педагогика. — Москва. Изд. Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 1993.

•  «Музыка» для 1-4 Д. Б. Кабалевского.

• Киселева Н. Русская духовная музыка как одна из граней культуры моего народа// Искусство в школе № 2, 1999 - 51с

• Сухомлинский В.А. 'О воспитании' - Москва: Политическая литература, 1982 - с.270

• Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11-ти тт. Т.2. Педагогические статьи. 1857–1861 гг.– М.-Л., 1948, 425–488 с.

• Христианское воспитание детей. — Москва. Изд. Синодальной типографии, 1905.

Шуровский П.А. Как обучать наших детей музыке. — Москва, 1898. Ириней, епископЕкатеринбургский и Ирбитский. Поучение о религиозном воспитании детей. — Екатеринбург. ТипографияФ.К. Хомутова, 1901

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nastya.docx7.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УДК 37.034

Ярышева А.Н.,

Студентка-магистрантка 2-го курса ФГБОУ ВО

«Ульяновский государственный педагогический университет

им. И.Н. Ульянова»

г. Ульяновск, Российская Федерация

Научный руководитель: д.п.н., Дормидонтова Л.П.

«Использование православной музыки в духовно-нравственном воспитании младших школьников»

Духовно-нравственное воспитание оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие личности: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. «Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает», - говорится в Конвенции о правах ребенка (ст.29).

В общеобразовательных школах уроки музыки основаны на программе Д.Б. Кабалевского. Он внес величайший вклад в развитие методики музыкального воспитания младших школьников, создав систему и концепцию музыкального воспитания, выраженную в программе, которая была актуальной и востребованной в свое время. Но сегодня появилась необходимость немного исправить некоторые методические принципы и подходы к вопросам музыкального воспитания младших школьников.

Программу Д.Б. Кабалевского, с методической точки зрения, можно назвать фундаментальной, основополагающей, ведь она содержит множество положительных принципов: тематизм, последовательность, принцип взаимосвязи жизни и искусства, связь с другими предметами. И ни для кого не секрет, что принципиально нового в методике музыкального воспитания еще никто не придумал [5].

Но, особый интерес сегодня представляют положения ведущих ученых - педагогов в области методики преподавания музыки, прежде всего Алексеевой Л.Н., ее программа обобщает лучшие достижения А. Апраксиной, Ю. Алиева, Н. Терентьевой, Н. Ветлугиной.

В связи с этим Алексеевой Л.Н. предлагаемый курс может служить дополнением к программе Д.Б. Кабалевского, ориентируя нас на проблемы современности, обновляя духовно - нравственными акцентами.

Так же глубокие исследования в области духовно-нравственного воспитания младших школьников средствами различной музыки сделаны такими учеными, как Э.Б. Абдуллн, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова и др.

Большое значение придавал музыкальному искусству в духовно-нравственном воспитании основоположник русской педагогической науки К. Д. Ушинский. Школа определяет лицо будущей России - эта мысль выражена в его известных словах: «Запоет школа - запоет вся страна» [8, 425–488 с].

Большой вклад в решение вопроса духовно-нравственного воспитания внесли ученые - психологи Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов и др.

Одна из задач духовно-нравственного воспитания – это воспитание ребенка средствами искусства, воздействие на процесс становления его духовно-нравственных качеств. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», - писал о музыке В.А. Сухомлинский. » [7, 270 с].

Мы предполагаем, что православная музыка окажет влияние на развитие духовно - нравственных качеств у младших школьников.

Давайте рассмотрим основные понятия.

Воспитание - это деятельность по передаче новым поколениям
общественно - исторического опыта, планомерное и целенаправленное
воздействие, обеспечивающее формирование личности, её подготовку к
общественной жизни. [4].

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. [4].

Духовная (православная) - музыка христианской церкви. [4].

Духовное воспитание - в узком смысле слова - воспитание духа, привитие духовных качеств личности. [4].

В нынешнее время при многих храмах действуют воскресные школы для детей, где их помимо главного предмета - Закона Божия - знакомят с церковным пением, также певческие школы и кружки; во многих возрожденных православных средне-образовательных учебных заведениях (гимназия) есть предмет "Церковное пение". Что даст детям приобщение к православной музыке? Знание истории и истоков культуры своей страны. Во – вторых, православная музыка, служит средством эстетического воспитания. Она поможет обратить младших школьников к совести, добру, красоте, благородству, внутренней дисциплине, философскому осмыслению окружающего мира; будет способствовать развитию чувства любви и сострадания к человеку, внимательному и бережному отношению к природе, милосердию. В – третьих, с введением в урок православной (духовной) музыки слуховой опыт младших школьников пополнится новыми образами, отличными от фольклора и классической светской музыки. [10].

Слушание богослужебной музыки самой напевностью и гармоничностью воздействует на души поющих и слушающих, приводя их в умиротворенное состояние. Детям можно предложить прослушать следующие произведения духовного содержания: П. И. Чайковский «Утренняя молитва» из «Детского  альбома» и «На сон грядущий» М.П. Мусоргского, «Хорошо весьма» муз. Ю. Пастернак, сл. И Языкова, Сборник «Детский музыкальный катехизис».

В архивных материалах сохранились доказательства быстрого выздоровления заикающихся младших школьников с другими патологиями именно благодаря постоянным певческим упражнениям.

Именно православная музыка направляет наши души к высокоморальным ориентирам. Духовность и нравственность часто выступают тождественными понятиями. «Музыка — родная сестра религии». Несмотря на распространение светской музыки, духовная, как и раньше, продолжает господствовать в душе глубоко религиозного народа, оставаясь для всех слоев общества его эстетическим идеалом. Так же  отметим, что музыкальное искусство на Руси достигло наивысшего расцвета в качестве церковных песнопений. Именно после Крещения Киевской Руси было введено хоровое пение, которое привезли православные греки.

Исследуя проблему влияния духовной музыки на развитие личности, следует отметить, что главной задачей церковных школ конца XIX — начала XX столетия было духовно - нравственное, эстетическое и патриотическое воспитание. Проблем с дисциплиной в этих учебных заведениях не было, и родители с удовольствием приводили сюда детей. [7].

Таким образом, можно сделать вывод, что православная музыка играет большую роль в художественном воспитании младших школьников.

Через духовную музыку младшие школьники соприкасаются с вечными духовно - нравственными истинами, раскрывают для себя высочайшую гармонию мироздания.

Используемая литература

  • Алексеева В. Самое важное, но невидимое. Искусство в школе 2, 1999 - 43с.
  • Бере А.А. Что такое понимание музыки? / Психологический очерк. — С.- Петербург, типография Альтшулера, 1903.
  • БычковВ.В. Малая история Византийской эстетики. — Киев, Путь к истине, 1991.
  • Даль В.И. – Толковый словарь
  • ЗеньковскийВ.В., прот. Педагогика. — Москва. Изд. Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 1993.
  •  «Музыка» для 1-4 Д. Б. Кабалевского.
  • Киселева Н. Русская духовная музыка как одна из граней культуры моего народа// Искусство в школе  2, 1999 - 51с
  • Сухомлинский В.А. 'О воспитании' - Москва: Политическая литература, 1982 - с.270
  • Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11-ти тт. Т.2. Педагогические статьи. 1857–1861 гг.– М.-Л., 1948, 425–488 с.
  • Христианское воспитание детей. — Москва. Изд. Синодальной типографии, 1905.
  • Шуровский П.А. Как обучать наших детей музыке. — Москва, 1898. Ириней, епископЕкатеринбургский и Ирбитский. Поучение о религиозном воспитании детей. — Екатеринбург. ТипографияФ.К. Хомутова, 1901.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"

В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности,  развитие готовности к духовном...

Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника через ценностные ориентиры православной педагогики.

Одной из причин возникновения кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Воспитание духовной личности возможно только совместными ус...

Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....

« Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....