Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста
статья по музыке

Норицына Анна

«Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста»

Автор: учитель музыки Норицына Анна Николаевна

Младшие школьники обладают хорошей координацией движений при ходьбе, беге, прыжках. По собственной инициативе они с удовольствием импровизируют под музыку, используя хлопки, топанье, простейшие музыкальные инструменты. Им присуще чувство единства музыки и движения. Это качество является основой музыкального развития ребенка в музыкально - ритмической деятельности.

Наряду с другими видами деятельности музыкально-ритмические движения обеспечивают разностороннее музыкальное развитие учащихся: в них развиваются музыкальность, творческие способности, формируются навыки коллективных действий.

Воспитательное значение движений под музыку проявляется и в том, что они активизируют чувство ритма, способствуют углубленному усвоению музыкального материала урока. В основе музыкально-ритмической деятельности лежит моторно-пластическая обработка музыкального материала. Она способствует усилению эмоционального воздействия музыки, развитию представлений о средствах музыкальной выразительности, элементах музыкального языка. Движения под музыку помогают проследить развитие музыкального образа.

Музыкально-ритмическая деятельность детей имеет три взаимосвязанных направления.

Первое: обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха, формирование умений подчинять движения музыке, усвоения музыкальных знаний.

Второе: Дает верные двигательные навыки: ходьбы, шага, подскоки, кружение, движения рук, построения и перестройки, движения с предметами, элементы танца.

Третье: обеспечивает формирование умения управлять движениями тела: быстро и точно останавливаться, менять движения.

Готовясь к уроку музыки, педагог подбирает материал таким образом, чтобы он по тематике и по двигательным навыкам отвечал теме урока, закреплял конкретные музыкально-слуховые представления, музыкальные знания.

Все движения учитель должен показать детям, особенно ученикам 1 и 2 классов, ибо одно только объяснение не дает положительных результатов. Показ движений активизирует эмоциональную реакцию на музыку.

Например, слова «вдоль по бережку лебедушка плывет» помогают им осознать выразительность хороводного шага. Текст песен дает возможность детям глубже почувствовать содержание музыки и подсказывает ее структурные особенности.

Одним из самых простых элементов движений является хлопки и притопы. С их помощью учащиеся могут закрепить представление, например, о продолжительности, ритме, мелодии.

С помощью хлопков и притопывания удобно передавать ритмический рисунок музыки. Убедимся в этом на примере движений под мелодию русской народной песни «как в тонкий ледок». Дети стоят парами по кругу, один лицом к центру, другой - спиной, образуя два концентрических круга. На запев хлопают в ладоши в нужном ритме. На припев пары, которые стоят лицом друг к другу, хлопают друг друга по ладоням в соответствующем ритме. При повторе припева все вместе притопывают ритмический рисунок песни. Усвоению ритмического рисунка в движении следует придавать большое значение. Необходимо чаще обращать внимание учащихся на остановки, изменения в равномерном движении, пунктирный ритм маршевой музыки.

В музыкально - ритмической деятельности необходимо заботиться не только о развитии музыкальности, но и о культуре самого движения, развития художественного вкуса детей.

С помощью ритмичных движений закрепляются и представление о музыкальной форме, принципы музыкального развития. Наиболее сложный способ связан с перегруппировкой, чередованием действий. Чтобы расширение и сужение круга дети могли выполнять красиво их надо учить внимательно слушать музыку.

Инсценировки музыкальных пьес, песен с помощью выразительных движений не только развивают музыкально-слуховые представления. Они способствуют активизации творческих способностей, формированию художественного вкуса, если учащимся предлагается самостоятельно найти движения, которые подходят по характеру музыки, и определенно их выполнить.

Обычно для инсценировок используется песни, программная музыка, подсказывает содержание и последовательность движений. Ученики вместе с учителем находят характерные движения. Во время выполнения педагог помогает детям достичь их выраженности, показывает, как лучше выполнить новое, ранее неизвестное движение. В процессе решения учащимися творческих задач, важное значение имеет песенно-игровой и танцевальный материал. Развивая творческие способности детей, важно поддержать их инициативу, стремление составить свой танец, который бы передавал характер произведения, его особенности.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста»

Автор: учитель музыки Норицына Анна Николаевна

Младшие школьники обладают хорошей координацией движений при ходьбе, беге, прыжках. По собственной инициативе они с удовольствием импровизируют под музыку, используя хлопки, топанье, простейшие музыкальные инструменты. Им присуще чувство единства музыки и движения. Это качество является основой музыкального развития ребенка в музыкально - ритмической деятельности.

Наряду с другими видами деятельности музыкально-ритмические движения обеспечивают разностороннее музыкальное развитие учащихся: в них развиваются музыкальность, творческие способности, формируются навыки коллективных действий.

Воспитательное значение движений под музыку проявляется и в том, что они активизируют чувство ритма, способствуют углубленному усвоению музыкального материала урока. В основе музыкально-ритмической деятельности лежит моторно-пластическая обработка музыкального материала. Она способствует усилению эмоционального воздействия музыки, развитию представлений о средствах музыкальной выразительности, элементах музыкального языка. Движения под музыку помогают проследить развитие музыкального образа.

Музыкально-ритмическая деятельность детей имеет три взаимосвязанных направления.

Первое: обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха, формирование умений подчинять движения музыке, усвоения музыкальных знаний.

Второе: Дает верные двигательные навыки: ходьбы, шага, подскоки, кружение, движения рук, построения и перестройки, движения с предметами, элементы танца.

Третье: обеспечивает формирование умения управлять движениями тела: быстро и точно останавливаться, менять движения.

Готовясь к уроку музыки, педагог подбирает материал таким образом, чтобы он по тематике и по двигательным навыкам отвечал теме урока, закреплял конкретные музыкально-слуховые представления, музыкальные знания.

Все движения учитель должен показать детям, особенно ученикам 1 и 2 классов, ибо одно только объяснение не дает положительных результатов. Показ движений активизирует эмоциональную реакцию на музыку.

Например, слова «вдоль по бережку лебедушка плывет» помогают им осознать выразительность хороводного шага. Текст песен дает возможность детям глубже почувствовать содержание музыки и подсказывает ее структурные особенности.

Одним из самых простых элементов движений является хлопки и притопы. С их помощью учащиеся могут закрепить представление, например, о продолжительности, ритме, мелодии.

С помощью хлопков и притопывания удобно передавать ритмический рисунок музыки. Убедимся в этом на примере движений под мелодию русской народной песни «как в тонкий ледок». Дети стоят парами по кругу, один лицом к центру, другой - спиной, образуя два концентрических круга. На запев хлопают в ладоши в нужном ритме. На припев пары, которые стоят лицом друг к другу, хлопают друг друга по ладоням в соответствующем ритме. При повторе припева все вместе притопывают ритмический рисунок песни. Усвоению ритмического рисунка в движении следует придавать большое значение. Необходимо чаще обращать внимание учащихся на остановки, изменения в равномерном движении, пунктирный ритм маршевой музыки.

В музыкально - ритмической деятельности необходимо заботиться не только о развитии музыкальности, но и о культуре самого движения, развития художественного вкуса детей.

С помощью ритмичных движений закрепляются и представление о музыкальной форме, принципы музыкального развития. Наиболее сложный способ связан с перегруппировкой, чередованием действий. Чтобы расширение и сужение круга дети могли выполнять красиво их надо учить внимательно слушать музыку.

Инсценировки музыкальных пьес, песен с помощью выразительных движений не только развивают музыкально-слуховые представления. Они способствуют активизации творческих способностей, формированию художественного вкуса, если учащимся предлагается самостоятельно найти движения, которые подходят по характеру музыки, и определенно их выполнить.

Обычно для инсценировок используется песни, программная музыка, подсказывает содержание и последовательность движений. Ученики вместе с учителем находят характерные движения. Во время выполнения педагог помогает детям достичь их выраженности, показывает, как лучше выполнить новое, ранее неизвестное движение. В процессе решения учащимися творческих задач, важное значение имеет песенно-игровой и танцевальный материал. Развивая творческие способности детей, важно поддержать их инициативу, стремление составить свой танец, который бы передавал характер произведения, его особенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВКР "Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста посредством народных музыкальных игр".

Материал пригодится преподавателю музыки в начальной школе, предлагаю апробировать методику по развитию чувства ритма детей средствами музыкального фольклора....

Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста и определение уровня их развития.

В этом материале представлен цикл занятий для развития координации у младших школьников,улучшение способности к ориентированию в пространстве, и тренировка ряда акробатиеских элементов. Так же здесь п...

«РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ».

Актуальность проблемы психического здоровья в настоящее время значительно возрастает. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общ...

Особенности развития ловкости и чувства ритма у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Особенности развития ловкости и чувства ритма у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛОГО В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье отражаются специфика и особенности организации совместной деятельности детей и взрослого в развитии социального интеллекта детей 6-7 лет....

Консультация для родителей «Развиваем чувство времени у детей младшего школьного возраста»

Современные условия жизни требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять её во времени, реагировать на разные сигналы с определённой скоростью и через зад...