Рабочая программа музыка 4 класс Критская Е.Д.
рабочая программа по музыке (4 класс)

Рабочая программа музыка 4 класс Критская Е.Д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_rabochaya_programma_4_klass.docx51.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                     

                             РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета « МУЗЫКА»

для начального общего образования

4 класс

Предметная линия учебников системы  «Школа России Музыка 4 класс», Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, Москва «Просвещение», 2019г                                                    

                   

                                   

                                               

       

 

                                                         г.о.Красногорск

                                                                                2021 г.

 Рабочая программа предмета «Музыка» для учащихся 4 класса разработана на основе:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 №273 – ФЗ;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- Основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ гимназии №5;

- «Программы воспитания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 5 на 2021-2026 г.г.»  

- Авторской программы к УМК Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, «Музыка» 1-4 класс.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

- эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;

- позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности;

- образ Родины, представление о ее богатой истории, героях – защитниках, о культурном наследии России;

 - устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни;

- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей;

 - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;

- самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;

- передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

- использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;

- выбирать способы решения исполнительской задачи;

- соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;

- соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;

- исполнять попевки, ориентируясь на запись ручным знаками и нотный текст.

- осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета;

- соотносить различные произведения по настроению и форме;

- строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки;

- пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольмизации;

- проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

- обобщать учебный материал;

- устанавливать аналогии;

- сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись);

- представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов).

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;

- -выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;

- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;

- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.

- понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т. ч. проектных и творческих;

- выполнять действия (в устной письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;

- воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.

Коммуникативные УУД:

- выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно);

- выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;

- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;

- проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;

- контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;

- понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;

- понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

- принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

- стремиться к пониманию позиции другого человека.

- выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т. ч. средства ИКТ).

- понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;

- контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности.

- формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для своего действия и действий партнера;

- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности.

Предметные результаты

Ученик научится:

- воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер. Балетов, кантат, симфоний;

- различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки;

- понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;

- эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;

- понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;

- передавать в музыкально -художественной деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества;

- слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров;

- наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки;

- участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками;

- узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности;

- узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и певческих голосов.

-выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения в т. ч. с дирижированием (2\4, 3\4, 4\4. 3\8, 6\8)

- петь темы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений; исполнять песни в одноголосном и двухголосном изложении;

- различать мелодию и аккомпанемент, передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений;

- сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов;

- различать язык музыки разных стран мира.

Ученик получит возможность научиться:

- соотносить исполнение музыки с собственным жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни и т.д.

- осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, в т. ч. ИКТ;

- владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга.

- проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в процессе пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах под музыку;

- импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в характере песни, танца и марша;

- пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольмизации;

- находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения;

- различать звучание музыкальных инструментов (включая тембр арфы, виолончели, челесты).

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА  

Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

- установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

- организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Россия – Родина моя». Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…». Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»).  Как сложили песню. Звучащие картины. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. «Ты откуда русская, зародилась, музыка? Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Многообразие  жанров  народных песен. «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася  Русь!». Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

«О России петь – что стремиться в храм». Святые земли Русской. Илья Муромец. Духовная музыка в творчестве композиторов.Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин). Кирилл и Мефодий. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Родной обычай старины. Светлый праздник. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник».

 «День, полный событий». «Приют спокойствия, трудов и вдохновеньяЛирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»). Зимнее утро, зимний вечер. Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. «Что за прелесть эти сказки!». Три чуда. Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере  Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане». Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Народная и профессиональная музыка. «Приют, сияньем муз одетый…». Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка.

 «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». Композитор – имя ему народ. Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Музыкальные инструменты России. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Оркестр русских народных инструментов.  Состав оркестра русских народных инструментов.  «Музыкант-чародей». О музыке и музыкантах. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Народные праздники. Троица.

«В концертном зале». Музыкальные  инструменты. Вариации на тему рококо. Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Старый замок. Различные виды музыки:  инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»). Счастье в сирени живет… Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке. Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов). Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена («Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»). Патетическая соната. Годы странствий.Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен). Царит гармония оркестра. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая.

 «В музыкальном театре». Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Драматургическое развитие в опере. Контраст.  Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия). Основные средства музыкальной выразительности. Исходила младешенька. Песня-ария, куплетно-вариационная форма. Вариантность интонаций. Опера  «Хованщина» М.П.Мусоргского. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского). Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика. Балет «Петрушка». Театр музыкальной комедии.   Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –  балета. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф. Стравинский «Петрушка»). Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.  

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…». Прелюдия. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В. Рахманинов).  Исповедь души. Революционный этюд. «Революционный этюд» Ф. Шопен. Развитие музыкального образа. Мастерство исполнителя. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. В интонации спрятан человек. Музыкальные инструменты (гитара). «Зерно» - интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?». Обработка. Переложение. Импровизация. Авторская песня. Романс. Музыкальный сказочник.  Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Рассвет на Москве-реке. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года. 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема урока

Воспитательный компонент

Количество часов

1

«Россия – Родина моя»

Воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

4

2

«День, полный событий»

-Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

различение хороших и плохих поступков, умение анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, в том числе персонажей литературных и музыкальных произведений;

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

5

3

«О России петь – что стремиться в храм»

Развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей, религиозных конфессий;

4

4

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

Воспитывать интерес и уважительное отношение к культуре различных  народов и стран; потребность в приобщении к культуре через изучение музыкальных произведений.

Воспитание представления о художественных и эстетических ценностях различных культур

4

5

«В музыкальном театре»

  • Воспитание умения видеть красоту в окружающем мире, в труде, творчестве, поведении и поступках людей;

Воспитывать интерес к занятиям музыкальным и литературным  творчеством; стремление выразить себя через различные виды творческой деятельности

- привитие уважения к труду и творчеству других людей, к результатам своего труда

6

6

«В концертном зале»

Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Сформировать этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

5

7

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

Развить мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; овладеть навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

-воспитание уважения к труду и творчеству других людей, к результатам своего труда

  • формирование навыков  коллективной учебной деятельности, в том числе при разработке и реализации творческих проектов; готовность к коллективному творчеству; взаимопомощь при работе в паре и группе;
  • воспитание познавательных  потребностей: потребности расширять кругозор; проявлять любознательность;

е уважения к труду и творчеству других людей, к результатам своего труда

  • формирование навыков  коллективной учебной деятельности, в том числе при разработке и реализации творческих проектов; готовность к коллективному творчеству; взаимопомощь при работе в паре и группе;
  • воспитание познавательных  потребностей: потребности расширять кругозор; проявлять любознательность;

6

Всего:

34

Приложением к рабочей программе учебного предмета является календарно-тематическое планирование на 2021-2022 учебный год.

Приложение № 1

Календарно-тематическое планирование учебного предмета ,,Музыка",

4 класс

урока

Тема урока

Кол-во часов

Планируемая дата проведения урока

1.

Мелодия. Ты запой мне ту песню... Что не выразишь словами, звуком на душу навей…

1

01.09-03.09

2

Как сложили песню. Звучащие картины.

1

06.09-10.09

3.

Ты откуда русская, зародилась, музыка?

1

13.09-17.09

4.

Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь!

1

20.09-24.09

5.

Святые земли Русской. Илья Муромец.

1

27.09-01.10

6.

Кирилл и Мефодий.

1

11.10-15.10

7.

Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел  вопияше.

1

18.10-22.10

8.

Родной обычай старины. Светлый праздник.

1

25.10-29.10

9.

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья»

1

01.11-05.11

10.

Зимнее утро. Зимний вечер.

1

08.11-12.11

11.

«Что за прелесть эти сказки!» Три чуда.

1

15.11-19.11

12.

Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.

1

22.11-26.11

13.

«Приют, сияньем муз одетый...».

1

29.11-03.12

14.

Композитор — имя ему народ.

1

06.12-10.12

15.

Музыкальные инструменты России.

1

13.12-17.12

16.

Оркестр русских народных инструментов.

1

20.12-24.12

17.

«Музыкант-чародей».  

1

27.12-31.12

18.

Народные праздники. «Троица».

1

10.01-14.01

19.

Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо.

1

17.01-21.01

20.

Старый замок.

1

24.01-28.01

21.

Счастье в сирени живет...

1

31.01-04.02

22.

Не молкнет сердце чуткое Шопена... Танцы, танцы, танцы...

1

07.02-11.02

23.

Патетическая соната. Годы странствий.

1

14.02-18.02

24.

Царит гармония оркестра.

1

28.02-04.03

25.

Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля.

1

07.03-11.03

26.

Исходила младешенька.

1

14.03-18.03

27.

Русский Восток. Сезам, откройся!

1

21.03-25.03

28.

Балет «Петрушка». Театр музыкальной комедии.

1

28.03-01.04

29.

Прелюдия.

1

11.04-15.04

30.

Исповедь души. Революционный этюд.

1

18.04-22.04

31.

Мастерство исполнителя.

1

25.04-29.04

32.

В интонации спрятан человек. Музыкальные инструменты (гитара).

1

02.05-06.05

33.

Музыкальный сказочник.

1

16.05-20.05

34.

Рассвет на Москве-реке.

1

23.05-27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Музыка" Е.Д. Критская 3 класс

Рабочая  учебная программа по  музыке для  3 -го  класса разработана   в соответствии с федеральным   государственным образовательным  стандартом...

рабочая программа 3 класс УМК Перспектива по музыке Критская

программа содержит пояснительную записку и КТП с УУД. Рассчитана на 1 час в неделю....

Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина Рабочие программы «Музыка. 2 класс».

Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина Рабочие программы «Музыка. 2 класс»....

Рабочая программа музыка 1 класс 2017-2018 учебный год Школа России Е. Д. Критская

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

Рабочая программа Музыка 4 класс 2016-2017 учебный год Школа России Е. Д. Критская

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...