РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ МУЗЫКА ДЛЯ 3 А КЛАССА (базовый уровень) (1 час в неделю, всего – 34 часа)
рабочая программа по музыке (3 класс)

Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы по музыке, авторской программы Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С.Шмагиной, М.:Просвещение 2012г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka.doc315 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

уровня начального общего образования

(ФГОС НОО)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 имени Ивана Ивановича Рынкового»

   

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей

начальных классов

Руководитель ШМО

_______Л.Е. Сухогузова

Протокол № 5

от 29.05.2021

СОГЛАСОВАНО

на заседании методического совета МАОУ «СОШ №3

им. И.И. Рынкового»

Протокол № 1

от 26.08.2021

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «СОШ №3

им. И.И. Рынкового»

_________ С.В. Дектерёва

Приказ № 690-О

от 26.08.2021

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

МУЗЫКА

ДЛЯ 3 А КЛАССА

 (базовый уровень)

(1 час в неделю, всего – 34 часа)

Составитель: Ильиных С.А.,

                                                                                                        учитель начальных классов

г. Мегион, 2021 г.

Аннотация к программе по учебному предмету «Музыка»

Данная программа по учебному предмету музыка предназначена для описания организации учебного процесса по предмету начального общего образования в 3 классе. Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений; учебному плану образовательной организации на изучение музыки в 3 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

Программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка; планируемые результаты освоения учебного предмета; содержание учебного предмета; тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы; календарно-тематическое планирование.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа по музыке составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы по музыке, авторской программы Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной и ориентирована на работу с учебно-методическим комплектом:  

1. Критская, Е. Д. Музыка. 3 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2014.

2. Критская, Е. Д. Музыка. 3 класс [Текст]: рабочая тетрадь / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2014.

3. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 3 класс [Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2011.

4. Музыка. Фонохрестоматия. 3 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2014. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

5. Сергеева, Г. П. Музыка. Рабочие программы. 1–4 классы [Текст] / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2012.

6. Сергеева, Г П. Уроки музыки: 1-4 класс [Текст]: пособие для учителя / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2012.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

• Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

• Учебный план образовательного учреждения на 2021/2022 учебный год;

• Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).

        При реализации программы используются различные образовательные технологии, в том числе электронное обучение посредством комплексной автоматизированной информационной системы «Сетевой город. Образование» (в соответствии с пунктом 2 статьи 13, с пунктами 1-5 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

  • Примерная программа воспитания, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 02.06.2020 №2/20;
  • Приказ Минпросвещения России от 11.12.2020 №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся» (п.18.2.2. ФГОС ООО).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и. сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.

        Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

        Задачи музыкального образования на основе целевой установки:

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса,
нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, отечественному и мировому музыкальному искусству, уважение к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов;

- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, ассоциативно-образного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей различных видах музыкальной деятельности;

- обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально- пластическое движение и импровизации).

        Содержание программы базируется на Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России с учётом возможностей учебно-методических систем «Перспектива» и «Школа России», включающих основные пласты мирового музыкального искусства: фольклор, духовную музыку, произведения композиторов-классиков (золотой фонд), сочинения современных композиторов (классическая и популярная).

        Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.

        Критерии отбора музыкального материала: художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

        Основные методические принципы: увлечённость, триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

        Виды музыкальной деятельности: слушание (восприятие музыки), инструментальное музицирование, пластическое интонирование, пение (соло, ансамбль, хор), музыкально-ритмические движения, импровизации (речевые, ритмические, вокальные, художественные).

При реализации программы используются современные образовательные технологии (технология деятельностного подхода, технология личностно-ориентированного обучения, технология проблемного обучения), а также  электронное обучение посредством комплексной автоматизированной информационной системы, информационно-образовательных проектов «ЯКласс», «Российская электронная школа», дистанционные образовательные технологии.

Согласно базисному учебному  плану ОУ РФ на изучение предмета в 3 классе отводится - 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели). 

СТРУКТУРА ПРЕДМЕТА

        Россия – Родина моя (5 часов)

        Мелодия – душа музыки. Природа и музыка. «Виват, Россия!». Кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский». Опера «Иван Сусанин».

        День, полный событий (5 часов)

        Утро. Портрет в музыке. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. «Вечер». Стили композиторов (П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев, М. П. Мусоргский, Э. Григ).

        О России петь – что стремиться в храм (4 часа)

        Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся». Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!». Вербное воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской.

        Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа)

        «Настрою гусли на старинный лад…». Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе. «Лель, мой Лель…». Звучащие картины. «Прощание с масленицей».

        В музыкальном театре (6 часов)

        Опера «Руслан и Людмила» (М. И. Глинка). Увертюра. Опера «Орфей и Эвридика» (К. В Глюк). Опера «Снегурочка» (Н. А. Римский-Корсаков). В заповедном лесу. «Океан – море синее» (Н. А. Римский-Корсаков, опера-былина «Садко»). Балет «Спящая красавица» (П. И. Чайковский). В современных ритмах.

        В концертном зале (6 часов)

        Музыкальное состязание. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Музыкальные инструменты (скрипка). Сюита «Пер Гюнт» (Э. Григ). «Героическая» (Л. В. Бетховен. Симфония №3). Мир Бетховена.  

        Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (4 часа)

        «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки. «Люблю я грусть твоих просторов» (Г. Свиридов). Мир Прокофьева. Певцы родной природы (Э. Григ, П. И. Чайковский). Прославим радость на земле (В. А. Моцарт). Радость к солнцу нас зовёт.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

        Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

        Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

        Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

        Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

        Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

Описание места учебного предмета в учебном плане

        Согласно базисному (образовательному) плану образовательного учреждения на изучение музыки в 3 классе начальной школы выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

        Освоение музыкальной культуры мира, приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры - народному и профессиональному музыкальному творчеству (от русской музыки к музыке других народов); формирование духовно-нравственных, культурно-исторических, семейных ценностей, воспитание любви к духовному наследию и мировоззрению, воспитание патриотических чувств, активизация творческого мышления и воображения.

Личностные, метапредметные и предметные результаты осваения конкретного учебного предмета

        В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, народ, историю России, укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
  • наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир;
  • формирование личностного смысла постижения искусства;
  • позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей;
  • продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач, уважительное отношение к иному мнению;
  • уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Предметные результаты:

  • устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
  • развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как о способе выражения духовных переживаний человека;
  • общее понятие о значении музыки в жизни человека;
  • элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности;
  • использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
  • готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
  • участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.

Метапредметные результаты:

  • наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
  • ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона и др.;
  • овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
  • применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);
  • планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;
  • участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
  • умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Результаты освоения учебного предмета

В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:

  • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
  • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
  • соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
  • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
  • оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Результаты освоения предмета к концу 3 класса обучающиеся должны уметь:

  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
  • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
  • проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  • эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
  •  передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема раздела: «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ» 

1 четверть - 9 часов

Урок 1. Мелодия - душа музыки! Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души.

Урок 2. Природа и музыка (романс). Звучащие картины. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.

Урок 3. «Виват, Россия!» (кант), «Наша слава – русская держава!». Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Урок 4. Кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Урок 5. Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».  

Тема раздела: «ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ» - 5 часов

Урок 6. Утро. П. И. Чайковский «Утренняя молитва».  Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П. Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».

Урок 7. Портрет в музыке. «В каждой интонации спрятан человек». Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.

Урок 8, 9. «В детской». Игры и игрушки. Детская тема в произведениях М. П. Мусоргского. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М. П. Мусоргского.

2 четверть - 7 часов

Урок 10. «Вечер». Обобщение музыкальных впечатлений. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского).

Тема раздела: «О РОССИИ ПЕТЬ – ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ» - 4 часа

Урок 11, 12. Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!» Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!». Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

Урок 13. Вербное воскресенье. Вербочки. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.

Урок 14. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.

Тема раздела: «ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО!» - 4 часа

Урок 15, 16. «Настрою гусли на старинный лад…» (былины). Былина о Садко и Морском царе. Певцы русской старины (Баян, Садко). Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Жанр былины.

3 четверть - 10 часов

Урок 17. «Лель, мой Лель…» Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).     

Урок 18. Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». Русские народные праздники: проводы зимы, встреча весны.  Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н. Римского-Корсакова.

Тема раздела: «В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ» - 6 часов

Урок 19. Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила».

Урок 20. Опера К. В. Глюка «Орфей и Эвридика». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К. Глюка «Орфей и Эвридика».

Урок 21, 22. Опера Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Опера Н. А. Римского-Корсакова «Садко», «Океан – море синее». Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».

Урок 23. Балет П. И. Чайковского «Спящая красавица». Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст.

Урок 24. В современных ритмах (мюзиклы). Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.

Тема раздела: «В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ» - 6 часов

Урок 25. Музыкальное состязание (концерт). Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.

Урок 26. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности флейты.

4 четверть – 8 часов

Урок 27. Музыкальные инструменты (скрипка). Музыкальные инструменты. Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.

Урок 28. Сюита Э. Грига «Пер Гюнт». Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».   

Урок 29, 30. «Героическая» (симфония). Мир Л. В. Бетховена. Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

Тема раздела: «ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ» - 4 часа

Урок 31. «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.

Урок 32. «Люблю я грусть твоих просторов» Г. Свиридов. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.

Урок 33. Певцы родной природы (Э.Григ, П. И. Чайковский). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Выразительность и изобразительность в музыке. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского.

Урок 34. Прославим радость на земле! Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Композитор – исполнитель – слушатель.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Воспитательные задачи в рамках модуля «Школьный урок»

Теория

Практика

Тема раздела: «Россия-Родина Моя»

1

Мелодия – душа музыки!

1

1

- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации

2

Природа и музыка (романс). Звучащие картины.

1

1

3

«Виват, Россия!» (кант), «Наша слава- русская держава!»

1

1

4

Кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский».

1

1

5

Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин».

1

1

Тема раздела: «День, Полный Событий»

6

Утро. П. И. Чайковский «Утренняя молитва».

1

1

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми

7

Портрет в музыке. «В каждой интонации спрятан человек».

1

1

8

«В детской». Игры и игрушки.

1

1

9

Детская тема в произведениях М. П. Мусоргского.

1

1

10

«Вечер». Обобщение музыкальных впечатлений.

1

1

Тема раздела: «О России Петь – Что Стремиться В Храм»

11-12

Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся». Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»

2

2

- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации

13

Вербное воскресенье. Вербочки.

1

1

14

Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.

1

1

Тема раздела: «Гори, Гори Ясно, Чтобы Не Погасло!»

15

«Настрою гусли на старинный лад...» (былины). Былина о Садко и Морском царе.

1

1

- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока

16

Певцы русской старины (Баян, Садко).

1

1

17

«Лель, мой Лель…». Образы былинных сказителей.

1

1

18

Звучащие картины «Прощание с масленицей». Русские народные праздники: проводы зимы, встреча весны.

1

1

Тема раздела: «В Музыкальном Театре»

19

Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

1

1

- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

-  привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения

20

Опера К. В. Глюка «Орфей и Эвридика».

1

1

21

Опера Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

1

1

22

Опера Н. А. Римского-Корсакова «Садко». Вступление к опере «Садко», «Океан – море синее».

1

1

23

Балет П. И. Чайковского «Спящая красавица».

1

1

24

В современных ритмах (мюзиклы).

1

1

Тема раздела: «В Концертном Зале»

25

Музыкальное состязание (концерт).

1

1

- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности

26

Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.

1

1

27

Музыкальные инструменты (скрипка).

1

1

28

Сюита Э. Грига «Пер Гюнт».

1

1

29

«Героическая» (симфония). Мир Л. В. Бетховена.

1

1

30

Мир Л. В. Бетховена.

1

1

Тема раздела «Чтоб Музыкантом Быть, Так Надобно Уменье…»

31

«Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки.

1

1

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе

32

«Люблю я грусть твоих просторов». Г. Свиридов.

1

1

33

Певцы родной природы (Э. Григ, П. И. Чайковский).

1

1

34

Прославим радость на земле!

1

1

Итого

34

32

2

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Тема

Кол-

во

часов

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные

Метапредметные

Личностные

Тема раздела: «Россия – Родина Моя»

1.

 Мелодия-душа музыки!

1 час

Узнают понятие: мелодия и аккомпанемент.

Научатся воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, эмоционально выражать своё отношение к музыкальным произведениям, слушать музыкальное произведение, выделять выразительные и изобразительные интонации.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя, понимать цель выполняемых действий, вносить коррективы в свою работу.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задачи; осуществлять поиск необходимой информации; различать звучание отдельных инструментов.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника.

Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкального произведения.

2.

 Природа и музыка (романс). Звучащие картины.

1 час

Узнают понятия: романс, певец, солист, исполнитель.

Научатся интонационно осмысленно исполнять романсы, сравнивать романсы с песнями, петь мелодии с ориентацией на нотную запись; называть изученные произведения; выполнять настроение и чувства человека, выражение в музыке, эмоционально выражать своё отношение к музыкальным произведениям.

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, вносить коррективы в свою работу, анализировать результаты собственной и коллективной работы.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; проявлять интерес к музыке, сравнивать музыкальные образы, фразы, выразительность интонаций.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, стремиться к пониманию позиции другого человека.

Представлять образ Родины, историческое прошлое, культурное наследие России.

3.

3Н.

«Виват, Россия!» (кант),

 «Наша слава-русская держава!»

1 час

Узнают понятия: кант, песенность, маршевость.

Научатся слушать и исполнять канты, воспринимать и понимать музыку разного эмоционально- образного содержания, разных жанров, включая фрагменты канта, определять трёхчастную форму кантов, отмечать патриотический характер русских народных песен; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам; ставить и выполнять цель, определять этапы выполнения задания.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; петь хором, вести диалог, слушать собеседника.

Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений.

4.

4н.

 Кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский» С.С.Прокофьев.

1 час

Узнают понятия: кантата, набат, вступление.

Научатся определять произведение, состоящее из нескольких частей, определять трёхчастную форму; исполнять движением руки партию колокола; сравнивать иконы и картины художников, раскрывать музыкальный образ, понимать замысел композитора; понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя, понимать цель выполняемых действий.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; проявлять интерес к музыке, сравнивать музыкальные и художественные образы, музыкальные фразы, выразительность интонаций, передавать состояние героев произведений.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника; исполнять музыку на воображаемых инструментах.

Проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания.

5.

5н.

Опера М. И. Глинки

 «Иван Сусанин».

1 час

Узнают понятия: опера, хоровая сцена, главный герой, певец, солист, ария, эпилог, благовест.

Научатся представлять себя в роли музыкальных героев, сравнивать музыкальные и поэтические темы, торжественно исполнять фрагмент хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки, сравнивать его с хором «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» С. С. Прокофьева.

Регулятивные:

выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам; ставить и выполнять цель, определять этапы выполнения задания.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника; выразительно исполнять музыкальные произведения.

Проявлять эмоциональное отношение к искусству, активный интерес к музыке, эстетический взгляд на мир.

Тема раздела: «День, Полный Событий»

6.

6н.

 Утро. П. И. Чайковский «Утренняя молитва».

1 час

Узнают понятия: песенность, развитие, повтор, лад, тембр.

Научатся определять жизненную основу музыкальных произведений, понимать выразительные возможности музыкальных инструментов в создании различных образов; сравнивать произведения композиторов, рисующих картину утра, поэтов и произведения художников; воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты симфонии.

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу и познавательную, составлять план и последовательность действий; использовать известные средства музыкальной выразительности.

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; усваивать особенность музыкального языка как средства создания музыкального образа.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию; узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; использовать известные средства музыкальной выразительности.

Принимать позицию слушателя (исполнителя) музыкальных произведений, владеть навыками оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности.

7.

7н.

Портрет в музыке.

«В каждой интонации спрятан человек».

1 час

Узнают понятия: выразительность, изобразительность, контраст, скороговорка.

Научатся сравнивать музыкальные темы и образы героев симфонической сказки, балета и песни; размышлять о характере музыки, о чувствах, настроении, которые в ней выражены, о различии и связи контрастных музыкальных тем; дирижировать и передавать движениями рук характер музыки (полётность, взволнованность, динамические нарастания, устремлённость к кульминации).

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, составлять план и последовательность действий; использовать известные средства музыкальной выразительности

Познавательные: ставить вопросы, формулировать проблемы; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, слушать собеседника; рассказывать о содержании произведения, отвечать на вопросы, задавать уточняющие вопросы, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Проявлять устойчивое положительное отношение к урокам музыки.

8.

8Н.

 «В детской».

 Игры и игрушки.

1 час

Узнают понятия: мелодия, речитатив, соло, интонационная выразительность, аккомпанемент, солист, песенность, танцевальность, маршевость.

Научатся проводить интонационно – образный и сравнительный анализ на примере музыкальных произведений М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, опеределять песенность, танцевальность и маршевость в музыке.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять этапы выполнения заданий; различать танцевальные, маршевые, песенные интонации, ритмы.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, формулировать познавательную цель; понимать содержание произведения.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе, проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.

Проявлять познавательный интерес к музыкальным занятиям.

9.

9Н.

Детская тема в произведениях М. П. Мусоргского.

1 час

Узнают понятия: сюита, музыкальная живопись.

Научатся называть музыкальные картины, находить ответы на поставленные вопросы, размышлять о музыкальных образах, определять средства музыкальной выразительности, которые использовал композитор для создания музыкальных иллюстраций на примере музыки «Тюильрийский сад» и «Лиможский рынок» М. П. Мусоргского.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, выполнять музыкально-творческие задания; ставить и реализовывать цель.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять поиск необходимой информации, использовать информацию для решения задач.

Коммуникативные: обсуждать вопросы перед принятием решения, участвовать в коллективном обсуждении, высказывать собственное суждение о музыке, выслушивать мнения друг друга.

Понимать чувства других людей

и сопереживать им.

10.

10Н.

«Вечер». Обобщение музыкальных впечатлений.

1 час

Узнают понятия: мелодия, аккомпанемент, вступление, интонация.

Научатся находить сходство и различие музыкальных пьес, живописных и литературных произведений, отмечать понравившиеся поэтические строки; выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения, в том числе с дирижированием; узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов.

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, понимать важность планирования работы, решать творческие задачи, вносить коррективы в свою работу.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; различать и сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний, сравнивать особенности воплощения разными композиторами музыкального образа.

Коммуникативные: ставить вопросы, учитывать настроения других людей, их эмоциональное восприятие музыки, участвовать в коллективном обсуждении.

Понимать значение музыкальных занятий как способа

эмоциональной разгрузки.

Тема раздела: «О России Петь – Что Стремиться В Храм»

Тема раздела: «О России Петь – Что Стремиться В Храм»

11-12.

11-12Н.

Радуйся, Мария!

«Богородице Дево,

радуйся».

Древнейшая

песнь материнства.

«Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама!»

2 часа

Узнают понятия: храм, икона, церковная музыка, песнопения, тропарь.

Научатся сопоставлять музыкальные и художественные образы И. С. Баха, Ф. Шуберта и Рафаэля, С. Рахманинова и В. Васнецова, иконы и тропарь Владимирской иконе Божией Матери, В. Гаврилина, К. Петрова-Водкина, О. Ренуара; подбирать слова, которые передают чувства при слушании музыки, просмотра картины, чтении стихотворений, посвящённых Богоматери (А. Фет, Данте, А. Пушкин, М. Волошин).

Регулятивные: понимать цель выполняемых действий, адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы; выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам; выражать в словесной форме образный смысл и общий замысел произведений.

Познавательные: осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий; свободно ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию; понимать

содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке; понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Понимать связь между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора.

13.

13Н.

Вербное воскресенье. Вербочки.

1 час

Узнают понятия: народные песнопения, церковные песнопения, величания, рок-опера.

Научатся выразительно исполнять песни А. Гречанинова и Р. Глиэра «Вербочки», находить в них самое яркое звучание; дирижировать воображаемой пальмовой ветвью хором из рок - оперы э. л. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда»; эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

Регулятивные: соотносить свои действия с поставленной целью; оценивать музыкальные образы людей.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации на страницах учебника; характеризовать музыкальные произведения, понимать композицию музыкального произведения.

Коммуникативные: выслушивать мнения и идеи одноклассников, использовать их в дальнейшей деятельности; участвовать в коллективном музицировании, выразительно исполнять музыкальные произведения.

Понимать и проявлять сочувствие к переживаниям персонажей музыкальных произведений.

14.

14н.

Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.

1 час

Узнают имена русских святых княгини Ольги, князя Владимира, их «житие» и дела на благо Родины.

Научатся проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки на примере «Величания князю Владимиру и княгине Ольге», «Баллады О князе Владимире», понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека; приводить примеры известных музыкальных жанров,

форм, обнаруживать сходство и различия произведений религиозного искусства.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, в том числе музыкально-исполнительскую, выбирать действия в соответствии с поставленной целью.

Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей действительности; характеризовать музыкальные произведения, понимать композицию, форму музыкального произведения.

Коммуникативные: рассказывать о содержании прослушанного произведения, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителем, быть терпимым к чужому мнению.

Демонстрировать позицию активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений.

Тема раздела: «Гори, Гори Ясно, Чтобы Не Погасло»

15.

15н.

«Настрою

гусли на старинный лад ...» (былины). Былина о Садко и Морском царе.

1 час

Узнают понятия: былина, фольклор, песня в народном стиле, певец-сказитель.

Научатся называть народный инструмент гусли, выразительно исполнять мелодию былины «То не белая берёза к земле клонится», сравнивать с песенными лирическими мелодиями в народном стиле; ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора; слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, узнавать народные мелодии в творчестве композиторов.

Регулятивные: формировать замысел и реализовывать его в исполнении, выполнять музыкально- творческие задания по заданным правилам, вносить коррективы в свою работу; понимать важность планирования работы, адекватно оценивать правильность выполнения задания.

Познавательные: использовать общие приёмы решения исполнительской задачи; осуществлять поиск необходимой информации; отмечать характер народных песен, устанавливать взаимосвязь между музыкой и другими видами искусства.

Коммуникативные: 

координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; договариваться и приходить к общему решению, работая в группе.

Проявлять познавательный интерес к музыкальным занятиям.

16.

16Н.

Певцы русской старины (Баян, Садко).

1 час

Узнают понятия: былинный напев, наигрыш, распевы.

Научатся исполнять мелодии песен Баяна и Садко, былинного напева, импровизировать в игре на воображаемых гуслях; слышать характерные на- родные интонации, ритмы, тембры, приёмы игры на примере музыки из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила» и оперы-былины Н. Римского-Корсакова «Садко».

Регулятивные: самостоятельно ставить цель в предстоящей творческой работе.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, используя справочный материал; сравнивать музыкальные образы разных композиторов с образами

народной музыки. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе, принимать мнение, отличное от своей точки зрения.

Иметь представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье.

17.

17Н.

«Лель, мой Лель…». Образы былинных сказителей.

1 час

Узнают понятия: песня, куплет, женский голос меццо-сопрано; музыкальные инструменты: кларнет, литавры. 

Научатся сравнивать песню Леля из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» с народными напевами; выразительно исполнять мелодию песни Леля «Туча со громом сговаривалась»; определять приёмы развития музыки (повтор, контраст).

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации на страницах учебника; характеризовать музыкальные произведения, понимать композицию музыкального произведения.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, выслушивать мнения и идеи одноклассников, использовать их в дальнейшей деятельности; участвовать в коллективном музицировании.

Понимать чувства других людей и сопереживать им.

18.

18н.

Звучащие картины «Прощание с Масленицей». Русские народные праздники: проводы зимы, встреча весны.

1 час

Узнают историю возникновения народного праздника Масленица, познакомятся с обрядом прощания с Масленицей.

Научатся выразительно исполнять обрядовые песни, заклички, забавы, мелодии из сцены масленичного гулянья из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, находить музыкальный контраст, сопоставлять мелодии; вслушиваться в «музыку» картин Б. Кустодиева, находить на них приметы Масленицы; узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; проявлять творческие способности, воображение.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, выполнять музыкально-творческие задания; адекватно оценивать правильность выполнения задания.

Познавательные: использовать общие приёмы решения исполнительской задачи; осуществлять поиск необходимой информации; соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, участвовать в коллективном обсуждении, музицировании; работать в паре, группе; выразительно исполнять музыкальные произведения.

Представлять образ Родины,

историческое прошлое, культурное наследие России.

Тема раздела: «В Музыкальном Театре»

19.

19н.

Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

1 час

Узнают понятия: ария, каватина, баритон, сопрано, бас, рондо, контраст, увертюра, симфонический оркестр.

Научатся сравнивать музыкальные и поэтические образы героев оперы М. Глинки и поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила», выразительно исполнять мелодии арий, темы главных героев оперы; называть средства

музыкальной выразительности; имитировать жесты дирижёра оркестра; узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов, узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; различать звучание музыкальных инструментов и певческих голосов; эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

Регулятивные: планировать учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, планировать действия по устранению недостатков, оценивать музыкальные образы персонажей оперы; выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам; ориентироваться на нотную запись в учебнике, использовать приём свободного дирижирования; делиться на группы: дирижёр и оркестр.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации; проявлять интерес к музыке, сравнивать музыкальные образы (фразы, выразительность интонаций).

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, общаться внутри группы; выбирать речевые формы, оценивать качество исполнения, слушать собеседника, рассказывать о прослушанном музыкальном произведении; отвечать на вопросы, задавать уточняющие вопросы, договариваться, находить общее решение при работе в группе.

Проявлять устойчивое положительное отношение к урокам музыки.

20.

20н.

 Опера К. В. Глюка

«Орфей и Эвридика».

1 час

Узнают понятия: опера, музыкальный театр, музыкальный диалог, хор, солист, миф, лира.

Научатся слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем музыкальными средствами, сопоставлять и сравнивать характеры действующих лиц оперы; передавать настроения музыки, подмечать контрасты музыкальных тем, воплощающих образы добра и зла; узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов.

Регулятивные: планировать действия, выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам, оценивать музыкальные образы персонажей оперы.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; называть, какие средства музыкальной выразительности используются для передачи контраста в музыке; характеризовать разных персонажей, определять характеры действующих лиц оперы.

Коммуникативные: рассказывать о прослушанном музыкальном произведении, отвечать на вопросы, задавать вопросы об уточнении непонятного; работать в группе, договариваться, находить общее решение, выслушивать друг друга, быть терпимыми к другим мнениям.

Принимать позициюслушателя (исполнителя) музыкальных произведений, владеть навыками оценки и самооценки музыкально- творческой деятельности.

21.

21н.

Опера Н. А.  Римского-Корсакова «Снегурочка».

1 час

Узнают понятия: сцена из оперы, ария, сопрано, шествие, каватина, тенор.

Научатся слушать и исполнять мелодии арии Снегурочки «С подружками по ягоды ходить», «Люблю и таю»; определять тембры инструментов симфонического оркестра, душевное состояние главных персонажей оперы, отмечать интонационно- образный характер; участвовать в разыгрывании сцен из оперы, передавать на музыкальных инструментах шуточный характер «Пляски скоморохов», исполнять заключительную песню в характере радостного и светлого гимна.

Регулятивные: осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности; выполнять действия в опоре на заданный учителем ориентир; эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров.

Познавательные: формулировать замысел, использовать и реализовывать его в исполнении (драматизации и пластическом интонировании); передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; учитывать эмоциональное восприятие музыки других учащихся, понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке.

Проявлять эмоциональную

отзывчивость на музыкальные

произведения различного образного содержания.

22.

22Н.

Опера Н. А. Римского-Корсакова «Садко». Вступление

к опере

«Садко»,

«Океан -

море синее».

1 час

Узнают понятия: опера, интонация, развитие,

трёхчастная форма.

Научатся слушать и исполнять музыку, создавать музыкально- пластические композиции; называть произведения и автора (опера «Садко» Н.  Римского-Корсакова, картина художника В. Ермолаевой «Море»), средства музыкальной выразительности, определять трёхчастную форму; следить за развитием темы в музыке.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: ставить новые задач сотрудничестве с учителем, выбирать способы решения исполнительской задачи.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного

выполнения; выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства.

Понимать значение музыкальных занятий как способа эмоциональной разгрузки.

23.

23Н.

 Балет П. И. Чайковского «Спящая красавица».

1 час

Узнают понятия: контрастные образы, сцена из балета, интонация, развитие.

Научатся соотносить исполнение музыки с собственными жизненными впечатлениями, слушать и исполнять музыку, создавать музыкально-пластические композиции; называть наименования и автора балета (балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского), сравнивать музыкальные темы и передавать их в движении; участвовать в инсценировании сцен из балета.

Регулятивные: анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям.

Познавательные: формировать замысел и использовать, и реализовывать его в исполнении: драматизации и пластическом интонировании.

Коммуникативные: рассказывать о содержании прослушанного музыкального произведения, о композиторе; задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и музыкально-выразительным средствам; участвовать создании композиций, работать в паре, группе.

Понимать

связь между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора.

24.

24н.

 В современных ритмах (мюзиклы).

1 час

Узнают понятия: сцена из мюзикла, современные интонации и ритмы, развитие.

Научатся слушать и исполнять музыкальные темы из спектаклей «Волк и семеро козлят» оперы М. Коваля и «Волк и семеро козлят на новый лад» мюзикла А. Рыбникова; выразительно исполнять песню о звукоряде из мюзикла Р. Роджерса «Звуки музыки»; участвовать в театрализованных композициях.

Регулятивные: планировать действия, выполнять музыкально- творческие задания по заданным правилам; оценивать музыкальные образы персонажей оперы

и мюзикла.

Познавательные: формировать замысел и использовать, и реализовывать его в исполнении: драматизации и пластическом интонировании.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, общаться внутри группы, выбирать речевые формы; оценивать качество исполнения.

Понимать и проявлять сочувствие к переживаниям персонажей музыкальных произведений.

Тема раздела: «В Концертном Зале»

25.

25н.

Музыкальное состязание (концерт).

1 час

Узнаютпонятия: концертный зал, тема, тембр, партитура, инструменты.

Научатся узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности; определять жанр инструментального концерта; различать звучание музыкальных инструментов.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. 

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников; расширять свои представления о музыке и музыкантах.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью; контролировать свои действия в коллективной работе.

Демонстрировать позицию активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений.

26.

26н.

Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.

1 час

Узнают понятия: деревянные духовые инструменты, старинная и современная музыка; познакомятся с творчеством художников Ю. Лейстера, М. Врубеля.

Научатся узнавать звучание деревянных духовых инструментов, изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; петь темы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений; сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов, соотносить исполнение музыки с собственными впечатлениями.

Регулятивные: выполнять музыкально-творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем.

Познавательные: различать, сравнивать, группировать музыкальные произведения по видам и жанрам музыкального искусства (классическое, современное), музыкально-сценическим формам; создателям музыки (композиторы).

Коммуникативные: строить

продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям.

Проявлять познавательный

интерес к музыкальным занятиям.

27.

27н.

Музыкальные инструменты

(скрипка).

1 час

Узнают понятия: скрипач- виртуоз, мелодия; имена композиторов Страдивари, Гварнери, Никколо Паганини; познакомятся с музыкальными произведениями: «Мелодия» П. Чайковского, «Волшебный смычок», норвежская народная песня, «Каприс» Н. Паганини.

Научатся называть имена знаменитых скрипачей и мастеров, создавших чудесные скрипки; находить и рассказывать стихи, рассказы, петь песни о скрипке и скрипачах; участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая своё мнение в общении со сверстниками.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий.

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель; соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника; принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности, выразительно исполнять музыкальные произведения.

Иметь представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье.

28.

28н.

Сюита Э. Грига «Пер Гюнт».

1 час

Узнают понятия: сюита, тема, вариационное развитие, песенность, танцевальность, маршевость.

Научатся сравнивать разные части сюиты, находить сходство и различие, передавать словами характер музыки, музыкальные образы, выражать свои чувства на примере пьес «В пещере горного короля», «Танец Анитры», «Смерть Озе», «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач; соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке.

Понимать чувства других людей и сопереживать им.

29.

29н.

«Героическая» (симфония). Мир Л. В. Бетховена.

1 час

Узнают понятия: симфония, дирижёр, контраст, маршевость, песенность, финал, вариации, контрданс (сельский танец).

Научатся слушать музыку, анализировать произведения, сравнивать образы, созданные композитором и художниками, петь мелодии тем симфонии, дирижировать музыкой; различать мелодию и аккомпанемент, передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений.

Регулятивные: ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем, планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников; расширять свои представления о музыке и музыкантах.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, выражать своё мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства.

Понимать значение музыки в собственной жизни.

30.

30н.

 Мир Л. В. Бетховена.

1 час

Узнают понятия: песня, танец, марш, композитор, исполнитель, слушатель.

Научатся слушать и понимать музыку, сравнивать образы небольших сочинений Л. Бетховена с образами разных частей Симфонии № 3 «Героическая», проводить интонационно-образный анализ; выразительно исполнять песни хором, дирижировать музыкой на примере сочинений: «Лунная соната», «К Элизе», «Сурок».

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; выразительно исполнять музыкальные произведения.

Проявлять устойчивое положительное отношение к урокам музыки.

Тема раздела: «Чтоб Музыкантом Быть, Так Надобно Уменье…»

31.

31н.

 «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки.

1 час

Узнают понятия: музыкальный лад, тембр, краска, песенность, танцевальность, куплетная форма, импровизация, ритм, джаз-оркестр.

Научатся придумывать и исполнять музыкальное сопровождение к песням, выразительно исполнять песни о музыке композитора Й. Гайдна «Мы дружим с музыкой», современных композиторов Д. Кабалевского «Чудо- музыка», Я. Дубравина «Всюду музыка живёт»; слушать инструментальные и вокальные джазовые композиции Дж. Гершвина, Л. Армстронга, Д. Эллингтона, называть имена современных джазовых исполнителей.

Регулятивные: использовать общие приёмы решения задач, выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир; принимать и сохранять учебную, в том числе музыкально-исполнительскую задачу.

Познавательные: ставить и формулировать проблему; ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации; выбирать способы решения исполнительской задачи.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться, находить общее решение при работе в группе; проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.

Принимать позицию слушателя (исполнителя) музыкальных произведений, владеть навыками оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности.

32.

32н.

«Люблю я грусть твоих просторов». Г. Свиридов.

1 час

Узнают понятия: музыкальный лад, песенность, музыкальные иллюстрации, кантата, хор, симфонический оркестр.

Научатся слушать музыку, петь мелодии, опираясь на нотный текст, понимать основные термины и понятия музыкального искусства, особенности музыкального языка на при мере пьес: «Весна. Осень», «Тройка», «Снег идёт» Г. Свиридова; «Шествие солнца», «Утро» Э. Грига; «Рассвет на Москве-реке». М. Мусоргского.

Регулятивные: понимать смысл инструкции учителя, вносить необходимые дополнения и изменения в план, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: формулировать познавательную цель, оценивать процесс и результат действия; самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию; принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности.

Представлять образ Родины, культурное наследие России.

33.

33Н.

 Певцы родной природы (Э. Григ, П. И. Чайковский).

1 час

Узнают понятия: интонация, музыкальная речь, народная и композиторская музыка, театр, опера, балет, оркестр, дирижёр, концертный зал, изобразительность и выразительность музыки, партитура, лад.

Научатся проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, к музыкальным конкурсам и фестивалям; слушать на уроках музыкальные сочинения и называть их авторов; определять музыкальные жанры и обобщать особенности музыкального почерка композиторов.

Регулятивные: составлять план и последовательность действий, планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий; эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; передавать свои впечатления о воспринимаемых произведениях.

Коммуникативные: предлагать помощь и договариваться о распределении функций в совместной деятельности, работать в группе; выразительно исполнять музыкальные произведения.

Принимать позицию слушателя (исполнителя) музыкальных произведений; владеть навыками оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности.

34.

34Н.

 Прославим радость на Земле!

1 час

Узнают понятия: опера, симфония, песня, ода, кант, гимн.

Научатся слушать музыку, сравнивать музыкальные образы, характеры, средства музыкальной выразительности; выполнять предложенные задания, выразительно исполнять канон «Слава солнцу, слава миру!» В. А. Моцарта, «Оду к радости» Л. Бетховена, «Славься» М. Глинки, канты «Радуйся, Росско земле!» и «Орле Российский»; соотносить исполнение музыки с собственными жизненными впечатлениями.

Регулятивные: осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приёмы решения исполнительской задачи; осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: работать в группе, рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о композиторах; задавать вопросы уточняющего характера по содержанию от своей точки зрения.

Проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку для 3 класса (базовый уровень)

Рабочая программа по английскому языку для 3 класса ( УМК Кузовлева В. П.)...

Рабочая программа по английскому языку для 5 класса (базовый уровень) разработана на основе программы общего образования по иностранным языкам и учебно-методического комплекта “ English 5” В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш.Перегудова. -Москва: “Просвещение”20

областное государственное автономное образовательное учреждение общеобразовательная школа-интернат «БЕЛГОРОДСКИЙ ИНЖЕНЕРНЫЙ ЮНОШЕСКИЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ» Центр дистанционного образования детей-инвалидов...

Рабочая программа по русскому языку в 3 классе (базовый уровень)

Развивая речь ребёнка, необходимо обращать внимание на то, чтобы речь не отрывалась от мысли, была содержательной, ясной по возможности точной, чтобы за словом стояло представление или понятие. Развив...

Рабочая программа по русскому языку в 4 классе (базовый уровень)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования,...

Рабочая программа по физической культуре в 3 классе (базовый уровень)

Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохране...

Рабочая программа по физической культуре в 4 классе (базовый уровень)

Задачи физического воспитания учащихся 4 класса направлены:- на укрепление здоровья учащихся, улучшение осанки, профилактику плоскостопия, содействие гармоническому развитию, выбору устойчивости...

Рабочая программа по музыке в 3 - м классе (базовый уровень)

Курс нацелен на изучение   целостного  представления  о  мировом  музыкальном  искусстве,  постижения  произведений  золотого  фонда  ...