Рабочая программа по музыке в 3 - м классе (базовый уровень)
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему

Гайфуллина Гильсина Махмутовна

 Курс нацелен на изучение   целостного  представления  о  мировом  музыкальном  искусстве,  постижения  произведений  золотого  фонда  русской  и  зарубежной  классики,  образцов  музыкального  фольклора, духовной  музыки,  современного  музыкального  творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности  эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_35.doc266.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

               «Рассмотрено»                                                                                 «Согласовано»                                                              «Утверждено»

Руководитель МО:                                                                          Зам.директора по УВР:                                                 Директор школы:

_____/Тазиева А.Н./                                                                     ______ /ШарафутдиноваА.Р./                                               _______ /Шарафиева Г.Б./

                                                                                                                                                                                                 Приказ №     о/д от 29.08.2015г.

Протокол №1   от                                                                            «____» ___________ 2015г.                                           «____» ___________ 2015г.

«____» ___________ 2015г.

                                                       

                                                              Рабочая программа

по музыке   в 3 - м классе (базовый уровень)

       Гайфуллиной Гильсины Махмутовны

, учителя   I квалификационной   категории

муниципального бюджетного  образовательного учреждения

«Коморгузинская средняя общеобразовательная школа имени Шигабутдина Марджани»

 Атнинского муниципального  района Республики Татарстан

Ново-Юльбинский филиал

                                                     

                                                                                                          2015-2016 учебный год

                                                                                                   Пояснительная   записка

Статус рабочей программы.

Настоящая программа по музыке в 3 классе  создана на основе:

-   Законы РФ и РТ «Об образовании»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом минобрнауки России от 6 октября 2009г.№373, зарегистрирован 22 декабря 2009года, регистрационный номер 17785);
  • Письма министерства образования и науки РТ от 29.08.2011 №9282/11  “Об учебных планах для 1-2 классов школ РТ, реализующих в 2011-2012 учебном году основные образовательные программы начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО” 4 модель;  

  -   Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2011. с опорой на допущенную Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы  Челышева Т.В., Кузнецова В.В.;

  -   Приказа МО и Н РТ от 9 июля 2012 года №4154/12  «Об утверждении базисного учебного плана на 2012-2013 учебный год для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования» ,

    - Учебного плана МБОУ  «Коморгузинская средняя общеобразовательная школа имени Шигабутдина Марджани» Атнинского муниципального района Республики Татарстан на 2015 – 2016 учебный год (рассмотрен на педагогическом совете (Протокол №1, от 28 августа 2015 года), утвержден приказом №69 о/д от 29.08.2015.

   -   Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях. (от 24декабря, 2010 №2080, номер19776) ;

  -  УМК «Перспективная начальная школа»

Рабочая программа рассчитана на 35 ч. в год: 1 час в неделю, на 1 учебный год.

Изучение  музыки в 3 классе направлено на  введение детей в многообразный мир музыкальной культуры,  через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  • воспитание интереса  и любви к музыкальному искусству,  художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  • освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
  •  овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

 Курс нацелен на изучение   целостного  представления  о  мировом  музыкальном  искусстве,  постижения  произведений  золотого  фонда  русской  и  зарубежной  классики,  образцов  музыкального  фольклора, духовной  музыки,  современного  музыкального  творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности  эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Требования к уровню подготовки учащихся 3класса:

К концу 3 класса обучающиеся должны уметь:

  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
  • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
  • проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
  •  продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  • эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
  •  показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
  •  передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
  •  охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;
  •  узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Учебно-тематический план

Разделы и темы

Кол-во час

В том числе:

Контрольные работы.

Россия-Родина моя.

5

1

Мелодия – душа музыки.

1

2

Природа и музыка.

1

3

Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава.

1

4

Кантата «Александр Невский».

1

5

Опера «Иван Сусанин».

1

День, полный событий.

4

6

Утро.

1

7

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

1

8

«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.

1

9

Обобщающий урок 1 четверти.

1

«О России петь – что стремиться в храм».

4

10

Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!

1

11

Древнейшая песнь материнства.  нрк. Образ матери у ненцев.

1

12

Вербное Воскресение. Вербочки. нрк. Ненецкие праздники.

1

13

Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.

1

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

3

14

Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе

1

15

Певцы русской старины. Лель.

1

16

Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок.

1

1

В музыкальном театре.

6

17

Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф.

1

18

Опера «Орфей и Эвридика».

1

19

Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.

1

20

«Океан – море синее».

1

21

Балет «Спящая красавица».

1

22

В современных ритмах (мюзикл).

1

В концертном зале.

7

23

Музыкальное состязание (концерт).

1

24

Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.

1

25

Музыкальные инструменты (скрипка).

1

26

Обобщающий урок 3 четверти.

1

27

Сюита «Пер Гюнт».

1

28

«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.

1

29

Мир Бетховена.

1

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

5

30

Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки.

1

31

 Мир Прокофьева.

1

32

Певцы родной природы. Образ природы в творчестве  татарских композиторов.

1

33

Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.

1

34

Обобщающий урок.

1

1

итого

34

2

                                 

  Содержание  программы  предмета «Музыка» 3 класс.

«Россия - Родина моя» - 5 ч.

Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Звучащие картины. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка различных произведений.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

Урок 1.  Мелодия – душа музыки.

Урок 2.  Природа и музыка.

Урок 3. Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава.

Урок 4.  Кантата «Александр Невский».

Урок 5. Опера «Иван Сусанин».

«День, полный событий» - 4 ч.

Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до вечера. Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).

Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

Урок 6. Утро.

Урок 7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

Урок 8. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.

Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти.

«О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.

Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве, икона Владимирской Богоматери — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской — княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение, сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

Урок 10. Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!

Урок  11.  Древнейшая песнь материнства.  нрк. Образ матери у ненцев.

Урок 12. Вербное Воскресение. Вербочки. нрк. Ненецкие праздники.

Урок 13. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.

 «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.

Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины.

Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

Урок 14. Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе.

Урок 15. Певцы русской старины. Лель.

Урок 16.Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок.

«В музыкальном театре» - 6 ч.

Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений школьников об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М. Глинка, К.-В. Глюк, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский). Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.

Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

Урок 17. Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф.

Урок 18. Опера «Орфей и Эвридика».

Урок 19. Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.

Урок 20. «Океан – море синее».

Урок 21. Балет «Спящая красавица».

Урок 22. В современных ритмах (мюзикл).

 «В концертном зале» - 7ч.

Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка, их выразительные возможности (И.-С. Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Звучащие картины. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

Урок 23. Музыкальное состязание (концерт).

Урок 24. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.

Урок 25. Музыкальные инструменты (скрипка).

Урок 26.  Обобщающий урок 3 четверти.

Урок 27. Сюита «Пер Гюнт».

Урок 28. «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.

Урок 29. Мир Бетховена.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5ч.

Музыка — источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации.

Джаз — искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения в джазовой музыке. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители. Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ — певцы родной природы. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

Урок 30. Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки.

Урок 31. Мир Прокофьева.

Урок 32. Певцы родной природы..

Урок 33. Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.

Урок 34. Обобщающий урок.

Примерный музыкальный материал.

Раздел 1.   Россия — Родина моя (5 ч)

Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский.

Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.

Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А. Толстого.

Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.

Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в.

Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни.

Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Раздел 2.  День, полный событий (4 ч)

Колыбельная. П. Чайковский, слова А. Майкова.

Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко.

Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева.

Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто.

Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.

Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев.

С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского.

Прогулка. Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.

Раздел 3.  О России петь — что стремиться в храм (4 ч)

Богородице Дево, радуйся. № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

Тропарь иконе Владимирской Божией Матери.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева.

Прелюдия 1 до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах.

Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В.      Шульгиной.

Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Л. Уэббер.

Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока.

Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока.

Величание князю Владимиру и княгине Ольге.

Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого.

Раздел 4.   Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 ч)

Былина о Добрыне Никитиче, обраб. Н. Римского-Корсакова.

Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина).

Песни Бояна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.

Песни Садко, хор Высота ли, высота. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Третья песня Леля; Проводы Масленицы, хор. Из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Веснянки, русские и украинские народные песни.

Раздел 5.  В музыкальном театре (6 ч)

Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.

Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Океан-море синее. Вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной.

Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.

Раздел 6.   В концертном зале (7 ч)

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). ГГ Чайковский.

Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.

Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.

Мелодия для скрипки и фортепиано. П. Чайковский.

Каприс 24 для скрипки соло. Н. Паганини.

Пер Гюнт. Сюита 1 (фрагменты); Сюита 2 (фрагменты). Э. Григ.

Симфония 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен.

Соната 14 («Лунная») (фрагменты). 1-я часть. Л. Бетховен.

Контрданс; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен.

Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского.

Волшебный смычок, норвежская народная песня.

Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова.

Раздел 7.  Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (5 ч)

Мелодия для скрипки и фортепиано. П. Чайковский.

Утро. Из сюиты «Пер Гюнт», Э. Григ.

Шествие солнцаС. Прокофьев.

Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Снег идет. Из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака.

Запевка. Г. Свиридов, стихи И. Северянина.

Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт.

Симфония 40. Финал. В.-А. Моцарт.

Симфония 9. Финал. Л. Бетховен.

Мы дружим с музыкой. И. Гайдн, русский текст П. Синявского.

Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александровой.

Всюду музыка живет. Я. Дубравин, слова В. Суслова.

Музыканты, немецкая народная песня.

Камертон, норвежская народная песня.

Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.

Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.

Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Дата

Тема урока

Тип урока

Элемент содержания

Умения и виды деятельности

специальные

общеучебные

1.

5.09

Мелодия  - душа музыки.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.    Урок-беседа. 

Көй – музыканың җаны.                              

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Музыкальные средства выразительности. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души.

  • Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
  • Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский.
  • Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.

Знать/понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации,

Уметь:  демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса.

- организация самостоятельной работы;

- соблюдение норм поведения в окружающей среде;

- воспринимать  информацию;

- оценивать  и
осмыслять резуль-таты своей  деятельности;

- умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли;

- умение отвечать на вопросы;

- работать с рисунками;

 -составлять рассказ по рисунку;

- определять общие свойств и  признаки предметов (по результатам наблю-дения, объяснений учителя);

- подбирать  ассоциативные  ряды к художественным произведениями различных видов искусства;

- владение умениями совместной деятельности:

- согласование и координация

деятельности с другими ее участниками;

 - объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

- замечать изменения, происходящие с объектом;

- выполнять творческие задания в творческой тетради;

- импровизировать на заданные тексты.

2.

12.09

Природа и музыка. Комбинированный урок. 

Традиционный.

Табигать һәм музыка.

 Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.

  • Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А, Толстого.
  • Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.
  • Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.        

Знать/понимать:  названия изученных жанров (романс), смысл понятий: солист, мелодия, аккомпанемент, лирика.

Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов,   продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

3.

19.09

Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава.

Комбинированный урок. 

Традиционный.

Ватаныбызның музыкаль традицияләре

Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

  • Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в.
  • Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни.

Знать/понимать:  названия изученных жанров (кант), смысл понятий: песенность, маршевость.  Уметь:  эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

4.

26.09

Кантата «Александр Невский».

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-презентация.

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата.

Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

  • Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.

Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; названия изученных жанров и форм музыки (кант, кантата)

Уметь: узнавать изученные произведения, называть их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; продемонстрировать знания о различных видах музыки,

5.

3.10

Опера «Иван Сусанин».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Урок –беседа.

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.  

Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин». 

  • Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов, названия изученных жанров и форм музыки (опера), смысл понятий: хоровая сцена, певец, солист, ария. Уметь: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

6.

10.10

Утро.

Урок закрепления нового материала. 

Урок-беседа.

Тирә-юнебездәге авазлар. Аларның яңгырашы

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».

  • Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
  • Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свири-денко.
  • Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева.

Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: песенность, развитие. Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей.

- самостоятельная организация учебной деятельности;

- сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;

- работать с рисунками, составлять рассказ по рисунку;

- замечать изменения, происходящие с объектом;

- выполнять творческие задания в творческой тетради;

тексты;

- выделять главную мысль.

- уметь переносить знания, умения в новую ситуацию для решения проблем.

-  Решать творческие задачи на уровне импровизаций.

- Самостоятельная организация учебной деятельности;

- сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

- Оценивать  и
осмыслять резуль-таты своей  деятельности;

7

17.10

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Урок-беседа.

Музыкада портрет. Дәрес-әңгәмә.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.

  • Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто.
  • Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.
  • Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев.

 Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов;  Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении.

8

24.10

В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Традиционный.

Музыкада «Балачак» темасы.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского.

  • С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского.
  • Прогулка; Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
  • Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.

Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации; смысл понятий: песенность , танцевальность, маршевость, музыкальная живопись. Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

9.

31.10

Обобщающий урок.

Урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся.

Тема буенча йомгаклау дәресе.

Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского).

Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся за 1 четверть.

Знать/ понимать: названия изученных произведений и их авторов.

Уметь: демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее.

10

22.11

Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Урок-беседа.

Сөен, Мария!

Дәрес-әңгәмә.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

  • Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева.
  • Прелюдия № 1 до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах.
  • Богородице Дево, радуйся, № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

 Знать/ понимать: образцы духовной музыки,  религиозные традиции.

Уметь: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять  и сравнивать характер, настроение и средства  музыкальной выразительности в музыкальных произведениях

- формирование монологической речи учащихся;

 -умение рассматривать предметы в соответствии с предложенной целью;

- выделять их признаки и свойства;

- уметь переносить знания, умения в новую ситуацию для решения проблем;

- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками;

 - объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

- замечать изменения, происходящие с объектом;

- выполнять творческие задания в творческой тетради;

- импровизировать на заданные тексты.

11

29.11

Древнейшая песнь материнства. нрк. Образ матери у татар. Татарларда ана образы.Комбинированный урок.

Традиционный.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

  • Тропарь Владимирской иконе Божией Матери.

 Знать/ понимать: образцы духовной музыки,  религиозные традиции.

Уметь: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении.

12

6.12

Вербное Воскресение. Вербочки.

нрк. Татарские праздники.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Традиционный.

Татар бәйрәмнәре.

Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.

  • Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.
  • Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Э.-Л. Уэббер.
  • Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока; Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока.

 Знать/ понимать: образцы духовной музыки, народные  музыкальные традиции родного края,  религиозные традиции.

Уметь:  демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

13

13.12

Святые земли Русской. Княгиня Ольга и  князь Владимир.

Комбинированный урок.

Традиционный.

Русиянең изге җирләре.

Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.

  • Величание князю Владимиру и княгине Ольге;
  • Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого

Знать/ понимать: смысл понятий: величание, молитва; Уметь: демонстрировать знания о различных видах музыки;

определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

14

20.12

Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе

Комбинированный урок.

Традиционный.

Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Былины.

  • Былина о Добрыне Никитиче. Обработка. Н. А. Римского-Корсакова.
  • Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина).
  • Песни Садко; хор «Высота ли, высота». Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Знать/ понимать: различные виды музыки (былина), музыкальные инструменты (гусли); былинный напев, распевы.

Уметь: проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов  (гусли); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

- работать с рисунками,;

- составлять рассказ по рисунку;

- выполнять творческие задания в творческой тетради;

- формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, класси-фикация).

- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками;

 - объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

- пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы по тексту;

- определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок;

- оценивание своих учебных достижений.

15

27.12

Певцы русской старины. Лель.

Комбинированный урок.

Традиционный.

Музыкальный и поэтический фольклор России.

Народная и профессиональная музыка.

Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).

  • Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.

Знать/ понимать: изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов,   смысл понятий: певец – сказитель, меццо-сопрано.

Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах; воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы.

16

17.01

.Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок.

Урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся.

Урок-викторина.

Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского  композитора  Н.Римского-Корсакова.

  • Третья песня Леля; хор «Проводы Масленицы». Из пролога к опере «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
  • Веснянки. Русские, украинские народные песни.

 Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий: музыка в народном стиле; народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);  

Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование).

17

24.01

Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Урок- беседа.

«Руслан һәм Людмила» операсы

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса.

Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила».

  • Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.

 Знать/понимать: названия изучаемых жанров  и форм музыки (рондо), названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария, каватина, увертюра

Уметь: демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах (баритон, сопрано, бас); передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей.Знать и понимать названия изученных жанров и форм музыки.

- уметь переносить знания,;

- умения в новую ситуацию для решения проблем;

 - подбирать  ассоциативные  ряды к художественным произведениями различных видов искусства;

- самостоятельная организация учебной деятельности;

- сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях

- уметь переносить знания, умения в новую ситуацию для решения проблем;

- выполнять творческие задания в творческой тетради;

- формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, класси-фикация);

- формирование монологической речи учащихся;

 - умение рассматривать предметы в соответствии с предложенной целью;

-  выделять их признаки и свойства.

18

31.01

Опера «Орфей и Эвридика».

Урок  обобщения и систематизации знаний.

Урок-беседа.

«Орфей һәм Эвридика» операсы

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика».

  • Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк.

 Знать/понимать: названия изучаемых жанров,  смысл понятий – хор, солист, опера, контраст; названия изученных произведений и их авторов. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей

19

7.02

  Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.

Комбинированный урок. Традиционный.

Табигатьнең тылсымлы баласы.

«Снегурочка» операсы

Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. . Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».

  • Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Знать  названия изученных жанров и форм музыки песня, романс, вокализ, сюита.

Уметь выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности. Высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах.

20

14.02

 «Океан – море синее».

Комбинированный урок.

Традиционный.

«Океан- зәңгәр диңгез”

Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст.

  • Океан — море синее. Вступление к опере «Садко». И. Римский-Корсаков.

Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки; смысл понятий: ария, каватина, тенор, зерно-интонация, развитие, трехчастная форма.Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей

21

21.02

Балет «Спящая красавица».

Комбинированный урок.

Традиционный.

«Спящая красавица».

балеты

Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

  • Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Знать/понимать: контрастные образы, балет, развитие.

Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей;

исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение).

22

28.02

В современных ритмах (мюзикл).

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Традиционный.

Замана ритмнары.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.

  • Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной.
  • Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.

 Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки, названия изученных произведений и их авторов. Уметь: охотно участвовать в кол-лективной творческой деятельности при воп-лощении различных музыкальных образов; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса.

23

7.03

Музыкальное состязание (концерт).

Комбинированный урок.

Традиционный.

Музыкаль ярыш.

Различные виды музыки: инструментальная.  Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.

  • Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). П. Чайковский.
  • «Веснянка»-укр. народная песня.

 Знать/ понимать: смысл понятий: композитор – исполнитель – слушатель вариационное развитие. 

Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.

- работать с учебным текстом;

- делать простые выводы;

- участие в диалоге;

- поиск необходимой информации в словарях;

- подбирать  ассоциативные  ряды к художественным произведениями различных видов искусства.

- подбирать  ассоциативные  ряды к художественным произведениями различных видов искусства;

- работать с учебным текстом;

- делать простые выводы;

-участие в диалоге;

- формирование учебного сотруд-ничества;

- поиск необходимой информации в словарях;

- анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации,музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии;

- импровизировать на заданные тексты.

24

14.03

Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.

Комбинированный урок.

Урок-лекция.

Музыкаль инструментлар(флейта).

Музыкальные инструменты.

Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Выразительные возможности флейты.

  • Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.-В. Глюк.
  • Волшебный смычок, норвежская народная песня;
  •  Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова.

 Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Уметь:  демонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта); продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

25

21.03

Музыкальные инструменты (скрипка).

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-беседа.

Музыкаль инструментлар

(скрипка)

Музыкальные инструменты.

Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.

  • «Волшебный смычок» - норвежская народная песня
  • Мелодия. П. Чайковский.
  • Каприс № 24. Н. Паганини.

Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; смысл понятий: скрипач, виртуоз. Уметь: демонстрировать знания о музыкальных инструментах (скрипка); эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.

26

4.04

Урок изучения и закрепления новых знаний. Урок-викторина

Үткәннәрне кабатлау..

Дәрес-викторина

Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование  на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся за 3 четверть.

  • Музыкальные фрагменты из опер, балетов, мюзиклов;
  • Исполнение песен.

Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Уметь: демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;  продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах.

27

11.04

. Сюита «Пер Гюнт».

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Традиционный.

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».

  • Пер Гюнт; Сюита № 1 (фрагменты);
  • Сюита № 2 (фрагменты). Э. Григ.

Знать/понимать: смысл понятий: вариационное развитие, сюита, тема, контрастные образы.

Уметь:  передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей,

- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения.

28

18.04

.«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-лекция.

Симфония

Симфония.  Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений.  Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

  • Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен.
  • Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского.

 Знать/понимать:  продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, Уметь:  эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

29

25.04

Мир Бетховена.

Комбинированный урок.

Традиционный.

Бетховен дөньясы.

Симфония.  Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений.

  • Соната № 14 («Лунная»). 1-я часть (фрагмент). Л. Бетховен.
  • Контрданс; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен.

 Знать/понимать:

демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, Уметь:  эмоциона-льно откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

30

16.05

Чудо музыка. Острый ритм – джаза.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Урок-беседа.

Кискен ритм – джаз.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель.

Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.

  • Мелодия. П. Чайковский.
  • Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова; Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.

Знать/ понимать: творчество отечественных и зарубежных композиторов, знакомство с джазовой музыкой, ее специфические особенности, известных джазовых исполнителей. Детские музыкальные коллективы и театры.

Уметь:  узнавать изученные произведения, называть имена авторов, использовать приобретенные знания и умения для передачи музыкальных впечатлений.

- анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии;

- умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,

устно описывать объект наблюдения,

владение способами контроля и оценки деятельности;

- подбирать  ассоциативные  ряды к художественным произведениями различных видов искусства;

- умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

- устно описывать объект наблюдения;

- владение способами контроля и оценки деятельности;

- аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.

31

16.05

Мир Прокофьева.

Урок закрепления знаний.

Урок - беседа.

Прокофьев дөньясы

Тест

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.

  • Шествие солнца. С. Прокофьев.
  • Мелодия. П. Чайковский.
  • Г.Свиридов «Весна», «Тройка», «Снег идет»;

 Знать и  понимать смысл понятий: «композитор» -  «исполнитель» - «слушатель»;

названия изученных произведений и их авторов и  исполнителей;

Проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;  называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.

32-33

23.05

23.05

Певцы родной природы.

  Образ природы в творчестве татарских композиторов.

Комбинированный урок.

Традиционный.

Татар композиторлары иҗатында табигать образы.    

Җирдәге шатлыкны данлыйк.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского.

  • Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
  • Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
  • Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака.
  • Запевка. Т. Свиридов, стихи И. Северянина.

 Знать и понимать  выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов

34

23.05

.Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.

Урок- беседа.

Җирдәге шатлыкны данлыйк.

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник вдохновения и радости.

  • Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт.
  • Симфония № 40. Финал. В.-А. Моцарт.
  • Симфония № 9. Финал. Л. Бетховен.
  • Мы дружим с музыкой. И. Гайдн, русский текст П. Синявского;;

Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

Список научно-методического обеспечения.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»

2. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

3. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

4. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по надомному обучению по математике (базовый уровень) 4 класс

Рабочая программа по надомному обучению  по  математике (базовый уровень) 4 класс...

Рабочая программа по английскому языку 2 класс (базовый уровень) по УМК Rainbow English (О.В. Афанасьева, И.В. Михеева)

Рабочая программа по английскому языку 2 класс (базовый уровент) по УМК Rainbow English (О.В. Афанасьева, И.В. Михеева)...

Рабочая учебная программа по немецкому языку 4 класс (базовый уровень)

РУП составлена по ФГОС. Календарно-тематическое планирование содержит характеристику основных видов деятельности учащихся(УУД)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА», 3 класс (базовый уровень), УМК " Школа России"

Рабочая программа для 3 класса по математике  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, УМК «Школа России», авторской программы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «МАТЕМАТИКА», 4 класс, базовый уровень

Рабочая учебная программа по предмету «Математика» для 4 класса разработана на основе примерной программы по математике в соответствии с  Федеральным  государственным образовател...

Рабочая программа по математике для 2 класса (базовый уровень)

Программа составлена к УМК "Школа России", расчитана на 136 часов ( 4 часа в неделю)....

Рабочая программа по технологии для 2 класса (базовый уровень)

Рабочая программа  по технологии по УМК "Школа России" расчитана на 34 учебных часа. К учебнику Роговцевой Н.И., Анащенковой С В....