«Методы и формы работы с музыкально-одаренными и отстающими в музыкальном развитии учащимися»
консультация по музыке (1, 2, 3, 4 класс)

Бейникова Елена Владимировна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_formy_raboty_s_muzykalno-odarennymi.docx35.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Методы и формы работы с музыкально-одаренными

и отстающими в музыкальном развитии учащимися»

автор – Бейникова Елена Владимировна

Главный постулат музыкальной педагогики в мире – учиться музыке не для того, чтобы быть музыкантом, а для того, чтобы везде, во всех сферах деятельности успешным.

Современная модернизация российского образования ставит перед собой главную задачу – воспитание саморазвивающейся творчески продуктивной личности ребенка. Важной движущей силой для реализации данной задачи является школьное музыкальное образование. Разностороннее саморазвитие личности посредством музыки – одна из основных задач учителя музыки. Занятия музыкальной деятельностью результативно способствуют решению задач не только собственно музыкального воспитания личности, но формированию также и общих способностей школьника, становлению его индивидуальности.

На всех периодах музыкальное искусство выступает как особая форма духовно-практической деятельности, в ходе которой совершается эмоционально-ценностное самоопределение ученика.

Способности у учащихся общеобразовательной школы разные, поэтому учителю музыки необходимо обращать внимание как на музыкально-одарённых детей, так и на детей с низким уровнем музыкального развития, учитывать особенности каждого ребенка, применять в своей работе разнообразные методы и формы работы.

  1. Работа с музыкально-одарёнными детьми.

При работе с музыкально-одарёнными детьми  следует иметь в виду, что, под музыкальной одаренностью исследователи понимают, вслед за
Б.М. Тепловым, качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью. Ядром одарённости является музыкальность, которая проявляется во всех видах музыкальной деятельности и отражает имеющийся у ребенка неординарный уровень развития всех музыкальных способностей [1, с. 42].

Музыкально-одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе. Такие дети эмоциональны и восприимчивы к музыке и не только. Не менее важным является высокая степень проявления у них таких общих способностей, как воображение, ассоциативность мышления, превышающих обычный уровень концентрации внимания, других волевых особенностей личности и т.д.

Своеобразие личности музыкально-одаренных детей связано и со спецификой их мотивационной сферы, в том числе с наличием ярко выраженной эйфории, вдохновения, экстаза. Эти проявления характеризуются стремлением к переживанию состояния поглощенности музыкальной деятельностью, ярко выраженной увлеченности, полной погруженности в нее, получения удовольствия от самого процесса занятия музыкой. Радость, испытываемая в это время ребенком, сопровождается концентрацией всех его сил, способностью эмоционально погрузиться в захватившую его музыку [1, с. 42-43].

При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений, как на уроке музыки, так и во внеурочной деятельности. Наблюдение может быть непрерывным, изо дня в день, а может быть и эпизодическим. Преимущество наблюдения и в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей. Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии.

Итак, одарённые дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством остальных своих сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;
  • испытывают радость от музыкальной, творческой деятельности;
  • для их характера свойственна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определённом этапе могут быть проявлены не все признаки одарённости.

Положительные качества:

  • открытость, неуемное любопытство, высокая продуктивность мышления, упорство в достижении результатов, принципиальность;
  • хорошо развитая речь и высокая концентрация внимания на интересующем деле;
  • богатая фантазия и легкость ассоциирования;
  • способность к прогнозированию.

Но при этом у них проявляются и отрицательные качества:

  • неспособность встать на точку зрения другого, формальный подход к учебе, если ему неинтересно;
  • иногда отставание в физическом развитии;
  • стремление всегда быть правым в споре.

В отечественной практике музыкального образования накоплен огромный опыт развития музыкально-одаренных детей [1, с. 42-43].

На что же должен обратить внимание педагог при работе с музыкально-одарёнными детьми?

Прежде всего, надо постараться создать на уроке благоприятную музыкальную атмосферу взаимопонимания, необходим психологический подход к каждому ученику, в зависимости от его характера и музыкальных наклонностей. Во время общения на уроках и внеурочной деятельности, педагогу необходимо постоянно стимулировать ребёнка к творчеству во всех его проявлениях. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.

Развитие способностей, таланта личности во многом зависит от содержания образования, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, эффективности используемых педагогами образовательных технологий. Работа с одарёнными детьми не может исходить их стихийно возникающего опыта, она должна иметь в своей основе целенаправленные действия.

Работа с одарёнными детьми должна строиться на следующих принципах:

  • принципе дифференциации и индивидуализации обучения, высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одарённого ребёнка;
  • принципе максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
  • принципе обеспечения свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг;
  • принципе возрастания роли внеурочной деятельности для одарённых детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в школьном научном обществе;
  • принципе усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с обучающимися;
  • принципе создания условий для совместной работы обучающихся при минимальной роли педагога.

А умение проводить диагностику и тестирование одарённых обучающихся, работа с диагностическими и развивающими программами помогут учителю музыки при планировании работы с талантливыми детьми.

Какие же формы и методы работы с музыкально-одаренными учащимися можно использовать в своей работе учителю музыки?

Методы работы: На уроках музыки в школе возможны различные методы для развития музыкальных способностей. Например, методы наблюдения за музыкой; сопереживания; моделирования художественного творческого процесса; интонационно стилевого постижения музыки, метод сравнения, наглядный, словесный, наглядно-слуховой, метод эмоционального обобщения, проблемного обучения (исследовательский, частично-поисковый, проблемное изложение), проективный, художественно-практический метод, применять интерактивные методы и т.д. [2].

Учителю для развития одарённостей необходимо использовать индивидуализацию и дифференциацию обучения. При этом предоставив возможность ученикам самостоятельно работать в группах при минимальном участии учителя.

Применяя технологию компетентностно-ориентированного обучения, для раскрытия музыкальной одарённости учеников, можно широко использовать как в учебном процессе, так и во внеурочное время метод проектов. Использование данного метода даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей.

Метод проектов на уроках музыки можно применять непосредственно в урочной деятельности. Так, например, ребята, слушая музыку, превращаются в художников (рисуют музыку), поэтов (сочиняют стихотворения) и анализаторов музыки (по эмоциональному словарю Ражникова подбирают слова, характеризующие музыку).

Каждый учащийся делает то задание, которое ему больше нравится. После окончания прослушивания музыки, ребята собираются в группы художников, поэтов, анализаторов и перед всем классом предоставляют свой проект. Получается интересная дискуссия с анализом музыки, различными иллюстрациями и чтением собственных  стихотворений. Естественно, одарённые ребята могут наиболее ярко применить здесь свой природный талант, так как, слушая музыку, делают различные мозговые операции: сочиняют, рисуют, думают, размышляют.

Одарённые дети часто проявляют стремление к открытиям, активному умственному труду, творческим поискам, что можно с успехом применять в исследовательской деятельности.

Одарённые ребята, могут участвовать в написании исследовательской работы (Н-р, готовить вопросы для своих одноклассников, а затем задавать их на уроках музыки, прослушивать  фрагменты музыкальных произведений, проводить обработку анкет, делать выводы в своём исследовании, выступить на научно-практической конференции в школе и т.п.).

Особое место в работе с одарёнными детьми занимают исследовательские работы по краеведению музыкального, художественного искусства своего родного края. Новое в содержании краеведения в области музыки, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, в подходах ребят к исследованиям, к оценке изучаемых событий можно представить в виде докладов, выступлений на семинарах, конференциях различного уровня [3].

Таким образом, исследовательская работа  способствует развитию у учащихся уверенности в себе, целеустремлённости, активности, трудолюбию, коммуникабельности, креативности, здравомыслию и других качеств личности ребёнка, способствующих достижению успеха в жизни.

Развитию учащихся способствуют и применяемые учителем формы организации музыкального обучения. Основной формой является урок. Важным является его структурирование. Не отвергая традиционного метода построения урока, необходимо применять и нетрадиционные формы:

  • урок формирования новых знаний;
  • урок-исследование;
  • урок-путешествие;
  • урок-концерт;
  • урок-семинар;
  • урок – ролевая игра;
  • уроки проверки знаний (тесты, викторины);
  • театрализованные представления и игры.

В уроки необходимо включать различные виды музыкальной деятельности [2].

Также можно использовать следующие формы работы с музыкально-одаренными детьми:

  • классно-урочная (работа в парах, в малых группах);
  • разноуровневые задания (работа на уроке с более сложными заданиями);
  • творческие задания;
  • консультирование по возникшей проблеме;
  • дискуссии, игры;
  • написание докладов, рефератов, творческих работ, эссе;
  • творческие мастерские;
  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
  • факультативы и кружки по интересам;
  • работа над проектами по различной тематике и их защита;
  • исторические исследования в области искусства;
  • участие обучающихся в школьных научных сообществах, научно-практических конфепенциях;
  • участие обучающихся в олимпиадах и конкурсах различных уровней;
  • сотрудничество с другими школами.

Все методы и формы, применяемые на уроке музыки и во внеурочное время, помогут учителю активизировать позитивную мотивацию учеников к учению, музыкально-одаренным учащимся – формировать активное восприятие музыки, творческую активность, обогащать их знания и опыт.

В работе с каждым учеником необходимо оценивать как положительные, так и отрицательные стороны его личности, его отношения к музыке, его исполнительские качества. Одаренный ребенок – это не всегда «блестящий» ребенок. По мнению К.Г. Юнга, «одаренный ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна шалостей; он – нерадивый, халатный, невнимательный, озорной, своенравный». В своей практике мы часто сталкиваемся с такими детьми, но если найти к ним правильный подход, то можно достичь в развитии их способностей больших успехов. Часто у таких детей возникают конфликтные ситуации с учителями, однако вскоре, они успокаиваются и доказывают своими поступками, что они «намного лучше, чем о них думают». Они всегда готовы помочь организовать любое мероприятие и принять в нём активное участие. Выходя на сцену выступать (к примеру, исполнять песню сольно или танцевать), такие дети раскрывают все свои таланты.

Педагогу необходимо выстраивать индивидуальную траекторию творческого развития каждого ребенка. Большое значение при работе с одаренными детьми имеет воспитательная работа. Она должна быть направлена на формирование такой личности, которая станет «воспитателем» собственных способностей.

  1. Работа с отстающими в музыкальном развитии учащимися

Особой проблемой для учителя музыки  представляет работа с учащимися, имеющими низкий уровень развития: эмоциональной отзывчивости, слуха, координации между слухом и голосом и т.д. [1, с. 43].

Это дети с хроническими заболеваниями, с ослабленным здоровьем, с различными нервными нарушениями, дети с ОВЗ. Растет процент детей повышенной двигательной активностью, нервной возбудимостью, различными нарушениями координации, особенной слабостью процессов торможения, дефектами развития речи. Среди таких детей все более увеличивается и процент учащихся со слабой координацией голоса и слуха (так называемых гудошников). Как известно, такие дети быстро утомляются, их внимание более рассеянное, им трудно сосредоточиться.

Все вышесказанное существенно затрудняет работу педагога-музыканта, нарушая слаженный ритм коллективной работы, требуя от него виртуозного владения сочетанием коллективной, групповой и индивидуальной форм работы на музыкальных занятиях [4].

Для работы с такими учащимися нужна полноценная программа по коррекции и устранению пробелов в знаниях. Необходим план и график индивидуальных занятий.

При подготовке к урокам и на самих занятиях немаловажно стабильно направлять внимание на слабые места в подготовке каждого учащегося и в зависимости от этого подбирать соответствующий учебный материал и средства для достижения поставленных целей. В занятия важно вводить элементы познавательные и игровые. Это значительно активизирует у детей интерес к урокам музыки, к познанию искусства и средств его выражения.

Активируя деятельность учащихся, не следует беспокоиться и опекать их, приучать к механическому выполнению указаний учителя. Безмерная забота, злоупотребление стандартами не формируют у них творческой инициативности и активности, а развивают безразличие, равнодушие и пассивность. Ученики не ощущают заинтересованности, радости творчества, увлечения и интереса к выполнению задания.

Следует всячески пробуждать детей проявлять самостоятельность, использовать свои умения, не ожидая указаний к каждому действию. Надо доверять детям действовать самостоятельно.

С отстающими учениками необходимы кроме групповых занятий индивидуальные занятия. На групповых занятиях отстающих трудно контролировать, на ходу исправлять допущенные ими ошибки.

Музыкальное воспитание является сильнейшим средством формирования познавательного интереса у детей. Формы, методы и приемы работы, с помощью которых учитель приобщает детей к музыке, должны быть направлены на пробуждение и развитие творческой активности учащихся, воспитание в них способности эмоционально отзываться на музыку и эстетически переживать ее содержание.

Активизации процесса музыкального воспитания и обучения детей, отстающих в музыкальном развитии, способствуют система методов и приемов, включающая методы развивающего, проблемного, игрового обучения, импровизацию, метод «музыкального рассказа», метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений, методы систематического и целенаправленного развития вокально-хоровых, слушательских, певческих, двигательных навыков, выработка правильного дыхания, активной артикуляции, ритмического слуха и др.

Также для работы с отстающими учащимися необходимо использовать формы работы, обуславливающие успешное формирование знаний и музыкально-творческих способностей:

  • урок-путешествие;
  • урок-концерт;
  • урок-встреча;
  • урок-викторина;
  • урок-сказка, инсценировка;
  • импровизация, игры;
  • групповая и парная форма работы (работа в парах в урочное и в неурочное время: сильный-слабый, слабоуспевающих учеников прикрепить к сильным);
  • работа по выбору, интересу;
  • различные дифференцированные тематические карточки;
  • разноуровневые задания (карточки), где для многих заданий  даются указания, пошаговые инструкции;
  • консультирование по возникшей проблеме;
  • тесты для тематического контроля и обучающие (тестирование позволяет провести широкий и глубокий контроль знаний, выявить общую картину и дает возможность для дальнейшей индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися);
  • при организации домашней работы подбор специальных заданий, подробный инструктаж, карточек-консультаций;
  • учет объёма домашних заданий, чтобы не допустить перегрузки школьников.

Таким образом, музыкальное воспитание учащихся отстающими в музыкальном развитии предполагает использование личностно-ориентированного, дифференцированного подходов в обучении, результатом которых является формирование в различной степени осознанного ценностного отношения к музыке, проявляющееся в потребности заниматься музыкой, позволяет активизировать познавательную, эмоционально-оценочную и творческую деятельность учащихся.

В работе с детьми, отстающими в музыкальном развитии, необходимо целенаправленное педагогическое руководство, стимулирующее творческие проявления учащихся и предполагающее сотворчество учителя и учащихся на уроке музыки.

Необходимо способствовать формированию позитивного мышления, направленного на успех, поддерживать у ученика уверенность в своих силах и в свои возможности; ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны и выполнимы, где он может проявить инициативу и заслужить признание одноклассников, учителя, тем самым у детей, отстающих в музыкальном развитии, появляется сильная мотивация, чтобы ликвидировать свои пробелы в знаниях.

Данные приемы, методы, формы работы позволяют: раскрыть у детей свои способности; приобрести уверенность в себе; совершенствовать свои коммуникативные навыки; возможность формировать у учащихся творческое мышление, формировать опыт взаимодействия в коллективе.

Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую, творчески-одарённую личность.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
  2. https://music-9-sch9.edusev.ru/articles/
  3. http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/
  4. http://www.rumvi.com/products/ebook/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме "Формы организации воспитательной работы по гражданско- патриотическому и духовно- нравственному развитию учащихся.

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Формы организации воспитательной работы по гражданско-патриотическому и духовно- нравственному развитию учащихся (из опыта работы)...

Формы работы над формированием вычислительных навыков как средство развития познавательной активности учащихся

Данный материал будет очень полезен на уроках математики в начальных классах при формировании у учащихся вычислительных навыков....

Методы и формы работы с родителями в курсе ОРКСЭ

Методы и формы работы с родителями в курсе ОРКСЭ...

Методы и формы работы как средство формирования УУД

Какие методы и формы мы применяем на уроках в рамках ФГОС НОО...

Методы, приемы, формы работы при формирование УУД на уроках литературного чтения в начальной школе.

В данном файле представлена разработка выступления на педагогическом совете, посвященном теме формирования УУД в урочное и внеурочное время. Презентация содержит как теоретический материал, так и прак...

Презентация "Методы и формы работы с одарёнными детьми"

Презентация "Методы и формы работы с одарёнными детьми"...

Использование и внедрение методов и форм работы по выявлению, обучению, развитию, воспитанию и поддержки одарённых детей (из опыта работы)

Каждый учитель знает, с каким трудом усваивают дети таблицу умножения. Как ускорить и облегчить процесс запоминания? Что сделать, чтобы на нас работал, великий волшебник – интерес? Ведь перед на...