«Великий колокольный звон»
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Оксана Владимировна Ломинская

Тема урока: «Великий колокольный звон»

Цель: раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа. Познакомить учащихся с видами колокольного звона, с историей возникновения колоколов.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с особенностями звукоизвлечения и разнообразием колокольных звонов; сформировать первоначальные знания о колоколах и истории их возникновения на Руси; закрепить полученные знания и подготовить учащихся к разговору о колокольных звонах в композиторской музыке.

Метапредметные: формировать умение различать колокольные звоны; способствовать развитию целостного музыкального мышления на основе сотворческого восприятия их в самостоятельном опыте; развивать творческие способности через организацию разных видов музыкальной деятельности.

Личностные: выражать свое отношение, чувства, эмоции  к прослушанному музыкальному произведению, аргументируя личностными ощущениями; опираться на собственные предпочтения и свой личностный субъективный опыт, на свои интересы, склонности, устремления, индивидуально значимые ценности и учиться максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать, что говорит учитель.

Формируемые УУД:

Коммуникативные: задают вопросы, формулируют собственное мнение и позицию, участвуют в коллективном обсуждении, выразительно исполняют музыкальные произведения.

Регулятивные: выполняют учебные действия в качестве слушателя, художника и исполнителя, выполняют музыкально-творческие задания, оценивают правильность выполнения задания;

Познавательные: используют общие примеры решения исполнительской задачи, осуществляют поиск необходимой информации, соотносят иллюстративные материал и основное содержание музыкального, поэтического сочинения;

Оборудование: учебник по музыке 2 класс, презентация

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2_klasskolokolnyy_zvon.docx23.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок № 10    Дата____________________2-А Учитель: Ломинская О. В.

                  Дата____________________2-Б Учитель: Ломинская О. В.

Тема урока: «Великий колокольный звон»

Цель: раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа. Познакомить учащихся с видами колокольного звона, с историей возникновения колоколов.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с особенностями звукоизвлечения и разнообразием колокольных звонов; сформировать первоначальные знания о колоколах и истории их возникновения на Руси; закрепить полученные знания и подготовить учащихся к разговору о колокольных звонах в композиторской музыке.

Метапредметные: формировать умение различать колокольные звоны; способствовать развитию целостного музыкального мышления на основе сотворческого восприятия их в самостоятельном опыте; развивать творческие способности через организацию разных видов музыкальной деятельности.

Личностные: выражать свое отношение, чувства, эмоции  к прослушанному музыкальному произведению, аргументируя личностными ощущениями; опираться на собственные предпочтения и свой личностный субъективный опыт, на свои интересы, склонности, устремления, индивидуально значимые ценности и учиться максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать, что говорит учитель.

Формируемые УУД:

Коммуникативные: задают вопросы, формулируют собственное мнение и позицию, участвуют в коллективном обсуждении, выразительно исполняют музыкальные произведения.

Регулятивные: выполняют учебные действия в качестве слушателя, художника и исполнителя, выполняют музыкально-творческие задания, оценивают правильность выполнения задания;

Познавательные: используют общие примеры решения исполнительской задачи, осуществляют поиск необходимой информации, соотносят иллюстративные материал и основное содержание музыкального, поэтического сочинения;

Оборудование: учебник по музыке 2 класс, презентация

Ход урока:

I.        Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Перекличка. Эмоциональный настрой и физиологическое воздействие музыкального звука.

II.        Актуализация опорных знаний.

Когда ты слышишь звон колоколов,

Душа вдруг замирает бесконечно.

И в этот миг о тяжести оков

Не думаешь, а думаешь о Вечном.

По капельке вливается в тебя

Душевная живительная влага.

И хочется обнять весь мир, любя,

И раствориться в нем, другим во благо!

– Так о чем мы с вами будем говорить на уроке?

III.        Мотивационно-целевой этап

Мы будем говорить на уроке о колокольном звоне.

Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Молодцы. Мне осталось лишь добавить одно слово – «Великий колокольный звон».

Сегодня на уроке мы будем говорить о звоне колоколов, колокольчиков и выяснять, когда появился колокольный звон, где его можно услышать, а также поговорим о его разновидностях и о том, какое место он занимал и занимает в жизни человека. Мы сегодня научимся различать виды колокольного звона и отличать их друг от друга.

IV.        Работа по теме:

По преданию, в IV веке монах заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав, он прилег на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку. (Звучит колокольчик). Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок. Какой?

Колокольчик

И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив его из металла.

Изготовление и употребление колоколов относится к глубокой древности. Колокола были известны евреям, египтянам, римлянам. Известны колокола были в Японии и Китае.

В споре о происхождении колокола ряд ученых считает его родиной Китай, откуда колокол по Великому шелковому пути мог прийти в Европу. Доказательства: именно в Китае появилось первое бронзовое литье, и там же были найдены самые древние колокольчики 23 - 11 веков до н.э. размером 4,5 - 6 см и более. Пользовались ими по-разному: вешали на пояс одежды или шею лошадям или другим животным как амулеты (отгонять злых духов), применяли на военной службе, в храме для богослужений.

Первое летописное упоминание о колоколах на Руси, относится к 988 г. И к XVI веку колокола уже звучали по всей стране.

 Русские мастера изобрели новый способ звона - языковый (когда раскачивается язык колокола, а не сам колокол, как было в Западной Европе), это позволило отливать колокола очень больших размеров. Также при отливании колокола в медь стали добавлять серебро, отчего звучание стало новым – серебристым.

Особое место среди всех в мире колоколов, занимает "Царь колокол". Начиная с XVI в. этот колокол переливался несколько раз. Каждый раз к его первоначальному весу прибавляли дополнительно металл. В итоге общий вес его составил 201 т 924 кг. Высота колокола 6 м 14 см, диаметр 6 м 60 см.  До весны 1735 г. колокол находился в литейной яме. 29 мая в Москве случился большой пожар, известный под названием "Троицкого". Пожаром были охвачены и кремлевские здания. Загорелись деревянные постройки над литейной ямой. При тушении огня от сильного перепада температур колокол дал 11 трещин, от него откололся кусок весом 11,5 т. Колокол стал негоден к применению. Почти 100 лет колокол находился в земле. Неоднократно его хотели перелить. Лишь в 1834 г. колокол подняли из земли и 4 августа установили на гранитный пьедестал под колокольней.

Физминутка

У колоколов, как у людей, есть свои имена, своя судьба. Их даже одушевляли, сравнивали с человеком. Смотрите, как он устроен: тулово, ухо и язык. И его голос, как у человека – поет и в нем есть душа.

Существует несколько видов колокольных звонов. С некоторыми мы сегодня познакомимся и будем учиться различать, вслушиваясь в их звучание.

Вслушайтесь в строчки поэтического текста С.Есенина, они вам помогут узнать вид колокольного звона.

Читаем стихотворение С.Есенина «Колокол дремавший…»

Колокол дремавший разбудил поля,

Улыбнулась солнцу сонная земля.

Понеслись удары к синим небесам,

Звонко раздается голос по лесам.

Скрылась за рекою бледная луна.

Звонко побежала резвая волна.

Тихая долина отгоняет сон,

Где-то за рекою Благовеста звон.

О каком колокольном звоне идет речь в стихотворении?

В стихотворении идет речь о звоне –  Благовест.

Благовест – название этого звона происходит от двух слов «Благая весть».

Что означают эти слова?

Радостная, добрая новость.

Благо = добро, радость, праздник

Вест = весть – добрая весть.

Благовест оповещает о хороших новостях, о победе над врагом, о празднике, о торжественном событии. Звучит при помощи одиночных редких ударов в один колокол. Послушайте колокольный звон Благовест и определите его характер.

Слушание:  Колокольный звон «Благовест»

Какой характер колокольного звона «Благовест»?

Характер полетности, радости, светлый звон.

Повторное слушание: Колокольный  звон «Благовест».

Сейчас прозвучит еще один вид колокольного звона. Послушайте и определите характер его звучания.

Слушание: Колокольный  звон  «Набат»

Какой характер звучания этого звона?

Колокольный звон передает характер тревоги, волнения.

О чем оповещает этот звон?

Оповещает о горе, беде, страданиях.

Этот колокольный звон называется Набат – вид колокольного звона, который представляет собой тревожные сигналы о бедствии (о пожаре, о нападении врага). Звучит при помощи частых ударов в один колокол.

Повторное слушание: Колокольный звон «Набат»

И еще один вид колокольного звона, с которым мы сегодня познакомимся. Давайте послушаем, как звучит этот вид колокольного звона, и  какой характер этого звона.

Слушание: Колокольный звон «Трезвон»

Какой характер звучания этого звона?

Колокольный звон передает характер радости, праздника, звучит звонко.

А чем отличается этот звон от  Благовеста и Набата?

В этом колокольном звоне много колоколов разных тембров звонят одновременно.

Какое настроение передает этот звон?

Настроение праздника, радости.

Этот колокольный звон называется Трезвон – самый сложный вид колокольного звона – звонят во все колокола, которые мы можем услышать во время радостных событий и праздников.

Повторное слушание: Колокольный  звон  «Трезвон»

В народе по особому, с любовью и гордостью относились к колоколам – что даже давали им имена – Сысой, Георгий, Гавриил, Лебедь, Медведь, Царь-колокол. Названия деталей колокола тоже звучат по-человечески: плечо, ушко, язык. Колокола умеют говорить.

Да и судьба колокола, что судьба человеческая – колокола подвергались наказанию: их били кнутом, зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык. Говорят, что один колокол испугал коня царя Ивана Грозного и тот велел отрубить колоколу уши.

Ребята, как называется дом, в котором живут колокола.

Этот дом называется колокольня.

Еще у этого здания есть второе название – ЗВОННИЦА. Почему его так называют?

Колокола звонят! Мы слышим колокольные звоны.

А кто руководит этим чудным ансамблем колоколов?

Мы знаем, что музыканта, играющего на пианино называют – пианист,

На скрипке – скрипач,

На гуслях – гусляр,

На колоколах – звонарь.

Итак, мы сегодня познакомились с колокольными звонами. Колокольные звоны – голос Родины, народа, подлинное духовное творчество. Колокола – сама жизнь, история, часть музыкальной культуры России.

Колокольные звоны плывут над Россией,

Разгоняя все беды, над раздольем летят.

Колокольного звона не сыщешь красивей,

Об истории русской звоны те говорят!

V Вокально – хоровая работа.

VI Рефлексия и подведение итогов урока.

А теперь давайте подведем итоги нашего урока:

С каким инструментом мы сегодня познакомились? Когда он появился? Самый большой колокол в России? Виды звучания колокола?

Дети: Колокол. В 9 веке. Царь колокол, Набат, трезвон, благовест.

 Повторение и закрепление пройденного материала.

Домашнее задание: Рисунок колокола придумать ему свое название.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великий колокольный звон

Презентация  "Великий колокольный звон" к уроку музыки для 2 класса  по программе Е. Д. Критской....

Разработка урока во 2 классе "Великий колокольный звон"

Колокольный звон служил мерилом праведности и добра: «голос чище звона», «слава что звон» Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. В этом мы можем убедиться в стихах классиков...

Технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме "Великий колокольный звон"

Технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме " Великий колокольный звон", из раздела " О России - петь что стремиться в храм", по программе " Музыка" авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Ш...

"Великий колокольный звон"

Конспект урока по музыке во втором классе по программе Сергеевой Г.П.,Критской Е.Д. ,презентация с текстом к слайдам...

" Великий колокольный звон"

Внеклассное занятие для учащихся 2 класса...

Конспект урока 2 класса на тему "Великий колокольный звон"

Рассказ детям про великий колокольный звон....

Интегрированный урок по музыке и ИЗО во 2 классе. Тема "Великий колокольный звон"

Технологическая карта урока музыки во 2 классе. II четверть. Раздел: «О России петь – что стремиться в храм». Тема: «Великий колокольный звон».Программа: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С....