Музыкальная деятельность обучающихся 2 класса в урочной деятельности как средство формирования творческой активности
материал по музыке (2 класс)

Яровая Александра Дмитриевна

Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания. Важную роль музыка играет в развитии младших школьников, так как (наряду с другими видами искусства) организует познание ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственного отношения к жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yarovaya_a._kursovaya_rabota._gr._7961.docx110.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Факультет психологии

Кафедра педагогики и педагогических технологий

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Педагогика начального образования»

На тему: «Музыкальная деятельность обучающихся 2 класса в

урочной деятельности как средство формирования творческой активности»

Направление подготовки: 44.03.01 «Педагогическое образование»

Профиль «начальное образование»      

Выполнил(а):

Студент 3 курса

Группа: 7861(заочная форма)

Яровая Александра Дмитриевна

Научный руководитель:

канд. пед. . наук, доцент

 Барышников Евгений Николаевич

Санкт-Петербург

2021

Содержание

ВВЕДЕНИЕ        3

Глава 1 Теоретические основы формирования творческой активности обучающихся 2 класса средствами музыкальной деятельности        6

1.2. Психолого-педагогические особенности развития обучающихся 2 класса        6

1.2. Теоретические аспекты формирования творческой активности обучающихся начальных классов        10

1.3. Влияние музыки на формирование творческой активности младших школьников        15

Выводы по главе 1        21

Глава 2 Практическая работа по формированию творческой активности у обучающихся 2 класса средствами музыкальной деятельности        23

2.1. Исследование уровня сформированности творческой активности у обучающихся 2 класса        23

2.2. Педагогическая работа по формированию творческой активности у обучающихся 2 класса средствами музыкальной деятельности. Разработка конспектов уроков.        28

2.3. Выявление эффективности педагогической работы по формированию творческой активности у обучающихся 2 класса средствами музыкальной деятельности.        43

Выводы по главе 2        45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ        48

Приложение 1        50


ВВЕДЕНИЕ

Среди факторов формирования творческой активности младших школьников в системе общего образования особое место занимает музыка. Посредством музыки происходит формирование сильной, творческой, жизнеспособной личности, она «позволяет полнее ощутить ценность жизни, почувствовать её пульс, течение: она облагораживает внутренний мир личности».

Уровень музыкальной культуры подрастающего поколения в настоящее время во многом зависит от решения проблем эстетического воспитания и образования. Недооценка роли музыкальной культуры в формировании личности в годы застоя породила дисгармонию в формировании духовного мира людей, отрицательно сказалась на развитии эмоциональной сферы.

Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания. Важную роль музыка играет в развитии младших школьников, так как (наряду с другими видами искусства) организует познание ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственного отношения к жизни.

        Проблема формирования творчески активной личности в наше время остро стоит перед обществом. Активный человек способен оказывать влияние на развитие окружающей среды, на развитие самого себя, своей деятельности, а через это и своих способностей, возможностей. Возрастить творчески активную личность непросто, а младший школьный возраст наиболее благоприятный период для закладывания основ её формирования.         Тему нашего исследования можно считать актуальной, так как согласно ФГОС НОО младшим школьникам необходимо создавать условия для получения ими опыта в той или иной творческой деятельности. Соответственно, творческую активность младших школьников необходимо формировать в течении обучения их в начальных классах. Это необходимо для развития многих психических процессов обучающихся.  

        Цель нашей работы: изучение теоретических аспектов формирования творческой активности младших школьников посредством музыкальной деятельности и разработка двух интегрированных уроков с использованием в процессе их проведения музыкально-слушательской и музыкально-исполнительской деятельности.

        Объектом исследования будет являться процесс формирования творческой активности обучающихся 2 класса, а предметом – организация музыкальной деятельности у обучающихся 2 класса с целью формирования творческой активности.

Гипотеза исследования:

Мы полагаем, что музыкальная деятельность способствует формированию творческой активности, если:

1. музыкальные произведения будут отвечать теме и содержанию уроков и способствовать достижению цели урока;

2. музыкальная деятельность будет использована в процессе проведения уроков с учётом возрастных особенностей обучающихся 2 класса;

3. будут подобраны музыкальные произведения разных жанров для музыкально-слушательской и музыкально-исполнительской деятельности на уроках.

 В соответствии с поставленной целью и с выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1.    изучить возрастные особенности обучающихся 2 класса;

2. изучить теоретические аспекты формирования творческой активности младших школьников;

3. изучить степень влияния музыки на формирование творческой активности младших школьников;

4. рассмотреть виды музыкальной деятельности, которые возможно использовать на уроках у обучающихся 2 класса;

5. разработать и апробировать два интегрированных урока с использованием определённых музыкальных произведений, направленных на формирование творческой активности обучающихся 2 класса.

        Полученные в ходе исследования данные позволят проанализировать динамику формирования творческой активности обучающихся 2 класса средствами музыкальной деятельности и уточнить содержание, формы и методы музыкальной деятельности, которые целесообразно использовать для формирования творческой активности обучающихся 2 класса.        

         


Глава 1 Теоретические основы формирования творческой активности обучающихся 2 класса средствами музыкальной деятельности

1.2. Психолого-педагогические особенности развития обучающихся 2 класса

Младший школьный возраст - начало активного становления новой личности.  Важнейшим институтом социализации личности является школа.

Ведущая деятельность детей 8 - 9 лет — учение, в процессе которого формируется познавательная сфера личности, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и человеческих отношениях [4]. Учёба определяет характер других видов деятельности второклассника: игровой, трудовой, общения.

Все психические познавательные процессы в младшем школьном возрасте становятся произвольными: ребёнок может проявлять волевые усилия, сосредоточивать свое внимание в течение необходимого времени; продуктивными: второклассник должен получать конечный продукт; устойчивыми: его внимание не рассеивается в течение необходимого времени [3].

Также характерна быстрая утомляемость при выполнении письменных работ. Усталость эта возникает не от умственной работы, а от неспособности ребёнка к физической саморегуляции. 

Подробнее остановимся на особенностях развития психических познавательных процессах, обучающихся 2 класса.

Восприятие очень конкретно, ситуативно. Дети воспринимают прежде всего те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается ими лучше всего. Развитость восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности и предметности [4].

У обучающихся 2 класса доминирует непроизвольное внимание, произвольное ещё не прочно. Внимание отличается небольшим объёмом, малой устойчивостью, Ребёнок может сосредоточиться на 10-20 минут. Если появляется что-то интересное, то внимание переключается. Второклассник активно реагирует на всё яркое и новое. Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое. К концу 2 класса объём и устойчивость, переключаемость и концентрация внимания возрастает.

Особенностью этого возраста является то, что у детей уменьшается объем памяти, поэтому необходимо начинать обучать их приёмам рационального запоминания (специальным мнемотехническим приемам) [12].

Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес. Большую роль в этом играет сочетание наглядного и словесного обучения.  Идёт развитие памяти в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Ребёнок хорошо запоминает сведения, факты - всё то, что чем-то мотивировано. Данный возраст является очень благоприятным для заучивания стихотворений наизусть.  

У обучающихся 2 класса воссоздающее (репродуктивное) воображение находится на двух стадиях [3]:

1 стадия охватывает начало 2 класса – воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют реальный объект (бедны деталями).

2 стадия наступает в конце 2 класса – значительно увеличивается количество признаков и свойств в образах.

У второклассников на первый план выступает потребность в общении, которая определяет развитие речи (в первую очередь устной): беседы, слушание, рассуждения, споры. Ребёнок любит слушать взрослого. Необходимо учитывать, что порог слышимости и остроты слуха ещё не достигли своих наибольших величин.

Очень важен в работе с обучающимися 2 класса аспект развития их личности.

Начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки. Авторитет взрослого ещё так велик, что нередко собственную оценку заслоняет оценка взрослого. Достаточно хорошо может оценить и предвидеть предполагаемую оценку взрослого. Прекрасно знает, когда и с кем что можно позволить. Но ребёнок этого возраста нуждается в любви и опеке. Он старается помогать взрослым и дома, а в школе – учителю. Дети этого возраста чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Ребятам 8-9 лет присуще длительное, устойчивое радостное и бодрое настроение [8].

Самооценка второклассника зависит от его успеваемости, от отношения к его успехам и неудачам его родителей и учителей, его положения в классе [9]. Ребенок в этом возрасте во всем ориентируется на оценку взрослого. Поскольку рефлексия развита в это время еще недостаточно хорошо, второклассник воспринимает школьную оценку как оценку всего себя как личности или как отношение к себе (любят его или не любят). Психологическое образование этого возраста - чувство социальной и психологической компетентности.

В конце 2 класса самооценка становится более развитой, зрелой, более структурированной, чем у первоклассников, и вместе с тем более целостной.    

Обучающиеся психологически подготовлены к ясному пониманию смысла норм и правил поведения и к их повседневному выполнению. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.

Ученики безоговорочно признают авторитет классного руководителя. Второклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и начинает приспосабливаться к системе требований сверстников при общении с ними. Дети этого возраста дружелюбны.  Им нравится быть вместе и участвовать в играх и групповой деятельности. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне [3].

Нравится заниматься изготовлением поделок, но чаще ребенок трудится лучше в начале, чем при завершении этого труда. Круг общения второклассника зависит от оценки взрослых: учителя, родителей. Он общается с теми, кого взрослые одобряют.

Анализируя психолого-педагогическую характеристику второклассников, можно сделать следующие выводы:

  • во втором классе у ребенка продолжается формирование мотивации к школе;                                                                              
  • любознательность, конкретность мышления, подвижность, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концертировать свое внимание на чем-либо – характерные черты этого возраста;                                                                                                        
  • новообразование: у второклассника продолжается закрепление внутренней позиции. Ребенок обучается самостоятельному контролю, а затем и оценке собственной деятельности (рефлексия).

1.2. Теоретические аспекты формирования творческой активности обучающихся начальных классов

Творческая учебная активность - это субъективная сторона учебного труда школьника, отражение потребностей, интересов, способностей, волевых усилий, эмоционального отношения.

Младший школьный возраст представляет собой сенситивный период для развития творческой активности, поскольку ребенок активен и любознателен по своей природе. Зачастую творческую активность приравнивают к самым разнообразным художественным видам деятельности, например, умению хорошо рисовать, писать музыку или сочинять стихи. Что называют творческой активностью на самом деле?

Определения творческих видов деятельности приводятся в психолого-педагогической литературе по изучаемому вопросу.

Познание – «...образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания» [6].

Преобразование – творческая деятельность учеников, которая является обобщением опорных знаний, служащих началом для развития и получения новых учебных и специальных знаний [3].

Создание – творческая деятельность, которая предполагает конструирование учениками образовательной продукции в изучаемых областях [18].

Творческое применение знаний – это деятельность обучающихся, которая предполагает использование учащимся своих мыслей при применении знаний в практической работе [15].

Все это позволяет определить понятие «творческая деятельность младших школьников»: плодотворная форма работы обучающихся начальной школы, которая направлена на усвоение творческого опыта познания, создания, доработок, использование в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, которая организована с поддержкой учителя [17].

Творческой активностью обучающихся называют «...комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на создание им новых образовательных продуктов» [13].

Формирование условий, который способствуют развитию творческой активности детей - это один их самых важных факторов творческого развития учеников [14]:

Первым немаловажным условием для успешного формирования творческой активности является ранее физическое развитие ребенка, к нему относят плавание, занятие гимнастикой, а также раннее ползание или хождение. После этого ранее чтение, счет, а также знакомство с разнообразными материалами и инструментами.

Вторым важнейшим условием для формирования творческой активности можно назвать создание обстановки, которая будет опережать развитие ребёнка. Кроме этого детей важно окружать средой и системой взаимоотношений, стимулирующей различную творческую работу и постепенно способствующую формированию в ребенке того, что может успешно развиваться [16].

Третье, одно из самых важных условий успешного формирования творческой активности следует из самого творческого процесса, также ему необходимо усиленное напряжение. В том случае, когда человек в своей работе достигает «потолка» своих возможностей и понемногу повышает свой потолок выше и выше, тогда способности развиваются эффективнее.

Четвертое условие успешного формирования творческой активности складывается из предоставления ребенку полной свободы к выбору работы, в смене деятельности, в продолжительности занятий каким-то делом, а также выборе способов. Залогом того, что усиленное напряжение не приведет к усталости и переутомлению, является желание ребёнка, его интерес и эмоциональный настрой.

После формирования творческого мышления происходит перестройка восприятия и памяти, а также превращение их в самостоятельные и контролируемые процессы [11]. Необходимо грамотно влиять на процесс развития, ведь принято считать мышление детей «недоразвитым» мышлением взрослого, дети при взрослении больше узнают, становятся сообразительными.

Выделение множества свойств предметов, осмысление на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами происходит благодаря системному мышлению. При системном мышлении познаются закономерности при развитии системы от прошедшего и используется по отношению к будущему.

По мнению В. Букатова, игра – это вид работы при условии ситуаций, которые направлены на восстановление и осмысление общественного опыта, где формируется и улучшается самоконтроль своего поведения [8]. Игра - метод обучения, нацеленная на передачу опыта старших младшему поколению. Данный метод применяют с древних лет.

В определение «игровые педагогические технологии» входит довольно большая группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр [3].

Признак педагогической игры заключается в грамотно поставленной цели обучения и подходящей ей педагогическим результатом. Они могут быть обоснованные, выделенные в явном виде и характеризующимся учебно- познавательной направленностью. Игровые формы занятий создаются с использованием игровых приемов и ситуаций, выступающих средством побуждения и стимулирования обучающихся к учебной деятельности.

Основа истинного искусства заключена в игре, которая опирается на веру ребенка, увлеченность, а также непосредственность восприятия выдуманных обстоятельств. К. Станиславский писал - «Вот когда вы дойдете в искусстве до правды и веры детей в их игры, тогда сможете стать великими артистами» [3].

Игровая методика должна координировать и нацеливать игру, превращать игру в искусство. Из этого следует, что необходимо пронизать «системой», элементами артистизма, все приемы, имеющие технические приемы и упражнения.

Так как игра является неформальной деятельностью, то она имеет возможность превращаться в художественную деятельность, а также формировать художественную сторону ученика, его фантазию, веру и воображение.

Чтобы научить творить ребенка должна присутствовать помощь учителя и взрослых. После такой помощи обучающиеся должны научиться [9]:

– удивляться всему, словно видит все впервые. Необходимо удивляться всему: всем вещам, предметам, явлениям жизни или же всему живому. Нужно прочувствовать, что на свете все чудо, ведь в мире нет ничего не чудесного. Именно поэтому просто необходимо каждый день заниматься с ребенком.         

В современной педагогике уже нет сомнений, что творчеству учить возможно. И.Я. Лернер считает, что важно найти подходящие условия для такого вида обучения [10].

Важность учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности обучающихся выделяли отечественные психологи и педагоги: Л.И. Айдарова, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, В.А. Крутецкий, Д.Б. Эльконин и др.

Такие иследователи как, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин считали, что опыт творческой деятельности есть не что иное, как самостоятельный структурный элемент содержания образования.

Он предполагает:

– перенос ранее полученных знаний на новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения,

– комбинирование ранее усвоенных способов в новые.

Можно сделать вывод, что творческая активность рассматривается сегодня как возможность обучающегося в процессе совершенствования своей деятельности, которая позволяет открывать новые возможности каждого в отдельности.

И потому, одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческой активности.


1.3. Влияние музыки на формирование творческой активности младших школьников

Большое влияние на развитие творческой активности ребенка оказывает музыка. Во вступительной статье к программе по музыке Д.Б. Кабалевский писал: «Всемирно развивая различные формы приобщения школьников к музыке, всегда надо иметь в виду, что в основе любой из этих форм лежит эмоциональное, активное восприятие музыки» [1].

Мы рассматриваем творческую активность как устойчивое интегративное качество, одновременно присущее, как и самой личности, так и её деятельности. Данное качество выражается в целенаправленном единстве потребностей, мотивов, интереса и действий, характеризуется осознанным поиском творческих ситуаций. Творческая активность предполагает теоретическое осмысление знаний и самостоятельный поиск решения проблемы.

Анализ различных подходов позволил выделить следующие показатели сформированности творческой активности учеников в процессе обучения:

  1. Высокий уровень интереса к урокам музыки.
  2. Способность к фантазированию, воображению и моделированию.
  3. Проявление догадливости, сообразительности; открытие новых для себя знаний, способов действий.
  4. Проявление радостных эмоций в процессе работы.
  5. Способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества.
  6. Стремление к оригинальности.
  7. Проявление самостоятельности в работе.
  8. Умение преодолевать возникшие трудности.

На основании этих показателей мы определили несколько уровней сформированности творческой активности детей [11]:

Низкий уровень отсутствует потребность в пополнении знаний, умений и навыков. Познавательный интерес носит занимательный характер. Дети не стремятся к самостоятельному оригинальному выполнению работ творческого характера, не проявляют высокой умственной активности, склонны к репродуктивной деятельности. От заданий на перенос знаний, умений в новые ситуации отказываются. Практически не применяют приемов самоконтроля. При возникновении трудностей у таких детей преобладают отрицательные эмоции. Они не могут и порой не желают преодолевать трудности в поисках ответа на вопрос.

Средний уровень потребность в пополнении знаний, умений и навыков проявляется редко. Познавательный интерес непостоянен, ситуативен. Дети со средним уровнем творческой активности стремятся к выполнению заданий нестандартного характера, но выполнить их самостоятельно могут редко, им необходима помощь взрослого. Они могут находить новые способы или преобразовывать известные им, предлагать свои идей, при сильной заинтересованности осуществляют новый поиск нового решения. Самостоятельно осуществлять самоконтроль не могут. Преодолевают трудности только в группе или с помощью взрослого, в случае получения искомого результата испытывают радость.

Высокий уровень стремятся постоянно удовлетворять потребность в пополнении знаний, умений и навыков, проявляют устойчивый познавательный интерес. Всегда самостоятельны в выполнении работ творческого характера. Часто предлагают оригинальные решения. Поиск ответа на нестандартные задания, как правило, завершается успешно. Дети с высоким уровнем творческой активности проявляют высокую умственную активность, у них хорошо развита способность осуществлять самоконтроль.

Такое понимание уровней творческой активности детей в обобщенном виде показывает не просто деятельностное состояние ребенка, но и связанную с ним сформированность личностных качеств, проявляемых в этой деятельности.

В музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями, составляющими ядро музыкально-творческой активности, подразумевается обычно следующие три: музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память [19].

В термин «музыкальный слух» [18] вкладывается обычно очень широкое и недостаточно определенное содержание. Музыкальный слух можно расчленить на понятие «звуковысотный слух» и «тембровый слух», так как в музыке основным носителем смысла является звуковысотное и ритмическое движение, а тембровый элемент имеет хотя и очень важное, но подчиненное значение. В число основных музыкальных способностей может входить относительный, а не абсолютный звуковысотный слух.

Музыкальную память, наряду с музыкальным слухом и чувством ритма, считать одной из основных музыкальных способностей нельзя, так как непосредственно запоминание, узнавание и воспроизведение звуковысотных и ритмических движений составляют прямые проявления музыкального слуха и чувства ритма.

Таким образом, можно выделить три основных музыкальные способности [1]:

  1. Ладовое чувство, т.е. способность различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно назвать иначе эмоциональным или перцептивным компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство образует неразрывное единство с ощущением музыкальной высоты, т.е. высоты, отчлененной от тембра. Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании ее, в чувствительности к точности интонации. Оно, наряду с чувством ритма, образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное проявление –  любовь и интерес к слушанию музыки.
  2. Способность к слуховому представлению, т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение. Эту способность можно иначе называть слуховым, или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют внутренним слухом. Эта способность образует ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.
  3. Музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В раннем возрасте музыкально ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. Это лежит в основе тех проявлений музыкальности, которые связаны с воспроизведением временного хода музыкального движения. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Проблема музыкальности прежде всего качественная, а не количественная. Установление основных музыкальных способностей дает первый подход к получению качественных характеристик области музыкальности [4]. Преобразование какой-нибудь одной или двух из этих способностей влечет за собой очень характерные качественные различия в музыкальности, особенно выпукло выступающих на первых этапах музыкального развития.

Музыкальные способности не существуют независимо друг от друга [19]. Только в результате научного анализа они различаются как отдельные способности. Не может быть одной способности при полном отсутствии других. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка. Каждая способность связана с определенной стороной музыкальной деятельности и не может существовать сама по себе, так же как не может существовать одна сторона деятельности без деятельности в целом. Следовательно, речь должна идти не о наличии одной способности при отсутствии других, а о том или другом их соотношении.

Заботясь о развитии у ребят музыкальных способностей, педагог должен знать, какие моменты являются первыми побудительными факторами привлечения внимания и интереса детей к музыке, пению, танцу и т.д. [2]

Одним из таких факторов нередко служит сильное эмоциональное переживание ребенка при восприятии музыкального произведения, которое вызывает у него потребность рассказать окружающим о том или ином явлении и показать это музыкальными средствами.

Музыкально-слуховые представления развиваются в разных видах деятельности, которые требуют различия и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, а также в игре по слуху на звуковысотных музыкальных инструментах. Она развивается также в процессе восприятия, предшествующего воспроизведению музыки [20].

Важным педагогическим выводом, следующим из исследований Б.М. Теплова, является также вывод о том, что начинать формирование звуковысотного слуха со сравнения отдельно взятых звуков неэффективно [7].

Целесообразно развивать слух в условиях лада, при слушании и воспроизведении мелодии, а не отдельных звуков, поскольку оба компонента музыкального слуха (эмоциональный и слуховой) тесно взаимосвязаны. В мелодии всегда ощущается ладовые тяготения, помогающие человеку различать звуки по высоте и воспроизводить их.

Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки, согласованность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития этих способностей [9]. Занятия ритмикой позволяют почувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении, совершенствовать чувство ритма с помощью координации движений в музыке, музыкального восприятия, а не только обучению двигательным навыкам.

Для преодоления ритмических неточностей не всегда воспроизведение ритма с помощью хлопков дает положительный результат. Ритм –неотъемлемая часть выразительности музыки, поэтому именно осознание его выразительного значения с применением образных сравнений и музыкально-дидактических игр часто имеет большой развивающий эффект [15].

Три основные способности, составляющие ядро музыкальности, необходимы для успешного выполнения всех видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнения, творчества.

Как одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку ладовое чувство проявляется не только в виде внешних эмоциональных реакций. В какой-то мере его показателем могут быть высказывания детей о прослушанной музыке, о ее характере, смене настроения [9]. Кроме того, развитие ладового чувства определяется по умению различать устойчивые и неустойчивые звуки при окончании на них мелодии, узнавать мелодию по чувствительности к точности интонации.

Мышление младшего школьника, его психологический опыт, эмоциональная, мотивационная и другие сферы личности имеют ряд существенных отличий от психики взрослого.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы.

В музыкально-педагогической практике выделяются основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкально-творческой активности [5]:

  1. музыкальный слух;
  2. чувство ритма;
  3. чувство лада.

Эти способности должны развиваться цельно, так как они тесно взаимосвязаны. Развитие одной способности влечёт за собой необходимость развития двух других.


Выводы по главе 1

        В результате проведенной работы по теоретическому изучению особенностей формирования творческой активности младших школьников средствами музыкальной деятельности можно сделать следующие выводы:

  1. Творчество является важной частью жизнедеятельности личности. Творческая активность представляет собой процесс создания нового или внесение изменений в уже существующие изобретения, что является важной частью развития личности в социуме. Однако анализ педагогической литературы, современных исследований позволили выявить ряд противоречий между требованиями социума, возможностями современной системы образования и потребностями младшего школьника и получаемыми результатами.
  2. Для того, чтобы формировать творческую деятельность средствами музыкальной деятельности, образовательному учреждению необходимы соответствующие разработки и специалисты, которые смогут по ним правильно работать. Это является противоречием: творчески активная личность нужна социуму, но возможностей для её формирования слишком мало.
  3. Анализ психолого-педагогических характеристик обучающихся 2 классов позволил сделать вывод, что именно младший школьный возраст является наиболее сенситивным периодом для закладывания основ формирования творчески активной личности.
  4. Большое влияние на развитие творческой активности ребенка оказывает музыка. В музыкально-педагогической практике выделяются основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкально-творческой активности:
  • музыкальный слух;
  • чувство ритма;
  • чувство лада.

        Эти способности должны развиваться цельно, так как они тесно взаимосвязаны. Развитие одной способности влечёт за собой необходимость развития двух других.


Глава 2 Практическая работа по формированию творческой активности у обучающихся 2 класса средствами музыкальной деятельности

        Музыкальная деятельность – это различные способы, средства познания музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется общее развитие личности.

В музыкальном воспитании выделяются следующие виды музыкальной деятельности: 

  • Музыкально-исполнительская деятельность;
  • Музыкально-слушательская деятельность;
  • Музыкально-ритмическое движение;

Говоря о творческой активности, следует помнить, что именно развитие и использование всех видов музыкальной деятельности указывает на формирование творчески активной личности.  

2.1. Исследование уровня сформированности творческой активности у обучающихся 2 класса

С целью подтверждения выдвинутой гипотезы и решения поставленных в работе задач был проведена первичная диагностика.

Первичная диагностика проводилась с обучающимися 2 «В» класса в количестве 22 человек (10 девочек и 12 мальчиков) на базе ГБОУ СОШ №352 Красносельского района города Санкт-Петербурга.

Цель первичной диагностики: определить уровень сформированности творческой активности обучающихся 2 класса при помощи различных видов музыкальной деятельности.

Задачи диагностики:

  1. Выявить наличие творческих навыков в музыкальной импровизации у обучающихся 2 класса;
  2. Определить чувство ритма у обучающихся 2 класса;
  3. Выявить уровень развития музыкальной памяти обучающихся 2 класса.
  4. Определить наличие двигательных навыков и импровизации движений у обучающихся 2 класса
  5. Определить наличие у обучающихся 2 класса слухового внимания.

Первичная диагностика проводилась с помощью методики формирования творческой активности в музыкальной деятельности, в основу которой мы положили работы К.В.Тарасовой, А.И. Бурениной и профессора РАМ имени Гнесиных С.Л. Браз. 

Задание 1

Цель: выявить наличие у обучающихся творческих навыков, умение импровизировать мелодию и ритмический рисунок на заданный текст.

Инструкция:

 Обучающимся предложено досочинить голосом окончание игровой песенки "У Параньки был козёл" на заданный текст.

Задание 2

Цель: определить чувство ритма у обучающихся.                                                                                  

Инструкция:

Обучающимся предлагалось:    

а) повторить хлопками заданный ритмический рисунок;                                                                                       б) прохлопать ритмический рисунок пропевки, исполняемой экспериментатором на 1-ой ступени, например, "Барашеньки" – русской народной песни;                                                                                                                  в) прохлопать ритмический рисунок русской народной песни «Ходит месяц над лугами», исполняемой в диапазоне от 4-ой ступени.

Задание 3

Цель: выявить наличие у обучающихся музыкальной памяти по пройденному ранее музыкальному материалу.

Инструкция:

Обучающимся задавался вопрос о том, какие они знают народные песни, потешки из пройденного материала. Затем давались в грамзаписи или на инструменте отрывки РНП "Светит месяц", "Я на горку шла", "А я по лугу", "Во поле березка стояла", "На зеленом лугу". Детям было предложено узнать их, либо спеть мелодию произведения.

Задание 4

Цель: определить наличие у обучающихся двигательных навыков, умения импровизировать в движениях, свободу выполнения движений.

Инструкция:

Обучающимся предложено изобразить вальс произвольными движениями под музыку из фортепианного цикла П.И. Чайковского «Детский альбом».

Задание 5

Цель: определить наличие у обучающихся слухового внимания.        

Инструкция:                        

Обучающимся предложено повторить музыкальную фразу песни композитора Е. Крылатова «Колыбельная Медведицы», которую он написал к м/ф «Умка», от разных звуков в сопровождении фортепиано.

После проведенных заданий были анализированы результаты. В «Приложение 1» можно ознакомиться с: «Критерии оценивания уровня сформированности творческой активности», «Оценка уровня сформированности творческой активности класса».

Таблица 1 – Уровни творческой активности класса

Список детей

Задание 1

Задание 2  

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Всего

Уровень

Алькина Алина

2

1

1

1

2

7

Средний

Бардинов Степан

0

0

0

0

1

1

Низкий

Вертопрахов Иван

1

0

1

1

1

5

Средний

Викеньтьева Ксения

2

1

2

2

2

9

Высокий

Гатчина Варвара

0

1

2

1

0

5

Средний

Гузанов Никита

0

0

0

0

1

1

Низкий

Егоров Лев

0

1

1

1

0

3

Низкий

Жуковская Алиса

2

1

2

0

1

6

Средний

Иванов Егор

1

0

1

1

1

4

Низкий

Иванова Антонина

2

0

2

2

2

8

Высокий

Калабекова Мария

1

1

2

1

2

7

Средний

Карачёв Борис

2

1

2

1

2

8

Высокий

Киосеева Василиса

2

1

1

1

1

6

Средний

Корнилов Дмитрий

1

1

1

0

1

4

Низкий

Кочергина Мария

1

0

1

2

1

6

Средний

Павлов Андрей

0

1

1

1

1

4

Низкий

Перова Ксения

2

2

2

2

2

10

Высокий

Пашин Андрей

1

0

1

2

1

6

Средний

Рустамов Тимур

0

1

1

0

0

2

Низкий

Устенко Марина

0

2

2

1

1

7

Средний

Юрков Артём

1

1

2

1

1

6

Средний

        

Вывод: по результатам первичной диагностики можно сделать вывод, что класс находится на среднем уровне сформированности творческой активности. Большинство обучающихся неохотно принимали участие в предлагаемых заданиях. Это свидетельствует о недостаточной творческой активности обучающихся данного класса.  


2.2. Педагогическая работа по формированию творческой активности у обучающихся 2 класса средствами музыкальной деятельности. Разработка конспектов уроков.

Задачей первичной диагностики является разработка двух интегрированных уроков с использованием различных видов музыкальной деятельности.
Таблица 2 – Конспекты уроков, проведённых в классе: 

№ п/п

Предмет
Тема урока

Музыкальный материал

Виды музыкальной деятельности

1

Технология

«Аппликация на тему «Весна»

П.И. Чайковский «Апрель» («Подснежник») из ф/п цикла «Времена года»

Музыкально-слушательская деятельность

Музыкально-исполнительская деятельность

2

Литературное чтение «И.А. Бунин «Матери»

Ф. Шуберт «Ave Maria»

В. Гаврилин «Мама»

Музыкально-слушательская деятельность

Музыкально-исполнительская детяельность


Урок 1. Аппликация на тему «Весна»

Предмет: технология

Цель:  создать условия для выполнения аппликации на тему «Весна».

Задачи:

  1. Способствовать развитию у обучающихся чувства цвета, воображения, музыкального мышления.
  2. Познакомить с пьесой «Апрель» из музыкального цикла П. И. Чайковского «Времена года» и с произведениями русских художников, написавших картины о весне (И. И. Левитан, Саврасов А. К.).

Предметные УУД:

знать о весне и её признаках и видеть это в произведениях музыкального и художественного искусства.

Личностные УУД:

формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру.

Метапредметные УУД

Регулятивные:

Следовать плану выполнения заданий в уроке, осуществлять самоконтроль собственных действий.

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге: слушать и понимать других; вступать в диалог с учителем.

Познавательные: работать с раздаточным материалом, объяснять смысл услышанного или увиденного, составлять простые выводы.

Организационное начало урока.

- Здравствуйте ребята.

- Добрый день. А день действительно добрый. Вы сегодня красивые, нарядные. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, пусть это хорошее настроение сохраниться у вас до конца урока.

Введение в тему урока.

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи

На ветках плотные комочки –

В них дремлют клейкие листочки.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

- Когда же это бывает? (весной)

– Так о каком времени года пойдет речь на уроке? (о весне)

- И тема нашего урока «Весна в музыке и живописи».

Работа по теме урока.

- В русской пейзажной живописи много произведений, посвящённых временам года. Осень, зима, весна – любимые темы художников на протяжении многих веков. А главное в них то, что художники изображают временные элементы природы: весна ранняя или поздняя, вешние воды, тающий снег, дождь, гроза, весеннее солнце, выглянувшее на мгновение из-за облаков. У русской природы было много певцов, но редко у кого из художников природа России была выражена с такой полнотой как у Левитана. Левитана называют открывателем красот нашей русской земли. Его картины дают не только наслаждение глазу, но и помогают изучить русскую природу. Посмотрите внимательно на картину Левитана «Март». Что вы на ней видите? (лошадь, деревья, снег, солнце)

- Тёплый свет солнца спорит с холодной небесной лазурью. Тёмные сосны отступают перед теплом озарённых светом деревьев. Ослепительно сверкают синие тени на снегу.

- Какое настроение вы видите на этой картине? (радостное и немного грустное)

- Как вы считаете, как назвал художник эту картину? (ответы детей)

- Картина называется «Весна. Большая вода». Когда мы можем увидеть такую картину в жизни? (на реке в половодье).

По колено застыли в воде

Как неловкие сестры подростки

И дрожат на весеннем ветру

Тонкоствольные эти берёзки.

– Как и художники, композиторы тоже сочиняли музыку о природе и в частности о весне. А какую песню о весне вы знаете? (песня «Динь – Дон) (Приложение)

- Как вы думаете, почему композитор дал такое название? (потому что в песне поется о том, что тают сосульки)

- А из-за чего сосульки вдруг растаяли? (их нагрело весеннее солнце)

- Какое настроение у весенних капелек? (весёлое)

- Как это показано в музыке? (музыка радостная и счастливая)

Этап музыкально-исполнительской деятельности.

- Давайте исполним песню ярко и весело. А чтобы получилось красиво, я предлагаю настроить свой голос.

Распевка (3-4 упражненения)

Исполнение песни «Динь-Дон».

- работа над дикцией;

- работа над эмоциональным настроем.

Продолжение работы над темой урока.

- В этой песне мы пели о таком признаке весны как таяние сосулек, а какие еще признаки весны вы знаете? (ответы детей)

 - Художник Алексей Кондратьевич Саврасов однажды написал весенний пейзаж, который привёл в восторг и зрителей, и художников. Хотите увидеть эту картину? (да)

- Чтобы её увидеть нужно, убрать с нее те картинки, которые не относятся к основным признакам весны. Итак, какие картинки нужно убрать? (ответы детей)

- Что вы видете теперь на картине? (тает снег)

- Мартовский тающий снег. Он начал оседать, проваливаться и наполняться влагой.

- Какой день на картине? (пасмурный)

- Что делают птицы? (вьют гнезда)

- Какого цвета птицы? (черного)

- Черный цвет помог художнику подчеркнуть нежно–голубой цвет неба, проглядывающий через облака.

- Кто знает, каких именно птиц изобразил Саврасов? (грачей)

- Да. И художник назвал эту картину «Грачи прилетели»

- В каком месяце прилетают грачи? (в марте)

- Действительно. Это март. Прилетели грачи, вьет гнезда.

- Ребята, а вы не забыли, какие птицы живут в наших лесах? Сейчас проверим. Отгадайте загадки о птицах.

- Он соло пел среди ветвей, певца назвали ….(соловей)

- У дупла листок пришпилен, а живет там дядя … (филин)

- Прячьтесь куры! В небе ясном чёрной тенью кружит … (ястреб)

- Кто на ёлке, на суку счёт ведёт: ку-ку, ку-ку? (кукушка)

- Всех прилётных птиц черней, чистит пашню от червей

Взад-вперёд по пашне вскачь. А зовётся птица…(грач)

- Плотник острым долотом строит дом с одним окном (дятел)

Выполнение лого-ритмического упражнения

Обучающимся предлагается прохлопать предложенный ритмический рисунок.

- Дятел не просто так стучит, он рассылает всем птицам телеграммы о том, что пришла весна. Давайте поможем ему.

http://doc4web.ru/uploads/files/55/54608/hello_html_aa15d6d.jpg

Физкультминутка для глаз.

– Посмотрите, сколько дятел много написал, у него, наверное, глаза устали. Давайте вместе с дятлом сделаем физкультминутку для глаз.

Закрепление изученного

Этап музыкально-слушательской деятельности

– Как и художники, многие великие музыканты, сочиняя свои произведения, учились у природы. П. И. Чайковский не выходил из леса, когда писал музыкальный цикл о природе «Времена года». Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкальных произведений. Лирическая музыка выражает жизнь природы в разное время года. Весь цикл состоит из 12 пьес представляющих собой образ одного из месяцев года. У каждой пьесы есть своё название помимо названия месяца. Так как мы говорим сегодня о весне, я предлагаю послушать пьесу из цикла «Времена года» о весеннем месяце апреле и уже после прослушивания, мы попробуем догадаться, какое название дал ему композитор. А сейчас, закройте глаза, и окунитесь в музыку леса, ощутив краски весны.

Прослушивание музыкального произведения «Апрель» из фортепианного цикла П.И. Чайковского «Детский альбом».

Анализ прослушанного произведения.

- Что вы почувствовали, когда слушали эту музыку? (музыка ласковая, чистая, светлая, взволнованная)

- Как вы думаете, что рисует нам композитор своей музыкой? (берёзы, тающий снег, бегут ручьи и т.д.)

- Хорошо. Действительно природа оживает, тает снег, бегут ручьи. А что ещё происходит в апреле? (появляются первые весенние цветы)

- Какие весенние цветы вы знаете? (ответы)

- Как называются цветы, растущие прямо из - под снега? (подснежники)

- Подснежники распускаются именно в апреле. Поэтому композитор Чайковский назвал только что прослушанное вами произведение, кто догадался как? (Подснежник)

- Молодцы. Музыка Чайковского направлена на передачу настроения, вызванного первым цветением подснежников.

Подготовка к практической работе

Ребята, а вы знаете, что это единственные цветы, способные выдерживать 10 –ти градусные морозы. Существует очень красивая легенда о подснежниках.

- Однажды богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила Подснежнику белое платье. Но снег тоже захотел принять участие в карнавале, хотя карнавальной одежды ему не полагалось. Тогда он стал просить цветы поделиться с ним костюмом. Все цветы боялись холода и не согласились, и только подснежник укрыл его своим хитоном. С тех пор они неразлучны, а в благодарность за тот вечер снег никогда не оставит хрупкий цветок в беде.

- Как вы думаете: можно ли собирать эти цветы в лесу? (нет)

- Почему? (это исчезающий вид цветов)

- Поэтому их нужно беречь, а не рвать. Все виды исчезающих цветов занесены в специальную книгу, как она называется? (Красная книга)

- Я предлагаю вам сегодня самим сделать себе подснежник.

Практическая работа (выполняется под звучание произведения П.И. Чайковского «Апрель»).

Возьмите за основу лист бумаги, цвет которой отвечал бы настроению музыкального произведения композитора Чайковского. Клеем нарисуйте подснежник, засыпьте лист солью, а затем поставьте лист вертикально, чтобы остатки соли ссыпались на стол.

Подведение итогов

- Наш урок подходит к концу, и нам хотелось бы узнать, что вы запомнили. Я предлагаю вам закончить начатые нами предложения. Итак, сегодня наш урок был посвящён такому времени года как …

 – Мы посмотрели картины И. Левитана «Март. Весна» и «Весна. Большая …»

– Композитор П. И. Чайковский сочинил музыкальный цикл под названием …

– Пьеса «Апрель» имеет название …

– Спасибо всем большое за работу. До свидания!

Вывод.

Данный урок был направлен на формирование у обучающихся творческой активности следующими видами деятельности:

- исполнение песни;

- прослушивание и участие в анализе музыкального произведения;

- выполнение практической работы – аппликации.

Анализ проведения урока.

Обучающиеся достаточно активно участвовали в предложенных видах деятельности. Лишь 14% обучающихся остались равнодушны к заданиям данного урока.

Урок 2. И. А. Бунин «Матери»

Предмет: литературное чтение

Цель:  создание условий для ознакомления обучающихся с произведением И.А. Бунина «Матери».

Задачи:

  1. Способствовать развитию навыков выразительного, правильного и осознанного чтения.
  2. Воспитывать любовь и уважения к матери.

Предметные УУД:

понимать значимость образа матери в русской поэзии и музыке

Личностные УУД:

формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру; умение понимать себя и окружающих; опыт сотворчества в процессе восприятия и музицирования.

Метапредметные УУД

Регулятивные: понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей.

Коммуникативные: формирования умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Познавательные: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания.

Оборудование для урока: 

- репродукции картин Ю. Кугач « У колыбели», В. Нечитайло «Утро», Л. Кириллова «Счастье»;

- лампадка;

- карточки со словами: лампадка, Ангел-хранитель, очаруешь, сумрак, кроткий голос;

- портрет И.Бунина и его матери Л.А.Буниной;

- Ф.Шуберт «Аве Мария»;

- плакат «Мама и мы»;

-песни о маме;

Организационное начало урока.

- Здравствуйте, ребята.

- Добрый день. А день действительно добрый. Вы сегодня красивые, нарядные. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, пусть это хорошее настроение сохраниться у вас до конца урока.

Изучение новой темы.

На доске репродукции картин «У колыбели» Ю. Кугач, В. Нечитайло «Утро», Л. Кириллов «Счастье».

Звук музыки Ф. Шуберта «Аве Мария».

- Вглядитесь в эти репродукции.

- Что их объединяет?

- Да, здесь видим образ женщины-матери.

-Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого близкого, доброго, единственного человека.

- Урок у нас сегодня интегрированный, а это значит, на одном уроке будем и читать, и слушать музыку.

- Тема урока чтения:  Иван Алексеевич Бунин «Матери».

Слово о писателе.

И.А.Бунин родился в 1870 году в г. Воронеже в старинной дворянской семье.

Отец Алексей Николаевич вел беззаботную жизнь, любил охоту и часто уезжал в Тамбовское имение. Мать Людмила Александровна занималась воспитанием детей. Она создавала в доме теплою атмосферу, была нежной, душевной, много читала, играла на фортепьяно для сына.

Детские годы Бунина прошли на хуторе Бутырки Орловской обл..

Начальное образование получил дома, затем учился в гимназии, продолжить образование дальше не смог – не позволила бедность. Писать стихи начал рано. И.Бунин 2 раза побывал в Мичуринске. Выступал на литературных вечерах. В 50 лет вынужден был уехать во Францию в другую страну. Жил в г. Грассе под Парижем. Он очень тосковал по родине, а особенно по матери, которую очень любил и посвятил ей своё стихотворение. За строгий артистический талант, с которым он создал в стихах и литературной прозе типичный русский характер был награжден Нобелевской премией.

- Прочитайте название стихотворения.

- О ком пойдет речь в стихотворении? (о матери)

Вывешиваю карточки со словами: лампадка, Ангел-хранитель, кроткий голос, очаруешь, сумрак.

- Что обозначает слово Лампадка?

- Лампадка (показываю)- небольшой сосуд фитилем, наполняемый елейным маслом и зажигаем перед иконой.

- А кто такой Ангел?

- Ангел-хранитель – в религиозном представлении сверхъестественное существо, служитель Бога и его посланец к людям.

- Как понимаете слово – очаруешь?

- Очаруешь – это произвести неотразимое впечатление на кого-либо.

- Что в вашем понятии обозначает слово - сумрак?

- Сумрак – это полумрак, неполная темнота, при которой ещё может различать предметы.

- А кроткий голос что значит?

- Кроткий голос – незлобный, покорный, смирный.

Чтение стихотворения учителям

- От имени кого написано стихотворение?

- Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

- Да, автор любил свою мать всю свою жизнь, это она привила поэту Любовь к поэзии, она ему много читала, рассказывала, пела.

- Как нужно читать стихотворение?

- Прочитайте стихотворение про себя и постарайтесь представить себе то, о чем поэт пишет в каждом четверостишии?

- Читаем вслух по четверостишию.

(по 1 ученику с каждого ряда)

- О чем автор пишет в 1-й?

- О чем во второй?

- А в третьем?

- Но я заметила, что у автора возник вопрос?

- найдите и прочитайте этот вопрос

- Кому автор задаёт вопрос?

Физминутка.

Дружно маме помогаем-

Пыль повсюду вытираем.

Мы бельё теперь стираем

Поласкаем, отжимаем,

Подметаем всё кругом

И бегом за молотком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

Работа над выразительностью стихотворения.

- А сейчас посмотрите на текст: «Какие знаки препинания вы видите?»

- А как читаем предложение, если стоит в конце!; ?;…; ,; : .

- если многоточие знак нужно сделать длинную паузу, а там где запятые короткие паузы.

- С учетом всех знаков мы и попробуем прочитать стих выразительно.

 Читаю еще раз.

- Читают 3 ученика

- Какое замечание вы можете сделать прочитавшему?

Беседа по содержанию:

- Чей образ находится в центре внимания автора?

- Что автору особенно запомнилось у мамы?

- А какой у неё голос? Найдите в тексте?

- С кем автор сравнивает мать?

- Где это видно? Прочитайте.

- Почему он называет маму ангелом?

- А вы вспомнили своих мам, читая это стихотворение?

- А что вы вспомнили?

- Да ваши мамы каждое утро провожают вас в школу, готовят завтраки, встречают, помогают учиться, переживают за вас.

Много стихов, рассказов написано о мамах, но не только в стихах воспета женщина – мать, но и в музыке.

Чтение учителем стихотворения о маме.

Нет никого моей мамы дороже,

Нет никого справедливей и строже,

Нет никого моей мамы добрей

Мамы единственной милой моей.

- Эти строки из стихотворения поэта Татаринова может сказать каждый человек, характеризуя образ своей матери.

Мама – это человек, который находится с нами с момента нашего рождения, даже можно сказать ещё до появления на свет. Каждый день, просыпаясь утром, мы, видим добрые, светлые глаза и ласковую улыбку мамы. Но вот уже совсем стемнело и, погружаясь в сон, мы слышим последнюю мелодию дня.

Давно нам песня знакома

Её мы услышали дома

Когда в колыбели лежали

И мало ещё понимали

Маме так часто пелось,

Что нам тоже часто пелось

Мы видим прекрасные сны,

Которые песен полны

- Ребята, а что за песни, которые вы слышали от мамы перед сном, лёжа в кроватке? Как они называются?

- Я уверена в том, что вы их ещё помните. А девчонки, наверное, очень любят играть в игру «Дочки – матери» и, укачивая своих кукол, вы поёте им те же колыбельные, которые когда - то пели им мамы.

Давайте вспомним колыбельные, которые пели вам ваши мамы.

(Дети поют колыбельные)

- Вы любите мультфильмы?

- Назовите и спойте колыбельные, исполняемые героями.

- Мама – это ещё и тот человек, которому художники посвящают свои картины, режиссеры кинофильмов, поэты – стихи, композиторы – песни.

- Чем отличаются эти песни от других песен?

- Да, мелодии этих песен отличаются особой напевностью, мелодичностью, мягкостью, и протяжностью

Тихо песенку поёт

Нам с тобою мама

Словно солнышко встаёт,

Когда мама снами

И как теплый ветерок

Нежно нас ласкает

Песня льётся ручейком

И сердечно тает.

Чтение стихотворений о маме учащимися.

Этап музыкально-исполнительской деятельности.

Исполнение песни «Мама» В. Гаврилина (Приложение Д).

Работа над эмоциональностью исполнения.

Итоги урока.

- Образ матери пронизывает все области искусства: живопись, скульптуру, музыку, литературу, кинематографию. Это не случайно, поэтому что, сколько на свете будет жить женщина, столько и будет существовать мир, ведь женщина – это прежде всего мама и начало жизни.

- Ребята, понравился ли вам сегодня урок?

-  Чем понравился?

- Что нового узнали о матери?

Домашнее задание.

 - Выучить стихотворение наизусть.

-  Спасибо вам за урок! До свидания!

Вывод.

На данном уроке для формирования творческой активности обучающихся был использован приём выразительного и эмоционального исполнения песни В. Гаврилина «Мама». Обучающиеся с теплотой и отзывчивостью выполнили это задание.

Анализ.

Обучающиеся активно приняли участие в задании. Всего лишь 11% остались равнодушными.


2.3. Выявление эффективности педагогической работы по формированию творческой активности у обучающихся 2 класса средствами музыкальной деятельности.

Вторичная диагностика проводилась по методике первичной. После проведения двух уроков, результаты некоторых обучающихся изменились.

        

Анализ вторичной диагностики: 

На низком уровне находятся 5 обучающихся из 22. Из них 5 мальчиков и 0 девочек. Это составляет 23% от общего количества.

На среднем уровне находятся 9 обучающихся из 22. Из них 5 девочек и 4 мальчика. Это составляет 41% от общего количества.

На высоком уровне находятся 7 обучающихся. Из них 5 девочки и 2 мальчика. Это составляет 32% от общего количества.

Вывод: по результатам вторичной диагностики можно сделать вывод, что класс также находится на среднем уровне сформированности творческой активности. Однако, есть изменения у некоторых обучающихся. Более активно стали себя проявлять Бардинов С., Калабекова М., Киосеева В., Корнилов Д., Пашин А., Рустамов Т. Они охотнее и с большим интересом выполняли предложенные задания. Можно сделать вывод, что после проведения 2 уроков, в которых используется музыкальная деятельность, уровень творческой активности некоторых обучающихся возрос.
Более подробно информацию можно рассмотреть в таблице 3.

Таблица 3 – Уровни творческой активности после проведения уроков

Список детей

Задание 1

Задание 2  

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Всего

Уровень

Алькина Алина

2

1

1

1

2

7

Средний

Бардинов Степан

1

1

0

0

1

4

Низкий

Вертопрахов Иван

1

0

1

1

1

5

Средний

Викеньтьева Ксения

2

1

2

2

2

9

Высокий

Гатчина Варвара

0

1

2

1

0

5

Средний

Гузанов Никита

0

0

0

0

1

1

Низкий

Егоров Лев

0

1

1

1

0

3

Низкий

Жуковская Алиса

2

1

2

0

1

6

Средний

Иванов Егор

1

0

1

1

1

4

Низкий

Иванова Антонина

2

0

2

2

2

8

Высокий

Калабекова Мария

1

2

2

1

2

9

Высокий

Карачёв Борис

2

1

2

1

2

8

Высокий

Киосеева Василиса

2

1

1

2

2

8

Высокий

Корнилов Дмитрий

1

1

1

1

1

4

Средний

Кочергина Мария

1

0

1

2

1

6

Средний

Павлов Андрей

0

1

1

1

1

4

Низкий

Перова Ксения

2

2

2

2

2

10

Высокий

Пашин Андрей

1

1

1

2

2

8

Высокий

Рустамов Тимур

1

1

1

1

1

5

Средний

Устенко Марина

0

2

2

1

1

7

Средний

Юрков Артём

1

1

2

1

1

6

Средний

Выводы по главе 2

  1. Первичная диагностика позволила выявить, что творческая активность класса находится на среднем уровне развития. В основном, более активными себя показали девочки.
  2. На основе результатов первичной диагностики, были выбраны соответствующие виды музыкальной деятельности, способствующие формированию творческой активности обучающихся.
  3. Для поднятия уровня творческой активности была разработано два интегрированных урока с использованием в каждом из них различных видов музыкальной деятельности.
  4. В ходе проведения уроков можно было заметить, что уровень творческой активности некоторых обучающихся поднимается, они больше проявляют себя в предлагаемых видах деятельности.
  5. После проведения уроков был проведен вторичная диагностика по той же методике. В ходе него у 6 обучающихся уровень их творческой активности был повышен.
  6. Можно сделать вывод, что именно различные виды музыкальной деятельности помогают обучающимся быть более активными.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Согласно ФГОС НОО младшим школьникам необходимо создавать условия для получения ими опыта в той или иной творческой деятельности. Именно внедрение музыкальной деятельности в уроки начальной школы и исследовалось в нашей работе.

Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания.          Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результате, но и в самом процессе творчества.
Под творческой активностью мы понимаем развитие творческих умений в восприятии (слушательской деятельности), исполнении, импровизации, размышлении о музыке. Это также умения ритмопластического интонирования и свободное владение музыкальными знаниями, умениями и навыками в разных областях учебной деятельности.

Для проверки гипотезы нашего исследования была организована диагностическая работа, проведенная во 2 классе средней общеобразовательной школы Санкт-Петербурга.

Мы выявляли уровень творческой активности класса при помощи диагностики, включающей в себя комплекс музыкально-творческих заданий. На основе этой диагностики были выделены критерии оценки творческой активности класса. Класс находится на среднем уровне.  Также нами была разработано два интегрированных урока, включающих в себя различные виды музыкальной деятельности: музыкально-слушательская, музыкально-исполнительская, музыкально-ритмическое движение и т.д. Данные виды деятельности были включены в уроки, соответствуя их темам, содержанию и возрастным особенностям обучающихся.

Во время проведения уроков можно было заметить некоторую динамику повышения творческой активности обучающихся. Обучающиеся активнее участвовали в предложенных музыкальных заданиях. Это и являлось свидетельством того, что творческая активность обучающихся формируется именно благодаря музыкальной деятельности.

Музыка должная использоваться в урочной деятельности младших школьников систематично и регулярно. Она является важным средством воспитания и развития личности.

Следовательно, можно сказать о том, что выдвинутая нами гипотеза исследования была подтверждена.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – Л., 2018.
  2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – М., 2019.
  3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – М.: Педагогика, 2017 – 257с.
  4. Безбородова Л.А. Музыкальное развитие детей младшего школьного возраста М., Прометей, 2016.
  5. Безбородова Л.А., -Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – СПБ., Планета музыки, 2014 – 512 с.
  6. Большая психологическая энциклопедия \ Гл. ред. Н. Дубенюк. – М.: Эксмо, 2007.
  7. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. –М., 1995.
  8. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 2010.
  9. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М., 2009.
  10. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? – М., 2009.
  11. Лук А.Н. Психология творчества. –М., «Наука», 2008.
  12. Нестьев И.В. – Учитесь слушать музыку. – М., 2011.
  13.  Михалева В.В. Формирование творческой активности студентов педагогического колледжа в процессе музыкальной подготовки // Сб. научных трудов. «Актуальные проблемы социогуманитарного знания», вып. «Прометей» МПГУ, 2003. С. 158-162.
  14. Осеннева М.С., Безбородова М.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М., Академия, 2010.
  15. Педагогический энциклопедический словарь \ Гл. ред. Б.М. БимБад. М.: Большая рос. энцикл., 2002 – 528 с.
  16. Петрушин В.И. Музыкальная психология для учащихся и студентов. М., «Пассим», 2008.
  17. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. – М., 2011.
  18.  Способин И.В. Элементарная теория музыки. – М.:Просвещение, 2015.
  19.  Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М., 2018.
  20. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей// Избр. Труды: В 2-х томах – М., 2005 – т.1.

Приложение 1

Критерии оценки уровня сформированности творческой активности:

0 баллов – обучающийся (-щаяся) не проявлял (-а) активного участия в задания.

1 балл – обучающийся (-щаяся) проявил (-а) неохотное желание участия в задании.

2 балла – обучающийся (-щаяся) активно участвовал (-а) в выполнении задания.

        

Оценка уровня сформированности творческой активности класса:

8-10 баллов – высокий уровень творческой активности.

5-7 баллов – средний уровень творческой активности.

0-6 баллов – низкий уровень творческой активности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования творческой личности

Перечень универсальных учебных действий и умений, которыми должен овладеть школьник к концу обучения в начальной школе, впечатляет. Понимая безусловную значимость таких умений, как формулирование и до...

Статья «Интерактивные технологии обучения на уроках музыкального искусства как необходимое условие формирования творческой активности и самореализации личности»

        Интерактивное обучение на уроках музыкального искусства отчасти решает еще одну существенную проблему сегодняшнего времени – загруженности учащихся. Поток инфо...

«Использование технологии развития критического мышления как средства формирования познавательной активности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности»

Цель моей педагогической деятельности:  создание условий для формирования всесторонне развитой личности посредством применения технологии формирования типа правильной читательской деятельности.Да...

«Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования творческой индивидуальности личности младшего школьника в рамках ФГОС НОО»

Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь воспитание умения учиться понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования нового столетия....