Интегрированный урок Основы православной культуры и музыки на тему "Россия - наша Родина" 4 класс
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Шектыбаева Татьяна Биржановна

Богатство и многонациональное богатство нашей страны представлено не только в народных произведениях каждого региона. Это и прекрасно представленная палитра музыкального материала в композиторских произведениях. Именно на основе такого многообразия культур воспитывается особое отношение к национальному колориту и уважение к историческому наследию нашего государства у обучающихся на каждом уроке. И эта особенность нашей страны очень  ярко прослеживается в межпредметных связях на самых разных уроках культуры и искусства. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Угранская средняя школа»

                        Методическая разработка интегрированного урока

                     Основы религиозных культур и светской этики и музыки

в 4 классе по теме «Россия  наша Родина»

по модулю «Основы православной культуры», автора А.В.Кураева.

Голованова Александра Геннадьевна,

учитель начальных классов

I квалификационной категории

                                             Шектыбаева Татьяна Биржановна,

учитель музыки

I квалификационной категории

с. Угра

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: традиционный

Цели  урока:  познакомить  с  понятиями  духовный  мир  человека,  духовные

ценности,  культурные  традиции;  развивать  интерес  к  истории  и  культуре

Отечества; воспитывать чувство гордости за свою страну и уважение к своей

Родине, еѐ культуре.

Оборудование:   учебник   А.В.Кураева   «Основы   православной   культуры»,

компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, изображение

карты России.

Ход урока

I.        Оргмомент

- Прежде, чем мы начнем первый урок по новому для вас предмету, я хотела

бы получше вас узнать.

Начнѐм наш урок упражнением   «Чем   мы похожи?».   Если вы согласны с

моим высказыванием  - поднимите руку.

1.  Я люблю сладкое.

2.  У меня тѐмные волосы.

3.  Я  умею читать.

4.  Я люблю играть.

5.   Я старюсь учиться хорошо.

6.  Я люблю драться.

7.  Я люблю каникулы

8.  Я хороший друг.

- Посмотрите, ребята, мы все оказались чем-то похожи друг на друга. А еще

 мы друзья, которые живут в одной большой стране.

-   С   сегодняшнего   дня   мы   вместе   с   вами   отправляемся   в   необычное

путешествие                мы        начинаем        изучение        курса        «Основы        православной

культуры». Эти занятия помогут вам осознать «Кто я?», «Для чего я живу?»,

понять, какие ценности являются главными в жизни человека.

На каждом уроке вы будете узнавать что-то новое.

Для  того,  чтобы  определить  тему  сегодняшнего  урока,  давайте  посмотрим

небольшой сюжет.

(Видеоролик с отрывком из стихотворения И.Никитина «Русь»)

1 фрагмент.

Образ Родины всем нам близок и понятен. Что для Вас Родина? С какими

чувствами Вы вспоминаете родной дом?

Для каждого человека его родной дом и его «малая» Родина  это очень

теплые и дорогие воспоминания.

II.        Актуализация опорных знаний

- О чѐм этот сюжет?

- Как сейчас называют Русь?

- Давайте вспомним символы России.

-  Как  по-другому  мы  называем  свою  страну?  (Предполагается  услышать  в

ответах детей слова Родина, Отечество, Отчизна.)

- Да, мы любовно называем нашу страну РОДИНА, потому что родились и

живѐм в ней.

Мы  уважительно  называем        нашу  страну  ОТЕЧЕСТВО,  потому  что  наши

отцы, деды, прадеды и их предки учились, работали и защищали свою землю,

чтобы сохранить Россию для следующих поколений.

III.        Постановка темы урока.

- Итак, тема нашего урока  «Россия  Родина моя».

«Песня о России», которую мы с Вами выучили, тоже рассказывает об

отношении к Родине.

Выразительное исполнение.

Вокально-хоровая работа:

- дыхание,

- интонирование,

- дикция,

- текст,

- характер исполнения.

Сегодня мы узнаем, что наша Родина богата не только бескрайними полями,

высокими        горами,        широкими        реками,        но        и        различными        духовными

традициями и культурными ценностями.

IV.        Изучение нового материала

- Нашу страну называют многонациональной. Почему?

- Какие национальности людей, живущих в России вы знаете?

- Да, в наше стране живут люди, которые нередко говорят на разных языках,

но хорошо понимают друг друга.

Фрагмент 2.

А музыка может нам помочь понять человека, который приехал из другой

страны? Или не говорит по-русски? (ответы детей)

Как с помощью музыки можно рассказать о себе и о своей стране? (Мы

понимаем чувства, выраженные в музыке)

Слушание музыкального фрагмента «Танцы кукол» из балета «Щелкунчик»

П.И. Чайковского с пластическим интонированием.

Вы узнали это музыкальное произведение? (Ответы детей)

Кто автор? Какое произведение? (Ответы детей)

Ребята, а почему наши руки выполняли неодинаковые движения? (Ответы

детей)

А почему композитор стремился передать особенности музыки других

народов? (Ответы детей)

П.И.Чайковский  русский композитор, бесконечно был влюблен в русскую

музыку. И чтобы ввести в свой балет танцы кукол изучал музыку других

народов, чтобы его музыка звучала правдиво.  Но зачем? Как Вы думаете… (

через наводящие вопросы вывести к выводу, что это уважение к культуре

других народов)

Мы все разные, но мы все вместе живем, трудимся, учимся и гордимся

своей Родиной. (Презентация. Слайд 1.)

- А что же общего у нас, таких  разных, живущих  в  одной  стране? Что нас

объединяет? (Слайд 2.)

- Главное, что делает людей нашей страны не просто соседями на этой земле,

а единой семьѐй  это духовные традиции и ценности.

- Вы знаете, что такое ценности? (Предположительные ответы детей.)

(Слайд 3.)

-  какие  действия  можно  осуществлять  с  этими  предметами?  (Вторая  часть

слайда  затем заголовок)

- Это материальные ценности. А ещѐ есть ценности, которые невидимы, их

чувствуют, их получают в дар, они вечные. (Слайд 4. Вторая половина.)

-   Как   вы   думаете,   какие   ценности   заставляют   человека   всѐ   измерять

деньгами? А какие воспитывают бережное отношение к миру? (Слайд 5)

-   Итак,   мир,   который   окружает   нас   очень   разнообразен.   Вещи,

предметы,        среди        которых        живет        человек,        явления        природы                это

материальный мир.

Но есть и другой мир. На наших уроках мы больше будем говорить о

духовном  мире.  Что  такое  духовный  мир?  Это  знания,  которые  достались

нам от наших предков.

Как вы считаете, где могут содержаться эти знания?

Правильно!  В  книгах,  в  произведениях  искусства.  И  очень  важно  здесь

учитывать отношение самого человека ко всему происходящему. Например,

глядя на одну и ту же картину, человек отреагирует по  разному. Кто  то

пройдет  мимо,  а  кто    то  будет,  стоят  около  нее  долго.  А  почему,  как  вы

считаете?  (Ответы)

Да, картина произвела впечатление. Она задела его душу. Она проникла

в его духовный мир и оставила там след.

- А музыка может оставить след в душе?

Фрагмент 3.

Будучи мальчиком Пѐтр Ильич каждое воскресенье посещал вместе с

родителями и младшим братом церковную службу -  богослужение в храме.

Он был человеком верующим и впоследствии, став композитором, записал

свои впечатления в музыке.  Его произведение «В церкви» рассказывает об

этом. Когда будет звучать музыка подумайте, какие чувства выразил

композитор, какие мысли он вложил в это музыкальное произведение?

Слушание музыки:

1.  Какая музыка по настроению?

2.  Что было необычного  в исполнительском составе?

3.  Какие чувства выразил композитор?

4.  Можно понять, что для него, как для человека, это важно? Или это

просто воспоминания?

(Ответы детей).

Как вы считаете, люди, у которых богат духовный мир: они могут совершать

зло?  (ответы)

А какие поступки свойственны этим людям?   (ответы)

Совершенно верно! Им свойственны: добрые дела, поступки; это люди слова,

дела и чести; это борцы за справедливость; также им свойственно проявлять

милосердие и сострадание к окружающему себя.

В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. (Слайд 6.)

Давайте обратимся к словарю и прочитаем определение.

РА   И   И   , -и, ж.

1. То,  что  перешло  от  одного  поколения  к  другому,  что  унаследовано  от

предшествующих  поколений  (напр. идеи,  взгляды,  вкусы,  образ  действий,

обычаи). Национальные традиции. Воинские традиции.

2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту. Т. встречи Нового

года. Вошло в традицию что-н. (стало традиционным во 2 знач.).

Культурные традиции  это богатство нашей многонациональной страны.

- Традиции бывают национальные, военные, семейные. Можете вы привести

примеры каких либо традиций?

В старину на праздниках была традиция водить хороводы.

Девушки  водили  хороводы,  а   юноши  высматривали  себе  в  хороводах

невест. Поэтому девушки являлись в нарядах, сделанных или украшенных

своими руками. Танцевальный рисунок хоровода был очень разнообразен.

Хороводы   возглавляла   и   направляла   ведущая   «хороводница»,   обычно

наиболее бойкая, умелая и бедовая, как правило, замужняя женщина. Она

вела хоровод и одновременно обучала молодѐжь хороводить.

-  Давайте  попробуем  представить,  как  это  было.  А  роль  хороводницы  мы

предложим Т.Б.

Хоровод «Во поле берѐза стояла».

- внимание на характер вокального исполнения,

- соответствие движений и музыки,

- правильность выполнения движений.

V.        Закрепление

Работа с учебником с.4  5.

Дети   читают   материал   учебника   и   устанавливают   соответствия   между

понятиями и определениями этих понятий, данные в тексте. (Работа в парах

по карточкам.) Проверка.

VI.        Итог урока

- Что нового вы узнали на уроке? О чѐм бы вам хотелось рассказать своим

родителям дома?

VII.        омашнее задание

Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько культурных традиций,

принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе этих традиций?

VIII.  Рефлексия

У детей на партах лежат вырезанные нотки разного цвета.

- С каким настроением вы покидаете сегодняшний урок? Выберете нотку

и прикрепите еѐ к нотному стану.

(Подводим итог в зависимости от большего количества ноток)

-  А  закончить  урок  мне  хочется  вот  такими  замечательными  словами

Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла (Слайд 7.)



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Угранская средняя школа» Угранского района Смоленской области

Регистрационный номер работы

Методическая разработка интегрированного урока основы православной культуры, музыка

«Россия – Родина моя»

4 класс, урок

Голованова Александра Геннадьевна,

учитель начальных классов;

Шектыбаева Татьяна Биржановна,

учитель музыки

г.Смоленск, 2019г.

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ РАБОТЫ

Русская православная церковь

Московский Патриархат

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в

Центральном федеральном округе

(указать федеральный округ)
Министерство образования и науки Российской Федерации

ежегодный Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания

и работы с детьми и молодёжью до 20 лет

«За нравственный подвиг учителя»

        Голованова Александра Геннадьевна        

Шектыбаева Татьяна Биржановна

Методическая разработка интегрированного урока по предметам основы православной культуры, музыка

«Россия – наша Родина»

Номинация «Лучшая методическая разработка по предметам «Основы религиозных культур и светской этики», «Музыка»

Краткая аннотация работы

(не более 1 000 печатных знаков)

     Духовно-нравственное развитие личности ребёнка начинается с первых лет жизни. Его целостность, преемственность и непрерывность обеспечивается совместными усилиями семьи, школы, общества. Предлагаемая работа написана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду методических разработок. Её значимость заключается в том, что урока и используемый тематический материал создают наилучшие условия для объединения усилий семьи, общества и школы в решении проблем гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Несомненным достоинством данной разработки является четкое обозначение проблемы: все мы разные, но мы едины. Данная методическая разработка предназначена для учителей и классных руководителей с целью внедрения ее во внеклассную работу с учащимися. Она может быть использована при изучении в школе курса основы религиозных культур и светской этики (любой модуль), при проведении классных часов.

Музыка сопровождает человека с самого рождения. И через музыку человек учится понимать чувства и настроение. Интонационно-образное сопоставление музыкальных произведений разных народов помогает осознать значимость народной музыки, отражает национальную культуру народов и воспитывает уважительное отношение к музыке композиторов, которые изучают и отображают в своих произведениях стилевые, народные, национальные особенности. Предлагаемая работа написана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду методических разработок. Её значимость заключается в том, что расширяется интонационно-образный багаж ребенка, идет развитие эмоционального отклика на музыку,  формируется устойчивый интерес к музыке народов мира. Используемый музыкальный материал показывает разнообразие музыкального культурного наследия русского композитора П.И. Чайковского, а также показывает интерес к музыкальной культуре русского народа и музыке других народов мира. И через музыку формируется уважительное отношение и культурный интерес к культуре других народов, населяющих Россию.

Методическая разработка

Уровень образования: начальное общее образование

Целевая аудитория: учитель (преподаватель)

Класс:  4 класс

Предмет(ы): ОРКСЭ (модуль ОПК), музыка

 Цель: Донести до обучающихся мысль о том, что все мы разные, но вместе живем, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной – Россией.

Донести до обучающихся мысль о том, что музыкальная культура народов мира интересна композиторам, изучается ими и отображает особенности народов мира и России.  

Задачи:·        

 Пополнять активный словарный запас учащихся словами «Отечество, Отчизна, культурные традиции, внешний мир, духовный мир»; уточнить значение пословицы, работать в группах. Обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее.

 Развивать творческие способности, устную речь.

Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, духовные ценности.

Дать учащимся представление о том, что музыкальный фольклор это особая форма самовыражения, которая отражает культурное наследие и помогает понять особенности музыкальной культуры народа.

Уметь демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкально-творческой деятельностью;

Умение исполнять народные песни.

Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, духовные ценности.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: 

·         Учебник «Основы православной культуры 4-5» А.В.Кураев

·         Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры», М.: Просвещение, 2010

Музыка: Учебник для учащихся 4 кл. нач. шк. – Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – 3- изд.-М.: Просвещение, 2002.

Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 4 класса начальной школы / Е.Д. Критская, Г.П. Петрова, Т.С.  Шмагина – М.: Просвещение,2002.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.4 класс».

Е.Д.Критская «Музыка 4 класс»1 СD, mp 3, Фонохрестоматия, М., Просвещение, 2009 г.

Используемое оборудование: 

Проектор, компьютер, мультимедийная презентация, видеоролик, раздаточный материал

Музыкальный материал:

  1. «Песня о России» музыка: В. Локтева, слова: О.Высотской.
  2. П.И. Чайковский. Детский альбом. «В церкви».
  3. Русская народная песня «Во поле береза стояла»
  4. П.И. Чайковский. Балет «Щелкунчик». Сцена «Танцы кукол».

Краткое описание: 

Данная разработка актуальна не только для модуля ОПК, но и для остальных модулей в рамках предмета ОРКСЭ, а также для любого урока или классного часа, входящего в систему духновно-нравственного воспитания.

Планируемые результаты

Из планируемых результатов наиболее значимыми для данного урока являются следующие:

Предметные результаты: учащийся познакомится с понятиями «духовный мир», «культурные традиции»; узнает религиозные традиции культуры Росси; научится называть особенности православной культуры; получит возможность узнать влияние православия на становление культурной жизни России, системы ценностей.

Предметные УУД – расширение  знаний о средствах музыкальной выразительности, расширение кругозора. Знакомство с фактами биографии русского композитора П.И.Чайковского. Расширение знаний о творчестве композитора. Научить устанавливать причинно-следственные связи между характером музыки и чувствами, выраженными в произведении. Учить различать национальные особенности музыкальной культуры народов мира через определение ритмических, мелодических, тембровых особенностях звучания музыки. Учить выражать в исполнении показанные в произведении чувства посредством понимания средств музыкальной выразительности.  

Регулятивные УУД - умение организовывать свою деятельность в качестве исполнителя, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; умение вести самостоятельный анализ при восприятии информации;  
Метапредметные результаты: учащийся учится

1. различать языческую и православную традиции;

 2.осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, готовить сообщения и выступать перед коллективом класса;

3. слушать собеседника и излагать свое мнение;

 4.умеет различать иконопись и живопись различает религиозное и светское искусство.
Личностные результаты :

1. давать нравственную оценку ситуациям, опираясь на систему базовых национальных ценностей;

 2. иметь сформированную ценностную картину мира;

3. делать ценностный выбор;

4. уважительно относиться к другим людям;

5.демонстрировать положительное поведение.

 Регулятивные результаты (способность организовать свою деятельность) :

1. понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

 2. адекватно оценивать свои достижения;

 3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.
Познавательные результаты (искать, получать и использовать информацию):

1. осознавать познавательную информацию;

2. читать и слушать, извлекая нужную информацию;

3. структурировать информацию, фиксировать её различными способами;

 4. понимать информацию, представленную в виде таблицы;

5. переводить её в словесную форму; 6. обращаться к различным справочникам, находить в них нужные сведения;

7. проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение

Коммуникативные результаты :

1. уметь понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию (полно или частично), проникнуть в смысл высказывания — слушание;

2. иметь навыки изучающего чтения;

3. вести диалог и построения монологического высказывания — говорение;

 4. осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания, собирать и систематизировать материал, составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание в определенном стиле, совершенствовать высказывание — письмо, говорение.

Нравственный вывод: нужно изучать национальную культуру, знать традиции других национальностей, соблюдать свои традиции.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Основы православной культуры" по теме "Православное учение о человеке"

Задачи занятия: Дать понятие о душе человека, о внутреннем мире человека. Учить детей «думать о душе». Закреплять умения работать в группе, составлять кластеры, презентовать свои работы. Воспита...

Интегрированный урок основ православной культуры и технологии в 3 классе.

Интегрированный урок основ православной культуры и технологии в 3 классе по теме "РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО"....

Технологическая карта урока. Основы православной культуры, 4 класс. Тема урока: «Зачем творить добро?»

Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра....

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ «РОССИЯ – НАША РОДИНА»

Духовно-нравственное становление личности патриота своей страны подразумевает систему целенаправленной учебно-воспитательной работы. Немалую роль в этом процессе приобретают уроки учебного курса &laqu...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. Модуль: ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ УМК А.В. Бородина для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Пояснительная запискаРабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль: Основы православной культуры ориентирована на учащихся 4 класса и разработана на основе следующих докуме...

Интегрированный урок по физической культуре и музыке во 2 классе на тему: Спортивно-музыкальная эстафета «Соревноваться так с музыкой».

Цель урока: Укреплять здоровье, развивать координацию движений, скоростные качества, быстроту, ловкость, повышать  работоспособность  и улучшать  эмоциональное  состояние  шко...