Развитие чувства ритма у детей начальной школы.
статья по музыке (1 класс)

Горностаева Елена Ганнадьевна

Статья "Развитие чувства ритма у детей начальной школы" может быть интересна  учителям ритмики, музыки. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Горностаева Елена Геннадьевна

учитель ритмики, педагог дополнительного образования.

Тема: «Развитие чувства ритма у слабовидящих учащихся начальной школы».

Содержание:

1.Пояснительная записка.

2.Введение.

3.Что такое метроритм.

4. Обзор методик разных авторов по развитию чувства ритма.

5. Список используемой литературы.

                                     1. Пояснительная записка.

    Направленность методической работы: музыкальное образование слабовидящих детей младших классов.

Цель: описание практической работы над развитием чувства метроритма у младших учащихся.

Задачи: 1. Методическое обоснование педагогической целесообразности применения ритмических группировок и ритмических партитур в процессе развития чувства ритма.

2. Описание практического применения опыта ритмических группировок в процессе изучения музыкальных длительностей и развития чувства ритма. Ожидаемые результаты:

1.Формирование и развитие метроритмического чувства у слабовидящих детей младшего школьного возраста.

2. Изучение музыкальных длительностей, их графическое восприятие, формирование навыков прочтения ритмических рисунков.

Класс и возраст обучающихся, на которых рассчитана данная работа: дети младшего школьного возраста (от 7 до 8 - 9 лет), обучающиеся коррекционной школы для слабовидящих детей.

Материалы данной методической разработки могут применяться в работе детских развивающих центрах; на занятиях сольфеджио и ритмики с учащимися младших классов; на уроках музыки в начальных классах общеобразовательных и коррекционных школ.

2. Введение: 

        «Библия музыканта начинается словами: «Вначале был ритм» Г.Бюлов.

 Успешное обучение музыки складывается из многих составляющих. Это развитие чувства метроритма, памяти, слуха, моторики.

Однако главным составляющим на начальном этапе обучения является развитие чувства ритма. О важности развития музыкального ритма, в своих работах писали многие педагоги: М.Н. Баринова, Б.М .Теплов,

Е. В. Назайкинский, А. Л. Готсдинер, В. Н. Холопова, Г.Г. Нейгауз,

Л.А. Баренбойм, А.Б. Гольденвейзер и многие другие.

Цель данной работы – поделиться с коллегами некоторыми формами и методами работы по развитию метроритма на начальном этапе обучения. Мнения специалистов о возможности развития чувства музыкального ритма разделяются. Однако данные экспериментальной психологии свидетельствуют: музыкально-слуховые представления, в том числе и метроритмическая их сторона, формируются прижизненно в результате выполнения соответствующей деятельности. Целенаправленная организация метроритмических представлений способствует интенсивному музыкально-слуховому развитию учащихся. При этом активизируется моторно-двигательная сфера, поскольку произвольный и непроизвольный вызов представлений связывается с интонированием, приводящим в движение мышцы рук, пальцев и т.п.

“Воспитание ритма – это внедрение в музыкальное мышление ребенка основ порядка, равновесия и разнообразия ритмического строения музыки” – писала М.Н. Баринова в своей работе “О развитии творческих способностей ученика”. Наоюки и Рут Танеда в методической работе «Воспитание абсолютного слуха», помимо обозначенной темы, рассматривают также и проблемы ритмического воспитания детей.

  При исполнении пьес, встречающиеся ритмические неточности бывают связаны «с замедленным мышлением, или, вернее, с отсутствием опережающего мышления, выражающаяся в удлинении нот и пауз».

Эта проблема, хотя и возникает часто, но вполне решаема. Причины здесь не только в замедленном мышлении, но и в умении распределять внимание между разными элементами музыкальной ткани, в умении скоординировать свои исполнительские движения и выполнить их в определённом темпе, для этого требуется аналитическая работа ученика при необходимости, проводимая с помощью наводящих вопросах учителя.

Неразвивающихся способностей в природе не существует, поэтому чувство метроритма развиваемо благодаря комплексному музыкальному развитию. Другой вопрос - в какой степени оно может быть произвольно воспитуемо, каковы в данном случае пределы эффективности практической действенности соответствующего педагогического вмешательства.

Все зависит от восприимчивости каждого обучающегося, от его эмоциональной отзывчивости. Как известно, обучающийся осознает, постигает содержание музыки в различных видах музыкальной деятельности, начиная со слушания ее. Но особенно интенсивно, углубленно он проникает в смысл музыкальной речи в процессе собственного исполнения.

Именно в ходе исполнительской деятельности проявляется ощущение ритмической жизни музыки.

3.Что такое метроритм. В ритме есть нечто волшебное; он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам. Иоганн В. Гёте

Ритм (от греч. — размеренность, такт, стройность, соразмерность).

Ритм музыкальный — временная организация музыкальных звуков и их сочетаний. С XVII века в музыкальном искусстве утвердился тактовый, акцентный ритм, основанный на чередовании сильных и слабых долей. Системой организации ритма служит метр. В музыке всегда ощущается определенная пульсация. Она образуется из чередования так называемых «долей» - сильных и слабых. Метр – это чередование сильных и слабых долей. Расстояние от одной сильной доли до другой называется такт. Такты отделяются друг от друга тактовой чертой, которая ставится перед сильной долей. Количество длительностей в такте определяется музыкальным размером. Размер – это числовое выражение метра. Можно сказать, что метроритм-это музыкальная пульсация.

4.Обзор методик разных авторов по развитию чувства ритма. Существует немало интересных методик по развитию чувства метроритма, однако нет окончательно оформленной программы, где освоение материала было бы строго упорядочено. Методическая разработка предмета ритмики Франко и Лифиц содержит множество двигательных упражнений на освоение чувства метра, формы, темпа, характера произведения, однако находиться несколько в стороне от непосредственного применения навыков метроритма на уроках сольфеджио и специальности.

Методика Л.И. Белецкой выгодно отличается от других тем, что она вплотную связана с практикой: знания, умения и навыки, полученные на таком уроке ритмики учащиеся, применяют и на специальности (при разборе произведения, чтении с листа, исполнении ритмических трудностей) и на сольфеджио (при чтении с листа, разучивании музыкальных номеров, в диктантах, творческих формах работы). Оригинальной и ценной находкой Л. Белецкой является использование комбинаций из пальцев рук педагога для показа ритм блоков. Ритмическая пульсация, где за единицу счёта принимается «шестнадцатая», помогает учащимся в осмыслении соотношения длительностей в ритм блоках и развитии чувства равномерного пульса.

Методика Белецкой также включает в себя освоение таких важных разделов, как деление доли; упражнения для осмысления и работы над полиритмией, ритмическими особенностями некоторых жанров («Самбо»). Положительный эффект в освоении ритмических блоков даёт использование системы ритмослогов и образных характеристик, созданных педагогом-новатором из города Москвы В.В. Кирюшиным. Ритмослоги и ранее использовались в работе с длительностями (ти-ти та; ди-ли дон и др.), но именно В.В. Кирюшин дал разные слоговые названия ритмическим блокам, тем самым чётко разделив временные и образные характеристики отдельных длительностей и ритмических фигур. Интересным, на мой взгляд, советы в изучении метроритма и примеры практических упражнений для прорабатывания отдельных ритмических рисунков в 2-х и 3-х дольных метрах даны педагогом Г. Шатковским в его работе «Развитие музыкального слуха», где он отмечает, что «метроритмическая сторона играет в музыке даже большую роль, чем высотные отношения».

Б.М. Теплов разделяет ритм исполнителя на инициативный и подчинённый. Инициативный ритм является прежде всего результатом волевых ощущений. В исполнении это проявляется не только в точности ритма, но в особой упругости, яркой подаче ритмического рисунка мелодии.

 Безынициативный ритмически исполнитель, играя, казалось бы точно и ровно, не «заряжает» своим ритмическим ощущением слушателей, не вовлекает их в ритмическое движение произведения. Эти качества ритма (упругость, «сопротивляемость») следует воспитывать у обучающихся не только посредством объяснения, вызыванием у него необходимого ощущения, а прежде всего связывать с движением рук на инструменте. Развитие инициативного ритма важно прежде всего потому, что чувство музыкального ритма «критерий» эмоциональный и ритм в музыке является выражением эмоционального содержания.

Б.М. Теплов характеризует музыкально-ритмическое чувство как «способность активно переживать, отражать в действии музыку…» Одним из главных признаков недостаточной способности в ритмическом отношении служит признак неправильной последовательности одинаковых длительностей. С самого начала с такими обучающимися всеми средствами: двигательными, интеллектуальными, слуховыми нужно воспитывать именно этот навык.

Ещё Э. Жак-Далькроз полагал, «первой задачей ритмического воспитания приучать сознание к ощущениям одинаковой длительности». Ощущение равномерности одинаковых длительностей, когда оно будет достаточно прочно освоено, будет прекрасной основой для чувства соотношения длительностей, чувства метрической и ритмической пульсаций, для чувства темпа. Вся методика работы по воспитанию ритма исходит из положений, которые сформулировал Б. Теплов.

1.«Чувство ритма в основе своей имеет моторную природу». «Музыкально-ритмическое чувство… сопровождается двигательными реакциями более или менее верно передающими временной ход музыкального движения, т.е. восприятие музыки имеет активный, слухо-моторный характер, двигательные моменты есть органический компонент восприятия ритма».

2. «Музыкально-ритмическое чувство характеризуется способностью тонко чувствовать эмоциональную выразительность музыкального движения».

 3. «Музыкально-ритмическое чувство может развиваться только в процессе музыкальной деятельности». Один из главных методов воспитания ритмического чувства – это метод звукодвигательный. Педагог может использовать различные двигательные приёмы для организации развития у обучающегося ритмического чувства: это и ритмичная ходьба (если это необходимо для лучшего прочувствования моторной силы музыки), похлопывание метроритмического рисунка, легкое постукивание ногой, ритмичные движения корпусом. Введение специальных ритмических игр и упражнений в занятие благоприятно сказывается на развитии чувства музыкального ритма, способствует формированию слуха, ритмических навыков и представлений, степень развития которых непосредственно связана с эмоциональной отзывчивостью детей на выразительные особенности ритма. На развитие чувства ритма влияет также систематичность и последовательность знаний, умений и навыков, их посильность и постепенность усложнения. Развитие чувства ритма не только готовит ребенка к восприятию музыки, но и способствует его оздоровлению. 5. Практическая часть «Музыкально-ритмическим воспитанием нужно заниматься задолго до того, как ученик впервые начнёт играть на инструменте.» Т.Б. Юдовина-Гальперина

В своих занятиях использую принцип от простого к сложному:

  1. Начинаю, обычно, с прохлопывания слов, имён детей, стихотворений, попевок, не больших песенок.

Где, I — короткий слог, частые удары, а, — длинный слог, редкие удары. Сразу можно рассказать ребёнку о сильных и слабых долях.

Дети очень любят прохлопывать свои любимые стихотворения. Поэтому, если ребёнок хорошо освоил ритмослоги, в домашнем задании можно попросить его приготовить своё любимое стихотворение.

2. Второй этап, это знакомство с длительностями нот и пауз. Когда эти знания хорошо закреплены, вводим понятия размера и тактовой черты. И переходим к прохлопыванию ритмических группировок. Начинаем с 2-3х тактов, постепенно переходим к предложению и периоду. Используем простые размеры 2/2, 3/4, 4/4.

Вводим понятие длительности с точкой, залигованная длительность, осваиваем шестнадцатые:

Изучение и закрепление длительностей проходит вместе с игрой простейших мелодий, в которых закрепляются эти знания.

4. Усложняем задачу - вводим ритмические партитуры; развиваем координацию, внимание (прохлопывание двумя руками одновременно на столе):

Верхняя строчка (правая рука) переходит на звуковысотность, в левой – остинатный бас.  

Легче усваивается ритмический рисунок в движении: упражнения с бубнами, ложками т.д.

На занятиях использую музыкальные игры, они очень нравятся детям, и помогают им понять материал. Ритмический рисунок легче усваивается через движения.

6. Список используемой литературы.

1. Баева Н. и Зебряк Т. «Сольфеджио для I-II классов» ДМШ

2. Барабошкина А. «Сольфеджио» для 2 класса ДМШ

3. Боровик Т. «Ритмы и рифмы» Сборник ритмодекламаций.

4. Калмыков Б. и Фридкин Г. «Сольфеджио» I часть Одноголосие».

5. Курина Г. «Ритмическое сольфеджио».

6. Металлиди Ж. и Перцовская А. «Сольфеджио» « Мы играем, сочиняем и поем» учебники для 1 и 2 класса ДМШ.

7. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1967

8. Нестерова Н. «Начинаем мы считать» Ритмическая тетрадь.

9.Сиротина Т. «Ритмическая азбука».

10.Теплов Б. М. « Психология музыкальных способностей», М.: «Наука», 2003.

11. Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике для 1 класса музыкальной школы, Москва. Музыка, 1987.

12. Франио Г. Поурочный план по ритмике для дошкольных групп музыкальных школ и школ искусств. Москва. Музыка 1993.

13.Холопова В. Н. «Музыкальный ритм», М.,1980

14. Цыпин Г. М. «Обучение игре на фортепиано» М.,1984.

15. Чуковский К. И. «От двух до пяти. Москва: «КДУ»,2005.

16. Шатковский Г., «Развитие музыкального слуха», Москва, Музыка, 1996.

17. Юдовина- Гальперина «За роялем без слёз или я - детский педагог» Предприятие Санкт- Петербургского Союза художников, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности»

Данный мастер-класс представляет собой практическое занятие с профессиональной аудиторией (учителя музыки) по теме «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки и...

ВКР "Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста посредством народных музыкальных игр".

Материал пригодится преподавателю музыки в начальной школе, предлагаю апробировать методику по развитию чувства ритма детей средствами музыкального фольклора....

Электронное звуковое пособие «Конго» (Комплекс для развития чувства ритма и координации у младших школьников).

Этот ресурс (он рассчитан на 1-4 классы)  может применяться не только на уроках музыки. В процессе выполнения задания восстановятся кровообращение, тонус мышщ, бодрое настроение. Пособие «Конго» ...

Методическая разработка "Развитие чувства ритма на уроках музыки в общеобразовательной школе "

В данной методической разработке представлен обзор проблемы развития чувства ритма у младших школьников....

План самообразования "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста"

Одна из основных задач музыкального воспитания согласно ФГОС: «Развитие музыкальных способностей». Современное понимание проблемы музыкального воспитания детей предполагает вовлечение их в...

"Развитие чувства ритма на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ"

В ритмическом учебном пособии для младших классов ДШИ   показаны разнообразные формы работы при отработке ритмической группы четверть с точкой и восьмая.  В пособии пять ...

Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста

laquo;Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста»Автор: учитель музыки Норицына Анна НиколаевнаМладшие школьники обладают хорошей координацией движений при ходьбе, беге, прыжках...