Урок музыки в 3 классе. Кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский»
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Герцог Наталья Николаевна

Плпн-конспект урока. Музыкальный материал: колокольный звон, хор «Вставайте, люди русские», песня Александрова «Вставай, страна огромная».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок24.16 КБ
Office presentation icon презентация1.63 МБ
Microsoft Office document icon Вставайте люди русские23.5 КБ
Microsoft Office document icon Солдатушки21 КБ
Package icon презентация1.37 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок по музыке № 4 в 3 классе.

Кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский»

Цель.

Приобщение к музыкальному наследию через творчество С.С. Прокофьева – кантата «Александр Невский»

Задачи.

Сформировать УУД:

1.Предметные: совершенствовать музыкальное восприятие, сформировать понимание о новой музыкальной форме – «кантата», сформировать умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.

2.Метопредметные: формировать умение анализировать, сравнивать, выделять главное, в процессе слушания уметь выделить средства выразительности, которыми пользовался композитор.

3.Личностные:

формировать мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся: на основе музыкального восприятия воспитывать пробуждение веры в свой народ, в Россию чувства личной ответственности за Отечество. Испытывать гордость и восхищение подвигами Александра Невского, вызывать чувство патриотизма, обогащать духовный мир детей.

Урок усвоения новых знаний

Литература и оборудование.

Учебные: учебник «Музыка» 3класс,  Г.П.Сергеева,  И.Э.Кашекова,  Е.Д.Критская, Москва «Просвещение» 2013 год.

Наглядные: мультимедийные презентации; презентация Microsoft  PowerPoint, голоссарий (запись на доске) –кантата.

ТСО: компьютер,  мультимедиапроектор.

Интернет ресурсы: classic-musik.ru, news.yandex.ru, ru.wikipedia.org,images.yandex.r

Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, музыка.

Музыкальный материал: колокольный звон, хор «Вставайте, люди русские», песня Александрова «Вставай, страна огромная».

Тема урока: «Кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский»»

1.Организационный

Приветствие в форме диалога:

Добрый день!

Встретились мы снова.

Слушать музыку и петь вы всегда готовы?

2.Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

На фоне звучания колокольного звона – декламация:

Среди дубравы

Блестит крестами

Храм златоглавый

С колоколами…

К себе он тянет неудержимо,

Зовет и манит он в край родимый…

И сердце радостно

Дрожит и тает,

Пока звон благостный

Не замирает.

Ребята, вы раньше слышали колокольный звон?

Нельзя себе представить Россию без храмов и колокольного звона. Это как символы России, её неотъемлемая часть. Колокола звонили и в великие праздники - благовесты, и тяжелую минуту испытаний – набаты, которые предупреждали людей о нависшей опасности. Колокольным звоном встречали только что родившегося человека, и провожали его в последний путь. Звоном колоколов встречали своих героев-воинов, защищавших родные земли от нападения врагов. А героями наша земля была издавна богата. И среди них – славный сын земли русской – великий полководец Александр Невский. Вы о нем что-нибудь слышали?

 - Как вы думаете о ком мы будем с вами сегодня говорить?

О А. Невском и еще познакомимся с новым музыкальным произведением – кантата «Александр Невский»

3.Усвоение новых знаний.

Фронтальная беседа: 

Посмотрите на портрет и скажите, каким был Александр Невский?

Великий князь Александр, на что он опирается?

Готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю. Это под его руководством под Невой была одержана победа над шведами, а ведь ему тогда было только 20 лет.
А в 22 года он разбил рыцарей-тевтонов на Чудском озере. Битва эта вошла в историю под названием «Ледовое побоище».
- Посмотрите на репродукцию картины художника, изобразившего фрагмент этой битвы.

Недаром Невский выбрал поле боя замерзшее озеро.

 - Почему?

Александр правильно расчитал, что лед просто не выдержит тяжелых доспехов противника.

 Посмотрим фрагмент из фильма «Александр Невский» - конец этого сражения.

Отпуская пленных солдат, Александр Невский сказал: «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но если кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля». Посмотрим и послушаем его речь, затем хором прочитаем.

В1938 году был создан художественный фильм «Александр Невский», отрывки из которого мы с вами видели. К этому фильму С.С. Прокофьевым была написана музыка. Позднее, в 1939 году - кантата «Александр Невский». Новое слово «кантата». Кант – хвалебная песнь (запись на доске)

Прочитайте в учебнике на стр.16, что обозначает слово кантата.

Кантата – крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, исполняемых хором, солистами и оркестром.

Сейчас мы с вами послушаем одну из частей кантаты «Вставайте, люди русские!» (перед прослушиванием прочитать текст песни)

Постановка проблемы:

Ребята, когда вы будете слушать текст, вы должны выделить те слова и  записать в тетрадь, которые прославляют народ, родную землю, которые доказывают, что это произведение – кантата.

Вставайте, люди русские,

На славный бой, на смертный бой.

Вставайте, люди вольные,

За нашу землю честную!

Живым бойцам почёт и честь,

А мёртвым - слава вечная.

За отчий дом, за русский край

Вставайте, люди русские!

Вставайте, люди русские,

На славный бой, на смертный бой.

Вставайте, люди вольные,

За нашу землю честную!

На Руси родной,

На Руси большой

Не бывать врагу!

Не бывать врагу!

Поднимайся, встань,

Мать родная, Русь!

Поднимайся, встань,

Мать родная, Русь!

Вставайте, люди русские,

На славный бой, на смертный бой.

Вставайте, люди вольные,

За нашу землю честную!

Врагам на Русь не хаживать,

Полков на Русь не важивать!

Путей на Русь не видывать,

Полей Руси не таптывать

Вставайте, люди русские,

На славный бой, на смертный бой.

Вставайте, люди вольные,

За нашу землю честную!

Вы прослушали текст кантаты, какие слова вы выписали?

 - А теперь внимательно прослушаем в исполнении хора и во время прослушивания определите – какая песня по характеру.

Постановка проблемы.

1.Какая песня по характеру? 

2.Везде ли одинаково звучит музыка? 

После прослушивание дети дают свои ответы

Фронтальная беседа:

От лица кого поется средняя часть?

Какие интонации мы слышим в этой музыке?

Давайте прочитаем, какими средствами выразительности добился композитор такого характера.

Фильм «Александр Невский» был создан в 1938 году, в то время, когда гитлеровцы уже начали свое варварское вторжение в страны Европы, а в 1941 году фашистская Германия напала на нашу страну. И из всех радиоприемников звучала песня «Вставай, страна огромная!» музыка А.В. Александрова и  «Вставайте, люди русские» музыка С.С. Прокофьева.

Постановка проблемы:

Когда вы будете внимательно слушать отрывок из песни «Вставай страна огромная!», то должны определить что общего у этих песен?

Кто может ответить на вопрос, что общего у этих песен.

Вот так соединились 13 и 20-й века, а соединила их сила искусства. Песни поднимали у людей чувства патриотизма, вели на битвы, помогали совершать подвиги. А имя Александра Невского навсегда осталось в истории как символ героизма и командирской доблести. Во время войны в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу.

За великие дела во славу земли русской Александр Невский был причислен к лику святых.

А в 2008 году всеобщим голосованием имя Александра Невского возглавило список великих людей России. Во времена Александра Невского и в царские времена довольно часто происходили различные войны. И во время военных походов очень поднимали дух солдат бодрые, маршевые песни.

4.Закрепление нового материала.

 - С каким героем вы познакомились на уроке?

 - Какой композитор посвятил этому герою свое произведение?

 - Какое произведение мы слушали?

  - Какой новый музыкальный термин мы узнали?

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Дома прочитаете учебник страницы с16 по 17, знать определение что такое «кантата».

5.Подведение итогов.

Подведем итоги, сделаем вывод.

 - Почему в России помнят и чтят память Александра Невского?

Поэтому Прокофьев и посвятил свою хвалебную песнь - кантату.

Разрешите закончить урок такими строчками:

Я вечно преклоняюсь перед теми,

Кто долг храня Отчизну защищал,

Не встал перед врагами на колени,

Кто мира нарушителей карал.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Кантата Александр Невский» С.С. Прокофьев»

Слайд 2

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра Монастырь и музей в Санкт-Петербурге

Слайд 3

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

Слайд 4

Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942) Россия Святой князь Александр Невский

Слайд 5

А и было дело на Неве-реке, На Неве-реке, на большой воде. Там рубили мы злое воинство, Злое воинство, войско шведское.

Слайд 6

А и было дело на Неве-реке, На Неве-реке, на большой воде. Там рубили мы злое воинство, Злое воинство, войско шведское. Ух, как бились мы, как рубились мы! Ух, рубили корабли по досточкам. Нашу кровь-руду не жалели мы За великую землю русскую. Где прошел топор, была улица, Где летело копье - переулочек. Положили мы шведов, немчинов, Как ковыль траву на сухой земле. Не уступим мы землю русскую. Кто придет на Русь, будет насмерть бит. Поднялася Русь супротив врага; Поднимись на бой, славный Новгород!

Слайд 7

Сергей Сергеевич Прокофьев (18 91 -1953) «Песнь об Александре Невском» из кантаты «Александр Невский»

Слайд 8

КАНТАТА - (латинское canto , буквально - пою). Музыкальное произведение торжественного или лирико - эпического характера, состоящее из нескольких законченных номеров и исполняемое певцами - солистами, хором в сопровождении оркестра.

Слайд 9

Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898-1948) Кинорежиссёр

Слайд 10

Павел Дмитриевич Корин ( 1892-1967 ) Россия Триптих «Александр Невский» 1942

Слайд 11

ТРИПТИХ - ( греческое triptychos , буквально - тройной, сложенный втрое). Произведение искусства из трёх картин, рельефов или рисунков, объединённых общей идеей, темой или сюжетом.

Слайд 12

Павел Дмитриевич Корин ( 1892-1967 ) Северная баллада (левая часть триптиха)

Слайд 13

Павел Дмитриевич Корин ( 1892-1967 ) Старинный сказ (правая часть триптиха)

Слайд 14

Павел Дмитриевич Корин ( 1892-1967 ) Александр Невский (центральная часть триптиха)

Слайд 15

Сергей Сергеевич Прокофьев (18 91 -1953) Хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский»

Слайд 16

Вениамин Михайлович Сибирский (род. в 1936) Россия Набатный колокол. Россия

Слайд 17

Вставайте, люди русские, На славный бой, на смертный бой, Вставайте, люди вольные, За нашу землю честную! Живым бойцам почет и честь, А мертвым слава вечная. За отчий дом, за русский край, Вставайте люди русские Вставайте, люди русские, На славный бой, на смертный бой, Вставайте, люди вольные, За нашу землю честную! На Руси родной, на Руси большой Не бывать врагу. Поднимайся, встань, Мать родная Русь.

Слайд 18

Вставайте, люди русские, На славный бой, на смертный бой, Вставайте, люди вольные, За нашу землю честную! Врагам на Русь не хаживать, Полков на Русь не важивать, Путей на Русь не видывать, Полей Руси не таптывать. Вставайте, люди русские, На славный бой, на смертный бой, Вставайте, люди вольные, За нашу землю честную!

Слайд 19

Павел Павлович Попов (род. в 1966) Россия Ледовое побоище

Слайд 20

Домашнее задание Прослушать фрагмент «Ледовое побоище» из кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский» и написать киносценарий, согласно развитию событий, о которых композитор рассказал нам с помощью изобразительных и выразительных средств музыки. Музыкальный файл выложен на сайте.



Предварительный просмотр:

Автор текста (слов):      Луговский В.  Композитор (музыка):Прокофьев С. 

Текст (слова) песни «Вставайте, люди русские»

Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой.
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!

Живым бойцам почёт и честь,
А мёртвым - слава вечная.
За отчий дом, за русский край
Вставайте, люди русские!

Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой.
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!

На Руси родной,
На Руси большой
Не бывать врагу!
Не бывать врагу!
Поднимайся, встань,
Мать родная, Русь!
Поднимайся, встань,
Мать родная, Русь!

Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой.
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!

Врагам на Русь не хаживать,
Полков на Русь не важивать!
Путей на Русь не видывать,
Полей Руси не таптывать

Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой.
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!



Предварительный просмотр:

Солдатушки, бравы ребятушки, 
А кто ваши отцы. 
Наши отцы русски полководцы, 
Вот кто наши отцы. 

Солдатушки, бравы ребятушки, 
А кто ваши матки. 
Наши матки белые палатки, 
Вот кто наши матки. 

Солдатушки, бравы ребятушки, 
А кто ваши жёны. 

Наши жены пушки заряжёны, 
Вот кто наши жёны. 

Солдатушки, бравы ребятушки, 
А кто ваши сестры. 
Наши сестры пики, сабли остры, 

Вот кто наши сестры. 

Солдатушки, бравы ребятушки, 
А кто ваши деды. 
Наши деды славные победы, 
Вот кто наши деды. 



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Защитник Руси Александр Невский Подготовили: ученицы 6 класса МБОУСОШ №6 Позднякова Христина и Головина Виктория Руководители: ученики 11 «А» класса Шеламов Евгений, Помятихина Анна 5klass.net

Слайд 2

Святой благоверный князь Александр родился 13 мая 1220 года на Суздальской земле в городе Переславль- Залесский. Александра воспитывали так же, как и всех княжичей на Руси. Пока был княжич младенцем- приставляли к нему мамок- нянек. Когда Александру исполнилось 4 года В Спасо –Преображенском храме епископ, творя молитву, срезал с головы отрока несколько прядей. После совершения обряда мальчика впервые посадили на коня, в руки дали оружие. И предстояло Александру освоить все навыки ратного дела.

Слайд 3

Невская Битва В Новгороде Александр стал княжить, имея всего лишь 16 лет от роду. Править он старался справедливо и милосердно, и вскоре новгородцы полюбили молодого князя за его не по годам зрелый ум и доброе сердце. Это был трудный период в истории Новгородского княжества, да и Руси. С Востока надвинулись монголо – татары С Запада подбирались шведы Когда высадилось шведское войско на берегу Невы, послал Биргер гонца в Новгород. Тот вез послание Александру: - Я уже здесь и стою на твоей земле! Если можешь сопротивляйся, а не можешь покорись мне.

Слайд 5

15 июля 1240 года, когда шведы, разбились по шатрам, дружина Александра ворвалась в лагерь неприятеля. Началась большая сеча. Князь Александр пробился к центру лагеря, где стоял шатер Биргера. И сошлись они. Александр ударил Биргера копьем в лицо и тяжело ранил. В страхе попятились шведы к своим кораблям. Торопливо отчалило поредевшее войско и убралось восвояси. А князя Александра за победу над шведами прозвали- НЕВСКИМ.

Слайд 6

Ледовое побоище. Не долго ликовал народ и славил своего князя. Среди бояр оказались хитрые и завистливые. Подняли они смуту против Александра. Послали новгородцы гонцов за князем и просили защитить их и всю землю Русскую. Не раздумывая вышел Александр из Переславля со своей дружиной. Князь призвал на помощь Господа и стал готовиться к решающей битве. Место для нее он выбрал сам- на Чудском озере.

Слайд 7

5 апреля 1242 года началось Ледовое побоище. Войско немецких рыцарей стало теснить русское войско. Князь Александр приказал отступать на лёд. Со стороны казалось, что рыцари побеждают, но это была уловка хитроумного князя. Ливонцы попали в окружение и бестолково топтались на талом снегу. И тут он треснул под ними и стал ломаться. Один за другим уходили под воду немецкие рыцари в тяжелых доспехах. Так завершилась эта великая битва, названная в народе « Ледовым побоищем».

Слайд 8

Александр Невский принимает папских легатов. Г.И.Семирадский.1876г.

Слайд 9

Князь Александр и хан Батый. Услышав о подвигах удалого князя, грозный монгольский хан Батый послал сказать ему Я хочу видеть тебя! Не хотелось ехать Александру на поклон к надменному и кровожадному Батыю, но ради спасения родной земли отправился к хану в Орду. Батый решил сделать Александра великим князем, главою над всей Русью. А на это следовало получить разрешение великого монгольского хана, который был повелителем всех ханов, в том числе и Батыя .

Слайд 10

Александр Невский в Золотой Орде. Г.И.Семирадский.1876г.

Слайд 11

Принял великий монгольский хан славного русина, взял его дары, дал золотой ярлык – знак верховной власти над всею Русью и отпустил Александра с миром на родину.

Слайд 12

Во благо родины Вернувшись из орды, князь понял, что поступил правильно. Невозможно сейчас Руси совладать с ордой. Прошли годы и один из ханов потребовал, чтобы русские князья прислали воинов для участия в походе на Казань. И снова отправился Александр Ярославич в орду на поклон- избавить русских витязей от этой повинности. Один Господь ведает ,сколько трудов стоило князю убедить хана не забирать в свое войско русичей. С великою славою возвращался Александр на родину, но по пути тяжело заболел. Сказались и былые походы , и старые раны, а более всего- многие месяцы унижений в Орде.

Слайд 13

За несколько часов перед смертью позвал князь к себе священника и принял монашеский постриг с именем Алексий. Умер святой князь 14 ноября 1263 года. Тело Александра доставили в стольный град Владимир. Оно покоилось в монастыре более пяти веков. А в 1724 году император Петр I решил прославить мудрого правителя и доблестного защитника Руси. Мощи святого князя б ыли перенесены в город Санкт- Петербург и помещены в Александрово- Невской лавре. С этого дня стал Александр Невский покровителем Санкт- Петербургаю

Слайд 14

В 1725 году был учрежден орден святого Александра Невского. А учрежденный в 1942 году новый орден Невского вошел в число высших боевых наград.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока музыки в 4 классе С.Прокофьев кантаты "Александр Невский "

Урок  музыки в 4 классе   разработка урака музыки в 4 классе. " С. Прокофьев кантата " Александр Невский"...

урок музыки по теме "С.Прокофьев кантата "Александр Невский"

Урок  на закрепление знаний о вокальных жанрах, и знакомство с новой темой....

презентация к уроку "С.Прокофьев кантата "Александр Невский"

презентация к уроку "С.Прокофьев кантата "Александр Невский"...

Методическая разработка тем уроков для учащихся 2-4 классов Кантата «Александр Невский» Сергея Сергеевича Прокофьева на уроках музыки

Методическая разработка тем уроков для учащихся 2-4 классов предназначена для учителей музыки, может использоваться учителями начальной школы, педагогами дополнительного образования детей по эстетичес...

Музыка. 3 класс. Презентация. Кантата С.С.Прокофьева "Александр Невский"

Музыка. 3 класс. Презентация. Кантата С.С.Прокофьева "Александр Невский"...

Урок музыки во 2 классе "Святые земли русской. Кантата Александр Невский"

Презентация к уроку музыки во втором классе общеобразовательной школы "Святые земли русской. Кантата Александр Невский" составлена с учетом программных требований. Много иллюстративного мате...

кантата С. Прокофьева А. Невский.

кантата С. Прокофьева А. Невский....