Урок «Образ матери в музыке, поэзии, живописи».
методическая разработка по музыке (3 класс)

Герцог Наталья Николаевна

Рассмотреть на уроке картины известных художников о женщине, познакомить с музыкой, прочитать отрывки стихотворений о маме

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. Кто написал музыку «Богородице Дево,   радуйся»?

А) П.И. Чайковский   Б) М.П. Мусоргский    В) С.В. Рахманинов

  1. Кто такая Богородица?

А) Дева Мария      Б)  Царица Небесная        В) Мадонна

  1. Кто написал картину «Сикстинская мадонна»?

А) В.М. Васнецов     Б) Рафаэль        В) А.А. Фет

  1. Какой поэт восхищался Богоматерью с младенцем?

А)  А.С. Пушкин        Б)  И.С. Бах        В) Данте

  1. Какая икона величайшая святыня Руси?

А) Богоматерь Владимирская  

 Б) Державная    

 В) Казанская


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Образ матери в музыке, поэзии и изобразительном искусстве» Раздел : «О России петь - что стремиться в храм» 3 класс, программа «Музыка» авторов: Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной

Слайд 2

Нет никого ближе и роднее матери! Нет и не будет … ( К. Г. Паустовский ) Я верю, что женщина – чудо такое, Какого на Млечном пути не сыскать, И если «любимая» - слово святое, То трижды священное –женщина-мать!» Л . Рогожников

Слайд 3

Образы матери в изобразительном искусстве Мадонна Литта Леонардо да Винчи Мадонна Грандука Рафаэль Санти Мадонна Вильяма Бугеро

Слайд 4

Ave Maria Сикстинская Мадонна Рафаэль Ave Maria! Jungfrau mild, Erhöre einer Jungfrau Flehen , Aus diesem Felsen starr und wild Soll mein Gebet zu dir hinwehen . Wir schlafen sicher bis zum Morgen , Ob Menschen noch so grausam sind . O Jungfrau, sieh der Jungfrau Sorgen , O Mutter, hör ein bittend Kind! Ave Maria! Ave Maria! Unbefleckt ! Wenn wir auf diesen Fels hinsinken Zum Schlaf , und uns dein Schutz bedeckt Wird weich der harte Fels uns dünken . Du lächelst , Rosendüfte wehen In dieser dumpfen Felsenkluft , O Mutter, höre Kindes Flehen , O Jungfrau, eine Jungfrau ruft ! Ave Maria! Ave Maria! Reine Magd ! Der Erde und der Luft Dämonen , Von deines Auges Huld verjagt , Sie können hier nicht bei uns wohnen , Wir woll'n uns still dem Schicksal beugen , Da uns dein heil'ger Trost anweht ; Der Jungfrau wolle hold dich neigen , Dem Kind, das für den Vater fleht . Ave Maria ! Ave Maria ! Пред тобой Чело с молитвой преклоняю... К тебе, заступнице святой, С утеса мрачного взываю... Людской гонимые враждою, Мы здесь приют себе нашли... О, тронься скорбною мольбою И мирный сон нам ниспошли! Ave Maria! Ave Maria! Ночь пришла . Измучены мы тяжким горем, И ложем служит нам скала Над этим вечным бурным морем. Взгляни на нас! Ты сновидений зловещий рой отгонишь прочь, Прольешь в сердца успокоенье, И быстро пронесется ночь... Ave Maria! Ave Maria! Не страшна Нигде с тобою злая сила... Не ты ли, благости полна, Гонимых, нас в горах укрыла! И в этот поздний час мольбою К тебе взываю я: внемли! Будь нам охраною святою И тихий сон нам ниспошли! Ave Maria !

Слайд 5

Каждый куплет песни начинается небольшим вступлением и завершается заключением, построенным на одном и том же музыкальном материале -мягко звучащих мерно чередующихся аккордах . Музыка вступительных тактов сохраняется в качестве аккомпанемента на протяжении всей песни. Это обрамление говорит о сугубо личных представлениях каждого человека .

Слайд 6

Franz Peter Schubert ( 31 января 1797, Лихтенталь , Австрия — 19 ноября 1828, Вена) Великий австрийский композитор. Создатель романтических песни и баллады, вокального цикла, фортепианной миниатюры, симфонии, инструментального ансамбля. Песенность пронизывает сочинения всех жанров.

Слайд 7

В русской православной церкви есть подобная молитва, обращённая к матери – “Богородице Дево , радуйся”. Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородица , дева радуйся, Благодатная Мария, Господь с тобой. Благословенная ты в женах, И благословлён плод из чрева Твоего яко Спаса родила еси душ наших. Аминь. Богоматерь Владимирская. Икона

Слайд 8

Согласно преданию, Владимирская икона Божией Матери написана святым апостолом и евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы на доске стола, за которым совершало трапезу Святое Семейство. Владимирская икона Божией Матери оставалась в Иерусалиме до 450 года. При Феодосии Младшем её перенесли в Константинополь. В начале XII века Патриарх Лука Хрисоверг послал специальный список (копию) с неё в дар великому князю Киевскому Юрию Долгорукому. В 1918 году чудотворный образ перенесли в Государственную Третьяковскую галерею. Сейчас находится в храме святителя Николая в Толмачах.

Слайд 9

Найди слова, которые передают твои чувства когда ты слушаешь произведения С. Рахманинова – «Богородице Дево , радуйся» №6. Из «Всенощного бдения» Достоинство Благородство Т ишина Спокойствие Красота П ростота Величие Радость Мир

Слайд 10

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Владимирская» молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, о наставлении в Православной вере, о сохранении России. Тропарь, глас 4 Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши , Владычице, чудотворную Твою икону, к ней же ныне мы притекающе и молящеся , Тебе взываем сице : о, пречудная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих , и спасет души наши, яко Милосерд.

Слайд 11

Термины Тропарь – это короткая молитва в честь какого-либо праздника или святого. Ико́на (от ср.-греч . εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч . εἰκών «образ», «изображение») — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания

Слайд 12

Характерные черты церковного православного пения Православная церковная музыка вокальная, в православной службы исключены музыкальные инструменты — элемент, который вносит в музыку мирской дух и вызывает парение ума молящегося. Использование инструментов указывает на духовное младенчество. Музыкальные инструменты становятся между человеком и Богом и препятствуют соединению души с Ним.

Слайд 13

Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице – Дева Мария , Царица Небесная, Мадонна – есть обращение: Всепетая . Пресвятая Богородица Гребневская Пресвятая Богородица Тихвинская Пресвятая Богородица Казанская

Слайд 14

Чудотворные иконы Икона Милостивая Икона Нечаянная радость Икона Неувядаемый цвет

Слайд 15

Богоматерь с младенцем. В.Васнецов Одной картины я желал быть вечный зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш Божественный Спаситель – Она с величием, Он с разумом в очах – Взирали, кроткие, во славе и в лучах …… А.Пушкин

Слайд 16

Как называются картины с изображением Богоматери? Иконы Чем они отличаются от картин? Икона -это есть образ, а не конкретное лицо Особенность написания икон? Иконы пишут по строго определённым правилам (канонам) красками (обычно темперой) на деревянной (липовой или сосновой) доске, покрытой левкасом (особым грунтом)

Слайд 17

Тихая, нежная, добрая мамочка моя! Мадам Шарпантье с детьми О.Ренуар Мать с ребенком Мэри Кассат

Слайд 18

Мама Текст песни В. Гаврилин, А. Шульгина 1. Руки усталые тихо опущены, Волосы русые в узел завязаны… Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама. 2. Все мне мерещатся годы бывалые. Юности прожитой кофточка алая. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама. 3. Как уберечь тебя, как защитить тебя, Как удержать тебя в дни быстротечные? Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама.

Слайд 19

Какие средства выразительности помогли композитору передать образ матери? (Красивая мелодия, спокойный умеренный темп вальса) Если бы надо было исполнить песню без слов, какой инструмент вы бы выбрали для исполнения мелодии? (Певучие инструменты, например: флейта, скрипка) Найдите в тексте песни слова, в которых говорится чем красива каждая мама. (Красива по-своему каждая мама – любовью своей материнской красива!)

Слайд 20

Игра «Составь портрет мамы» Составьте портрет мамы с помощью ритма. Используется все, из чего можно извлечь звук. Выберите музыкальные инструменты, которые вам нравятся, и попробуйте наиграть на них мелодию для мамы. Какой инструмент лучше всего подходит для создания образа мамы? Ксилофон и металлофон. (бубен, колокольчики, ксилофон, металлофон, кастаньеты, бубенцы, маракасы, трещотка, балалайка). Исполнение на музыкальных инструментах ритмического рисунка, характеризующего образ мамы.

Слайд 21

М атеринство - это и великая радость, и великое познание жизни. Отдача, но и воздаяние. Нет, наверное, на свете более святого смысла существования, чем растить рядом с собой достойного родного человека. Ч. Айтматов

Слайд 22

Список использованного материала: 1. Слайд 2 : «Мама с сыном» http://emk.3dn.ru/news/1 2.Слайд 3 : «Мадонна Литта » Леонардо да Винчи http://www.smr.ru/centre/win/pics/pic0267/p0267_800.htm «Мадонна»Вильяма Бугеро http://www.artfrance.ru/foto.php?art=b/bygero/img/95&n=%20%C1%F3%E3%E5%F0%EE%20%C0%E4%EE%EB%FC%F4%20%C2%E8%EB%FC%FF%EC.%20The%20Virgin%20With%20Angels%20%281900%29 «Мадонна Грандука » Рафаэль Санти http://www.art-drawing.ru/gallery/696-raphael/comment/5016-raphael3 3. Слайд 4 :«Сикстинская Мадонна» Рафаэля. http://900igr.net/fotografii/izo/Muzyka-i-izobrazitelnoe-iskusstvo/006-Altarnaja-kartina-Rafaelja-Santi-Sikstinskaja-Madonna.htmПортрет Русский текст песни: http://rezumeru.org/index.php/2011-03-12-15-26-01/1961-shubert--ave-maria.html Латинский текст песни: http://www.var-veka.ru/content/f-shubert-ave-maria Ноты Ф.Шуберта«Аве, Марии!»: http ://piano-notes.net/schubert/870_1.html Слайд 6: Портрет Шуберта Ф:http://losslessclub.com/artist/Franz+Schubert Слайд 7 : Икона Владимирской Богоматери. http://www.vvv.ru/forum_gallery/original_view.php?id=31135&tid=1 Слайд 8: Храм святителя Николая в Толмачах. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B2+%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B5+%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F+%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D1%8F+%D0%B2+%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%BC%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%85&rpt=image&img_url=s50.radikal.ru%2Fi130%2F1007%2Fd5%2Fc05db9fcfbd3.jpg Слайд 10 :Икона Владимирской Богородицы http://pravektor.blogspot.com/2008/09/08.html Слайд 12: Купола http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=www.vokrugsveta.ru%2Fphoto%2Fthumbnails%2F600%2F4223.jpg&ed=1&text=%D0%92%D0%B8%D0%B4%20%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2&p=143

Слайд 23

Слайд 13 : Икона Гребневской Богоматери http://ort-lib.ru/dmaria/Ikoni130.htm Икона Тихвинской Богоматери http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=60902&order=asc&pg=17 Икона КазанскаойБогоматери http://udell3.narod.ru/calendar-november.html Слайд 14 . Чудотворные иконы: Икона Милостивая http://www.vidania.ru/icony/icon_kikkskaya.html Икона Нечаянная радость http://we-pravmir.livejournal.com/72666.html Икона Неувядаемый цвет http://www.vvv.ru/forum_gallery/original_view.php?id=83150&tid=1 Слайд 15 :В.Васнецов «Богоматерь с младенцем» http://blogs.mail.ru/mail/o.puchkova/750897450B1AD51.html Слайд 17: Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми» http://fotki.yandex.ru/users/mira-vasileva/view/409230/?page=15 Мэри Кассат « Мать с ребенком» http://impressionnisme.narod.ru/CASSAT/cassat40_big.htm Слайд18: «Материнская любовь» http://www.xrest.ru/original/901898/ Слайд 21: http:// ezhednevnik.ucoz.ru / index /0-2 Перечень музыкальных произведений, использованных в презентации : «Прелюдия №1» до мажор из 1 тома К.Жаккотте , клавесин 2.03 «Аве, Мария!» Ф.Шуберт, сл.В.Скотта хор мальчиков капеллы им.Глинки Художественный руководитель и дирижер –Василий Грачев. «Аве, Мария!» Ф.Шуберт, сл. В.Скотта Р.Лоретти , дискант «Богородица Дево , радуйся!» Из «Всенощного бдения» С.Рахманинова государственный академических русский хор СССР.Художественный руководитель и дирижер А. Свешников «Тропарь Владимирской иконе Божией Матери» хор московского Сретенского монастыря, регент иеромонах Амвросий(Ермаков) Материал взят из фонохрестоматийного музыкального материала для 3 класса составленный Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной . «Моя мама» Ассоль : http://b-track.ru/?page=song&id=16697 минусовки песен «Мама» муз.В.Гаврилина , сл. А.Шульгиной : http://www.maminpapin.ru/pesenki/populyarnie-detskie-pesenki/mama.-ruki-ustalie-tixo-opusheni.html Методическое пособие Е.Д.Критской,Г.П.Сергеевой , Т.С.Шмагиной «Музыка 1-4 классы» издательства «Просвещение» стр.92 Стихи к слайду 15 взяты из учебника 3 класса Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной ( А.С.Пушкин: стр. 41.) Молитвы взяты из молитвослова.



Предварительный просмотр:

Класс: 3 «А»

Тема урока: Урок «Образ матери в музыке, поэзии, живописи».

Цель: сформировать представление об образе матери в поэзии, музыке, изобразительном искусстве 

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  • Развивать  интерес к музыке и музыкальной деятельности
  • Формирование способностей к оценке своей учебной деятельности
  • Развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

  • Овладеть способностью, принимать и сохранять цели и  задачи учебной деятельности
  • Формировать у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания
  • Развивать умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений
  • Формировать умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности

Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

  • Познакомить с понятием  «тропарь»
  • Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус

Оснащение урока:

Музыкальный ряд: Песня «Мама –первое слово» композитор (музыка) Жерар БуржоаТемистокле Попа. Автор слов (текста) Юрий Энтин

Зрительный ряд: презентация, картина «Петроградская Мадонна», «Мадам Шарпантье с детьми» икона «Богоматери»

Материалы для учащихся: учебник 3 класс «Музыка» Критская Е.Д.

Материалы для учителя (оборудование): технологическая карта, презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация к

учебной деятельности

(Организационный

этап) 

Здравствуйте, ребята! Поприветствуем друг друга улыбкой!

Приветствуют учителя

Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности

2. Актуализация

опорных знаний

 - Ребята, скажите, что вы нового и интересного узнали на прошлом уроке?

 - С каким вы композитором познакомились?

 - Какое произведение прослушали?

 - С каким настроением оно звучало?

- Как  поэты, художники и композиторы передают образ Богоматери?

Отвечают на вопросы.

Познакомились с композитором М.Мусоргским

-Музыка, литература и изобразительное искусство каждое своими средствами выразительности создают образ Богоматери, красками, звуками, словами, картины, мелодии, стихи

развивать умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений

3.Организация

познавательной

деятельности

3.1. Целеполагание

На доске мы видим  облако слов. Прочитаем их.

Песня, молитва, материнство,

богородица. Что их роднит?

Подумайте!

Сейчас я прочитаю стихотворение и думаю, вы поймете, какая тема нашего урока.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет

Так она и будет жить в веках

Самая прекрасная из женщин,

Женщина, с ребёнком на руках. (С.Островой)

О чём на уроке будем

говорить?

Тема нашего урока: Древнейшая песнь

Прочитали слова.

Сформулировали тему.

Будем говорить о маме, о женщине

Задачи перед собой поставим такие: узнать о матери с ребенком, кто сочинял такие мелодии.

формировать умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности

Сегодня урок хочу начать с прослушивания произведения С.В.Рахманинова.

 - Что это звучит?

Этот хор из большого произведения, которое предназначено для церковной службы – «Всенощное бдение» – а звучит оно без сопровождения (a capella), что является отличительной особенностью песнопений в русской православной церкви.

 - Какими чувствами охвачены поющие люди?  - Какой хор исполняет молитву?

Мы сегодня продолжим наслаждаться произведениями разных искусств, в которых передан образ Богоматери и простых мам.

 - А как же называется наш урок сегодня?

Откройте страницу 44 учебника. Прочитайте!

«Древнейшая песнь материнства» – урок назван словами художника И. Грабаря, которые он сказал о шедевре русской художественной культуры – иконе «Богоматерь Владимирская».

материнства.

 -  Что вы видите на иконе? Опишите.

 - Какие чувства вы испытываете, глядя на икону?

 - Какие лица?

На иконе – поясное изображение Девы Марии, держащей на правой руке младенца Христа, который обхватил своей левой ручкой шею матери, нежно прильнув к ее щеке. Такой тип изображения получил название «Богоматерь Умиление».

  • Как же возникла икона? Давайте узнаем.

Предполагают, что икона «Богоматерь Владимирская» была написана с натуры великим евангелистом Лукою и из Византии попала в Вышгород, что близ Киева, в начале XII в. Потом икону увез во Владимир князь Андрей Боголюбский, где она находилась в Успенском соборе, а затем была временно в 1395 г. перенесена в Москву. Во время нашествия войск татарского хана Темерлана, Железного Хромца, икона спасла город от гибели. В память о чудесном бескровном избавлении столицы от врагов был установлен 8 сентября праздник «Сретение (встреча) Владимирской иконы Божией Матери». Там где встречали Чудотворную икону, встал позже монастырь, а к Кремлю побежала улица Сретенка. Лишь в 1480 г. икона окончательно водворилась в Успенском соборе Московского Кремля, став небесной заступницей города и всего Русского государства. После октября 1917 г. хранится в Третьяковской галерее. Иконе Владимирской Богоматери в древнерусской литературе посвящено развернутое сказание о ее чудесах.

Когда художник пишет Деву Марию, то у него чаще получается не обычная картина, а икона. На Руси есть иконы с удивительно поэтическими названиями: «Утоли мои печали», «Неувядаемый цвет», Нечаянная радость», «Милостивая», «Всех скорбящих радость».

Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской – небесной заступницы Москвы. Эта икона – величайшая святыня Руси. Недаром Россию называют домом Богородицы.

В православных храмах в честь святых и праздников звучат особые песнопения.

Давайте послушаем одно из таких - тропарь.

ЗВУЧИТ «БОГОРОДИЦЕ ДЕВО, РАДУЙСЯ» С.В.Рахманинов

спокойствие, восхищение смешанный

Божья матерь держит младенца, прижимает его к себе

любви, тревоги, заботы

серьёзные, спокойные                                                                            

3.2. Открытие нового знания (через различные виды музыкальной деятельности)

Давайте рассмотрим картины художников «Петроградская Мадонна» и «Мадам Шарпантье с детьми».

Эти картины рисуют образ матери, возвышенный в своей чистоте и нравственной силе.

 - Что вы увидели на этих картинах? Образ матери является символом всего самого дорого, кровного, святого. Мать-кормилица, мать-земля, родина-мать.

Мама — это первое слово ребёнка. А сколько тепла, заботы и любви наполняют это слово. Мама дала нам жизнь! Нелёгкий труд ложится на мамины плечи: работа, хлопоты по дому, а главное — воспитание детей. Любая мать хочет, чтобы её ребёнок стал настоящим человеком. Все препятствия в жизни мы преодолеваем вместе с мамой. Мама о нас заботится всю свою жизнь. В первый класс мы идем за руку вместе с нашими мамами. Вся домашняя работа ложится на маму. Богородица, прежде всего Мать, поэтому и чтят ее образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Впервые на уроке музыки появляется жанр церковного песнопения – тропарь. Он посвящен Владимирской иконе Божией Матери.  

Картина «Петроградская Мадонна», «Мадам Шарпантье с детьми»)

Рассматривают икону «Богоматери»

Овладеть способностью, принимать и сохранять цели и

задачи учебной деятельности

3.2.1. Восприятие (слушание музыки, беседа о композиторе, произведении)

А сейчас мы с вами прослушаем фрагмент тропарь Владимирской иконе Божией Матери

Тропарь — краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо

Прослушайте и скажите, какое настроение у мелодии так же вы можете использовать слова, которые у вас в учебнике на странице 45? О чем она нам расскажет?

Слушание

 - Какое настроение у мелодии?

 - О чем она нам рассказала?

Слушаю тропарь.

Отвечают на вопросы учителя

Настроение у мелодии спокойное, величественное, величие

Развивать умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений

Формировать у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания

Узнают понятие тропарь

3.2.2. Вокально-хоровая работа

Ребята скоро приближается праздник День матери.

И я предлагаю вам выучить песню о маму.

Прослушайте песню, обратите внимание, о чем в ней поется, какое настроение она передает слушателям.

Слушаем песню 1 раз.

О чем в ней поется, какое настроение она передает слушателям.

Прослушайте первую фразу.

Мама - первое слово,
Главное слово в каждой судьбе.

По моей команде хором произносим слова.

Прослушайте следующую фразу.
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе.

По команде повторяем слова.

Объединяем 2 фразы, напоминаю слова.

А сейчас исполним весь куплет вместе со мной под музыку, сядьте ровно, примите певческую установку. По команде поем.

Отлично, ребята, приступим к изучению к первому куплету.

Прослушайте первую фразу.

Так бывает - ночью бессонною
Мама потихоньку всплакнет,
Прослушайте слова второй фразы.

Как там дочка, как там сынок ее -
Лишь под утро мама уснет.

Теперь весь куплет, читаю слова, внимательно слушайте. По команде припев поем вместе. Пробуем под музыку первый куплет и припев, напоминаю слова.

Также второй куплет

Разучивают песню о маму

развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству

Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус

3.2.3. Творческое задание

Перед вами картинки животных с их мамами. Предлагаю вам раскрасить эти рисунки, и мы сделаем выставку.

Раскрашивают рисунок.

Формировать умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

3.3.  Повторение и включение в систему знаний

 - Что такое тропарь?

 - Какую песню мы выучили?

 - Какие картины рассмотрели на уроке?

Отвечают на вопросы учителя

Развивать умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений

4. Рефлексия учебной деятельности

Какую мелодию вы прослушали на уроке?

Какую песню мы с вами разучили?

Какие картины рассмотрели?

А в конце урока я бы хотела посмотреть, как вы себя можете оценить на уроке.

У вас на столах лежат нотки, прикрепите ее на ту ступень, на которой вы достигли цели урока.  

Мы анализировали произведения живописи, музыки, литературы, которые передали образ Богоматери и мамы.

 - Какое эмоциональное состояние они передали нам?

 - Что такое тропарь?

Домашнее задание выучить песню дома, которую мы с вами пели на уроке

Мы прослушали тропарь, выучили песню мама-первое слово, рассмотрели картины «Петроградская Мадонна» и «Мадам Шарпантье с детьми»

Прикрепляют ноту на ступень и оценивают себя на уроке.

покой, умиротворение, радость или тревога,  волнение

это песнопение, которое исполняют в церкви

Формирование способностей к оценке своей учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал к уроку музыки в 3 классе "Образ матери в музыке, поэзии и живописи"

Методический материал к уроку музыки в 3 классе "Образ матери в музыке, поэзии и живописи". Урок по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой в теме: "О России петь-что стремиться в храм"...

Открытый урок "Образ матери в православной культуре, музыке, живописи и литературе"

Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, воспитывать чувство уважения к произведениям искусства раскрывающим образ Божьей Матери и образ матери....

Урок литературного чтения во 2-м классе по теме: "Образ ветра через язык литературы, живописи и музыки"

Урок литературного чтения, в котором использованы формы работы позволяющие развивать творческое воображение....

3 класс урок «Образ матери в музыке, поэзии, живописи» конспект

Конспект  к уроку "Образ матери в исскустве"...

"Образ матери в музыке, поэзии и живописи"

Материал предназначен для использования на уроке, посвященному Маме. ЕЕ образ  - самый древний, чистый, нежный. К этому образу обращались поэты, музыканты, художники...