Урок музыки «Сказочные герои в музыке».
план-конспект урока по музыке

Елена Николаевна Чезыбаева

Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с музыкальными сказочными образами в произведениях И. Стравинского, М. Мусоргского; способствовать развитию творческого воображения, внимания.

Предметные результаты – познакомить учащихся с музыкальными произведениями  И. Стравинского, М. Мусоргского

Личностные результаты - развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

Регулятивные результаты -  овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

Познавательные результаты - осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами и составлять тексты в устной и письменной формах;

Коммуникативные результаты - развивать продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкально – творческих задач;

Методы обучения: словесный, сравнение, метод звуковой и зрительной наглядности, метод художественного контекста, метод содержательного анализа музыкального произведения.

Наглядность: мультимедийная презентация;

Оборудование: компьютер,  проектор и т.д.

Формы работы учащихся: фронтальная,  индивидуальная, групповая

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Школа: МБОУ Болгановская СОШ

Учитель: Чезыбаева Елена Николаевна

Класс: 5

Тема урока: «Сказочные герои в музыке».

Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с музыкальными сказочными образами в произведениях И. Стравинского, М. Мусоргского; способствовать развитию творческого воображения, внимания.

Предметные результаты  познакомить учащихся с музыкальными произведениями  И. Стравинского, М. Мусоргского

Личностные результаты - развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

Регулятивные результаты -  овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

Познавательные результаты - осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами и составлять тексты в устной и письменной формах;

Коммуникативные результаты - развивать продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкально – творческих задач;

Методы обучения: словесный, сравнение, метод звуковой и зрительной наглядности, метод художественного контекста, метод содержательного анализа музыкального произведения.

Наглядность: мультимедийная презентация;

Оборудование: компьютер,  проектор и т.д.

Формы работы учащихся: фронтальная,  индивидуальная, групповая

Этап урока

Ход урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организация  учащихся на уроке. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Ребята, подравнялись, спинки выпрямили, все готовы к уроку, у всех хорошее настроение и рабочий настрой.

Поют музыкальное приветствие

Личностные:

Развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

Организовывать свои действия.

Коммуникативные:

Ориентироваться на позицию партнёра в общении.

2

Самоопределение темы урока. Постановка задач урока

- Сегодня наш урок необыкновенный, он волшебный. Мы с вами отправимся в путешествие. А вы любите путешествовать? А куда мы сегодня отправимся, вы узнаете, послушав подсказку. (На доске записаны слова:

В мире много сказок, – 2 р
Грустных и смешных. – 2 р
И прожить на свете – 2 р
Нам нельзя без них. – 2 р

Припев: Лампа Алладина в сказку нас веди, 
Башмачок хрустальный, помоги в пути
.)

- Ну что, ребята, догадались?

Да, ребята мы сегодня отправимся в мир сказок, в мир сказочных героев. 

Ребята, а каких сказочных героев вы знаете?

- Так о чём пойдёт речь на уроке?

- На каком уроке вы находитесь?

- Значит тема нашего урока?

- А какие задачи вы перед собой поставите на урок?

Звучит фонограмма «Песни о сказке» (В. Шаинский, Ю. Энтин).

Дети подпевают

Мы сегодня будем говорить о сказочных героях в музыке.

Кощей, Баба Яга, Леший, Добрыня Никитич, Колобок,  Дюймовочка  и т.д.

О сказочных героях.

На музыке.

Сказочные герои в музыке

  1. Познакомится с новыми произведениями и композиторами.
  2. Слушать и  анализировать музыку, в которой встречаются сказочные персонажи.
  3. Исполнять вокальные произведение

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- осваивают диалоговую форму общения

3.

Работа по теме урока

- Сказки сами по себе очень музыкальны: герои в них охотно поют и танцуют, и очень часто эти песни и танцы становятся частью волшебного мира чудес, праздников и светлых надежд. И может быть, оттого сказочная музыка так живописна, что она заключает в себе все представления о волшебном, таинственном, что она - воплощённая мечта человека о прекрасном?

Ведь не случайно прекрасные сказочные образы в фантазии художников превосходят всю мыслимую красоту, которая встречается в реальности.

Учащиеся зачитывают фрагмент стихотворения

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает -

Месяц под косой: блестит,

А во лбу звезда горит.

-Какого героя так описывают?

Такая неземная красота отличает многие сказочные персонажи - неслыханно хороша Василиса Прекрасная, загадочно прекрасна Шемаханская царица из «Сказки о золотом петушке», очаровательна хрупкая Золушка...

Но не только люди в сказках красивы сверхъестественной красотой - тот же чарующий облик могут иметь и животные, и птицы, и цветы. Музыка, воссоздающая сказочные образы в своих звучаниях, достигает небывалой красочности - может быть, даже большей, чем это возможно на полотнах живописцев.

Образы в балете И. Стравинского

Одному из самых фантастических и красочных сказочных образов - Жар-птице - посвящён балет И. Стравинского.

- Опишите Жар-птицу (Жар-птица неслыханно прекрасна, её оперение сияет всеми мыслимыми цветами и оттенками, буквально ослепляет).

Но пейзаж, в котором она является,- безмолвное причудливое Кащеево царство, нарисованное как будто неземными, «потусторонними» красками,- ещё более усиливает впечатление безграничной колористичности.

- Опишите ваши впечатления от музыки?

 

Слушают учителя

Читают выразительно стихотворение

А.С.Пушкин «Царевна-Лебедь»

Ответы учащихся. Работа в диалоге с учителем.

Слушают фрагмент появление Жар-птицы из оперы «Жар-птица»

Слушают фрагмент из оперы «Жар-птица» «Заколодованный сад Кощея»

(Музыка ещё больше усиливает впечатление фантастической красочности. В оркестре поистине слышны голоса волшебника и беснующихся ведьм и гномов. Когда пролетает птица, кажется, что её несёт музыка).

Предметные: -- вслушиваться в музыкальное произведение, определять его характер.

Познавательные: строить логическую цепь рассуждений.

Регулятивные: строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

Личностные: эмоционально, эстетически откликаться на музыку

4.

Музыкальное творчество

- Сегодня у нас необычный урок. Сейчас мы с вами немного побудем волшебниками. Как вы думаете, если создается не вещь, не игрушка, а сказка - это волшебство? (конечно) Я предлагаю вам создать сказку, да не простую, а музыкальную. Что нам для этого понадобится? (Музыка и слова)

-Правильно, но еще нам понадобятся актёры, хор и много фантазии. За основу мы возьмем стихотворение С.Я. Маршака «Кошкин дом».

Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Кошка выскочила!
Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром
Заливать кошкин дом,
А лошадка — с фонарем,
А собачка — с помелом,
Раз! Раз!
Раз! Раз!
И огонь погас.

- Какие герои участвуют в стихотворении?

- А нужна ли роль дома? Что же мы тушить будем? Раз мы задумали волшебную сказку, то и дом в ней - тоже герой нашей истории.

- Мы говорили о том, что сказка будет непростая, а музыкальная. Значит, каждому герою нужна своя песенка.

Я вам предлагаю на выбор три мелодии: первая – для начала сказки, вторая – для кошки, третья – для тех, кто тушил пожар. Выбирать мелодии вы будете сами.

- Теперь надо выбрать героев сказки и хор, который будет начинать и заканчивать.

- Попрошу хор встать чуть в стороне и освободить нам сцену. Итак, сказка начинается.

Дети отвечают на вопросы. Высказывают свою точку зрения.

Разучивание музыкальных тем персонажей

(кошка, курочка, лошадка, собачка)

Проигрываются три музыкальные темы. Дети выбирают, какому персонажу или фрагменту сказки соответствует данная тема.

Хор с помощью инструментов отмечает сильную долю, герои сказки изображают действие. С первого раза может получиться не совсем так, как нужно, но дети быстро осваивают правила игры. Можно повторить исполнение сказки, поменяв участников действия)

Коммуникативные:

- передавать собственные впечатления о музыке, других видах искусства в устной и

письменной речи;

- излагать свое мнение в монологе и диалоге;

- участвовать в приобретении опыта общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата

творческой музыкально-исполнительской деятельности.

- формулировать свои затруднения,

обращаться за помощью, предлагать помощь

товарищам.

Познавательные:

- уметь сравнивать сказочные образы, представленные в музыке, литературе и изобразительном искусстве, находить в них общее и различное;

- иметь устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, о ее связях с другими видами искусства;

- усваивать словарь музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия,размышлений о музыке, музицирования;

- анализировать собственную учебнуюдеятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

- стремиться к самостоятельному общению с искусством.

Регулятивные:

- планировать собственные действия в процессе восприятия и исполнения музыки;

- уметь применять знание основных средств музыкальной выразительности при анализе

прослушанного музыкального

произведения;

- критически относиться к качеству восприятия и размышлений о музыке, о

других видах искусства,  музицирования, корректировать недостатки собственной

художественно-музыкальной деятельности;

- проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения

учебными действиями.

5.

6.

7.

Работа по теме урока (продолжение)

Итог урока

Рефлексия

Учитель: Продолжаем наш необычный урок - путешествие по миру сказок. О том, какую роль играла сказочная тема в искусстве, можно судить по ещё одному необыкновенно красочному живописному произведению М. Мусоргского «Картинки с выставки».

В «Картинках с выставки» Мусоргский рисует и музыкальный портрет излюбленного персонажа русских волшебных сказок и русского классического искусства. Прослушайте фрагмент и попробуйте узнать героя.

- Кого же нарисовала нам музыка?

- Однажды он даже появился в её костюме на маскараде в Академии художеств: рыжие космы, мохнатая шапка, надвинутая на глаза, ноги в лаптях, костлявые руки, реденькая бородка на остром подбородке, страшные глаза на размалеванном лице. Колдунья быстро семенила, разметая перед собой дорогу взмахами громадной метлы. Вот такую героиню русских народных сказок - смешную и страшную – изобразил в своей музыке Мусоргский

Послушайте произведение полностью и ответьте на вопросы.

  • 1.Какие картины  представляются  вам в музыке «Избушка на курьих ножках» (Баба-Яга) М.Мусоргского?
  • 2. На сколько частей мысленно можно разделить музыку?
  • 3. Можно ли сказать, что в музыке есть контраст?
  • 4. Какое выразительное средство использует композитор для создания контраста в музыке?

 

 

- Ребята, кто-нибудь попробует изобразить полет Бабы-Яги?

Музыка необыкновенно живописно рисует нам сказочных персонажей, будь то люди, животные, птицы, либо несуществующие в реальной жизни сказочные персонажи. И именно музыка и живопись могут при помощи выразительных средств настолько реально нарисовать сказочных героев, что иногда начинаешь верить в их существование...

- Вернёмся к тем задачам, которые мы поставили в начале урока (ответы детей)

1. Слушать и  анализировать музыку.

2. Исполнять вокальные произведение.

3. Знакомится с новыми произведениями и композиторами.

- Справились мы с поставленными задачами?

У вас на парте  лежит не раскрашенная Баба-Яга, сейчас мы её будем раскрашивать.

1 – если на уроке было интересно,  тема урока поняли - то разными цветами.

2 - если на уроке было не всё понятно – зелёным.

3 - если урок не понравился, было не интересно – красным цветом.

( пока раскрашивают, звучит музыка)

Ну, а теперь, просигнальте мне, я вижу что большинство  из вас подняли разноцветных, значит наша работа удалась.

Учитель: Ну, вот ребята, наше путешествие подходит к концу. 

В заключении, давайте исполним песню «Добрые сказки» А. Ермолова.

Слушание: М. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках» (Баба-Яга) из цикла «Картинки с выставки» (фрагмент).

Бабу Ягу

Слушание: М. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках» (Баба-Яга) из цикла «Картинки с выставки»

Прозвучала пьеса «Избушка на курьих ножках» (Баба-Яга) М. П. Мусоргского из фортепианного цикла «Картинки с выставки». Музыку можно разделить на три части. Первая часть звучала резко, угловато, со свистом, изображён, наверное, полёт Бабы-Яги в ступе. Во второй части, видимо, происходили какие-то превращения, музыка звучала нежно, красиво, волшебно, а в третьей части колдунья, очевидно, опять летит в ступе

Изображают полет Бабы-Яги

Работа в диалоге с учителем.

Оценивают результаты

достигнутые на уроке

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Регулятивные:

- планировать собственные действия в процессе восприятия и исполнения музыки;

- уметь применять знание основных средств музыкальной выразительности при анализе

прослушанного музыкального

произведения;

- критически относиться к качеству восприятия и размышлений о музыке, о

других видах искусства,  музицирования, корректировать недостатки собственной

художественно-музыкальной деятельности;

- проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения

учебными действиями.

Предметные: обобщать материал.

Коммуникативные: взаимодействуют друг

с другом.

Регулятивные: оценивают свои достижения

и товарища по парте.

Личностные: осознают важность учёбы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В мире много сказок, – 2 р Грустных и смешных. – 2 р И прожить на свете – 2 р Нам нельзя без них. – 2 р Припев: Лампа Алладина в сказку нас веди, Башмачок хрустальный, помоги в пути.

Слайд 2

Тема: «Сказочные герои в музыке»

Слайд 3

Задачи: Познакомиться с новыми произведениями и композиторами. Слушать и анализировать музыку, в которой встречаются сказочные персонажи. Исполнять вокальные произведение.

Слайд 4

Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть. День свет божий затмевает, Ночью землю освещает – Месяц под косой блестит А во лбу звезда горит

Слайд 8

Игорь Федорович Стравинский - русский композитор. Один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века .

Слайд 9

Игорь Фёдорович Стравинский Балет « Жар – птица» Жар-птица — балет в одном действии. написан 1910 году. Хореография Михаила Фокина Декорации Леона Бакста «Заколдованный сад Кощея»

Слайд 10

«Кошкин дом» Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин дом! Кошка выскочила! Глаза выпучила. Бежит курочка с ведром Заливать кошкин дом, А лошадка — с фонарем, А собачка — с помелом, Раз! Раз! Раз! Раз! И огонь погас.

Слайд 11

Модест Петрович Мусоргский «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с выставки»

Слайд 12

1.Какие картины представляются вам в музыке «Избушка на курьих ножках» М.Мусоргского? 2. На сколько частей мысленно можно разделить музыку? 3. Можно ли сказать, что в музыке есть контраст?

Слайд 13

Итог урока Музыка при помощи своих выразительных средств может настолько реально нарисовать сказочных героев, что иногда начинаешь верить в их существование…

Слайд 14

Задачи: Познакомиться с новыми произведениями и композиторами. Слушать и анализировать музыку, в которой встречаются сказочные персонажи. Находить связь музыки с другими видами искусства.(ИЗО, литература) Исполнять вокальные произведение.

Слайд 15

Рефлексия 1 – если на уроке было интересно, тему урока поняли - то разными цветами. 2 - если на уроке было не всё понятно – зелёным. 3 - если урок не понравился, было не интересно – красным цветом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки "Сказочные образы в музыке Эдварда Грига"

Цель урока: ввести детей в мир сказочных музыкальных образов....

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Презентация по музыке "Сказочные герои в музыке"

Презентация по музыке Алеев 5 класс...

Конспект урока "Сказочные герои в музыке"

Цели урока:Закрепить, обобщить знания детей.Формировать умение отслеживать моменты передачи в музыке характера, переживаний, чувств, эмоций сказочных героев.Развивать вокально-хоровые навыки учащихся...

Урок в 1 классе по музыке на тему «Душа музыки – мелодия»

Знакомство детей с музыкой происходит с момента рождения. Эти впечатления накапливаются и во время уроков дети стараются осознать свой музыкальный опыт уже через призму музыкальных знаний, понятий, вп...