Красота природы в музыке. Музыкальное воспитание младших школьников
материал по музыке (3 класс)

       Художник рисует природу красками, поэт рассказывает о ней словами. В распоряжении композитора – звуки. Но ведь природу можно не только видеть, но можно слышать. Значит, звуки, так же как слова, как краски на полотне художника, могут напомнить нам знакомое, вызвать в памяти виденные нами картины природы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasota_prirody_v_muzyke.docx23.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СООБЩЕНИЕ

 

Тема:   Музыка родной природы и красота природы в музыке

как средство воспитания младших школьников.

Сыренова Альбина Батомункуевна

             План:

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть. Конспект урока

     

1. Теоретическая часть.

Художник рисует природу красками, поэт рассказывает о ней словами. В распоряжении композитора – звуки. Но ведь природу можно не только видеть, но можно слышать. Попробуйте-ка даже в большом, шумном городе подойти весенним утром к раскрытому окну и послушать, закрыв глаза, чириканье птиц на дереве, которое растёт на вашем дворе. Немножко воображения – и вы почувствуете себя за городом, в лесу, и вам уже совсем нетрудно будет представить, увидеть внутренним взором и речку, и лес, и мягкую траву под ногами.

Значит, звуки, так же как слова, как краски на полотне художника, могут напомнить нам знакомое, вызвать в памяти виденные нами картины природы.

Многие мыслители прошлого пытались осознать и объяснить, о чём способно рассказать искусство звуков. Так, один из авторитетных музыкантов 18 века аббат Морелле писал, что музыка может изображать бурлящий поток, всё на своём пути увлекающий, волнующееся море, раскаты грома, сверкание молнии, мерное течение ручейка, восход солнца и многое другое.

Культура, взрастившая технократическую, потребительскую цивилизацию, оказалась неадекватна природе. Духовное оскудение человека привело к отчуждению его от окружающей среды, науки, культуры.

В создании новой системы ценностей, воспитании экологической культуры, адекватной природе, особая роль отводится педагогу. Общепризнанно, что начальная школа – важнейший этап становления личности, формирования экологической культуры, многогранных отношений к природному и социальному окружению. Психолог В.С. Мухина считает, что в этот период (6 – 10 лет) «…ребёнок проходит величайший путь в своём индивидуальном развитии, такое расстояние, с которым не сравним ни один последующий возраст. Этому способствуют природные предпосылки ребёнка и умение педагога использовать их в учебно-познавательном процессе».

Организм детей младшего школьного возраста представляет собой наиболее благоприятную почву для становления и развития многократных отношений с миром – миром природы и общества. Причём в сознании детей впечатления и знания об окружающем мире – о людях, животных, растениях, о неживой природе – не просто преломляются, как солнце в малой капле воды, они формируют их отношения к миру, влияют на нравственные качества. И это особенно важно.

Как считают психологи, на каждом возрастном этапе обнаруживается своя избирательная чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям – сенситивность. У детей младшего школьного возраста она направлена на познание окружающего мира, в особенности природного, и на построение своей картины мира. Отсюда высокая познавательная активность, любознательность, заинтересованность в познании – изучение того калейдоскопа разнообразных жизненных впечатлений, которые они получают в семье, на улице, в школе и в других общественных местах. Особый интерес у них вызывает природа – жизнь в лесу, водоёме, на лугу, во дворе, у дома. По этому поводу В.А. Сухомлинский заметил, что «мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего мир природы с безграничными богатствами явлений, с неисчерпаемой красотой. В природе вечный источник детского разума».

Именно природа, «…зелёная лаборатория под голубым небом, во все времена и у всех народов была источником обучения, воспитания и развития. Это неслучайно. Ведь природа – колыбель человечества, а каждый человек – дитя матери-природы, её сын или дочь. Природа породила человека, наделила его разумом, речью, дала возможность трудиться. Предельно высокая эксплуатация природных ресурсов земли способствовала преобразованию части биосферы в техносферу. Почувствовав себя властелином земли, человек стал всё больше и больше отделяться от матери-природы и забывать, что он – её творение».

Хотя педагоги издавна считали природу вечным источником мыслей и добрых чувств детей, в школьной практике воспитательные и познавательные возможности общения с природой используются не в полной мере. Объясняется это тем, что дети не понимают красоты, звуков, красок, форм, ароматов, природа остаётся чуждой человеку.

Известно, что понимание природы рождается впервые как чувство, ведь чувственная природа организма – это первая связь его с миром.

Прежде всего, это эстетические чувства, ибо природа является первоосновой всякой красоты, источником творчества – музыки, поэзии, живописи, архитектуры. Краски, формы, звуки, ароматы природы удивительно разнообразны. Жуки, бабочки, стрекозы, цветы многообразны по формам и оттенкам, листья, узорные снежинки, сверкающие капли росы – всё это вызывает интерес и восторг.

Природа – великий художник. О красках и формах природы можно говорить бесконечно. Природа – храм красоты. И человек, почувствовавший и понявший её красоту во всём многообразии, наверняка станет оберегать и охранять природу как источник радости и счастья. Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоций, где всегда присутствует особая энергия. Именно эту энергию надо пробудить или поддержать в детском творчестве.

Здесь нельзя забывать о широких возможностях развития ассоциативно-образного мышления детей, об объединении музыки, литературы, изобразительного искусства и предмета «окружающий мир». Ведь искусство – это прежде всего воспитание чувств и уважения к духовным ценностям.

Задача учителя заключается в повышении уровня восприятия детьми окружающей действительности, обучении пониманию истинной красоты, которая не всегда может быть яркой, броской. Нужно учить не только воспринимать, но и творить добро, детей надо учить быть деятельными в своей жизни. 

Ниже приведён конспект урока в 3 классе, в ходе которого сделана попытка показать красоту родной природы в музыке.

2. Практическая часть.

Тема:   Пробуждение природы. Весна идёт! Весне дорогу! 

(3 класс)

Тип урока:  Музыкальная гостиная

Цели: с помощью музыкальных произведений создать в воображении детей картины пробуждения природы; развивать эмоционально положительное отношение к весенней природе через музыкальные и художественные произведения; формировать экологическую культуру детей.

Оборудование: П.И. Чайковский «Март. Песнь жаворонка»; М.И. Глинка «Жаворонок»; Э. Григ «Утро». Портреты композиторов, художественные произведения о весне. Репродукции картин И.И. Левитана, А. Сислея, К.А. Коровина.

Ход занятия.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

На фоне музыки П.И. Чайковского звучат стихи Ф.И. Тютчева.

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят,

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!»

Музыка усиливается.

- Рада приветствовать вас в нашей музыкальной гостиной. Вы догадались, о каком времени года мы будем сегодня говорить?

- Как вы думаете, почему столько известных поэтов, композиторов посвящали свои лучшие произведения именно этому времени года?

- Какие музыкальные, художественные произведения о весне вы слышали, знаете?

- Сегодня мы послушаем задушевную, задумчивую песню «Жаворонок» русского композитора М.И. Глинки. Кто знает, какие ещё произведения он написал?

- Посмотрите, пожалуйста, на портрет композитора. Можем ли мы, глядя на этот портрет, сказать, каким он был человеком?

  20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской области родился мальчик, который стал впоследствии гордостью русской музыки. Попытайтесь пофантазировать, каким мог вырасти будущий композитор среди бескрайних полей, в тишине сельской жизни.

В детскую впечатлительную душу маленького Миши глубоко запали сказки и народные песни крепостной няни Авдотьи Ивановны, нежно и преданно любившей его. Позднее М.И. Глинка много путешествовал, был в Италии, Франции, Испании

.

Приготовьтесь слушать его песню «Жаворонок». Подумайте, какое настроение у вас рождает это произведение.

- Какая это песня по настроению?

- Почему мелодия окрашена в светлые, нежные тона?

 

- Почему песня называется «Жаворонок»?

Что вы почувствовали, слушая это произведение?

Учащиеся тихо садятся и настраиваются на встречу.  

- О весне

- Весна – прекрасное время года. Природа пробуждается от зимнего сна.

- П.И. Чайковский из цикла «Времена года», музыкальные пьесы Вивальди, стихи Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова

- Оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Попутная весна»

- Да, можем.

Дети слушают песню М.И. Глинки «Жаворонок»

- Задумчивая, немного грустная, лиричная.

- Песня жаворонка очень красива, необыкновенно лирична, вызывает тихую радость.

- Жаворонок – певец весны.

- Нежность к маленькому «певцу», желание слушать его чудесную песню.

Разминка – игра «Гвоздика».

- Теперь немного отдохнём. Повторяйте за мной слова и движения:

Нежный маленький бутон

Свёрнут туго-туго он.

Солнце луч ему подарит

И бутон гвоздикой станет

Приседают, обхватив голову руками

Постепенно встают, опускают руки

Встают на носки и широко раскрывают руки

   

    Перенесёмся из заснеженного Петербурга в Норвегию, где 15 июня 1843 года в семье, где любили музыку, родился Эдвард Григ. Музыке детей обучала мать – хорошая пианистка. Поэтому немудрено, что очень одарённый Эдвард Григ поступил в Лейпцигскую консерваторию. Эдвард Григ был не только композитором, он был ещё и художником, и вы это поймёте, послушав его произведение «Утро».

- Какие картины вы нарисовали в своём воображении?

- В чём секрет «музыкальной живописи» Э. Грига?

- С помощью каких музыкальных средств удалось композитору передать восход солнца?

- По-новому, очень необычно звучат в этом произведении и деревянные духовые инструменты. Чью игру они вам напоминают?

- Попробуйте в рисунке передать свои ощущения, картины, которые возникли в вашем воображении, пока вы слушали произведение Э. Грига.

- Весне посвящали свои лучшие работы не только поэты и композиторы, но и художники. И прежде чем полюбоваться на ваши работы, совершим путешествие по картинной галерее и рассмотрим полотна известных художников.

- С помощью каких средств художникам удалось передать своё отношение к прекрасному времени года – весне?

- Какие краски они используют?

    А сейчас мы оказались на вернисаже ваших работ. Посмотрите, удалось ли вам передать настроение весеннего утра, пение птиц, звучание рожка пастухов?

  Очень жаль, но сегодняшняя наша встреча подошла к концу. О чём мы сегодня говорили?

- Музыку каких композиторов слушали?

- Назовите произведения этих композиторов?

- Какой увидели природу в этих произведениях?

- Какие средства художественной выразительности используют композиторы, чтобы «нарисовать» картины пробуждения природы?

- А художники? Поэты?

- Надеюсь, в своём сердце вы унесёте частичку весеннего тепла, солнечного света, звон капели и ещё не раз обратитесь к произведениям великих композиторов М.И. Глинки, Э. Грига.

Конец урока.

Прослушивание песни Э. Грига «Утро».

- Раннее утро, встаёт солнце, всё вокруг озаряется его лучами.

- Особая интонация образует прекрасную песенную мелодию. Она повторяется много раз, «рисуя» появление солнца. Музыка мажорная, слышны тембры деревянных духовых инструментов.

- Четырёхзвучная интонация, повторяющаяся много раз.

- Пастушьих рожков и свирелей.

Произведение Э. Грига «Утро» звучит ещё раз. Учащиеся рисуют.

Дети рассматривают репродукции картин И.И. Левитана «Март», «Первая зелень. Май», А. Сислея «Половодье в Пор-Марли», К.А. Коровина «Последний снег».

- С помощью красок.

- Картины написаны в светлых пастельных тонах. Преобладают светло-розовые, голубые, светло-коричневые тона.

Обсуждение работ.

О произведениях, посвящённых весне.

М.И. Глинки, Э. Грига

Песня «Жаворонок», пьеса «Утро»

Нежной, очень лиричной, красивой.

Особое построение музыкальной интонации, использование разных музыкальных инструментов.

Для художников основное средство – краски, для поэта – слово, особая рифма, ритм стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства на уроках музыки.

В данном материале освещена проблема духовно-нравственного воспитания учащихся средствами музыкального искусства и приведены примеры использования методов воспитания в практике....

Программа по эстетическому воспитанию младших школьников "Красота. Культура. Творчество"

В последние годы проблема эстетизации образовательно-воспитательного процесса стала одной из наиболее острых пробле...

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Эстетическое воспитание  ребенка, ценностное отношение к прекрасному наиболее эффективно формировать во внеурочной жизни ученика, поэтому так важно посещение детских постановок Алтайского государ...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства

Роль музыкального искусства в воспитании личности.Пение - вид музыкальной деятельности, влияющий на духовно-нравственное развитие детей.Влияние классических и народных произведений на духовно-нравстве...

Патриотическое воспитание младших школьников средствами музыкального искусства

В статье дан анализ содержания программы «Музыка»  (1-4 классы) Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной в контексте изучения проблемы патриотического воспитания младших...

Учебно-методическое пособие для коррекционно-педагогической работы по музыкальному воспитанию младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (II вариант обучения).

Пособие  посвящено  вопросам применения музыкальной деятельности в коррекционно-педагогической работе и воспитанию детей с ОВЗ в коррекционной школе.      ...