Балет "Спящая красавица"
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Лисякова Анастасия Сергеевна

Конспект урока музыки в 3 классе на тему Балет "Спящая красавица"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon balet_spyashchaya_krasavitsa.doc58.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цель урока  - научиться  следить за развитием музыкальной мысли, анализировать музыку, используя средства музыкальной выразительности на примере фрагментов  балета «Спящая красавица».

Задачи:

  • Воспитательные- пробудить интерес к такому жанру, как балет;

-вызвать  эмоциональный отклик у детей к музыке П.И.Чайковского                      

  • Образовательные - научить анализировать музыкальные сочинения на примере фрагментов из балета

- усвоить понятия: балет, контраст

Оборудование: ПК, мультимедийная установка, фортепиано.

Ход урока

Слайд 1. Музыкальное приветствие.

Ребята, сегодня у нас урок необычный, и мы представим, что находимся  в театре.

У.: Ребята, кто из вас был в театре?

Д.: ответы.

У.: А в музыкальном театре?

Д.: ответы.

Как вы думаете, что можно посмотреть и послушать в музыкальном театре?

  • В музыкальном театре можно посмотреть и послушать оперу, балет, спектакль и т.д.
  • Что больше всего вам нравиться смотреть и слушать в детском музыкальном театре?
  • Сказку.
  • Конечно, раз музыкальный театр детский, то очень часто основу музыкальных произведений составляет сказка или сказочный сюжет.
  • Скажите, пожалуйста, а кто является героями сказок? Приведите примеры.
  • Ответы
  • Сказочными героями могут быть гномы, волшебники, феи, колдуны, богатыри и животные.

Все дети любят сказки, в которых происходят необыкновенные чудеса, и все дети любят отгадывать загадки, не так ли?

И сейчас мы с вами послушаем музыкальную  загадку. Прослушав музыкальный фрагмент, определите, к какому простому жанру она  принадлежит. А чтобы правильно ответить на этот вопрос, подумайте,  какие движения хочется выполнять под эту музыку.

Слайд 2 (звук автоматически)

 (Звучит «Вальс» П.И.Чайковского из балета «Спящая красавица»- 1 мин)

Учитель: Знаком ли вам прозвучавший музыкальный фрагмент?

Дети: Да. Прозвучал вальс из балета «Спящая красавица». Он относится к простому жанру – танец.

Учитель: Правильно. А что вам помогло понять? (Какая музыка была?)

Дети: (музыка была нежная спокойная плавная)

Учитель: Где мы себя увидели в этой музыке?

Дети: (на балу)

Учитель: А ведь действительно, где происходят события в этом произведении? О чем балет «Спящая красавица»?

(ответы детей)

Слайд 3 Учитель читает: Итак, события происходят  в  замке короля Флорестана. На крестины принцессы Авроры приглашены важные гости, чтобы пожелать счастья маленькой принцессе.  Добрые феи дарят ребенку подарки и танцуют. В замке царит веселье. Внезапно злая Фея со своей свитой яростно врывается во дворец. Что происходит? Церемониймейстер спешит сообщить королю, что забыл пригласить на крестины фею Карабос.  От злости она начинает колдовать и предвещает принцессе, что та умрет от укола спицей, когда ей исполнится 16 лет.

Учитель: Ребята, а кто автор этой сказки?

Дети: французский поэт Шарль Перро. Слайд 4

Учитель: Молодцы. А какой композитор обратился к сказке «Спящая красавица»?

Дети: Петр Ильич Чайковский.

Слайд 5 

Учитель: Молодцы. Мы не случайно обратились сказке «Спящая красавица». Сюжет этой сказки вдохновил композитора  П.И.Чайковского и яркие образы этого произведения воплотились в такой музыкальный спектакль, как балет. Слайд 6. В конце XΙX века, а точнее 3 января 1890 года на сцене Мариинского театра с триумфом состоялась премьера балета «Спящая красавица». Сегодня мы продолжаем знакомится с этим замечательным балетом.  Тема нашего урока: Балет «Спящая красавица».

Сейчас мы еще раз послушаем вальс из балета «Спящая красавица» для этого попрошу вас всех встать и представить себя в роли дирижёра, передав в движении характер этой музыки.

Слайд 7

 (звучит вальс)

Ребята, при исполнении этой музыки я обратила внимание насколько  вы прочувствовали эту музыку, какие плавные движения рук были у вас. Молодцы.

Учитель: Ребята, а кто из вас скажет, что такое балет?

Дети: Балет – это музыкальный спектакль, где все герои танцуют, все чувства и мысли выражают через движения.

Учитель: Совершенно верно. Слайд 8 Балет  - это произведение крупной формы, который  относится к сложному музыкальному жанру. Танец был всегда, и музыка была всегда, и даже сюжет в танце присутствовал нередко, а вот балет появился всего лишь около четырехсот лет назад в Италии. Балет с французского переводится как «танцую». В создании балета принимают участие очень много людей. Это писатели, музыканты, художники, хореографы.

Учитель: Балет  и сегодня любим зрителями, потому что музыка Чайковского очень яркая, выразительная. И я хотела бы, чтобы вы сегодня сами в этом убедились. А какими же средствами музыкальной выразительности он создает такую замечательную музыку? Нам поможет ответить на этот вопрос сама музыка.

А теперь представьте, что мы с вами вошли в музыкальный театр,  разделись, купили программку (показать).  Слайд 9

А вы знаете, что такое программка и для чего она нужна?

(ответы детей)

У: Программа  - это печатный путеводитель спектакля. В ней пишут, кто играет в спектакле, авторов, краткое содержание.

Учитель: Каких героев этой сказки вы помните?

Дети: король Флорестан, королева, принцесса Аврора; семь фей: Сирень, Кандид (Искренность), Флёр-де-Фарин (Цветущие колосья), Хлебная Крошка, Канарейка, Виолант (Страсть) и Карабос; принц Дезире.

Слайд 10

Учитель: Какие образы этой сказки являются контрастными?

Дети: две феи – добрая и злая

Учитель: Как из звали?

Дети: добрая - фея Сирени и злая - фея Карабос.

Учитель: Каждая фея в балете имеет свою музыкальную тему. Кому из фей принадлежит эта тема?

Слайд 11 (звучит фея Карабос)

Дети: (фея Карабос, злая тема)

Учитель: Правильно.

Что вам помогло понять? Какая музыка была?

Дети: Музыка была злая, острая, колючая, резкая.

Учитель: Какую динамику подобрал композитор для точной характеристики злой Феи?

Дети: громкую.

Учитель: Интонации какие?

Дети: (резкие, отрывистые колючие)

Учитель: Давайте послушаем этот фрагмент еще раз и покажем рукой движение мелодии. Слайд 12

(звучит фея Карабос 2 раз)

Учитель:  Какие движения вы показали?

Дети: ответы

Учитель: В вашем движении рук вы показали отрывистые, рваные движения. Фея Карабос характеризуется колючей, острой, отрывистой, зловещей темой. Ее играет весь оркестр - громко, напряжённо, резко, активно.

А теперь посмотрите на нотную запись начальных тактов темы феи Карабос на странице 86 нашего учебника. Вы видите, что нотами показаны резкие скачки в музыкальной мелодии,  сложный ритмический рисунок.

(учитель играет мелодию на фортепиано)

Это была тема феи Карабос.

Ну а вторая тема рисует образ доброй феи Сирени. Какими интонациями будет пронизана музыка феи Сирени?

Дети: (добрыми, плавными)

Учитель: А давайте послушаем этот отрывок. А во время прослушивания нарисуйте  в воздухе линию этой мелодии.

Слайд 13

(слушание темы феи  Сирени)

Учитель: Какую линию вы рисовали?

Дети: плавную

Учитель: Да, ваши движения были плавные, широкие, протяжные, волшебные. Как вы думаете, какой жанр использовал композитор в своей мелодии?

Дети: (песня)

Учитель: Посмотрите на нотную запись темы феи Сирени на странице 87.

 (учитель играет мелодию на фортепиано)

Учитель: Как построена мелодия? Близко расположены ноты друг к другу?

Дети: ноты расположены близко друг к другу, напоминают волны.

Учитель: это и создает удивительной красоты певучую мелодию.

Представьте себе, что вы стали художниками и вам надо нарисовать двух героинь сказки «Спящая красавица» - добрую и злую фей. Переверните программку и вы увидите там двух фей. Какие краски вы выберете для их портретов? Сейчас, вы, как в сказке, перевоплотитесь в художников.          Чтобы образы фей были законченные, а программки цветные, используя цветные карандаши, подберите каждой волшебнице  цвет костюма: какой, на ваш взгляд, наиболее точно передаёт характер героинь.  

Постарайтесь уложиться во времени, пока звучит вступление. Приступаем. 

Слайд 14

(рисуют)(звучит вступление)2 минуты)

Учитель: Ребята,  я сейчас обратила внимание, на сколько контрастными были ваши цвета в этих образах. Какие краски вы выбрали для портрета феи Карабос?

(ответы детей)

Учитель: А для феи Сирени?

(ответы детей)

Учитель: Музыка и вы изобразили двух персонажей балета, две борющиеся силы.  

Как вы думаете, а на сцене будет ли контраст между этими героями внешне. В чем он будет заключаться? (какими мы их увидим на сцене? В какой одежде?)

( злая фея в темном одеянии, а фея Сирени в светлых тонах)

А давайте посмотрим.

Слайд 15 (видеофрагмент фея Сирени и фея Карабос)

Учитель: Ребята, мы просмотрели сцены из балета, где композитор, художники создают нам контрастные образы. А у нас есть с вами физминутка с разными образами, которая называется «Звериная зарядка». Давайте ее исполним.

(физминутка «Звериная зарядка»)

Учитель: Ребята, сегодня мы побывали в музыкальном театре, где познакомились со сказочными героями из балета «Спящая красавица».

А вы любите сказки? А какой человек может любить сказки?

Дети: (только добрый человек).

Учитель: Почему?

Дети: потому что в любой сказке всегда побеждает добро.

Учитель: И сейчас мы снова попадем в сказку и в моем исполнении прозвучит песня «Сказки гуляют по свету». Послушайте и скажите, с какими героями сказок вы встретитесь в этой песне? Слайд 16

 (исполнение учителем песни «Сказки гуляют по свету»)

Учитель: Ребята, о каких героях я спела?

Дети: (принц, Белоснежка и т.д)

Учитель: И какова идея этой песни? Какую фразу я повторяла?

Дети: пусть зло на проделки хитро, но все ж побеждает добро.

Слайд 17

 Вокально-хоровая работа

Учитель: Давайте разучим с вами первый куплет с припевом.

(разучивание и исполнение первого куплета песни)

Учитель: Ребята, как мы должны исполнять песню, чтобы передать волшебное таинственное настроение?

(Негромко, мягко, напевно, легко)

Итог урока.

 С каким сложным жанром вы познакомились? (с балетом)

Какие виды искусства соединяются в балете?  (музыка, изобразительное искусство, танец)

Что мы называем резкой противоположностью? (контраст)

Чему учит нас эта сказка?  (учит нас доброму отношению друг к другу)

Появилось ли у вас желание посетить музыкальный театр и посмотреть балет «Спящая красавица»?

Молодцы ребята! На каникулы домашнее задание вам не задаю, но надеюсь, вы сможете за это время посетить какие - нибудь музыкальные спектакли. Вы хорошо работали на уроке. Сегодня все получают хорошие оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Зеленая красавица"

Хвойные растения не только украшают местность, широко применяются в медицине, но и в значительной степени очищают атмосферу от загрязнений. Сосновые лесонасаждения снижают бактериальную загрязненность...

Внеклассное мероприятие во 2 классе "У рыженькой красавицы в гостях"

Осень играет с детьми, загадывает загадки, кроссворд. Дети поют частушки об осени, танцуют с листьями, показывают сценку  "Репка на новый лад"....

Экологический КВН "Красавица природа"

Экологический КВН направлен на формирование бережного отношения к окружающему миру, развитие познавательного интереса у учащихся, реализацию их творческого потенциала....

презентация "Красавица матрешка"

презентация к проектной работе моего ученика Леонова Юры на тему:"Красавица матрешка"...

"Осень красавица"

Внеклассное мероприятие "Праздник осени"...

Внеклассное мероприятие "Красавица матрёшка"

Внеклассное мероприятие "Красавица матрёшка"...