Эти разные марши
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Черных Ирина Александровна

Познакомить с жанром – марш, его разновидностями. Создать условия, способствующие повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся, развитию образного мышления, чувство ритма, речи через учебную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эти разные марши22.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

2.1.7.. "Эти разные марши".

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Форма урока: путешествие.

Цель: Познакомить с жанром – марш, его разновидностями. Создать условия, способствующие повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся, развитию образного мышления, чувство ритма, речи через учебную деятельность.

Задачи:

Продолжать формировать знания о том, что музыка способна выражать чувства, настроения людей и их характеры через музыкальный материал урока (маршевую музыку).

Повышать исполнительскую и слушательскую культуру.

Развивать музыкально-двигательные, ритмические и вокально-хоровые навыки, коммуникативные умения.

Музыкальный материал:

С.Чернецкий “Встречный марш” – вход, слушание.

М.Блантер “Марш футболистов” – слушание, ритмические упражнения под музыку.

Марш из балета “Щелкунчик” Чайковский (фрагмент)

П. Чайковский “Марш деревянных солдатиков” – слушание,

Оборудование: Портрет композитора, схемы, мультимедиа презентация и видео.

                                       

                  Ход урока

1. Организационный момент – вход.

Звучит маршевая музыка С.Чернецкий “Встречный марш”. Дети входят в класс, маршируют на месте, с окончанием музыки останавливаются возле своих мест – стульев -   Слайд 1

Музыкальное приветствие (Пальчиковая речевая игра)

Учитель:

Я здороваюсь везде –

 Дома и на улице,

 Даже “здравствуй” говорю

 Я соседской курице (показывает “крылышки”).

 Здравствуй, солнце золотое! (показывает “солнце”)

 Здравствуй, небо голубое! (показывает “небо”)

 Здравствуй, маленький дубок! (показывает “дубок”)

 Здравствуй, вольный ветерок! (показывает “ветерок”)

 Здравствуй, Утро! (жест вправо)

 Здравствуй, День! (жест влево)

 Мне здороваться (кладёт руки на грудь)

 Не лень. (разводит руки в стороны)

Приветствие: Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, учитель.

Учитель: Под какую музыку, вы вошли в класс? Что можно делать под эту музыку? Удобно маршировать под эту музыку?

Дети: Да!

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с жанром – марш. Какие бывают марши, вы узнаете. Сегодня мы с вами побываем в необычном королевстве. У меня есть приглашение от хозяйки этого королевства, замечательной, доброй Феи. В этом королевстве нас уже ждут.

А может кто-то из вас знает, что такое марш?

Дети: Когда ритмично считают.

Учитель: Человек живет, пока стучит сердце. Найдите у себя пульс. Пульс – это ритм нашего сердца. Когда вы болеете, приходит врач, он обязательно слушает пульс, нет ли нарушений в его ритме и как часто он стучит. В пульсе бывают сильные и слабые доли.

Чередование сильных и слабых долей в музыке называется ритмом.

Давайте прохлопаем ритм. I ii I ii I ii I ii I ii I ii ; I I I I I I .

Учитель:– – Ритм марша всегда очень четкий. Сильная доля называется “ударная”. Марш всегда исполняется под счет: “раз-два”, причем "раз" – ударная доля, а “два” – тихая. На свете существует много разных маршей – громких и тихих, высоких и низких, веселых и печальных.

2. Основная часть.

Учитель: Слышите, как трубят трубы, звучат фанфары, слышна барабанная дробь. Льется торжественная, величавая музыка.

Звучит “Встречный марш” – слушают

Учитель: Ребята, что можно делать под эту музыку

Дети: Под эту музыку можно маршировать.

Учитель: Верно, именно маршем мы зашли сегодня в класс, и попали в необычное сказочное Королевство Маршей. Принцесса этого королевства уже вышла нас встречать. Во время церемонии и приёма гостей исполняется марш, который называется “Встречный”. Он открыл наше путешествие.

Перед  дворцом – большая площадь, на которой выстроились войска для торжественного парада. Ровным строевым шагом проходят солдаты. Музыка марша имеет четкий ритм, под который сапоги солдат ударяют о землю. Я предлагаю вам встать промаршировать под звуки этого марша и отметить сильную долю в музыке. -  слайд 2

Учитель: Кто марширует под эту музыку? Где?  Какое  настроение  этой музыки.

Ответы детей: гордо, уверенно, твёрдо, мужественно и т.д.

Учитель: Да, это был военный парадный марш. Для военных музыка марша очень важна. Под его четкую музыку солдаты ровняют шаг в походном или парадном строю. Как вы думаете, какие черты присущи настоящим защитникам отечества?

Учитель: Маршей в музыке великое множество. О каком марше я сейчас прочту стихотворение?

В спортивной жизни все в движенье –

 Большое мощное сраженье.

 Марш вхож в любое состязанье,

 Ведь в нем есть дух соревнованья.

Отмечают ритм.

Учитель: О каком марше идёт речь?

Дети: Это марш спортивный.  – слайд 3 ,4

Учитель: Верно.

Победы без него не будет,

 Спортивный марш так любят люди!

В каждом городе есть спортивный стадион. В нашем сказочном королевстве он тоже есть. Каждое утро королевская футбольная команда выходит на тренировку под звуки марша. Как он бодро звучит и настраивает игроков на победу!

Звучит “Марш футболистов”. Слушают

Учитель: Найдите слова которые расскажут о настроении этой музыки. (Приложение 1)

Ответы детей: уверенно, празднично, ярко, легко и т.д.

Учитель: Ребята, сравните два марша: военный и спортивный. Какой из них легче по звучанию?

Дети: Конечно, спортивный.

Учитель: С помощью этого марша мы сможем попасть во дворец королевства Маршей. Для этого нужно вспомнить фамилию композитора, который написал эту музыку.

Дети: П.И. Чайковский Марш из балета “Щелкунчик”

Учитель: Яркие фанфары приглашают нас во Дворец. Здесь живут не только солдаты, спортсмены, добрая Фея, но и дети. Когда в королевстве наступает ночь, все стихает. Спят и взрослые, и дети. Не спится только игрушкам. Они начинают свой парад. Послушайте и определите, какой музыкальный инструмент исполняет этот марш.

Звучит “Марш деревянных солдатиков” – слайд  5

Учитель: Как вы думаете. А игрушечный марш, он какой? Найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки.

Дети: Легкий, звонкий, веселый, забавный.

Учитель: Звуки игрушечного марша еще легче, тоньше, он исполняется в высоком регистре, но игрушечные солдаты идут также ровно, четко, как настоящие. А теперь сыграем “Марш деревянных солдатиков” П.И. Чайковского Мальчики на барабанчиках, девочки – на трубе. Я буду дирижёром, а вы музыкантами, оркестром. Следите внимательно за моими движениями рук, мальчики – слева, девочки справа. А если я буду дирижировать обеими руками играем все вместе.

Звучит “Марш деревянных солдатиков” “дети аккомпанируют в оркестре” (имитируют барабаны и трубы)

Учитель: Ребята вы готовы встретиться с Принцессой? Тогда смотрите все внимательно на экран.

Мультзарисовка “Звучит “Марш деревянных солдатиков” слайд  6 –видео 0.50

Слайд   7 – 8   -  Шествие кузнечиков.

   Кто же сейчас будет маршировать? Кого нам Прокофьев С.С изображает?

Слушаем «Шествие кузнечиков

Ответы детей. Обычно ребята без ошибочно слышат и видят в этой музыке кузнечиков.

-Да это действительно кузнечики. А как нам смог это передать Прокофьев С.С?

Ответы детей..

Ритм другой, скачкообразный… Значит дело в ритме.

 А что же такое РИТМ?

РИТМ – это чередование коротких длинных звуков. (Вывешиваю на доске карточку со словом ритм.)

-Давайте закроем глазки и послушаем, что рисует нам композитор в следующей пьесе и как она называется.

 Слушаем «Ходит месяц над лугами»   - слайд  8

-Эта музыка похожа на марш солдат? … (дети отвечают, что нет) Так кто же это шагает, и где? (месяц в воздухе). Дети делятся своими представлениями.

Учитель подписывает название пьесы около портрета С.С.Прокофьева.

-Этой пьесой композитор завершает свой сборник «Детская музыка».

- На свете множество маршей и зачастую мы даже не задумываемся, как часто встречаются они в нашей жизни, особенно самые памятные события нашей жизни. С маршем вступают в новую жизнь (бракосочетание), с маршем провожают и в последний путь человека.

У Чайковского П.И. в его сборнике «Детский альбом», есть пьеса, которая называется «Похороны куклы». Давайте послушаем её стоя склонив голову и подумаем, что могло случиться…

Слушаем «Похороны куклы» - «Болезнь куклы»  слайд 9

После прослушивания ученики присаживаются, и учитель выслушивает ответы учеников.

Как я уже сказала, что марши звучат на особых событиях нашей жизни, при каких обстоятельствах звучит следующий марш, в какой замечательный день звучит этот марш?

Слушаем Марш Ф.Мендельсона. –   слайд 10 

Обсуждение. У ребят с первых же нот звучания  марша меняется настроение, появляется улыбка и радость на лице.

  Марш Мендельсона (или просто Свадебный марш) — широко известный марш, написанный Феликсом Мендельсоном в числе других музыкальных произведений, созданных им для пьесы Сон в летнюю ночь в 1842 году. Один из наиболее распространённых в мире свадебных маршей. Первый раз в качестве свадебного марш Мендельсона был использован во время венчания Дороти Карью (Dorothy Carew) и Тома Дэниэла (Tom Daniel) в церкви св. Питера в Тивертоне (Великобритания) 2 июня 1847 года. Но настоящую популярность марш обрёл после того, как прозвучал на свадьбе принцессы Виктории и кронпринца прусского Фридриха 25 января 1858.

-Феликс Мендельсон – немецкий композитор, и его музыка уже более 150 лет звучит на свадьбах. Я думаю, что сам композитор даже не догадывался, что его музыка будет жить так долго и звучать на бракосочетании молодых во всех странах мира.

А сейчас музыкальная загадка! Приготовьте своих китов. Вы сейчас услышите знакомое вам произведение, какой это кит? Будьте внимательны!!! -  Слайд  10 свадебный марш

Слайд 11 – все марши. Какие бывают и для кого?

Слайд 12 – музыка Чайковского

Слушаем старинную солдатскую песню «Солдатушки, бравы ребятушки» - слайд 13

Смотрю китов поднятых учениками. Ответы ребят.

 Кроме основного кита - песня, мы слышим маршевость в музыке. Так значит, в этом произведении встречаются два кита? Покажите какие?

А кто помнит слова этой песни - прошу встать. (Обычно встаёт почти весь класс)

Давайте проговорим их вместе. Повторение и исполнение под музыку.

3. Итог урока.

Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебное Королевство Маршей.

– Что же нового вы узнали за время нашего путешествия?

С какими маршами мы сегодня познакомились?

Что лежит в основе музыки марша?

Что такое ритм?

Музыку каких композиторов мы сегодня слушали?

Сколько уже существует марш Ф.Мендельсона?

 (Учитель задает вопросы, отмечает активность ребят на уроке, интересные и правильные ответы, их внимательность.

Совместно с учителем дети делают вывод о том, что все марши разные, но у них есть и общее: если все будут четко маршировать, то никто не собьется в строю.

Д/з: Нарисовать героев того марша, который больше понравился и запомнился. – слайд 14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок музыки на тему: «Звучащие картины. Эти разные марши.»

Тип урока: урок открытия нового знанияФорма урока: урок-путешествиеМетоды: словесный, наглядный, проблемно - поисковый, самоанализа своей деятельности (рефлексия).Форма работы: групповая, индивидуальн...

Технологическая карта урока музыки во 2 классе с применением здоровьесберегающих технологий. Тема: «Такие разные марши».

Урок музыки во 2  классе с применением здоровьесберегающих технологий.Тема: «Такие разные марши»....

Презентация "Эти разные марши"

Компьютерная презентация к уроку музыки во втором классе "Эти разные марши" по программе Критской Е.Д., Сергеевой Г.П....

Такие разные марши. Карты самооценивания

Цель: познакомить с музыкальным жанром- маршЗадачи:Ø Предметные -раскрыть понятие «марш», виды маршаØ Метапредметные - создать условия для самостоятельного определения отличительных  ...

Технологическая карта 2 класс Эти разные марши

Расширение знаний о маршевой музыке...

Эти разные марши. Звучащие картины 2 класс

Технологическая карта урока.Класс: 2 «В»Предмет: МузыкаТема урока: «Эти разные марши. Звучащие картины.»Тип урока: открытие новых знанийЦель: Формирование музыкальной культуры ...

Технологическая карта по музыке во 2 классе на тему: "Эти разные марши"

Предмет: МузыкаКласс: 2Тема урока: Эти разные марши.Цель урока: Познакомить с жанром – марш, его разновидностями. Создать условия, способствующие повышению эмоциональной и музыкал...