Конспекты уроков в начальной школе по учебному предмету "Музыка"
план-конспект урока по музыке (3, 4 класс)

Попкова Анна Андреевна

1. Конспект урока музыки в 3 классе по теме: "Обобщающий урок-концерт" (с помощью проведения интеллектуальной игры "Своя игра" - ссылка на презентацию)

2. Конспект урока музыки в 3 классе по теме: "Мировые оперы - "Орфей и Эвридика"

3. Конспект урока музыки в 4 классе по теме: "Исповедь души. Революционный этюд"

4. Конспект урока музыки в 4 классе по теме: "Музыкальные инструменты - гитара"

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Школа №154

Учитель музыки: Бардин С. Д.

Дата: 12.03.24

Руководитель практики: Шелепова Д.  А.

Класс: 3 «А»

Преподаватель фортепиано: Литвяк А. В.

Студентки 30 группы

Попковой Анны Андреевны

Преподаватель вокала: Муталиева Л. С.

Преподаватель дирижирования: Земскова О. А.

Тема: «Обобщающий урок-концерт»

Цель: закрепление полученных знаний детьми на прошлых уроках о театре, концерте и опере с помощью проведения интеллектуальной игры «Своя игра»

Задачи:

  1. Образовательная: повторить понятия: концерт, миф, опера, фурии, увертюра; повторить оперы: «Снегурочка», «Орфей и Эвридика»; повторить концерт №1 П. И. Чайковского; повторить и проработать интонацию в песне «Вместе весело шагать» музыка В. Шаинского, слова М. Матусовского.
  2. Развивающая: развивать навык слушания произведений, развивать умение анализировать прослушанное произведение, развивать четкую дикцию во время разучивания и пения произведений.
  3. Воспитательная: воспитывать любовь к музыке, воспитание культуры слушания, воспитывать нравственную культуру детей.

Тип урока: урок систематизации знания

Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, наглядный метод, метод моделирования художественно-творческого процесса.

Материалы, оборудование: фортепиано, компьютер, флешка, экран, презентация.

Музыкальный репертуар: 3 часть концерта фортепиано с оркестром №1 П. И. Чайковского, украинская песня-закличка «Веснянка», ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» опера «Снегурочка» Н. А. Римский-Корсаков, «Хор фурий» опера «Орфей и Эвридика» К. В. Глюк, «Вместе весело шагать» музыка В. Шаинского, слова М. Матусовского.

 

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Рефлексия
  5. Итог урока

Челябинск, 2024

Этап

Задачи:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

Организационный момент

Замотивировать детей на предстоящую деятельность

Учитель – «Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Здравствуйте, ребята!»

Дети – «Здравствуйте!»

- На протяжении всех уроков мы знакомились с разными жанрами музыки. Напомните мне, какие это жанры.  

- Сегодня у нас урок, объединяющий все темы. Мы повторим всё, что изучали. Обратимся к жанру концерт, как вы думаете, как у нас будет звучать тема нашего урока со словом концерт.

- Правильно, сегодня у нас будет урок-концерт.

- Скажите мне, а для чего нам нужен такой урок, для чего нам все снова повторять?

-Верно, повторение материала нужно для закрепления знаний, которые мы получили ранее.

(Музыкальное приветствие)

Здравствуйте!

Опера, балет, концерт

Урок-концерт

Для того, чтобы мы не забывали пройденное, узнали что-то новое если пропустили.

2 мин

Организация слушательской деятельности

Развивать способность анализировать прослушанные произведения

- Сегодня мы с вами проведем необычный урок, помните ли вы, с чем мы знакомились на наших прошлых уроках, с какими операми, понятиями?

- Всё верно, сейчас вам очень пригодятся эти знания. Так как мы сыграем с вами в необычную игру «Музыкальная Своя игра». У нас будет 3 команды: 1, 2 и 3 ряд. Сейчас каждой команде нужно будет придумать свое название. На слайде вы видите разные категории вопросов и разные очки по ним, у нас будут категории «Расскажи об опере» за эту категорию присваивается 100 баллов, «Угадай определение» - за нее дается 300 баллов, и самое сложное «Угадай мелодию» - за эту категорию дается 500 баллов. На слайде пронумерованы вопросы, каждая команда по очереди выбирает вопрос и отвечает на него, когда команда ответила на вопрос, он исчезает. Если команда ответила на вопрос неверно - то она не получает баллы. Другой команде, во время ответа не разрешается кричать, подсказывать и выкрикивать ответ. Выигравшая команда получает приз!

-Начнем нашу игру.

1-2-3 Команда выбирайте вопрос.

Вопросы:

Категория «Расскажи об опере»

1 – Девочка, дочь Весны и Мороза. Опера «Снегурочка». Что вы узнали об этой опере?

2 – Опера, основанная на древнегреческом мифе. Опера «Орфей и Эвридика». Расскажите, что вы узнали об этой опере?

3 – Балет, построенный на сказке о спящей девушке. Балет «Спящая красавица». Расскажите, что вы узнали о нем?

Категория «Угадай определение»

1 – Музыкальное произведение для оркестра и солирующего инструмента.

2 – Фантастическое сказание о богах и героях.

3 –Злые ведьмы царства Аида.

4 – Музыкальный спектакль, в котором поют.

5 – Вступление к опере

6 – Музыкальный спектакль, в котором действующие лица танцуют.

Категория «Угадай мелодию» - сказать, какой характер, настроение передаёт мелодия

1 – Ария Снегурочки (Подсказка-картинка из оперы)

2 – Хор фурий (Подсказка-картинка фурий)

3 - 3 часть концерта №1 П. И. Чайковского (Подсказка-последняя часть концерта, включить веснянку)

- Наша игра подходит к концу, по подсчетам баллов у нас выигрывает команда. Все участники этой команды получают заслуженную пятерку. Ну а остальные - не расстраивайтесь, для вас еще будет возможность получить хорошую оценку, выполнив домашнее задание.

Мы знакомились с оперой «Снегурочка», «Орфей и Эвридика», записывали что такое опера, миф, увертюра, балет

Дети выбирают вопрос и отвечают на него

22 мин

Организация исполнительской деятельности

Развивать певческие навыки.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость

на музыку

-Ну а сейчас мы с вами отвлечемся и немного потанцуем, встаем со своих мест и повторяем за персонажами в видео. Физминутка

-А так же давайте проведем разминку не только тела, но и нашего артикуляционного аппарата. Повторяйте за мной!

Язык сначала направляем к левой щеке, затем к правой; улыбаемся широко, затем губы трубочкой.

Вспомним песню, которую готовим к хоровому фестивалю «Вместе весело шагать»

- Сегодня мы с вами будем работать над правильной интонацией в песне.

-Какая у нас песня по характеру?

-Поэтому мы также поём весело, задорно и бодро.

- Также выделим главные слова в припеве, которые нужно петь более ярко, для этого проговорим их.

Вместе Весело шагать

По просторам, по просторам, по Просторам

И, Конечно, припевать

Лучше хором, лучше хором, лучше Хором

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

Нисходящее, восходящее движение мелодии (по терциям, поступенно)

Объяснение, звуковысотный показ, дирижёрский жест

Темповые:

Быстрый темп

Объяснение, дирижёрский жест, пропевание в более спокойном темпе

Дикционные:

Чёткое произношение согласных звуков в конце слов

Объяснение, собственный показ

Дети выполняют физминутку

Весёлая, задорная

11 мин

Рефлексия

Развивать собственный самоанализ детей

Рефлексивный прием «Светофор»

- Как вы оцениваете свою работу сегодня на уроке, поднимите руки те, кому было трудно; кто неплохо работал; кто доволен своей работой на уроке.

3 мин

Итог урока

Подведение итогов, закрепление пройденного материала

-Ребята, в какую же мы сегодня с вами играли игру?

-Все верно, а поняли ли вы, зачем мы с вами в нее играли?

-Правильно. Мы с вами повторили все темы, которые с вами прошли, чтобы вы их не забывали.

- Какие оперы повторили? Какой концерт вспомнили?

-Вашим домашним заданием будет написать синквейн к слову «концерт»

Музыкальная своя игра

Для того, чтобы повторить темы

«Орфей и Эвридика», «Снегурочка»

Концерт № 1 П. И. Чайковского

2 мин



Предварительный просмотр:

Школа № 154

Учитель музыки: Бардин Сергей Дмитриевич

Дата: 23.01.24        

Руководитель практики ЧПК № 1: Шелепова Дарья Александровна

Класс: 3 (А)

Преподаватель фортепиано: Литвяк Анна Владимировна

Студентки 30 группы

Преподаватель вокала: Муталиева Лейла Суймбаевна

Попковой Анны Андреевны

Преподаватель дирижирования: Земскова Оксана Анатольевна

Тема: «Мировые оперы - «Орфей и Эвридика»

            Цель: знакомство обучающихся с музыкальными фрагментами «Мелодия», «Хор фурий» из оперы «Орфей и Эвридика»  через их анализ.

            Задачи:

  1. Образовательная: познакомить с биографией композитора, с музыкальными фрагментами из оперы;
  2. Развивающая: развивать способность анализировать прослушанные произведения, отвечать на вопросы, развивать певческие навыки;
  3. Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Методы и приемы: словесный метод (беседа, рассказ), наглядно-слуховой метод, объяснительно-иллюстративный метод, метод размышления о музыке.

Материалы, оборудование: компьютер, экран, флешка, фортепиано, раздаточный материал.

Музыкальный репертуар: «Мелодия» К. В. Глюк, «Хор фурий» К. В. Глюк, «Вместе весело шагать» музыка В. Шаинского, слова М. Матусовского.

Структура урока:  

1. Организационный момент

2. Организация слушательской деятельности

3. Организация исполнительской деятельности

4. Рефлексия

5. Итог урока

Челябинск, 2024

Этап

Задачи:

Ход деятельности учителя

Деятельность обучающихся

Хронометраж

Организаци-онный момент

Замотивировать детей на предстоящую деятельность

«Прозвенел уже звонок, начинается урок» - музыкальное приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

- Открывайте тетради, записывайте дату, 23 января.

- Предлагаю отправиться в Древнюю Грецию.

Люди там были очень музыкальные. О таких людях говорили мифы.  Вы знаете, что такое миф?

Миф – фантастическое сказание о богах и героях.

- Один миф рассказывает о талантливом музыканте по имени Орфей. Орфей пел и играл на музыкальном инструменте – кифаре, что музыкой укрощал диких животных и раздвигал скалы.

Но в семье Орфея случилось несчастье, его жену, которую звали – Эвридика, укусила змея, и она умерла. Он просил богов вернуть ее, ему разрешили вывести Эвридику из подземного царства. Только нельзя было оглядываться на нее. Иначе Эвридика исчезнет навсегда. Орфей согласился выполнить это условие. Он спустился в подземное царство, нашел Эвридику, и повел ее к выходу. Но Эвридика была огорчена тем, что муж даже не взглянул на нее. Она умоляла Орфея посмотреть на нее, не вытерпел Орфей – посмотрел, и в тот же миг Эвридика исчезла.

- Назовите имена главных героев мифа.

- Как вы думаете, какая тема урока?

- Какая цель перед нами стоит на уроке?

- Об этой красивой, но печальной истории рассказал композитор К. В. Глюк.

- Здравствуйте.

Предполагаемые ответы детей: в мифе говорилось про музыканта Орфея и его жену Эвридику.

Познакомиться с оперой «Орфей и Эвридика», послушать оперу.

7 минут

Организа-ция слушатель-ской деятельнос-ти

Познакомить с биографией композитора, с музыкальными фрагментами из оперы.

Развивать способность анализировать прослушанные произведения

- Он сочинил оперу «Орфей и Эвридика». Напомните мне, что такое опера – вспоминали на прошлом уроке.

Кристоф Виллибальд Глюк - немецкий композитор.

- Родился 2 июля 1714 года.

(Раздаю раздаточный материал с информацией о композиторе на парту некоторым ребятам – дети записывают текст)

- Какое у вас было домашнее задание? (рисунок Руслан как летит на Черноморе). Покажите ваши рисунки. Вспомним оперу «Руслан и Людмила». Руслан – положительный герой, Черномор – отрицательный образ.

- В опере «Орфей и Эвридика» также есть положительные герои и отрицательные. Сначала мы рассмотрим самый известный музыкальный фрагмент «Мелодия». Запишите в тетрадь это название.

- Нужно будет внимательно слушать, и выбрать в таблице из предложенных вариантов ответов те, которые будут соответствовать произведению.

- Где происходит действие на земле или в преисподней?

- Почему вы так решили?

- Какой характер у произведения?

- Исполнитель произведения?

- Какая мелодия?

- Какой темп?

- Какой образ, герои слышны в произведении?

- «Мелодия» чистая и ясная. Несколько грустный оттенок вносит в музыку соло флейты. Но этот грустный эпизод не нарушает светлого покоя сцены.

- Другое произведение «Хор фурий». Запишите себе в тетрадь название. Это сцена Орфея с духами подземного мира (фуриями).

- Вы знаете, кто такие фурии?  

Фурии – злые ведьмы царства Аида.

(Раздам листочки - индивидуальные задания ребятам – нарисовать фурий при прослушивании произведения)

- Нужно будет внимательно слушать, и выбрать в таблице из предложенных вариантов ответов те, которые будут соответствовать произведению.

- Где происходит действие на земле или в преисподней?

- Почему вы так решили?

- Какой характер?

- Исполнитель произведения?

- Какая мелодия?

- Какой темп?

- Какой образ, герой в произведении?

- Мрачный, грозный характер хора создаётся благодаря унисонному звучанию, повторению одинаковой ритмического рисунка.

- Образы Орфея, Эвридики и Фурий одинаковые по характеру?

- Если они разные, противоположные по характеру, значит, они контрастны.

- Обратите внимание на таблицу. В произведениях происходит борьба добра и зла.

- Зло всегда узнаваемо и ему всегда противостоит светлое добро.

Откройте дневники и запишите домашнее задание: нарисовать рисунок по мотивам оперы «Орфей и Эвридика» (Орфей, Эвридика, фурии).

- Орфей, как мы помним, прекрасно играл на музыкальном инструменте – кифаре, также он умел танцевать.

- Предлагаю тоже встать с мест и потанцевать (физминутка).

- Орфей умел прекрасно петь, и мы с вами сегодня будем разучивать песню «Вместе весело шагать».

Предполагаемые ответы детей: опера – музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют.

Предполагаемые ответы детей:

с детства был увлечен музыкой, играл на скрипке и виолончели. Обладал вокальными данными. Глюк писал в основном оперы – их насчитывают 46.

- В преисподней

- Холодное, мрачное звучание

- Светлый, с оттенком грусти

- Симфонический оркестр, соло флейты

-  Плавная, ясная

- Медленный

- Добра, Орфей и Эвридика

- В преисподней

- Холодное, мрачное звучание

- Мрачный, грозный

- Симфонический оркестр, хор

- Отрывистая, упругая

- Умеренный

- Зла, Фурии

- Нет

        

16 минут

Организа-ция исполнительской деятельнос-ти

Развивать певческие навыки.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку

- Послушайте сначала песню (исполняю часть под минус), и после прослушивания нужно будет ответить на вопросы: о чем эта песня и какой характер у неё.

- Для начала нам нужно подготовить артикуляционный аппарат к пению (язык сначала направляем к левой щеке, затем к правой; улыбаемся широко, затем губы трубочкой).

- Разучим сегодня 1 куплет и припев. Послушайте меня (собственный показ, затем управление хором дирижерским жестом)

Вместе весело шагать по просторам,

По просторам, по просторам

И, конечно, припевать лучше хором,

Лучше хором, лучше хором.

Спой-ка с нами, перепёлка, перепёлочка,

Раз иголка, два иголка - будет ёлочка.

Раз дощечка, два дощечка - будет лесенка,

Раз словечко, два словечко - будет песенка.

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

Нисходящее, восходящее движение мелодии (по терциям, поступенно)

Объяснение, звуковысотный показ, дирижёрский жест

Темповые:

Быстрый темп

Объяснение, дирижёрский жест, пропевание в более спокойном темпе

Дикционные:

Чёткое произношение согласных звуков в конце слов

Объяснение, собственный показ

 

- Говорится о слаженности и дружбе.

- Задорный, веселый

10 минут

Рефлексия

Развивать собственный самоанализ детей

- Наш урок подходит к концу. Решим небольшой тест по сегодняшней теме, в тетрадях напишите цифры и рядом с ними буквы - ответ.

Рефлексивный прием «Светофор»

- Как вы оцениваете свою работу сегодня на уроке, поднимите руки те, кому было трудно; кто неплохо работал; кто доволен своей работой на уроке.

4 минуты

Итог урока

Подведение итогов, закрепление пройденного материала

Вспомним и закрепим полученные знания на сегодняшнем уроке.

- Как называется опера, которую мы слушали?

- Кто композитор?

- Какие произведения из оперы мы прослушали?

- На этом наш урок подошел к концу

- До новых встреч!

Предполагаемые ответы детей:

опера «Орфей и Эвридика»

Кристоф Виллибальд Глюк

«Мелодия», «Хор фурий»

3 минуты



Предварительный просмотр:

Школа №154

Учитель музыки: Бардин С. Д.

Дата: 02.04.24

Руководитель практики: Шелепова Д.  А.

Класс: 4 «В»

Преподаватель фортепиано: Литвяк А. В.

Студентки 30 группы

Попковой Анны Андреевны

Преподаватель вокала: Муталиева Л. С.

Преподаватель дирижирования: Земскова О. А.

Тема: «Исповедь души. Революционный этюд»

Цель: формирование представлений о понятиях «этюд», «прелюдия», осознание образа Родины как одной главных тем искусства на основе анализа произведений Ф. Шопена «Революционный этюд», прелюдия № 7, прелюдия № 20.

Задачи:

  1. Образовательная: расширить представления об особенностях композиторского творчества Фредерика Шопена, повторить и проработать интонацию в песне «Моя Россия, моя страна» - гр. Непоседы, познакомиться с терминами «этюд», «прелюдия».
  2. Развивающая: развивать навык слушания произведений, развивать умение анализировать прослушанное произведение, развивать четкую дикцию во время разучивания и пения произведений.
  3. Воспитательная: воспитывать эмоционально-позитивного отношения к понятию «Родина», воспитание культуры слушания, воспитывать нравственную культуру детей.

Тип урока: открытия новых знаний

Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, наглядный метод, метод моделирования художественно-творческого процесса.

Материалы, оборудование: фортепиано, компьютер, флешка, экран, презентация.

Музыкальный репертуар: «Моя Россия, моя страна» - гр. Непоседы, Ф. Шопен «Революционный этюд», Ф. Шопен прелюдия № 7, прелюдия № 20.

 

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Рефлексия
  5. Итог урока

Челябинск, 2024

Этап

Задачи:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

Организационный момент

Замотивировать детей на предстоящую деятельность

Учитель – «Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Здравствуйте, ребята!»

Дети – «Здравствуйте!»

- Меня зовут Анна Андреевна и сегодня урок музыки проведу у вас я.

- Сегодня у нас с вами еще одна встреча с искусством -миром чувств и раздумий, откровений и открытий.

- У нас урок по творчеству великого польского композитора. И многое о нем нам уже известно.

О чем же сегодня будет наш урок?

Для начала попробуем сформулировать тему урока.

- А поможет нам в этом письмо Фредерика Шопена. Послушайте его фрагмент. Как вы думаете, кому могут быть обращены слова композитора?

Учитель читает: «Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой?..»

- Когда человек говорит о самом сокровенном, это еще называют исповедью. Все мысли и чувства будут идти от самого сердца, от души. Можно ли сказать, что это письмо – исповедь?

Так как будет называться наш урок?

Если подобрать слова точнее – Исповедь души.

- Откройте тетради, запишите на число и тему урока.

- Итак, с темой определились. А что же будет целью нашего сегодняшнего урока? Как вы думаете?

- И для этого нам необходимо решить задачи:

Узнать новые факты из жизни композитора; познакомиться с новыми произведениями.

(Музыкальное приветствие)

Здравствуйте!

Ответы детей: матери, Родине, возлюбленной

Ответы детей: да

Расширить свои знания о творчестве Шопена.

2 мин

Организация слушательской деятельности

Развивать способность анализировать прослушанные произведения

Давайте вместе вспомним, Родина великого композитора?

Что еще запомнилось вам о жизни и творчестве этого композитора?

- Друзья называли его «душа фортепиано»;

- Он сочинял вальсы, мазурки, прелюдии, полонезы, этюды.

- Долгие годы провел на чужбине; (спросить детей об этом слове) Чужбина – чужая земля, страна.

В 1829 году молодой музыкант ненадолго ездил в Вену,

где с успехом прошли его концерты. Родные и друзья советуют ему отправиться в длительное концертное турне.

Но Шопен долго не мог решиться на этот шаг.

Его мучили плохие предчувствия.

Товарищи подарили Фредерику серебряный кубок, наполненный польской землей.

Предчувствия не обманули композитора. Он расстался с родиной навсегда.

Когда Шопен отчизну покидал,

Друзья ему любовно поднесли

В старинном кубке горсть родной земли,

Чтоб милый дар его сопровождал.

Окончив в 1830 году консерваторию, Шопен отправляется в далекое путешествие.

Он уезжает из родной страны. Перед отъездом состоялся прощальный вечер с друзьями.

Судьба распорядилась так, что долгие годы Шопен провел во Франции, но мысли о Родине не покидали его. В 1830 году Шопен находился в немецком городе Штутгард, когда прибыла весть о вспыхнувшем восстании за независимость в Польше. Шопен мечтал вернуться на родину и принять участие в боях. Но по дороге в Польшу его застала страшная весть: восстание подавлено, руководителя взяли в плен. Будучи сторонником польской независимости, Шопен отказался вернуться на родину и обосновался в Париже.

Каждое произведение Ф. Шопена - это исповедь души, откровение, страница его музыкального дневника. Несмотря на прекрасное знание французского языка, он не мог ни с кем поделиться своими переживаниями, высказать то, что было у него на душе.

Но всю свою боль, гнев, отчаяние и радость он излил в своей музыке, надеясь, что «когда-то она будет понята». (Как вы думаете, через что он изливал свою душу, что ему в этом помогало?)

- Несмотря на то, что Фредерик Шопен жил вдалеке от Родины, он постоянно обменивался письмами с друзьями и следил за всем, что происходит в Польше. В 1830 году многие из близких друзей Фредерика Шопена погибли, или были арестованы.

- Как вы думаете, что должен был чувствовать композитор в этот момент?

- Более того, композитор хотел отменить свое концертное турне и вернуться на Родину, чтобы помочь друзьям. Но получил письмо от отца.

Как вы думаете, что было в этом письме?

Отец писал с мольбой не делать этого, потому что молодому, талантливому композитору могла угрожать тюрьма. И как отклик на эти события Шопен сочиняет этюд

№ 12 «Революционный».

Итак, бережно прикоснемся к музыкальным записям.

-  Знакомы ли вы с понятием этюд? (Запишем термин) Этюд - упражнение для развития беглости пальцев.

- Скажите, может ли обычное упражнение рассказать о том, что наболело в душе? Упражнение обычно не имеет названия, а этот этюд называется «Революционный».

Давайте послушаем.

О чем рассказывает нам эта музыка? Как вы думаете, почему у этюда название «Революционный»?

(Индивидуальное задание – выбрать прилагательные, которые соответствуют характеру музыки)

Свое горе, гнев, возмущение Шопен излил в музыке, откликнувшись на события, которые происходили в Польше. Решение написать произведение Шопен принял под впечатлением известия о том, что Польское восстание подавлено русскими войсками и Варшава пала. Этюд был написан в сентябре 1831 года и издан через 2 года. Название «революционный» принадлежит Ф. Листу.

А вот еще 2 страницы из музыкального дневника Шопена: Прелюдия №7 и Прелюдия №20. Ребята, а что значит «прелюдия»?

(Запишем термин) Прелюдия - небольшое произведение, выполняющее роль вступления, либо самостоятельная миниатюра.

В 1838 году 28-летний композитор завершил свой замысел по созданию цикла из 24 прелюдий. Миниатюрные зарисовки в музыке составили галерею музыкальных образов.

Какой характер у «Прелюдии №7», какое настроение передаёт?

Мы будто слышим музыкальное послание композитора.

В ней всего 16 тактов. И здесь особенно ярко проявилось умение Шопена в малой форме сказать что-то большое и важное.

(Включить еще раз, предложить ребятам показать характер музыки движениями руками)

А сейчас послушаем Прелюдию №20.

Она ещё меньше по размеру, в ней всего 13 тактов.

- Какой характер у этого произведения, какое настроение передаёт?

Какая глубокая картина разворачивается перед нашим воображением! Скорбный и в то же время торжественный характер музыки напоминает величавое пение хора. Музыка проникнута раздумьями о судьбе родной страны, родного народа.

Два произведения, два разных настроения. В чем же разница по звучанию и характеру?

В Прелюдии №7 Шопен рассказывает, как прекрасна музыка его народа.

Траурной музыкой Прелюдии №20 композитор оставил надежду вернуться на Родину.

- Шопен, Музыка, Родина… Эти три слова объединяет любовь: любовь Шопена к Родине, народу Польши.

Рассмотрим фотографию памятника Шопену, который установлен в центральном парке Варшавы. Это любимое место жителей, так как там звучит музыка Шопена в записи или живом исполнении.

Фигура Шопена выглядит встревоженной, его взгляд устремлен вдаль. Изображение сердца вынесено скульптором в нижнюю часть композиции. Здесь показан тот факт, что тело композитора во Франции, а сердце – поляки трепетно хранят в Варшаве, в костёле Святого Креста (католический храм).

- Музыка Шопена стала символом польского народа, его непокоренного духа.

Польша

Он прекрасный пианист

музыка

Ответы детей: недовольство, гнев, возмущение, ярость.

Ответы детей

Ответы детей: звучит стремительно, решительно, страстно, пламенно.

Ответы детей

Спокойная, светлая, благородная, изящная, песенная с ритмом польского танца мазурки.

Тяжёлая, скорбная, размеренная поступь траурного марша.

22 мин

Организация исполнительской деятельности

Развивать певческие навыки.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость

на музыку

- Ну а сейчас мы с вами отвлечемся и немного потанцуем, встаем со своих мест и повторяем за персонажами в видео.

 Физминутка

- А так же давайте проведем разминку не только тела, но и

нашего артикуляционного аппарата. Повторяйте за мной!

Языком сначала прокалываем левую щеку, затем правую; улыбаемся широко, затем губы трубочкой, по кругу язык – сначала в одну сторону, затем в другую.

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Пение на одной ноте.

- Ход мелодии на кварту.

- Собственный показ.

- Дирижёрский жест.

- Гармоническая поддержка.

Дикционные:

-Чёткое проговаривание текста в быстром темпе, проговаривание «Р»;

- Проговаривание слов в ритме и темпе песни.

- Собственный показ.

Ритмические:

- Сложные ритмические рисунки.

- Собственный показ.

- Дирижёрский жест.

-Гармоническая поддержка.

- Прохлапывание ритмического рисунка. (Сольмизация)

Дети выполняют физминутку

11 мин

Рефлексия

Развивать собственный самоанализ детей

На партах у вас лежат лесенки успеха.

- Если сегодня на уроке вы работали не активно и ничего не усвоили из нового материала, то поставьте галочку на самой нижней ступеньке.

- Если вы работали активно, но вам еще нужна помощь или у вас остались вопросы, то поставьте галочку на второй ступеньке.

- И если вы работали активно, и у вас все хорошо получалось, и урок вас понравился, то поставьте галочку на самой верхней ступеньке лесенки.

- Поднимите все свои листочки с лесенками успеха.

- Итак, я вижу, что сегодня все работали активно, у всех все получилось и урок, вам понравился.

Дети оценивают свою работу на уроке.

3 мин

Итог урока

Подведение итогов, закрепление пройденного материала

Обобщим знания, которые получили сегодня на уроке.

- Давайте вспомним, что такое прелюдия?

- Что такое этюд?

- Творчество, какого композитора рассмотрели?

- Какие произведения мы прослушали сегодня?

- Что произошло в Польше в 1830 году?

Домашнее задание – небольшое сочинение «Что для тебя значит слово Родина»?

- Урок окончен! До свидания!

Ответы детей

Шопен

Прелюдия № 7, 20. Этюд № 12 «Революционный»

Польское восстание

2 мин



Предварительный просмотр:

Школа №154

Учитель музыки: Бардин С. Д.

Дата: 16.04.24

Руководитель практики: Шелепова Д.  А.

Класс: 4 «В»

Преподаватель фортепиано: Литвяк А. В.

Студентки 30 группы

Попковой Анны Андреевны

Преподаватель вокала: Муталиева Л. С.

Преподаватель дирижирования: Земскова О. А.

Тема: «Музыкальные инструменты - гитара»

Цель: формирование представлений о музыкальном инструменте – гитара, знакомство с историей появления гитары на основе анализа авторских песен Б. Ш. Окуджава «Пожелание друзьям», В. С. Высоцкий «Песня о друге», О. Г. Митяев «Изгиб гитары жёлтой».

Задачи:

  1. Образовательная: познакомиться с понятием «бард», повторить и проработать интонацию в песне «Моя Россия, моя страна» - гр. Непоседы, привлечь внимание обучающихся к трём основным видам деятельности: сочинение (композитор) – исполнительство (исполнитель) – слушание (слушатель).
  2. Развивающая: развивать навык слушания произведений, развивать умение анализировать прослушанное произведение, развивать четкую дикцию во время разучивания и пения произведений.
  3. Воспитательная: воспитывать культуру слушания и нравственную культуру детей, познавательный интерес к музыке.

Тип урока: тип «открытия» новых знаний

Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, наглядный метод, метод моделирования художественно-творческого процесса.

Материалы, оборудование: раздаточный материал (картинка с изображением гитары), портреты музыкантов, классическая гитара, компьютер, флешка, экран, презентация.

Музыкальный репертуар: «Моя Россия, моя страна» - гр. Непоседы, Б. Ш. Окуджава «Пожелание друзьям», В. С. Высоцкий «Песня о друге», О. Г. Митяев «Изгиб гитары жёлтой».

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Рефлексия
  5. Итог урока

Челябинск, 2024

Этап

Задачи:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

Организационный момент

Замотивировать детей на предстоящую деятельность

Учитель – «Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Здравствуйте, ребята!»

Дети – «Здравствуйте!»

- Наш урок я хочу начать с удмуртской народной пословицы (запись пословицу и перевод на доске)

Кырзаны умой чош, вераськыны – оген.

Петь хорошо вместе, а говорить по одному.

- Как вы понимаете смысл пословицы?

- Как она нам поможет на уроке?

- Эта пословица будет сегодня нашим девизом. Будем его придерживаться.

- Отгадайте загадку

Шестиструнка – чужестранка

Романтичная испанка,

Этот звонкий инструмент

Любит бард, солдат, студент

И заслуженный артист

И загруженный турист.  (Гитара)

- М. Ю. Лермонтов посвятил гитаре замечательные строки, послушайте и скажите, как поэт относится к гитаре, нравится ли она ему?

Что за звуки! Неподвижен, внемлю сладким звукам я;

Забываю вечность, небо, землю, самого себя.

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

- Правильно, гитаре.

- Так как будет звучать тема нашего урока?

- Как вы думаете, какие задачи перед нами стоят?

 

(Музыкальное приветствие)

Здравствуйте!

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

- Музыкальные инструменты. Гитара

- Познакомиться

с музыкальным инструментом – гитарой,

познакомиться с историей появления гитары.

2 мин

Организация слушательской деятельности

Развивать способность анализировать прослушанные произведения

- А что же такое гитара? (выясняю первоначальные знания детей об этом инструменте)

- Гитара  — струнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего или сольного инструмента во многих стилях и направлениях музыки.

-  На гитаре можно сыграть простую народную песню, лирический романс, музыку Баха и даже джазовые импровизации.

- Рассмотрим строение гитары (показываю картинку со строением гитары и настоящую гитару, рассказываю названия частей гитары)

 

Парная работа (написать строение гитары)

- А теперь вы напишите в парах названия частей гитары. (Дети вспоминают, по ходу отмечают на своих картинках названия частей гитары)                              

- Гитара самый массовый и распространённый инструмент. Людей, играющих на ней гораздо больше, чем играющих на каких-либо других инструментах. Гитара распространилась по всем континентам, включая Антарктиду. Гитара побывала даже в космосе. Космонавты взяли её на космический корабль, чтобы в короткие минуты отдыха наслаждаться игрой на любимом инструменте.

-А когда же появилась гитара?

- Считают, что она появилась ещё в античные времена и получила своё название от древнегреческого инструмента кифары.  Предполагают, что родилась гитара в 15 веке в Испании, и она была шестиструнной. А в России появилась гитара в 19 веке, и именно в России гитара стала семиструнной, и называется такая гитара русской.  

- В процессе становления инструмента у гитары было разное количество струн. Были гитары и четырёхструнные и шестиструнные и даже двенадцатиструнные. Шестиструнная гитара является классической.

- Ребята, интересная история происхождения гитары, не так ли?

-   В наше время со звучанием гитары тесно связан жанр авторской песни. В ней  поэт-композитор и гитара ведут со слушателями разговор по душам.

А  авторов-исполнителей называют бардами.

-  Бард — певец или поэт; одиночный исполнитель песен собственного сочинения.

С творчеством некоторых из них мы с вами познакомимся.

-  Знакомьтесь, Булат Шалвович Окуджава (портрет на слайде).

Мы сейчас послушаем в его исполнении песню «Пожелание друзьям»

- После прослушивания ответим на вопрос, о чем рассказала песня?

- Темой стихотворения является пожелание друзьям счастья и благополучия. Идея стихотворения заключается в том, что в жизни самое главное - это здоровье, любовь и друзья. Важно не гнаться за богатством и славой, а находить в жизни свое место и делать то, что нравится.

- История бардовской песни связана с творчеством ещё одного замечательного человека - Владимира Семёновича Высоцкого.  

-  Давайте посмотрим и послушаем песню из кинофильма «Вертикаль» - «Песня о друге».

- Ответим на вопрос после прослушивания, о чём эта песня?

Индивидуальная работа (выбрать те прилагательные, которые характеризуют характер произведения, каким настроением наполнена музыка)

- «Песня о друге» - это песня, которая говорит о том, как важно иметь настоящего друга, кто всегда будет рядом, даже если все остальные оставят.

- Ребята, а вы бы хотели послушать гитару в живом исполнении?

Мне в этом поможет коллега Ксения Сергеевна, будет исполнена песня Олега Митяева «Изгиб гитары жёлтой», предлагаю также подпевать всем вместе.

Ответы детей: музыкальный инструмент.

Ответы детей: да!

Ответы детей

Ответы детей

20 мин

Организация исполнительской деятельности

Развивать певческие навыки.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость

на музыку

- Ну а сейчас мы с вами отвлечемся и немного потанцуем, встаем со своих мест и повторяем за мной.

 Физминутка

- А так же давайте проведем разминку не только тела, но и

нашего артикуляционного аппарата. Повторяйте за мной!

Языком сначала прокалываем левую щеку, затем правую; улыбаемся широко, затем губы трубочкой, надуваем щеки.

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Пение на одной ноте.

- Ход мелодии на кварту.

- Собственный показ.

- Дирижёрский жест.

- Гармоническая поддержка.

Дикционные:

-Чёткое проговаривание текста в быстром темпе, проговаривание «Р»;

- Проговаривание слов в ритме и темпе песни.

- Собственный показ.

Ритмические:

- Сложные ритмические рисунки.

- Собственный показ.

- Дирижёрский жест.

-Гармоническая поддержка.

- Прохлапывание ритмического рисунка. (Сольмизация)

Дети выполняют физминутку

13 мин

Рефлексия

Развивать собственный самоанализ детей

У вас на партах, лежат «гитары», вам необходимо раскрасить их в тот цвет, который соответствует вашему настроению.

Покажите, что у вас получилось, «гитары» оставляйте себе.

Дети оценивают свою работу на уроке.

3 мин

Итог урока

Подведение итогов, закрепление пройденного материала

Обобщим знания, полученные на уроке.

-  Назовите родину гитары.

- Сколько струн у гитары?

- Назовите  авторов-исполнителей одним словом.

- Как вы думаете, в чем секрет популярности песен, которые мы услышали сегодня на уроке?  

- Кто из вас захотел научиться играть на гитаре после сегодняшнего урока?

 

Домашнее задание – решить тест.

- Урок окончен! До свидания!

Ответы детей:

Испания

У классической – 6.

Барды

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока УМК «Начальная школа XXI века» под ред Н.Ф.Виноградовой 4 класс Русский язык (авторы учебника С.И.Иванов, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова) Тема: «Глаголы - исключения» Тип урока: освоение новых знаний

Проведённый урок по теме «Глаголы – исключения», является завершающим этапом изучения темы «Глагол» в 4 классе. Это «Урок усвоения новых знаний», был проведен с использованием проблемно – диалоговой т...

По теме: методические разработки, презентации и конспекты уроков в начальной школе

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Герасимовская средняя общеобразовательная школа»...

Конспект урока УМК "Начальная школа ХХ1 века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой. 3 класс. Окружающий мир (автор учебника Н.Ф.Виноградова) . Тема: "Болото-пресный водоём"

Проведённый урок по теме "Болото - пресный водоём" был направлен на "добывание" новых знаний. Освоение новых знаний построены на решении проблемных ситуаций. Методы и формы работы были ориентированы н...

План-конспект урока для начальной школы "Путешествие в «Страну английского языка»"

План-конспект урока для начальной школы "Путешествие в «Страну английского языка»"...

Конспект урока. (УМК "Начальная школа 21 века")

Конспект урока изобразительного искусства. Тема урока: «Театральная афиша, программа». (аппликация, цв. фломастеры).Цель: продолжить знакомство с искусством театра, про...

Конспекты уроков для начальной школы

Конспекты разработаны по современным стандартам ФГОС новго поколения. Подходят для современного урока. Все этапы соответсвуют ФГОС...

Буква Х,х. Звуки [x], [x\']. Конспект урока в начальной школе.

Урок подходит для коррекционных школ. Изучение нового материала....