«Формы и методы опроса учащихся на уроках музыки»
статья по музыке (3 класс)
В данной статье раскказывается о типологии уроков, от которых зависят формы и методы опроса учащихся. А также о формах усвоения учебного материала и какие виды контроля применяются после усвоения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ИМ Ю.А. ГАГАРИНА»
Россия, Челябинская область, г. Златоуст, ул. Профсоюзная, д. 7
«Формы и методы опроса учащихся на уроках музыки»
Исакина Е.В.
учитель музыки
высшая квалификационная категория
2025 г.
Страшная это опасность – безделье за партой; Безделье шесть часов ежедневно, Безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, И ничто не может возместить того, Что упущено в самой главной сфере, Где человек должен быть тружеником,- в сфере мысли В.А. Сухомлинский |
Урок – основная форма работы в школе, это необычайно сложный педагогический элемент. Урок – это всегда сочетание двух или нескольких форм организации учебной работы. Так как на уроке могут быть использованы разные формы организации учебной работы учащихся, то можно урок рассматривать как некоторую совокупность организационных форм обучения и включает в себя под руководством учителя общегрупповую, групповую и индивидуальную работу каждого учащегося с применением разнообразных методов обучения.
По характеру познавательной деятельности выделяют проблемные и не проблемные уроки. Типологию уроков по основным дидактическим целям целесообразно представить, опираясь на основные элементы – составные части урока:
-- проверка опорных знаний и умений;
-- изучение нового материала;
-- его закрепление и обобщение;
-- задание на дом.
На основании классификации по дидактическим целям можно выделить следующие типы уроков:
- вводные уроки;
- уроки изучения вводного материала;
- уроки формирования умений;
- уроки проверки, контроля и коррекции;
- комбинированные уроки;
- уроки повторения изученного;
- обобщающие уроки.
В своей педагогической практике я использую следующие типы уроков:
--- вводный,
--- межпредметный,
--- путешествие,
--- ролевая игра,
--- с использованием компьютера,
--- творческий отчет,
--- закрепление изученного материала,
--- обобщение и систематизация знаний,
--- повторение изученного.
От типа урока зависит форма и метод опроса учащихся. Формы контроля знаний, умений и навыков на уроках музыки делю на две группы: по форме проведения - коллективный и индивидуальный и по времени проведения - текущий и итоговый.
Коллективный учет: ансамбль, многоголосие, интонационный строй, чувство ритма. В начальных классах: один ряд поет, другой оценивает и наоборот.
Индивидуальный учет: навыки слухового восприятия музыки, навыки ассоциативного мышления, умение понимать выразительность музыкального языка, умение высказывать и обосновывать свое отношение к музыкальному произведению, умение красиво и правильно исполнять песню, умение использовать шумовые и музыкальные инструменты в сопровождении музыки.
Текущий контроль и его формы: усвоение учебного материала - опрос, степень активности на уроке - рассуждение, анализ произведения, дискуссия, практическая деятельность - выполнение групповых и индивидуальных заданий, участие в ролевых играх - творческая интерпретация, ритмопластика.
Итоговый контроль:
в конце четверти (обобщающий опрос, тест, музыкальная викторина, контрольное исполнение песни).
Музыкальная викторина
КОМПОЗИТОР | ПРОИЗВЕДЕНИЕ |
Э. Григ | «Пер Гюнт» |
Н.А. Римский-Корсаков | «Три чуда» |
Обобщающий тест:
Вопрос: какие бы жанры вы бы взяли с собой в следующий век?
Обосновать это.
Контрольный тест:
АВТОР | ПРОИЗВЕДЕНИЕ | ЖАНР |
Н.А. Римский-Корсаков | «Садко» | опера-былина |
И.А. Крылов | «Квартет») | Басня |
грузинская народная сказка | «Чонгурист» | Сказка |
В конце полугодия контрольный тест, творческий турнир
Творческий турнир (выбор выученной песни по лотерее):
..исполнение песни;
..инсценирование песни;
..сочинение песни;
..оркестровка шумовыми инструментами;
..рисунки к музыкальному произведению;
..музыкальные ребусы (начальные классы);
..музыкальная эстафета (заверши песню, узнай песню по ритмическому рисунку).
В конце учебного года обобщающий тест, заключительный урок-концерт, выступление-отчет, сочинение-рассуждение, итоговая работа учащегося, защита проекта- презентация: мини-проект, выполняется на уроке; проект четверти «Можем ли мы увидеть музыку», рисунки как проект.
Материал на уроке подается небольшими блоками. Стараюсь четко, в быстром темпе вести объяснение. На уроке учащиеся работают у доски. Применяется, особенно на уроке закрепления изученного материала, обобщения и систематизации знаний, способ опроса «Сиквейн», который является быстрым, но мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации.
Можно вести «Диагностическую карту», по которой можно узнать музыкальные способности учащихся, которые они приобрели к новому учебному году по зачетной системе.
Для закрепления повторяется рассказ по опорным конспектам, которые потом задаются учащимся на дом. Дома ученики работают с конспектом, а на следующем уроке они воспроизводят их по памяти.
Домашняя работа ученика – это прежде всего индивидуальные занятия. Она может выполняться разными методами. Поэтому включать ее в систему методов обучения нельзя. Следовательно, домашнюю работу учащихся можно рассматривать как организационную форму учебной работы, которая дополняет урок, дает возможность ученику подготовиться к уроку. Такой же является и кружковая работа.
Четкость и глубина изложенного учебного материала, опрос, доброжелательная помощь педагога, систематическая работа, становящаяся навыком, - залог прочных знаний. Радость успеха рождает творческое, заинтересованное отношение к учению, формирует познавательную самостоятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы деятельности учащихся на самоподготовке.
Данная статья рассказывает о формах и методах применяемых воспитателем на смаоподготовке с учащимися начальной школы....
Статья "Когнитивный опрос учащихся на уроке"
ЧЕРЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ОПРОСА ВЕДЕТ К ПОВЫШЕНИЮ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ. ОНИ ЧУВСТВУЮТ СЕБЯ НАМНОГО РАСКОВАННЕЕ, ЧЕМ ПРИ ОБЫЧНОМ ОПРОСЕ: ЗДЕСЬ МОЖНО ХОДИТЬ ПО КЛАССУ, ОБРАЩАТЬСЯ К ПРЕПОДАВАТЕЛЮ...

Доклад «Нетрадиционные формы и методы оздоровления учащихся»
Доклад «Нетрадиционные формы и методы оздоровления учащихся»...

Доклад на педагогическом совете По теме : «Использование современных образовательных методов и приемов на уроках музыки»
На уроках предметов эстетического направления (музыка, ИЗО, МХК) на первый план выдвигается задача воспитания личности ученика, формирование ценностных отношений средствами искусства в отличие от друг...

Технологическая карта мастер-класса в 3 классе"Внедрение метода пластического интонирования в урок музыки".
Целью данного мастер- класса является освоение учащимися младшего школьного возраста метода пластического интонирования с элементами ритмических движений и жестов для превращения процесса ...

Мастер-класс по теме: «Эффективные формы, приёмы, методы организации этапов современного урока как средство формирование УУД»
Урок должен стать для школьника не только занятием по решению задач, но и позволить ему освоить способы успешного существования в современном обществе, т.е. уметь ставиь себе конкретную цель, планиров...

