Путешествие в мир симфонического оркестра
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Кулаева Светлана Михайловна

Урок музыки 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок музыки 4 кл 14.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки

Тема: «Путешествие в мир симфонического оркестра»

Класс: 4

ФГОС НОО (нового поколения)

Цели урока:

Познакомить учащихся с симфоническим оркестром, его строением и звучанием.

Формировать умение различать группы инструментов (струнные, духовые, ударные).

Развивать музыкальный слух, внимание, воображение через восприятие музыки.

Воспитывать интерес к музыкальной культуре, уважение к труду музыкантов.

Планируемые результаты (ФГОС):

Личностные: развитие интереса к классической музыке, формирование эстетического вкуса.

Метапредметные: умение слушать, выделять главное, работать в диалоге.

Предметные: знание состава симфонического оркестра, умение различать звучание инструментов.

Оборудование:

Презентация с изображениями инструментов.

Аудио/видео фрагменты симфонической музыки П. И. Чайковский «Танец феи Драже»,

 Л. ван Бетховен «Ода к радости», М. Римский-Корсаков «Полёт шмеля».

Карточки с картинками инструментов.

Ход урока

1. Организационный момент (2–3 мин)

Учитель:

– Ребята, сегодня мы отправимся в удивительное путешествие. Мы побываем там, где рождается настоящая музыка – в симфоническом оркестре. А вы знаете, что такое оркестр?

Ученики (предполагаемые ответы):

– Это когда много музыкантов играют вместе.

– Это концерт.

– Это ансамбль инструментов.

2. Вступление: История создания оркестра (5 мин)

Учитель:

– Прежде чем мы отправимся в путешествие по симфоническому оркестру, давайте узнаем, как он появился.

Слово «оркестр» пришло к нам из Древней Греции. Там так называлась площадка перед сценой, где находился хор и музыканты.

В Средние века музыканты играли в небольших ансамблях. Постепенно ансамбли становились всё больше, и в XVII–XVIII веках в Европе появились первые большие коллективы – оркестры.

Создателями первых симфонических оркестров считают композиторов Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта. Они начали объединять разные группы инструментов и писать для них специальную музыку – симфонии.

Позже оркестр стал ещё больше и ярче у Людвига ван Бетховена и Петра Ильича Чайковского.

Учитель (вопрос детям):

– Как вы думаете, зачем композиторы собирали столько инструментов вместе?

Ученики (ответы):

– Чтобы музыка звучала красивее.

– Чтобы было громче.

– Чтобы можно было играть разные мелодии сразу.

Учитель:

– Верно! Симфонический оркестр – это как огромная музыкальная палитра: каждый инструмент – свой цвет, а вместе они создают настоящее произведение искусства.

3. Знакомство с группами инструментов (10–12 мин)

Учитель:

– У оркестра есть четыре большие группы инструментов. Давайте познакомимся.

Струнные (скрипки, альты, виолончели, контрабасы).

– Учитель включает фрагмент Чайковского «Танец феи Драже».

– Вопрос: «Какие звуки вы слышите? Высокие или низкие?»

– Ответы детей: «Высокие, лёгкие, нежные».

Деревянные духовые (флейта, гобой, кларнет, фагот).

– Звучит фрагмент с флейтой (например, соло в «Щелкунчике»).

– Вопрос: «Какой инструмент похож на птичку?»

– Ответы: «Флейта».

Медные духовые (трубы, тромбоны, валторны, туба).

– Звучит марш Бетховен «Ода к радости».

– Вопрос: «Как звучат эти инструменты?»

– Ответы: «Громко, торжественно, как праздник».

Ударные (барабаны, тарелки, литавры).

– Звучит ритмичный фрагмент.

– Вопрос: «Что делают ударные?»

– Ответы: «Задают ритм, делают музыку яркой».

4. Музыкальная игра «Кто звучит?» (7 мин)

Учитель включает короткие отрывки разных инструментов.

Задание: дети поднимают карточку с картинкой того инструмента, который звучит.

5. Итоговое задание – «Мы оркестр» (7–8 мин)

Учитель:

– А теперь попробуем сами стать оркестром!

Одна группа будет «струнными» – хлопает тихо и часто.

Другая группа – «духовые» – дует (имитация звука).

Третья – «ударные» – стучат по столу в ритме.

Учитель дирижирует.

Ученики играют «оркестр» под руководством учителя.

6. Мини-викторина «Что я запомнил?» (5 мин)

Учитель:

– А теперь проверим, как вы запомнили наш рассказ и путешествие.

Вопрос 1. Из какой страны к нам пришло слово «оркестр»?

а) Италия

б) Древняя Греция

в) Франция

Вопрос 2. Кто считается «отцом симфонии» и одним из создателей симфонического оркестра?

а) П. И. Чайковский

б) Й. Гайдн

в) Л. Бетховен

Вопрос 3. Для чего композиторы собирали в оркестр разные инструменты?

а) Чтобы музыка была красивее

б) Чтобы было громче

в) Чтобы музыкантам не было скучно

Вопрос 4. Какую роль играет дирижёр в оркестре?

а) Он украшает зал

б) Он руководит музыкантами

в) Он настраивает инструменты

Ученики отвечают хором или по очереди.

Учитель подводит итог:

– Вы отлично справились! Теперь вы не только знаете, как звучит симфонический оркестр, но и помните его историю.

Итог урока:

Дети познакомились с историей создания симфонического оркестра.

Узнали группы инструментов и их звучание.

Попробовали себя в роли «оркестра».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки по программе Критской Е. Д. Раздел:"В концертном зале". Тема урока "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр"2

Презентация к уроку музыки в  4 классе. По программе  Критской Е. Д.,  "Музыка. 4 класс."  Раздел "В концертном зале".Тема урока: "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр. ...

Путешествие в мир симфонического оркестра.

В наше время, пожалуй, трудно найти человека, который бы никогда не слышал звучание симфонического оркестра.Симфонический оркестр исполняет симфонии и сюиты, симфонические поэмы и фантазии, сопровожда...

Оркестр. Инструменты симфонического оркестра.

      Увлекательное музыкальное путешествие по станциям «Запевалкино»,  «Повторялкино», «Узнавалкино» (знакомство с оркестром и инструментами симфонического оркест...

Оркестр. Инструменты симфонического оркестра.

Презентация к одноимённому уроку музыки во 2 классе....

Разработка к уроку по теме: «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Разработка к уроку по теме:«Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк»....

Открытый урок "Путешествие в музыкальную страну "Симфонический оркестр"

знакомство с семейством Струнно-смычковых инструментов...