Путешествие в мир симфонического оркестра
план-конспект урока по музыке (4 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки
Тема: «Путешествие в мир симфонического оркестра»
Класс: 4
ФГОС НОО (нового поколения)
Цели урока:
Познакомить учащихся с симфоническим оркестром, его строением и звучанием.
Формировать умение различать группы инструментов (струнные, духовые, ударные).
Развивать музыкальный слух, внимание, воображение через восприятие музыки.
Воспитывать интерес к музыкальной культуре, уважение к труду музыкантов.
Планируемые результаты (ФГОС):
Личностные: развитие интереса к классической музыке, формирование эстетического вкуса.
Метапредметные: умение слушать, выделять главное, работать в диалоге.
Предметные: знание состава симфонического оркестра, умение различать звучание инструментов.
Оборудование:
Презентация с изображениями инструментов.
Аудио/видео фрагменты симфонической музыки П. И. Чайковский «Танец феи Драже»,
Л. ван Бетховен «Ода к радости», М. Римский-Корсаков «Полёт шмеля».
Карточки с картинками инструментов.
Ход урока
1. Организационный момент (2–3 мин)
Учитель:
– Ребята, сегодня мы отправимся в удивительное путешествие. Мы побываем там, где рождается настоящая музыка – в симфоническом оркестре. А вы знаете, что такое оркестр?
Ученики (предполагаемые ответы):
– Это когда много музыкантов играют вместе.
– Это концерт.
– Это ансамбль инструментов.
2. Вступление: История создания оркестра (5 мин)
Учитель:
– Прежде чем мы отправимся в путешествие по симфоническому оркестру, давайте узнаем, как он появился.
Слово «оркестр» пришло к нам из Древней Греции. Там так называлась площадка перед сценой, где находился хор и музыканты.
В Средние века музыканты играли в небольших ансамблях. Постепенно ансамбли становились всё больше, и в XVII–XVIII веках в Европе появились первые большие коллективы – оркестры.
Создателями первых симфонических оркестров считают композиторов Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта. Они начали объединять разные группы инструментов и писать для них специальную музыку – симфонии.
Позже оркестр стал ещё больше и ярче у Людвига ван Бетховена и Петра Ильича Чайковского.
Учитель (вопрос детям):
– Как вы думаете, зачем композиторы собирали столько инструментов вместе?
Ученики (ответы):
– Чтобы музыка звучала красивее.
– Чтобы было громче.
– Чтобы можно было играть разные мелодии сразу.
Учитель:
– Верно! Симфонический оркестр – это как огромная музыкальная палитра: каждый инструмент – свой цвет, а вместе они создают настоящее произведение искусства.
3. Знакомство с группами инструментов (10–12 мин)
Учитель:
– У оркестра есть четыре большие группы инструментов. Давайте познакомимся.
Струнные (скрипки, альты, виолончели, контрабасы).
– Учитель включает фрагмент Чайковского «Танец феи Драже».
– Вопрос: «Какие звуки вы слышите? Высокие или низкие?»
– Ответы детей: «Высокие, лёгкие, нежные».
Деревянные духовые (флейта, гобой, кларнет, фагот).
– Звучит фрагмент с флейтой (например, соло в «Щелкунчике»).
– Вопрос: «Какой инструмент похож на птичку?»
– Ответы: «Флейта».
Медные духовые (трубы, тромбоны, валторны, туба).
– Звучит марш Бетховен «Ода к радости».
– Вопрос: «Как звучат эти инструменты?»
– Ответы: «Громко, торжественно, как праздник».
Ударные (барабаны, тарелки, литавры).
– Звучит ритмичный фрагмент.
– Вопрос: «Что делают ударные?»
– Ответы: «Задают ритм, делают музыку яркой».
4. Музыкальная игра «Кто звучит?» (7 мин)
Учитель включает короткие отрывки разных инструментов.
Задание: дети поднимают карточку с картинкой того инструмента, который звучит.
5. Итоговое задание – «Мы оркестр» (7–8 мин)
Учитель:
– А теперь попробуем сами стать оркестром!
Одна группа будет «струнными» – хлопает тихо и часто.
Другая группа – «духовые» – дует (имитация звука).
Третья – «ударные» – стучат по столу в ритме.
Учитель дирижирует.
Ученики играют «оркестр» под руководством учителя.
6. Мини-викторина «Что я запомнил?» (5 мин)
Учитель:
– А теперь проверим, как вы запомнили наш рассказ и путешествие.
Вопрос 1. Из какой страны к нам пришло слово «оркестр»?
а) Италия
б) Древняя Греция ✅
в) Франция
Вопрос 2. Кто считается «отцом симфонии» и одним из создателей симфонического оркестра?
а) П. И. Чайковский
б) Й. Гайдн ✅
в) Л. Бетховен
Вопрос 3. Для чего композиторы собирали в оркестр разные инструменты?
а) Чтобы музыка была красивее ✅
б) Чтобы было громче
в) Чтобы музыкантам не было скучно
Вопрос 4. Какую роль играет дирижёр в оркестре?
а) Он украшает зал
б) Он руководит музыкантами ✅
в) Он настраивает инструменты
Ученики отвечают хором или по очереди.
Учитель подводит итог:
– Вы отлично справились! Теперь вы не только знаете, как звучит симфонический оркестр, но и помните его историю.
Итог урока:
Дети познакомились с историей создания симфонического оркестра.
Узнали группы инструментов и их звучание.
Попробовали себя в роли «оркестра».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки по программе Критской Е. Д. Раздел:"В концертном зале". Тема урока "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр"2
Презентация к уроку музыки в 4 классе. По программе Критской Е. Д., "Музыка. 4 класс." Раздел "В концертном зале".Тема урока: "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр. ...

Путешествие в мир симфонического оркестра.
В наше время, пожалуй, трудно найти человека, который бы никогда не слышал звучание симфонического оркестра.Симфонический оркестр исполняет симфонии и сюиты, симфонические поэмы и фантазии, сопровожда...

Оркестр. Инструменты симфонического оркестра.
Увлекательное музыкальное путешествие по станциям «Запевалкино», «Повторялкино», «Узнавалкино» (знакомство с оркестром и инструментами симфонического оркест...

Оркестр. Инструменты симфонического оркестра.
Презентация к одноимённому уроку музыки во 2 классе....
Технологическая карта урока музыки во 2 классе Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С. С. Прокофьева "Петя и волк"
Технологическая карта урока музыки...

Разработка к уроку по теме: «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».
Разработка к уроку по теме:«Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк»....
Открытый урок "Путешествие в музыкальную страну "Симфонический оркестр"
знакомство с семейством Струнно-смычковых инструментов...
