«Музыкальные инструменты. Баян».
план-конспект урока по музыке (1 класс)

Конспект к уроку музыки в 1 классе по программе АООП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx28.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок 19. 1 класс. Тема «Музыкальные инструменты.  Баян».

Цель: ознакомление детей с историей возникновения баяна, развитие слуховых навыков

Задачи:

 Образовательные:  -познакомить с историей возникновения баяна; познакомить с внешним видом и тембром звучания

Коррекционно - развивающие:

- развивать творческие и музыкальные способности,

 - Развивать зрительную память, наглядно-образное мышление, внимание.

-  Учить связной речи.

-  Развивать общую и мелкую моторику.

-  Развивать процессы анализа и синтеза.

Воспитывающие: 

-воспитывать музыкальную культуру, расширять музыкальный кругозор в области музыкальных инструментов.

Тип урока: комбинированный

Материальное обеспечение урока: ноутбук, презентация, карточки

Межпредметные связи: история, литературное чтение, изобразительное искусство

Ход урока:

I. Организационный момент. Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Учитель: (поет) Здравствуйте, ребята!

Дети: (поют) Здравствуйте!

Учитель: Ребята, какой сегодня день хмурый, пасмурный или солнечный?

Какое настроение взывает у вас такая погода?

Ответы детей

- А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?

Надо улыбнуться.

Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу.

II. Актуализация опорных знаний. Повторение пройденной темы урока.

  1. Повторение

Игра  «Угадай- ка!»

На экране изображение нескольких  музыкальных инструментов.

Ребята! Найдите знакомые вам инструменты и назовите их.

Дети выходят к доске и показывают изученные ранее инструменты (рояль, пианино, балалайка, барабан)

-Опишите, как звучит каждый инструмент! (Дети описывают)

Хорошо! Все – молодцы! А теперь давайте вспомним,что вы изучали на прошлом уроке? (песню «К нам гости пришли»)

Как она поется? Весело, грустно, медленно, быстро

Давайте вспомним  и повторим песню!

Но, вначале, распоемся!

Распевка. На гласные «а-о-у-и-э-ы» и согласную «М». «Бра - бро - бри- бра- бру».

  1. Вокально – хоровая работа. Исполнение песни «К нам гости пришли»

  1. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА: Прослушивание произведения.

Звучит фонограмма русской народной песни “Валенки” в обработке А.Широкова в исполнении оркестра русских народных инструментов “Русские узоры”.

Вы сейчас услышали, как звучит очень интересный и непохожий ни на какой другой инструмент – баян.

Рассмотрите баян! (презентация). Опишите своими словами, из чего состоит баян.

  1. Открытие новых знаний.

Как вы уже догадались, речь пойдет о Баяне. Тема  сегодняшнего урока «Музыкальные инструменты.  Баян».

Что же это за инструмент и откуда он появился?

Баян — кнопочный музыкальный инструмент. У него белые и чёрные клавиши круглой формы — кнопки.

Баян состоит из двух частей, соединённых мехами. Меха — это кожаный мешок для надувания воздуха.

Баян и аккордеон, относящиеся к гармоникам -  это язычковые клавишно-пневматические инструменты. Их звучание основано на принципе проскальзывания язычка.  Музыкант, исполняющий произведение на баяне - называется баянистом.

Считается, что первая гармоника произошла от китайского шэна, известного в Юго-Восточной Азии еще три тысячи лет назад. В 1821 г. берлинский мастер Ф. Бушман сконструировал губную гармонику. Такая гармоника представляла собой продолговатую коробку, разделенную на ячейки (камеры), в каждой из которых помещался металлический язычок, настроенный на определенный тон. В 1822 г. Ф. Бушман добавил к губной гармонике резервуар-мех, сходный по форме с кузнечными мехами. Обе крышки гармоники были соединены вдоль одной из сторон и могли раскрываться и закрываться подобно вееру или крышкам переплета книг.

В 1829 г. русский мастер Демианов, проживавший в Вене, усовершенствовал этот тип гармоники, придав меховой камере современную форму. Он создал основные элементы конструкции, сохранившиеся в основном до настоящего времени: корпус, состоящий из правой и левой крышек с клавиатурами, и меховую камеру. Гармоника Демианова имела 7 клавиш, расположенных в один ряд, для правой руки (мелодия) и 2 клавиши для левой (аккомпанемент).

  1. Просмотр видео «История возникновения баяна»

Физминутка  

Буратино потянулся,

Раз-нагнулся, два-нагнулся,

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

Крепче Буратино стой,

Вот он – ключик золотой

6. Стихи о музыке.

1.Послушай, музыка вокруг –
Ты без неё не проживёшь и дня!
Мелодий разных слышен звук,
Они в тебе, они вокруг тебя.

2.

Музыкант – это добрый волшебник:
Из семи только нот, не спеша,
Он сумеет создать сто мелодий,
Он сумеет создать чудеса.

3.

Он без слов о весне нам расскажет,
Как звенит за окошком капель,
Светлой музыкой нам он покажет,
Как звучит птичьим пеньем апрель.

4.

Ты узнаешь секреты мелодий
И научишься скоро играть.
Если будешь упорно трудиться
Музыкантом большим можешь стать.

5.

И сегодня хочу сказать смело
Я труда ну совсем не боюсь
Я, конечно, пока не волшебник,
Ведь я музыке только учусь

  1. Закрепление.

Используя презентацию, учитель предлагает выбрать правильное изображение баяна (из изображений гармошки, аккордеона и баяна). Предлагает найти отличия в конструкции. Дети отвечают.

  1. Слушание произведений

Предлагается прослушать отрывки следующих произведений (на выбор)

«Парафраз на тему русской народной песни „Коробейники“» 

«Семеновна – русская народная песня“» 

«Ах, ночь голубая“» , Вариации на тему песни Е. Родыгина „Едут новосёлы»

«Вариации на тему песни Г. Пономаренко „Что было, то было“» 

«Ах ты, Ванюшка, Иван» (парафраз на тему русской народной песни)

Ученики должны услышать игру баяна среди прочих народных инструментов и описать как звучит инструмет, при этом указывая на тем , лад, динамику.

Физминутка. Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик вымыл ручки,
Этот пальчик сел за стол,
Этот пальчик съел весь супчик,
Этот – выпил весь компот,
А вот этот не поел –
Потому и похудел!
(Массируем подушечки пальцев поочередно, начиная с большого и заканчивая мизинцем).

VI. Заключительная часть.

Подведение итогов урока

Рефлексия

Что нового вы узнали на уроке?

Что особенно понравилось из того, что вы узнали?

О каком инструменте вы хотели бы узнать больше?

А сейчас мы проверим, как вы усвоили тему урока:

- Назовите музыкальные инструменты , которые мы сегодня изучили?

Дети: баян, гармонь,  аккордеон

- Молодцы!

Учитель: Откуда появилось слово «баян»?

Баян относится к какой группе инструментов?

Как звучит баян? Какие произведения вы сегодня прослушали?

Учитель: Ребята, кому было все понятно на уроке, поднимите красную нотку, а кто испытывал затруднения в усвоении темы урока, поднимите желтую.

Учитель: Молодцы ребята! Вы все хорошо работали! Все получают отметку отлично.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально - конкурсной программы «Музыкальный К.В.Н»

- Выявить уровень музыкальных знаний- Способствовать развитию музыкального слуха, положительной         мотивации к изучению музыки.-Воспитывать интерес к музык...

тематическое планирование факультативных занятий по обучению школьников с нарушением слуха музыкально-ритмическим движениям и игре на музыкальных инструментах

Календарно-тематический план  работы ансамбля «Радуга» во 2 классе составлен в  соответствии с «Программой опытно-эксперементальной работы по обучению школьников с нарушенным слухом му...

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ на развитие музыкально-слуховых представлений.

Сколько нас поёт, определи  музыкальный инструмент, музыкальная лесенка....

Музыкально-дидактические игры и особенности их проведения на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Игровые формы и методы являются активными для развития интереса учащихся. Игровая деятельность предшествует учебной деятельности, и следовательно, лежит в ее основе. В процессе игровой деятельно...

Рабочая программа музыкального кружка "Музыкальная капель"

Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительн...

Рекомендации родителям, педагогам и музыкальным руководителям по формированию музыкального вкуса в начальных классах.

Обратить внимание на музыкальные предпочтения ребенка, чтобы резкими и радикальными методами не спугнуть и не спровоцировать ( в ребенке) отторжение к рекомендуемым  образцам музыкального произве...