Проект "Моё дерево"
материал (2 класс) по теме

Горденкова Нина Васильевна

Проект  "Моё дерево" разработан Н.А. Рыжовой. Мне посчастливилось пройти курсовую подготовку у этого автора по экологии. Я была очарована идеей автора и решила воплотить её в своей работе. Проект  успешно был проведен во 2 классе в рамках кружка по экологии и уроков: окружающий мир, рисование, музыка, русский язык, технология. Работой были увлечены и дети и родители. Проект был проведен в несколько этапов. Подготовительная работа, исследовательская работа, обобщение материалов. Закончился он большим праздником . Результат очень неплохой 4 ученика представили научные работы на конференции "Я познаю мир, где заняли 3 призовых места. Были созданы руками родителей и детей книжки-малышки, большое количество рисунков, фотографий и поделок . Ребята с родителями и учителем совершили очень интересные и познавательные экскурсии в лес. А самое главное ребята научились относиться к деревьям с любовью, уважением и беречь их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Proekt_Moyo_derevo.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

План проведения проекта

  1. Подготовительный этап.

-Беседа

- Экскурсия

- Объяснение задач проекта детям

- Выбор объекта исследований

- Имя дерева

- Работа с родителями

- Оформление паспорта дерева

2.Исследовательский этап

- Знакомство с деревом

- Изучение кроны, листьев

- Изучение коры, ствола

- Изучение цветков (соцветий)

- Изучение корней

- Изучение животных, связанных с деревом

- Изучение почвы

- Изучение снега

- Изучение других видов осадков

- Дополнительные задания

- Практическая деятельность

3.Обобщение материалов

     

      -Написание сочинений, рассказов, сказок, стихотворений.

      -Обсуждение результатов наблюдений.

      - Написание научных работ

      - Создание серии знаков

      - Изобразительное творчество

      - Музыкальные занятия

      - Праздники, часы общения.

      -Викторины.

      - Оформление буклетов, газет, печатных изданий

       - Презентации проектов

      - Изготовление поделок

      -

   

   

Методика проведения работы в рамках проекта «Моё дерево» 

Исследовательский этап

(НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДЕРЕВОМ)

Знакомство с деревом

1.Хорошо ли ты знаешь своё дерево? У тебя есть руки, ноги, другие части тела. А какие части дерева можно выделить? Посмотри внимательно на своё дерево и ответь на этот вопрос. Подумай, какую роль играют в жизни дерева листья,   корни,   ствол, кора, почки?

2.Какой высоты твоё дерево? Оно выше или ниже тебя? Тоньше или толще ? Стань рядом с деревом и сравни свой рост с ростом дерева. А если сравнить      рост дерева с ростом твоих родителей- кто из них выше? Есть ли рядом с твоим деревом другие деревья, которые выше (ниже) его? Спроси у взрослых, какова высота твоего дерева в метрах. Если не сможешь запиши приблизительную высоту дерева (например, «дерево в три раза выше меня» или «дерево в три раза выше меня» или «дерево ростом с меня «)

3. Какова «ширина» (диаметр) ствола твоего дерева? Сначала попробуй обхватить его двумя руками, Можешь ли ты сомкнуть руки вокруг дерева? Возьми верёвку и обмотай её кольцом вокруг дерева . Отметь на веревке фломастером место, где конец веревки соприкасается с началом. Приложи верёвку к линейке и посмотри, какая У неё длина. Величина, которую ты отметишь, и будет окружностью ствола твоего дерева; запиши эту цифру в тетрадь, указав число, месяц своих измерений.

4.У тебя есть знакомые, друзья, соседи. А у твоего дерева? Кто бегает рядом с ним, прилетает к нему? Внимательно посмотри вокруг и выясни это. Как ты думаешь, твоему дереву нравятся такие соседи? Запиши в тетрадь свои наблюдения.

 

5. Есть невдалеке от твоего дерева его родственники? Посмотри внимательно и найди его «маму», «папу»,  «дедушек» «сестрёнку», «братишек». Нарисуй их семейный портрет. Чем они все похожи? Где ты ещё встречал родственников своего дерева.

6. Есть ли у твоего дерева «детки» - маленькие деревца рядом с ним, его молодые побеги (обычно идущие от ствола)? Сколько их? Они малыши или подростки? Нарисуй их в тетради и дай им имена.

 

7. Выясни растут ли   такие деревья в твоем крае, или твоё дерево «пришелец» из других регионов. Откуда?                  

Изучение коры, ствола

1. Найди место, где ствол дерева шире всего, и где - уже.

2. Погладь кору. Какая она: теплая, холодная, шершавая, гладкая, твёрдая, мокрая, сухая? Есть ли на ней трещины? В каком месте их больше всего? Может ли кто-нибудь жить в этих трещинах?

3. Понюхай кору, что напоминает тебе этот запах? Всегда ли одинаково пахнет кора дерева?

4. Есть ли дупла? Может ли кто-нибудь жить в них?

5. Есть ли на коре дерева мхи, лишайники? Сколько их: много или мало? Рассмотри их внимательно и нарисуй в тетради.

6. Есть ли на стволе дерева какие-нибудь грибы?

7. Есть ли на коре вашего дерева следы, оставленные человеком: ободранная кора, царапины от ножа, следы от разрезов для березового сока и т.п. Как вы считаете, смогло ли дерево залечить эти раны?

Изучение цветков (соцветий)

1. Отметь время появления первых почек, из которых потом вырастут цветы. Похожи они на почки, из которых появляются листья или нет? Чем они похожи и чем отличаются? Зарисуй особенности этой почки, её внешний вид.

2. Отметь время появления на дереве: а) первого цветка, б) когда все цветки распустились, в) когда цветки стали увядать.

Изучение кроны, листьев

1. Как ты считаешь, у твоего дерева много или мало листьев? Густая у него крона или нет? Обоснуй свою точку зрения.

2. В солнечный день возьми лист бумаги (чем больше лист, тем лучше) и встань под деревом. Много ли солнечных пятен на твоём листе? Или он весь оказался в тени? Заштрихуй затененные участки бумаги. Вот ты и получил «кусочек» тени своего дерева. Рассмотри его внимательно. Можно ли назвать твоё дерево тенистым? Или у него ажурная крона?

3. Движется ли тень твоего дерева? В солнечный утром отметь контур тени своего дерева (обведи его на земле палкой или оконтурь веревкой). В течение дня следи, как изменяется контур тени, отмечай его движение на земле. Как ты думаешь, почему тень движется?

4. В жаркий день постой несколько минут на открытом месте, а потом спрячься в тени своего дерева. Где приятнее находиться? Почему? Где выше температура - под деревом или на открытом месте? Где больше солнечных лучей? Постой в тени других деревьев. Какие из них лучше защищают от солнца?  

5. Исследуй листья твоего дерева: погладь листочек руками сначала сверху, а потом снизу. Какой он: гладкий, пушистый, шершавый, колючий, волосатый, твёрдый, мягкий? Закрой глаза, когда гладишь листочек. Что ты чувствуешь? Представь, что ты гладишь не лист, а животное. Какое животное это могло бы быть? Если на листочке есть волоски, рассмотри их в лупу.

6. Аккуратно потрогай кончик листа: он острый или тупой? Мягкий или твёрдый? Проведи пальчиком по окружности листа. Какой у него край: ровный, с зубчиками и выемками? С чем можно сравнить листок по форме? Нарисуй в тетради квадрат и круг приблизительно такого же размера, как твой лист. Положи поочерёдно на них лист. Куда лучше всего помещается лист? Возможно, он вообще не похож ни на круг, ни на квадрат. Тогда на что? Нарисуй лист в тетради.

7. Как прикрепляется лист к ветке? Внимательно рассмотри его черешок. Какой он: округлый или плоский, где он шире - у основания листа или ближе к ветке? Нарисуй его.

8.  На листе должны быть особенные линии - жилки. Проведи по ним пальчиком. Нарисуй их на листке в тетради. Возьми листок другого дерева (другого вида) и сравни, как расположены у них жилки: одинаково или нет. В чём разница?

9. Какого цвета твой лист? Светло-зелёный, тёмно-зелёный, есть ли на нём пятнышки? С чем можно сравнить этот цвет? Все ли листья на дереве одинакового зелёного цвета? Или их цвет отличается по оттенкам?

10. Аккуратно разотри в руках небольшой кусочек листа. Чем он пахнет?

11. Сравни цвет, форму своего листа и листьев других деревьев. Чем они похожи и чем непохожи?

12. Есть ли следы погрызов на листьях? Какие насекомые это могли сделать? Попытайся обнаружить их на дереве.

13. Сравни размеры листьев, которые растут: а) в нижней части кроны и в верхней (если это возможно), б) внутри кроны дерева и снаружи. Отметь, есть ли у них различия, какие из них более крупные?

14. Отметь дату появления первых почек на деревьях и время появления первых листьев. Измерь размер листа ранней весной и в конце лета. На сколько листья выросли за лето?

15. Ранней весной начни наблюдения за почками, из которых потом появятся листья. Потрогай их аккуратно, какие они: пушистые, гладкие, клейкие? Можно ли к ним приклеиться? Чем они пахнут? Нарисуй, как из почки появляется листик.

16. Как меняется цвет листьев твоего дерева с весны до осени? Нарисуй свой лист в разное время года.

17. Осенью собери сухие листья под деревом и поставь их в вазу. Они будут напоминать тебе о твоём дереве. Можешь засушить их на память: ведь целую зиму твоё дерево будет стоять без листьев.

18. Летом отметь, есть ли пыль на твоих листочках. Сначала протри их пальцем и посмотри, осталась ли на нём пыль. Проведи исследование: возьми клейкую бумагу (ленту), приложи к ней листочек. Затем сними его с бумаги. Посмотри, остался ли на бумаге пыльный след. Если пыль есть, как ты думаешь, откуда она могла взяться?

Изучение корней

1. Обними своё дерево и попробуй вытащить его  из земли. Получается? Почему нет? Что держит дерево в земле?

2. Найди место, где ствол дерева постепенно «переходит» в корни. Видны ли корни у твоего дерева? Какие они? Толстые, крючковатые, прямые, тонкие, деревянистые? Как ты думаешь, как они растут под землёй - в стороны и в глубину?

3. Если твоё дерево старое, обследуй близкие к нему участки. Может быть, ты обнаружишь, что некоторые корни выходят на поверхность земли.

Изучение плодов, семян

1. Исследуй семена своего дерева, какие они - легкие, тяжёлые, большие, маленькие, мягкие, твердые и т.п.? Если семена «летучие» (клен, липа, ясень, береза, вяз, тополь), понаблюдай, как они разносятся ветром. Куда он их уносит, далеко ли от дерева? Попробуй «помочь» улететь такому летучему семечку. Что помогает ему летать? Нарисуй его в тетради. Если у твоего дерева - плоды, ягоды, найди внутри них семена, посчитай, сколько семечек в яблоке, в ягодке рябины и т.д. Как ты думаешь, а кто разносит семена таких деревьев? Для чего на деревьях бывают вкусные, сочные плоды, яркие ягоды?

2. Использует ли как-нибудь человек семена, плоды таких деревьев, как ваше? В каких целях?

Изучение животных, связанных с деревом

        

1. Какое дерево - это столовая и дом для многих животных. Выясни, какие животные обитают на твоём дереве. Какие птицы прилетают к нему? Нет ли на дереве гнёзд? Отметь день, число, когда ты видел на своём дереве птицу. Когда птиц бывает больше - весной, осенью, зимой, летом? Когда они поют? Сидят ли они на дереве с утра, днем, вечером? Или прилетают в любое время? Если ты повесил кормушку на дерево, понаблюдай за птицами, которые прилетают поесть.

2. Детально обследуй кору, листья дерева, цветы. Каких насекомых и пауков ты обнаружил? Посчитай, сколько их. Какого они цвета? Легко ли их заметить на коре или листьях дерева? Используй для исследований лупу. Если на твоем дереве есть гусеницы, рассмотри их окраску. Какая она - яркая или под цвет листьев (коры)? Почему гусеница яркая? А почему многие насекомые стараются быть незаметными на твоем дереве? Попробуй какое-нибудь зеленое насекомое положить на лист, а затем на кору дерева. Где оно будет заметнее?

3 Разложи под деревом большой лист бумаги или кусок светлой ткани. Аккуратно потряси над ним одну их веток своего дерева. Рассмотри при помощи лупы или увеличительного стекла всех насекомых, пауков, упавших на бумагу. Затем аккуратно верни их на место, на ветку - в дом, в котором они живут. Запиши в тетрадь, сколько «жильцов» дерева ты обнаружил. Нарисуй кого-нибудь из них. Кто тебе больше всего понравился?

4. Какие домашние животные прибегают к твоему дереву? Для чего?

Изучение почвы

1. Каждую осень с твоего дерева на почву опадают листья. Как ты думаешь, куда они деваются, если люди не убирают их? Запомни, какими были эти листья осенью, и посмотри на них внимательно весной, после таяния снега. Что изменилось?

2. Проверь, живет ли кто-нибудь в почве под деревом. Возьми лупу и рассмотри всех, кого ты обнаружишь. Все они связаны с твоим деревом, так как улучшают почву, из которой оно берет питательные вещества. Перед дождем проверь, не появились ли под деревом дождевые черви. Не убивай их! Они рыхлят почву, перерабатывают гниющую листву, а значит, тоже оказывают помощь дереву. Если червяк неосторожно выполз на тропинку, где ходят люди, возьми его и перенеси под свое дерево, спаси его.

3. Возьми палочку и попробуй воткнуть ее в почву возле дерева. Легко или трудно это сделать? Почему? Если земля очень сухая, полей ее, чтобы дерево могло напиться. Не дай ему погибнуть от жажды. Но не переусердствуй: сначала выясни, любит ли твое дерево воду или может обходиться долгое время без нее.

4. Если ты выбрал городское дерево, проверь, есть ли вокруг него асфальт или каменная решетка? Как ты думаешь, где лучше расти твоему дереву: там, где больше земли, травы или асфальта?

5. «Покорми» свое дерево: закопай под ним остатки кожуры разных овощей, фруктов, яичную скорлупу. Если есть навоз или птичий помет, который ваша семья использует для улучшения почвы на огороде, дачном участке, внеси в почву и его (лучше это сделать со взрослыми). Чем больше питательных веществ будет в почве, тем лучше будет расти твое дерево.

Изучение снега

1. Отметь дату, когда первый снег появился под твоим деревом.

2. Поздней осенью, зимой и весной измеряй глубину снега при помощи линейки или палочки. Где больше снега: под деревом или на открытом месте? Где снег рыхлый, а где - утоптанный? Как ты думаешь, почему?

3. Что делают зимой животные, обитающие в почве? Помогает ли им снег?

4. Как снег помогает дереву?

5. Где снег растаял раньше - под твоим деревом или на открытом месте? Почему?

6. Куда бегут ручейки после таяния снега - от твоего дерева или к нему? Составь план расположения весенних ручейков и луж возле твоего дерева. На плане обязательно укажи дату его составления.

7. Какого цвета снег под твоим деревом: чисто белый, сероватый? Видны ли на нём следы грязи? Проведи опыт. Возьми литровую банку и набери в неё снега. Поставь банку со снегом в комнате. Когда она растает, посмотри, чистая ли вода в банке. Можешь взять кусочек промокательной бумаги или другой фильтр и аккуратно процедить через него воду. Теперь вода стала чистой, но посмотри, какой осадок остался на фильтре. Как ты думаешь, что это может быть? Действительно ли снег оказался под деревом чистым или он только казался таким на первый взгляд? Если хочешь, сравни чистоту снега под деревом и возле дороги.

Изучение других видов осадков

1. В дождливую погоду попробуй спрятаться под своим деревом. Может ли оно спасти тебя от дождя? Почему?

2. Проведи опыт. Возьми две большие банки и поставь их перед дождём в разных местах: под деревом и рядом с ним, на открытом месте. В какой банке будет больше воды? Почему?

3. Любит ли твоё дерево дождь? Как ты думаешь, какое «настроение» бывает у дерева во время дождя летом? Осенью? Весной? Меняется ли цвет листьев после дождя? А цвет коры? Их запах?

4. Как ты думаешь, помогает ли твоё дерево каким-нибудь животным укрыться от дождя? Где они могут это сделать: под листьями, в трещинах коры? Где ещё? Чьим зонтиком можно назвать дерево?

5. Обрати внимание на то, где быстрее высыхают лужи - под деревом или на открытом месте?

6. Постарайся узнать, бывает ли на листьях дерева роса. На что похожи капельки росы? Нарисуй капельку росы на зеленом листе.

7. Дерево пьёт воду, при этом часть воды испаряется с его листьев. Проведи опыт. Возьми полиэтиленовый пакет, надень его на ветку с листьями и завяжи так, чтобы в пакет не проникал воздух. Через некоторое время в пакете появятся капельки воды. Откуда они взялись, ведь пакет был сухой?

8. Зимой на ветках дерева иногда образуется иней. Рассмотри его внимательно и попытайся нарисовать веточку, украшенную инеем.

Практическая деятельность.

  1. Уход за деревом в течение всего периода работ – полив при необходимости, рыхление почвы, удобрение её, уборка мусора.

  1. Изготовление кормушки или скворечника, подкормка птиц зимой.

  1. Если дерево небольшое и находится вблизи дорог, можно для него сделать оградку.

  1.  В случае необходимости подвязать ветку или залечить ранки, оставленные человеком; особенно это касается берёз, у которых люди берут сок.

5.Посадить рядом травянистые растения – цветы.

6.Рассказать малышам о своём дереве, о том, как и почему его нужно беречь.

Дополнительные задания.

  1. У нас, у людей, часто меняется настроение, А можно ли определить « настроение» дерева? По каким признакам его можно определить? Зависит ли его настроение от погоды? От времени года? Нарисуй портреты дерева с разным «настроением» .

  1. Твоё дерево часто шумит листвой? В какую погоду оно «молчит» , в какую шумит громко, кажется рассерженным? В какое время года оно чаще бывает молчаливым? О чем оно шумит,    как ты думаешь? Постой под деревом, послушай его шум. Что он тебе напоминает?(закрой глаза, когда будешь слушать)

  1. Прочитай в книгах, как человек использует такие деревья, как твоё. Нарисуй в тетради всё, что люди делают из древесины, дерева такого же вида. Есть ли у тебя дома вещи, сделанные с использованием такого дерева? Часто ли ты и твоя семья пользуетесь ими? Есть ли такие вещи в школе?

  1. Как человек использует твоё дерево? Можно ли его считать лекарственным?, декоративным, плодовым?

  1. Знаешь ли ты стихотворения, песни, рассказы, сказки, в которых упоминается твоё дерево, Согласен ли ты с тем, что именно говорится в сказках, стихах, песнях о дереве?          

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Моё дерево». Бережное отношение и уход за окружающими нас деревьями.

Цель проекта : «Воспитание бережного отношения к деревьям как к живым существам, сопереживание им, понимание  необходимости их охраны, основанной не на лозунгах- призывах, а на собственных наблюдениях...

Работа с деревом. Резьба по дереву. Ваза для цветов. Павлов Михаил 3 класс

Работа выполнена учеником 3 класса Павлова Михаила...

Чтение. 3 класс. Рассказ "Кто живет на дереве, кто - под деревом". Г. Юрмин

Целью данного урока является знакомство обучающихся с творчеством Г.Юрмина. Учить осознанному, плавному чтению....

Презентация "Вторая жизнь дерева. Поющие деревья. На фабрике музыкальных инструментов".

Материал может быть использован в качестве дополнительного для учащихся 3-4 классов на факультативных занятиях по окружающему миру. Здесь Вы найдете исторические сведения о возникновении некоторых муз...

Приказ № 470 от 16.11.2016 "Об участии в городском смотре-конкурсе поискового материала «Дерево мудрости, дерево жизни, мы его ветви, мы его мысли»

Об участии в городском конкурсе поискового материала "дерево мудрости,дерево жизни,мы его ветви,мы его мысли"...

Конспект урока «Хранители жизни – растения. Посадка деревьев. Спилы деревьев»,3 класс.

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, программа развивающего обучения Эльконина-Давыдова...

урок по предмету "Ознакомление с окружающим миром" 1 класс 1 вид. тема "Деревья. Листья на деревьях"

Технологическая карта урока ознакомление с окружающим миром 1 класс школы глухих.тема урока "Деревья. Листья на деревьях"...