Методика исследовательского обучения
статья по теме

Материал поможет раскрыть что же мы понимаем под общеучебными исследовательскими умениями и навыками. Для сопровождения прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_issledovatelskogo_obucheniya.rar18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Поспелова Ирина Владимировна

Учитель начальных классов

2010 г.

Методика исследовательского обучения школьников.

     Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования.

     Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность – нормальное, естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения.

     Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. По сути, это процесс поиска неизвестного. Исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками.

     Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. Под общими исследовательскими умениями и навыками мы будем понимать следующие: умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умения и навыки наблюдения; умения и навыки проведения экспериментов; умения делать выводы и умозаключения; умения и навыки работы с текстом; умения доказывать и защищать свои идеи.

Развитие умения видеть проблемы

     В плане развития исследовательских навыков очень важен вопрос о том, следует ли требовать, чтобы ребенок, начиная собственное исследование, четко сформулировал проблему, то есть определил то, что будет исследовать, а потом уже начинал действовать. Если рассуждать формально, это необходимо. Но кроме формальных рассуждений еще есть реальность исследовательского поиска, о которой следует постоянно помнить и с которой необходимо считаться. Поэтому следует проявлять гибкость и не стоит непременно требовать от ребенка ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения цели.

     Акт творчества будет существенно обеднен, если исследователь будет преследовать заранее заданную цель. Продукт творчества во многом непредсказуем, он не может быть просто выведен из начальных условий. Мы привыкли к тому, что прежде чем что-то делать, надо четко все осознать, определить цель, составить план работы и действовать. Все это внешне кажется справедливым, но следует понимать, что исследовательская деятельность – деятельность творческая. А на этапе составления алгоритма мы теряем все, что имеет отношение к творчеству.

 Умение видеть проблемы – интегральное свойство, характеризуещее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Рассмотрим некоторые задания.

  1. «Посмотрите на мир чужими глазами» - способность изменять свою точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.

Читаем детям неоконченный рассказ, предлагаем продолжить его. Но сделать это надо несколькими способами (ты гуляешь во дворе с друзьями – как отнесешься к появлению первого снега? Представь себя водителем грузовика или летчиком, мэром города, вороной, сидящей на дереве, зайчиком в лесу).

Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги …

Аналогичных рассказов можно придумать множество, и, используя их сюжеты, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.

  1. «Сколько значений у предмета»
  2. «Назовите как можно больше признаков предмета»

Развитие умений выдвигать гипотезы

     Стоит нам только столкнуться с проблемой, как наш мозг сразу начинает конструировать способы ее решения – изобретать гипотезы. Новое знание впервые осознается исследователем в форме гипотезы. Она выступает необходимым кульминационным моментом мыслительного процесса. Поэтому одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления.

  1. «Давайте вместе подумаем»

Как птицы узнают дорогу на юг? Может быть, птицы определяют дорогу по солнцу и звездам. Птицы видят сверху растения, они указывают им направление полета. Птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу. У них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолете или на корабле.

  1. «Найдите возможную причину события»

Звонят колокола.

Трава во дворе пожелтела.

Друзья поссорились.

  1. «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых заветных желания каждого человека на Земле?»

Развитие умений задавать вопросы

     Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы, и если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в данном искусстве. Познание начинается с вопроса. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.

  1. «Исправь ошибки». Смешной детский словарик, содержащий массу ошибок, которые можно исправить. Что это такое?

Копатка – то, чем копают.

Колоток – то, чем колотят.

Лизык – то, что лижут.

Мазелин – то, чем мажут.

Вертуция – то, что вертится.

  1. «Задайте как можно больше вопросов филину, ворону, медведю, дельфину и др., изображенному на рисунке»
  2. «Вопросы домашних животных» Как ты думаешь, какие вопросы тебе хотели бы задать, если бы могли говорить, домашние животные?

Развитие умений давать определения понятиям

     Понятие – одна из форм логического мышления. Чтобы узнать, как развита способность у ребенка к обобщению и формулированию понятий, используют разные методы. Один из самых эффективных и простых – метод определения понятий. Ребенку предлагается предмет или слово и просят дать определение этому предмету: «Что это?» Например: «Что такое трамвай?»

     С точки зрения развития культуры мышления и исследовательской деятельности важно, чтобы дети овладели такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность. Без умения владеть этими понятиями нет и не может быть абстрактного мышления. Овладеть ими нельзя без исследования живых фактов и явлений, без осмысления того, что видишь своими глазами.

«Выявление причин и следствий» Слова в предлагаемом списке особым образом связаны между собой. Найдите, что является причиной, а что следствием.

Смех, шутка.

Мокрые деревья, мокрая трава, дождь, лужи.

Желтые листья, осень, серое небо, холодные дожди.

Боль, падение, перелом ноги.

Пятерка, отличный ответ, хорошее настроение.

Причина: шутка

Следствие: смех.

Развитие умений классифицировать

     Исследование и познание мира не сводится только к восприятию предметов и явлений. Оно предполагает выделение в предметах и явлениях общих и существенных признаков. С помощью классификации люди стремятся использовать добытые факты для объяснения и согласования противоречивых мнений. Классификация придает нашему мышлению строгость и точность.

  1. «Четвертый лишний»

Четыре карточки содержат изображения: яблоко, груша, банан, помидор. (По общему признаку, по форме, по цвету.)

  1. «Продолжи ряды»

Например: полезные ископаемые – уголь, нефть, руда, алмаз.

Игрушки –

Деревья –

Животные –

Развитие умений наблюдать

     Наблюдение можно без преувеличения классифицировать как самый популярный и самый доступный метод исследования.

  1. «Парные картинки, содержащие различия» для развития внимания и наблюдательности.
  2. «Найдите ошибки художника» для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы

Развитие умений и навыков экспериментирования

     Особое место в науке и наших повседневных исследованиях принадлежит эксперименту. Любой эксперимент предполагает проведение, каких – либо практических действий с целью проверки и сравнения. Но эксперименты бывают и мысленные, то есть такие, которые можно проводить только в уме.

  1. Определяем плавучесть предметов.
  2. С магнитом и металлами.
  3. По смешиванию красок.

Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения

    Понятия в мышлении не выступают разрозненно, они связываются между собой. Формой связи понятий друг с другом является суждение.

     Также важным средством и результатом мышления является умозаключение. Оно позволяет мышлению проникать в такие глубины предметов и явлений, которые скрыты от непосредственного наблюдения.

  1. Скажите, на что похожи (узоры на ковре, облака, старые автомобили)
  2. Назовите как можно больше предметов. Какие предметы одновременно являются твердыми и прозрачными? (стекло, лед, пластик, янтарь, кристалл)

Развитие умений создавать тексты

     Учиться писать отчеты о своих исследованиях очень важно. Написание текстов с изложением результатов собственных исследований – лучший способ самоконтроля и развития научного мышления.

Этапы знакомства с текстом

  1. Беглый обзор текста, его общий просмотр (полистать книгу, рассмотреть все иллюстрации, познакомиться с оглавлением, прочитать введение, почитать отдельные куски текста, которые случайно привлекли внимание).
  2. Задать себе вопросы по поводу текста (насколько мне это интересно; что мне известно об этой проблеме; что нового я смогу узнать).
  3. Чтение. Глубокое знакомство с текстом.
  4. Выделить главное и второстепенное (найти факты, подтверждающие идеи).
  5. Резюме (оценить уровень содержательности текста, степень логической сконструированности).

     Предлагаемые методы позволяют включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в ходе основного обучения. Их широко можно использовать во внеурочной и внеклассной работе. Эти методы рассчитаны не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но включают в себя полный цикл исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

     «Обучая других, обучаешься сам» - это точная мысль Я. А. Коменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать о том, что узнал, другим. Поэтому этап защиты выполненной исследовательской работы пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита – венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной методики при обучении иностранному языку младших школьников

Презентация работы на тему: "Использование проектной методики при обучении иностранному языку младших школьников"Подготовила учитель начальных классов МАОУ Барыбинскачя СОШ  Драгункина Надежда Ге...

"Методика исследовательского обучения младших школьников" А.И. Савенков

Доступный и понятний материал для педагогов, работающих по ФГОС, о том, как правильно начинать обучение ( даже первоклассников ) исследовательской деятельности. Начинала работать по данной методике с ...

Мастер-класс на тему:"Организация исследовательского обучения младших школьников как условие развития устойчивого отношения к обучению".

       В настоящее время большое значение  уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Среди инновационных педагогических технологий, направленных на ...

Методика исследовательского обучения младших школьников

Материал содержит описание общих умений, необходимых в исследовательском поиске и примеры упражнений, направленных на развитие этих умений....

Методика исследовательского обучения детей младшего школьного возраста.

Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития – основа исследовательс...