Психологические особенности детей с ЗПР
статья по теме

Самошина Елена Николаевна (учитель-дефектолог)

В данном докладе описывается особенности  обучения  детей с задержкой психического развития, продуктивность их учебной деятельности и характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_zpr.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Психологические особенности детей с ЗПР»

Учителя-дефектолога ГОУ СОШИ № 65 Е.Н. Самошиной

У детей с задержкой психического развития (ЗПР) умственные операции не достаточно сформированы, интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная направленность или не обнаруживается, или весьма слаба и нестойка. При этом, преобладает игровая мотивация, плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя и выполнять школьный режим, что мешает нормальному осуществлению учебной деятельности.

Трудности в обучении, связанные с неподготовленностью детей, усугубляется ослабленным функциональным состоянием их центральной нервной системы, являющимся основным признаком низкой работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости. Все эти особенности детей с ЗПР приводят к тому, что оказываемая им в школе индивидуальная помощь не ведет к преодолению отставания в развитии. Из-за накапливающихся пробелов в знаниях дети все в меньшей мере усваивают новый материал.

При относительно высоких показателях по интеллектуальным тестам (пределах нормы) многие дети этой категории испытывают очень большие трудности в учении. Большинство психологов и педагогов, непосредственно связанных с обучением детей с ЗПР, считают, что у значительной их части органические повреждения мозга могут не проявляться неврологически, но вести к нарушению нормального процесса обучения.

У детей с ЗПР была обнаружена низкая продуктивность и устойчивость памяти (особенно при значительной нагрузке), слабое развитие опосредованного запоминания, снижение при его осуществлении интеллектуальной активности.

Учащиеся этой категории требуют особого подхода к ним, их коррекционное обучение необходимо сочетать с лечебно-оздоровительными мероприятиями.

Как отмечают многие авторы, степень задержки психического развития бывает различна. В легких случаях помощь детям может быть оказана в условиях массовой школы учителем и родителями. В случаях тяжелой задержки развития для них должны быть созданы специальные условия обучения.

 Дети с ЗПР не удерживают в памяти условия задач, продиктованное  предложение, забывают слова, допускают нелепые ошибки в письменных работах, нередко вместо решения задачи просто механически манипулируют с цифрами, оказываются неспособными оценить результаты своих  действий. Их представление об окружающем мире недостаточно широки. Они не могут сосредоточиться на задании. Не умеют подчиняться школьным правилам. А у многих из них преобладают игровые моменты.

Наблюдения за учащимися с ЗПР показали, что их поведение, как и учебная деятельность, характеризуется неравномерностью проявлений – в какие-то периоды дети могут работать достаточно заинтересовано, сосредоточено и продуктивно, а в другое время обнаруживается их полная неработоспособность и весьма низкие возможности усвоения учебного материала.

К сожалению, рабочие состояния детей с ЗПР, во время которых они способны усвоить учебный материал и правильно решить те или иные задачи кратковременны - всего 15-20 минут, а затем наступает утомление и истощение, интерес к занятиям пропадает, работа прекращается.

Дети с ЗПР тяжело переключаются с одного вида деятельности на другой. Однообразные действия, не механические, а связанные с умственным напряжением, также быстро утомляют учащихся. Утомляясь, дети начинают вести себя по-разному: одни становятся вялыми и пассивными, у других наоборот возникает повышенная возбудимость, расторможенность, двигательное беспокойство. Для вывода детей из таких состояний лучше всего в этих случаях помогает переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные и доступные задания, подкрепляющих веру в собственные силы.

В ходе экспериментального обучения необходимо в индивидуальные коррекционные занятия включать специальные упражнения по развитию у детей мелкой и артикуляционной моторики, подражанию различным движениям, зрительного восприятия, тактильно-вибрационным ощущениям, что по нашему предположению должно было содействовать более успешному усвоению устной речи.

Также в экспериментальном обучении большое внимание уделяется специальной работе по развитию слухо-зрительного восприятия и воспроизведения речевого материала, необходимого для организации учебной деятельности на общеобразовательных уроках, что содействует интенсификации коррекционно-образовательного процесса.

Для этой работы необходимо применять специально разработанные системы занятий по развитию слухо-зрительного восприятия и воспроизведения речевого материала.  Для развития данных навыков, например,  можно использовать диалоги при обыгрывании типичных ситуаций речевого общения на общеобразовательных уроках. Это позволяет детям осознано и активно усваивать предъявляемый речевой материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологические особенности детей младшего школьного возраста как один из факторов сохранения самоценности возрастного периода

развитие внимания, памяти, особенности психологических процессов в младшем школьном возрасте, их значение в обучении и развитии ребенка....

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)

Данный материал будет полезен родителям будущих первоклассников...

Статья «Психологические особенности детей младшего школьного возраста»

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Как писал В.А.Сухомлинский: «Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Психологический дневник учителя-логопеда...

Родительское собрание в 1 классе."Психологические особенности детей младшего школьного возраста"

Источником происходящих в младшем школьном возрасте психосоциальных изменений выступает учебная деятельность. Её формирование и является главной психолого-педагогической задачей, поскольку именно этот...

Психологические особенности детей 7 - 10 лет

Материал для проведения родительских собраний...

СтатьяПрактическое задание по лекциям «Психологические особенности детей младшего школьного возраста».

Итак, готовность к школе. Что это такое? Думаю, что для более-менее внятного ответа на этот вопрос надо постараться понять, что такое школа и для чего она существует.    Во...