"Развитие речи младших школьников"
статья на тему

шулакова татьяна юрьевна

Отчёт по теме самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchyot_po_teme_samoobrazovaniya_..doc994 КБ

Предварительный просмотр:

«Ребёнок научится составлять сочинение

 только в том случае, когда каждое слово

 перед ним будет возникать как готовый кирпичик,

 которому заранее приготовлено место.

 И дети выбирают тот единственный кирпичик,

который подходит в данном случае».

В.А.Сухомлинский

        Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта  является его речь.

        Хорошо развитая речь  служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в   современном обществе. А для школьника - средством успешного обучения в школе. Речь – способ познания действительности. С одной стороны богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями, с другой – хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества.  Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее  учатся по разным предметам.

        Развитие речи учащихся имеет свой арсенал методических средств. Наиболее важные из них - это рассказы, пересказы, сочинения и другие.  Они представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, так как в них сливаются все речевые умения.

        Наиболее существенный источник материала для связной речи школьников - это их житейский опыт: их детство, семья, игры, окружающая природа. Но эти представления у детей неодинаковы, ещё не богаты, поэтому я специально организовывала деятельность по расширению и уточнению имеющихся представлений. Для этого целесообразно использовала экскурсии, наблюдения, чтение стихов и рассказов, различные обсуждения в классе.

        Сочинение – творческая работа; оно требует наивысшей самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Подготовка материала, его систематизация, обдумывание композиции и плана рассказа или сочинения, выбор слов, построение предложений и связи между ними, проверка орфографии – весь этот комплекс сложных действий требует от школьника не только высокого напряжения всех его умственных сил, но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью.

        В сочинении для ученика обретают смысл все изучаемые правила грамматики, требования орфоэпии и культуры речи. Только в сочинении письмо, причём письмо грамотное, осознаётся школьником не как учебное выражение, а как средство правильного оформления собственных мыслей, выраженное в письменной форме. В сочинении языковая теория соединяется с практикой. Школьники любят сочинение за его самостоятельный, творческий характер, за то, что в нём можно проявить себя, «писать своё».

        На факультативе «развитие речи» начиная с первых дней я подводила детей к восприятию изобразительно-выразительных средств языка, которые служат созданию образа, например, составить предложения из слов, дополнить сюжеты, рисунки, описания (яблони, мяча, снега и т.д .

        Основная часть работ в первом классе проводилась в устной форме: ответы на вопросы, формировалось  умение не только отвечать на вопросы , но учились правильно задавать вопросы, давались тексты и к ним надо нарисовать рисунки, отгадать загадки, придумать самим вопросы, подобрать пословицу. 

          Со второго класса даются такие понятия как текст повествования, рассуждения, описания.

        Схема построения повествовательного текста.

  1. В тексте должно быть указано время и место действия.
  2. Названы действующие лица.
  3. Текст должен указывать на завершение действия.
  4. Должен быть определён порядок действия.
  5. Обязательно должен быть сделан вывод.

Построение текста – рассуждения.

  1. Вступление.
  2. Основная мысль, которую будете доказывать.
  3. Мотивы, доводы, доказательства /аргументы/.
  4. Итог, к которому пришёл автор рассуждения.

Построение текста – описания.

  1. Охарактеризуйте общий вид предмета.
  2. Определите цель описания.
  3. Изложите характерные признаки: цвет, объём, форма, размер, назначение, запах, вкус, необходимость, впечатление, сущность…
  4. Найдите наиболее точные слова.
  5. Отберите необходимые признаки.
  6. Расположите описание так, как требует тема и идея.
  7. Подумайте над итогом.
  8. Придумайте несколько заглавий, выберите лучшее.

 

        Во втором классе составляли тексты со сложными картинками (серии) под руководством учителя. Дети рассказывали на определенные темы из жизни детей, об их увлечениях, играх, о любви к животным, игрушках и т.п.  сочиняли тексты по плану, данному учителем, например, «Как я помогаю дома»         

Если во втором классе план дает учитель, то в III – IV классах план составляется коллективно различными приемами:

   1. Составление картинного плана (он помогает детям подробнее и ярче изложить содержание рассказа;

   2. План по вопросам;

   3. Текст делиться на логически законченные части. Каждая часть разбирается, выделяется главная мысль, дается заглавие каждой части. Эти заготовки служат планом для рассказа.

        Озаглавливание каждой части, может быть:

  а)  в форме повествовательных предложений;

  б)  в форме  вопросительных предложений;

  в)  в форме называемых предложений. 

Чтоб рассказ получится эмоциональным, интересным, нужно обязательно обращать внимание на точность, выразительность, красочность некоторых слов и выражений, т.е. найти в тексте художественно-изобразительный средства языка (эпитет, сравнение, метафоры).  

        Некоторые слова нужно записать в тетрадь.

        Одной из сложных видов устной работы является составление рассказа по картине.

Еще К.Д.Ушинский писал: «если вы входите класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное заговорит свободно, непринужденно».

        Дети легко будут пересказывать, если они видят иллюстрации, картинный план. Учить пересказывать нужно от более легкого к более трудному.

Учитель должен научить ребенка «читать» картину, т.е. учить рассматривать её и понять содержание. Разбор картины важен для обогащения лексики детей.         

Можно сказать, что во всех классах виды работ по развитию речи одинаковы:

  1.Работа над словарем;

  2.Работа над предложением;

  3.Работа над связной речью.

        И вся работа должно построена так, чтобы на любом уроке развивались мыслительные и речевые способности детей, чтобы у детей было желание учиться, вызвать в школьнике чувство радостного удивления перед тайнами безбрежного океана слов, а речь их становилась яркой, эмоциональной и содержательной.

На моих занятиях давались следующие понятия:

Речь

 Устная и письменная речь. Выразительная речь.

Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи.

Слово.

Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.

        Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определить лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

        Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и переносное значения, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение умтанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простиое и сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употребленные слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Текст.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.

        Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

Сочинение загадок.

Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.

        Развитые речи продолжается во внеурочное время.

        Мои дети принимают участие в декаде русского языка, чтения; в конкурсах «Самый грамотный», олимпиадах, составлении кроссвордов, ребусов, викторин, в конкурсах чтецов.  Ребята выступают с докладами на уроках окружающего мира и изобразительного искусства. Самостоятельно сочиняют стихи принимают активное участие в разных конкурсах: Воробьёв Артём 2 место в районной олимпиаде по русскому языку в 2009 году, Субанова Таня и Гоман Настя 3 место в районном конкурсе сочинений о Байкале.

        

Классные стен газеты с сочинениями ребят.

Праздник,  посвящённый Году семьи. Звучат лучшие сочинения.

Детям эти уроки очень нравятся, значит, труд полезный!

Наши грамоты за сочинения, газеты.

        

Отчёт по теме самообразования: «Развитие речи в урочное и внеурочное время в начальной школе»

        Учитель МОУ Хужирской СОШ:

                                                 Шулакова Татьяна Юрьевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Доклад " Роль скороговорок в развитии речи младших школьников".

Роль скороговорок в развитии речи младших школьников...

Развитие речи младших школьников

Презентация.Как писать сочинение по картине в начальной школе....

Образовательная программа внеурочной деятельности "Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики"

Данный материал содержит образовательную программу внеурочной деятельности  в рамках реализации ФГОС НОО «Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики»...

"Развитие речи младших школьников с задержкой психического развития"

Статья содержит эффективные приемы, направленные на развитие речи младших школьников с ЗПР. К таким приемам относится работа со словарными словами, которая проходит в 4 этапа и способствует лучшему за...

Программа по развитию речи младших школьников "Секреты нашей речи".

Программа спецкурса по развитию речи младших школьников УМК любой....

Устное народное творчество как средство развития речи младших школьников с патологией речи

Реализация логопедической работы в направлении развития монологиеской и диалогической речи младших школьников с патологией речи средствами устного народного творчества позволяет этим детям учить...