Здоровьесберегающая среда образовательного пространства гимназии
статья (1,2,3,4 класс) по теме

 

В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации учебно-воспитательной работы становится гармоничное развитие личности учащихся и укрепление здоровья.

Развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью. Организационно- педагогические технологии определяют структуру учебного процесса, способствующую предотвращению переутомления.

Здоровье - важнейший фактор работоспособности и развития детского организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchaya_sreda.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

     

СООБЩЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

На тему: «Здоровьесберегающая среда образовательного пространства гимназии»

Учителя начальных классов: Сажиной И.Е.


В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации учебно-воспитательной работы становится гармоничное развитие личности учащихся и укрепление здоровья.

      Развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью. Организационно- педагогические технологии определяют структуру учебного процесса, способствующую предотвращению переутомления.

      Здоровье - важнейший фактор работоспособности и развития детского организма.

      « Здоровье- это состояние полного физического, психического, социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» (определение, данное Всемирной организацией здоровья).

      Каким должен быть выпускник начальной школы в идеале?

      Здоровый физически и эмоционально; доброжелательный, ответственный, умеющий общаться, с правильной самооценкой, увлеченный какой- либо творческой или спортивной деятельностью, с потребностью в здоровом образе жизни.

      Задачи:

  1. формирование потребности в здоровом образе жизни;
  2. создание благополучной психологической обстановки в классе, формирование комфортных способов взаимоотношений между учащимися, между детьми и взрослыми;
  3. развитие творческой активности учащихся, стремление к самовыражению в различных видах полезной деятельности.

      Одна из важнейших задач совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе – организация двигательной активности учащихся, обеспечивающей активный отдых и удовлетворяющей естественную потребность в движении. По утверждению ученых объем двигательной активности учащихся должен составлять не менее 6 часов в неделю. При таком объеме двигательной активности наблюдаются высокие показатели умственной работоспособности, ее высокая устойчивость в течение дня, повышение успеваемости, адаптация к физическим нагрузкам, сопротивляемость простудным заболеваниям. Достичь такого объема возможно только при комплексном использовании уроков физической культуры, физических упражнений и подвижных игр в режиме учебного дня, внеклассных форм физического воспитания, что представляют собой единый воспитательно-образовательный педагогический комплекс.

        Учащимся начальных классов необходимо ежедневно 2-2,5 часа активно заниматься физическими упражнениями.

        Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школы – одна из важных составляющих двигательной активности учащихся младшего школьного возраста. К ней относятся: гимнастика до занятий, физкультурные минутки на уроках, подвижные перемены, спортивный час в группе продленного дня, подвижные игры и соревновательные задания во время прогулок на воздухе. Каждая из этих форм решает свои частные задачи, но все вместе они направлены на оздоровление детей, снятие психического напряжения, создание условий для разностороннего физического развития.

       Гимнастика до занятий ежедневно компенсирует до 10% объема двигательной активности, способствует развитию силы, гибкости, координации движений, подвижности в суставах. В целях подготовки к учебной деятельности перед уроками рекомендуется провести гимнастику, состоящую из 4-6 общеразвивающихся упражнений, рекомендуется проводить в хорошо проветриваемых классах, коридорах, на улице.

       Физкультурные минутки- это кратковременный активный отдых, направленный на улучшение работоспособности учащихся средствами физической культуры. Физкультминутка не должна утомлять или возбуждать учащихся; содержать более 3-4 упражнений (для мышц туловища, ног, рук, шеи), выполняемых сидя или стоя. Продолжительность выполнения комплекса 1,5-2 минуты.

        Использование кратковременных физических упражнений способствует снижению утомления, а также активизировать работы мышц, несущих статистическую нагрузку. Для учащихся начальной школы наиболее целесообразно проведение физкультминутки на уроке между 15 и 20 минутами.

      Физкультурная пауза, в отличие от физкультминутки, продолжается 8-10 минут и включает 6-8 упражнений. Проводить ее рекомендуется ежедневно на пике утомления, после 3-4 урока и во время выполнения домашних заданий дома.

      Как научить детей беречь свое здоровье?

      Одно из средств - пропаганда здорового образа жизни через сотрудничество с родителями. Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье.

     Учитель вместе родителями должен научить детей воспринимать жизнь и здоровье как величайшую ценность.

      Приведу несколько примеров вовлечение детей и родителей в эту проблему.

      Психологическим настроем может служить следующая притча:

      «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил:

     -Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках, мертвая или живая?

А сам думает:

     -Скажет живая –  я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу.

Мудрец, подумав, ответил:

     -Все в твоих руках»

       В наших руках наше здоровье.

-Что же влияет на наше здоровье и от чего оно зависит? (Влияет погода, настроение, экология нашей планеты, питание и др.)

       Но бывает и так: человек часто бывает на воздухе, соблюдает правила охраны здоровья, а сам все равно заболевает. Почему? ( Неправильно питается, в организм попадает мало витаминов и т. д.)

     «Вита»- это жизнь. А жизнь и здоровье всегда рядом.

(Далее учитель рассказывает о значении витаминов в жизни каждого человека с использованием наглядности.)

      На родительских собраниях знакомлю родителей с оздоровительной работой в школе и дома. Это: режим дня школьника, правильная организация рабочего места ученика дома, проведение прогулок в лес, забавы на коньках и лыжах, что приносит бодрость и здоровье, сплачивает детей и родителей. О дыхательной гимнастике, гимнастике для глаз, пальчиковой гимнастике.

      Снятию зрительного напряжения помогут следующие упражнения для глаз.

Гимнастика по Е. Е. Сомову

      1. И. п.– сидя, спина прямая, глаза открыты, взор устремлен прямо.

    а) Частые мигательные движения век (1-2 минуты)

    б) Смотреть прямо перед собой (2-3 с) Перевести взор на кончик пальца правой вытянутой руки, расположенной по средней линии лица (4-5 с.) Затем руку опустить, повторить все действия (10-12 раз)

    в) Выполняется стоя. Вытянуть руку и смотреть на кончик указательного пальца, расположенного по средней линии лица, затем начать медленно приближать его к глазам до появления двоения (6-8 раз)

    г) Выполняется сидя. Крепко сомкнуть веки (3-5 с), открыть их (3-5 с) (7-8 раз)

Йога для глаз

       Это китайская методика расслабления зрительного анализатора.

    а) Фиксация взгляда на кончике носа (при этом двигать глазами)

    б) Фиксация взгляда на пламени свечи, рассматривание пламени (выполняется вечером)

    в) Фиксация взгляда на кончике пальца вытянутой руки. Водить пальцем по горизонту, затем палец приближать к кончику носа.  

      Упражнения выполняют 2 раза в день, по 5 минут каждый раз. Выполняются с настроением, легко. Через силу выполнять не следует.

      Для развития интеллектуальных функций: внимания, памяти, мышления, речи, а также моторики используют массаж рук. Если массаж проводить в легкой форме, то он оказывает еще и успокаивающее действие. Оптимальное время для массажа –  середина дня, но не позднее 19-20 часов.

      Каждая кисть массируется по 5-7 минут. По степени воздействия (надавливания) рекомендуется среднее в середине комплекса (за исключением детей с неврозами и выраженными невротическими проявлениями, им массаж проводится с легким надавливанием и медленным массированием для успокоения нервной системы) В течение всей процедуры ребенок сидит спокойно, руки расслабленны. Массаж начинаем с любой руки.

       Плавными движениями, легко надавливая, поглаживаем кисть от кончиков пальцев до запястья, сначала с тыльной, а затем с внутренней стороны. Далее, начиная с мизинца, немного поворачиваем каждый палец по очереди круговыми движениями несколько раз вправо и влево вдоль оси пальца от подушечки до основания, поглаживая бока пальчика. Затем уделяем внимание мышцам ладони. Растираем первую группу (это мышцы, лежащие у основания большого пальца) легкими круговыми движениями, также растираем вторую группу мышц (от основания мизинца до конца ладони), затем третью группу, лежащую между первой и второй на середине ладони. Массируем от основания пальцев к основанию ладони по току лимфы. Нажимаем достаточно сильно, но неприятных ощущений не должно возникнуть. Заканчиваем массаж так же как и начали: легким поглаживанием от кончиков пальцев до запястья с тыльной и ладонной стороны. После массажа первой руки переходим ко второй.

      Только систематическое проведение оздоровительной работы в школе и дома принесет желаемый результат.

Мы рождены, чтоб жить на свете долго;

        Грустить и петь, смеяться и любить.

Но чтобы стали все мечты возможны,

Должны мы все здоровье сохранить.

Спроси себя: готов ли ты к работе-

Активно двигаться и в меру есть и пить?

Отбросить сигарету? Выбросить окурок?

И только так здоровье сохранить.

Взгляни вокруг: прекрасная природа

Нас призывает с нею в мире жить.

Дай руку, друг! Давай с тобой поможем

Планете и себе здоровье сохранить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные подходы к созданию здоровьесберегающей среды в воспитательно-образовательном пространстве образовательного учреждения

Современная школа ищет пути построения образовательного процесса, имеющего в своей основе главное - сохранение здоровья учащихся. Сегодня эта проблема стоит остро и является актуальной. И хотя о...

«Состояние здоровьесберегающей среды в ГБОУ гимназии г. Сызрани»

Школа не только должна дать детям определенный объем знаний, умений и навыков, но и сохранить и укрепить здоровье учащихся, поэтому, одним из приоритетных направлений в работе ГБОУ гимназии г.Сызрани ...

Основные подходы к созданию здоровьесберегающей среды в воспитательно-образовательном пространстве образовательного учреждения

Статья о проблемах сохранения и укрепления здоровья младших школьников во время учебного процесса....

Использование информационно-коммуникационных технологий в здоровьесберегающей среде образовательного учреждения для развития универсальных учебных действий учащихся начальных классов

     Здоровьесберегающий потенциал ИКТ, на мой взгляд, способствует созданию благоприятного психологического климата - созданию правильной реакции на ошибку, т.к. меняется ситуац...

Современное образовательное пространство гимназии: векторы развития начальной школы

quot;Детство - важнейший период человеческой жизни,  подготовка к будущей жизни, настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь".              ...

Психологическое здоровье. Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения как основополагающий фактор развития личности

Статья о психологическом здоровье школьника, здоровьесберегающей среде образовательного учреждения как основополагающего фактора развития личности...

Пути и средства формирования и развития здоровьесберегающей среды образовательного учреждения

Для успешного решения задач по формированию здоровьесберегающей среды школы мы берем за основу познавательно-развивающие педагогические технологии оздоровительной направленности в системе непрерывного...