«Состояние здоровьесберегающей среды в ГБОУ гимназии г. Сызрани»
статья на тему

Долгаева Татьяна Анатольевна

Школа не только должна дать детям определенный объем знаний, умений и навыков, но и сохранить и укрепить здоровье учащихся, поэтому, одним из приоритетных направлений в работе ГБОУ гимназии г.Сызрани является сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование здоровьесберегающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostoyanie_zdorovesberegayushchey_sredy.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

 «Состояние здоровьесберегающей среды в ГБОУ гимназии г. Сызрани»

        Школа не только должна дать детям определенный объем знаний, умений и навыков, но и сохранить и укрепить здоровье учащихся, поэтому, одним из приоритетных направлений в работе ГБОУ гимназии г.Сызрани является сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование здоровьесберегающей среды.

       С целью улучшения здоровья обучающихся была разработана комплексная Программа «Здоровая школа».  

Педагогами начальных классов успешно проведены:    

  • Окружной семинар  «Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе»;
  • Областной семинар «Инновационная деятельность как средство повышения качества образования и воспитания здорового, коммуникабельного и ответственного гражданина России»  в рамках проекта «Достойные граждане великой страны».

        Актуальность направления сохранения и укрепления здоровья объясняется тем, что в целом по стране наблюдается ухудшение состояния здоровья школьников за последние десятилетия.                                

Статистика по России такова:

  1. Только 2-3% детей рождаются относительно здоровым, все другие с отклонениям по здоровью.
  2. 50% дошкольников, приходящих в школу, уже страдают 2-3 хроническими заболеваниями.
  3. 80% дошкольников имеют функциональные отклонения, которые, не предпринимать никаких действий, в дальнейшем тоже могут привести к хроническим заболеваниям.

        Большую часть времени ребенок проводит в школе. Школа признает, что ответственность за укрепление здоровья лежит не только на самом человеке. Это ответственность, которую разделяют все члены общества, выступающие за укрепление здоровья. Обучение должно быть направлено на то, чтобы научить молодых людей ответственно относиться к своему здоровью. Это, значит,   анализировать и уточнять свои убеждения, установки и ценности, развивать личные навыки и навыки межличностного общения, а также расширять свои знания и   понимание целого ряда вопросов, связанных со здоровьем.  Единственный результат обучения здоровью – это  «принятие на себя ответственности за свое здоровье».

                Здоровый ребенок, здоровая образовательная среда - это то, на что мы должны направить наши усилия.

В соответствии с определением ФГОС второго поколения  в ООП НОО ГБОУ гимназии г. Сызрани разработана и включена Программа   формирования   экологической   культуры,  здорового   и   безопасного   образа   жизни   − это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

          Программа  построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа,  экологическая   культура, безопасность человека  и  государства.  Программа  направлена на развитие мотивации  и  готовности обучающихся повышать свою  экологическую  грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться  здорового   и   экологически   безопасного   образа   жизни, вести работу по  экологическому  просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

      При выборе стратегии воспитания экологической культуры, здоровья в младшем школьном возрасте педагогический коллектив ГБОУ гимназии г. Сызрани учитывает психологические и психофизиологические характеристики возраста, опирается на зону актуального развития, исходя из того, что формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы нашего образовательного учреждения, требующий соответствующей экологически   безопасной, здоровьесберегающей организации всей жизни ГБОУ гимназии г. Сызрани, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно - оздоровительной работы, рационального питания.

     Основная цель  Программы  − сохранение  и  укрепление физического, психологического  и  социального здоровья обучающихся младшего школьного возраста как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному  и  эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения Образовательной  программы.

Организация работы ГБОУ гимназии г. Сызрани по формированию у обучающихся экологической культуры здорового и безопасного  образа жизни  осуществляется в два этапа.

  Первый этап — анализ состояния и планирование работы нашего образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:

   • организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно -оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;

   • организации просветительской работы с учащимися и родителями (законными представителями);

   • выделению приоритетов в работе с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.

   Второй этап — организация  просветительской работы учреждения.

   1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование экологической   культуры, ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:

    • внедрение в систему работы дополнительных образовательных программ, направленных на формирование экологической   культуры  обучающихся, ценности здоровья и здорового образа жизни, которые носят модульный характер, реализуются во внеурочной деятельности либо включаются в учебный процесс;

    • лекции, беседы, консультации по проблемам экологического  просвещения, сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;

    • проведение дней здоровья, конкурсов, экологических  троп, праздников и других активных мероприятий, направленных на экологическое  просвещение, пропаганду здорового образа жизни.

    2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников ГБОУ гимназии г. Сызрани и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:

    • проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;

        • привлечение педагогов, медицинских работников и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению природоохранных, оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

       Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней. Здоровье – это не просто комплекс правил и упражнений, это скорее образ жизни, который вырабатывает привычку жить согласно законам природы. Мы сами ответственны за свое здоровье и об  это надо помнить.    

В ГБОУ гимназии г. Сызрани созданы необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Во время учебно-воспитательного процесса организована охрана жизни и здоровья учащихся.  Все школьные помещения соответствуют экологическим  требованиям, санитарным и гигиеническим нормам, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

         В учреждении работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки  и обеды в соответствии с цикличным меню.  

         В ГБОУ гимназии г. Сызрани хорошо оснащен спортивный зал, имеется спортивная площадка, оборудованные  необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём. Это позволяет реализовать спортивные и физкультурные программы не только в урочное время, но и на внеурочных занятиях.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).

Расписание уроков составляется на основе Учебного плана, утвержденного директором ГБОУ гимназии г. Сызрани, требованиями СанПиН, с учетом баллов ежедневной и недельной нагрузки обучающихся, исходя из имеющихся возможностей нашего образовательного учреждения.

1-4-е классы работают в режиме пятидневной учебной недели. Максимальное количество часов в неделю соответствует нормативным требованиям.

В оздоровительных целях и для облегчения адаптации в 1-х классах применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки.

С целью увеличения двигательной активности, снятия умственной напряженности учащихся в ГБОУ гимназии г. Сызрани введен спортивный час после 3-го урока.

В обязательную часть учебного плана введены 3 часа физической культуры, часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса используется на увеличение двигательной активности учащихся в первых классах – динамическую паузу 2 часа в неделю.

На каждом уроке проводится физкультурная минутка и гимнастика для глаз. Комплекс упражнений взят из санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 22.4.2.2821-10.

В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.  Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности реализуется с помощью предметов УМК «Школа России».  

Используемый в ГБОУ гимназии г. Сызрани  учебно-методический комплекс «Школа России» содержит материал для регулярного проведения  учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения:  в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений  знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет экологический, культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе, природе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал,  связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.

Система учебников «Школа России» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми  проблем, связанных с безопасностью жизни,  укреплением собственного физического, нравственного и  духовного здоровья, активным отдыхом.

         1. На уроках русского языка и литературного чтения учащиеся знакомятся с правилами культуры чтения и письма, формируются и закрепляются гигиенические умения и навыки чтения и письма (правильная осанка, положение книги, тетради и т.д.)

2. На уроках окружающего мира даётся наиболее систематизированное представление о сохранении здоровья, дети знакомятся с элементарными анатомо-физиологическими сведениями при изучении темы «Организм человека и охрана его здоровья».

3. На уроках физической культуры учащиеся получают сведения о значении для здоровья тех или иных физических упражнений, о двигательном режиме.

4. На уроках трудового обучения учащиеся знакомятся с правилами безопасности на учебных занятиях. Примерная тематика бесед для учащихся начальной школы (в соответствии со спецификой изучаемых предметов):

  • Режим дня.
  • Правильная посадка за партой.
  • Личная гигиена, уход за телом.
  • Уход за зубами.
  • Закаливание.
  • Классная комната учащихся.
  • Вредные привычки.
  • Двигательная активность.
  • Рациональный отдых.
  • Предупреждение простудных заболеваний.
  • Физический труд и здоровье.
  • Как сохранить хорошее зрение.
  • Предупреждение травм и несчастных случаев.
  • Общее понятие об организме человек.
  • Чем человек отличается от животного.
  • Роль витаминов для роста и развития человека.

В ГБОУ гимназии г. Сызрани строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

В ГБОУ гимназии г. Сызрани есть 2 компьютерных класса и медиатека объединенных локальной сетью и имеющих выход в Интернет, оборудованных в соответствии с требованиями СанПиН. Для более широкого использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе были компьютеризированы все кабинеты начальных классов. Кабинеты начальных классов оборудованы интерактивными досками, проекторами, цифровыми измерительными приборами и микроскопами, что эффективно используется в работе учителями начальных классов.  Режим работы использования компьютерной техники и ТСО на уроках строго регламентирован – не более 15 минут.

В Учреждение успешно фунционируют кружки спортивной направленности: «Народные игры», «Азбука здоровья», «Здоровята».

               Реализация основных направлений программы формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни осуществляется через проведение творческих дел: «День здоровья», «Зимние забавы», «Веселые старты», «Мама, папа, я - спортивная семья», «Всемирный день Земли».

Классные руководители в системе проводят классные часы, физкультурно - оздоровительные мероприятия,  занятия по профилактике вредных привычек с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся, конкурсы рисунков и газет на экологическую и здоровьесберегающую тематику.

Модель здоровья школьника

 

Здоровье физическое

Здоровье социальное

Здоровье психическое

Совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.

Моральное самообеспечение, адекватная оценка своего «я», самоопределение.

Высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя моральная сила, побуждающая к действию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая среда образовательного пространства гимназии

В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации учебно-воспитательной работы становится гармоничное развитие личности учащихся и укрепление здоровья.Развитие ...

Слово о кафедре начальных классов ГБОУ Гимназии № 1596

У каждого государства есть свои особенные черты. Начальная школа - это маленькое государство....

Реализация программы "Здоровье" в ГБОУ гимназия 155 Центрального района Санкт-Петербурга

В статье дан анализ реализации программы "Здоровье" за последние три года. Проведен мониторинг состояния здоровья учащихся гимназии, указаны виды работы и обмен опытом по реализации данной прогр...

Статья "День семьи в начальной школе" учителя музыки ГБОУ гимназия №209 Центрального района Санкт-Петербурга "Павловская гимназия" Н.А. Ягудиной

Моя статья нацелена на создание сплоченного коллектива детей, родителей и учителей! В нашей гимназии семейные праздники уже много лет являются доброй традицией!...

Методическая разработка мероприятия по патриотическому воспитанию учащихся. Музыкально-литературная композиция "Женщина и война" учителя музыки ГБОУ гимназия №209 Центрального района Санкт-Петербурга "Павловская гимназия" Н.А. Ягудиной

Необходимость таких мероприятий очень нужна и важна! Мы должны воспитывать в детях патриотическое созание, чувство гордости за свою страну, уважение к старшему поколению,  уважение к подвигу ЧЕЛО...

Творим на уроках английского языка. На примере 2 классов ГБОУ гимназии-интерната №664 , Красногвардейского р-на СПБ

Учащегося начальной школы, прежде всего, должен заинтересовать мир детей другой страны. Именно поэтому в центре внимания на занятиях иностранного языка должны быть факты и явления не взрослой, а детск...