«Модерация, как средство оптимизации общения педагога с учащимися»
методическая разработка по теме

Модерация- это отдельная техника, применение которой позволяет педагогу повысить самоконтроль, самоанализ , саморазвитие подрастающего поколения, наладить психологический микроклимат класса.

Цель проведения модерации — наиболее полное вовлечение всех участников в рабочий процесс и разработка плана действий по обсуждаемой проблеме. 

Задачи применения модерационного сопровождения:

Развитие социальной компетентности участников образовательного процесса;

Развитие эмоциональной компетентности участников образовательного процесса.

Планируемые результаты работы:

-высокая степень самостоятельности учащихся в процессе обучения (в соответствии с возрастом);

— сформированные навыки разрешения конфликтных ситуаций у учащихся;

—высокая культура принятия решений всеми учащимися;

—высокая степень толерантности в отношении друг к другу;

—активная позиция каждого члена коллектива в отношении развития класса;

—ориентация на индивидуальность каждого в рамках существующих правил;

— ответственное отношение к потребностям окружающих (минимум – в рамках классных правил)…  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnika.docx35.37 КБ
Файл tehnologiya.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Техника « Колесо баланса …»

Данная техника может применятся с целью коррекции и развития, как определенных качеств личности (индивидуально), определение различных проблем в группе, классе и проектирования пути их решения. Может применяться также учителями – предметниками с целью определения основных проблем учащихся, связанных с усвоением материала предмета; классными руководителями с целью выявления проблем в межличностных отношениях в коллективе, определения путей развития классного коллектива.

Ход работы

  1. Определение поля деятельности ( формулирование основной проблемы над которой необходимо работать); работа с кругом ( делить круг необходимо не менее, чем на 8 частей).                                                                                    Прописываем основные факторы,  которые имеют влияние на формирование и благоприятное решение поставленной проблемы.

  1. Определение шкалы важности (важных факторов влияния) прописывается к каждому сектору мини-сочинение о том, как человек представляет для себя эту проблему, что под ней подразумевает, что для него представляется самым важным в ее решении. (2-3 предложения).


Пример: Что должно быть в Вашем представлении на десятку?

- Отдых на десять это что? – Семья на «10» - это как? И тд.

 

  1. Оценка действительности: необходимо в баллах « от 1 до 10»  оценить наличие проблемы в действительности, определить на какой стадии находится фактор на сегодняшний день. Строим шкалу на радиусах круга.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

        

  1. Построение  «Колеса баланса…» . Отмечаем сектора по кругу, можно применять цветовую технику.

  1. Шаги продвижения. Прописываются шаги продвижения к достижению поставленной цели ( каким образом мы будем менять ситуацию к тому , чтобы приблизиться к желаемому результату).

1 шаг – указать дату и путь продвижения;                                                                                                           2 шаг-  и т.д.

        

  1. Работа с приоритетами. Главное прописать как решить проблему , которая заняла наименьшее количество баллов по шкале., что возможно сделать для того чтобы решить эту изменить ситуацию.

План продвижения.

№ шага

Содержание действия

Дата

1 ШАГ

2 ШАГ

3 ШАГ

        

  1. Запуск энергии в «Колесо…», через прием аутотренинга.

« Сядьте удобно , чтобы ваши ноги стояли на полу и  ступни полностью касались  пола. Перед Вами ваше «Колесо баланса…»…Взгляните на него сверху, так чтобы в ваше поле зрения попало оно полностью, со всеми его проблемами и трудностями… Посмотрите на него несколько иначе, принимая и представляя то, как вы четко определили пути решения наболевших проблем. Закройте глаза. Расслабьтесь. Попробуйте сконцентрировать в себе весь свой объем положительной энергии, который имеется в каждом человеке. С помощью этой энергии Ваше «Колесо…» запустится и будет вращаться. Ваша энергия и сила  желания помогут Вам  преодолеть все трудности на своем пути.  Открыв глаза, вы запустите свое колесо баланса силой своей энергии и силой желания к преодолению данной проблемы. Оно будет вращаться постоянно. Откройте глаза. Передайте энергию своему колесу. Теперь оно будет вращаться и без вас. С этого момента Вы будете относиться к своим проблемам иначе, фиксируя все свои шаги к их решению и все проблемы уйдут на задний план сами собой…»

  1. Составление графика продвижения к заданной цели. Если работа проводится индивидуально, то рекомендуется вести письменный отчет в дневнике продвижения к цели, а при групповой работе в классе целесообразно вывесить график продвижения к результатам ( где указывается только дата прохождения каждого шага).

Ф.И.О. участников группы

1 ШАГ

2 ШАГ

3 ШАГ

4 ШАГ

1.

2.

3.

4.



Предварительный просмотр:

        Технология  «Классный совет» .

Цель работы: поддержание в классе благоприятного психологического климата, помощь в разборе различных конфликтных ситуаций и разбор трудных ситуаций в классном коллективе, развитие умений конструктивной формы  общения.

Форма работы: групповая        

Применение техники в начальной школе.

  1. ОБЩИЙ НАСТРОЙ. Предварительная беседа учителя с учащимися: обсуждается вопрос о том как обустроить интерьер класса для более комфортного существования в течении всего учебного дня ( предложения вносят все участники учебного коллектива).
  2. ЖУРНАЛ СОБЫТИЙ КЛАССА. Учитель вносит предложение  завести классный журнал в котором, можно записывать все события, ситуации, предложения о жизни классного коллектива ( желательно, чтобы журнал был красивым интересным для детей, еще лучше, если они сами будут работать над его созданием).                                                                                                                                  В журнале должны быть отражены правила поведения группы, требования к учащимся, полезные советы и др. Журнал необходим для того, чтобы каждый ребенок мог сделать запись о ситуации которая его беспокоит в течении всей рабочей недели.
  3. «Я-ПОСЛАНИЕ». Все ситуации которые были отражены в классном журнале в течении недели обязательно необходимо разбирать 1 раз в неделю. Обязательное условие при разборе всех ситуаций, чтобы все участники  были в равных открытых позициях( т.е. сидели в кругу). При выступлении к учащемуся предъявляются правила системы «Я-ПОСЛАНИЯ», т.е. ребенок должен говорить о том, что именно он чувствовал в этот сложный момент, о котором сделал запись в классном журнале. Все остальные должны молчать и слушать.
  4. «ОТРАЖЕНИЕ». После высказывания , предоставляется возможность высказаться остальным по представленной проблеме, дать свою оценку и анализ ситуации. На этом этапе Модератор (учитель) должен обращать внимание на все высказывания и корректировать ситуацию в направлении положительного решения ситуаций.

        «Классный совет» для старшеклассников.

  1. Модератором (учителем, кл. руководителем, психологом) дается установка на работу с классом. Объясняется цель данной работы и правила работы в группе.
  2. «КРИСТАЛЛ КЛАССА».                                                                                                                  – Что мы как класс можем предложить для улучшения жизни в этом классе в этом учебном году?                                                                                                                                - Определение направлений эффективной работы.  Обозначаем направления на диагоналях, названия направлений предлагают ученики: взаимоотношения (дружба), учеба, досуг, традиции, взаимоотношения со взрослыми, профопределение (познание себя), коллективные (творческие)  дела, спорт и др. – Рейтинг важности выбранных направлений. Голосованием в классе определяются сколько человек поддерживают то или иное направление для его дальнейшего развития в классном коллективе. Количество выборов отмечается на диагоналях. ( «Дайте оценку насколько хорошо развито каждое из вышеуказанных  направлений в нашем коллективе.»).                                                                                                           – Получение «КРИСТАЛЛА КЛАССА».

        

        

  1.  «ПРОЕКТНАЯ ГРУППА»                                                                                                                - Проектная группа определяется по наименьшему выбору учеников. Далее идет разбор конкретных ситуаций по тем направлениям развитие которых заслуживает больше внимания (которые получили наименьшее число голосов). Проектная группа состоит из тех учащихся кто выбрал это направление для его дальнейшего развития. Вся проектная группа рассаживается в круг, где дополняется один лишний стул.                                                                                              – «Я-Сообщение». Участники П.Г. вслух обсуждают предложения, что нужно сделать для того, чтобы улучшить ситуацию в классе по этому направлению. Остальные, кто находится за кругом ,т.е. в аквариуме, могут внести свои предложения. Для этого необходимо войти в круг на свободный стул и озвучить свои предложения. В этот момент модератор должен остановить обсуждения в П.Г. и передать слово вошедшему в круг.                                                                         Во время всех обсуждений модератор обязательно подробно фиксирует все внесенные предложения.

Время  обсуждения П.Г. – 20 минут.

  1. «ОТРАЖЕНИЕ»                                                                                                                                  - Группы меняются местами, т.е. «Аквариум» входит во внутренний круг, а «П.Г.» выходит во внешний. Дается возможность провести аналогичную работу оставшимся. Работа проходит по тому же принципу.                                         Задача модератора четко фиксировать предложения и отмечать совмещения и совпадения высказываний.                                                                                      Время «отражения» - 10 минут.
  2. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ.

Исходя из полученного обсуждения необходимо сделать вывод. Вывод делает проективная группа. Время работы – 5 минут.

  1. Модератор подводит итог.

Целесообразно в старших классах завести «ЖУРНАЛ СОБЫТИЙ КЛАССА», по же принципу, что и в начальной школе. В течении всего учебного года тому необходимо обязательно конфликтные вопросы записывать в дежурный журнал, для обязательного обсуждения проблем всем классом на классном часе.

«КРИСТАЛЛ  КЛАССА» можно вывесить в классе для наглядного представления проблем и перспектив классного коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.Рузвельт Т.Главная цель  моей работы:  всестороннее  развитие каждого ученика....

«Технология оценивания образовательных достижений учащихся, как средство оптимизации учебного процесса»

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:1. Фиксир...

Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы ( из опыта работы)

В статье рассказываю какие формы я использую, как классный руководитель  в воспитательной работе в своем классе для  того, чтобы детям было интересно и комфортно учиться и находиться в одном...

Технология модерации как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока в начальной школе

Технология модерации как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока в начальной школе...

Статья. Учитель и ученик: система взаимоотношений. Модели общения педагога с учащимися

Статья о современных моделях взаимоотношений учителя и ученика,в рамках здоровьесберегающих технологий.Умение выстроить отношения между учеником и учителем.В помощь молодым специалистам....