Анализ технологий обучения
статья по теме

доклад на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_tehnologiy_obucheniya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Анализ новых технологий обучения, способствующих активной деятельности учащихся и сохранению их здоровья.

        

                                                                         

                                                                         

        

                                                                          Подготовила: Ерышева Е.Н.

В последнее время становится понятной некоторая ограничен ность традиционной классно-урочной системы организации учебного процесса, в связи с чем актуальна задача поиска наиболее эффектив ного применения современных образовательных технологий.

Технология — это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимо действия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Часто очень близко с термином «педагогическая технология» ис пользуется термин «методика», поскольку это понятие как совокуп ность конкретных действий педагога, наиболее близко по смыслу с понятием «образовательная технология». Однако, методика описы вает организацию и систему работы учителя, а технология описывает систему работы ученика как деятельность к достижению поставлен ной образовательной цели, и рассматривает систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика.

В классификации образовательных технологий, которая навер няка, представлена достаточно условно, можно выделить следую щие группы.

  1. Технологии управленческой деятельности.
  2. Технологии организации учебного процесса.
  3. Технологии организации познавательной деятельнос ти учащихся.
  4. Технологии воспитательной работы.
  5. Частнопредметные технологии.
  6. Коррекционные технологии для детей с временными затруднениями в учебе и поведении.
  7. Коррекционные технологии для детей с проблемами в умственном и физическом развитии.

Технологии управленческой деятельности — функциональная тех нология, технология программно-целевого планирования, инфор мационные технологии.

Технологии организации учебного процесса — это:

а) изменение структуры учебного заведения: школа адап тирующей педагогики,

агрошкола (самостоятельное общеобразовательное учреждение, функционирующее

в системе «школа — техникум — ВУЗ»), школа самооп ределения (например, сш № 734 г.Москвы, работающая на предположении, что каждый ребенок является в мир со своим предназначением), технология М. Монтессо-ри (педагогическая технология самостоятельного раз вития ребенка в специально организованной среде);

б)        технологии селективной дифференциации: профиль ные классы, классы с углубленным изучением предме та, гимназии и гимназические классы, лицеи и лицейские классы;

в)        технологии организации учебного процесса: техно логия Дальтон (первоначально называлась «Детскаяуниверситетская школа», была основана в 1919 г. аме риканским педагогом Хелен Паркхерст), технологи ческая модель индивидуального обучения, технологияпроектов;

г)        технологии реконструирования учебного материала: технология укрупнения дидактических единиц, технология реализации умственных действий (реализа ции теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина), технология перспективно-опережающего обучения, разработанная С.Н. Лысенковой.

Технологии организации познавательной деятельности учащихся-- это:

а)        технологии личностной ориентации педагогическогопроцесса: педагогика сотрудничества, гуманно-личнос тная технология Ш. Амонашвили, технологии развива
ющего обучения по системе Д.Б. Эльконина — В.В. Да выдова (целостная система обучения);

б)        технологии активизации и интенсификации познавательной деятельности учащихся: игровые техноло гии, технологии проблемного обучения, технологии «Первый шаг» и «Шаг за шагом», технология знаковых моделей, информационная технология, технология программированного обучения (технологии полного усвоения материала, блочные технологии, модульные технологии), технология коллективного способа обу
чения;

в)        технологии элективной дифференциации: технология элективной дифференциации, технология внутри-предметной дифференциации и обязательного уровня
обучения.

Технологии организации воспитательного процесса — технология коллективная творческая деятельность (объединение разных видов деятельности в сочетании форм, средств, способов действия педаго гов и учащихся), игровая технология (освоение ребенком различных социальных ролей и норм поведения в процессе игры), технология моделирования (построение аналогов определенных фрагментов реальности для отработки правил и норм поведения детей ), техно логия проектирования (целенаправленное проектирование новых методов, приемов и форм воспитания), технология свободного развития (предоставление ребенку свободы и самостоятельности в определении целей своего развития).

Частнопредметные технологии — технологии интенсивного обу чения иностранным языкам, технология раннего и интенсивного обучения грамоте НА. Зайцева (базируется на представлении о том, что несформированность мозга ребенка компенсируется богатством и эффективностью восприятия информации органами чувств), тех нология преподавания литературы как предмета, формирующего человека (система Е.Н. Ильина), технология Диалога культур, техно логия совершенствования общеучебных умений в начальной школе, технология на основе эффективных уроков (повышение эффектив ности обучения за счет логически и педагогически обоснованной организации работы учащихся в зоне их ближайшего развития), технология обучения математике на основе решения задач (измене ние уровня задач позволяет осуществлять индивидуальный подход к обучению учащихся), технология поэтапного обучения физике.

Коррекционные технологии — собственно коррекционные (при менение этих технологий позволяет ребенку догнать в развитии сверстников, если присутствует некоторое отставание в подготов ке учащегося), компенсационные (включение ребенка в обще ственную жизнь возможно через формирование у него структур деятельности, которые позволяют исключить использование тех механизмов деятельности, которые восстановлены быть не могут — слух, зрение и др.), технология адаптирующей педагогики (индиви дуальные адаптационные занятия, занятия по общесоматическому и сенсомоторному развитию ребенка, помогающие укреплять здо ровье ребенка).

Среди перечисленных технологий отсутствует термин «здоровьесберегающие технологии»,

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направ ления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Цель современной школы — подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.

Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагоги ки, которые рассматриваются как совокупность приемов и мето дов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами — пла нирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Советская школа длительное время по праву считалась одной из лучших в мире. Это подтверждалось специальным исследованием ЮНЕСКО в 1991 году. Однако, уже в советской школе школьные программы повышенного уровня привели к появлению ряда отрица тельных явлений, связанных прежде всего с перегрузкой школьников. Результатом школьной перегрузки явилось то, что 2/3 выпускников выходят из стен школы с хроническими заболеваниями и отклоне ниями в физическом развитии.

За последние годы в стране и обществе произошли ощутимые перемены. Школа соответственно реагирует на эти изменения. Пе дагоги осознают свою причастность к ответственности за неблаго получие состояния здоровья учащихся и видят решение проблемы негативного влияния школы на состояние здоровья учащихся и педагогов в овладении необходимыми здоровьесберегающими обра зовательными технологиями.

Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть об разовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляемые при тесном контакте педагог медицинский работник — ученик); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологи ческой (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению школь ников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие образовательные технологии — это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:

  1. Здоровый ребенок — практически достижимая норма детского развития.
  2. Оздоровление — не совокупность лечебно-профилак тических мер, а форма развития психофизиологичес ких возможностей детей.
  3. Индивидуально-дифференцированный подход — ос новное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.        s

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обу чения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить ис пользовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образователь ные технологии — регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития орга низма в динамике (начало — конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.

 



 

Комментарии

выступление на педсовете

В последнее время становится понятной некоторая ограниченность традиционной классно-урочной системы организации учебного процесса, в связи с чем актуальна задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий.

В последнее время становится понятной некоторая ограниченность традиционной классно-урочной системы организации учебного процесса, в связи с чем актуальна задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий.