Практическое применение проектной и исследовательской деятельности. Из опыта работы.
статья на тему

Посохова Людмила Дмитриевна

В материал вошли примеры проектнои и исследовательской деятельности учащихся на уроках разных предметов и классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovat._deyatelnost._iz_opyta_raboty.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое применение проектной и исследовательской деятельности. Из опыта работы.

        В настоящее время процесс обучения связывают с деятельностным подходом к освоению новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная и исследовательская деятельность. Главной целью является развитие личности, а неполучение объективно нового результата.  

Данные технологии позволяют индивидуально развивать личность, ее творческую инициацию, навыки самостоятельного движения в  информационных полях, формировать у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Кроме того, проектная и исследовательская деятельность формирует у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, а также эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

        Хочу заострить внимание на том, что

     Исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением. Она обеспечивает условия для развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации, формирования интереса к изучаемому предмету, позволяет формировать общеучебные умения.

    Проектная деятельность -  совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Основное назначение проектной деятельности в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции (т.е. самостоятельно получать знания, являющиеся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

        Предлагаю вашему вниманию структуру исследовательской и проектной деятельности, которую я использую на своих уроках.

        Первый этап – организационный момент. Дети знакомятся с конкретной деятельностью на данном уроке, распределяются на группы.

        Второй этап – формулирование темы и целей деятельности. Он строится по-разному в зависимости от содержания урока.

        Третий этап – подготовительный. Разрабатывается общий план деятельности по проекту, определяются основные разделы. Могут быть составлены опорные таблицы, схемы, чертежи.

        Четвертый этап – собственно проектная или исследовательская деятельность. Работа, как правило, проводится в группах. Разделы могут разрабатываться каждой группой или каждая группа проектирует свой раздел.

        Пятый этап – практическое применение разработанного проекта (ознакомление всех с продуктом деятельности), представление выводов.

        Шестой этап – выявление положительных и отрицательных сторон своей деятельности, корректировка выводов.

        Седьмой этап – подведение итогов всей работы в целом, закрепление, применение знаний на практике.

        Особенностью проектной и исследовательской работ в начальной школе является обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе разработки проектов и развитие личности. Значит, большинство видов работы должно представлять новую интерпретацию уже знакомых детям заданий.  Нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать охватить одновременно  несколько направлений деятельности.

        Приведу примеры уроков с использованием проектной и исследовательской деятельности.

Примеры проектной деятельности

Математика 3 класс

                Тема: «Решение задач типа: цена, количество, стоимость».

    Задание: сформулировать правила для решения нового типа задач.        

        Каждая группа детей получила несколько задач с заданиями:

1 группа – Как найти цену?

2 группа – Как найти количество?

3 группа – Как найти стоимость?

1 группа

  1. Решите задачу и заполните таблицу:

Купили 4 коробки карандашей, заплатив 40 рублей. Сколько стоит одна коробка карандашей?

Цена

Количество

Стоимость

        Решение:

Ответ:

  1. Сделай вывод:

Чтобы найти цену, надо _____________________________________________.

2 группа

  1. Решите задачу и заполните таблицу:

Сколько коробок карандашей купили, если заплатили 40 рублей, а цена одной коробки 10 рублей?

Цена

Количество

Стоимость

        Решение:

Ответ:

  1. Сделайте вывод:

Чтобы найти количество, надо ________________________________________.

3 группа

  1. Заполни таблицу и реши задачу:

Купили 4 коробки карандашей по 10 рублей за коробку. Какова стоимость покупки?

Цена

Количество

Стоимость

           Решение:

Ответ:

  1. Сделайте вывод:

Чтобы найти стоимость, надо ________________________________________.

        Затем заполнили общую таблицу:

Цена

Количество

Стоимость

С:К

С:Ц

ЦхК

Окружающий мир. 3 класс

Тема: «Чтобы путь был счастливым»

Задание: выработать правила поведения на основе текста учебника.

План работы:

  1. Прочитать текст.
  2. Обсудить с товарищами и выделить главное.
  3. Составить  правила.

1 группа – «Если ты пешеход»

2 группа – «Если ты велосипедист»

3 группа – «Если ты пассажир»

Примеры исследовательской деятельности

Русский язык

Тема: «Род имен существительных»

Задание: Как определить род существительных?

План работы:

  1. Прочитайте слова.
  2. Распределите имена существительные в три столбика: он, она, оно.
  3. Сделайте вывод, как определить род имен существительных.

1 группа

        Автомобиль, береза, пальто, воробей, деревня, электричество, лопата, товарищ, учение.

ОН                                ОНА                                ОНО

2 группа

        Ворона, горох, молоко, девочка, ученик, правительство, телефон, метро, морковь.

ОН                                ОНА                                ОНО

        Наибольшую трудность, как правило, вызывает постановка проблем по чтению.

Литературное чтение 2 класс

                Тема: «Н.Носов «Живая шляпа»». (2-ой урок)

      Задание: Можно ли составлять план к произведению в произвольном порядке и почему?

План работы:

  1. Расскажи части, строго следуя плану.
  2. Обсудите, что получилось.
  3. Сделайте вывод.
  4. Восстановите правильный порядок плана.

1 группа

Н.Носов «Живая шляпа»

  1. Из-под шляпы высунулся серый хвост.
  2. Мальчики швыряют картошку в шляпу.
  3. Котенок Васька ловил мух.
  4. Ребята взяли кочергу и лыжную палку.
  5. Шляпа – живая?

2 группа

  1. Ребята взяли кочергу и лыжную палку.
  2. Мальчики швыряют картошку в шляпу.
  3. Шляпа – живая?
  4. Из-под шляпы высунулся серый хвост.
  5. Котенок Васька ловил мух.

3 группа

  1. Мальчики швыряют картошку в шляпу.
  2. Котенок Васька ловил мух.
  3. Ребята взяли кочергу и лыжную палку.
  4. Шляпа – живая?
  5. Из-под шляпы высунулся серый хвост.

Сделайте вывод по заданию.

Литературное чтение 3 класс

                Тема: «А.Куприн «Слон»»  (2-ой урок)

Задание: Нужны ли эпитеты в произведении и для чего?

План работы

  1. Прочитать текст.
  2. Найти отрывок в произведении и сравнить.
  3. Сделать вывод.

1-ый отрывок

«Она идет в кабинет и говорит папе, что девочка хочет слона. Папа тотчас надевает пальто и шляпу и куда-то уезжает. Через полчаса он возвращается с игрушкой. Это слон, который сам качает головою и машет хвостом; на слоне седло, а на седле палатка, и в ней сидят трое маленьких человечков».

2-ой отрывок

«Она идет в кабинет и говорит папе, что девочка хочет слона. Папа тотчас надевает пальто и шляпу и куда-то уезжает. Через полчаса он возвращается с игрушкой. Это слон, который сам качает головою и машет хвостом; на слоне седло, а на седле палатка, и в ней сидят трое маленьких человечков».

        Сделайте вывод.

      Таким образом, несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных  и самостоятельных проектов.

  1. группа
  1. Решите задачу и заполните таблицу:

Купили 4 коробки карандашей, заплатив 40 рублей. Сколько стоит одна коробка карандашей?

Цена

Количество

Стоимость

        Решение:

Ответ:

  1. Сделай вывод:

Чтобы найти цену, надо _____________________________________________.

  1. группа
  1. Решите задачу и заполните таблицу:

Сколько коробок карандашей купили, если заплатили 40 рублей, а цена одной коробки 10 рублей?

Цена

Количество

Стоимость

        Решение:

Ответ:

  1. Сделайте вывод:

Чтобы найти количество, надо ________________________________________.

  1. группа
  1. Заполни таблицу и реши задачу:

Купили 4 коробки карандашей по 10 рублей за коробку. Какова стоимость покупки?

Цена

Количество

Стоимость

           Решение:

Ответ:

  1. Сделайте вывод:

Чтобы найти стоимость, надо ________________________________________.

Литературное чтение 2 класс

                Тема: «Н.Носов «Живая шляпа»». (2-ой урок)

1 группа

План

  1. Из-под шляпы высунулся серый хвост.
  2. Мальчики швыряют картошку в шляпу.
  3. Котенок Васька ловил мух.
  4. Ребята взяли кочергу и лыжную палку.
  5. Шляпа – живая?

2 группа

  1. Ребята взяли кочергу и лыжную палку.
  2. Мальчики швыряют картошку в шляпу.
  3. Шляпа – живая?
  4. Из-под шляпы высунулся серый хвост.
  5. Котенок Васька ловил мух.

3 группа

  1. Мальчики швыряют картошку в шляпу.
  2. Котенок Васька ловил мух.
  3. Ребята взяли кочергу и лыжную палку.
  4. Шляпа – живая?
  5. Из-под шляпы высунулся серый хвост.

Литературное чтение 3 класс

Тема: «А.Куприн «Слон»»  (2-ой урок)

1-ый отрывок

«Она идет в кабинет и говорит папе, что девочка хочет слона. Папа тотчас надевает пальто и шляпу и куда-то уезжает. Через полчаса он возвращается с игрушкой. Это слон, который сам качает головою и машет хвостом; на слоне седло, а на седле палатка, и в ней сидят трое маленьких человечков».

Литературное чтение 3 класс

Тема: «А.Куприн «Слон»»  (2-ой урок)

2-ой отрывок

«Она идет в кабинет и говорит папе, что девочка хочет слона. Папа тотчас надевает пальто и шляпу и куда-то уезжает. Через полчаса он возвращается с игрушкой. Это слон, который сам качает головою и машет хвостом; на слоне седло, а на седле палатка, и в ней сидят трое маленьких человечков».

Русский язык

Тема: «Род имен существительных»

Задание: Как определить род существительных?

План работы:

  1. Прочитайте слова.
  2. Распределите имена существительные в три столбика: он, она, оно.
  3. Сделайте вывод, как определить род имен существительных.

1 группа

        Автомобиль, береза, пальто, воробей, деревня, электричество, лопата, товарищ, учение.

ОН                                ОНА                                ОНО

2 группа

        Ворона, горох, молоко, девочка, ученик, правительство, телефон, метро, морковь.

ОН                                ОНА                                ОНО