Поощрение как фактор активизации учебно- познавательной деятельности младших школьников
статья на тему

Лотова Наиля Асхатовна

В данной публикации  говорится о том, что возрастные и психологические  особенности младшего школьного возраста указывают на необходимость использования поощрений для достижения активизации учебного процесса.Поощрением не только оцениваются положительные результаты, но и само по себе оно подталкивает, побуждает ребенка к дальнейшей плодотворной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pooshchrenie_kak_faktor_aktivizacii__uchebno.docx16.51 КБ

Предварительный просмотр:

Поощрение как фактор активизации  учебно – познавательной деятельности младших школьников

    Активная познавательная  деятельность предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у него сформировано одно из ведущих качеств личности  - познавательная активность. Эта черта личности проявляется в направленности и устойчивости познавательных процессов, стремления к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно – познавательной цели. Необходимость формирования познавательной  активности заставляет учителя искать средства активизации и управления учебно – познавательной деятельностью.

      Важным фактором активизации учебно – познавательной деятельности является поощрение. В первые годы учебы у ребенка еще мал опыт познавательной деятельности, недостаточно развиты учебные умения, не сформировано самосознание, слабы психические регуляторы деятельности. Учителю важно  помнить о неустойчивости мотивов учения, особенно познавательных, у младших школьников, а это приводит к тому, что процесс формирования  мотивов учебно – познавательной деятельности может замедлиться.

       Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Поэтому ребенок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании. Американский психолог Э. Торидайк, сравнивая механизм действия поощрений и наказаний, приходит к выводу, что награды имеют тенденцию поддерживать и усиливать любую связь, ведущую к ним, что чувство удовлетворенности, которое вызывает поощрение, намного сильнее, чем чувство неудовлетворенности, вызванное наказанием.

        Возрастные и психологические особенности младшего школьного возраста указывают на необходимость использования поощрений для достижения активизации учебного  процесса. Поощрением не только оцениваются положительные  результаты, видимые в настоящий момент, но и само по себе оно подталкивает, побуждает ребенка к дальнейшей плодотворной работе.

    В.А. Сухомлинский, рассматривая возможности поощрения, отмечал, что успех у детей в начальной школе зависит от того, насколько учитель опирается на эмоции ребят. Он считал, что от умения воздействовать на чувственную сферу при использовании поощрений во многом зависит развитие ребенка.

       Ш. А.  Амонашвили  не только обосновал ряд функций поощрения, но и определил механизм его  действия.

        Главный механизм поощрения как дидактического метода – оценочный. Этот механизм позволяет ребятам соотносить результаты своего труда с поставленной задачей. Оценочный механизм одобряет операции и действия учебно – познавательной  деятельности  детей, дает возможность предупредить  ошибки , а  также стимулирует дальнейший ход размышлений и  поиск решений.

       Важнейшим  результатом  применения поощрения как  дидактического метода должно  стать формирование потребности самой  деятельности как высшей формы поощрения.

       Таким  образом, в поощрении заключается факт признания и оценка достижений ребенка, при необходимости – коррекция знаний, констатация настоящего успеха, стимулирующая к дальнейшим действиям. Поощрение  развивает внимание, память, мышление, формирует познавательный интерес и т. д.

        Применение поощрений должно идти от  более  простых  к  более сложным.  Все поощрения  можно классифицировать по  средствам выражения.

          Мимические и пантомимические: аплодисменты товарищей; улыбка учителя;  ласковый взгляд учителя;  пожатие руки; учитель погладил по голове.

        Словесные: - Умница!  Молодец! – Вы сегодня хорошо  поработали!

          В конце урока учитель  называет фамилии учеников, хорошо работавших

         Материализованные:  флажок на парте, благодарность в дневнике и т. д.

          Наибольшим успехом пользуется поощрение деятельностью – игрой. Несмотря  на то, что учебная деятельность является ведущей  в младшем школьном возрасте,  игра занимает  еще прочное место в их жизни, этим  и объясняется предпочтение учениками этого вида поощрения.  Успехом у ребят  пользуются поощрения хорошо им знакомые, часто  применяемые учителем.

       Разное отношение к поощрениям у хорошо  успевающих  и посредственных   учащихся. «Хорошисты»  жаждут  одобрения за каждый  свой успех, за хороший результат. Для хорошо успевающих  учеников значимым поощрением является решение сложной задачи или выполнение другого вида  учебно – познавательной деятельности. Ученики, которые успевают слабо, к данному поощрению относятся отрицательно.

       Отсюда  следует, что выбор поощрения зависит от личности самого учащегося, от  того , насколько сформирован у него познавательный интерес, от  подготовленности ребенка  к поощрению, от успеваемости детей, от работы учителя в этом направлении.

      В своем классе   я применила материализованное поощрение – значки «Грамотейкин», « Лучший счетчик». Эти значки ставила на парту тем, кто не имел ошибок в тетради, а также  ребятам, которые на уроке  хорошо считали или очень старались. Это поощрение  мною было выбрано потому, что оно имеет занимательный характер и  способно вызвать быструю эмоциональную реакцию детей, подъем интереса. Успех от применения этого поощрения был налицо:  у ребят повысилась познавательная активность и, кроме того, повысился познавательный  интерес, им стал небезразличен   конечный результат своей деятельности. У учеников повысилось внимание, с следовательно, улучшилась дисциплина на уроке,  усилился контроль и самоконтроль, что привело к развитию нравственной сферы. Каждый ребенок, не имеющий в тетради ошибок, сам брал значок, если же, наоборот, была отмечена ошибка, то приходил к учителю и отдавал значок. Так  параллельно с применением поощрения реализовалась цель формирования нравственных качеств.

  Опишу урок окружающего мира, на  котором был применен вид поощрения.

    Ребятам было предложено найти новый материал о жизни животных зимой. Те ребята, которые нашли наиболее интересную познавательную информацию, были поощрены следующим  образом – они сами готовили доклады, несмотря на то, что это было для них достаточно сложно. Но надо отметить, что ребята не восприняли это задание как поощрение, несмотря на то , что оно сопровождалось следующими словами: « Ты, Танюша, молодец, что нашла такой интересный рассказ. И раз ты постаралась и смогла найти этот рассказ, то подготовь доклад и расскажи всем о зайце - беляке». Ребятам, конечно, было приятно, что им впервые было поручено такое  дело, и они  старались. Таким образом, была обеспечена хорошая подготовка, хотя в принципе ребята могли отказаться и не подготовиться, сославшись на  трудность. Но им был дан стимул:  интерес товарищей, доверие и интерес учителя. В то же время возникло  опасение – как воспримут докладчиков товарищи,  оправдают ли они их  ожидания. К счастью, все прошло прекрасно. Ребята – докладчики были на высоте.

      Таким образом, в результате успешного применения поощрений возрастает познавательная активность:  постепенно увеличивается объем работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности;  усиливается стремление к творческой активности, ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат в классе:  ребята не боятся ошибок, помогают друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интегрирование учебных дисциплин и активизация учебно - познавательной деятельности младших школьников»

Основной формой организации процесса интеграции предметов в начальной школе является интегрированный урок, особенностью которого выступает то, что его могут вести два или три, а может быть и б...

Тема самообразования Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников

Учитель: Рахимова Фарзана ФаритовнаОбразование- среднее специальноеТобольское  педагогическое училищеОбщий стаж работы : 25 летПедагогический стаж : 25 летСтаж работы в городе Пыть-Ях-22 го...

Проблемное обучение как средство организации учебно-познавательной деятельности младших школьников

Проблемное изучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизироват...

Исследовательская работа "Формирование мотивов учебно -познавательной деятельности младших школьников "

Результат обучения – учащиеся, которые получают удовольствие от учения;  средства достижения этой цели – учителя с внутренней мотивацией учения.          ...

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях  реализации ФГОС НОО...

Педагогический опыт "Дидактическая игра как средство активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников"

Задача учителя - научить каждого ребенка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу. Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и которы...