Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе
методическая разработка по теме

В выступлении отражаются основные направления деятельности школы, 
направленной на разработку и внедрение здоровьесберегающей педагогики.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_uchebnom_processe.zip1.2 МБ

Предварительный просмотр:

 

             

 

                                                                                   МОУ школа № 11 Грязи

                                                                                             Родина И.С.

             

                                                           

                                                           -август  2009-

1СЛАЙД

Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе. 

2 СЛАЙД


        
Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. Практика обнаружила: судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относятся к числу здоровых. По данным исследований Минздравмедпрома  и  Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. Ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показателям. Смертность превышает рождаемость. Связано это не только со школой, но и с тем, в каких семьях живут дети. Поэтому в настоящее время, здоровье человека становится самой актуальной проблемой для многих отраслей знаний, среди которых особое место отводится педагогической науке, призванной через систему образования путем формирования культуры населения развивать и сохранять здоровье человека.

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов.

  Таким образом, каждому учителю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров.

 

Однако необходимо подчеркнуть, что в современной школе добавилось много других недостатков.  Усилилась роль “внутришкольных факторов”, негативно воздействующих на здоровье учащихся:

3  СЛАЙД

  

  • перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;

  • авторитарный стиль преподавания;
  • отсутствие индивидуального подхода к учащимся;

  • недостаток двигательной активности учащихся;
  • неправильное питание учащихся;
  • несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;
  • недостаточное финансирование школы.
  • неадекватные методы обучения (традиционная жесткая схема урока - ежедневное повторение одних и тех же этапов в одном и том же порядке)
  • - стрессовые ситуации контроля, боязнь ошибки, боязнь отметок (их приоритет в классе). 

Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:

   

4 СЛАЙД

  • частую смену позы,
  • потягивание,
  • встряхивание руками,
  • зевота,
  • закрывание глаз,
  • подпирание головы,
  • остановившийся взгляд,
  • ненужное перекладывание предметов,
  • разговор с соседом,
  • увеличение количества ошибок в ответах,
  • не восприятие вопроса,
  • задержка с ответом,
  • частые  поглядывания на часы в ожидании конца урока. 

Сохранение здоровья ребенка начинается с организации всего учебно-воспитательного процесса, в частности - с расписания уроков. 

С целью сохранения здоровья учащихся учитель должен видеть систему уроков класса в данный день, помнить и учитывать не только очередность своего урока, но, что очень важно, какой он по счету в учебном процессе класса. 

Если в расписании ваш урок стоит за пределами продуктивных часов, то и планирование урока необходимо осуществлять с учетом этих обстоятельств. 

Например, в понедельник, в каком-то классе последний урок - математика. Как же учителю добивается внимания и сосредоточенности учащихся на уроке, эффективности учебного процесса? Только благодаря использованию элементов технологии Шаталова, которая служит здоровьесбережению.

5 СЛАЙД

  1. Работа в парах или мелких группах, «вертушка», то есть активное передвижение учащихся из одной группы или пары в другую.

Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира организуется групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по-разному: места  размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.


2. Использование двух досок, когда учащиеся поневоле совершают повороты от одной доски к другой, достаточно двигаются, тем самым сохраняя интерес к уроку и активность участия в нем. 

6 СЛАЙД

Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация учебного процесса. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

  • Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объема и уровня сложности домашнего задания. Вреден для здоровья достаточно распространенный педагогический прием наказания домашним заданием повышенного объема или сложности. Чаще всего, если ребенок не справился с домашним заданием два-три раза, он теряет интерес к этому процессу. Поэтому к дозировке домашнего задания и мере сложности нужно относиться со всей ответственностью: соизмерять объем и сложность с возможностями ученика. 


 

  • Нагрузка от дополнительных занятий в школе;

  • Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

 

 Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья школьников,   целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:

7 СЛАЙД

Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

Число видов учебной деятельности, используемых учителем.

 К их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. Нормой считается 4–7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.

    Ориентировочная норма: 7–10 минут.

Число использованных учителем видов преподавания: 

словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма — не менее трех за урок. Чередование видов преподавания — не позже чем через 10–15 минут.

Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.);

     активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в       группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.);

 методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.

Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т. е. для взаимосвязанного решения как учебных, так  и воспитательных задач. 

Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.  

Правильная поза учащегося во время занятий

  за столом (партой)


Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней. Голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол. Между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдержать расстояние, равное ширине кисти ребенка. 


     
при письме

 
Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, позвоночник опирается на спинку стула. Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно. Плечи находятся на одном уровне. Голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30 - 35 см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 . Левая рука (у левшей - правая) поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх. 


при чтении

 
Поза при чтении в основном совпадает с позой при письме. Предплечья симметрично, без напряжения лежат на поверхности стола (парты), кисти поддерживают книгу с наклоном по отношению к глазам под углом 15 . 


стоя

 
Стоять надо свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги. Голову не наклонять, следить за симметричным положением надплечий, углов лопаток. Непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления, но они не должны быть привычными, так как это приводит к нарушению осанки.

 

Физкультминутки и физкультпаузы, которые являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма — на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

Постоянно контролируется посадка детей, обращается внимание на положение ног и спины, относительно стула, головы и рук относительно парты.
Обязательно 2-3 раза за любой урок проводятся физкультминутки. Особое внимание уделяется физкультминуткам на уроках письма, делаются упражнения для отдыха рук, в которые входит массаж не только рук, но и каждого пальчика. Не меньшее значение имеет зарядка для глаз, которая проводится регулярно.

Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

8 СЛАЙД

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем. Внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации:
стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Преобладающее выражение лица учителя. Несомненно, стиль общения педагога с учащимися влияет на состояние здоровья школьников. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т. д.

Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.   Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем через 25-30 минут в 1-м классе; 35-40 минут в начальной школе; 40 минут в средней и старшей школе; 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения;

Темп и особенности окончания урока.

Быстрый темп, "скомканность", нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

 Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.

     Показателем эффективности проведенного занятия можно считать

 

состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учеников. 

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

9  СЛАЙД

  1. 5-25-я минута — 80%;
  2. 25-35-я минута — 60-40%;
  3. 35—40-я минута — 10%.

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентированный для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.

10 СЛАЙД

                       Цель воспитательной работы школы МОУ ООШ № 11    

                                                     

    « Работа над созданием воспитательной системы школы, основанной на формировании  ЗОЖ»

На школу возложены конкретные обязательства как учебные, воспитательные, так и по охране здоровья детей. Именно школа с 1-го класса способствует воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни.  Поэтому я  поставила перед собой цель :

 

11 СЛАЙД

        «Укрепление, профилактика здоровья учащихся»


 

Для реализации данной цели я выделила следующие задачи:

12    СЛАЙД

  1.  Увеличение двигательной активности учащихся на уроке;

Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Учитывая это, учителя не требуют от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока

Часть урока (3-5 минут) дети обучаются стоя. Это может быть чтение, слушание, говорение.

 Выполнив задание учителя, ученик встает. Таким образом, сменив позу сидения на позу стояния, ребенок отдыхает, а учитель может ориентироваться, как быстро дети справляются с учебной задачей.

 Учитель ведет урок не только стоя у доски классной комнаты, а может находиться в любой части класса, Ученики в свою очередь вынуждены поворачиваться вслед за учителем, вращать головой (можно рекомендовать часть необходимого к уроку оборудования размещать с этой целью в разных местах класса).

Один из приемов здоровьесбережения на этапе проверки домашней работы: к доске выходят по три-шесть учащихся, которых сменяют следующие ученики. Таким образом, учащиеся совершают движения во время напряженного трудного урока. 

Учитель приглашает всех учащихся пройти к разным местам классной комнаты (к своему столу, к доске, к карте, к выставке книг и. т. д. ) и организует там обучение со всем классом.

  1. Предупреждение утомляемости (т. е. проведение оздоровительных пауз во время уроков);

Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

13 СЛАЙД

  • упражнения по формированию осанки

Определение осанки из словаря С.Ожегова: «Осанка – внешность, манера держать себя (преимущественно о положении корпуса, складе фигуры)».

Долгие часы сидения за партой портят осанку учеников. С первого же класса надо обучать детей специальным упражнениям и следить, чтобы они их выполняли

            Специальные упражнения       на формирование осанки

 

 КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

  1. Ходьба на месте – дыхание равномерное.
  2. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. Разводим руки в стороны, вытягиваем вперед, поднимаем вверх – вдох. Возвращаемся в исходное положение – выдох.
  3. И.п.: cтоя, одну ногу согнуть и поднять колено к животу – выдох, вернуться в исходное положение – вдох. То же с другой ногой.
  4. Присесть – выдох, встать – вдох.

 

 Предлагаю детям сравнить осанку  мальчиков.

– Что вы можете сказать об осанке мальчиков?

– Какое настроение создает правильная осанка?

 Далее учитель говорит о том, что, если дети обнаружат в своей осанке какие-либо отклонения, огорчаться не следует. В их возрасте осанку еще можно исправить. Для этого надо делать специальные упражнения, больше играть в подвижные игры на воздухе, заниматься в спортивных секциях.

РАБОТА С КОМПЛЕКСОМ УПРАЖНЕНИЙ

  1. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, опущенными руками держим гимнастическую палку за концы. 1 – поднять руки вверх, 2 – наклон влево, 3 – стать прямо, 4 – руки опустить. То же, наклон вправо.
  2. И.п.: стоя, ноги вместе, держим палку вертикально за спиной (одна рука над головой, другая – на уровне поясницы), затылок и ягодицы касаются палки. 1–2 – присесть, держа спину прямо, 3–4 – вернуться в исходное положение. Поменять руки и повторить упражнение.
  3. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, держим палку вертикально за спиной (одна рука над головой, другая – на уровне поясницы). 1–2 – наклон вправо, 3–4 – наклон влево. Поменять руки и повторить упражнение.
  4. И.п.: лежа на животе, ноги вместе, руки вдоль туловища. 1–3 – руки вытянуть вперед, поднять голову и ноги, прогнуться, 4–5 – зафиксировать позу, 6–8 – медленно вернуться в исходное положение.
  5. И.п.: стоя спиной к стене (удобное расстояние каждый определяет сам), ноги на ширине плеч. 1 – поднять руки вверх, 2–3 – прогнувшись назад, коснуться стены руками, 4 – вернуться в исходное положение.
  6. И.п.: стоя, пятки, ягодицы, лопатки и затылок касаются стенки. Отойти от стенки, сохраняя осанку. Каждое упражнение делать по 10–12 раз.

 

 

 Как связана осанка с положениями головы  (рис.3) и какие занятия способствуют формированию правильной осанки.

 

 Если голову держать прямо, все тело невольно «подтягивается», плечи расправляются, спина выпрямляется, живот поджимается.

 

РАБОТА С КОМПЛЕКСОМ УПРАЖНЕНИЙ

  1. И.п.: стоя, ноги вместе, держим обруч перед собой в опущенных руках. 1 – отвести правую ногу назад на носок, 2–3 – поднять обруч вверх (руки прямые) и максимально прогнуться назад, 4 – вернуться в исходное положение. Повторить упражнение, поменяв ногу.
  2. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, держим обруч перед собой в опущенных руках. 1–4 – медленно поднять обруч и держать перед собой вертикально, руки на уровне плеч. 5–8 – медленно вернуться в исходное положение.
  3. И.п.: стоя, ноги вместе, прямыми руками держим обруч над головой. Ходить с обручем в течение одной минуты.
  4. И.п.: лежа на спине, руки под головой. Поднять согнутые в коленях ноги и делать «велосипедик» в течение одной минуты.
  5. И.п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. 1 – вытянуть руки вперед, приподнять руки, плечи и голову от пола и прогнуть спину, 2–7 – удержаться в этом положении, 8 – вернуться в исходное положение.
  6. И.п.: стоя на четвереньках, спина прямая. 1–4 – выгнуть спину дугой («рассерженная кошка»), голова опущена вниз, 5–8 прогнуть спину, голову поднять вверх. Вернуться в исходное положение. Каждое упражнение делать по 10–12 раз.

   Ш.Х. Сефферта: «В Древней Греции считали, что чем лучше осанка, тем весомее личность человека».

14 СЛАЙД

  • Укрепление  зрения
  • Специальную гимнастику для глаз - она способствует укреплению структур глаза и улучшению зрения, профилактике возникновения и прогрессирования близорукости и дальнозоркости и астенопии (утомляемости глаз).

                                   Упражнения:

  1. Быстро и легко моргать 2 минуты.

 Способствует улучшению кровообращения.

  1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их на 3-5 секунд. Повторить 7 раз.

 Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаза. Повышает тонус круговой мышцы глаза, тем самым предотвращает и уменьшает морщинки!

  1. Перемещать взгляд в разных направлениях (по кругу, по часовой стрелке, вправо-влево, вверх вниз, восьмеркой).

 Укрепляет все мышцы глаза.

  1. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веки. Через 1-2 секунды снять пальцы с век. Повторить 3 раза .

 Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

  1. Стоя возле окна, сосредоточиться на предмете, находящемся близко от глаз (это может быть точка на стекле), а затем переводить взгляд на удаленный объект. Повторить 10 раз.

                      Снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.        

  • Массаж глаз

Хорошее влияние на циркуляцию крови и на нервы оказывает поглаживание закрытых глаз, вибрация, нажим, массаж ладонью и легкое разминание. Наиболее распространен прием массажа двумя пальцами - указательным и средним - в виде восьмиобразного движения. По нижнему краю глаза движение к носу, по верхнему краю глаза - над бровями. Такое движение повторяется 8-16 раз.

 

  • укрепления мышц рук

15 СЛАЙД

Упражнение 1

Вращение кистями в правую и левую стороны. Затем, трясем некоторое время руками, как бы отряхивая от воды.

Упражнение 2

Поставьте локти на стол в вертикальном положении. Легко и свободно сгибайте и выпрямляйте кисти рук.

Упражнение 3

Руки положите на стол и выполняйте круговые движения внутрь и наружу.

Упражнение 4

Соедините ладони на уровне плеч. Старайтесь отвести пальцы как можно дальше друг от друга, при этом, ладони должны быть соединены.

Упражнение 5

Сжимайте руку в крепко в кулак и быстро разжимайте, при этом, раздвигая пальцы.

Упражнение 6

Выпрямите ладонь. Начните сгибать пальцы по очереди, начиная с мизинцы. Разгибайте пальцы, начиная с большого пальца.

Упражнение 7

Вращайте большим пальцем сначала одной, потом другой руки в правую и левую стороны (по минуте в день).

Упражнение 8

Аккуратно выгибайте каждый палец, отгибайте ладони назад. Это поможет укрепить гибкость и упругость рук.

Упражнение 9

Выполняйте круги вытянутыми в стороны руками. Следите, чтобы в выполнении упражнения принимали руки только до локтя.

Упражнение 10

Начертите в воздухе вытянутыми руками большую восьмерку. Плечи должны оставаться неподвижными. Сделайте по 10 подходов каждой рукой.

Упражнение 11

Прижмите локти к туловищу, руки сожмите в кулаки. Энергичным движением выбросьте руки вперед, вернитесь в исходное положение и снова повторите выброс рук только в стороны. Количество повторов – 12 раз.

Упражнение 12

Поднимите руки над головой. Тянитесь руками как можно выше, на отрывая ступней от пола. Затем свободно опустите руки вдоль тела, расслабляя мышцы.

Упражнение 13

Расслабьте руки вдоль тела. Свободно потрясите ими, при этом, стараясь не двигаться плечами. Это упражнения поможет снять накопившуюся усталость в руках.

  • отдых позвоночника
  •   После 15-20  минут сидения обязательно делать 2-минутный перерыв, в который должны быть включены активное движение и ходьба. Необходимо выполнить 3-4 серии упражнений для туловища - прогибаний, п Упражнения на отдых позвоночника

  • Повороты туловища в разные стороны из положения сидя.

 

  • упражнения для ног

Для развития мышц ног я использую различные виды приседаний.

 

  • релаксационные упражнения для мимики лица

16 СЛАЙД

 

  • Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), рассла­биться. Постараться сохранить лоб абсолютно глад­ким хотя бы в течение нескольких секунд.

  • Нахмуриться (сдвинуть брови) — расслабиться.

  • Широко раскрыть глаза — вернуться в исходное состояние.

  • Зажмуриться — расслабить веки.

  • Сузить глаза, прищуриться — расслабиться.

  • Поднять верхнюю губу, сморщить нос — рассла­биться.

  • Оскалить зубы — расслабить щеки и рот.

  • Оттянуть вниз нижнюю губу — расслабиться.

  • массаж области груди, лица, рук, ног,

  • Гигиенический массаж.

17 СЛАЙД


Он улучшает крово - и лимфообращение, нормализует обмен веществ, помогает снимать мышечное напряжение на лице, шее, в руках.
Массаж также носит профилактический характер против простудных заболеваний, ангин, катаракты верхних дыхательных путей.
Подушечками указательных пальцев обеих рук проводим под глазами, слегка надавливая, от переносицы до ушей. Повторяем 5 раз.
Тыльными сторонами правой и левой ладоней проведем 7 раз от подбородка в стороны.
Откройте рот, сильно натяните на зубы одновременно верхнюю и нижнюю губу, а затем слегка их прикусите. Повторяем 5 раз.

Сложная экологическая обстановка делает особенно необходимым проведение массажа щитовидной железы, который можно выполнить следующим образом. 

Сядьте удобно. Расслабьтесь, успокойтесь. Ровно, протяжно, на одной высоте произносите звук [а].
Произношение звука [и] в таких же условиях активизирует работу мозга, нормализует функцию почек.
Проговаривание звука [о] приводит в порядок среднюю часть грудной клетки.
Чередование звуков [о], [и] массирует сердце.

  • упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

  • Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому я ввожу упражнения для выработки глубокого дыхания. Усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.

 

Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам. Которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.

  • Для правильной ориентации дыхания проводятся двигательные упражнения с названиями: «Задуть свечу», «Поймать комара», «Согреть руки», «Лилия» и др.
    «Поймать комара»: Разведите руки в стороны. Представьте, что ловите комара. Медленно сводите руки, чтоб его не испугать. При этот беспрерывно произносите звук [з]. Прихлопните комара и быстро разведите руки - получится автоматический вздох.

  1. Воспитание и обучение детей нормам здорового образа жизни, пропаганда правил гигиены;

18 СЛАЙД

     Данную работу я реализую через внеклассную работу.

Вне урока организую веселые старты, соревнования, игры, спортивные праздники. Такие мероприятия дают особое удовольствие, если в них участвуют и родители.

Так как  цель воспитательной работы школы МОУ ООШ № 11                                                        

  «Работа над созданием воспитательной системы школы, основанной на формировании  ЗОЖ»  в нашей школе 1 раз  в месяц проводим занятие по ЗОЖ.

Мне помогает в этом книга «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов пр ироды». Книга содержит полностью разработанный курс занятий для школьников 1-4 классов.

                             

Формы проведения уроков соответствуют возрастным особенностям младших школьников – это занимательные беседы, игры, оздоровительные минутки, кроссворды и т. п.

Анализируя весь материал, я выделила несколько самых важных компонентов здорового образа жизни. Ими являются:

 

  • Ежедневная двигательная активность учащихся
  • Ежеурочная физическая пауза
  • Рациональное питание.
  • Соблюдение правил личной гигиены.
  • Соблюдение рационального режима суток
  • Отказ от вредных привычек
  • Безопасное поведение на улице, в игре
  • Профилактические упражнения.

  1. Ознакомление родителей с методами формирования здорового образа жизни.

Все здоровье детей основано в первую очередь на семейном положении: взаимоотношение между родителями, понимании ребенка, характеру занятий с ребенком, социально-бытовых условиях, наличие доброжелательной атмосферы взаимодействия и сотрудничества. Взаимоотношения между родителями и детьми должны быть доверительно-дружескими, товарищескими, но при этом ребенок должен понимать и уважать родителей, их мнение, суждение, и в большей степени отражать их на себе.
Поэтому основная воспитательно-разъяснительная работа ведется   в первую очередь с родителями учащихся – ведь от них зависит, при каком состоянии здоровья ребенок  будет учиться в школе. Большое внимание уделяется профилактической работе с учащимися и их родителями. Поэтому работу в этом направлении следует продолжать и расширять, более активно привлекать родителей учащихся – ведь семья – опора здорового воспитания учащихся.  

Привлечение родителей дает возможность более углубленной всесторонней и систематической работы по формированию здорового образа жизни.


В нашей  школе дети   посещают экскурсионные мероприятия, гуляют, отдыхают. Большое внимание отводится прогулкам на свежем воздухе, прогулки проводятся ежедневно.  
 В школе проводятся дни здоровья – в основном на свежем воздухе, чтобы учащиеся могли отдохнуть, расслабиться, сменить обстановку, это могут быть и спортивные игры, и обычные прогулки. Анкетирование «Как вы понимаете здоровый образ жизни»

 

 

Пятый  год  учащиеся  начальных классов нашей школы занимаются по программе развивающего обучения УМК под редакцией Н.Ф.Виноградовой «Начальная школа 21 века».

Комплект помогает учителям осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании. Дифференцированное обучение практически реализуется через содержание учебников, тетрадей, позволяющих снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей педагоги снижают темп опроса, не торопят ученика, дают время на обдумывание, подготовку. Не торопят, не подгоняют ребенка, создают условия, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе.

Учителя начальных классов помогают каждому ребенку осознать свои способности, создают условия для их развития, способствуют сохранению и укреплению здоровья ребенка. Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентированный для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.

Изложенная выше разработка показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.